консультация для педагогов «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования»
консультация по рисованию на тему

Кучешева Юлия Ивановна

цель работы с детьми по нетрадиционной технике рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_netraditsionnye_tehniki_izo.docx53.93 КБ

Предварительный просмотр:

 


...Детский рисунок, процесс рисования - это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.

                                                                                              В. Л. Сухомлинский

Рисование является важнейшем средством в формировании личности ребенка, эта изобразительная деятельность дарит детям радость познания творчества.

 Обычно рисование ассоциируется с кисточкой или карандашом. Но рисовать можно чем угодно: пальцами, перышком, ватной палочкой, ниткой, поролоновой губкой. Такое рисование полезно для развития нестандартного мышления юного художника. Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с малышами до изобразительного периода, когда у них ещё не сформированы навыки работы с красками, кистью, когда ещё нет точного пропорционального понятия, сколько материала им понадобится для работы.

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту, обогащается и активизируется их словарный запас.

Дети часто копируют предлагаемый им  образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.

Так же немаловажную роль в рисовании выступает скоординированность руки и глаза, овладение соответствующими техническими умениями, например, точностью движений, регуляцией их силы, амплитуды, скорости, ритмичности. Рисуя, ребенок учится также формулировать замысел и удерживать его на всем протяжении деятельности, начинает осваивать средства выразительности (цвет, форму, композицию). Ребенок учится оценивать свои рисунки. У него формируются образные представления о предметах и их свойствах, умение видеть их типичные и индивидуальные признаки, т.е. рисование выступает своеобразным способом познания действительности.

Использование нетрадиционных техник дает возможность применять коллективную  форму творчества.

Она сближает детей, развивает навыки культуры общения, рождает особую эмоциональную атмосферу.

Нетрадиционные техники изображения стимулируют положительную мотивацию, вызывают радостное настроение, снимают страх перед процессом рисования.

Таким образом, важным условием развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста является использование нетрадиционных технологий изобразительной деятельности.

Для работы над этой темой я определила следующую цель: определить особенности развития творческого воображения детей с использованием нетрадиционных технологий в изодеятельности.

Цель программы: Развитие творческих способностей через нетрадиционную технику рисования.

 Задачи:

1.Общеобразовательные:

  •  учить детей использовать в изо деятельности нетрадиционные технологии;
  • развивать творческие способности к экспериментированию;
  •  учить передавать в рисунках внешние признаки предметов;
  • развивать восприятие, внимание, мышление, воображение;
  • участвовать в коллективном рисовании;
  • развивать чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
  • способствовать обогащению знаний об окружающем мире и приобщение к фольклору, т. к. темп занятий предусматривает использование загадок, стихов;
  • воспитывать эстетический вкус и аккуратность в работе;
  • формировать творческие способности детей;
  • развивать мелкую моторику рук.

2.Воспитательные:

  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, стремление радовать окружающих своими работами;
  • через изо деятельность формировать самооценку ребёнка.

Развитие творческих способностей детей средней  группы осуществляю с помощью следующих средств: собственной изо деятельности, ознакомление с нетрадиционными техниками изо деятельности.

Для того, чтобы дети с интересом занимались разными видами изодеятельности создала следующие условия:

  • эмоционально положительная атмосфера;
  • художественно-развивающая среда;
  • нетрадиционное оборудование по изодеятельности.

Свою работу организовала по следующим направлениям:

  • создание и оснащение развивающей среды;
  • в группе оборудовала «Уголок ИЗО»,где специально для детей подготовила игры: «Шесть картинок», различные мозаики, «Маленький художник»,
  • изготовила игры: «Подбери по цвету», «Укрась солнышко», «Спрячь зайчиков от лисы», «Разложи столовые приборы по цвету», «Весёлые прищепки», «Разноцветные паровозики», «Собери бусы», «Шнуровки», «Собери пуговицы».

Дополнила зону следующими изоматериалами:

  • трафареты для рисования;
  • обводилки для рисования;
  • штамповки из пробок;
  • палочки с поролоновыми тампонами.

Оформила альбомы:

  • цвет в природе;
  • нетрадиционные техники рисования.

Для формирования творческого воображения, эстетического восприятия использую в своей работе картины, иллюстрации, аудиозаписи .

