Программа занятий с элементами арт - терапии с детьми дошкольного возраста «Волшебные ладошки»
рабочая программа по рисованию (младшая, средняя, старшая группа)

Ратникова Ольга Сергеевна

Для разновозрастной группы дошкольников  реабилитационного центра. 

Программа «Волшебные ладошки» составлена на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить положительные эмоции. Занятие изобразительным искусством  раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программы художественного воспитания, обучения и развития

детей 3-6 лет «Волшебные ладошки»

автор: Ратникова О.С.

Содержание программы

  1. Пояснительная записка……………………………………………….с.2
  1. Актуальность и педагогическая целесообразность………….с.2
  2. Направленность дополнительной образовательной программы.с.3
  3. Новизна и отличительные особенности программы…………...с.3
  4. Цели и  задачи программы……………………………………….с.3
  5. Возраст детей, участвующих в реализации программы, сроки реализации, формы и режим занятий…………………………….с.5
  6. Ожидаемые результаты и способы определения их эффективности, формы подведения итогов реализации программы…………………………………………………………с.6
  7. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей…………………………………………………с.6
  1. Учебно – тематический план программы……………………………с.10
  2. Педагогическая диагностика исходного уровня детей и итогов реализации программы………………………………………………...с.14

3.1. Методика проведения диагностики………………………………с.15

 3.2.«Портрет» художественно-творческого развития детей дошкольного возраста (методика Казаковой Т.Г., Лыковой И.А.)….с.15

3.3.Примерные задания для исследования особенностей восприятия цвета в природе и произведениях искусства…………………………с.16

  1. Список литературы………………………………………………с.17

  1. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 3-6 лет «Волшебные ладошки»

Пояснительная записка

Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство.

Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Волшебные ладошки» направлены  на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Программа «Волшебные ладошки» составлена на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить положительные эмоции. Занятие изобразительным искусством  раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

  1. Актуальность программы 

Проведение занятий по программе развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами. Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изобразительных техник.

 Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием  интеллекта духовности через мастерство.

  1. Направленность образовательной программы  Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

  1. Новизной  и отличительной особенностью программы «Волшебные ладошки»  является то, что она может быть использована в учреждениях социальной реабилитации, ввиду того, что изобразительное творчество  помогает отрефлексировать негативные эмоции, что особенно важно для дошкольников, которые часто не могут просто выразить пережитый негативный опыт. Мы помогаем ребёнку сублимировать негативные чувства и переживания в творческую, созидательную активность. Это, во -  первых, облегчает состояние ребёнка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, помогает получить психологическую разрядку. Во – вторых, ребёнок приобретает положительный опыт самореализации через творчество, что повышает его самооценку, за счет приобретения и актуализации новых знаний, умений, навыков, а значит повышения уровня собственной компетенции в области владения техниками изобразительного искусства и получения одобрения его деятельности со стороны педагога и сверстников.

 

  1. Цели и задачи:  

Цели программы:

Обучающие:

  1. Знакомство детей с различными  техниками изобразительного творчества, с многообразием материалов, используемых в изобразительном искусстве.
  2. Обучение детей работе с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами.
  3. Обучение детей свободно выражать свой замысел.
  4. Обучение созданию коллективных работ.

Развивающие:

  1. Развитие мелкой моторики рук. Подготовка к письму.
  2. Развитие у детей художественно-творческих способностей  посредством различных  техник рисования.
  3. Развитие художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности детей.
  4. Развитие творческих способностей, воображения и фантазии.
  5.  Побуждение детей к творческим поискам и решениям.

Воспитывающие:

  1. Организация досуга детей.
  2.  Воспитание целеустремленности, усидчивости,  взаимопомощи.
  3. Получение возможность творческой самореализации личности ребенка.
  4. Получение эстетического удовольствия.
  5. Воспитание уверенности в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.
  6. Перевод энергии  негативных чувств и переживаний в русло творческой, созидательной активности.
  7. Приобретение положительного опыта самореализации через творчество и получение одобрения  деятельности со стороны педагога и сверстников.  

Задачи:

  -Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.

       - Развивать умение находить нетрадиционное сочетание различных изобразительных материалов (восковые мелки и акварель, рисование ватными палочками, обрывная аппликация, скатывание бумажных салфеток, оригами, кляксография с трубочкой, торцевание, рисование манкой, витражная роспись, печатание листьями, монотипия).

