Мастер- класс для воспитателей "Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных техник рисования"
методическая разработка по рисованию на тему

Розанова Ирина Валерьевна

Цель: расширение знаний участников мастер-класса через знакомство с  нетрадиционными техниками рисования, как средства развития интереса дошкольников к изобразительной деятельности.

Задачи:

  • Познакомить педагогов с приемами современного нетрадиционного рисования, на примере выполнения работы в технике монотипия на пене для бритья.
  • Донести до педагогов важность использования методов нетрадиционных изобразительных техник в развитии образного мышления, чувственного восприятия, творчества детей.
  • Создать условия для плодотворной творческой деятельности участников мастер-класса.
  • Повысить уровень мастерства педагогов.

Методы и приемы:

  • Репродуктивный;
  • Практический;
  • Словесный;
  • Наглядный.

Оборудование:

Дидактические средства:

  • Рисунки, выполненные в технике нетрадиционного рисования,
  • Столы,
  • Стулья.

Материал для практической деятельности:

  • Пена для бритья
  • Клеенка
  • Одноразовые тарелки
  • Гуашь или акварель
  • Кисти №6, №10, можно применить пипетку
  • Листы А4, А6
  • Картонки либо линейки
  • Емкости для воды
  • Палочки для смешивания красок и пены для бритья

Аудиосредства:

  • Презентация
  • CD- проигрыватель
  • Проектор
  • Ноутбук
  • Флеш-носитель

Предварительная работа:

  • Изучение интернет ресурсов по данной теме
  • Подготовка оборудования
  • Создание компьютерной презентации
  • Оформление альбома «Эбру» с детскими рисунками в технике- рисование на пене для бритья.

Ход мастер- класса

 

1 слайд

Здравствуйте дорогие коллеги, я рада приветствовать вас на нашей встрече. Сегодняшний мастер-класс я хотела бы начать с высказывания Василия Александровича Сухомлинского:

 

2слайд

 «… Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой»

(В.А. Сухомлинский)

Да, действительно это так. Наблюдая за детьми своей группы, я видела, насколько они погружаются в процесс рисования, фантазируют, придумывают своих героев и даже целые истории, получая от этого удовлетворение и восторг, восхищаясь тем, что у них получалось.

Наверно вы замечали, что детям нравится рисовать не просто карандашами или фломастерами,  а различного рода красками. Особенный восторг вызывают нетрадиционные техники рисования.

 Работая с детьми я пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, удивление и восторг. Поэтому направлением своей работыя выбрала «Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных форм рисования», которой  занимаюсь уже 2 года.  За это время я попробовала множество различных техник нетрадиционного рисования вместе с детьми (рисование по соли, рисование крупой, рисование на клее ПВА и т.д.)

Использование нетрадиционных техник рисования, как мы знаем, способствует развитию творческого мышления, воображения, креативности, эмоциональной составляющей личности, способствует стабилизации психоэмоционального здоровья.

На одном из занятий мы пробовали рисовать в технике «Эбру» с применением нетрадиционных средств рисования. Процесс оказался очень увлекателен для детей, хотя бы тем, что этого они никогда не делали. Дети просили снова повторить меня подобное занятие. Ну как им отказать. Тогда я начала разрабатывать целую цепочку занятий по различным лексическим темам и собирать это в альбом.  Конечно, это процесс долгий и на сегодняшний день удалось собрать не так много работ, но зато в каждой работе отражается индивидуальность ребенка его фантазия и конечно радость. Рассматривая свои работы, они получают еще больше удовольствия и желания творить.  (показ альбома). Это только начало нашей деятельности, надеюсь, что в конце учебного года у нас будет целая коллекция.  Детям всегда интересно то, в чем их ограничивают, будь то бусы, цепи, пуговицы, камни и многое другое.  Давая возможность детям "пробовать" мы способствуем их всестороннему развитию - эмоциональному, личностному, интеллектуальному.

Сегодня мы с вами попробуем поработать в технике «Эбру» с применением нетрадиционных средств.

И так, что же такое «Эбру»?

