Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему "Роспись дымковской игрушки"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Денисюк Светлана Николаевна

Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название?
Знакомство  с дымковской игрушкой, историей ее создания, изготовление фигурок и раскрашивание их. Все это происходило в художественной мастерской, в которую временно превратилась наша группа.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_gruppe_rospis.docx981.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной к школе  группе

на тему

«Дымковская игрушка»

Часть II

«Роспись дымковской игрушки»


Цель: приобщение детей к русской культуре, знакомство с народными промыслами.


Программное содержание:

- Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.

- Развивать у детей умение свободно пользоваться элементами дымковской росписи для украшения игрушек;

- Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности.

- Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.

- Учить расписывать дымковскими узорами.
- Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).
- Формировать знания о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу.

- Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом.

- Воспитывать самостоятельность, уверенность, желание творить.


Предварительная работа: знакомство  с дымковской игрушкой, историей ее создания, изготовление фигурок дымковской игрушки (барышни), раскрашивание белилами. Рассматривание таблиц элементов росписи, зарисовка их.

Материалы и оборудование: оригинальные дымковские игрушки для демонстрации, образцы узоров дымковской росписи, краски гуашевые, акварельные, кисти, баночки с водой, электронные носители со спокойной  музыкой.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие игрушки делают в селе Дымково?


Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
(В.Феофанов)


Воспитатель Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название?

Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки Вятки стояло большое село (слобода) Дымково.  В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода была в дыму от того, что топили печи, обжигали  игрушки. В пасмурные дни стелился туман от речки легкой дымкой. Возможно, от этого и возникло название Дымково. Любили люди в этом селе  лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника «Свистопляска», позже этот праздник – ярмарку стали называть «Свистунья». Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, люди выносили свои весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить.
Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.

Воспитатель: Друзья, сегодня наша группа превратилась в художественную мастерскую, а мы с вами в художников. Будем украшать наши любимые игрушки, чтобы они получились, как настоящие дымковские. Но сначала давайте вспомним особенности дымковской росписи.

Чем вас привлекает дымковская игрушка?

Дети: Узором, простотой, яркостью, праздничностью.

Воспитатель: Из каких элементов состоит дымковский орнамент? Назовите их.

Дети: Точка, волнистая линия, круг, клетка.

Воспитатель: Какие цвета чаще используют художники?

Дети: Желтый, синий, оранжевый, зеленый, а фон у игрушек белый.

- Какого цвета бывают дымковские игрушки?
(Всегда только белые)

- А какие узоры на дымковских игрушках?
(Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка)

- Какого цвета больше? Какие цвета использованы? 

Воспитатель А как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку?
Дети Белой. На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются.
Воспитатель А сможете предположить, откуда взяли мастера белый цвет?
Дети Они взяли от снега, у зимы. Игрушки же лепили зимой!!!
Воспитатель Правильно! Белый фон взяли мастера от заснеженных полей, когда зимой все вокруг белым-бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Почему их раскрасили в яркие цвета?
Дети Потому что они делались к празднику…

- Посмотрите на этих  барышень: чем они друг на друга похожи?
(У всех широкие платья, юбки, фартуки, красиво разукрашены)

Давайте поможем нашим барышням, разрисуем их платья. Пусть они тоже гордятся и радуются, что их тоже нарядили красивыми красками. Постарайтесь сделать наши поделки яркими и нарядными. Не забудьте: линии проводим кончиком кисточки, а узоры на кругах наносим только после высыхания кругов.  Старайтесь аккуратно выполнять работу, набирая краску на кончик кисточки. Не забывайте, что сначала надо нарисовать крупные элементы одним цветом, кистью потолще, затем мелкие элементы другого цвета тонкой кистью. При наложении одного цвета на другой подождите, чтобы первая краска высохла. А теперь, подумайте, каким узором вы распишите свои игрушки. Можно пользоваться образцами.

Во время деятельности детей тихо звучит спокойная народная музыка.

Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.

Через 10 минут самостоятельной работы  «Гимнастика для пальчиков»

Вот помощники мои, их как хочешь поверни:  (Вращаем кисти рук)

И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями)

Мы старались, рисовали,

Наши пальчики устали. (Сжимаем-разжимаем кисти рук)

А теперь мы отдохнем (Встряхиваем кистями)

Рисовать опять начнем. (Потираем руками)

Постучали. (Стучим кончиками пальцев по парте)

Повертели. (Круговые вращения кистью)

И работать захотели. (Потираем руками)

- А теперь заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры.

Подводя итог, воспитатель хвалит детей, отмечает особенности их работы.

Молодцы, все старались создать новые красивые дымковские узоры. Занятие окончено.
Дымковская барышня
Посмотри, как хороша
Эта девица-душа,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.

Наша художественная мастерская закрывается. Вот сколько ярких, веселых игрушек получилось!

H:\DCIM\100PHOTO\SAM_0579.JPG

H:\DCIM\100PHOTO\SAM_0544.JPG

C:\Users\Светлана\Desktop\SAM_0564.JPG




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для подготовительной к школе группы «Скоро в школу»

Представленное занятие предусмотрено для работы с детьми старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет).Тип занятия: коррекционно-развивающееФорма организации – подгрупповая (6 человек).Продолжительность з...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе . Тема: «Путешествие в лесную школу к учёной сове».Творческий отчёт.

Творческий отчётВ подготовительной к школе группе .Тема: «Путешествие в лесную школу в гости к учёной сове».Цель: Расширять у детей представление о школе. Обеспечить познавательную активность воспитан...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Путешествие в школу"

Конспект занятия в подготовительной к шкоел группе "Путешествие в школу" по образовательным областям "Познавательное развитие", "Речевое развитие"...

Конспект НОД по народно – прикладному искусству в подготовительной к школе группе. «Роспись силуэтов дымковской игрушки»

Воспитывать интерес к народно – прикладному искусству; продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, показывая народное изобразительное искусства нераздельно от народной музыки и у...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Экскурсия в школу»

Цель: Познакомить детей с учебным заведением.Образовательные задачи: уточнить, что в школе дети с 6,5 лет учатся читать, писать, рисовать и считать и учит их этому учительница.Познакомить с помещением...

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию "Индюк" подготовительная к школе группа по мотивам дымковской игрушки

Т.С.Комарова.Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа  Конспект ООД по художественно-эстетическому развитиюлепка «индю...