Педагогический проект "Маленький художник""
проект по рисованию на тему

Меркулова Наталья Владимировна

Проект предназначен для воспитателей младшей и средней групп  и специалистов по изобразительной деятельности и призван развивать у детей младшего дошкольного возраста интерес к нетрадиционным техникам рисования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mal._hud.docx45.51 КБ

Предварительный просмотр:

                            Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

   – детский сад №44 «Колокольчик»

 

Практико-значимый проект

Тема: «Маленький художник»
(проект направлен   на развитие творческих способностей у   детей  младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования)

Выполнила:
Меркулова Наталья Владимировна, воспитатель
МДОУ – детский сад №44 «Колокольчик»  


                                                    г. Серпухов

                                           Содержание

Введение ……………………………………………………………….  3-5

Основная часть. Теоретическое обоснование необходимости развития творческих способностей у  младших дошкольников средствами  нетрадиционных техник рисования …………………………………   6-7

Практическая часть. Этапы и способы реализации проекта……………………………………………………………….. .   8-12
Заключение …………………………………………………………… 13  
Список литературы …………………………………………………..   14
Презентация
Приложения




                                      Введение

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.  От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

                                                                                                 В. А. Сухомлинский

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.  Наиболее эффективным средством её решения  является  изобразительная деятельность детей в детском саду.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

Однако у детей младшего дошкольного возраста еще  не сформированы графические навыки и умения, что  мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей  исчезает желание рисовать.

Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка.

Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку  отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает  эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.

Организация образовательной деятельности по художественному творчеству  с применением нетрадиционной техники рисования  способствует развитию:

  • Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников.  Ребёнку  предоставляется возможность экспериментирования (смешивание  краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы  и  т.д.).
  • Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой  зоны коры головного мозга.
  • Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
  • Тактильной  чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук  с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
  • Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают  задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация  словаря.

Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.

Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей. 

Цель проекта: развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

  • Знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования,  формировать интерес к изобразительной деятельности;
  • Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы  с различными изобразительными материалами;
  • Побуждать воспитанников  самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение, тычкование и т.д.)
  • Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми

    Сроки реализации:   1 год       

Объект:  Дети  младшей группы  

Предмет: Процесс формирования у детей художественно-творческих способностей
Тип проекта: познавательно-творческий
Практическая значимость: данный проект направлен на развитие у старших дошкольников воображения и творческой активности, формирование познавательных интересов и познавательных действий в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с помощью нетрадиционных техник рисования. А также на сотрудничество взрослого и ребёнка в процессе знакомства дошкольника с этими техниками. Содержание работы может быть использовано педагогами  дошкольных образовательных учреждений.

Предполагаемые результаты:

  • Наличие у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
  • Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы  с различными изобразительными материалами;
  • Умение воспитанников самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования;
  • Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Целевые ориентиры:
- Ребенок использует  в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы  рисования, проявляет самостоятельность в творческой деятельности

   - Ребенок активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками в      процессе овладения нетрадиционными техниками рисования

  - Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в создании творческих продуктов в нетрадиционной технике рисования

  - У ребенка развита  крупная и мелкая моторика через овладение им различными техниками нетрадиционного рисования

  - Ребенок проявляет любознательность, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в создании творческих продуктов

Основная часть

 Теоретическое обоснование необходимости развития творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционных   техник рисования

В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных.

Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте наиболее благоприятные условия для художественно – эстетического воспитания и творческой деятельности детей.

 Дошкольный возраст-это тот период, когда  изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только одарённых, но и всех детей. Каждый ребёнок-это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребёнка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее. Для развития творческого воображения, необходимо особая организация изобразительной деятельности. Существует множество видов нетрадиционных техник рисования, позволяющих развивать интеллектуальную способность детей в изобразительной деятельности.
 
