Педсовет на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
методическая разработка по теме

Дудина Елена Николаевна

         Дошкольное детство важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка и появляются первые проявления творчества. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Вот почему одним из доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная художественно-продуктивная деятельность, в процессе которой создается что-то красивое, необычное. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_prezentatsiya_dudina_.docx36.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Старошайговский детский сад №2 комбинированного вида»  Старошайговского муниципального района Республики Мордовия

Творческая презентация

 «Развитие творческих способностей  детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»

Воспитатель: Дудина Е.Н.

МДОУ «Старошайговский детский сад №2

комбинированного вида»  

Старое Шайгово  2016г.

         Дошкольное детство важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка и появляются первые проявления творчества. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Вот почему одним из доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная художественно-продуктивная деятельность, в процессе которой создается что-то красивое, необычное.

            Актуальность и перспективность опыта заключается в том, что современное общество имеет потребность в творческой личности.  

 Поэтому  Федеральный  государственный образовательный  стандарт  дошкольного  образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели ДО, и одна из его целей  является развитие личности дошкольника, его творческих способностей.

         Новизна моего педагогического опыта заключается в том, что проблему развития художественно-творческих способностей детей я решаю в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками рисования.

             Предмет исследования:  приобщение детей к художественному творчеству посредством нетрадиционных техник рисования в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие».

               Являясь одной из самых актуальных, проблема развития творческих

способностей привлекает внимание ученых разных областей, поскольку

связана с вопросами проектирования гибких моделей образовательного

пространства, разработки вариативных форм и методов обучения и

воспитания, отвечающих образовательным потребностям и возрастным

возможностям личности.

              За основу я взяла Программу И. А. Лыковой "Цветные ладошки" по развитию художественно-творческих способностей детей.  Дополнением к программе И. А. Лыковой я использую пособие Р. Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста».

    Для успешной работы с детьми в области использования нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников  изучила труды: «Художественное творчество и ребенок» под редакцией Н. А. Ветлугиной, «Воображение и творчество в детском возрасте» Л. С. Выготский,  «Развивайте у дошкольников творчество» Т. Г. Казакова, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т. Г. Казакова.

Ведущая педагогическая идея моего опыта - формирование у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью различных техник рисования.

    Целью моей работы является развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

Для развития творчества и систематизации знаний детей, я поставила перед собой следующие задачи:

Задачи:
 Образовательные:
Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;
Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке материалы с целью получения выразительного образа;
Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Развивающие:
Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию;
Развивать творческую активность, желание рисовать.
 
Воспитательные:
Воспитывать дружеские взаимоотношения
Воспитывать умение доводить начатое до конца, работать в коллективе, индивидуально. 

Оздоровительные:

Укреплять здоровье детей, используя, комплексы здоровье-сберегающих технологий;

 Благотворно влиять с помощью нетрадиционной техники рисования на эмоциональное состояние и психическое развитие детей.

    Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно - чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции). Таким образом, создаю  базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

      Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.

    Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия.

Мои наблюдения привели к выводу о необходимости использования таких техник, которые создают ситуацию успеха у воспитанников, формируют устойчивую мотивацию к рисованию.

 В работе использую следующие  нетрадиционные техники рисования:

  • рисование пальчиками
  • рисование струей воздуха (раздувание краски)
  • рисование ватными палочками
  • рисование ладошками
  • печатание овощными печатками (картофелем, морковью)
  • кляксография
  • рисование мятой бумагой
  • рисование методом тычка

      Работу по данному направлению провожу поэтапно:

1 этап- подготовительный. Знакомство с художественной техникой.

На этом этапе  использую такие формы организации и проведения занятий: беседа, прогулка, наблюдения , рассматривание иллюстраций в нетрадиционной технике, путешествие по сказкам, экспериментирование с материалами. 

Гуляя с детьми на прогулке, обращаю их внимание на то, сколько вокруг интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений. Всеми этими предметами обогатили уголок изобразительной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.

     2 этап – основной.  Упражнения в художественной технике.    Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования я начала с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения.

    Позднее учила рисовать детей ладошкой, ватными палочками, пробками, мятой бумагой, тычком жесткой полусухой кистью, отпечатками листьев.

Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы. Всё это помогает мне заинтересовать ребят. В процессе проведения НОД, как основной формы работы, заметила, что использование нетрадиционных техник рисования повысило интерес дошкольников к рисованию.

   Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинали с одного цвета, давали возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки, а затем давали два – три цвета ( «Снег», «Зимний лес», «Яблоки для Ежа», «Укрась ёлочку», «Рыбки в аквариуме» и др.). Позднее учила рисовать детей ладошкой. Детям очень нравится этот способ рисования («Солнышко», «Птички»).

      С удовольствием ребята освоили технику рисования пробками и печатками из картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т.д. Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги.  Мы рисовали «Солнышко лучистое»,   «Цветочек радуется солнышку», «Одуванчики».

     Интересна детям техника рисования мятой бумагой. При рисовании этой техникой легко смешивать краски, изображая красочность осенних листьев, неба, травы.  Учила детей рисовать «Тычком жесткой полусухой кистью». Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускаем. Можно заполнить весь лист, контур или шаблон. Эту технику используем, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее. Например, мы рисовали на темы: «Мои любимые домашние животные», «Елочка пушистая, нарядная».

