Конспект занятия " Роспись жостовского подноса"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме

- Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров Жостово.
- Знакомство с разнообразием форм подносов и вариантов построения цветочных композиций; 
- Развитие творческой и познавательной активности, фантазии, художественного вкуса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhostovska_rospis.docx459.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по декоративному рисованию в старшей группе

«Роспись жостовского подноса».

C:\Users\Admin\Desktop\жостово фото\SDC10095.JPG

Цели: 

- Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров Жостово.
- Знакомство с разнообразием форм подносов и вариантов построения цветочных композиций; 
- Развитие творческой и познавательной активности, фантазии, художественного вкуса. 

-Учить  использовать цвет, как художественно-выразительное средство.
Задачи: 
1. Обучающая: научить детей выполнять несложные элементы «жостовского письма» и составлять узоры из этих элементов; 
2. Познавательная: познакомить детей с традициями и особенностями росписи данного народного промысла, с этапами работы над декоративной композицией; 
3. Развивающая: развивать умение писать кистью, пользуясь разными приемами.
4. Воспитывающая: воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы и искусства, эстетическое отношение к предметам народного промысла, народному творчеству. 

Материал:

1. Гуашь разных цветов и оттенков;

2. Палитры, баночки с водой, салфетки;

3. Подносы из папье-маше;

Предварительная работа:

1.Рассматривание подносов.

2.Изготовление подноса из папье-маше

Художественный ряд: стихи о Жостове.

Методические приёмы: беседа, алгоритм последовательность росписи жостовкого подноса.

Словарная работа: композиция, замолёвок, блики, народные промыслы, Жостово.
Ход занятия.

(Воспитатель вместе с детьми рассматривает жостовские подносы).

Воспитатель: Посмотрите, какие разнообразные подносы.

Вспомните, ребята, где расписывают такие подносы.

Чем они отличаются друг от друга?

Дети: - Формой, размером, на подносах разный фон.

Воспитатель: - А что в основном мастера пишут на подносах? (Основным мотивом жостовской росписи является букет на черном лаковом фоне.)

Дети: -Цветы. Букеты из цветов.

Воспитатель: А какие цветы вы знаете?

Дети: -Ромашки, пятилистники, розы….

Воспитатель загадывает загадки о цветах.

Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдёшь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (Василёк)

                     Стоят в лугах сестрички —

Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)

Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет. (Колокольчики)

Над лугом парашютики

                    Качаются на прутике. (Одуванчики)

Пробивается росток,

Удивительный цветок.

Из-под снега вырастает,

Солнце глянет — расцветает. (Подснежник)

Цветик желто-золотистый,

Как цыпленочек, пушистый.

                                  Сразу вянет от мороза

                                  Наша неженка... (мимоза)

Посмотрите - у ограды

Расцвела царица сада.

Не тюльпан и не мимоза,

А в шипах красотка... (роза)

Воспитатель:

-Цветы прекрасны, но недолговечны. Они цветут в основном летом. Чтобы люди могли любоваться цветами круглый год, художники переносят их на подносы.

(ребенок читает стихотворение)

Вот жостовский черный изящный поднос

С букетом из лилий, пионов и роз.

В нем бликами летнее солнце играет,

Каймой золотой по краю сверкает.

Воспитатель: -Ребята, у кого дома есть жостовские подносы и для чего они предназначены?

Дети: -Висит на стене. Стоит самовар.

Воспитатель: -Подносы можно использовать, как украшение интерьера, так и использовать в быту.

Воспитатель: -создавая такую красоту, кажется, что художник работает быстро и легко. Но на самом деле жостовская роспись многослойная – один слой краски в строгой последовательности накладывается на другой. Один из этапов вы знаете. Как он называется?

Дети: -Замолевка.

Воспитатель.-Следующий этап – бликовка подчеркивает объем цветка, его форму. Завершает письмо – привязка тонкими травинками и усиками, она связывает и объединяет букет.  Вы уже сделали первый этап – замолевку. Теперь вам надо продолжить работу. Прорисовать, выделить цветы на подносе.

Физминутка “Цветки”.

Наши алые цветки,
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки,
Закрывают лепестки
Головой качают,
Тихо засыпают.

   Руки подняты вверх, пальцы собраны в   кулаки
  Медленно разгибаем пальцы из кулачков
 Покачиваем кистями рук вправо влево

  Медленно сжимаем пальцы в кулачки 

  Покачивание кулачками вперёд - назад

Я вас приглашаю на свои рабочие места.

Воспитатель показывает поднос и говорит, что сегодня дети будут учиться украшать поднос цветочным узором. Далее предлагает посмотреть в какой последовательности следует рисовать элементы узора. Все элементы орнамента рисуются сразу кистью без нанесения предварительного рисунка карандашом».

Показ последовательности росписи узора.

С помощью наводящих вопросов воспитатель закрепляет, уточняет композиционное расположение всех элементов узора и предлагает приступить к работе.

В ходе занятия педагог следит за приемами рисования. Напоминает детям, если потребуется, что крупные цветы рисуются всем ворсом кисточки и рука с кисточкой находится под наклоном, а при рисовании мелких цветов кисточку нужно держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности подноса.

 Воспитатель помогает тем, кто затрудняется

C:\Users\Admin\Desktop\жостово фото\SDC10089.JPG

      Воспитатель.

Когда за окном снегопад и мороз,

Живыми цветами усыпан поднос.

Посмотришь с улыбкой на дивный букет-

И кажется, лето нам шлет свой привет.

      Итог занятия.

 Давайте организуем выставку подносов по жостовскому промыслу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Роспись Жостовского подноса.

Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров Жостова.Учить различать оттенки настроения в живописи и использование цвета как изобразительного средства.Закреплять умение вписыва...

Конспект совместной деятельности воспитателей и детей "Роспись Жостовских подносов"

Конспект занятия, направленного на знакомство детей с жостовской росписью....

Роспись Жостовского подноса (Нетрадиционная техника рисования - пальчиками"

Конспект открытого занятия в старшей группе "Нетрадиционые методы рисования"....

Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе"Роспись жостовского подноса"

Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров жостова....

Конспект по пластилинографии: «Жостовский поднос» (подготовительная группа)

Конспект по пластилинографии: «Жостовский поднос» (подготовительная группа)...

конспект „ Роспись жостовского подноса ”

Конспект " Роспись жостовского подноса "...

Мастер-класс роспись "Жостовский поднос" в технике пластилинография

Цель: выполнение имитации жостовского подноса из цветного картона и пластилина, познакомить с техникой рисования «Пластилинография».Задачи: - развивать внимание, память, мелкую моторику, ч...