Проект "Песочные фантазии"
проект по рисованию (подготовительная группа) на тему

Нестерова Ирина Анатольевна

Творческий проект для детей подготовительной группы по рисованию песком на световом столе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pesok.docx115.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6 – центр развития ребенка»

Проект

«Песочные фантазии»

Разработала:

Воспитатель первой квалификационной категории

Нестерова И.А.

Информационная карта проекта:

1.

Название проекта

«Песочные фантазии»

2.

Ф.И.О. автора

Нестерова Ирина Анатольевна

3.

Должность

Воспитатель

4.

Учреждение

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6 – центр развития ребенка»

5.

Вид проекта

Педагогический; творческий.

6.

Тип проекта

Долгосрочный; практико-ориентированный; инновационный.

7.

Целевая группа проекта

Педагог, дети подготовительной группы № 8, родители.

8.

Сроки проведения

2017-2018 учебный год

9.

Цель проекта

Создать условия для коррекции и развития когнитивной и эмоциональной сфер и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, через обучение рисованию песком на стекле.

10.

Основные задачи проекта

- Познакомить с техникой рисования песком, как художественным материалом;

- Развивать творческие способности, воображение, познавательный интерес.

- Развивать познавательные процессы и обогащать эмоциональный опыт детей.

- Снизить импульсивность, тревожность, агрессивность, уменьшить эмоциональное и мышечное напряжение.

-  Обогащение тактильного опыта у воспитанников, формировать представления о свойствах песка.

- Развитие кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;

- Уточнять и расширять активный и пассивный словарь детей.

- Воспитывать понимание красоты окружающего мира, чувства красоты.

Пояснительная записка.

Актуальность проекта.

Ни у кого уже не вызывает сомнения, что начинать развитие творческого потенциала, следует с самого раннего возраста, когда ребенок только еще начинает открывать для себя окружающий мир. Таким образом, одной из самых важных задач для педагогов, психологов и родителей на современном этапе, является индивидуальный подход к развитию творческого потенциала ребенка.

У вас никогда не возникнет вопрос "Чем занять ребенка?" если во дворе есть песочница. Приготовление куличей, выкапывание тоннелей, постройка замков - все эти занятия любимы малышами, только благодаря песку и его свойствам.

Песок - материал, который притягивает к себе. Его сыпучесть привлекает и детей, и взрослых. Детям очень полезно "общаться" с песком и любыми сыпучими материалами. Игра с песком это не только развлечение для ребенка, это развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления, творческого потенциала ребенка.

  Ребенку нравится играть с песком, погружать в него руки, создавать рисунок, стирать его и опять создавать новый. Такой процесс помогает снять напряжение, избавиться от стрессов, страхов и душевных переживаний. Психологи считают песок хорошим медитативно - расслабляющим материалом, который хорошо гармонизирует состояние ребенка.

Играя, ребенок испытывает удовольствие, и это побуждает его к новым открытиям и изобретениям. Таким образом, ребенок развивает себя сам, планируя, рисуя, воплощая свои фантазии в следах на песке. Образы, возникающие в сознании, находят свое выражение в реальных и видимых формах. Посмотрите на детей, увлеченно занимающихся чем-либо, и вам передается удовольствие, которое они получают от своих открытий, та гордость, которую они испытывают от способности сделать что-то своими руками. И ведь при этом дети не боятся ошибиться или сделать что-то не так.

Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно.

Рисование песком – это погружение в сказку, в мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. Прикасаясь к песку, чувствуешь его тепло, его текучесть, его движение.

Рисование песком имеет ряд важных аспектов, которые не дает классический рисунок. Прекрасное занятие для детей и взрослых. Работа с песком способствует расслаблению и снятию напряжения, помогает развить внутреннюю свободу и почувствовать забытые ощущения счастья и творчества.

Рисование песком - это своего рода релаксация. Это не та техника, где выражаются основы художественного образа. Здесь главное выразить свои эмоции, чувства, фантазию. Рисование способствует, развитию мелкой моторики, вниманию, улучшению координаций движений, пространственному  восприятию, эстетическому и художественному восприятию. Сделав ошибку, можно все стереть и нарисовать заново.

