Особенности развития творческих возможностей и воображения детей младшего школьного возраста
консультация по рисованию (младшая группа) на тему

Творчество – это деятельность, которая дает новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты,  имеющие общественное значение: открытие новых закономерностей  в науке, изобретение новых машин, отыскание способов  выведения новых сортов растений и пород животных, создание произведений искусства и литературы  и  т. д. Источником творческой деятельности является общественная необходимость в том или ином новом продукте. Именно потребность общества в чем - то   обуславливает возникновение творческой идеи, творческого замысла, что ведет к созданию нового.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития творческих возможностей  и воображения детей младшего школьного возраста

Консультация для воспитателей

           Воображение и его развитие в детском возрасте.

 Воображение  - это создание нового в форме образов представлений. Процесс воображения наблюдается в любой человеческой деятельности. Воображение – очень ценное психологическое свойство человека. Одна из разновидностей воображения – фантазия. Воображение свойственно только человеку. Возникло и развивалось воображение в процессе труда. Прежде чем сделать какую либо вещь, человек представляет, как он будет её делать, как будет выглядеть вещь. Это представление последующих действий и того, что будет достигнуто в результате последующих действий, составляет одну из характерных особенностей труда, отличающую человеческую деятельность от поведения животных.

Восприятие. Быстрое сенсорное развитие ребенка в дошкольном возрасте приводит к тому, что младший школьник обладает достаточным уровнем развития восприятия: у него высокий уровень остроты зрения, слуха, ориентировки на форму и цвет предмета. Процесс обучения предъявляет новые требования к его восприятию. В процессе восприятия учебной информации нужна произвольность и осмысленность деятельности учащихся, они воспринимают различные образцы (эталоны), в соответствии с которыми должны действовать. Произвольность и осмысленность действий тесно взаимосвязаны и развиваются одновременно. Сначала ребенка привлекает сам предмет, и в первую очередь его внешние яркие признаки. Сосредоточиться и тщательно рассмотреть все особенности предмета и выделить в нем главное, существенное дети еще не могут. Эта особенность проявляется и в процессе учебной деятельности.

Представление воображения формируется у детей на базе развития их восприятия. Обогащая опыт восприятия и специальных наблюдений ребенка, воспитатель тем самым обогащает и развивает его восприятие. Исследования показали, что задержанные в своем речевом развитии дети оказываются чрезвычайно отсталыми и в развитии своего воображения.

     Особенно интересно развиваются представление воображения у детей школьного возраста. Этому благоприятствует процесс обучения и воспитания, в ходе которого ребенок знакомится с очень широким кругом предметов, явлений окружающего мира.

У детей младшего школьного возраста воображение опирается уже на довольно значительный жизненный опыт и на все возрастающие знания. Но среди них есть дети с очень бледными, слабыми представлениями, не умеющие произвольно вызывать представления и оперировать с ими в процессе обучения. С такими детьми нужно много работать.

Образы воображения, возникающие у младших школьников в процессе творческой деятельности, ещё крайне не устойчивы и легко меняются под влиянием возникающих, иногда случайных ассоциаций. Эти образы нуждаются в опоре на восприятие.

      У детей младшего школьного возраста воображение развивается на основе специальных знаний  и опирается на освоение практических приемов действия в той или иной области творческой деятельности.

Развитие воображения у детей создает предпосылки для эстетического воспитания, а хорошо поставленное эстетическое воспитание в свою очередь развивает воображение. На развитие воображения детей влияет чтение художественной литературы, просмотр картин, слушание музыки, восприятие природы и т.д. Благодаря знакомству с искусством образы воображения у детей становятся более полными и яркими.

  Творчество – это деятельность, которая дает новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты,  имеющие общественное значение: открытие новых закономерностей  в науке, изобретение новых машин, отыскание способов  выведения новых сортов растений и пород животных, создание произведений искусства и литературы  и  т. д. Источником творческой деятельности является общественная необходимость в том или ином новом продукте. Именно потребность общества в чем - то   обуславливает возникновение творческой идеи, творческого замысла, что ведет к созданию нового.

