Конспект образовательной ситуации "Хохлома"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Ефимова Алла Петровна

Конспект образовательной ситуации "Хохлома" построен в соответсвии требований ФГОС. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_obrazovatelnoy_situatsii_hohloma.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка» п.Правохеттинский Надымского района

(МДОУ «Детский сад «Сказка»)

ул. Газовиков д.27, п.Правохеттинский, Надымский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629745, Тел./факс: 8(3499)51-44-53; 51-44-42;

ОКПО 78191975, ОГРН 1058900415804, ИНН/КПП 8903024631/890301001

Конспект

Контрольно-итогового занятие непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (рисование) на тему «Хохлома» для детей подготовительной группы.

Ефимова А.П., воспитатель,

первая квалификационная категория

п.Правохеттинский

2016г

Конспект образовательной ситуации «Хохлома»

Ефимова Алла Петровна, воспитатель

Задачи:

- обогащать художественный опыт детей: создание несложных орнаментов хохломской росписи;

- умение свободно и легко концом кисти рисовать завитки в разные стороны;

-  формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины, актуализировать известный способ действий в ситуации затруднения - «если чего-то не знаю, спрошу у того, кто знает»;

-  тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, речь;

- совершенствовать разнонаправленные слитные движения руки, зрительный контроль над ними;

- продолжать учить оценивать выполненные рисунки в соответствии с поставленной задачей.

Материалы: наглядный материал на тему «Народные промыслы», кукла в народном костюме, ведущая в народном костюме, фартуки, предметы быта, украшенные хохломской росписью, выполненные по мотивам Хохломы. Вырезанные из бумаги контуры разделочных досок желтого, красного, черного и зеленого цветов; краски: акварель, гуашь; палитра; кисти; вода; салфетки; образцы

Техническое обеспечение: интерактивная доска, презентация «Сказ о Хохломе», «Схема составления описательного рассказа», музыкальное сопровождение.

  1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: Вызвать внутреннюю потребность детей для включения в деятельность.

Воспитатель в русском народном костюме приглашает детей совершить небольшую экскурсию в мини-музей «Русская изба». Дети проходят, садятся на стульчики.

Воспитатель: Сегодня мы с вами снова поговорим о народных промыслах на Руси. Издавна Русь славилась своим фарфором и искусством художественной росписи. Сложились даже разные школы и направления  этих народных промыслов, с некоторыми мы с вами уже успели познакомиться, а о некоторых предстоит узнать.

  1. Актуализация знаний.

Дидактические задачи:

  1. Закрепить умение определять названия народных промыслов;

2)    Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, речь.

Воспитатель: Посмотрите на эту картинку (показывает картинку «Гжель», дети ее узнают) Правильно, Гжель. Кто нам напомнит об особенностях этого промысла? (дети отвечают)

Гжель – это название фарфора с нарядной синей росписью на белом фоне. Название это произошло от названия местности под Москвой. Гончарное ремесло существует здесь с начала XIV века. Гжельская керамика известна и популярна во всем мире.

Воспитатель показывает дымковскую игрушку. Дети ее узнают, рассказываю.

Воспитатель: Ды́мковская игрушка,  — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ г. Вятка (ныне на территории г.Кирова).

Это один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет.

     3. Затруднение в игровой ситуации.

Дидактические задачи:

  1. Создать мотивационную ситуацию для введения понятия «Хохлома», «Завиток»;
  2. Формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины;

Воспитатель показывает картинку с Хохломой и прикрепленным к нему элементом «Завиток»

 Воспитатель: А это народное творчество вам знакомо? А что вы знаете о нем? А что может означать этот элемент и как эти две картинки связаны? А хотите узнать? А что мы делаем, когда не знаем? (Дети: спрашиваем у того кто знает) Спрашивайте!

4. Открытие нового знания.