 
Для младших дошкольников
: рисование пальчикам, рисование ладошками

Для детей среднего дошкольного возраста: тычок жёсткой полусухой кистью, печать поролоном, печать пробками, рисование восковыми мелками + акварель, рисование свечой +акварель, отпечатки листьев, рисование ватными палочками

В старшем дошкольном возрасте: рисование песком, рисование мыльными пузырями, рисование мятой бумагой, граттаж, кляксография, монотопия и т.д.

           Обоснование выбора техники нетрадиционного рисования

 Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях,  привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Изучив методическую литературу, я сделала вывод, что использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.

Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

 На мой взгляд, изобразительная деятельность позволяет ребёнку выразить в своих рисунках своё впечатление об окружающем его мире.  Я работаю в детском саду более 20 лет и наблюдаю, как меняется содержание и задачи изобразительной деятельности дошкольников. Раньше, когда только начинала свою педагогическую деятельность, я сама тогда не понимая, ограничивала проявление творческих способностей детей, ставя их в рамки <<образца>> и  <<показа>> приёмов рисования и их последовательности. Теперь же, используя новые и интересные программы и педагогические технологии, стараюсь не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир и даю им, возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала.

Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических навыков и умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые.

 Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге. Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии.
Нетрадиционная техника рисования дает ребенку возможность выразить в рисунке свои чувства и эмоции, почувствовать свободу и вселить уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов, явлений окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что делает для него занятия творческими.



                                      Практическая часть

                                Этапы реализации проекта:

           1 этап – организационный (август – 1-2 неделя сентября):

  1. Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование),  
  2.  Создание развивающей среды с использованием различных видов искусства, предметного окружения.  
  3. Разработка перспективного планирования занятий   на основе книг: «Рисование с детьми дошкольного возраста, нетрадиционные техники» под редакцией Р.Г. Казаковой и «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Г.Н. Давыдовой.  
  4. Разработка цикла мероприятий с родителями и с воспитателями в рамках проекта
  5. Составление перечня творческих игр и упражнений на развитие творческого      воображения
  1. этап – содержательный (сентябрь – май):

 1. Организация работы по реализации проекта: познакомить детей с           нетрадиционными техниками рисования, подготовить и провести цикл  НОД соответственно разработанному перспективному планированию.

2. Совместная художественная  деятельность детей и родителей при подготовке выставок и конкурсов творческих работ, организация и проведение их.

  1. этап – результативный (май):

     1.  Выставка детских рисунков «В мире Фантазии»

  1. Проведение анкетирования или мониторинга удовлетворенности     родителей эффективностью взаимодействия с детским садом в развитии творческих художественных способностей детей




                                       Реализация проекта

1. Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.

Занятия разнообразными видами художественно-продуктивной деятельности лучше проводить в специально оборудованном помещении. Называться оно может по-разному: студия изобразительного искусства, художественная студия.

Занятия может проводить педагог дополнительного образования в содружестве с воспитателями старших и подготовительных групп.

Специальное оборудование и мебель: столы-мольберты, переносные доски, полки, стеллажи должны отвечать всем требованиям, предъявляемым к детскому оборудованию (выполнены из экологически чистого материала, легкие и удобные в обращении). Столы можно расставлять по-разному, в зависимости от темы и формы проведения занятия.

В студии рекомендуется иметь: музыкальный центр, магнитофон с кассетами, видеомагнитофон с видеоматериалами, мультимедийный экран с набором слайдов, открытки, альбомы, таблицы, демонстрационный материал, атрибуты к играм, музыкально-дидактические игры, подлинные образцы изделий народного декоративно-прикладного искусства, книги и методические пособия, компьютер, снабженный  программой по рисованию.

Украсить интерьер студии  можно репродукциями картин, произведениями народного искусства, игрушками,   выставкой   авторских   работ   сотрудников   ДОУ   и   родителей предметами детского творчества.

Для рисования необходимы разнообразные художественные материалы, от качества которых в известной мере зависят результаты обучения детей.



2. Реализация проекта через проведение  НОД

Перспективное планирование занятий с использованием нетрадиционных техник рисования

Младшая группа

 Месяц

     Тема

Программные     задачи

Оборудование

Сентябрь

«Украсим платье кукле Кате» (рисование пальчиками)

Познакомить детей с нетрадиционным способом рисования – пальчиками. Закрепить знание основных цветов.  Развивать творческое воображение, аккуратность в работе. Воспитывать интерес к творческой деятельности.