Вся деятельность человека в состоянии вдохновения сосредоточена на предмете творчества. Вдохновение нельзя противопоставлять труду. Оно есть результат большого труда.

  Чтобы получить доброкачественный материал для творческой деятельности, человеку необходима высокоразвитая наблюдательность. Умение целенаправленно и тонко наблюдать – одна из характерных черт людей, создающих новое в той или иной области человеческой деятельности. Большие запасы наблюдений создают богатый материал для деятельности творческого воображения. Наблюдение дает возможность увидеть не только то, что нужно для осуществления  наличного замысла, но и то, что дает толчок к постановке новых проблем, к возникновению новой идеи, нового замысла.      

Можно прекрасно знать  технологию эффективного мышления и уметь на практике устранять любые преграды на пути свободного течения фантазии. Однако что-то же должно заставить пробудиться эту самую фантазию к жизни. Из чего-то же должна она возникнуть, потому что ни движение, ни течение, ни полет, ни падение, ни огонь, ни даже холод не бывают без своего источника, без движущей силы.

Итак, движущие силы. К ним относится все, что может стать первопричиной, побудительным мотивом, источником энергии для начала творческого процесса.

Это эмоции и потребности. А вернее, наоборот: потребности и эмоции, потому что потребности первичны, а эмоции - в зависимости от успешного удовлетворения потребностей (или хотя бы от перспективы удовлетворения) - вторичны. Поэтому можно сказать, что творческий человек - это человек, который не только может, но, прежде всего, хочет и, притом, хочет много.

Существует не так уж мало разнообразных и действенных приемов творческого самовозбуждения. Один из таких приемов пробуждения активного желания действовать - это поставить себя в состязательные условия, в условия близкие к условиям борьбы за выживание, в условия войны, как говорится, не на жизнь, а на смерть.

Большинству людей для начала творческой деятельности обязательно нужно уметь приводить себя в специальную форму возбужденного состояния, называемую вдохновением, то есть наносить себе маленькую психическую травму (иногда плавно переходящую в необратимое увечье). Для этого могут применяться внешние возбудители (стрессоры), связанные со специфическими социальными факторами - страх, тщеславие, престиж, конкуренция, жажда самоутверждения и т.д., и индивидуальные психологические приемы (аутотренинг).

  Главное в этом деле - научиться максимально, использовать эти специфические психические силы, вызываемые к жизни вдохновением, по прямому назначению, т. е. на производство новых идей.

Смысл в том, чтобы не заниматься в периоды творческого подъема аналитической работой, например, обоснованием выдвинутой идеи или ее критическим анализом. Лучше, пока что называется, "несет", набрать максимальное количество идей, зафиксировать их, а потом, уже в спокойной обстановке, заняться обстоятельным их разбором.

Кроме способов пробуждения творческих потребностей, обладающих большей или меньшей методической направленностью, можно привести ряд общетерапевтических приемов, содействующих той же цели. Один из них вытекает из критичного отношения к философии и традициям воспитания детей .

С детства нас учат сдерживать эмоции, обуздывать желания, подчиняться всевозможным предписаниям, ограничениям, правилам, не допускать проявления сильных чувств. Но управлять не значит подавлять, а то под флагом борьбы с распущенностью недолго превратиться в роботов. Психология же подчинения, как известно, губит творческую инициативу. Следовательно, вполне разумно не искать специально какие-то искусственные способы высекать из себя запальные искры эмоций, а направленно пользоваться тем огнем внутри нас, который постоянно приходится гасить, подгоняя желаемые формы личностно-индивидуального поведения к требуемому обществом социальному стандарту.

