конспект открытого занятия по познавательному и художественно-эстетическому развитию на тему: «Прекрасное - рядом» Автор разработки: АвраменкоГ.А Категория участников: старшая лог гр
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Авраменко Галина Алексеевна

Конспект по познавательному и художественно-эстетическому развитию детей старшего возраста с региональным компонентом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_prekrasnoe_ryadom.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель – Приобщать детей к народному творчеству, дать новые знания по краеведению. Программное содержание:

             Познавательное развитие:

Продолжать знакомить детей с народными играми;

 познакомить детей с народной Орловской  Плешковской игрушкой

Приобщать детей к народному творчеству, развивать чувство юмора, воображение, смекалку,

Физическое развитие:

Способствовать сохранению и укреплению здоровья, развивать ловкость,                    быстроту в подвижных играх, игровых упражнениях.

Социально-коммуникативное развитие

Воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим; совершенствовать навыки общения в коллективе

пробудить интерес к народным  играм, забавам,

Речевое развитие:

Развивать связную речь;

Художественно-эстетическое развитие:

Учить раскрашивать красками изделие из соленого теста, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Научить точно, передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

Предварительная работа: знакомство с традициями, с народными играми;

Оборудование:  записи с фонограммой песен, глиняные игрушки, атрибуты для игры «Карусель», краски, кисти, изделия из соленого теста.

Организационный момент:

Давайте с вами поиграем в игру «Молчанка».

Кони, кони, мои кони,

Мы сидели на балконе,

Чаю пили, чашки мыли,

По – турецки говорили:

-Чаб – чаляби, чаб – чаляби.

Прилетели журавли

И сказали нам: «Замри!»

А кто первый отомрет,

Тот получит шишку в лоб.

Не смеяться, не болтать,

А солдатиком стоять!         

 Закройте, пожалуйста, глаза. Кто услышит свое имя, открывает глаза и назовет себя ласково. А теперь возьмемся за руки и скажем вместе «Доброе утро!  Удачного дня!».

Дети, вы слышите эти звуки? Это нас зовёт увлекательная история. Но войти в неё может только тот, кто умеет слушать то, что я буду рассказывать. Я принесла вам чудесный мешочек. Хотите узнать, что лежит в этом мешочке?

Потрогайте, что там? Эти предметы имеют свою историю, и я поведаю её вам

В прошлом,  давным-давно,   люди  делали много вещей своими руками.  Во все времена ценили ручной труд. В давние времена на Руси было много удивительных мастеров.  Поэтому к ним всегда относились с уважением. На Руси люди собирались вечерами  вместе: вышивали, шили, вязали, делали посуду,  пели русские народные песни. А ещё раньше не было телевизоров, радио и компьютеров, и детям как- то нужно было себя развлекать и веселить, пока взрослые трудились. Вот на этот случай у них были у них народные игры. Народные игры многому учат детей, способствуют развитию ловкости, быстроты движений, меткости. Приучают к сообразительности.

 «Предлагаю вам игру, как бывало в старину». «Тыр-мыр». Дети встают парой лицом друг к другу, игра в ладоши под слова:

Тыр-мыр. Простодыр. На рубашке 30 дыр

Приходи ко мне играть, будем дырочки считать.

По иголочке возьмём и все дырочки зашьём. (щекотят друг друга). Как вы думаете, чему учила эта игра?

  В давние-давние времена, когда человек еще не умел делать музыкальные инструменты, ему все-таки хотелось слышать музыку. Вот и приходилось  человеку извлекать звуки, дуя в морскую раковину, в камышовый стебель, в рога животных. Шло время, человек становился все более мудрым и умелым. Он научился делать музыкальные инструменты из глины. Знаменита на Орловщине плешковская игрушка. Село Плешково находилось вблизи месторождения уникальной глины, из которой  плешковцы начали делать кирпичи, гончарные изделия и игрушку. Игрушечным промыслом занимались женщины и девочки для удовольствия и для продажи.  Вертели плешковцы на гончарном круге посуду: кубаны, квасники, горшки; формовали кирпич, даже дома себе ставили из самана. "А для детишек, - говорили мастера, - чтоб им не обидно было, лепили игрушки. Выручки от них на копейку, мороки много, а без них скучно". Давно это было. Для плешковской игрушки типичен образ женщины, держащей ребенка всегда на левой руке. Также популярны изображения домашних животных: коров, петухов, баранов, лошадок и т.д

 У Плешковской игрушки - вертикальные и волнистые полосы - знаки падающего дождя и земли, напоенной дождем. Земля и женщина едины в смысле и назначении своем. Орнамент  скорее условный – двойной крест, цветные пятна, вертикальные линии. После изготовления игрушки долго сушили и обжигали, а потом раскрашивали   петушиным пером. Раскраска обычно выполнялась в  цвета: синий и красный и зеленый. Рисунок наносился в виде кругов, пятен, параллельных линий. Синяя краска готовилась из сушеных ягод бузины и голубых первоцветов,  или конопли.

Сюжеты Плешковской игрушки не только тесно связаны с обыденной жизнью Медведь - наш предок, пращур, символ могущества и плодородия, а также русской нации. Он всегда пользовался особым уважением, возможно, поэтому игрушку-медведя чаще-всего делают без свистка. Птица (петух, курица, утица) — главный древний смысл — оберег, олицетворяла весну, тепло, являлась знаком воскресения природы, пробуждения земли, рассвета, предвестником хорошего урожая. “Где утка шла — там рожь густа”. Петух — представитель пламени, которым сжигает солнце. Конь,  — знак неба и солнца, совершающего путь по небу на колеснице, знак плодородия и хорошей погоды. Баран — знак богатства, жизненного успеха и знатности. Корова, коза — знак плодородия, в них заключен хлебный дух поля. Отсюда поверье — при виде ржаного колосящегося поля, колеблющегося от ветра, считать, что бродит “ржаной” козел или корова.

