Изобразительная деятельность – как средство художественно- эстетического развития ребёнка. Рисование.
статья по рисованию по теме

Костяная Оксана Валерьевна

Рисование - одно из любимых занятий детей. Любые детские рисунки несут в себе определённый смысл, эмоциональную и психологическую окраску. Внутренний мир ребёнка ложится отражением на листок бумаги, это творчество помогает развиваться. Благодаря художествам своих чад, родители увлеченных рисованием детей, могут лучше понять душу ребёнка, его мысли и переживания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Изобразительная деятельность – как средство художественно- эстетического развития ребёнка. Рисование.

«Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве». (В.Н. Шацкая,1987г).

       Уже в дошкольном возрасте дети способны реагировать на красоту  в окружающем:   в музыке, поэзии, предметах изобразительного искусства, природе, сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать

   Педагогика определяет художественно – эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребёнка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве.

    Дошкольный возраст – важнейшей этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно – эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребёнка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.  

    В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отражении впечатлений ребёнка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приёмов работы с ним.

      Рисование – одно из любимых занятий детей,  дающее большой простор для проявления их творческой активности. Рисование – передача объема, цвета, пропорции, пространства особыми средствами. В раннем и младшем дошкольном возрасте выделяют так называемый  доизобразительный этап развития. Он  характеризуется  как  манипуляция с материалами  и  инструментами,

непроизвольностью действий и отсутствием замысла. Такое поведение  обусловлено слабо развитой моторикой.  На этом этапе детям интересен материал. Скриблинг (каляки – маляки) – это  первые  попытки малыша проявить свои творческие способности на бумаге. Каляки – маляки появляются по всему дому сразу же , как только ребёнок более менее научается держать карандаш, т. е. в возрасте 2 лет. Как же можно использовать это стремление в обучении? Повесить на стену большой лист бумаги и нарисовать на нём отчетливый контур толстым карандашом. Лучше начинать с простых плавных линий, постепенно усложняя рисунок . Для ребёнка не существует нереального мира. Мир, нарисованный для него такой же реальный, как и любой другой. В этот период, на любое рисовальное творчество очень важен положительный отклик взрослого, как знак одобрения.

   В три года ребенок  уже способен  постигать ритм - различные линии ( волнистые, пунктирные, дождик, зигзаг и т.п).  На этом этапе задача педагога состоит не только  в том, что бы разнообразить поставленные задачи: «капает дождик», «идет снег», «длинная, короткая  дорожка», «зайчик прыгает» и т.д., но и  с помощью красочного описания и вопросов к детям развить умение внимательно рассматривать иллюстрации. Этим он учит детей понимать красоту и выразительность художественных образов в рисунке.  Используя различные методы как рассматривание иллюстраций детских книг, игрушек (дымковская, филимоновская, игрушек из соломы, дерева, глины и др.), декоративные предметы быта, создания ситуаций обыгрывания народных игрушек и красочных предметов, педагог поддерживает интерес к красоте, активизирует желание детей к рисованию.

   В средней группе ребенок уже готов к пониманию образа, может различить некоторые особенности цвета, формы. На этом этапе задача воспитателя – поддержать интерес детей к предметам народного промысла, иллюстрациям, картинам, скульптуре. При рассматривании педагог побуждает детей более детально и внимательно рассматривать материал, акцентируя   внимание на выразительные средства:  положение в пространстве, поза, жест, мимику, цвета, как средства передачи  настроения. Поэтому и на занятиях рисованием воспитатель обращает внимание на правильность расположения на листе изображения, соотношению предметов по величине, учит использовать цвета как средства выразительности.

 В этом возрасте дети вполне способны соотносить свои движения руки и образа, т.е. нажим, легкость, плавность. В этом возрасте воспитатель учит детей ритмично наносить мазки, штрихи в одном направлении и  по всей форме, не выходя за пределы контура. В средней группе расширяется и диапазон изобразительного материала. К карандашам и гуаши добавляются акварельные краски,  фломастеры,  цветные мелки, восковые мелки.

       Старший дошкольный возраст характеризуется  становлением субъективной позиции ребенка ( «Я – творец»). В этом контексте расширяется и усложняется  задача педагога как организатора художественно- эстетического развития ребенка. Если в младших группах важен был сам  процесс, то начиная со старшей группы, педагог постепенно настраивает ребенка  на результат. Анализируя детскую работу воспитатель, прежде всего, обращает внимание на красоту получившегося рисунка. Так же побуждает ребенка на обсуждение своей работы, провоцирует на рассуждение,  на высказывание собственных предпочтений. Продолжается развитие компонентов изобразительной деятельности. Теперь ребенок учится определять свой замысел будущей работы, планировать последовательность, доводить работу до результата.