Воспитатель: Хохлома - это ручная роспись по дереву. Этому промыслу более 300 лет. Чашки, солонки, стулья, полки – расписаны диковинными огненно-алыми цветами. Секрет этих изделий в том, что их два-три раза покрывают лаком, а потом закаляют в печи. От этого лак желтеет, и деревянные расписные чашки становятся похожими на драгоценную позолоченную посуду. Посмотрите внимательно вокруг, есть ли в нашем музее Хохлома? Конечно, есть. Нравиться вам? Хотите узнать про хохлому подробнее? Тогда возвращаемся в группу, и я покажу вам фильм  про Хохлому.

Педагог  показывать фильм об этапах изготовления изделий хохломы.

Фильм

Воспитатель: А теперь, пока наши глазки отдыхают, я предлагаю вам подойти к столику с изделиями и рассмотреть их поближе.

В это время готовится презентация «Сказ о Хохломе»

Воспитатель: Хотите узнать историю происхождения Хохломы? Занимайте свои места.

 «Сказ о Хохломе». Дети, вместе с педагогом читают название презентации

Слайд 1

-Сказ о хохломе. Начинается сказ не про нас, не про вас, а про чудесный рисунок волшебной травы

Слайд 2

-Рассказывают, жил в древние времена в городе Москве мастер – иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому, однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

Слава о великом мастере разнеслась по всей земле.

Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом

Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища

Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей.

Такова легенда. Рассказывают её всегда чуть-чуть по-разному, и каждый любознательный сможет прочитать её в сборниках легенд и сказок Нижегородской области. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику. Так и случилось с Хохломой.

Слайд 3

Полюбуемся изделиями мастеров Хохломы.

Что вы видите? Опишите словесно какая посуда? ( красивая посуда,  яркая , радостная , богатая, красочная

Из какого материала изготовлена  эта   посуда? (Из дерева)

Все  ли предметы быта расписаны в одинаково? Знаете ли вы эту роспись? (Хохломская)

Слайд 4-6

-Рассмотрим внимательно изделия хохломы – подносы. Какие основные цвета использовали хохломские мастера  для фона? (Красный, желтый, зеленый, черный)

-Каждому цвету придаёт народ свое значение. Красный – огнь, любовь, преданность. Золотой – солнце, свет, тепло. Черный – земля, торжественность.

Зеленый – жизнь.

Травный орнамент, или «травка»,

Так характерен для всей хохломы,

Чудесный рисунок волшебной страны!

Слайд 7-8

Элементы травной росписи

-Как вы думаете элементов в росписи мало или  много? Конечно много

“Осочки” - самый простой элемент. Он выполняется легким движением кончика кисточки сверху вниз

“Завитки” выполняют, как и “усики”, только с легким нажимом в середине элемента

“Капельки” выполняют, прикладывая кисть к изделию

“Кустики” изображают непрерывной линией одинаковой толщины, закрученной в спираль

Криуль                Завитки – простые по форме, а радуют взор

Богат и наряден чудесный узор

По золоту фона затейливой змейкой

Орнамент здесь вьётся – попробуй сумей-ка!

Слайд 9-10

Листики

Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов

Ягодки

Хохломские художники называют ягоды ласково, и никогда один и тот же мастер не напишет их одинаково

Слайд 11

А вот посмотрите – знакомый сюжет

Узнали вы сказку? Узнали, иль нет?

Жар- птицу никто не видел, поэтому каждый мастер рисует её по-своему. Вы уже в аппликации делали уже тоже по своему представлению

Слайд 12-14

Хохлома – искусство современное. Ее роспись можно где угодно, на любых предметах

Слайд 15-17

Как вы думаете, что это?

Слайд 18

Схема составления описательного рассказа.

Кисть хохломская! Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа, красива,

Ты, как и люди, служишь Отчизне!

5. Включение нового знания в систему знаний.

Дидактические задачи: обогащать художественный опыт детей: создание несложных элементов «Завитка» на разделочной доске.