3 слайд

Эбру – древнейшее искусство водяной живописи. Это рисование на воде, рисование жидкостями. Нанесение одной жидкости на поверхность другой создает невероятный эффект, в результате чего получаются неповторимые узоры, которые можно перенести на твердую поверхность – бумагу, дерево, ткань. Прелесть этой техники состоит в том, что даже самый неискушенный в рисовании человек может создавать настоящие шедевры на водяной глади.

4 слайд

История эбру уходит в далекое прошлое настолько глубоко, что сегодня нельзя с уверенностью сказать, кто же изобрел этот необычный стиль. Одни считают, что эбру появилось в Индии, другие источники утверждают, что это достояние Туркестана. Большинство историков и искусствоведов сходятся во мнении, что техника зародилась в Турции, поскольку именно там находится наидревнейшее произведение эбру, датированное 1554 годом.

5 слайд

Развитие и распространение стиля напрямую связано с историей Великого Шелкового пути. Именно через него эбру попало в европейские страны, где сразу же получило название «турецкая бумага». Европейца использовали эту технику для украшения книг и ценных документов. Эбру особенно пригодилось тем, кто делал на разноцветной узорчатой бумаге важные записи (указы, свидетельства), поскольку подделать такой документ не представлялось возможным.

6 слайд

Сразу стоит отметить, что для рисования используют специальные приспособления и инструменты, и обычная вода не подойдёт.

Раствор для эбру должен быть густой, что бы краски не смешивались, а оставались на поверхности. Краски должны быть жидкими (практически разноцветная вода). Это объяснятся тем, что для создания рисунков необходима значительная разница в плотности основы и красок.Все компоненты должны быть обязательно натуральными.Кисти, используемые в эбру должны хорошо вбирать воду. Также используют шило, при помощи которого можно создавать необычные фигуры и сочетания цветов; и гребешок, которым создают необычные «чешуйчатые» узоры.

7 слайд

Эбру- это интересное и увлекательное занятие, где результат всегда не повторим. И как я уже говорила, это рисование специальными красками на специальной воде. В обычной жизни это довольно сложно воплотить, т.к. это дорогое удовольствие и не каждому педагогу и родителю по карману. Но как оказалось, это можно легко применить на практике не используя именно те материалы,которые должны быть. Всегда есть альтернатива. Для себя открыла такой материал, как обычная пена для бритья.

8 слайд

Пена для бритья создает неповторимую базу для рисования. Рисование на пене для бритья — процесс увлекательный и интересный. Пена приятна на ощупь, дарит новые тактильные ощущения и приятный запах. Легко смывается с рук, одежды и любой поверхности.  Творчество с использованием такой нетрадиционной техники рисования создаёт положительную мотивацию к рисованию, расслабляет, будит фантазию и дарит массу положительных эмоций!

Краску на пене можно растягивать и закручивать красивыми виньетками, завитками и другими узорами. Процесс напоминает эбру (рисование на воде), а каждый рисунок получается уникальным.

При рисовании на пене для бритья используется принцип монотипии- рисование с помощью уникальных отпечатков.

9 слайд

Для рисования нам понадобится:

  • Пена для брить
  • Клеенка (или широкая емкость)
  • Скребок (линейка)
  • Листы для рисования
  • Акварель
  • Емкость для воды
  • Кисточка
  • Палочка для смешивания красок и пены для бритья
  • Салфетки

И так приступим к созданию шедевра.

10- 15 слайд

Этапы рисования:

  • Нанести пену на клеенку (1-1,5 см).
  • Разровнять поверхность при помощи линейки.
  • Нанести рисунок акварелью.

- Рисунок можно наносить хаотично, ставя при помощи кисти с жидкой краской кляксы, струйки, капли и палочкой, для смешивания красок и пены, водим в хаотичном порядке, получая незатейливый рисунок.

- Рисунок можно наносить с помощью кисти, который аккуратно делаетсяна поверхности пены, не повреждая её. Работать нужно при этом всем ворсом кисти без сильного нажима.

