Проект "Ребенок в мире искусства"
проект по рисованию (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Ткаченко Галина Васильевна

Данный проект предназначен для духовного и эстетического развития детей 4-7 лет через приобщение к изобразительному искусству

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tkachenko_rebenok_v_mire_iskusstva.docx33.47 КБ

Предварительный просмотр:

 Проект: «Ребенок в мире искусства»

Особенности проекта:

  • По характеру: творческий, информационный, практико-ориентированный.
  • По количеству детей вовлеченных в проект:  коллективный.
  • По продолжительности: долгосрочный (один год).
  • По профилю знаний: межпредметный.
  • По уровню контактов: региональный (взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и художественной школы города Лангепаса).

Участники проекта: воспитатель по изобразительной деятельности, педагоги художественной школы, специалисты художественной школы, воспитатели групп, дети 5 – 7 лет, родители (законные представители).

Руководитель проекта: Ткаченко Галина Васильевна – воспитатель ЛГ МАДОУ ДСКВ № 10 «Белочка»

Сроки реализации:  с 1 марта 2014 года  по 30 мая 2015 года

Актуальность проекта

Общеизвестно: современные дети в большинстве своем крайне жестоки и агрессивны. Жестокость среди детей и подростков приобретает масштабы национального бедствия. Ежегодно в стране выявляется более 300 тысяч общественно опасных деяний несовершеннолетних. Причем 100 тысяч из них совершаются детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности. Что происходит с нынешними детьми, и где искать причины такой агрессии? Пожалуй, в этом можно обвинить кого и что угодно: и телевидение, пропагандирующее жестокость и насилие, и компьютерные игры, и дошкольные/школьные учреждения, где жестокость не всегда вовремя замечается. Однако самые глубокие корни этого явления специалисты все же традиционно наблюдают в семье. Да, детская жестокость берет начало в отчем доме, причем проявляется в самом раннем возрасте и связана, прежде всего, с равнодушностью родителей. Ведь не секрет, что большинство современных родителей настолько заняты работой, что часто с раздражением отмахиваются от «назойливых» приставаний ребенка.

Это подтверждают данные результатов анкетирования родителей. По результатам опроса в будние дни более 60% родителей уделяют своим детям от одного до трех часов в день. На вопрос анкеты «Чем вы чаще всего занимаетесь вместе с вашим ребенком в будние дни?» родители отвечали, что смотрят вместе фильмы, играют на компьютере. На выходные родители для разнообразия ходят в гости и гуляют по городу (чаще по магазинам). А как же культурный отдых: походы в кино, театр, музей, художественную галерею?  У нас этот вид досуга не популярен, так как город маленький и кинотеатр не совсем кинотеатр, театра и вовсе нет, а музей до сих пор воспринимается только, как стационарная выставка предметов народов ханты-манси. Если на сегодняшний день нет возможности отнять у современного человека телевизор и компьютер, подключенный к сети интернет, то его можно использовать на благо. Можно организовать поход в «Эрмитаж», можно посетить любой театр или музей, не выходя из дома. Для этого необходимо либо выйти на нужный сайт, если подключен интернет, а если интернета нет, то можно включить диск с записью. Главное чтобы было желание это сделать. Наша задача состоит в том, чтобы пробудить у взрослых и детей умение ценить и создавать красоту внешнюю, которая способствует развитию красоты внутренней, то есть духовной. А это подразумевает, в свою очередь, развитие прекраснейших качеств - доброты, милосердия, сострадания. Общество, населённое такими личностями, не способно к жестокости, тирании, нищете.

Известная всем фраза Ф.М. Достоевского «Красота спасет мир» сегодня, на наш взгляд, как никогда актуальна. Необходимо научить ребенка видеть красоту окружающего мира, и только тогда он научиться ценить его. Но человек может остаться равнодушным к красоте, если с детства его не приобщали к прекрасному. К. Маркс писал: «Если вы хотите наслаждаться искусством, то вы должны быть художественно образованным человеком». Изобразительное искусство содержит в себе огромные возможности для развития сферы чувств. Оно рассчитано на эмоциональное воздействие, эстетическое развитие, иначе оно не искусство. Поэтому, в процессе формирования личности ребенка-дошкольника, а именно эстетических и духовных основ, важно помнить, что чувство прекрасного можно сформировать лишь в том случае, когда красота предмета или явления представляется в конкретном выражении. Поэтому слово «красивое» необходимо наполнять конкретным содержанием.