Лист бумаги в форме платья, гуашь разного цвета, баночки с водой, салфетки.

Октябрь

«Зажжем огоньки в домах» (рисование пальчиками)

 Продолжать знакомить детей с нетрадиционным способом рисования – пальчиками. Закрепить знание основных цветов.  Развивать творческое воображение, аккуратность в работе. Воспитывать интерес к творческой деятельности.

Лист бумаги в форме многоэтажного дома, гуашь  желтого цвета, баночки с водой, салфетки.

Ноябрь

 «Приглашаем снегирей съесть рябинку поскорей»
(рисование тычком)

 Познакомить детей с нетрадиционным способом рисования –  тычками из поролона. Закрепить знание основных цветов.  Развивать творческое воображение, аккуратность в работе. Воспитывать интерес к творческой деятельности. Развивать чувство ритма, цветовое восприятие.

½ альбомного листа, затонированного  голубым или фиолетовым цветом,  тычки из поролона , баночки с водой, тряпочки, гуашь   красного цвета.

Декабрь

«Елочка нарядная»
(оттиск пробкой)

 Познакомить детей с нетрадиционным способом рисования –   учить делать оттиск пробкой. Воспитывать интерес к творческой деятельности. Развивать чувство ритма, цветовое восприятие, аккуратность в работе.    

Альбомный лист  в форме елки, затонированный зеленым цветом, пробки, гуашь разного цвета, тряпочки,      баночки с водой.

Январь

 «Снежные комочки покатились с горки (зимние забавы в нашем городе)»
(оттиск пробкой)

Продолжать знакомить детей с нетрадиционным способом рисования –   учить делать оттиск пробкой. Воспитывать интерес к творческой деятельности. Развивать чувство ритма, цветовое восприятие, аккуратность в работе.    

 ½ альбомного листа, затонированного  голубым или фиолетовым цветом, пробки , баночки с водой, тряпочки, гуашь  белого цвета.

Февраль

 «Ветка мимозы»
(рисование ватной палочкой)

Учить детей пользоваться нетрадиционным изобразительным материалом (ватными палочками). Воспитывать интерес к творческой деятельности. Закрепить знание детьми основных цветов и оттенков. Развивать моторику руки, интерес к изобразительному творчеству.

½ альбомного листа, затонированного  голубым или фиолетовым цветом, ватные палочки, баночки с водой, тряпочки, гуашь   желтого, зеленого цвета.

Март

«Смотрит солнышко в окошко»
(рисование ладошками)

Познакомить детей с нетрадиционным способом рисования – ладошками.     Закрепить знание основных цветов.  Развивать творческое воображение, аккуратность в работе. Воспитывать интерес к творческой деятельности. Развивать чувство ритма, цветовое восприятие.

Альбомный лист,  с нарисованным в центре кругом желтого цвета, гуашь желтого цвета, тряпочки, баночки с водой.

Апрель

 «Красивый платочек в подарок нашим ветеранам»
(рисование тычком)

Формировать умение рисовать узор из вертикальных и горизонтальных линий, следить за правильным положением руки во время рисования. Закрепить умение рисовать с помощью тычка из поролона. Воспитывать  уважение к ветеранам ВОВ, интерес к происходящим в городе и стране событиям.

Затонированный альбомный лист квадратной формы, тычки из поролона, кисти,    баночки с водой, тряпочки, гуашь красного, желтого, зеленого цвета.

Май

 «Салют в нашем городе»
(рисование ватной палочкой)

Продолжать учить детей пользоваться нетрадиционным изобразительным материалом (ватными палочками). Воспитывать интерес к творческой деятельности. Закрепить знание детьми основных цветов и оттенков. Развивать моторику руки. Воспитывать интерес к празднику Победы.