  • Сверху покрыть плотным листом бумаги, разгладить.
  • Аккуратно снять верхний лист бумаги.
  • Убрать при помощи линейки лишнюю пену с изображения.

Таким образом, можно сделать оригинальную открытку или целый набор цветной бумаги, который в последствии идеально подойдет для изготовления различных поделок, фона для создания рисунка или небольшой картины.

 Посмотрите на свои работы, вы выполняли одинаковую инструкцию, но при этом  все рисунки получились разные, оригинальные с проявлением индивидуальности.

 Итак, мы научились рисовать с вами различные забавные завитки. Теперь я вам предлагаю разбиться на команды, т.е. каждый стол это и есть команда. Каждая команда выбирает для себя тему для рисования, которую я вам подготовила. Тем много, вы выбираете одну.

 Смысл задания в том, что вы рисуете одну тему, но каждый человек свой сюжет. Например, тема «Космос» один рисует Солнце, другой Землю и звезды, третий комету и т.д. в итоге получается единое космическое пространство. В конце каждая команда презентует, то что у них получилось.

Этапы рисования на слайде.

Подведение итогов.

(Презентация каждой команды своей темы)

Релаксация.

А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть, восстановить силы, настроиться на свою дальнейшую работу. Примете удобное положение. Опустите руки в пену, на которой только что вы рисовали, и слушайте музыку.

(Включаю музыку, и читаю релаксационное стихотворение "Океан")

Океан.

Я слышу океана шум…прибой…

И шелест пены на песке прибрежном.

Волна беседует со мной

И убаюкивает нежно.

Она мне говорит: расслабься и глаза прикрой,

Расслабься, отдохни, услышь ты шум прибоя,

Пусть тело отдохнёт, а с ним и ты,

И все друзья, кто рядом здесь с тобою.

Прислушайся к себе: тепло и свет

Вольются в твои ноги, руки, шею,

Тепло идёт по телу, в твою грудь…

Всё тело лёгкое, а мысли всё светлее…

Мы волны слышим, тишина…покой…

Лицо ласкает солнца лучик …

Вот ветерок сюда к нам залетел,

И отогнал за горы тучи.

Вас ветерок взбодрил, погладил по щеке…

К вам силы вновь вернулись!.

Пора вставать! Пора вставать!

Как хочется, что б все вы улыбнулись!

(музыка «шум моря» и спокойный, ровный голос

речевого сопровождения способствуют мышечному расслаблению туловища и конечностей)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ebru_ili_mramorirovanie_bumagi1.pptx1.67 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных техник рисования»

Слайд 2

«… Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой» В.А . Сухомлинский

Слайд 3

Что такое «Эбру»? Эбру — это танец красок, которые, переплетаясь между собой, создают уникальные узоры. Ведь создать два одинаковых эбру просто невозможно. Эбру — древнее искусство обработки бумаги, которое называют « турецкое мраморирование ».

Слайд 4

История возникновения эбру окутана тайной. Сложно даже сказать, в каком именно веке оно появилось. Самая древняя из найденных картин датируется XI веком, но искусствоведы утверждают, что эта картина написана в условиях, когда искусство уже было отточено, а значит, появилось намного раньше самого изображения. Также невозможно определить, где именно зародилось эбру: то ли в Индии, то ли в Персии, то ли в Бухарском ханстве, то ли еще где-то на Востоке. Единственный факт не вызывает сомнений: эбру является характерным восточным искусством с его плавностью и медитативностью , необходимостью обладать терпением и тонкостью движений.

Слайд 5

Откуда бы ни пришло эбру в Османскую империю, но именно там оно прижилось, получило свое развитие, и в наше время Турцию принято считать центром, и даже родиной, необычайного искусства росписи по воде. Каких только романтических эпитетов не придумали люди на Востоке для этого необычного вида искусства. Эбру называют «бумагой с облаками» или «бумагой с волнами». Известны такие названия, как «танцующие краски», «облака и ветер», «плавающие краски», «бумажное мраморирование ». На Западе эбру чаще всего именуют «турецкой бумагой», потому что в Европу эбру пришло в XVI веке из Стамбула, а уже в XVII–XIX веках приобрело большую популярность. В султанском дворце-музее Топкапы , в книге " Gay -i Çevgan ", написанной в 1539 году, хранятся старинные образцы эбру.

