Рабочая программа по изодеятельности на 2016-2017 учебный год
рабочая программа по рисованию на тему

Перова Марина Анатольевна

Рабочая программа - инструмент построения педагогом образовательного процесса по освоению  содержания  образовательной области "художественно-эстетическое развитие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_izo.docx97.9 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное

дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад «Солнышко»

Рабочая программа

по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (рисование, аппликация, лепка, конструирование)

основной образовательной программы дошкольного образования

на 2016-2017 учебный год

Составила:

Перова М.А.,

   воспитатель,

 педагог дополнительного образования        

пгт. Пойковский 2016 г.

Содержание

  1. Пояснительная записка

  1. Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Задачи образовательной деятельности

Знакомство с изобразительным искусством

Развитие продуктивной деятельности и детского творчества.

Содержание образовательной деятельности в рисовании и аппликации.

            Результаты образовательной деятельности

Перспективное планирование художественной деятельности

  1. Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Задачи образовательной деятельности

Знакомство с изобразительным искусством

Развитие продуктивной деятельности и детского творчества.

Содержание образовательной деятельности в рисовании и аппликации.

            Результаты образовательной деятельности

Перспективное планирование художественной деятельности

  1. Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)

Задачи образовательной деятельности

Знакомство с изобразительным искусством

Развитие продуктивной деятельности и детского творчества.

Содержание образовательной деятельности в рисовании и аппликации.

            Результаты образовательной деятельности

Перспективное планирование художественной деятельности

  1. Работа с родителями
  1. Методические пособия
  1. Наглядно-дидактические пособия
  1. Приложение №1. Мониторинг образовательного процесса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Художественно-эстетическое развитие занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения.

Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей. Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство. Изобразительная деятельность помогает усвоению искусствоведческих знаний, развивает способности к изобразительному творчеству. Реализация самостоятельной творческой деятельности, умений, навыков,

Основанием для разработки рабочей программы по художественному творчеству общеразвивающей направленности детей от 3 до 7 лет служит:

  • устав НРМДОБУ «Детский сад «Солнышко»
  • основная общеобразовательной программы дошкольного бюджетного образовательного учреждения НРМДОБУ «Детский сад «Солнышко»
  • Федеральный государственный образовательныы стандарт дошкольного образования
  • Сан Пин.

Рабочая программ6а разработана с учетом примерной общеобразовательной  программы дошкольного образования «Детство» (под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и др.)

Содержание образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребностей детей в самовыражении через решение следующих задач:

  • Приобщать детей к изобразительному искусству;
  • Развивать продуктивную деятельность и детское творчество;
  • Развивать и совершенствовать творческие способности детей при использовании разных изобразительных материалов в процессе образовательной художественной деятельности.
  • Способность обогащению эмоциональной сферы ребёнка.

Интеграция образовательной области

«Художественное творчество» с образовательными областями

Образовательная

область

Задачи

«Социально-коммуникативное развитие»

Развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности.

«Познавательное развитие

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, народного творчества.

«Речевое развитие»

Использование художественных произведений для обогащения содержания области «Художественное творчество»

«Физическое развитие»

Крупная и мелкая моторика рук, становление ценностей здорового образа жизнью.

Программа предполагает:

  • проведение двух занятия в неделю в средней и старшей группах и трех раз в неделю в подготовительных группах в первую половину дня.
  • продолжительность занятий: 20 мин (средняя группа), 25 мин (старшая группа), 30 мин (подготовительная группа).

Общее количество учебных занятий в год – 72 (средняя), 72 (старшая), 108 (подготовительная).

  • педагогический анализ знаний, умений и навыков детей (диагностика) проводится 2 раз в год (вводный - сентябрь, итоговый – в мае).

Средняя группа

(от 4 до 5 лет)

Задачи образовательной деятельности

  1. Воспитывать эмоционально-эстетические чувства, отклик на проявление прекрасного в предметах и явлениях окружающего мира, умение замечать красоту окружающих предметов и объектов природы.
  2. Активизировать интерес к произведениям народного и профессионального искусства и формировать опыт восприятия произведений искусства различных видов и жанров. Освоение средств выразительности изобразительного искусства.
  3. Развивать художественное восприятие, умение последовательно, внимательно рассматривать произведения искусства и предметы окружающего мира; соотносить увиденное с собственным опытом.
  4. Формировать образные представления о предметах и явлениях мира и на их основе развивать умения изображать простые предметы и явления в собственной действительности.

   Знакомство с изобразительным искусством

    Проявление интереса к предметам народных промыслов, иллюстрациям, скульптуре малых форм, необычным архитектурным постройкам, описанию архитектурных объектов в иллюстрациях к сказкам.

    Развитие умений художественно-эстетического восприятия: последовательно рассматривать предметы и произведения, узнавать изображенные предметы и явления; видеть их выразительность, соотносить с личным опытом; выделять их сенсорные признаки, зрительно и тактильно обследовать игрушки, привлекательные предметы, мелкую скульптуру.

           Развитие продуктивной деятельности и детского творчества.

           Задачи:

  1. Активизировать интерес к разнообразной изобразительной деятельности.
  2. Формировать умения и навыки изобразительной и декоративной деятельности, технический умений, освоение изобразительных техник.
  3. Поощрять желание и развивать умение воплощать в процессе создания образа собственные впечатления, переживания; поддерживать творческое начало в процессе восприятия прекрасного и собственной изобразительной деятельности.
  4. Развивать сенсорные, эмоционально-эстетические, творческие и познавательные способности.

   Содержание образовательной деятельности

    Интерес к изобразительной деятельности, материалам и инструментам, стремление заниматься изо деятельностью по собственному желанию.

