Цветочные узоры «Полхов-Майдана»
презентация к уроку по рисованию (средняя группа) на тему

Буртенко Татьяна Васильевна

Нижегородский край знаменит своими деревянными игрушками: городецкими, федосеевскими, семеновскими. А полхов-майданские из них самые молодые. Полховские мастера делали игрушки для детей разных возрастов на любой вкус: пирамидки, грибочки-копилки, птички-свистульки, матрешки, каталки на палочке, пистолеты-хлопушки, детские балалайки. Все эти изделия называли забавным словом «тарарушки». А уж потом если оставалось время точили посуду. Считается, что возник этот промысел в первой четверти 20 века, хотя деревянную посуду точили еще за сто лет до этого. Мастер села Полховский-Майдан Павел Толин украшал свою посуду выжженными по контуру цветами. А когда химики изобрели яркие анилиновые краски, мастера сразу ухватились за них. И начиная с 1930 года, полхов-майданские изделия засияли новыми красками. Спрос на такую красоту возрос. От выжигания контуров тоже пришлось отказаться. Прожженную бороздку заменили черной линией, а что бы тушь не растекалась точенку покрывали слоем крахмального клея. Год за годом менялся и ассортимент. Игрушки постепенно вытесняли посуду. Самой популярной из них стала матрешка. В этой росписи мастера использовали только три цвета: красный синий желтый да еще чернильно-фиолетовый, а остальные цвета получались путем смешения исходных красок. Все цвета связанны между собой. Они подобранны таким образом, что усиливают яркость друг друга. Порой кажется, будто бы краски светятся изнутри, как витраж. Современная полхов-майданская роспись необычайна яркая, чистая, непосредственная, чем-то близкая детскому рисунку и детскому восприятию, это живая ветвь на могучем стволе русского народного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polhov.pptx671.26 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цветочные узоры « Полхов-Майдана » ГБДОУ детский сад №37 Кировского района Воспитатель Татьяна Васильевна Буртенко

Слайд 2

Нижегородский край знаменит своими деревянными игрушками: городецкими, федосеевскими , семеновскими. А полхов-майданские из них самые молодые. Полховские мастера делали игрушки для детей разных возрастов на любой вкус: пирамидки, грибочки-копилки, птички-свистульки, матрешки, каталки на палочке, пистолеты-хлопушки, детские балалайки. Все эти изделия называли забавным словом « тарарушки ». А уж потом если оставалось время точили посуду. Считается, что возник этот промысел в первой четверти 20 века, хотя деревянную посуду точили еще за сто лет до этого. Мастер села Полховский-Майдан Павел Толин украшал свою посуду выжженными по контуру цветами. А когда химики изобрели яркие анилиновые краски, мастера сразу ухватились за них. И начиная с 1930 года, полхов-майданские изделия засияли новыми красками. Спрос на такую красоту возрос. От выжигания контуров тоже пришлось отказаться. Прожженную бороздку заменили черной линией, а что бы тушь не растекалась точенку покрывали слоем крахмального клея. Год за годом менялся и ассортимент. Игрушки постепенно вытесняли посуду. Самой популярной из них стала матрешка. В этой росписи мастера использовали только три цвета: красный синий желтый да еще чернильно-фиолетовый, а остальные цвета получались п утем смешения исходных красок. Все цвета связанны между собой. Они подобранны таким образом, что усиливают яркость друг друга. Порой кажется, будто бы краски светятся изнутри, как витраж. Современная полхов-майданская роспись необычайна яркая, чистая, непосредственная, чем-то близкая детскому рисунку и детскому восприятию, это живая ветвь на могучем стволе русского народного искусства.

Слайд 3

Игрушки-тарарушки

Слайд 4

Цель: знакомить детей с изделиями народного декоративно-прикладногоискусства . Задачи: Формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам Полхов-Майданской росписи; Использовать полхов-майданские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образца для создания узоров в стиле этой росписи; Научить выделять элементы этой росписи (яблочки, листики, розы); Видеть и называть цвета используемые в росписи (красный, ж елтый, алый, ф иолетовый, черный для обводки)

Слайд 5

Выставка . Рассматривание полхов-майданских узоров в иллюстрациях, книгах. Игры с матрешки.

Слайд 6

Освоение детьми элементов росписи – яблочки и листочки. Построение простейшей композиции на плоскости птичке-свистульке или погремушке, в ырезанных из бумаги.

Слайд 7

Дидактические игры на тему «Укрась узором»

Слайд 8

«И матрешки в пляс пустились огневой…»

Слайд 9

Изготовление поставца Надрезание нижнего края готовой развертки поставца, покрывание желтой краской развертки.

Слайд 10

Роспись заготовки. Продолжаем осваивать простейшие элементы росписи яблочки и листики, чередование их по всей поверхности развертки поставца.

Слайд 11

Поставец готов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе «Роспись солонки цветочными узорами» (Полхов-Майдан)

Занятие направленно на знакомство детей с Полхов - Майданской росписью и на развитие художественного вкуса учащихся....

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе Тема: "Матрешки их Полхов-Майдана"

Познакомить детей с историей народной игрушки, ее внешним обликом, особенностями росписи Полхов-Майданских матрешек (колорит, композиция, элементы). Учить рисовать растительный узор в стиле Полхов-Май...

Конспект совместной образовательной деятельности по декоративной росписи Полхов – Майдана.

Конспект по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"с детьми старшего дошкольного возраста. Народное декоротивное искуство.Полхов-Майдановская роспись....

Игрушки из Полхов-Майдана

Презентация Power Point  "Игрушки из Полхов -Майдана" к занятию по рисованию для старшей группы "Игрушки из Полхов_Майдана"  Д.Н.Колдиной....

Конспект НОД по изобразительной деятельности в средней группе Тема: «Матрешки из Полхов- Майдана»

Воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки....