Опыт проведения техники совместного рисования в работе педагога-психолога ДОУ
консультация по рисованию по теме

Антонова Ольга Тарасовна

В данном материале предлагаю познакомиться с методикой совместного рисования в детско-родительской паре на занятии у педагога-психолога ДОУ. Также прикладываю Протокол и краткий анализ проведенной встречи. Персональные данные были изменены. Материал будет интересен и полезен всем, кто общается с детьми: педагогам-практикам, родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovmestnoe_risovanie.docx19.16 КБ

Предварительный просмотр:

Методика «Совместное рисование».

Материалы: листы бумаги разного размера, разной фактуры, скотч, ножницы, кисти, акварельные и гуашевые краски, акриловые пальчиковые краски, цветные карандаши, ластик, стаканчики с водой, салфетки и др.

Схема проведения методики:

  1. Подготовить необходимые изобразительные материалы, место для проведения методики.
  2. Установить контакт с ребенком и озвучить инструкцию к выполнению задания.

 Проанализировать ситуацию взаимодействия родителя и ребенка по следующей схеме:

  • Как возник замысел?
  • Было ли обсуждение замысла?
  • Стратегии взаимодействия с партнером по рисованию (родителем, ребенком).
  • Что помогало, что мешало в выполнении задания?
  • Какие воспитательные стратегии Вы наблюдали в процессе детско-родительского взаимодействия.
  • Какие методы побуждения применял родитель.
  • Как реагировал ребенок на воздействия родителя.

Заполнить протокол.

Протокол обследования

Ф.И. родителя: Иванченко Валентина

Возраст: 36 лет, 3 месяца, пол женский.

Образование: высшее, дата проведения: 12.04.2016

Время выполнения рисунка: начало: 15.45, окончание: 16.05

Ф.И. ребенка: Иванченко Илья

Возраст: 4 года, 8 месяцев, пол мужской.

Образование: дошкольник, дата проведения: 12.04.2016

Время выполнения рисунка: начало: 15.45, окончание: 16.05.

Действия родителя

Действия ребенка

Особенности выполнения рисунка

 Мама ребенка подключалась к теме рисования, которую выбрал ребенок. Выбор изобразительного средства ребенком был поддержан мамой. Рисование пальчиковыми красками.

 Рисование «примакиванием» одним пальцем и всеми пальчиками обеих рук.

 Мама присоединялась к сюжету, который выбирал ребенок и дополняла своими объектами.

  Мама выбирала места для изображения «солнца», «дерева». Мама дополнила изображение дерева стволом. С удовольствием рисовала ствол дерева разными красками, смешивая их.

Мама предложила нарисовать дорогу для машины и дерева. Со своей стороны, примакиванием Валентина начала рисовать в направлении к сыну. Когда встретились пальцы, начали «бегать» по дороге друг за другом. Дорога приобрела густой, насыщенный цвет.

  Валентина пыталась дважды улучшить (дорисовать, добавить) изображаемые ребенком объекты (машину, фигуру человека), но встретила сопротивление Ильи и отказалась от своих предложений.

Мама предложила нарисовать на дереве яблочки, чтобы было похоже на дерево.

Валентина нарисовала глазки солнцу.

Илья приступил к рисованию машины в центре листа пальчиковыми красками зеленого цвета. Рисовал словно кистью, сначала контур, затем внутреннюю поверхность. Увидел, что мама рисует в другой технике, начал рисовать «примакиванием» пальчиков.

Появилось желание нарисовать ладошкой, тогда мама нанесла на кисть правой руки зеленую краску, и Илья нарисовал («отпечатал») слева от солнца и машины кисть руки. Получилось дерево. Мальчик помог маме нарисовать ствол дерева, добавляя разные краски и смешивая их. Это вызвало много радостных эмоций.

Приступили к рисованию дороги, по которой едет машина. Илья с удовольствием рисовал дорогу навстречу маме примакиванием. Предложил бегать по дороге за мамиными пальчиками, и продолжали это около 2 минут.

Ребенок начал изображать фигуру мамы. Краски набирал много и на рисунке появилось много пятен. Но фигура была улыбающейся, мальчику нравилось.

Илья предложил нарисовать солнцу рот и глазки. Илья изобразил рот и яблочки на дереве.

Комментарии во время рисования

- Давай рисовать! Тогда я буду рисовать солнце, чтобы оно светило твоей машине!

- Пусть лучи будут длинными и разноцветными.

-Илья, очень красивая! А солнышко тебе нравится!?

- Какой тебе цвет хочется? Зеленый?!Давай кисточкой нанесу краску, а потом ты приложишь вот сюда, здесь пустое место.

- Чего-то дереву не хватает! Надо нарисовать ствол. Давай вместе! Какой толстый ствол у дерева! Теперь не упадет!