Слайд 6

Эбру требует не только творческого начала, но также знания техники, терпения и концентрации. Все компоненты для эбру обязательно натуральные . В прямоугольную тару наливают особый жидкий раствор из смеси воды с экстрактом растения гевен , который сгущает воду. Краски состоят из воды с добавлением различных пигментов, смешанной с бычьей желчью. Они очень жидкие, практически разноцветная вода. Кисти традиционно изготавливаются из конского волоса и стебля розы. Помимо кистей, для создания эбру еще используют шило, которым художник «заплетает» капли краски на поверхности воды в различные узоры, и гребень длиной в ширину поддона, которым проводят по всей поверхности воды с красками, чтобы создать чешуйчатый узор.

Слайд 7

Первые эмоции детей были, конечно, не удивительны)): «На пене?», «Этим папа бреется!?» В общем-то, дав в руки ребятам баллончики с пеной для бритья и показав, что нужно делать , дети увлеклись процессом.

Слайд 8

Пена для бритья создает неповторимую базу для рисования. Рисование на пене для бритья — процесс увлекательный и интересный. Краску на пене можно растягивать и закручивать красивыми виньетками, завитками и другими узорами. Процесс напоминает эбру (рисование на воде), а каждый рисунок получается уникальным. При рисовании на пене для бритья используется принцип монотипии- рисование с помощью уникальных отпечатков.

Слайд 9

Для работы нам понадобится: Пена для брить Клеенка (или широкая емкость) Скребок ( линейка) Листы для рисования Акварель Емкость для воды Кисточка Палочка для смешивания красок и пены для бритья Салфетки

Слайд 10

Этапы рисования: 1. Нанести пену на клеенку (1-1,5 см).

Слайд 11

2. Разровнять поверхность при помощи линейки .

Слайд 12

3. Нанести рисунок акварелью. Рисунок можно наносить хаотично, ставя при помощи кисти с жидкой краской кляксы, струйки, капли и палочкой, для смешивания красок и пены, водим в хаотичном порядке, получая незатейливый рисунок. Рисунок можно наносить с помощью кисти, который аккуратно делается на поверхности пены, не повреждая её. Работать нужно при этом всем ворсом кисти без сильного нажима.

Слайд 13

4. Сверху покрыть плотным листом бумаги, разгладить.

Слайд 14

5. Аккуратно снять верхний лист бумаги.

Слайд 15

6. Убрать при помощи линейки лишнюю пену с изображения .

Слайд 16

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей детей через применение нетрадиционных техник рисования»

laquo;… Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, на стене. И в трамвае на окне….»...

«Развитие творческих способностей детей через применение нетрадиционных техник рисования»

Буклет «Развитие творческих способностей детей через применение нетрадиционных техник рисования»...

«Развитие творческих способностей детей через применение нетрадиционных техник рисования» буклет для родителей

Очень увлекательное, интересное и творческое занятие, которое отлично развивает моторику у деток.Тактильные ощущения особенно важны для ребенка, они дают много информации о предметах, их форме, структ...

«Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных техник рисования». Мастер класс. Объёмные краски. Тема: «Салют».

Провела воспитатель: Едошина Ирина Евгеньевна.Мы открыли мастерскую.Полюбуйтесь - вот какую!Приглашаем всех учиться,Вместе весело трудиться!Только смелый и упорный,Доберётся к цели бодро!Сегодня, я пр...

"Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных техник рисования". Мастер класс в технике отпечатка листьев. Тема: "Осенний лес".

Провела воспитатель: Едошина Ирина Евгеньевна.Осень краски разбросалаНа деревья и кусты.И горят они всё ярче,Словно летние костры.Золотистый и багровый,Желтый праздничный наряд.Опадает лист последний,...

Развитие творческих способностей детей посредством применения нетрадиционных техник рисования

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования, является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Воспитанники знакомятся с разно...