    Развивать умение принимать замысел будущей работы, предложенной педагогом или поставленной самостоятельно.

    Развивать умения выделять общие, характерные признаки предметов, явлений природы, человека; сенсорных, эстетических свойств (разнообразие форм, размеров, пропорций).

    Развивать умение создавать изображение отдельных предметов и простые сюжеты в различных видах изо деятельности.

   Изобразительно-выразительные умения

    Развитие умений правильно располагать изображение на листе бумаги, выделять главное цветом, размером. Составлять изображение из нескольких частей. Передавать в работах позы, движение жесты, соотносить предметы по величине.

    Развитие умений передавать пространственные отношения.

    Умение подбирать цвет, использовать разнообразные цвета: применять цвет как средство выразительности, характер образа. Создавать новый цветовой фон на палитре, накладывать одну краску на другую.

   Технические умения.

    Техника умения в рисовании: умение подбирать изобразительные материалы и инструменты, способы изображения в соответствии с создаваемым образом. Умение уверенно проводить линии, полосы, кольца, дуги; правильно держать инструменты. Штриховать, работать щетинной кистью, сочетать материала (акварель, восковые мелки). Аккуратно пользоваться материалами.

    В аппликации: освоение доступных способов и приемов вырезания и обрывной аппликации. Умение правильно использовать ножницы, аккуратно вырезать и наклеивать детали.

           

           Результаты образовательной деятельности

  1. Ребёнок любит самостоятельно заниматься изо деятельностью
  2. Эмоционально отзывается, сопереживает состоянию и настроению художественного произведения.
  3. Различает некоторые предметы народных промыслов, выделяет общие и типичные признаки, некоторые средства выразительности.
  4. Создает изображение правильно используя материалы и инструменты; владеет техническими и изобразительными умениями, освоил некоторые способы создания изображения в разных видах деятельности.
  5. Проявляет автономность, элементы творчества, экспериментирует с изо материалами.
  6. Ребенок с трудом проявляет эмоциональный отклик, затрудняется соотнести увиденное с собственным опытом.

Не любит рисовать, создаваемые изображения шаблонны, схематичны, маловыразительны, недостаточно самостоятелен в процессе деятельности.

Перспективное планирование художественной деятельности

в средней группе

Месяц

Название темы

Материал

Сентябрь

1

аппликация

«Поспели яблоки в саду»

цветная бумага, клей

2

рисование

«Красивые цветы»

цветные карандаши

3

лепка

«Как ёжик готовится к зиме»

пластилин

4

рисование

«Радостная осень»

цветные карандаши

5

аппликация

«Укроем землю листочками»

цветная бумага, клей

6

рисование

«Овощи на тарелочке»

гуашь

7

лепка

«Овощи для магазина»

пластилин

8

рисование

«Кто живёт в осеннем лесу»

фломастеры, мелки

Октябрь

1

рисование

«Рыбки в аквариуме»

гуашь

2

аппликация

«Украсим костюм поросенку»

цветная бумага, клей

3

рисование

«Птичий дом, птичий двор»

цветные карандаши

4

лепка

«Вам знаком такой зверёк?»

пластилин

5

рисование

«Птичий дом, птичий двор»

цветные карандаши

6

аппликация

«Вагончики»

цветная бумага, клей

7

рисование

«Грустная осень»

гуашь

8

лепка

«Грибы в корзинке»

пластилин

Ноябрь

1

рисование

«Салфетка для матрешки»

Цветные карандаши

2

аппликация

«Ели, сосны»

цветная бумага, клей

3

рисование

«Что ты, осень, нам в подарок принесла?»

гуашь

4

лепка

«Моё любимое животное»

пластилин, сол. тесто

5

рисование

«Красивый зонтик»

цветные карандаши

6

аппликация

«Девочка в длинной шубе»

цветная бумага, клей

7

рисование

«Кошкин дом»

гуашь

8

лепка

«Забавные зверюшки»

пластилин, глина

Декабрь

1

рисование

«Ели»

гуашь

2

аппликация

«Аквариум»  

цветная бумага

3

рисование

«Кого Емеля поймал в проруби ?»

гуашь

4

лепка

«Кто живёт в зимнем лесу?» (лиса)

пластилин

5

рисование

«Снегурочка из лесу к нам пришла»

гуашь

6

аппликация

«Дед Мороз спешит на ёлку»

цветные фигуры, цв. бумага

7

рисование

«Маски и короны для игрушек»

гуашь

8

лепка

«Отгадай и вылепи» (белка, заяц)

пластилин

Январь

1

рисование

«Наша нарядная Ёлка»

цветные карандаши

2

аппликация

«Новогодние ёлочные игрушки»

цветная бумага

3

рисование

«Сорока белобока»

гуашь

4

лепка

«Чашки игрушек»

пластилин

5

рисование

«Украсим узором салфетку для мамы»

гуашь

6

аппликация

«Узор на чашке»

цветные фигуры

7

рисование

«Снегопад»

гуашь

8

лепка

«Покорми птичек»

пластилин

Февраль

1

рисование

«Девочка (мальчик) пляшет»

гуашь

2

аппликация

«Автобусы на нашей улице»

цветные фигуры

3

рисование

«Укрась красиво блюдечко»

гуашь

4

лепка

«Накорми кукол обедом»

пластилин

5

рисование

«Летят самолеты сквозь облака»

гуашь

6

лепка

«Вертолёт»

пластилин

7

рисование

«На чём ты любишь кататься?»