- Только надо еще дорогу нарисовать для дерева и твоей машины!

- Хорошо! А давай вот так рисовать! (примакиванием пальчиков)

-Привет!

- Ты за мной!

- Я за тобой! А давай теперь катится по дороге!

- Спасибо, какая красивая! А можно еще платье нарисовать.

- Ну ладно! Просто я чумазая какая-то получилась

- Илья, а давай на дереве нарисуем яблочки, чтобы была яблонька, и на дерево больше походила.

-Я буду глазки рисовать!

-Думаю, можно такую красивую показать!

-Мама, давай рисовать пальчиковыми красками. Я буду рисовать машину!

- Мама, лучи должны падать на землю!

- Мама, красивая у меня машина получилась!?

- Солнышко нравится, только лучи надо длиннее. Ладно мы еще там нарисуем. Я хочу рисовать ладошкой. Накрась мне краски на ладошку! Зеленый!

- Мама, пусть это будет дерево!

- Похоже на руку!

- Мама, такой ствол у нас разноцветный! Класс!

- Мама, а давай вместе дорогу рисовать! А давай ты ко мне пойдешь, а я к тебе! И встретимся!

-Привет! Побежали по дороге!

-Я за тобой

-Теперь ты за мной!

- Давай катится!

- Мама, теперь я хочу тебя нарисовать!

- Нет мне такая нравится!

- Мама, это краски накапали. Ты красивая!

-Мама, я буду рисовать яблочки! Вот такие!

- Мама, а давай солнышку нарисуем глазки и ротик!

- А я ротик! Вот! Картина у нас получилась красивая! Давай покажем ее потом папе с Ваней!

Беседа после рисования

Рисовать вместе понравилось. Сначала не очень хотелось пачкаться, но, когда узнала, что краски легко смываются, стала смело наносить краску. Приятно, что ребенок изобразил меня на нашей картинке, а вот я даже не догадалась нарисовать его…Не знала, что вместе можно рисовать и играть.

Мне понравилась машина, и дерево, и солнце, и мама, и дорога – все понравилось!

Люблю пальчиковые краски!

Еще буду рисовать! Завтра! Сейчас больше не хочу.

Анализ ситуации взаимодействия ребенка с родителем.

    Первоначальный замысел изображения возник у ребенка - «машина», а затем в процессе рисования рождались и другие идеи для изображения. Мама и ребенок рисовали вместе, а не каждый свою часть рисунка. Были комментарии по ходу рисования. Рисующие свободно высказывали свои предположения и пожелания по поводу изображения. Замечания иногда не принимались, и это было выбором рисующего. Партнеры по рисованию договаривались о способах рисования, тематике. Оба получали удовольствие от совместной деятельности. В процессе рисования маме и ребенку удалось поиграть, «побегать» друг за другом пальчиками. В беседе после рисования мама и ребенок высказали пожелание еще продолжать совместное рисование, что является показателем хороших партнерских отношений между мамой и ребенком.

Психолог: Антонова О.Т.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадициооные техники рисования в работе педагога-психолога.

Презентация была подготовлена для Методического Объединения молодых педагогов....

Из опыта работы.Статья "Междисциплинарный подход в работе педагога-психолога и учителя-логопеда при проведении групповых занятий с детьми, имеющих особые потребности".

В статье раскрываются способы совместной работы педагога-психолога и учителя-логопеда с эмоционально лабильными детьми в условиях группы. Особенности поведения, способы коммуникации и  эмоциональ...

Опыт работы. Тема: «Система работы педагога- психолога по адаптации детей к условиям ДОУ»

Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике и психологии ведущее место. Это связано с тем, что детский сад - новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжен...

Техника «плотного раскрашивания» в работе педагога-психолога ДОО

По мнению авторов гуманистической психологии К. Роджерса и А.Адлера, отражавших направления развития личности, были такие идеи как - наличие «творческого Я» и «Креативность» (н...

Мастер-класс "Использование в работе педагога-психолога элементов инновационной терапевтической техники рисования Эбру с детьми 5 -7 лет"

Данная техника Эбру используется в работе с детьми и взрослыми всех возрастов.  Развивает интеллект, умение мыслить нестандартно. Ребёнку не навязываются определённые штампы, стереотипы, готовые ...

Мастер-класс для педагогов: "Использование техник Арт-терапии в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога"

Эмоциональное состояние участников образовательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, частые проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздра...

Творческое занятие с детьми 5-6 лет с применением техники «Монотипия». Из опыта работы педагога-психолога

Монотипия - одна из наиболее эффективных техник арт-терапевтического направления. Она легко исполнима, хорошо интегрируется в  образовательный процесс. Также при выборе этого вида арт-терапевтиче...