Создание картин из песка раскрывает творческий потенциал, формирует коммуникативные навыки, гармонизирует психоэмоциональное состояние, формирует установку на положительное отношение к себе.

Рисование песком очень полезно гиперактивным детям. Занимаясь таким видом рисования, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учиться лучше понимать себя, своих друзей и родителей. Рисование песком дает ребенку возможность погрузиться в мир своих придумок, фантазий и воображений.

Особенно показано рисование песком детям с задержками развития. Данный вид творчества стимулирует ускоренное развитие и мышления, и речи ребенка. Психологи объясняют это тем, что при работе с песком происходит колоссальное изменение образного и образно - логического мышления ребенка.

Цель проекта - создать условия для коррекции и развития когнитивной и эмоциональной сфер и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, через обучение рисованию песком на стекле.

Задачи проекта:

- Познакомить с техникой рисования песком, как художественным материалом;

- Развивать творческие способности, воображение, познавательный интерес.

- Развивать познавательные процессы и обогащать эмоциональный опыт детей.

- Снизить импульсивность, тревожность, агрессивность, уменьшить эмоциональное и мышечное напряжение.

-  Обогащение тактильного опыта у воспитанников, формировать представления о свойствах песка.

- Развитие кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;

- Уточнять и расширять активный и пассивный словарь детей.

Педагогическая целесообразность:

Рисование песком:

- развивает мелкую моторику, тактильную

чувствительность, пластику движений рук;

-улучшает память;

-стимулирует познавательные процессы: восприятие, образно-логическое мышление, пространственное воображение.

Предполагаемые результаты:

- Увеличить динамику развития по ИЗО;

- Умение применять усвоенные техники в изодеятельности;

- Способствовать самореализации личности ребенка в художественном творчестве,  стимулировать стремление быть оригинальным в выборе средств своего замысла;

В результате освоения техники рисования песком:

- дети смогут использовать световой стол и песок для создания изображений;

- отличать приёмы создания фона (наброс и насыпание);

- отличать приёмы рисования (расчищение, вырезание, линейный, щепотка);

- будут рисовать картины с использованием различных приемов и рассказывать об их сюжете;

- смогут создавать рисунок, серию рисунков по заданной теме (с обязательным использованием предложенных приёмов);

- смогут повторить предложенный рисунок (использовать те же приёмы рисования, что использованы на рисунке);

- смогут участвовать в коллективном просмотре работ и их обсуждении.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

- Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование).

-  Разработка конспектов и сценариев мероприятий.

- Составление перспективного плана.

- Подбор дидактического материала для занятий.

2 этап – основной.

- Реализация педагогического проекта «Песочные фантазии».

3 этап – аналитический.

- Анализ результатов деятельности по реализации задачи, подведение итогов.

- Представление  результатов и  опыта работы по данному направлению.

Формы работы:

Работа с родителями:

- Беседы с родителями.

- Консультации для родителей.

- Оформление уголка для родителей по данной теме.

- Фотовыставки работ детей. Демонстрация занятий с детьми.  

- Пополнение уголков по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (зубные щетки, свечи, мыльные пузыри,соломинки, пластилин и т. д.).

- Создание презентации песочного творчества детей для родителей.

Работа с детьми:

- Совместная деятельность взрослого и ребенка;

- Самостоятельная деятельность детей;

- Рассматривание образцов, фотографий, иллюстраций;

- Чтение и обсуждение художественной литературы;

- Продуктивная деятельность под музыку, рисование иллюстраций;

- Игры и упражнения под тексты стихотворений;

Работа с педагогами:

- Памятки, консультации, мастер-класс.

Перспективный план реализации проекта «Песочные фантазии».

Работа с педагогами и родителями.

Период

Название мероприятия

Сентябрь

Оформление стенда для родителей «Мы рисуем песком»

Ежемесячно

Обновление информации для родителей на стенде «Мы рисуем песком».

Октябрь

Консультация для педагогов «Оборудование для рисования песком: возможности»

Ноябрь

Памятки для педагогов «Использование песка в изодеятельности с детьми дошкольного возраста».