акварель

8

аппликация

«Подарки для папы и дедушки»

цветная бумага

Март

1

рисование

«Дерево зимой»

гуашь

2

аппликация

«Поздравительная открытка в подарок маме»

цветные прямоугольники

3

рисование

«Украсим кукле платье»

карандаши, фломастеры

4

лепка

«Дымковская игрушка»

пластилин

5

рисование

«Роспись птицы»

карандаши, фломастеры

6

аппликация

По сказке Горького «Воробьишко»

цветная бумага

7

рисование

«Весна, ручейки, солнце ярко светит»

акварель

8

лепка

«Два жадных медвежонка»

пластилин

Апрель

1

рисование

«Я кораблик нарисую»

цветные карандаши

2

аппликация

По стихотворению А.С. Пушкина

цветная бумага

3

рисование

«Я ракету нарисую»

гуашь

4

лепка

«Свинья с поросятами»

пластилин

5

рисование

«Почему матрешка грустная»

цветные карандаши

6

аппликация

«Мы строители»

цветная бумага

7

лепка

«Барашек» (филимоновская игрушка)

Солёное тесто, глина

8

рисование

«Роспись барашка» (филимоновская игрушка)

акварель

Май

1

рисование

«Одуванчик»

гуашь

2

аппликация

По стихотворению С.Я. Маршака

цветная бумага

3

рисование

«У нас на дворе-подворье размокропогодилась»

акварель

4

лепка

«Красивые цветы» (барельеф)

пластилин

5

рисование

«Волшебница-весна»

цветные карандаши

6

аппликация

«Волшебный сад»

цветная бумага

7

рисование

«Яблонька белая»

гуашь

8

лепка

«Уточка»

пластилин

Старшая группа

(от 5 до 6 лет)

Задачи образовательной деятельности

  1. Активизировать проявления эстетического отношения к окружающему миру (искусству, предметам быта, социальным явлениям)
  2. Развивать художественно-эстетическое восприятие, эмоциональный отклик на проявление красоты в окружающем мире, произведениях искусства, и собственных творческих работах.
  3. Развивать представление о жанрово-видовом разнообразии искусства, способствовать усвоению детьми языка изобразительного искусства и художественной деятельности.
  4. Развивать эстетические интересы, предпочтение, желание познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность.

   Знакомство с изобразительным искусством

    Развитие умений откликаться и замечать красоту окружающего мира, дифференцированно воспринимать многообразие форм, цвета, фактуры, способы их передачи в художественных образах.

    Умение самостоятельно и последовательно анализировать произведения и архитектурные объекты. Умение различать произведения искусства разных видов, декоративно прикладное искусство разных видов и разных областей России; технология изготовления, назначение, особенности, особенности. Ценность народного искусства, своеобразие декоративно-оформительского искусства: назначение, виды (одежда, мебель, предметы быта).

    Графика как вид изобразительного искусства. Книжная, прикладная – технология создания.

    Живопись. Представление о жанрах живописи: натюрморт, пейзаж, портрет, жанровая живопись. Авторская манера некоторых художников-живописцев.

    Скульптура как искусство создавать объемные формы. Назначение и виды скульптуры, материал. Техника его обработки, фактура, композиция. Специфика труда, используемые инструменты.

    Архитектура как сооружения. Особенности архитектуры (польза, красота, прочность) Виды архитектуры по назначению. Гармония с окружающим пространством.

Оценивать художественные образы графики, живописи, скульптуры, архитектуры.

Уважительное отношение к промыслам родного края, к художественному наследию России. Проявление интереса к творческому труду.

Развитие продуктивной деятельности и детского творчества.

           Задачи:

  1. Развивать изобразительную деятельность детей: самостоятельное определение замысла будущей работы, стремление создать выразительный образ, умение самостоятельно отбирать впечатления. Переживания для определения сюжета, выбирать соответствующие образу изобразительные техники и материалы. Планировать деятельность и достигать результата. Развивать технические и изобразительно-выразительные умения.
  2. Поддерживать личностные проявления старших дошкольников в процессе освоения искусства и собственной творческой деятельности: самостоятельность, инициативность, индивидуальность, творчество.
  3. Продолжать развивать эмоционально-эстетические, творческие, сенсорные и познавательные способности.

Содержание образовательной деятельности в рисовании и аппликации.

   Умение определять замысел будущей работы, интегрировать виды деятельности.

   Развитие умений планировать деятельность, доводить работу до результата. Знакомство с созданием наброска, умением рисовать контур предмета.

   Освоение новых, более сложных способов создания изображения Создание изображений по представлению, памяти, с натуры; умение анализировать объект, свойства, устанавливать пространственные, пропорциональны отношения, передавать их в работе.

   Изобразительно-выразительные умения

В изображении предметного мира: передавать сходства с реальными объектами; при изображении с натуры передавать характерные и индивидуальные признаки предметов, живых объектов; при изображении сказочных образов передавать признаки необычности; в сюжетном изображении передавать отношения между объектами; в декоративном изображении создавать нарядные образы, украшать предметы с помощью орнаментов и узоров используя ритм, симметрию и композицию построения.

   Технические умения

   В рисовании: применение разнообразных изобразительных материалов и инструментов. Умение создавать новые цветовые тона и оттенки. Пользоваться палитрой. Освоение разных изобразительных живописных и графических техник.

   В аппликации: использование разнообразных материалов, знакомство с техниками симметричного и ажурного вырезания. Разнообразными способами прикрепления деталей на фон. Создание образных форм. Последовательность работы над сюжетной аппликацией.