3 этап – заключительный.  Анализ результатов,  выставка детских работ.

     На этом этапе осуществляется формирование обобщенных знаний и умений, связанных с нетрадиционной техникой рисования. Результатом этого этапа являются творческие работы детей.

 В процессе творчества маленькие дети научились создавать вещи своими руками, познали загадки, радости и разочарования созидания – все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром.

          Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.

          Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к различным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.

              Важную роль в развитии творчества ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей, использовала новые развивающие технологии: личностно – ориентированные, коммуникативные, игровые, педагогические, здоровье - сберегающие.                                                                                                                                                                                          В группе оформила уголок изобразительного творчества.  В   уголке   собраны  образцы народно – прикладного   искусства, картины русских и зарубежных художников, музыкальный центр, атрибуты к играм, дидактические игры, книги и методические пособия. Специальное оборудование и мебель: имеются мольберты, столы можно расставлять по-разному, в зависимости от темы и формы проведения занятия.                                                       Для рисования изготовила  необходимые разнообразные художественные материалы:  акварельные краски, гуашь, карандаши, фломастеры, мелки, пластилин, свечи восковые, ватные палочки, кисточки разных размеров, клеевые щетки, кусочки поролона, детские ножницы с тупыми концами, ткани, природный материал, копировальная бумага различных цветов, остатки шерстяных или полушерстяных ниток, сюжетные открытки, клей, бумага цветная, картон, красивой формы гладкие камушки, ракушки, трубочки от коктейля, колпачки, растительный материал, поролон. 

    Работа с воспитанниками, неизбежно ведет к сотрудничеству  с их родителями. Я  использую любую возможность общения с ними для установления доверительных отношений. Провожу для родителей консультации, беседы, занятия, развлечения, дни открытых дверей.

 Совместно  с ними  выпускаем праздничные газеты, устраиваем различные конкурсы, коллективные игры, фотовыставки. Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей, является выставка детского рисунка. Она очень радуют детей и их родителей, ребенок становится успешнее.

      Положительным результатом в своей работе считаю участие детей в конкурсах, выставках различного уровня.

Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю с сообщениями на уровне ДОУ, района, республики, участвую  в работе семинаров,  секций и конкурсов муниципального,  республиканского, всероссийского и международного  уровней, в работе республиканских научно-практических конференций,  провожу открытые занятия.

               Для успешного осуществления поставленных задач проводится мониторинг уровня развития нетрадиционной техники рисования дошкольников.  Проведение мониторинга необходимо для выявления проблемных зон в данном направлении и осуществлении коррекции в дальнейшей работе.

   Мониторинг уровня обученности дошкольников по результатам за три года повысился с 57% до 82%.

 Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря нетрадиционной технике рисования воспитанники  учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца.

Результативность педагогической технологии.

  •  Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находят разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости
  • Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, коммуникабельность
  • Реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения, что способствует развитию у ребенка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости
  • Формируются навыки контроля и самоконтроля.

Список  литературы

1.  Анцифирова  Н. Г.  Необыкновенное рисование // Дошкольная        педагогика.   2011. №7(72).

  1.  Андрианова Н. Я., Моисеева Н. П.  Игры – занятия по кулинарии как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников // Дошкольная педагогика. 2009. №6 (65).
  2. Дубровская Н. В. Организация занятий по изобразительной деятельности дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2005. №5 (26).
  3. Сказки, обучающие рисованию. // Дошкольная педагогика. 2008. №2 (43)
  4. Быкова О. А., Кайзер Ю. В. Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими нарушения речевого развития. // Дошкольная педагогика. 2011. №5 (70).
  5. Киселева Н. В. Пластилиновая живопись в детском саду.//Дошкольная педагогика. 2009. №1 (50).
  6. Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения.- Яр., 1997.
  7. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.
  8. Рисование с детьми дошкольного возраста /под ред. Р. Г. Казаковой.-Москва,2006.
  9. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду подготовительная к школе группа.- Москва.2007.
  10. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредствам нетрадиционных техник рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами

Имея за плечами большой педагогический опыт и сравнивая с тем временем, когда я поступила на работу – все равно остался открыт вопрос о развитии творческих способностей дошкольников. Дети, рисуя с удо...

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ (опыт работы)

Проблема развития творческого воображения дошкольников является весьма важной. Изобразительная деятельность, в частности использование нетрадиционных техник рисования, позволяет на наш взгляд решить э...

Самоанализ педагогической деятельности по теме: « Развитие художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования.

Самоанализ педагогической деятельности по теме:« Развитие художественно - творческих способностей  детей  дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования....

План по самообразованию педагога Тема: «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»

Цель: Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенци...

Аннотация опыта работы по теме: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"

Обобщенный опыт работы содержит теоретический и практический материал по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник   рисования...

самообразование "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования"

Дошкольный возраст - период активного познавательного развития. В этот период последовательно формируются и развиваются все психические процессы, установление связей между предмета...