Февраль

Консультация для педагогов «Рисуем песком на стекле»

Апрель

Мастер-класс для педагогов «Песочные сказки»

Май

Представление  результатов и  опыта работы по данному направлению

Ежемесячно

Итоговая фотовыставка работ детей

Перспективный план реализации занятий с детьми по проекту «Песочные фантазии» в подготовительной группе №8 на 2017-2018 год.

Тема занятия

Способ деятельности

Программное содержание

Сентябрь

«Цветочная поляна»

Создание фона из песка. Рисование пальчиком, песочной струёй.

Учить детей рисовать песком сюжетную картину «Цветочная поляна» со сменой настроения: солнечно - радостно, пасмурно, ветрено –грустно.

«Дары леса»

Рисование пальчиком,песочной струёй

Познакомить с приемами рисования песком на стекле гриба. Показать приемы трансформации одного вида гриба в другой, на основе предыдущего.

«Волшебный сад»

С мешанный. Одним пальчиком, всеми пальцами руки, песочной струёй, наброс песка на крону дерева.

Показать новые приемы рисования песком. Учить детей рисовать различные кроны деревьев, на основе общей схемы.

«Витаминные загадки»

Смешанный. Частичное отсечение деталей, замена на новые детали нового образа.

Учить детей превращать ягоды в грибы, фрукты в овощи используя прием отсечения, замены и дополнения характерными деталями согласно задуманного образа.

Октябрь

«Лесной хоровод»

Смешанный

Учить детей рисовать сюжет, населяя его различными героями по своему усмотрению. Развивать фантазию.

«Лесная сказка»

Смешанный

Творческие фантазии детей на основе полученного опыта.

Домашние птицы

Рисование пальчиком, песочной струёй.

Учить передавать форму и характерные особенности домашних птиц. Преобразовывать образ одной птицы в другую (утку в гуся, курицу в петуха, индюка и т.д.) используя приемы частичного отсечения деталей, замены их на другие

Дикие животные

Смешанный

Инициировать поиск изобразительно-выразительных средств для создания образов диких животных . Трансформирование одного образа в другой образ .

Ноябрь

В гостях у Нептуна

Смешанный.

Учить детей воплощать в художественной форме своё представление об обитателях подводного мира: рыбы ,медузы ,морские коньки, дельфины и т. д. Через трансформацию образов передавать их особенности внешнего вида.

Песни морских чаек

Смешанный

Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о ярких природных явлениях морской стихии разными изобразительно-выразительными средствами песочной анимации.(создания образа моря различными нетрадиционными техниками) Развивать композиционные умения.

Мама

Смешанный

Рисование образа мамы. Учить изображать в рисунке характерные особенности внешности человека.

Экзотические рыбки

Смешанный

Показать разные варианты изображения экзотических рыбок. Показать приемы видоизменения и декорирования экзотических рыбок с целью создания оригинальных образов. Обеспечить условия для свободного выбора детьми образа и приема рисования песком. (передать движение рыб в воде)

Декабрь

Четыре сыночка и лапочка дочка

Смешанный

Учить рисовать фигуру человека; передавать в рисунке половую принадлежность, рост.

Был я маленьким, стал большим удаленьким

Смешанный

Учить рисовать фигуру человека, показывая изменения внешнего вида в процессе его развития (роста). Передавать особенности своего внешнего вида, (формы. пропорции. мимика, настроение) фантазировать о себе маленьком, взрослом.

Африканское сафари

Смешанный

Учить передавать характерные особенности диких животных Африки через трансформацию образов. Развивать чувство формы, пропорций.

Моя любимая игрушка

Смешанный

Инициировать свободное высказывание детей на темы из личного опыта (описывать игрушки). Вызвать желание рисовать образ любимой игрушки используя различные приемы рисования песком на стекле, передовая её характерные особенности.

Январь

Праздничный город

Смешанный

Создание композиций по представлению

Гармоничное сочетание разных изобразительных техник рисования песком на стекле.

В гостях у Метелицы

Смешанный

Создание оригинальных композиций по сказке, поиск средств выразительности ( тень, снежные узоры, снегопад…), развитие творческого воображения.

Сказочный город.