           Результаты образовательной деятельности

  1. Ребёнок высказывает предпочтения, стремится к самовыражению впечатлений.
  2. Верно понимает художественный образ, обращает внимание на наиболее яркие средства выразительности.
  3. Различает и называет знакомые произведения по видам искусства, предметы народных промыслов по материалам, узнает некоторые известные произведения и достопримечательности.
  4. Любит рисовать, лепить.
  5. Самостоятельно определяет замысел будущей работы, уверенно использует освоенные техники; создает образы, верно подбирает средства выразительности.
  6. Проявляет творческую активность и самостоятельность. Склонность к интеграции видов деятельности.
  7. Принимает участие в процессе выполнения коллективных работ.
  8. Ребенок неуверенно различает, называет некоторые знакомые произведения по видам искусства, предметы народных промыслов
  9. Демонстрирует невысокий уровень творческой активности, недостаточно самостоятелен, затрудняется определить тему будущей работы.
  10.  Создает невыразительные образы: демонстрирует относительный уровень технической грамотности, создает схематические изображения примитивным однообразными способами.

Перспективное планирование художественной деятельности

в старшей группе

Месяц

Название темы

Материал

Сентябрь

1

рисование

«Школьные краски»

акварель

2

лепка

 «Лепка школьных принадлежностей»

пластилин

3

рисование

«Знакомимся с натюрмортом»

акварель, графитный карандаш

4

аппликация

«Дары осени»

цветная бумага

5

рисование

«Ветка калины»

акварель гуашь

6

лепка

«Яблоки на столе»

пластилин

7

рисование

«Вечерний город»

Восковые мелки, акварель.

8

аппликация

«Натюрморт из фруктов»

цветная бумага

Октябрь

1

рисование

«Унылая пора! Очей очарованье!...»

гуашь

2

лепка

«Весёлые человечки»

пластилин

3

рисование

«Рисуем пейзаж»

цветные карандаши

4

аппликация

«Лучше гор могут быть только горы»

аппликация

5

рисование

«Тайны подводного царства»

восковые карандаши, акварель

6

лепка

«Зверушки под дождём»

пластилин

7

аппликация

«В стране великании»

аппликация

8

рисование

«Цветные зонтики»

Восковые мелки, акварель.

Ноябрь

1

рисование

«Вот эта улица, вот этот дом…»

цветные карандаши

2

аппликация

«Домашние животные»

цветная бумага

3

рисование

«На свете ж есть такое чудо…»

Гуашь

4

лепка

«Ваза для цветов»        

пластилин

5

рисование

«Веселые ладошки»

Гуашь

6

аппликация

«Построим панельные жилые дома»

Аппликация

7

рисование

«Воробышек»

Цветные карандаши

8

лепка

«Кто в осеннем лесу живёт»

пластилин

Декабрь

1

рисование

«С дымом мешается облако пыли, мчатся пожарные автомобили»

гуашь

2

аппликация

 «Сказочная птица»

цветная бумага, фольга

3

рисование

 «Дымковская птица»

гуашь

4

лепка

«Красивая птица»

пластилин

5

рисование

«Вьюжная сказка»

гуашь

6

аппликация

«Рисуем ножницами»

цветная бумага

7

рисование

«Капельки – кляксы нам с детства знакомы»

тушь

8

лепка

«Рождественские звёздочки»

пластилин

Январь

«Рисуем штрихом»

1

рисование

 «Замок снежной королевы»

восковые мелки, акварель

2

аппликация

«Зима»

цветная бумага

3

рисование

«Дикие животные зимой»

цветные карандаши

4

лепка

«Богородская игрушка. Медведь»

пластилин

5

рисование

«Волшебные снежинки»

гуашь

6

аппликация

 «Горшочек с фиалками»

цветная бумага

7

рисование

«Хохломские чудеса»

гуашь

8

лепка

«Горшочек для цветка»

пластилин

Февраль

1

рисование

«Богатыри»

цветные карандаши

2

аппликация

«Галстук для папы»

цветная бумага

3

рисование

«Милой мамочки портрет»

акварель,

4

лепка

 «Кружка для папы»

пластилин

5

рисование

«Весна идет!»

цветные карандаши

6

аппликация

 «Матрешки»

цветная бумага

7

рисование

«Портрет клоуна»

цветные карандаши

8

лепка

«Берёзка» (пластилинография)

пластилин

Март

1

рисование

«Автопортрет»

Гуашь

2

аппликация

«Нежные подснежники»

цветная бумага

3

рисование

«Космическое путешествие»

восковые мелки, акварель

4

лепка

«Букет для мамы» (пластилинография)

пластилин

5

рисование

 «Животные жарких стран»

гуашь

6

аппликация

«Рыбки»

цветная бумага

7

рисование

«Морские рыбки-хищницы»

акварель

8

лепка

«Самолёт» (пластилинография)

пластилин

Апрель

1

рисование

«Образ русалочки в сказке Андерсена» «Тили-тили, тили-бом!»

акварель

Аппликация

2

аппликация

 «Божьи коровки на лугу»

цветная бумага

3

рисование

«Гжельские узоры»

гуашь

4

лепка

«Красивый ковёр» (плетение из жгутиков)

пластилин

5

рисование

«Цветет сирень в саду»

гуашь

6

аппликация

«Панно-тарелка»

цветная бумага

7

рисование

«Красивые светильники»

акварель

8

лепка

«Космонавты в космосе»

пластилин

Май

1

рисование

 «День победы»

акварель, восковые мелки

2

аппликация

 «Коллаж из ткани»

цветная ткань

3

рисование

«Фантастические цветы»

гуашь

4

лепка

«Этих дней не смолкнет слава»

пластилин

5

рисование

«Сказочные витражи»

гуашь, акварель

6

аппликация

«Весёлый фокус»

цветная бумага. фольга

7

рисование

«Мы художники»

акварель

8

лепка

«Влиятельная палочка»

Восковые мелки, акварель.