Изучила методическую литературу по теме:

  • Программа развития и воспитания в детском саду «ДЕТСТВО» - авторы: В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.
  • Алексеевская Н.А. «Карандашик озорной» – М.: «Лист». 1998. – 144 с.
  • Синицына Е. «Умные пальчики». Серия «Через игру к совершенству».М., 1998.
  • Дошкольное воспитание №4. 1999г. с. 62. Куцакова Л. «Волшебные ладошки».
  • Дошкольное воспитание №8. 1998г. с.56. Утробина К. «Рисование тычком».
  • Дошкольное воспитание №11. 1995г. с.14. Школярова М. «Рисуйте в нетрадиционной технике».
  • Дошкольное воспитание №10. 1984г. Лазарь Г. «Развитие познавательной и творческой активности у дошкольников на занятиях по рисованию».
  • Дошкольное воспитание №8. 1995г. Шклярова М. «Учить детей рисовать легко и весело».

Составила перспективный план кружковой работы « Волшебные пальчики».
Для формирования творческого воображения, изобразительных умений и навыков использую следующие методы и приёмы:

Наглядные:

  • рассматривание картин, предметов, иллюстраций;

  • показ образца;

  • показ способов и действий с изооборудованием;

  • наблюдения, целевые прогулки по участку детского сада;

  • оформление уголка творчества;

  • рассматривание оборудования по изо;

  • рассматривание книг, фотографий;

  • разрезные картинки, настольно-печатные игры.

Словесные:

  • мотивация;
  • чтение художественных произведений;
  • загадки;
  • беседы;
  • словесные игры и упражнения;
  • поощрения;
  • указания, подсказки, вопросы;
  • рассказы детей о своих работах, поделках;
  • консультации и беседы с родителями;
  • анализ.

Практические:

  • обследование предметов и разных материалов изо;
  • обучение приёмам нетрадиционных технологий по изо;
  • ориентирование на листе бумаги;
  • коллективная работа;
  • пальчиковые игры;
  • коммуникативные игры;
  • дидактические игры с наглядным материалом;
  • самостоятельная художественная деятельность детей.

Разработала авторские конспекты занятий кружка «Волшебные пальчики». Они предоставлены в папке.

Важнейшим условием успешной педагогической деятельности считаю постоянные взаимодействия с родителями детей.

Использую следующие формы работы:

  • индивидуальные беседы
  • родительские собрания
  • консультации, ширмы – папки
  • информация в родительском уголке
  • анкетирование
  • поручение
  • практикумы
  • выставки рисунков, поделок
  • фото- и видеоматериалы

Провела анкетирование родителей для уточнение сведений о том какая в семье ведется работа по исполнению изодеятельности в свободной деятельности (если проводится).

Для родительского уголка изготовила ширмы, консультации: «СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ МАЛЫШЕЙ», «Волшебные пальчики», «Развитие тонких движений рук у детей».

 Дети группы участвовали в конкурсах: «Детский рисунок», «Новогодняя игрушка».

Планирую провести родительское собрание по теме «Так ли важно рисование в жизни ребенка».

Для того что бы выявить уровень сформированности творческих способностей у детей 2 раза в год провожу обследование по методике В. Синельникова и В.Кудрявцева «Солнце в комнате», «Как спасти зайку».

На начало года у 10  детей ниже нормы, 0  норма, 0 выше нормы.

Результаты на середину года у 9 детей ниже нормы,1 норма, 0 выше нормы.

Группа «Волшебные пальчики» - 10 детей.

У контрольной группы на начало года у 8 детей ниже нормы, 2  норма, 0 выше нормы

Результаты на середину года у  6  детей ниже нормы, 4 норма, 0 выше нормы.

Вывод: Творческие способности – это индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей. Именно нетрадиционная техника рисования направлена на систематическое развитие творческих способностей дошкольников и играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самым ценным является не конечный продукт, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

На будущее я планирую:

  • продолжать работу над темой « Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста нетрадиционными техниками рисования»;
  • продолжать вести углубленную работу кружка «Волшебные пальчики».

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развитие творческих способностей детей посредством освоения нетрадиционных техник рисования."

Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования»

Консультация для родителей "Развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования"...

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей ребёнка через использование нетрадиционных техник рисования»

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художе...

Консультация на тему: "Развитие творческих способностей детей посредством освоения нетрадиционных техник рисования."

Формирование эстетического отношения к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования....

Консультация для родителей. "Развитие творческих способностей дошкольников с помощью нетрадиционных техник рисования".

Консультация для родителей. "Развитие творческих способностей дошкольников с помощью нетрадиционных техник рисования"....