Смешанный

Создание коллективной композиции сказочного города, на основе ранее полученного опыта рисования песком на стекле (трансформация-видоизменение)

Избушка бабушки Яги

Смешанный

Самостоятельное и творческое отражение представлений о сказочной героине Бабушке Яге и её избушки разными изобразительно-выразительными способами рисования песком на стекле.

Февраль

Улицы моего города

Смешанный

Освоение симметрии в образе домов на городских улицах, рисование простых сюжетов с передачей движений (транспорт), взаимодействий и отношений между персонажами в городе (люди).

Праздничный город

Смешанный

Создание композиций по представлению

Гармоничное сочетание разных изобразительных техник рисования песком на стекле.

Град на острове стоит

Смешанный

Создание сказочного города, на основе иллюстраций по сказкам А.С.Пушкина. (различных художников иллюстраторов). Планирование работы, декоративное оформление.

Москва

Смешанный

Рисование образа Кремля с передачей характерных особенностей внешнего вида. Использование детьми различных способов рисования песком по своему усмотрению. Планирование работы, сотворчество и сотрудничество.

Март

Букет для мамы

Смешанный

Создание коллективной композиции

Апрель

«День и ночь»

Смешанный

Свободное экспериментирование с образами (солнечные образы по мотивам декоративно-прикладного искусства), рисование ночного, дневного неба. Самостоятельный поиск средств выразительности, настроения в рисунке.

«Космические путешествия»

Смешанный

Создание образа «Космоса» различными техниками рисования песком(растяжка песка ,наброс, насыпание, прорисовка пальцами…).

«Гости из космоса» (звезды, кометы, планеты, метеориты)

Смешанный

Самостоятельное творческое отражение представлений о космических телах, разными изобразительно-выразительными средствами (комбинирование приемов силуэтного и рельефного рисования песком).

Планета по имени… (название планеты придумывают дети)

Смешанный

Создание образа сказочной планеты различными нетрадиционными техниками рисования песком на стекле (передача движения-полёта).

Май

«Инопланетяне»

Смешанный

Создание художественных образов на основе воображения, решение темы через усиление эмоциональной выразительности фантазийных образов (моделирование фигур юрких, быстрых в движении).

«Два капитана»

Смешанный

Создание композиций с переменой сюжета по мотивам мультфильма «Тайна третьей планеты». Совершенствование техники рисования песком на стекле.

«Папин портрет» «Мамин портрет»

Смешанный

Рисование песком мужского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида и настроения конкретного человека. Трансформация образа в женский портрет с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека.

«Песочные картинки»

Смешанный

Игровой тренинг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествие в страну фантазий» Конспект интегрированного занятия у детей подготовительной к школе группы №6

Развивать фантазий, нестандартное мышление, выделять противоречивые свойства предметов и явлений.  Упражнять в составлении описаний по представлению, формировать умение пользоваться формула...

"Оловянный солдатик" Фантазии по мотивам сказок Андерсена.

Отчетный концерт по теме  «Музыкально-ритмические движения в жизни детей»  с участием детей  танцевального кружка «Топотушки» ...

Сценарий новогоднего праздника "Новогодняя фантазия"

Самый веселый и самый любимый всеми праздник Новый год. Снегурочка приглашает к себе на бал всех сказочных героев: Красную шапочку и волка, Белоснежку и гномов, Буратино и Мальвину, Дюймовочку и ...

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников» Цель: Оказание помощи родителям ...

Консультация для педагогов "Бином фантазии или "Грамматика фантазии"

quot;Если мы хотим научить детей думать, то прежде мы должны научить их придумывать"   Дж. Родари...

Мастер-класс «Веселые фантазии» (игры, при помощи которых можно развивать фантазию, а также словесное творчество у детей дошкольного возраста.

Игры, при помощи которых можно развивать фантазию, а также словесное творчество у детей дошкольного возраста...

СТАТЬЯ «Бином фантазии»: как придумать сказку и развить гениальность, фантазию, воображение.

quot;Бином фантазии"- это приём основан на создании чего – либо нового, абсолютно неизвестного никому, не существовало в природе. Данный приём целесообразно использовать при работе над сло...