   В сюжетном изображении воспитатель только помогает выделить главное, используя все средства выразительности, передать отношение между обьектами, подводит детей к передаче различных форм, пропорций.

 Продолжается работа по формированию у детей цветового восприятия и передаче его на листе бумаге. Ребенок в старшей группе может самостоятельно подбирать фон бумаги, сочетать краски, получать различные оттенки.

       В подготовительной группе дети совершенствуют свое художественное восприятие: учатся различать виды искусства, определять жанр, продолжают знакомиться с графическими и живописными изображениями, с различными видами прикладного искусства. Работа эстетического воспитания в подготовительной группе ведется по принципу усложнения. Воспитатель подводит детей к самостоятельному пониманию художественного образа, идее произведения (на доступном для ребенка уровне), установлению связи между образом, сюжетом, средствами выразительности.

К седьмому году ребенок уже может передавать контур предмета простым карандашом, создавать набросок. Расширяется детский опыт применения разнообразных изобразительных материалов и инструментов: пастель, акварель, сангина, уголь, кисти, перо, тушь, витражные краски, гелевые ручки, кисти разных размеров.

      Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепки, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

О значении рисования для умственного развития писал М. И. Калинин: « Человек, который научился  и привык рисовать, особо подойдёт к каждому новому предмету. Он прикинет с разных сторон, нарисует такой предмет, и у него будет уже обзор в голове. А это значит, что он глубже проникает в самую суть предмета»

С одной стороны, обучение рисованию оказывает влияние на то, что принято называть « мелкой моторикой», то есть развивает кисти рук, пальцы. С другой же стороны – обратные сигналы от непослушных ещё пальцев заставляют мозг обрабатывать новые массивы информации и, следовательно, развиваться.

Большинство специалистов – и психологов, и педагогов  - сходятся во мнении: детское рисование – один из видов аналитико-синтетического мышления: рисуя, ребёнок как бы формирует объект мысль заново, оформляя при помощи рисунка своё знание, изучая закономерности, касающихся предметов и людей вообще.

Рисование – является большой и серьёзной работой для ребёнка. У каждого ребёнка есть свой собственный интерес к рисованию, который необходимо выявить и позволить ему рисовать то, что он хочет. Мы должны учить его деталям, выступая в роли корректора, а не генератора идей, и тем более не как руководитель. Искусство обучения заключено в тонком настрое на совместное творчество, и, причём главная задача учителя – это играть в этом процессе второстепенную роль.  

Список используемой литературы:

  1. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение. 1985.-127с.
  2. Варкки Н. Ребёнок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников/ Н. Варкки// Дошкольное воспитание. – 2003.№6. – С.57-67.
  3. Выготский Л.В. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. – 3-е изд.. М., Просвещение, 1991.-с. 93.
  4. Косминская В.Б.и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1977.-253с.
  5. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет. Цветные ладошки. М.: Карапуз, дидактике, 2006.
  6. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет. сада/ Под. ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей "Современные изобразительные материалы как средство художественно-эстетического развития дошкольников"

Данный материал предназначен для воспитателей  дошкольных образовательных учреждений, родителей воспитанников, педагогов начальной школы.В настоящее время многие отечественные и зарубежные произв...

Семинар-практикум для педагогов «Современные изобразительные материалы как средство художественно-эстетического развития дошкольников»

Данный семинар-практикум разработан для педагогов, с целью раскрыть изобразительные возможности современных изобразительных материалов....

Изобразительная деятельность Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие ННОД по рисованию в подготовительной к школе группе «Цветы для мамы»

Программное содержание: • Познакомить детей с новой техникой рисования красками “по сырому”.• Создать условия для раскрытия способностей каждого ребенка, его самореализации....

Статья «Взаимодействие театрализованной деятельности и изобразительного творчества, как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста»

В данной статье представлен опыт работы по интеграции двух направлений художественно- эстетического развития: театрализованной деятельности и изобразительного творчества....

Взаимодействие театрализованной деятельности и изобразительного творчества как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста"

Данная статья была опубликована в сборнике методических материалов ОГУ им. И.С. Тургенева, Институте педагогики и психологии "Педагогическая палитра"...

Презентация"Виды изобразительного искусства. Приобщение к изобразительному искусству как средство художественно – эстетического развития дошкольников в ДОУ"

В презентации представлены виды изобразительного искусства, рекомендованные дошкольникам для ознакомления в ДОУ, а также произведения, представляющие соответствующие виды искусств....