    - Развивать интерес к изобразительным и выразительным возможностям различных художественных материалов и к разнообразной технике рисования; давать возможность самим выбирать способ и технику для выразительного изображения того или иного образа.

 -  Развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей.

- Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

- Восполнять возможные пробелы в знаниях: учить названия цветов, геометрических фигур и т. д.

- Развивать мелкую моторику, подготовить руку ребёнка к письму.

1.5.   Возраст детей, участвующих в реализации программы, сроки реализации, формы и режим занятий

Занятия в группе детей 3-6 лет проходят 3 раза в неделю по 25 минут. Срок реализации – 2 месяца.

Форма проведения работы:  индивидуальная, фронтально – коллективная, групповая работа (в малых группах и парах). Недостающие навыки и умения восполняются на индивидуальных занятиях.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.

С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

- проведение выставок детских работ;

-проведение мастер-класса среди педагогов;

- проведение итоговой диагностики детей.

1.6.  Практическая значимость программы, ожидаемые результаты

Проведение занятий по программе развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами. Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изобразительных техник.

Планируемые результаты

- Дети познакомятся с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов;

 - У детей сформируются технические навыки рисования, улучшится мелкая моторика;

- Они научатся выбирать способ и технику для выразительного изображения того или иного образа;

- Будет развит интерес и любовь к изобразительному искусству, как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

- Дети смогут перевести напряжение от возможно пережитого  негативного опыта в позитивное русло творчества, что должно помочь нивелировать тревожность, страхи, неуверенность в себе.

- Дети обучатся создавать коллективные работы, разовьют  и стремление к взаимопомощи,  и умение работать самостоятельно.

- Дети научатся организовывать досуг социально одобряемым и приемлемым способом, научатся получать радость от самореализации в творчестве.

1.7 .Методическое обеспечение

Методы проведения занятия:

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные;

- практические;

- игровые.

Методы эстетического воспитания:

► метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;

► метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;

► метод эстетического убеждения (По мысли А.В. Бакушинского «Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт».);

 ► метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре);

 ► метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса;

 ► метод разнообразной художественной практики;

► метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками);

 ► метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности;

► метод эвристических и поисковых ситуаций. Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений (интеллектуальный компонент) и обобщённых способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Используемые методы:

– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Техники:

Тычок жесткой полусухой кистью. Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Оттиск поролоном. Оттиск пенопластом. Оттиск смятой бумагой. Восковые мелки и акварель. Свеча и акварель. Монотипия предметная. Пластилинография. Оригами. Кляксография. Набрызг. Отпечатки листьев. Тиснение. Монотипия пейзажная. 

-Скатывание бумажных салфеток: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

-Рисование манкой: Ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку).

- Торцевание: С помощью палочки и маленького квадратика бумаги создаются, путем накручивания квадратика на палочку, трубочки-торцовочки. Затем торцовочки располагаются по всему рисунку плотно друг к другу или по контуру изображения под прямым углом.

- Обрывная аппликация: Отрываются от бумаги небольшие кусочки или длинные полоски. Затем кусочки бумаги накладываются на клей.

- Рисование ватными палочками: Краска наносится ватными палочками. В этом случае краска наливается в плоские мисочки, розетки. Правило – каждая ватная палочка набирает одну определённую краску.

- Кляксография с трубочкой: Нанести краску через соломинку и раздувать краску от центра в разные стороны, создавая изображение дорисовать недостающие детали.

     - Монотипия: Лист бумаги складывается пополам, затем разворачивается, краска (гуашь) наносится на одну половину листа - создаётся пейзаж. После чего лист снова складывается и отпечатывается, получается как бы зеркальное изображение. После получения оттиска исходный рисунок оживить красками повторно, чтобы он имел более чёткие контуры, чем его отражение на водной глади водоёма. Отражение на воде вновь подкрашивать не нужно, оно остаётся слегка размытым.

-Восковые мелки и акварель: Задуманный сюжет выполняется восковыми мелками, затем при помощи кисти поверх наносятся акварельные краски. Акварель скатывается с изображения, рисунок как бы проступает, проявляется.

- Витражная роспись: На лист бумаги наносится контур будущего рисунка восковыми мелками, затем пространство между контурами раскрашивают красками.