Таким образом, для того, чтобы достичь необходимого результата по духовному и эстетическому развитию ребенка, необходимо не только создать определенные развивающие условия в детском саду: создать предметно-развивающую среду, оснащенную предметами искусства, оснастить изостудию мультимедийным оборудованием и медиа ресурсами. Но и объединить для работы в данном направлении заинтересованных людей творческих профессий города (специалистов художественной школы, музея, художников города) и самое главное родителей.  

Будущее страны – это сегодняшние дошкольники. Их завтрашний уровень духовного сознания закладывается сейчас. Исходя из этого, в дошкольном учреждении необходимо поставить в центр педагогического процесса духовно-эстетическое развитие личности ребенка через приобщение к изобразительному искусству.

Объект проекта: процесс эстетического и духовного развития личности ребенка дошкольника.

Предмет проекта: Изобразительное искусство как основа эстетического и духовного развития личности ребенка дошкольника.

Цель проекта

Эстетическое и духовное развитие личности ребенка дошкольника через приобщение к изобразительному искусству.

Задачи проекта

  1. формировать ценностные представления детей и родителей (законных представителей) об изобразительном искусстве в целом и отдельных его  видах и жанрах;
  2. развивать умение детей  давать эстетические суждения о произведениях искусства, окружающей жизни, природе;
  3. способствовать овладению детьми различными видами изобразительной деятельности, в том числе и творческой;
  4. формировать у детей личностные предпочтения, мотивы, побуждающие к активному участию в том, или ином виде художественно-творческой деятельности, пробудить желание, как у детей, так и у их родителей (законных представителей) преобразовывать среду обитания по законам красоты;
  5. развивать у детей навыки коллективной деятельности (планирование, согласованность действий, доброжелательность, активность, самостоятельность).
  6. обеспечить интеграцию художественной школы в образовательный процесс дошкольного учреждения для эстетического и духовного развитие личности ребенка дошкольника.

                           

План реализации проекта

1 этап – подготовительный (март-апрель 2013 – 2014 учебный год);

2 этап – проектировочный (апрель-май 2013 – 2014 учебный год);

3 этап – основной (сентябрь  2014 – 2015 учебный год);

4 этап – диагностический (май  2014 – 2015 учебный год);

этап

сроки

содержание

ответственные

1 этап – подготовительный

март 2014 – апрель2014 учебный год

Постановка проблемы и обоснование ее актуальности. Сбор, систематизация материала по проблеме. Выявление готовности педагогического коллектива ДОУ к работе в условиях проекта «Ребенок в мире искусства».

Анкетирование родителей.

Освещение работы на личном сайте, на сайте ДОУ

Воспитатель по ИЗО деятельности, воспитатели старших групп детского сада, специалисты художественной школы

2 этап – проектировочный

Апрель-май 2014  

Постановка цели, задач проекта. Построение концептуальной модели, прогнозирование ожидаемых результатов. Подготовка педагогического коллектива ДОУ к работе в условиях проекта «Ребенок в мире искусства».

Разработка рабочей программы.

Освещение работы на сайте ДОУ, на личном сайте, общем собрании коллектива, общем собрании родителей (законных представителей),

Воспитатель по ИЗО деятельности, воспитатели старших групп детского сада, специалисты художественной школы

3 этап – основной

сентябрь 2014 – май 2015

Обеспечение условий для реализации проекта «Ребенок в мире искусства» (подготовка материально-технической базы, распределение функций, согласование деятельности всех участников проекта), отслеживание текущих результатов. Корректировка программы проекта по надобности. Реализация работы проекта «Успех».

Обсуждение на сайте ДОУ,

Воспитатель по ИЗО деятельности, воспитатели старших групп детского сада, специалисты художественной школы

4 этап –

аналитический

Май 2015 год

Проведение мониторинга результатов проекта.

Изучение опыта по реализации проекта.

Освещение в СМИ, на сайте ДОУ.

Публикация статьи.

Представление рабочей программы для рецензирования

Специалисты ДОУ, воспитатели, Управляющий совет,

МБУ ДО «ИМОЦ», Территориальная ПМПК

Предполагаемый продукт проекта

  1. мероприятия (занятия, экскурсии, развлечения, праздники, мастер-классы);
  2. выставка творческих работ детей;
  3. разработанные консультации для родителей.