Воспитатель: Ну как ребята, понравился вам мой рассказ? А что вам больше всего запомнилось? А кто скажет, как называется этот элемент росписи? (Показывает завиток)

Дети: Завиток

Воспитатель: Хотите попробовать себя в роли мастеров? Тогда занимайте места и приступайте к работе. Но сначала, давайте потренируемся в воздухе.(физ.минутка)

Давайте возьмем в руки сухую  кисточку и попробуем выполнить движения в воздухе, а теперь на доске, как будто вы рисуете легко без нажима  веточку в одну сторону, в другую. А от нее завиток. Теперь наберите гуашь на кончик кисточки и начинайте расписывать  доску. Сегодня мы рисуем только завитки.

(воспитатель включает музыку, на экране образец элемента «Завиток»)

6. Итог занятия 

Какие  замечательнее росписи  у вас получились. Все доски такие красивые. Давайте устроим выставку ваших работ. Я помогу вам в этом.   Пусть все дети детского сада приходят к вам на выставку и любуются вашими произведениями.

Технологическая карта образовательной ситуации  «Хохлома»

Ефимова Алла Петровна, воспитатель

Образовательная область

Художественно-эстетическое развитие

Возраст детей, группа

6-7 лет, подготовительная группа

Тип НОД

Закрепление

Тема НОД

"Хохлома"

Цель

Формирование у детей дошкольного возраста представления о народных ремеслах Руси

Задачи

Познавательные: - обогащать художественный опыт детей: создание несложных орнаментов хохломской росписи;

Коммуникативные: формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины, актуализировать известный способ действий в ситуации затруднения - «если чего-то не знаю, спрошу у того, кто знает»; тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, речь.

Регулятивные: продолжать формировать умение детей воспринимать ответы товарищей и инструкции педагога; способствовать развитию произвольности поведения; продолжать учить оценивать выполненные рисунки в соответствии с поставленной задачей

Продуктивные: умение свободно и легко концом кисти рисовать завитки в разные стороны; совершенствовать разнонаправленные слитные движения руки, зрительный контроль над ними;

Материал

Материалы: наглядный материал на тему «Народные промыслы», кукла в народном костюме, ведущая в народном костюме, фартуки, предметы быта, украшенные хохломской росписью, выполненные по мотивам Хохломы. Вырезанные из бумаги контуры разделочных досок желтого, красного, черного и зеленого цветов; краски: акварель, гуашь; палитра; кисти; вода; салфетки; образцы

Предполагаемый результат

Знать и уметь отличать хохломскую роспись от других ремесел, называть элементы росписи («завиток»)

Этапы технологии «Ситуация»

Деятельность воспитателя

Методы, приемы

Деятельность воспитанников

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

I. Введение в ситуацию

Воспитатель в русском народном костюме приглашает детей совершить небольшую экскурсию в мини-музей «Русская изба». Дети проходят, садятся на стульчики.

Воспитатель: Сегодня мы с вами снова поговорим о народных промыслах на Руси. Издавна Русь славилась своим фарфором и искусством художественной росписи. Сложились даже разные школы и направления  этих народных промыслов, с некоторыми мы с вами уже успели познакомиться, а о некоторых предстоит узнать

Беседа

Рассматривают картинки, отвечают на вопросы воспитателя

Умение слушать и выдвигать свои предложения Целеполагание

Психологическая готовность детей.

Внутренняя мотивация на деятельность.

Ответы детей.

Этапные задачи.          Вызвать внутреннюю потребность детей для включения в деятельность.

II. Актуализация знаний

Воспитатель: Посмотрите на эту картинку (показывает картинку «Гжель», дети ее узнают) Правильно, Гжель. Кто нам напомнит об особенностях этого промысла? (дети отвечают)

Гжель – это название фарфора с нарядной синей росписью на белом фоне. Название это произошло от названия местности под Москвой. Гончарное ремесло существует здесь с начала XIV века. Гжельская керамика известна и популярна во всем мире.

Беседа с опорой на личный опыт детей

Выполнение заданий

Умение слушать и понимать инструкцию,

Выполнение действий по образцу, самоконтроль

Ответы детей

Этапные задачи.

