«Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством использования нетрадиционных техник рисования»
проект по рисованию (подготовительная группа) на тему

Новикова Елена Викторовна

Актуальность:

Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации. Практика показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения детьми закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pechat_proekt_6_listov.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

 Творческий проект

«Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста,  посредством использования нетрадиционных техник рисования»

Автор проекта: Новикова Елена Викторовна -

воспитатель МБДОУ детского сада № 427, г. Екатеринбурга

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

  (В. А. Сухомлинский)

Вид проекта: групповой

Тип проекта: творческо – исследовательский

Участники проекта:воспитанники, педагоги, родители

Актуальность:

Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации. Практика показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения детьми закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом.

Противоречия:

*между желанием экспериментировать и нарисовать, как в природе;

*между желанием поиграть с изобразительными средствами и справиться с заданием;

*между оценками результатов деятельности родителей, педагога, ребенком.

Срок реализации проекта долгосрочный (сентябрь 2012 – май 2016)

Цель проекта:

Повысить уровень развития художественно - творческих способностей детей используя в работе нетрадиционные техники рисования.

Направление проекта:

Развитие творческих способностей детей

Задачи проекта:

Обучающие:

1. научить активно и творчески применять усвоенные способы в изобразительной деятельности;

2. формировать коммуникативную компетентность;

3. способствовать формированию учебно-познавательной компетентности: восприятие, внимание, воображение, мышление;

4. вызывать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними;

5. познакомить детей с различными техниками нетрадиционного рисования;

Развивающие:

1. развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов;

2. развивать и поощрять стремление детей к изобразительной деятельности через нетрадиционные техники выполнения работ.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей аккуратность при выполнении работы;

2. Воспитывать у детей усидчивость при выполнении работы.

Ожидаемые результаты:

- повышение качества умений по изобразительной деятельности;

- улучшение учебно-познавательной компетентности;

- расширение знаний и применение усвоенных техник в изобразительной деятельности;

- развитие самореализации ребёнка в художественном творчестве;

- развитие воображения, творческого мышления, стремления искать новые средства реализации своего замысла;

Проектный продукт:

*Анкетирование родителей на тему: « Чем занимается ваш ребенок дома?»

*Открытое занятие с использованием различных техник рисования

«Домик в деревне»

*Мастер – класс для родителей с использованием нетрадиционной техники рисования – пуантилизм « Аквариум», с использованием ИКТ

*Выставки творческих работ

Принципы проекта:

• От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

• Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.

• - Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

• - Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

• - Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.

• - Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

• - Принцип доступности материала.

 Направления:

• - от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

• - от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложном;

• - от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

• - от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

• - от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

• - от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

 Побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

• игра, которая является основным видом деятельности детей;

• сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости, и приглашает ребёнка отправиться в путешествие;

• просьба о помощи, ведь дети никогда не откажут помочь слабому, им важно почувствовать себя значимым;

• музыкальное сопровождение и т. п.

• Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять детям способы действий и показывать приёмы изображения.

Использование новых развивающих технологий:

• - личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);

• - коммуникативные (беседа и диалог, расширение и активизация словаря);

• - игровые (оригинальность сюжета, мотивация);

• - педагогические (доверительная беседа, стимулирование)

Методы:

- анализ теоретических источников по изучаемой проблеме;

- наглядные, практические, словесные;

- анализ процесса обучения;

- анализ продуктов детского творчества, полученных в специально-организованных условиях.

Девиз проекта:

«Акварель» - для ребят!

Все рисуют, все творят!

Этапы проекта:

1 Подготовительный этап (октябрь 2012 – май 2013)

Младший возраст

Знакомство с теоритическими знаниями о нетрадиционной техники рисования. Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала. Подбор наглядно – дидактического материала; художественной литературы; организация развивающей среды в группе.

2 Основной этап (сентябрь 2013 – май 2015)

Средний и старший возраст

Апробация различных технологий, методик организации работы с дошкольниками, составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций

3 Заключительный этап

(сентябрь 2015 – май 2016)

Подведение итогов.

Оформление результатов работы по теме самообразования.