- Печатание листьями: - используются различные листья с разных деревьев. Они покрываются краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест, делается это на отдельном листе бумаги. Затем окрашенной стороной плотно прижимают к бумаге, стараясь не сдвигать с места.

Материалы и оснащение:

– акварельные краски, гуашь;

– восковые мелки, свеча;

– ватные палочки;

– поролоновые печатки;

– коктейльные трубочки;

– палочки или старые стержни для процарапывания;

– матерчатые салфетки;

– стаканы для воды;

– подставки под кисти;

– кисти.

  1. Учебно – тематический план программы

Тема занятия

Теор. занятие

Практич. занятие

Программное содержание

Оборудование

1

Диагнос-тика

0

1

Выявить уровень изобразительного творчества у детей  дошкольного возраста

Все имеющиеся в наличии.

2

Бабочки, которых я видел летом. Обрывная аппликация

0.5

0.5

Упражнять в обрывании бумаги по контуру, составлении изображений на плоскости. Развивать воображение.

Бумага А4, цветная бумага, фломастеры, восковые мелки, клей ПВА.

3

Осенний парк Кляксогра-фия. Набрызг.

0.5

0.5

Познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования. Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение.

Бумага А4, влажные салфетки,  акварель, коктейльная трубочка, зубная щетка.

4

Осеннее разно-цветье Печатание листьями

0.5

0.5

Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления. Учить по-разному, изображать деревья, траву, листья.

Бумага А4, влажные салфетки, листья, кисть, акварель.

5

Дерево Витражная роспись

0.5

0.5

Познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования – витражной росписью.Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение.

Бумага А4, влажные салфетки, акварель восковые мелки, кисть, иллюстрации, эскизы.

6

Ветка рябины Рисование пальчиками

0.5

0.5

Учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности. Закрепить умение рисовать пальчиками, прием примакивания (для листьев). Развивать чувство композиции, цветовосприятие.

Лист формата А4, ветка рябины, гуашь (в том числе оранжевая и алая) в мисочках, кисти.

7

«Я люблю пушистое, я люблю колючее»

Тычок жёсткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролон.

0.5

0.5

Совершенствовать умение детей в различных изображаемых техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции.

Белая бумага, жёсткая кисть, гуашь, скомканная бумага, поролон.

8

Пудель Скатывание бумажных салфеток

0.5

0.5

Упражнять в работе с бумагой и клеем, ориентироваться на листе. Совершенствовать в данной технике умения.

Картон ½ А 4, бумажные салфетки белого цвета, фломастеры.

9

Мороженое Рисование мыльными пузырями

0.5

0.5

Познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования. Совершенствовать умения и навыки, необходимые для работы в нетрадиционных техниках.

Бумага А4, гуашь, вода, влажные салфетки, стаканы, коктейльные трубочки, фломастеры, клей ПВА, ножницы.

10

Витражная роспись Рисование восковыми мелками и акварелью

0.5

0.5

Развивать творчество и воображение ребёнка, мелкую моторику. Закрепить навыки правильной и аккуратной штриховки.

Бумага А4, акварель, влажные салфетки, кисть, восковые мелки, иллюстрации, эскизы.

11

Веселый жираф Рисование ладошкой

0.5

0.5

Вызвать интерес к собственной руке; совершенствовать технику печатания ладошками. Развивать воображение, цветовосприятие.

Бумага А4, цветная бумага, цветные карандаши, фломастеры, клей ПВА.

12

Зимние пейзажи Рисование манной крупой

0.5

0.5

Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение.

Цветной картон А4, крупа манная, клей ПВА.

13

Галстук для папы Оттиск пробкой, печатками из ластика, печать по трафарету, «знакомая форма – новый образ».

0.5

0.5

Закрепить умение украшать галстук простым узором, используя крупные и мелкие элементы.

Галстук вырезанный из бумаги, гуашь, пробки, ластики, трафареты.

16

Цветы Оттиск штампом

Рисование пальчиками

0.5

0.5

Продолжать учить рисовать при помощи техники оттиска. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, умение самостоятельно придумывать сюжет.

Бумага А4, гуашь, влажные салфетки.

17

Роспись подноса

0.5

0.5

Познакомить с жостовским промыслом, рассмотреть выставку, выделить колорит  и элементы узора. Учить рисовать несложную композицию.