1)    Закрепить умение определять названия народных промыслов;

2)    Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, речь.

III.Затруднение в игровой ситуации

Воспитатель: А это народное творчество вам знакомо? А что вы знаете о нем? А что может означать этот элемент и как эти две картинки связаны? А хотите узнать? А что мы делаем, когда не знаем? (Дети: спрашиваем у того кто знает) Спрашивайте!

Беседа

Предположение детей, ответы детей

Умение выдвигать свои версии

Сравнивание своих ответов с ответами других

Этапные задачи

1)Создать мотивационную ситуацию для введения понятия «Хохлома», «Завиток»;

2)Формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины;

IV. Открытие нового знания.

Рассказ воспитателя о хохломе, педагог  показывать фильм об этапах изготовления изделий хохломы,

презентация

Беседа, просмотр фильма

Отвечают на вопросы по ходу просмотра презентации, сами читают названия изделий и элементов росписи.

Находят правильный ответ на поставленный в начале занятия вопрос, сравнивают его со своими предположениями

Этапные задачи

Научить узнавать «Завиток» в росписи изделий.

V.Включение нового знания в систему знаний.

Воспитатель: Ну как ребята, понравился вам мой рассказ? А что вам больше всего запомнилось? А кто скажет, как называется этот элемент росписи? (Показывает завиток)

Воспитатель: Хотите попробовать себя в роли мастеров? Тогда занимайте места и приступайте к работе. Но сначала, давайте потренируемся в воздухе.

Воспитатель включает музыку, на экране образец элемента «Завиток»)

беседа

 физ.минутка

Отвечают: « Завиток»

Выполняют движения сухой кисточкой в воздухе.

Этапные задачи

обогащать художественный опыт детей: создание несложных элементов «Завитка» на разделочной доске.

Итог занятия 

Какие  замечательнее росписи  у вас получились. Все доски такие красивые. Давайте устроим выставку ваших работ. Я помогу вам в этом.   Пусть все дети детского сада приходят к вам на выставку и любуются вашими произведениями.

Рассматривание работ

Рассказывают о своих работах

Сравнивают свои работы с другими

Этапные задачи

Провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .

Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию  для детей подготовительной группы «Зимние чудеса»  Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...

Конспект образовательной деятельности в образовательной области «Познавательное развитие» с использованием современных образовательных технологий с детьми средней группы

Конспект заняти ставит своей целью формирование представлений деьей о защитниках страны в годы Великой отечественной войны, воспитание уважения и чувства благодарности к тем, кто защищал Родину....

Конспект ООД Тема: Образовательная область «Познавательное развитие» раздел «Формирование элементарных математических представлений» конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Завяжем кукле бантики»

Дата:Тема: «Завяжем кукле бантики»Цель: Совершенствовать навыки счета в пределах 10Задачи:Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.Продолжать формировать ...

Конспект образовательной деятельности Тема: Квест – игра «В поисках сокровищ» Образовательная область: «Познавательное развитие» Форма организации деятельности: образовательная деятельность Возрастная группа: Средняя группа

Конспект образовательной деятельностиТема: Квест – игра  «В поисках сокровищ»Образовательная область: «Познавательное развитие»Форма организации деятельности: ...

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Юные знатоки леса» Приоритетная образовательная область: речевое развитие. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,физическое развитие.

Цель:  Создание условий для закрепления и расширения представлений детей о лесе и его обитателях , представления о  взаимосвязи человека и природы.Задачи:Образовательные :- Уточнять и р...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Образовательная деятельность: Развитие речи. Тема: ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ «КУРОЧКА РЯБА»

Цель: Пересказ сказки «Курочка ряба» с использованием настольных фигурок и с опорой на картинки.Задачи:Образовательные:Учить детей внимательно слушать сказку, рассказывание которой сопрово...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: Осенний ковер из листьев.

Возрастная группа: общеразвивающая группа 3-4 лет.Форма совместной деятельности: беседа,  рассматривание иллюстраций.Форма организации: групповая, индивидуальная.Интеграция образовательных област...