Формы работы по реализации проекта:

*наблюдения

*создание презентации, слайд шоу

*выставки

*конкурсы

*Итоговое мероприятие

Критерии оценки результативности проекта

Диагностику проводили по методике Комаровой Т.С. по двум направлениям:

*анализ продуктов детской деятельности;

*выявление уровня творческого развития.

Критерии сформированности умений:

Передача формы

Строение предмета

Передача пропорции предмета в изображении

Композиция

Передача движения

Цвет

Критерии творческого развития:

Продуктивность

Разработанность образа

 Оригинальность

Качество

Формы и методы работы с родителями:

*Информирование родителей в индивидуальных беседах о результатах детского  творчества;

*Участие родителей в выполнении домашних совместных творческих работ «Семейный вернисаж»;

*Помощь родителей в пополнении технического материала;

* Посещение открытых групповых занятий мастер – классов по изобразительной деятельности;

*выставки детских работ.

Вывод:

Занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник представляют широкие возможности для изучения особенностей детей, для развития у них не только художественных способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка к школе.

ИТОГ ПРОЕКТА:

В результате выполнения проекта будет достигнуто:

•формирование у детей  дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;

•владение дошкольниками различными  техническими приемами работы  с разнообразным изобразительным материалом;

•умение воспитанников самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования;

•повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах;

•представление проекта «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник  рисования » на городском, областном, Всероссийском уровнях.

П./п

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьей

1.

Младший возраст

Изготовление поделок и рисунков «Развиваюсь и играю»

Анкетирование родителей « Чем занимается ваш ребенок дома»

Рекомендации для родителей

Консультации «Как организовать  дома рисование с ребенком»

Рисование пальчиком

«Дождик из тучки»

«Яблочки на дереве»

«Ягодки в корзинке»

Рисование ладошкой

«Цветы в вазе»

«Грибы на поляне»

«Петушок»

«Два веселых гуся»

«Рыбки в аквариуме»

«Солнышко»

Рисование мятой бумагой

«Иголки у ежа»

Печатание

«Листья»

«Осенний букет»

Рисование жесткой кистью, поролоном

«Мои любимые животные»

«Елочка»

«Деревья»

«Знакомство с нетрадиционной техникой рисования»

«У истока творчества»

Выставки работ

Консультация для родителей « Как организовать домашние занятия по рисованию и лепке».

Средний возраст

Коллаж «Родились у нас котята…..» (ватные палочки, жесткая кисть, тычование)

Коллаж «Олимпиада – 2014»

Коллаж «Аквариум» Мастер – класс в технике пуантилизм

Коллаж « День Победы» (рисование ладошкой, скомкивание салфеток, тычкование, набрызг, валиком)

Папка – раскладушка на тему: « Советы родителям по работе с краской».

Мастер – класс с использованием нетрадиционной техники – пуантилизм.

Открытое НОД по изо с использованием различных техник нетрадиционного рисования «Домик в деревне»

Родительское собрание на тему: «Семья – это…»

(рисунки детей на тему «Моя семья»)

Старший и подготовительный к школе возраст

Натюрморт на столе (рисование, пластилин

Декоративное рисование

(гжель, дымковская, городецкая, урало – сибирская росписи)

Монотопия

Отражение (отражение берега в воде)

Граттаж

Хэллоуин (рисование на одноразовой тарелке)

Коллаж - «За окошком снегири»

(обрывная аппликация, аппликация нитками, валик, поролон)

Рисование ластиком

«Береза»

«Рисование на свободную тему»

Рисование трубочкой

Рисование мыльными пузырями

Ниткография

Консультация:« Развитие творческих способностей детей старшего возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами»

Выставка рисунков «День Победы», ко Дню Космонавтики.

Совместные работы с родителями ко Дню Победы

«Бессмертный полк»

Регулярная выставка детских работ в группе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования

В детском творчестве окружающий его мир открывается по –разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в...

Развитие художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мас...

Развитие художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

В данной статье описаны нетрадиционные техники рисования с детьми старшего дошкольного возраста....

Мастер-класс для педагогов «Использование техники Эбру для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Использование на занятиях по изобразит...

Методические рекомендации "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования"

Методические рекомендации "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования"...