Роспись подноса

18

Подводный мир Рисование мыльными пузырями

0.5

0.5

Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение.

Бумага А4, гуашь, вода, стаканы, влажные салфетки, коктейльные трубочки, фломастеры.

19

Одуванчики Восковой мелок+акварель, обрывание, тычкование

0.5

0.5

Совершенствовать умения в данных изобразительных  техниках. Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно.

Восковые мелки, акварель

20

Цветочек Аленький Витражная роспись

0.5

0.5

Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение.

Бумага А4, акварель, кисть, влажные салфетки,  восковые мелки, иллюстрации, эскизы.

21

Чудо аквариум Рисунки из ладошки

0.5

0.5

Учить обводить растопыренные пальчики простым карандашом, дорисовывать необходимые детали.

Бумага А4, простые карандаши, ластики, акварельный краски, палитры

22

Веточка сакуры Кляксография. Рисование ватными палочками

0.5

0.5

Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение.

Бумага А4, акварель, ватные палочки,  влажные салфетки.

23

Бабочка Монотипия

0.5

0.5

Закрепить знание детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью. Учить изображать бабочку в технике монотипии

Бумага формата А4, A3, гуашь, кисти, иллюстрации, эскизы

24

Диагностическое занятие. По замыслу

0

1

Выявить уровень изобразительного творчества у детей дошкольного возраста

Все имеющиеся в наличии.

24

Итого

10

14

Итого: 24 занятия, из них  10 теоретических и 14 практических

  1. Педагогическая диагностика

Показатели художественно-творческого развития детей дошкольного возраста

Общие показатели развития детского творчества:

► компетентность (эстетическая компетентность)

► творческая активность

► эмоциональность

 ►произвольность и свобода поведения

► инициативность

► самостоятельность и ответственность

► способность к самооценке

3.1.Методика проведения диагностики.

Педагогическая диагностика детей проводится с детьми в естественных условиях. В отдельном помещении оборудуется место для индивидуальных занятий с детьми. На столе свободно размещаются разные художественные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми в ходе эксперимента: краски гуашевые, кисти трёх размеров, фломастеры, цветные карандаши, салфетки бумажные и матерчатые, бумага белая трёх форматов (большого, среднего и маленького). Дети приглашаются индивидуально, рассматривают материалы и инструменты. В непринужденной игровой форме ребёнку предлагается назвать всё, что он видит (при этом фиксируется общая ориентировка ребёнка в художественных материалах), и выбрать, чем бы он хотел заниматься (что бы хотел делать). Предлагается также выбрать материалы для реализации своего замысла.

По ходу эксперимента фиксируются: выбор ребенка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов деятельности, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.

 3.2.«Портрет» художественно-творческого развития детей дошкольного возраста (методика Казаковой Т.Г., Лыковой И.А.)

1. Характеристика отношений, интересов, способностей в области художественной деятельности:

1) увлечённость;

2) творческое воображение;

2. Характеристика качества способов творческой деятельности:

1) применение известного в новых условиях;

2) самостоятельность в нахождении способов (приёмов) создания образа;

3) нахождение оригинальных способов (приёмов), новых для ребёнка;

3. Характеристика качества продукции:

1) нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания образа;

2) соответствие результатов изобразительной деятельности элементарным

 художественным требованиям;

3.3.Примерные задания для исследования особенностей восприятия цвета в природе и произведениях искусства

Осенние листочки. Дидактическая задача.

Развитие восприятие цвета и цветосочетания в природных объектах, сравнение колорита осенних листьев с цветовыми пятнами на палитре.

Вопросы и задания: Тебе нравится листопад? Ты любишь собирать осенние листья? Посмотри на эти листочки. Они красивые, многоцветные, будто настоящие. Рассмотри каждый листок, полюбуйся его колоритом и подбери на палитре похожую цветовую гамму. Найди кленовый листок. Опиши его колорит и найди такое цветосочетание. Найди листочек жёлтый (задание для детей 3-4 лет), жёлто-зелёный (для детей 4-5 лет), жёлто-оранжево-зелёный (для детей 5-7 лет). Покажи этот цвет (3-5 лет), это цветосочетание (5-7 лет) на палитре. Подбери этот цвет (3-5 лет) или составь оттенок (5-7 лет). Какой цвет чаще всего повторяется в осенней гамме? (Жёлтый.) А почему осень в период листопада называют золотой? Вспомни стихи или песни, в которых рассказывается об этом. Нарисуй осенние листочки.