А что же лежит у меня в мешочке? Догадались? Это глиняные игрушки. Среди них найдите Плешковскую игрушку.

Взгляните на эти игрушки. Посмотрите и мне подскажите цвета для раскрашивания.  Да, ведь это же цвета весны. Что обозначают эти цвета?  Зеленый- травка и листочки. Желтый- солнышко. Красный - цветочки. Синий - ручейки и реки. Благодаря трудам народных умельцев Орловщина стала известна как родина знаменитых глиняных расписных игрушек - свистулек. А с приходом весны несли игрушки на ярмарку- солнце зазывать, весну закликать. Себе – на радость, людям - на потеху. Мастера из деревень привозили в город Малоархангельск на ярмарку игрушки-свистульки. Обычай требовал, чтобы все от мала до велика свистели, это усиливало веселье, создавало праздничное настроение. Во время ярмарки улицы даже самых глухих деревень оглашались звуками свистулек. Жители здешних мест утверждают, что в этих краях праздновали “Свистунью”. Звонким свистом выгоняли из домов и из сердец все злое да черное, что за зиму накопилось. Дети, а вы хотите поиграть в ярмарку? Тогда нужно подготовить товар.

Давайте раскрасим свои игрушки и поиграем с ними. Выбирайте!  Давайте поможем им стать красивыми.  Постарайтесь сделать их яркими и нарядными. Не забудьте: линии проводим кончиком кисточки, а  узоры на кругах наносим только после высыхания кругов.

 Сначала разогреем пальчики:

Приди весна

Весна красна.
 – На жердочке,
На бороздочке,
С овсяным колоском,
С пшеничным пирожком.

Дети выбирают свои игрушки и садятся за столы. Звучит спокойная русская народная мелодия.

- Сядьте правильно  и начинаем работу. Сегодня вы попробуете себя в роли Плешковских  мастеров и будете раскрашивать  эти игрушки.

 В ходе работы напоминаю, чтобы дети хорошо промывали кисть после каждой краски и промокали о салфетку, иначе краски размоются, потеряют свою яркость и колорит.
Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогать затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.
Через 10 минут самостоятельной работы – физкультпауза.
Мы старались рисовать (руки в стороны)
Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)
Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)
Рисовать опять начнём (встать, опустить руки)

А теперь давайте играть в ярмарку. Вы будете сами расхваливать свой товар.  

А что же за ярмарка без карусели? Скорее подходите, я покатаю вас на карусели.
Один из ребят держит шест с  лентами. Каждый играющий берется за ленту. Один из играющих – водящий. Он стоит вне круга со свистулькой. Дети идут по кругу и запевают песню:

Еле-еле, еле-еле

Закружились карусели.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не бегите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

Мы сделали игрушки. Вот они. Посмотрите, какие простые узоры на этих игрушках: прямые и волнистые пересекающиеся линии, точки, мазки, кольца, круги. И цвета яркие солнечные, весенние. Какие? (дети называют цвета).
Какое настроение создают эти игрушки? (радостное, веселое, праздничное).
Что нового вы узнали на нашем занятии? (ответы детей)

Задание для вас было  трудным? (рассуждения детей).

Вы хотели бы повторить работу на будущих занятиях? (ответы детей).

Ритуал прощания.   Упражнение «Всем, всем, до свиданья». Воспитатель - каждый день совершайте пусть маленькие, но добрые дела.  Дети образуют столбик из своих кулачков (по одному кулачку) и с улыбкой говорят: Всем, всем, до свиданья.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по художественно - эстетическому развитию(в старшей группе )по теме "Золотая осень"

Учить детей видеть красоту природы через средства изобразительной деятельности, продолжать развивать способность к образному восприятию красоты природы и её передаче с помощью цвета, формы, комп...

Конспект открытого занятия НОД Художественно-эстетическое развитие на тему: «Зима. Забавные снеговички»

Программное содержание:Уточнить знания детей о зимних природных явлениях, взаимосвязи их с жизнью человека.Учить детей строить предложения на заданную тему, отвечать на вопросы развернутым предложение...

Конспект Открытого занятия по Художественно-эстетическому развитию с интеграцией областей познавательное и речевое развитие. Тема : «Зима»

КонспектОткрытого занятия по Художественно-эстетическому развитию с интеграцией областей познавательное  и речевое развитие.Тема : «Зима»...

Конспект открытого НОД интегрированное (художественно-эстетическое, познавательное развитие (рисование) с использованием нетрадиционной техники рисования в старшей группе «Усатый-полосатый»

Конспект  открытого НОД интегрированное (художественно-эстетическое, познавательное развитие (рисование) с использованием нетрадиционной техники рисования в старшей группе «Усатый-полосатый...

Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому творчеству (лепка) на тему «Веточка мимозы»

В данном материале предоставлено описание работы с детьми среднего возраста детского сада. На занятии дети знакомятся с нетрадиционной техникой изображения - пластилинографией. В конспект вк...

Конспект открытого занятия по художественно –эстетическому развитию в старшей логопедичекой группе. На тему « Использование современных технологий в развитии творческой активности дошкольников». Рисование с использованием песочных столов: « Весна пришла»

Песочная анимация является новым развивающимся видом искусства, способствующем гармоничному развитию личности. Большим плюсом песочного рисования являются уникальные свойства песка – сыпучесть, ...

Конспект открытого занятия по художественному-эстетическому развитию детей 2 младшей группы на тему: «Удивительное рядом»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 34...