 Есть еще один немаловажный стимул, побуждающий людей к самой сильной форме активности, к активности на грани и часто даже за гранью самопожертвования. Такую степень творческой активности мотивирует неудержимое стремление прославиться, войти навеки в память людскую, обрести духовное бессмертие за счет новизны, уникальности и особой общественной значимости и объективной полезности результатов своей деятельности.

Говоря о стимулах творческой активности, нельзя не упомянуть об обыкновенном любопытстве, которое заставляет людей делать необыкновенные вещи и которое, вообще говоря, является, может быть, самым главным побудителем творческой активности или если не самым главным, то, по крайней мере, самым бескорыстным. Но каким бы не выглядело любопытство в моральной плоскости, оно без сомнения является необходимым элементом творческого процесса и пройти мимо возможности, влиять на творческую мотивацию через воздействие на фактор любопытства было бы непростительным расточительством.

Ощущение, которое испытывает человек, охваченный любопытством, похоже чем-то на чувство голода или жажды в том смысле, что как из-за стола надо выходить с легким чувством голода, так и, познавая что-либо, не надо спешить ставить мажорный аккорд, провозглашающий очередную победу разума.

Видом детского творчества, имеющим  огромное  значение для   развития   художественных   способностей   в   онтогенезе,    является изобразительное  творчество:  рисование,  лепка,  аппликация.  К  сожалению, практика детских садов показывает, что наибольшее  место  в  изобразительной деятельности детей отдано лепке и аппликации. Тогда  как  основой  для  этих более сложных видов детского  творчества  являются  движения  под  музыку  и рисование. Благодаря первым развиваются  общие  движения  малыша,  благодаря второму  начинается  перенос  этих,  пока  еще  не  совсем  координированных движений на лист бумаги, стену, на пол, в зависимости от того, что  является для ребенка более  удобным  для  самовыражения. Многим  родителям  непонятно, почему ребенок не хочет рисовать на листе  бумаги,  не  пачкая  стены,  пол, стол. Начинается "битва" с развивающимися художественными  способностями  за аккуратность.  Или  ребенок  усаживается  за  парту   и   занимается   менее "опасными" занятиями: лепкой и аппликацией, тогда как рисовать  для  ребенка важно так же, как и говорить.

На самом деле лепку и аппликацию необходимо вводить не  как  отдельные  виды занятий, а как дополнение к рисованию. На одном и том же листе бумаги  можно расположить изображения, выполненные с помощью кистей и красок,  пластилина, кусочков  материи,  картона,  природных  материалов.  Тогда  ребенку   будет понятен смысл лепки и аппликации как дополнительных изобразительных средств для создания той единой  картины,  которую  он  творит  в  сотрудничестве  с взрослым. Но приступать к этому надо постепенно,  осторожно,  когда  ребенок сам захочет использовать эти дополнительные изобразительные средства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста.

Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста....

Картотека упражнений для развития кратковременной памяти у детей младшего школьного возраста

В учебно-методическом пособии представлены упражнения на развитие кратковременной речезрительной и слухоречевой памяти...

Психологическая характеристика особенностей развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Понятие "творчество" определяется как деятельность, в результате которой ребенок сосдает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воопло...

Особенности развития творческих возможностей и воображения детей младшего школьного возраста

развитие воображения у детей создает предпосылки для эстетического воспитания, а хорошо поставленное эстетическое воспитание в свою очередь развивает воображение...

Игры для развития фонематического слуха у детей младшего школьного возраста

Представлен материал в игровой форме для детей младшего школьного возраста по развитию фонематического слуха. Игры для развития фонематического слуха у детей младшего школьного возраста:...

Особенности сформированности произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В настоящее время факт стремительного роста числа детей с задержкой психического развития (ЗПР) неоспорим. Это один из самых распространенных психолого-педагогических диагнозов в нашей стране и одна и...

«Методика развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста в группах начальной подготовки и начальной спортивной специализации (тренировочный этап 1 и 2 г.о.) по прыжкам на батуте»

Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени нап...