Подготовительная группа детского сада

Задачи образовательной деятельности

  1. Продолжать формировать эмоционально- эстетические ориентации, подвести детей к пониманию ценности искусства, способствовать освоению и использованию разнообразных эстетических оценок.
  2. Стимулировать самостоятельное проявление эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях.
  3. Совершенствовать художественно-эстетическое восприятие, художественно-эстетические способности, продолжать осваивать язык изобразительного искусства и художественной деятельности.
  4. Поддерживать проявления у детей интересов, эстетических предпочтений, желание познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность.

Знакомство с изобразительным искусством

   Интерес к проявлению красоты в окружающем мире. Проявления и опыт восприятия различных произведений изобразительного искусства. Народное декоративно-прикладное искусство разных видов на примере промыслов России и зарубежья; разнообразие и сходство. Назначение, особенности, связь декора с назначением предмета.

   Графика: виды и особенности средств выразительности. Специфика труда.

   Живопись: жанровое разнообразие, особенности средств выразительности.

   Скульптура: виды скульптуры, особенности средств выразительности. Специфика труда скульптора.

   Архитектура: особенности и виды архитектуры, материалы. Особенности и гармония объекта. Известные архитектурные сооружения России и мира.

Уважительное отношение к промыслам родного края; развитие и поддержка детского интереса к истории народных промыслов и искусства. Проявление предпочтений и интересов. Посещение музеев, выставок.

           Развитие продуктивной деятельности и детского творчества.

           Задачи:

  1. Поддерживать проявление самостоятельности, инициативности, активизировать творческие проявления детей.
  2. Совершенствовать компоненты изобразительной деятельности, технические и изобразительно- выразительные умения.
  3. Развивать эмоционально-эстетические, творческие, сенсорные и познавательные способности.

Содержание образовательной деятельности в рисовании, аппликации и лепке.

   Умение самостоятельно определять замысел будущей работы, отбирать впечатления, переживания для выразительного образа, интересного сюжета. Проявление индивидуального почерка.

   Создание выразительного образа с помощью осознанного выбора и сочетания выразительных средств. Умение планировать деятельность, доводить работу до результата.

    Освоение и самостоятельное использование разных способов создания изображения. Создание изображений по представлению, памяти, а также с натуры.

   Изобразительно-выразительные умения 

   Развитие умений самостоятельно и верно использовать разные средства выразительности. Использовать цвет как средство передачи настроения, отношения к изображаемому.

   Развитие умений анализировать объект. В изображении предметного мира передавать сходство с реальными объектами; при изображении с натуры – типичные, характерные и индивидуальные признаки предметов, живых объектов; при изображении сказочных образов – признаки сказочности; в сюжетном изображении изображать линию горизонта, предметы на близком, среднем и дальнем планах; в декоративном изображении создавать нарядные стилизованные образы, украшать предметы с помощью орнаментов и узоров; создавать декоративные изображения разными способами построения композиции.

   Технические умения.

   Развитие умений рисования контура предмета простым карандашом, создавать набросок.

   В рисовании: применение разнообразных изобразительных материалов и инструментов, их сочетания. Создание новых цветовых тонов и их оттенков. Самостоятельное применение освоенных изобразительных живописных и графических техник.

   В аппликации: самостоятельное использование разнообразных материалов. Применение техник симметричного, силуэтного, многослойного, ажурного вырезания; разнообразные способы прикрепления деталей на фон; освоение последовательности работы над сюжетной аппликацией.

   В лепке: Самостоятельное создание объемных и рельефных изображений; лепка смешанным и пластическим способом; использование разнообразных пластических материалов и дополнительных материалов для декорирования; самостоятельное использование инструментов.

           Результаты образовательной деятельности

  1. Ребёнок проявляет самостоятельность, инициативу, индивидуальность в процессе деятельности.
  2. Проявляет эстетические чувства, откликается на прекрасное в окружающем мире и в искусстве; узнает и описывает некоторые известные произведения, архитектурные и скульптурные объект, предметы народных промыслов; поясняет некоторые отличительные особенности видов искусства.
  3. Экспериментирует в создании образа, проявляет самостоятельность в процессе выбора темы, художественного образа, выбора техник и способов создания изображения; демонстрирует высокую техническую грамотность
  4. Адекватно оценивает собственные работы; в процессе выполнения коллективных работ охотно и плодотворно сотрудничает с другими детьми.
  5. Ребенок не замечает красоту в повседневной жизни, не интересуется искусством.
  6. Рисует, лепит более охотно при поддержке взрослого, демонстрирует невысокий уровень творческой активности.
  7. Показывает относительный уровень технической грамотности, создает изображения примитивными однообразными способами.
  8. Затрудняется в планировании работы.
  9. Конфликтно участвует в коллективном творчестве.

Перспективное планирование художественной деятельности

в подготовительной группе

Месяц

Название темы

Материал

Сентябрь

1

рисование

 «Как я провел лето»

карандаши, акварель

2

аппликация

«Что нам осень принесла»

цветная бумага

3

рисование

«Вкусные дары щедрой осени» (овощи)

акварель

4

лепка

 «Что мы умеем и любим лепить»

пластилин

5

рисование

«Вкусные дары щедрой осени» (фрукты)

цветные карандаши

6

конструирование

«Жираф»

природный материал

7

рисование

«В грибном царстве, лесном государстве»

восковые карандаши, акварель

8

аппликация

«Георгины»

9

рисование

«Осенний букет»

10

лепка

«Грибы в корзинке»

пластилин

11

рисование

«Ветка рябины»

гуашь

12

конструирование

«Самолёты»

кубики

Октябрь

1

рисование

«Осенняя берёза»

гуашь

2

аппликация

«Чайный сервиз»

цветная бумага

3

рисование

«Ветка ели»

восковые мелки, акварель

4

лепка

«Декоративная тарелка»

