программа дополнительной образовательной деятельности по изобразительному искусству "Радуга"
рабочая программа по рисованию (старшая группа) на тему
программа дополнительной образовательной деятельности по изобразительному искусству "Радуга" с использованием нетрадиционных техник рисования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 160 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 16 «Аннушка» города Смоленска
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ ДС № 16 «Аннушка»
__________Т.М. Байдакова
Программа
дополнительной образовательной деятельности
по изобразительному искусству
«Радуга»
Руководитель: Климова И.С.
Место проведения: экологическая комната
Время проведения: 1 раз в неделю по вторникам в 15.30
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности.
Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Актуальность. Занятия изодеятельностью позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.
Рабочая программа имеет цель: развивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе комментированного рисования, формирование всех психических процессов, развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.
Настоящая программа способствует решению следующих задач:
Обучающая: учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.
Развивающая: развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитательная: формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.
Задачи дополнительной образовательной деятельности:
1. Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
2. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
3. Создавать условия для освоения цветовой палитры.
4. Создание условий для коммуникативной деятельности детей.
5. Развитие связной речи.
6. Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.
7. Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным и коммуникативным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.
8. Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
9. Развитие описательной, комментирующей функции речи. Научить обобщать и противопоставлять, рассуждать.
Методическое обеспечение.
Нетрадиционные техники:
- оттиск печатками из овощей;
- тычок жесткой кистью;
- оттиск печатками из ластика;
- оттиск поролоном;
- восковые мелки и акварель;
- свеча и акварель;
- отпечатки листьев;
- рисунки из ладошек;
- волшебные веревочки;
- кляксография;
- монотопия;
- печать по трафарету.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами: камнями, песком, веревочками, восковыми мелками, свечей и др. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.
Организация дополнительной образовательной деятельности.
Кружок посещают дети подготовительной к школе группы. Занятия проводятся 1 раза в неделю. Продолжительность занятия 30 минут.
Материал:
- акварельные краски, гуашь;
- восковые и масляные мелки, свеча;
- ватные палочки;
- поролоновые печатки;
- коктельные трубочки;
- палочки или старые стержни для процарапывания;
- матерчатые салфетки;
- стаканы для воды;
- подставки под кисти; кисти.
Приемы и методы используемые на занятиях по изодетельности:
- Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений,
- Практические – упражнения, игр методы,
- Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, пед оценка.
- Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.
Все методы используются в комплексе.
Формы проведения итогов реализации рабочей программы:
- Организация выставок детских работ для родителей.
- Тематические выставки в ДОУ.
- Участие в городских и выставках и конкурсах в течение года.
- Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
- Оформление эстетической развивающей среды в группе.
Ожидаемые результаты: овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Оценка: результативности программы проводится два раза в год (декабрь, май) сформированности уровня художественно – эстетического развития детей.
Календарно - тематический план ДОД
по изоискусству «Радуга»
старшая группа
Месяц | Тема занятия | Программное содержание | Методические приемы | Оборудование | Литерату ра |
Сентябрь | Путешествие Кисточки | Познакомить со свойствами различных худ материалов; вызвать у детей интерес к изобразит искусству; научить отдельным приемам работы кистью и карандашом. |
| Различные виды бумаги, краски, цвет карандаши. | Н.Ф. Штейнле стр 12 |
Заря | Закрепить знание теплых цветов, особенности их смешения, плавный переход от желтого до малинового |
2. Рассматривание картин. 3.Показ приема рисования. 4.Самостоятельная деятельность детей. 5. Итог | Бумага, краски, поролон. | Т.Н. Ветрова стр. 49 | |
Как в тумане | Учить рисовать густой краской. Закрепить приемы рисования кистью |
| Бумага, краски, кисть | Т.Н. Ветрова стр. 49 | |
Натюрморт Рисование пластилином | Учить рисовать контур на картоне, размазывать пластилин, не выходя за контур. Создавать натюрморт | 1.Худ. слово. 2. Беседа.