Ресурсное обеспечение проекта

  1. научная и методическая литература;
  2. мультимедийное оборудование (компьютер, интерактивная доска, проектор, документ-камера);
  3.  медиа ресурсы (программное обеспечение, аудио-видео материалы);
  4.  экспонаты;
  5.  репродукции картин;
  6. картины художников;
  7. скульптура малых форм;
  8. предметы декоративно-прикладного искусства (в том числе декоративные предметы народов ханты-манси);
  9. дидактические пособия.

Методическое обеспечение проекта

  • план - конспекты занятий;
  • сценарии праздников, развлечений;
  • рекомендации воспитателям и родителям;
  • анкета для родителей «Изобразительное искусство»;
  • материалы для проведения бесед, занятий.

Предполагаемый результат:

Дети:

  1. приобретут знания об изобразительном искусстве и смогут оперировать ими в области искусства;
  2. научатся ценить как произведения искусства, так и их создателей;
  3. смогут наслаждаться произведениями искусства, и сформируется чувство прекрасного;
  4. научатся работать в коллективе;
  1. сформируются личностные предпочтения, мотивы, побуждающие к активному участию в том, или ином виде художественно-творческой деятельности;
  2. появиться желание и мотивы преобразовывать среду обитания по законам красоты;
  1. овладеют различными видами изобразительной деятельности, в том числе и творческой;

Родители:

  1. приобретут знания об изобразительном искусстве и смогут оперировать ими в области искусства;
  2. научатся ценить как произведения искусства, так и их создателей;
  3. появится желание и мотивы преобразовывать среду обитания по законам красоты
  4. будут способствовать развитию духовной, эстетической и творческой личности своего ребенка;

Список литературы:

  1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985. - 127с.
  2. Алексеев П.Г. Методологические принципы проектирования образовательных систем / П.Г. Алексеев // Проектирование в образовании: Проблемы, поиски, решения. – М.: Владос, 1994. - 98 с.
  3. Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. – 2003. - N6. - С.57-67.
  4. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. – М., 1972. - 156 с.
  5. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для ВУЗов / Е.А.Дубровская, Т.Г.Казакова, Н.Н.Юрина и др.; Под ред.Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 256 с.
  6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1991.
  7. Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника /Под ред. А.Д. Кошелевой. – М., 1983. – 76 с.
  8. Красный Ю. Азбука чувств: Программа комплексного эстетического развития дошкольников / Ю.Красный // Искусство в школе. -2003. -N6.- с. 17-29.
  9. Ражников В.Г. О программе эмоционально-эстетического развития детей «Маленький Эмо» / В.Г. Ражников // Дошкольное воспитание. – 1996. - N9. – с. 58-66.
  10. Страунинг А.М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности. – Обнинск, 1996. - 87 с.
  11. Торшилова Е.М. Шалун, или мир дому твоему: Эстетическое воспитание дошкольников / Е.М. Торшилова // Дошкольное воспитание. – 2001.-N9.
  12. Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников / Т.Фокина // Дошкольное воспитание. – 1999.-N1. - с. 35-38.
  13. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет.сада / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1995.
  14. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для ВУЗов / Е.А.Дубровская, Т.Г.Казакова, Н.Н.Юрина и др.; Под ред.Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 256 с.
  15. Куревина О.А. Путешествие в прекрасное. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М.: «Баланс», 2002. – 416 с.
  16. Штанько И.В. Воспитание искусством в детском саду: интегрированный подход: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 144 с.
  17. Кожохина С. К. Путешествие в мир искусства. М., 2002.


Краткое описание программы «Ребенок в мире искусства»

Программа «Ребенок в мире искусства» обеспечивает эстетическое и духовное развитие личности ребенка дошкольника посредством приобщения к изобразительному искусству.

Цель программы:

Приобщение детей дошкольного возраста к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребностей детей в самовыражении через развитие продуктивной деятельности детей (рисование)

Задачи программы:

Образовательные задачи:

  1. ввести ребенка в мир образных представлений искусства;
  2. обогатить духовный мир ребенка, совершенствовать его нравственное начало;
  3. расширить кругозор детей через сказочное действо с живописью знакомить с окружающим миром, историей страны;
  4. создавая ситуации, вызывающие эмоциональный отклик ребенка, способствовать возникновению чувства, побуждающего к творческому самовыражению в разных видах изобразительного искусства;
  5. дать эмоционально-чувственную базу культуре взаимодействия с миром природы, миром людей, с духовным опытом человечества.