пластилин

5

рисование

«Осенний клен и ель»

гуашь

6

конструирование

«Цветы в вазе»

засушенные цветы

7

рисование

«Осеннее дерево под ветром и дождём»

цветные карандаши

8

аппликация

«Медвежонок»

шерстяные нитки

9

рисование

«Лес в осеннем убранстве»

акварель

10

лепка

Филимоновская игрушка «Петушок»

пластилин, глина

11

рисование

«Грустные дни поздней осени»

акварель

12

конструирование

«Рыбка»

скорлупа яичная

Ноябрь

1

рисование

«Летят перелётные птицы»

акварель

2

аппликация

«Птица говорун»

цветная бумага

3

рисование

«Птичий двор»

гуашь

4

лепка

«Дымковская игрушка «Барыня»

пластилин, глина

5

рисование

«Стайка воробьев»

уголь

6

конструирование

«Матрешки»

цветная бумага, бутылочки, ткань

7

рисование

«Сорока белобока»

цветные карандаши

8

аппликация

«Узор в круге из листьев»

гербарий

9

рисование

«Синички»

гуашь

10

лепка

«Рыбки играют»

пластилин

11

рисование

«Сказочная птица»

акварель, фломастеры

12

конструирование

«Щенок»

природный материал

Декабрь

1

рисование

«Легковой автомобиль»

цветные карандаши

2

аппликация

«Царство диких зверей»

шерстяные нитки

3

рисование

«Пожарная машина спешит на пожар»

акварель

4

лепка

«Учимся лепить зайцев»

пластилин

5

рисование

«Автобус»

цветные карандаши

6

конструирование

«В лесу родилась ёлочка»

бумага оригами

7

рисование

«Я и мой дом»

цветные карандаши, фломастеры

8

аппликация

«Кошечки, собачки»

шерстяные нитки

9

рисование

«Улица города»

акварель

10

лепка

«Дед Мороз спешит на ёлку»

пластилин

11

рисование

«Сказочный дворец Деда Мороза и Снегурочки»

акварель

12

конструирование

«Зайчик»

бумага полосками

Январь

1

рисование

«Как весело было на празднике ёлки»

гуашь

2

аппликация

«Овечка с ягнёнком»

цветная и гофрированная бумага

3

рисование

«Песни метели»

гуашь

4

лепка

«Черепаха»

пластилин

5

рисование

«Собачка»

гуашь

6

конструирование

«Старичок - Лесовичок»

Природный материал

7

рисование

«Кто живет в зимнем лесу»

акварель

8

аппликация

«Снегирь на ветке»

цветная и гофрированная бумага

9

рисование

«Ай, да коты»

уголь

10

лепка

«Ёжик»

пластилин

11

рисование

«Пингвины в Антарктиде»

гуашь

12

конструирование

«Петрушка»

цветная бумага

Февраль

1

рисование

«Лунная зимняя ночь»

гуашь

2

аппликация

«Снежинка»

белая бумага

3

рисование

«Дед и баба вылепили Снегурочку»

гуашь

4

лепка

«Учимся лепить птиц»

пластилин

5

рисование

«Веселый клоун»

фломастеры

6

конструирование

«Ёжик»

цветная бумага

7

рисование

«Лыжная прогулка»

акварель

8

аппликация

«Алые паруса»

цветная бумага

9

рисование

«И весело и грустно»

акварель

10

лепка

«Кораблик для папы»

пластилин

11

рисование

«Моя семья»

на выбор

12

конструирование

«Игольница»

ткань

Март

1

рисование

«В подарок маме»

фломастеры

2

аппликация

«Цветок»

цветная бумага

3

рисование

«Золотая хохлома»

гуашь

4

лепка

«Загадки и отгадки»

пластилин

5

рисование

«Посуда хохломская»

акварель

6

конструирование

«Салфетка»

ткань, цветные нитки

7

рисование

«Искусство гжельских мастеров»

фломастеры

8

аппликация

«Водные жители»

цветная бумага

9

рисование

«Украшаем кружки элементами гжельской росписи»

гуашь

10

лепка

«Лепим буквы»

пластилин

11

рисование

«Ранняя весна»

акварель

12

конструирование

«Косичка»

цветные нитки

Апрель

1

рисование

«Рисуем сказку «Колобок»

акварель

2

аппликация

«Нарцисс»

цветная бумага

3

рисование

«Нарисуем картинки к сказке «Гуси лебеди»

цветные карандаши

4

лепка

«Космодром»

пластилин

5

рисование

«Пушки с пристани палят»

цветные карандаши

6

конструирование

«Матрешки на качелях»

картон

7

рисование

«На дне морском»

восковые мелки, акварель

8

аппликация

«Стрекоза»

цветная бумага

9

рисование

«Поможем бабушке и дедушке вспомнить сказки»

цветные карандаши, фломастеры

10

лепка

«Наши космонавты»

пластилин

11

рисование

«Космический сон»

акварель

12

конструирование

«Композиция из плодов и семян»

семена

Май

1

рисование

«Цветущая весна»

акварель

2

аппликация

«Веточка яблони»

цветная бумага

3

рисование

«Одуванчики в траве»

восковые мелки

4

лепка

«Яблонька»

пластилин

5

рисование

«Расцвели красивые цветы»

гуашь

6

конструирование

«Кукла закрутка»

ткань

7

рисование

«Цветёт сирень»

гуашь

8

аппликация

«Бабочки на лугу»

цветная бумага

9

рисование

«Моя группа»

цветные карандаши

10

лепка

Барельеф «Цветы»

пластилин

11

рисование

«Страна цветочных снов»

гратаж

12

конструирование

«Жар - птица»

цветная бумага. Контейнер от киндера

Работа с родителями

На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям актуальность развития интереса к эстетической стороне окружающей действительности, раннего развития творческих способностей детей. Знакомить с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в художественном воспитании детей.

Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома; организовывать выставки семейного художественного творчества, выделяя творческие достижения взрослых и детей.

Привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности,

способствующим возникновению творческого вдохновения: занятиям в художественных студиях и мастерских (рисунка, живописи, скульптуры и пр.), творческим проектам, экскурсиям и прогулкам. Ориентировать родителей на совместное рассматривание зданий, декоративно- архитектурных элементов, привлекших внимание ребенка на прогулках и экскурсиях; показывать ценность общения по поводу увиденного и др.

Методические пособия

  1. Т,М. Бондаренко Комплексные занятия в подготовительной группе ТЦ «Учитель» Воронеж 2007
  2. Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в средней группе детского сада» Издательство «Учитель» Воронеж 2007
  3. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.
  4. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.
  5. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 200S-2010.
  6. Н.В. Ермолаева «Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно прикладное искусство» ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО» «ДЕТСТВО ПРЕСС»
  7. Н.Н.Леонова «Художественное творчество» Издательство «Учитель» 20013
  8. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада ИЗО» ТЦ «Учитель» Воронеж 2004
  9. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика-Синтез, |К-2010.
  10. Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
  11. Н.А. Курочкина «Дети и пейзажная живопись Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2004

Наглядно-дидактические пособия

Серия «Мир в картинках»

  1. Филимоновская народная игрушка. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
  2. Городецкая роспись по дереву. — М,: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
  3. Полхов-Майдан. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
  4. Каргополь —народная игрушка. —М,: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
  5. Дымковская игрушка. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
  6. Хохлома, —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
  7. Гжель. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Демонстрационный материал

1.        Картины русских художников В. Суриков, В. Перов.        

2.        Картины русских художников К. Брюллов, А. Венецианов,

            В. Тропинин.        

3.        Картины русских художников И. Репин, В. Серов, М. Врубель.        

4.        Картины русских художников В. Васнецов, И. Билибин        

Наглядное пособие

1.        Роспись Полхов-Майдана         

2.        Хохлома        

3.        Городецкая роспись        

4.        Рабочий альбом малый «Хохлома».         

5.        Рабочий альбом малый «Гжель».        

6.        Рабочий альбом малый «Жостовская роспись»        

7.        Н.А. Курочкина «Знакомим с пейзажной живописью» Санкт-Петербург ДЕТСТВО-             ПРЕСС 2003.        

8.        Н.А. Курочкина «Знакомим с натюрмортом» Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС   2003.        

9.        Н.А. Курочкина «Знакомим с книжной графикой» Санкт-Петербург ДЕТСТВО-  ПРЕСС 2001.        

Мониторинг образовательного процесса НРМДОЬУ «Детский сад комбинированного вида «Солнышко»

Уровень овладения необходимыми навыками и умениями в подготовительной группе

образовательная область «Художественное-эстетическое развитие»

Фамилия, имя ребенка

Технические навыки и умения владения различными изобразительными материалами (карандашом, кисточкой и красками)

Владение формообразующими движениями (умение рисовать прямые линии, рисовать круг, овал, многоугольники, регулировать нажим карандаша)

Умение правильно передавать пропорции предмета, пространственное положение его частей, правильно строить композицию на листе

Умение рисовать декоративный орнамент из растительных в различных геометрических фигурах.

Художественно-образное восприятие окружающего мира и произведений искусства

Художественно-творческая активность ребенка в изодеятельности, самостоятельность

Итог

Уровень овладения необходимыми навыками и умениями в старшей группе образовательная область «Художественное-эстетическое развитие»

Фамилия, имя ребенка

Технические навыки и умения владения различными изобразительными материалами (карандашом, кисточкой и красками)

Владение формообразующими движениями (умение рисовать прямые линии, рисовать круг, овал, многоугольники, регулировать нажим карандаша)

Умение правильно передавать пропорции предмета, пространственное положение его частей, правильно строить композицию на листе

Выполняет узоры по мотивам народного декоративно-прикладного творчества

Художественно-образное восприятие окружающего мира и произведений искусства

Художественно-творческая активность ребенка в изодеятельности, самостоятельность

Итого

Уровень овладения необходимыми навыками и умениями в средней группе

образовательная область «Художественное-эстетическое развитие»

Фамилия, имя ребенка

Изображает предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов

Владение формообразующими движениями (умение рисовать прямые линии, рисовать круг, овал, квадрат, прямоугольник)

Украшает силуэты игрушек элементами некоторых росписей народно-прикладного творчества

Передает несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов

Художественно-творческая активность ребенка в изодеятельности, самостоятельность

Итого

1 балл - большинство компонентов не развиты

2 балла - отдельные компоненты не развиты

3 балла - соответствует возрасту

4 балла - высокий

Направление «Художественно-эстетического развитие»

Образовательная область «Художественное творчество»

 

Т. С. Комарова “Изобразительная деятельность в детском саду”. Программа и методические рекомендации. Москва 2006 г. Мозаика-синтез

1

Т. С. Комарова “Детское художественное творчество”. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. Москва 2005 г. Мозаика-Синтез

1

И.А.Лыкова “Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет “Цветные ладошки” Москва 2006г “Изобразительная деятельность в детском саду”

1

Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое пособие. Задачи воспитания, система технологий, показатели развития, детская хрестоматия, методические рекомендации. – М.: Изд.дом «Цветной мир», 2010. – 144с.

2

Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 96с.

1

Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 96с.

4

Соломенникова О.А. Радость творчества ознакомления детей 5-7 лет с народным искусством. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 176с.

