Использование нетрадиционных приёмов продуктивной деятельности в развитии творческих способностей дошкольника.
статья по рисованию (старшая группа) на тему

Шелест Наталия Анатольевна

Задача воспитателя детского сада - воспитать всесторонне развитую личность. Эстетическое воспитание способствует всесторонннему развитию и  осуществляется во всей работе детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_shelest_n.a.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Использование нетрадиционных приёмов продуктивной деятельности в развитии творческих способностей дошкольника.

Шелест Наталия Анатольевна

воспитатель  МКДОУ БГО Центр развития ребёнка – детский сад №11

Задача воспитателя детского сада воспитать всесторонне развитую личность. Эстетическое воспитание способствует всестороннему развитию и осуществляется во всей работе детского сада. Одним из его средств является изобразительная деятельность. Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и т.д. Известно, что успешное развитие творческих способностей эффективно в изобразительной деятельности. Рисование, аппликация, лепка, конструирование дают возможность ребёнку создавать каждый раз новые постройки, рисунки, скульптурные и декоративные композиции. Желание творить - внутренняя потребность ребёнка. Она возникает у него постоянно и отличается чрезвычайной искренностью. Задача педагога научить детей творить. Задача воспитателя детского сада воспитать всесторонне развитую личность. Эстетическое воспитание способствует всестороннему развитию и осуществляется во всей работе детского сада. Одним из его средств является изобразительная деятельность. Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и т.д. Известно, что успешное развитие творческих способностей эффективно в изобразительной деятельности. Рисование, аппликация, лепка, конструирование дают возможность ребёнку создавать каждый раз новые постройки, рисунки, скульптурные и декоративные композиции. Желание творить - внутренняя потребность ребёнка. Она возникает у него постоянно и отличается чрезвычайной искренностью. Задача педагога научить детей творить.

 Рисование, лепка, аппликация, конструирование – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Эта деятельность приносит малышу много радости и позволяет выражать своё понимание, эмоциональное отношение к окружающему. Изобразительная деятельность является источником хорошего настроения и задача педагога поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству, расширять область выражения, возникающих у него образов, помочь овладеть навыками и умениями, усвоить знания о разнообразных материалах, используемых на занятиях по продуктивной деятельности, способами работы с ними. Важно всячески и своевременно поощрять детское творчество, в какой бы форме оно не выражалось.  

 Чтобы выполнить задачи всестороннего развития ребёнка необходимо  иметь определённый запас знаний и умений, которые нужно передать детям, чтобы они умело пользовались ими. Задачи воспитания и развития могут быть успешно осуществлены лишь при условии обучения детей доступному им объёму знаний, умений и навыков изображения, формирования у них представлений о свойствах предметов и явлений, которые они изображают. Усвоение указанного материала способствует развитию сенсорных, умственных, трудовых способностей, являющихся основой развития творческих способностей.      

 Я давно занимаюсь изобразительной деятельностью, т.к. этот вид деятельности мне ближе всего. Наблюдая за детьми, я заметила, что результат в приобретении детьми знаний и умений, навыков продуктивной деятельности неплохой - они работают разными материалами, осваивают различные приёмы и способы выполнения работы. Но вместе с тем наблюдалась такая картина - а вдруг не получится, а как сделать именно так? И, главное, в работах не было фантазии и творчества. Они все повторяли за мной, не могли самостоятельно приступить к работе - боясь, что сделают что-то не так, неправильно, ждали моих указаний. Вот здесь мне пришла мысль развития творческих способностей дошкольников, используя нетрадиционные техники в изобразительной деятельности, где ребёнок расслабляется, сам фантазирует, творит.

 Занятия  по рисованию бывают классическими - это рисование карандашами, кистью, фломастерами, мелками. Но использование нетрадиционных техник рисования позволяет детям более умело выполнить заданную задачу. Эти техники позволяют ввести ребёнка в творческий процесс и доставить эстетическое наслаждение от своего труда. Использование нетрадиционной техники я использую по степени возрастания сложности и учитываю особенности освоения их детьми.

Так как у детей младшего дошкольного возраста ещё плохо развита моторика рук и им сложно рисовать карандашами и кистью, я рекомендую «пальцевую живопись». Она является самой доступной для малышей и помогает ребёнку органично почувствовать материал (гуашь, акварель), её свойства и качество развивает мышцы, моторику рук, которые связаны с развитием двигательного центра речи. Поэтому в младшем дошкольном возрасте развивается не только двигательная способность рук, но и речь ребёнка.

Рисовать можно перышком, например, очень красивая получается трава; поролоновой палочкой, ватной палочкой: закрашивать, прорисовывать мелкие детали, рисовать узоры; штамповкой из поролона: птицы, деревья, животные; оттиск пробки: цветы; катушка из под ниток разного размера с наклеенным поролоном - колёса для машин, узоры; пуговицами: узоры и т.д.