Воспитательные задачи:

  1. воспитать эстетический вкус, эмоциональную отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве;
  2. привить любовь к классическому наследию
  3. воспитывать культуру деятельности.

Принципы реализации программы

В процессе работы по программе «Ребенок в мире искусства» необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. Принцип индивидуализации.

2. Принцип доступности.

3. Принцип систематичности.

4. Принцип последовательности.

5. Принцип научности.

6.Принцип культуросообразности.

Содержание и структура программы

Программа рассчитана на детей 5-7 лет.

Структура программы


Программа состоит из 3-х блоков:

  1. знакомство с окружающим миром через различные виды изобразительного искусства воспитателем по изобразительной деятельности;
  2. знакомство с изобразительным искусством с привлечением специалистов художественной школы
  3. привлечение родителей (законных представителей) к реализации проекта

Формы реализации программы

  • занятия
  • мастер-классы
  • развлечения
  • праздники
  • выставки
  • экскурсии
  • консультации - рекомендации

В качестве иллюстративного материала используются: репродукции картин художников,  электронные презентации, аудио-видео — мультимедиа материалы

Программа рассчитана на  учебный год

Перечень рассматриваемых тем:

  1. Художники – иллюстраторы
  2. Пейзаж
  3. Натюрморт
  4. Скульптура
  5. Портрет
  6. Графика
  7. Архитектура
  8. Народно-декоративное творчество

Учебный план

Виды занятий

Старшая группа

 (5-6 лет)

Подготовительная группа

 (6-7 лет)

1 блок

2 блок

3 блок

1 блок

2 блок

3 блок

Занятие по рисованию

17

1

-

17

1

-

Развлечение

9

9

Выставка

9

9

Мастер-класс

2

1

1

2

1

1

Экскурсия

2

1

2

1

Консультации-рекомендации

-

-

9

9

Итого:

37

4

12

37

4

12

Способ организации детей на занятиях групповой и индивидуальный.

Особенности конструирования занятий

по программе «Ребенок в мире искусства»

На занятиях используются разные виды проблемно-игровых ситуаций:

  • ситуация-выбор, когда имеется ряд готовых решений, в том числе и неправильных, и необходимо выбрать правильное (оптимальное);
  • ситуация-неопределенность, когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных;
  • ситуация-конфликт, которая содержит в своей основе борьбу и единство противоположностей;
  • ситуация-неожиданность, вызывающая удивление своей парадоксальностью и необычностью;
  • ситуация-предложение, когда педагог высказывает предположение об оригинальной идее, что вовлекает в активный поиск детей;
  • ситуация-опровержение, если необходимо доказать несостоятельность какой-либо идеи, какого-либо проекта, решения;
  • ситуация-несоответствие, когда она не вписывается в уже имеющийся опыт и представления детей.

Эффективность работы невозможна без взаимосвязанной работы с родителями (законными представителями). Детям совместно с родителями (законными представителями) предлагается выполнять домашние задания, участвовать в выставках детских работ, развлечениях, мастер-классах, анкетировании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в музее по миру искусства и художественной деятельности. Тема: "Цветущий сад в моей станице"

Задачи: Учить детей создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющие умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание, разглаживание поверхностей в создаваемых п...

Развитие творческого выражения личности ребенка посредством мира искусств

Доклад, в котором раскрывается содержание работы в услових детского сада по развитию творческих способностей детей в процессе ознакомления с художественной литературой, в театрализованной деятельности...

Развлечение в подготовительной группе «В мире искусства»

Развлечение в подготовительной группе«В мире искусства»Выставка работ детей по изобразительному искусству за весь учебный год. -Ребята, мы с вами рисовали портреты, пейзажи, натюрморты. Как вы ду...

творческий проект "В мире искусства"

Творческий проект "В мире искусства" состоит из цикла музыкально-литературных гостиных для детей средних, старших и подготовительных групп....

Викторина "В мире искусства"

Викторина "В мире искусства"...