| Картон, пластилин, карандаши | Т.Н. Ветрова стр. | |
Октябрь | Подсолнух Комментированное рисование | Упражнять в словообразовании, овладевать новым приемам рисования кистью. Развивать зрительное восприятие , мыслительные операции. |
| Бумага, краски, карандаши, кисти. | Н. В. Микляева стр 57 |
Осенние пейзажи (рисование по сырому) | Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках. |
| Краска, бумага, кисти | Р.Т. Казакова стр 73 | |
Кони расписные. | Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит узора. |
| Фигурки коня, гуашь, печатки, кисти, | Н.Ф. Штейнле стр 78 | |
Маленькие камешки Рисование на камешках | Познакомить детей с новой техникой рисования – роспись камней. Развивать изображение, фантазию |
| Камни, гуашь, кисти. | А.В. Никитина стр. 91 | |
Ноябрь | Фруктовая мозаика (восковые мелки, акварель) | Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Упражнять в аккуратном закрашивании изображений фруктов восковыми мелками, создании тона с помощью акварели. |
| Восковые мелки, краски, бумага | Р.Т. Казакова стр 96 |
Кошка и котята Комментированное рисование | Закреплять знания о внешнем виде животного. Учить всматриваться в особенности движения, шерстки, выражения глаз и др Учить строить композицию, используя различные материалы для создания выразительности образа. |
| Карандаши, бумага, краски, кисти. | Н. В. Микляева стр. 63 | |
В подводном мире (рисование ладошкой, восков. мелками и акварелью) | Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике Учить превращать отпечатки ладоней в рыб и медуз, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. |
| Фломастеры, бумага, карски, кисти | Р.Т. Казакова стр 90 | |
Живая рука Рисование ладошкой | Учить рисовать на разное настроение, отображать в рисунке возраст и их персонажей, национальную принадлежность. |
| Карандаши, бумага, фломастеры | Т.Н. Ветрова стр. 45 | |
Декабрь | Зимние узоры (граттаж) | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого граттажа. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. |
| бумага, карандаши, краски | Р.Т. Казакова стр 65 |
Полярное сияние Рисование пастелью. | Совершенствовать технику рисования пастелью, продолжать осваивать способы тушевки и штриховки. Вызвать интерес к изображению северного сияния в виде каскадов. |
| бумага, карандаши, фломастеры., ножницы, клей | И. Н. Лыкова стр 92 | |
Пестрые попугаи Комментированное рисование | Вызвать интерес к созданию коллективного панно из силуэтов разноцветных попугаев. Показать технику рисования восковыми мелками |
| Рулон бумаги, восковые мелки карандаши. | Н.В. Микляева стр 61 | |
Зимний лес (рисование ладошкой | Закрепить умение рисовать деревья. Развивать чувство композиции. |
| Карандаши, гуашь, кисти, бумага | А.В. Никитина стр 49 | |
Январь | Перчатки для котяток Рисование ладошками | Вызвать интерес к изображению и оформлению перчаток по своим ладошкам. Формировать точные графические умения.
|
| Бумага, фломастеры, карандаши. | И. Н. Лыкова стр 62 |
Море волнуется Волшебные веревочки | Учить рисовать нитками, предварительно намотанными на бутылку и смазанными синей краской тампоном из поролона, способом катания по бутылки листа бумаги. |
| Нитки, бумага, гуашь. | Т.Н. Ветрова стр. 56 | |
Рождественская ночь граттаж | Учить осваивать технику граттажа. Развивать глазомер и координацию движений. Развивать творческое воображение при использовании нетрадиционного материалов |
| Острая палочка. Свечи, тушь, картон | Т.Н. Ветрова стр. 45 | |
Я – рыжий Комментированное рисование | Осваивать прием словесного рисования и формировать художественно – конструктивные умения, совершенствовать умения составлять юмористические рассказы. |
| Бумага, карандаши, краски | Н.В. Микляева стр 110 | |
Февраль | Я рисую море Волшебные веревочки | Вызвать интерес к созданию образа моря различными нетрадиционными техниками. Создать условия для экспериментирования. Развивать воображение. | 1. Загадывание загадок 2.Вступительная беседа. 3.Самостоятельная работа детей. 4.Итог. | Бумага, гуашь, зубная щетка | И. Н. Лыкова стр 100 |
Корабли пустыни трафарет | Учить детей отражать в рисунке представления о пустыне и ее обитателях. Продолжать освоение техники изготовления шаблона и трафарета. |
| Бумага, гуашь, трафареты, фломастеры. | И. Н. Лыкова стр 78 | |
Город на реке монотопия | Закрепить приемы печатания целого изображения на вторую часть листа, предварительно смоченную кусочками поролона. Развивать творческое воображение через печатание новым способом. |
| Краски. Бумага. Поролон. | Т.Н. Ветрова стр. 54 | |
Дворец Пипина Комментированное рисование | Осваивать прием словесного рисования и нетрадиционной техники рисования на слюде, формировать художественно – конструктивные умения, совершенствовать умения составлять юмористические рассказы. | 1. чтение стихотворения. 2.Комментированное рисование. 3. физкультминутка. 4. сочинение смешного рассказа. 5. итог. | Гуашь, карандаши, бумага, кисти. | Н. В. Микляева стр 101 | |
Март | Портрет мамы | Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закреплять умение изображать лицо человека, пользуясь различными приемами рисования сангиной, графически выразительными средствами. Развивать чувство композиции. |
