Мастер-класс "Тувинские орнаменты"
методическая разработка по рисованию (средняя группа) на тему

Барашкова Долаана Доржуевна

Реализация содержания

Программы в образовательных областях:  "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".

Виды детской деятельности: Игровая, изобразительная, коммуникативная, музыкальная, двигательная.

Цели: Познакомить детей знаниями о тувинских орнаментах, пробудить у детей интерес к культуре своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_tuvinskie_ornamenty.docx34.6 КБ
PDF icon tuvinskie_ornamenty.pdf1.2 МБ

Предварительный просмотр:

                   Тема: Тувинские орнаменты

             Реализация содержания         

    Программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,  «Речевое развитие». «Социально –коммуникативное развитие», «Физическое развитие».                                                                                                                                                            

    Виды детской деятельности: Игровая, изобразительная, коммуникативная, исследовательская, музыкальная, двигательная.

  Цели: Познакомить детей знаниями о тувинских орнаментах, пробудить у детей интерес к  культуре своего народа, проявлять  положительные эстетические чувства и эмоции при прослушивании  тувинской народной  мелодии, заинтересовать играми тувинского народа, добиться активного и доброжелательного взаимодействия с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач; пробудить интерес к изобразительной детской деятельности,  воспитывать любовь, уважение культуре и быту народов нашей республики.    

 Материалы и оборудование: Презентация для демонстрации  национальной утвари  с орнаментами ,готовые украшения для детских работ, трафарет с узором «Чадыр хээ», клей ПВА с добавлением гуаши красного цвета, манная крупа, кисточки, клеенки, салфетки.

  Содержание организованной образовательной деятельности детей                                                                          

  1. Организационный  момент.

    Звучит народная музыка, помещение  обкурено  артышом , на экране внутренние атрибуты юрты.

        Тыва чонум хундулээчел, дылы безин эптиг-ээлдек.

        Эрткен душкен арат чонга, кезээ шагда эжии ажык..

Дети,  давайте будем здороваться  по тувинскому  обычаю.  (дети протягивают в знак приветствия руки ладонями вверх, а старшие ладонями вниз, руки на уровне локтя.)

Игра «Матпаадыр», «Арбай-Хоор»

- А теперь дети поиграем  тувинскую игру «Матпаадыр», «Арбай Хоор».        

       Матпаадыр-паштанзын

       Бажы-Курлуг-мананзын

       Орта-Мерген-одагланзын

       Уваа-Шээжеӊ- уруктазын

       Биче-Мөөрей-бүүрек-баарак чизин, чээрген-чаарган чыгзын.

      Адыжыӊар көргүзүӊер, Арбай-Хоорлап ойнаалыӊар.

           ( Арбай-Хоор!) 4 раза

        Чеди чылын төрүвээн , черге хонар өшкүзүн

        Улуг-Эргек  догергеш , ужа-төжун салган.

        ( Арбай-Хоор!) 4 раза

        Чуп-чуп чудурук, Чупу-чупу чудурук.

  Ап адыш, бип-билек, кып-кыры, өп-өжүн, чап-чарын, кижиргенчиг колдуктар.

         ( Арбай-Хоор!) 4 раза.

  1. Ход  занятия

 - Дети я вам загадаю загадку, а вы отгадайте.

(Чем чивес чарашпай,черге чорбас чарашпай                                                      Чучак хептиг чарашпай,чугаазы чок чарашпай).                                          Голодающая красавица, не ходящая красавица,                                          

 В миниатюрных одеждах красавица, немая красавица                                                         кто это?                                                                                                                       Дети: Кукла.                                                                                                       Стучат за дверью. Кукла здоровается с детьми.                    

Воспитатель: Ой какая красивая кукла у нее наша национальная одежда.

Песня «Ойнаар-Кыс»- «Кукла»

 Ойнаарагы  хирлиг болха. ону кым-даа мактаар эвес

                              Элек-элек-элек, элек-элек-элек.

Кара мелдер хирлиг болза,ону кым-даа мактаар эвес

                              Элек-элек-элек, элек-элек-элек.

Эжим-өөрүм, авам-ачам электей  бээр хоржок  болгай

                              Элек-элек-элек, элек-элек-элек.

Кукла: Я пришла из прошлого. Принесла  вам  наши  творческие  работы.

            Сначала я вам загадаю загадку, а вы отгадайте:

            Ɵгбелерниӊ  үе-дүптен  чаглактаныр  чери чүве,

            Хүндүс  боорга – кыры  ажык, дүне боорга – ону дуглаар.

            Чаӊгыс борбак  ханалыг , шаарартыр тургузар

            Аай-дедир көжерде:  чазып, эптээш  чүдүрүптер.

Дети: «Ɵг.»

Кукла: Посмотрите,  это – юрта. Внутри все бытовые утвари украшены очень красивыми орнаментами тувинского народа . Вы заметили мою красивую одежду. Мою одежду украшали мастера тувинскими узорами,  Это орнамент называется «Аяк хээ», а этот орнамент называется «Алага хээ», а это орнамент называется « Чадыр хээ».

  1. Рисование нетрадиционным способом

Кукла:    Аъш-чем төгуүлдүрбе, аякта шай чайылдырба.

               Кеткен хевиӊ дырыштырба, кезээде-ле, чараш ап чор.

               Бөөлдээш чорба, куржанып чор, бөргуӊнү дорт чараш кеттин.

               Артыӊ-иштиӊ, көрдүнгүлеп, арыг силиг чараш чору.

Скоро праздник «Шагаа». Я вам подарю украшения с тувинским орнаментом «Чадыр хээ», чтобы вы одели на празднике. Вам остается только украсить эти украшения разными цветами.

Этапы работы:        

  1. Заполните линии трафарета клеем.
  2. Сверху клея, насыпаем слой манной крупы.

Кукла помогает детям, которые не справляются с работой.

Кукла: Спасибо, дети, вы мне очень помогли, молодцы! Вы наденете это украшение будете еще красивее. Скоро наш  национальный  праздник  «Шагаа».  Вам есть в чем идти. Дай  бог  вам счастья и крепкого здоровья  Курай, Курай, Курай. Досвидания!

Кукла уходит.

- А сейчас мы все встаем делаем физкультминутку.

  1. Физкультминутка

           Тараа соктап чиилиӊер,

           Таан  кежээ уруглар!

           Баланы так туткаштын,

           Башты оору кодурээл.

           Чаагай тараа ургаштын:

           Чаржып, санап, соктаалы.

           1,2,3,4.5,6,7,8,9,10.

  1. Итог занятия:  

Вопросы детям:

  1. Кто был у нас?
  2. Что нам рассказала кукла?
  3. Какие узоры вы узнали?

- Дети, вы сегодня все хорошо поработали,  Молодцы!

Занятие закончено, все свободны.

Спасибо гости дорогие!

Будьте здоровы, счастливы, не хворайте, благополучия вам всем!

       

             

         

 

     Тема: Тувинские орнаменты.

     Реализация содержания.

Программы в образовательных областях: «Познавательное развитие»,  «Художественно-эстетическое развитие», « Речевое развитие», «Социально коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Виты детской деятельности: Игровая, изобразительная, коммуникативная,  познавательно- исследовательская, музыкальная, двигательная.

Цель: Познакомить детей о тувинскими орнаментами. Пробудить детей интерес к прошлому  тувинского  народа, проявлять положительные эмоции при прослушивании тувинскую народную мелодию, интересуется играми тувинского народа, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом  и сверстниками в решении игровых и познавательных задач; пробудить интерес изобразительной детской деятельностью,воспитывать любовь,уважение культуре и быту нашей тувинской республики.

 Материалы и оборудование: Рисунок юрты с орнаментами тувинского народа. Макет юрты с обстановкой, все утвари для детской работы.

 Содержание  организованной образовательной деятельности детей.

  1. Организационный момент.

Звучит народная мелодия, в зале  обкурена  артышом, оформлен макет юрты с обстановкой.

Здравствуйте дети будем знакомится по тувинскому обычаю.

Ход занятия: Я спою частушку загадку, а вы  отгадайте.

      Кошкун чоннун тываларнын

      Кожер дээнде чудуруптер

      Кыры ажык, борбак акыр

      Кылып,чазаан,чуртаар чери

      Кылын кидис шыпкаш баглаан

      Кыжын, чайын черле тогбас

      Кырган-ачам чуртап чораан

      Каас чараш чаглаа чуве.

Дети:  «Ог» «Юрта».

 Конечно это юрта, тувинского народы  юрты  внутри  очень красивыми орнаментами украшены  все утвари ,сами рисовали , украшали. Посмотрите эти узоры они очень красочными цветами нарисованы.Основном встречаются геометрические  узоры- зигзаг.  Косая сетка            ,  нёбо (таалай),               коврик (олбук)               Т-образный меандр (алага хээ)                     , г- образный меандр (саазын хээ)                 , и росписи растительные побеги, рогавитные узоры (кошкарлап)                      , знаки: тувинские тамги (тамгми –знаки) железная стрела (демир ок)             , дверь (хаалга)         ,гусь (кас)        ,  луна (ай)       , острого (серээ)        ,молоток (алага)       ,цветок (чечек)      свинец (коргулчун)          , война (чаа)       , переплетение      

2)А сейчас красивыми орнаментами  узорами украсим нашу юрту.

Посмотрите сюда  я покажу  как украсим нашу юрту, возьмите из юрты один предмет  и украсим пластилином. Катать пластилин тонкими  полосками   как нитка и вылепим  годовые  нарисованным рисунке .

3)Физкультминутка:

 Пашка хоорган тарааны

Согааш,балаа соктаал, че

Деспээ ургаш челбипдээл

Дээрбээ дыртаал  че-че-че

Денди чаагай  далганны

Боолдеп  былгаал  че-че-че.

3)Играем тувинскую игру «Кажык адар».

4)Вопросы: 1) Какие предметы в юрте?

                      2) Какие  узоры  лепили  сегодня?

     Итог занятия.расмотрите поделки из глины на нашей выставке и выберите самые выразительные и аккуратные работы. Обьесните свой выбор.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытое занятие "Город мастеров"-аппликация на ткани. В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа , элементов орнамента,пословиц и поговорок о труде на дву ни, роспись готовых форм папье маше

(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1.     Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....

конспект открытое занятие "Город мастеров"-аппликация на т ни. В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа , элементов орнамента,пословиц и поговорок о труде на дву ни, роспись готовых форм папье маше

(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1.     Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....

конспект открытого занятия "Город мастеров.В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа, элементов орнамента, пословиц и поговорок о труде казахских народных мастеров на двух языках.

(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1.     Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....

Презентация "Орнамент в народном костюме"

В данной презентации собран и обобщен материал из истории народного костюма.Ткани, цвет, значение орнамента в народном костюме....

Методические рекомендации по ознакомлению с хакасским орнаментом.

Как знакомить детей дошкольного возраста с хакасским орнаментом? На этой страничке вы найдете методические рекомендации по данному разделу....

Конспект занятия в национальной (средней) группе на тему:“Знакомство с татарским орнаментом через традиции татарского народа”

Интегрированное занятие. Знакомство детей с татарским орнаментом через традиции татарского народа...