2

Кихтева Е.Ю. Рисуют малыши. Игровые занятия с детьми 1-3 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 48с.

1

Колдина Д.Н. Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 48с.

2

Арсенова М.А. К.П.Н. Методические рекомендации по организации развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. – Вологда, 2008г ГОУ «Череповецкий государственный университет».

1

Кабачек О.Л. Диалоги о культуре. Занятия с детьми 5-7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений, родителей, гувернеров. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 40с.

1

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 192с.

3

Королева С.Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет: диагностика, система занятий – Волгоград: Учитель, 2010. – 114с.

1

Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Средняя группа. Конспекты занятий и методические рекомендации. – М.: Изд.дом «Цветной мир», 2010. – 144с.

1

Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Подготовительная группа. – М.: Изд.дом «Цветной мир», 2011. – 144с.

1

Лыкова И.А. Программа художественного воспитания обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «Карапуз-Дидактика», 2007. – 144с.

1

Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Художественно-творческая деятельность: развернутое тематическое планирование: младший, средний, старший дошкольный возраст, - Волгоград: 2010. – 151с.

1

Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: средняя группа. Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 144с.

1

Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет – М.: Просвещение 2001, – 100с.

1

Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 128с.

2

Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 128с.

1

Дрезнина М.Г. Каждый ребенок – художник. Обучение дошкольников рисованию. – М.: Изд. «Ювента», 2002. - 200с.

1

Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду, средняя группа. Программа, конспекты. Пособие для педагогов дошкольного учреждения. – М.: Гуманист. изд. центр, Владос, 2008. – 144с.

1

Под ред. Грибовской А.А. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, 2004. – 192с.

1

Ред. Морозова О.А. Волшебный пластилин. Рабочая тетрадь. Рекомендация для занятий с детьми 6-8 лет на уроках труда и изобразительного искусства.

1

Колдина Д.Н. Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 48с.

2

Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, лаптях, босиком, на ковре – самолете и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗО студии. – М.: Карапуз – Дидактика, 2009. – 192с.

1

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, занятия, методические рекомендации. Младший возраст. – М.: Карапуз-Дидактика, 2007. – 144с.

1

Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и группы кратковременного пребывания. СПб.: Детство – Пресс, 2002 – 96с.

1

Дрезина М.Г., Куревина О.А. Навстречу друг другу (Программа совместной художественно-творческой деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Минка – Пресс, 2007. – 298с.

1

III Всероссийская художественная выставка пейзажной живописи образ Родины сборник материалов. – Вологда, 2007г. Департамент культуры Вологодской области картинная галерея. «Союз художников России».

1

Рудилина С.И. Чудеса своими руками. – М.: Аквариум, 1998. – 264с.

1

Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие детей от 6 до 7 лет (пособие для воспитателей и специалистов по изобразительной деятельности, к программе «из детства – в отрочество». – Москва, 1999.

1

Мосин И. Рисуем животных. – СПб: Кристалл, 1998. – 224с.

1

ЦПК Автор: Катышева О.Ф., воспитатель по изодеятельности МДОУ № 92 «Ивушки» Ознакомление старших дошкольников с жанром портрета – Вологда, 2007.

1

Путилова Н.В. Глубоковская роспись. Методическая разработка по программе: «Художественные росписи по дереву и бересте на основе местных традиций народного искусства Вологодского края (Русского Севера). – Ярославль, «Нюанс», 1994г.

1

Кампанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1985. – 96с

1

Данкевич Е.В., Жакова О.В. Знакомьтесь глина. – СПб: Кристалл, 1998. – 272с.

1

Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Старшая группа. – М.: Изд. дом «Цветной мир», 2011. – 144с., илл.

1

Под ред. Комаровой Т.С. Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий. м.: Изд. «Российское педагогическое агентство», 1997. – 208с.

1

Шорыгина Т.А. Красивые сказки. Эстетика для малышей – М.: Книголюб, 2003. – 136с.

1

Воробьева Д.И. Гармония. Интегрированная программа интеллектуально – художественного, творческого развития личности дошкольника. Санкт-Петербург, 1998г.

1

Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития», 1997г.

1

Дурасов Г.П. Каргопольская глиняная игрушка. – Ленинград: «Художник РСФСР»

1

Гаврина С.Е., Кутевина И. Л., Топоркова И.Г., Щербина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль «Академия развития». 1997г.

1

Доронова Т.Н. Развитие детей 5-6 лет в театрализованной деятельности. Пособие для воспитателей работающих по программе «Из детства в отрочество» - М.: 1998г.

1

Л.А. Лелина Дизайн и дети. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96с.

1

Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Художественно – эстетическое и социально – нравственное воспитание дошкольников

1

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа педагога-психолога на 2016-2017 учебный год

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА  Педагог-психолог Малышева М.С.             Рабочая программа педагога-психолога разра...

Рабочая программа средней группы на 2016-2017 учебный год

В данном материале представлены комплексно-тематическое планирование, циклограмма календерно-тематического планирования воспитательно-образовательной работы, план работы с родителями, перспективное пл...

Рабочая программа музыкального руководителя на 2016- 2017 учебный год

Рабочая программа для музыкальных руководителей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА младшей группы на 2016-2017 учебный год

Рабочие программы – нормативно – управленческие документы Учреждения, характеризующие систему организации образовательной деятельности педагогов.      Рабочие программы показы...

Рабочая программа младшей группы на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа младшей группы на 2016-2017 учебный год...

рабочая программа разновозрастной группы на 2016-2017 учебный год

рабочая программа разновозрастной группы на 2016-2017 учебный год...

Рабочая программа средней группы на 2016-2017 учебный год

Программа разработана с учетом особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов родителей воспитанников. Программа определяет цель, задачи, п...