½ альбомного листа, затонированного  голубым или фиолетовым цветом, ватные палочки, баночки с водой, тряпочки, гуашь красного, желтого, зеленого цвета.

                      Итог: Выставка детских рисунков «В мире Фантазии»

3. Реализации проекта через взаимодействие с педагогами и с семьями  воспитанников

Работа с педагогами

Работа с родителями

1. Консультации

Темы: 

 1. «Нетрадиционные техники и материалы в детском художественном творчестве»

 2. «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности».

2. Мастер - класс для воспитателей      
 «Мастерская педагогических талантов»

 3. Пополнение уголка  по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (зубные щетки, ватные палочки, нитки, свечи, пробки т.д.).

1. Консультации

Темы:

1. «Использование нетрадиционных приемов рисования в развитии креативности детей»

2. «Развивайте творчество детей»,

 

2. Конкурсы-выставки совместных творческих работ детей и родителей  внутри ДОУ

Темы:

1. «Серпухов-частица Родины моей»
2. «Здравствуй, Пасха!»
3. «День Победы»
4. «Солнечное детство»

3. Городские Конкурсы - выставки работ семейного творчества
                         Темы:
1. «Осенняя палитра»
2.  «Морозные узоры»
3. «День Победы»

4. Выставка детских работ «В мире Фантазии»



                    

                                     Заключение
Я считаю, что практическая ценность данного проекта в том, что он понятен, удобен в использовании: практический материал скомпонован таким образом, что педагогу нет необходимости искать какие – либо другие источники для реализации поставленной цели.

Работа в проекте позволяет конкретизировать систему работы с детьми, обеспечить ее направленность на решение поставленных задач. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром.

 Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника в творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.

Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Научились использовать разного вида нетрадиционные техники рисования в создании рисунка. Создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Положительным результатом в своей работе считаю участие детей и родителей в конкурсах, выставках различного уровня.

Итак, нетрадиционная техника рисования дает ребенку возможность выразить в рисунке свои чувства и эмоции, почувствовать свободу и вселить уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов, явлений окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что делает для него занятия творческими.     

                     

                                Список литературы:

  1. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. [Текст]/ Г.Н. Давыдова. 1-2 часть.- М., 2007 г.
  2. Ефремов, В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. [Текст]/ В.И. Ефремов. - Пенза, 2006 г.
  3. Казакова,Т.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. [Текст]/ Т.Г. Казакова.-М., 2004 г.

4. Румянцева, Е.А. Необычное рисование. [Текст]/Е.А. Румянцева. М., - 2006г.
5. Соломенникова, О.А. Радость творчества. [Текст]/ О.А. Соломенникова.- М., 2006г.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретическая часть педагогического проекта "Развитие творчества детей в процессе создания иллюстраций к произведениям русского народного творчества" в дальнейшем именуемый "Книжкин-художник".

Знакомство детей с книжной иллюстрацией развивает   эстетические чувства, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей. ...

Педагогический проект. "Современные художники города Гатчины"

Данный проект осуществлён с детьми подготовительной к школе группы.В проекте предмтавлена работа по данному направлению.Представлен план работы по ознакомлению с творчеством современных художников жив...

Доклад на педагогическом совете "Анималистический жанр в рисунках художников - иллюстраторов". Средняя группа.

На педагогическом совете делилась опытом с коллегами, как я в своей группе знакомила детей с анималистическим жанром и художниками иллюстраторами....

ГБОУ «Школа № 867» ДШП № 1 Педагогический проект по теме: «Творчество художника и писателя Владимира Григорьевича Сутеева».

Краткосрочный проект по творчеству художника иллюстратора и писателя В.Г.Сутеева...

Педагогический проект "Волшебный художник"

Прект раскрывает использование нетрадиционных техник  изобразительной деятельности в учебном процессе....

Доклад к педагогическому совету "Художник и природа"

Доклад  к педагогическому совету  "Художник и природа"....

Представление педагогического проекта "Юные художники - мультипликаторы"

ПРОЕКТ«Юные художники-мультипликаторы» Цель проекта: Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования современных информационных средств ...