          В старшем дошкольном возрасте ко всем этим техникам  прибавляю более сложные, которые влияют на развитие творческих способностей , воображения, мышления, фантазии – это рисование по мокрой бумаге, набрызг, монотипия, кляксография. Способы выполнения работы в данных техниках можно изучить, используя методическое пособие Т.Г.Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники».

Лепка способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Занятия лепкой, также как и другие виды изобразительной деятельности, формируют эстетический вкус, развивают чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всём его разнообразии. Для того, чтобы занятия по лепке не были однообразными и надоедливыми, я практикую в своей работе разнообразие материала, из которого можно выполнить лепку. Используются пластилин, глина, соленое тесто. Занятия с использованием солёного теста интересны тем, что дети могут сами разукрасить свои работы, проявив свою фантазию и творчество. Также большой интерес у детей вызывают налепы «Декоративные пластины», «Золотая хохлома», «Красивые вазы». В тёплое время года использую песок, а в зимнее – лепим из снега, разукрашивая красками, изготавливаем разноцветные льдинки в форме геометрических фигур, силуэтов животных, птиц. Этими поделками мы украшаем участок. В младшей группе дети делают работы по образцу, а старшие дети выполняют работу самостоятельно, исходя из своего опыта, знаний и умений, полученных на других занятиях и личного опыта

Создание аппликации, это сложный  процесс, связанный с умением вырезать разнообразные формы предметов из цветной бумаги, раскладывать их на основу, устанавливать последовательность и взаимосвязь объектов по законам композиционного и цветового строя, аккуратно наклеивать вырезанные на бумагу другого цвета. Задача педагога ДОУ дать детям определённый объём знаний, умений и навыков по аппликации, которыми должны  овладеть  дети в разных возрастных группах для реализации своего замысла и отражения окружающей действительности.

В аппликации также как и других видах изодеятельности есть нетрадиционные техники выполнения работ. Есть аппликация способом обрывания, тканевая аппликация, коллажи из бросового материала (нитки. веревка, фольга и т.д.). Большой интерес у детей вызывает объёмная аппликация, с использованием таких способов объёмной аппликации: петельки, витая спираль, бумажные комочки, склеивание половинок. Можно провести ряд занятий, используя пособие Г.И.Долженко «100 поделок из бумаги».

Анализируя свою работу, я с уверенностью могу сказать, что систематическая, комплексная, работа по изодеятельности является непременным условием развития речи, вторичных психических процессов, творческого воображения, а также предпосылок успешного овладения учебной деятельностью, психических качеств и умению, без которых не возможно успешное обучение в школе. Не каждый ребёнок приходит в мир, чтобы стать художником. Но определённым потенциалом художественного развития обладает каждый и этот потенциал надо раскрыть. Надо настроить и вести себя так, как будто вся группа детей - это потенциальные художники. В этих условиях наиболее одарённые скорее найдут свой путь, а все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов и станут глубже понимать и ценить искусство.

Моя попытка использования нетрадиционных приёмов в изобразительной деятельности, на мой взгляд, оказалась успешной. Дети стали более раскованными. Самое главное у них пропал страх перед выполнением работ, а, значит, есть пространство для проявления фантазии и творчества.

Наша задача найти новые методы и приёмы для детского творчества, обеспечить максимальные условия для развития потенциальных возможностей дошкольников и тем самым способствовать гуманизации образовательного процесса.

Список литературы

1. Методика обучения рисование, лепке, и   аппликация в детском   саду.        Н.П. Сакулина. 

2.  Развивайте у детей творчество     Т.Г. Казакова.

 3.  Рисование с детьми дошкольного возраста (нетрадиционные техники)

Т.Г. Казакова.

4. Занятия по изобразительной деятельности в детском   саду  Г.С. Швайко.

5. «Занятия по рисованию в детском саду»  Т.В. Королева

  1.  «100 поделок из природного материала»   Н.В.Новикова, Л.В.Базулина

7.«100 оригами»   Г.И. Долженко

8.«100 поделок из бумаги» Г.И. Долженко

9.   Лепим из солёного теста .Е.Данкевич


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных видов изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей.

Использование нетрадиционных  видов изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей.В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобр...

"Использование нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста"

30 ноября 2013 года на базе МБДОУ – детский сад №1 «Колосок» Комсомольского района прошел семинар для  воспитателей ДОУ и ГКПД по теме: "Использование нетрадиционных приемов  изобразительной...

«Использование нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста».

Использование  нетрадиционных  способов  изобразительной  деятельности  играет  важную  роль  не  только  в  художественно – эстетическом,  ...

Художественно-творческий проект «Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей дошкольников «Необычное в обычном»

Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к зан...

Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности для развития творческих способностей детей с ОВЗ.

laquo; Истоки способностей и дарования детей- на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити- ручейки, которые питают источник творческой личности. Другими словами, чем...

Использование нетрадиционных техник лепки как средство развития творческих способностей дошкольников

Лепка – один из самых эмоциональных из продуктивных видов изобразительной деятельности.  Она даёт возможность даже самому маленькому ребёнку ощутить себя мастером и творцом....