Говорящие цвета. Дидактическая задача.

Расширение ассоциативного цветового ряда. Обогащение лексики.

Вопросы и задания: Вспомни, какие «говорящие» цвета ты уже знаешь? Покажи их на палитре и подбери подходящие предметы (картинки): лимонный - лимон... А теперь попробуй угадать, как можно назвать другие цвета. Найди среди картинок морковку и подбери на палитре подходящий цвет. Как называется этот цвет? (Оранжевый.) Но можно сказать и по другому - морковный. Покажи на палитре свекольный цвет. Сиреневый. Оливковый. Если трудно, сравнивай с изображениями плодов, цветов. Как бы ты назвал цвет сливы. (Фиолетовый или иначе - сливовый.) Как ты думаешь, слово «малиновый» произошло от слова «малина» или наоборот? Как лучше сказать про лимон - жёлтый или лимонный? А как точнее? Чем желтый цвет отличается от лимонного? (Жёлтый цвет - чистый, без примесей, а лимонный получается, если жёлтый слегка смешан с зеленым; жёлтый - тёплый, а лимонный - холодноватый.) Какие ещё «говорящие» цвета ты знаешь? А какие из них можно назвать «вкусными»? Нарисуй «вкусные» картинки. Цвет и настроение Дидактическая задача. Формирование представления о том, что цвет (цветовая тональность) может передавать состояние природы и настроение человека. Вопросы и задания. Посмотри на эти картины и сравни их попарно. О чем рассказывают эти картины? Тема этих картин - осень, но осень разная. На какой картине осень ранняя, золотая, радостная? Опиши осень на второй картине (поздняя, унылая, серая...). Как художнику удалось это показать? Обрати внимание: каждая картина написана в своей цветовой гамме. Для осени ранней и весёлой художник взял яркие, сочные, чистые краски. А для поздней и грустной - приглушённые, слегка смешанные с чёрным до сероватых оттенков.

Сравни морские картины и расскажи, как с помощью красок (цветовой гаммы) показано разное состояние (настроение) природы. Нарисуй «хорошую погоду».

  1. Используемая литература

  1. Дронова Т.Н.Художественное творчество детей 2-7 лет: Метод. пособие для воспитателей: Просвещение, 2011.-240с.
  2. « Рисование с детьми дошкольного возраста» под редакцией Р.Г.Казаковой,  Москва,  2005.
  3.     Дубровская  Н.В.«Яркие ладошки», «Детство-пресс», 2004.
  4. Дубровская Н.В.  « Рисунки, спрятанные в пальчиках»,«Детство-пресс», 2003.
  5.    Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ, М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. - 144 с.
  6.    Соколова  С.В. «Оригами для дошкольников», «Детство-пресс» 2005.
  7. Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки»,  Академия развития,  2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста «Волшебные ручки»

Программа предлагает систему кружковой работы по направлению "Конструирование" во второй младшей группе детского сада. Работа ведется с разными материалами....

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста. « Волшебные ладошки»

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста....

Коррекционно-оздоровительная гимнастика с элементами йоги с детьми дошкольного возраста.

«Йога – это полный контроль над различными моделями и модификациями нашего сознания» – Свами Шивананда. Он определяет йогу как «гармонию между мыслями, словами и поступками, или, как интеграцию головы...

Аппликация из цветной бумаги как элемент конструирования с детьми дошкольного возраста. Презентация из опыта работы.

Цель данной работы – показать необходимость развития конструктивных способностей дошкольников, как фактор готовности к школьному обучению; формировать сенсорные способности детей; развивать мышл...

Развивающая дополнительная программа с детьми дошкольного возраста «Волшебная кисточка»

Основная цель организации кружковых занятий «Волшебная кисточка» - развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования.Задачи...

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП с элементами конструирования с детьми дошкольного возраста (5-6 лет) "Строительные профессии"

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП с элементами конструирования с детьми дошкольного возраста (5-6 лет) "Строительные профессии"...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ОПЫТНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» возраст обучающихся 3-7 лет срок реализации программы 4 года

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ОПЫТНИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»возраст обучающихся 3-7 летсрок реализации программы 4 года...