| Карандаши, бумага, пастель | А.В. Никитина Стр 63 |
Мои любимые рыбки (восковые мелки, акварель) | Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Учить тонировать лист акварелью разного цвета. Развивать цветоведение. |
| Восковые мелки, бумага, краски. | Р.Т. Казакова стр. 100 | |
Птицы волшебного сада | Продолжать закреплять знания детей о дымковской росписи. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. |
| Краски, бумага, дым игрушки. | Р.Т. Казакова стр.53 | |
Натюрморт | Закреплять умение составлять натюрморт, анализировать его составляющие и их расположение. Упражнять в рисовании ватными палочками. Развивать чувство композиции. |
| Карандаши, бумага, восковые мелки | .Р. Т Казакова стр.82 | |
Апрель | Космические дали (набрызг, печать поролоном по трафарету) | Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. |
| Поролон, краски, бумага, трафареты | И. Н. Лыкова стр 132 |
Загадочные животные | Учить детей соблюдать симметрию, рисовать на одной половине листа. Совершенствовать уменич детей в технике – монотопия предметная. Развивать пространственное мышление. |
5.Итог. | Бумага, гуашь, кисти, | И. Н. Лыкова стр 84 | |
Павлин. Рисунок ладошкой | Учить свободно распологать пальцы рук на листе бумаги, обводить их, знакомить с художественными техниками, развивать чувство композиции и цвета |
| Бумага, гуашь, кисти, карандаши. | А.В. Никитина Стр51 | |
Вишня в цвету (тычкование) | Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Совершенствовать умение использовать способ рисования тычком для повышения выразительности рисунка. |
| Краски, бумага, карандаши | Р.Т. Казакова стр. 35 | |
Май | Лето, здравствуй! | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему. |
| Краски, карандаши, пастель, восковые мелки, бумага | Р.Т. Казакова стр. 27 |
Звездное небо | Воспитывать эстетическое восприятие природы ее изображение нетрадиционными худ техниками, развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию |
| Бумага, гаушь, кисти, свеча. | А.В. Никитина Стр. | |
Весна - красна | Знакомить с методом рисования пейзажа, учить правильно распологать предметы на листе бумаги. |
| Бумага, гаушь, кисти, клей, песок | А.В. Никитина Стр 69 | |
Итоговая выставка рисунков | Рассмотреть с детьми рисунки. Рисование по замыслу. |
| Детские рисунки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/08/picture-400709-1391844591.jpg)
ПРОГРАММА дополнительной образовательной деятельности Социально – педагогической направленности Для детей 6-7 лет «Геометрия для дошкольников»
Программа «Геометрия для дошкольников» входит в дополнительную образовательную деятельность по направлению познавательное развитие личности.Возраст детей, участвующих в реализации данной д...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/06/picture-619436-1428314726.jpg)
Программа дополнительной образовательной деятельности. физкультурно-оздоровительной направленности. для детей 5-7 лет "Баскетбол"
программа развития двигательных навыков и умений в процессе обучения детей элементам спортивной игры баскетбол. тематический план к программе, презентация программы "Басектбол" для родителей....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/06/picture-619436-1428314726.jpg)
Программа дополнительной образовательной деятельности. физкультурно-оздоровительной направленности. для детей 5-7 лет "Баскетбол"
программа развития двигательных навыков и умений в процессе обучения детей элементам спортивной игры баскетбол. тематический план к программе, презентация программы "Басектбол" для родителей....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/28/picture-1016966-1519805354.jpg)
программа дополнительного образовательной деятельности "Кружок самоцветы" (изобразительная деятельность)
Пояснительная запискаКружковая работа - это оригинальный способ организации деятельности дошкольников в составе малой группы (10) человек при участии педагога, инициирующего творческий характер деятел...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/18/picture-1058104-1542531180.jpg)
Программа дополнительно – образовательной деятельности по приобщению старших дошкольников к истокам русского народного творчества средствами театрализованной деятельности. «КУКЛЯНДИЯ»
Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не толь...
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/26/picture-688252-1687779755.jpg)
Программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы «Мы - исследователи» (познавательно-исследовательская деятельность)
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 11 г. Лениногорска» муниципального образования«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарст...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/30/picture-606433-1427735379.jpg)
План-программа организованной образовательной деятельности по изобразительной деятельности в средней группе на 2020 - 2021 учебный год.
ЯНВАРЬ ЗанятиеСовместная деятельностьСамостоятельная деятельностьПополнение развивающей среды3 НЕДЕЛЯЗима. Дикие животные.РисованиеТема: «Зайчик».Программное содержание: формировать у...