Интегрированная образовательная деятельность в средней группе на тему: «В ГОСТИ К НАРОДНОЙ ИГРУШКЕ»
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа) на тему

Толмачева Нина Ивановна

Интегрированный подход в образовательной деятельности способствует развитию эстетического вкуса, художественно-творческих способностей детей, расширению интереса к народным традициям.

Эффективность предлагаемого  материала при данном подходе образовательного процесса определяется комплексным использованием средств художественной литературы, музыки и рисования, итогом которого является то, что ребенок постигает окружающий мир через действие, а рисуя окружающий мир, он действует.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_znakomstva_s_dymk.igrukami_sr.gr_.doc732.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 1161

Интегрированная образовательная деятельность

 в средней группе №9 «Знайки» на тему:

«В ГОСТИ К НАРОДНОЙ ИГРУШКЕ»

                                                           Подготовила и провела

                                                           воспитатель высшей                    

                                                              квалификационной категории

                                                              Толмачева Нина Ивановна

                                                               

Москва, 2016г.

Цель: 

        познакомить детей с народной игрушкой (дымковская игрушка).

Задачи:

  • расширить представления детей о народной игрушке (дымковская игрушка);
  • развивать умение детей замечать характерные особенности дымковской игрушки;
  • воспитывать детей на народных традициях, показывая, как народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества.

Интеграция образовательной деятельности:

«Речевое развитие» (Связная речь)

  • развивать умение детей участвовать в беседе, совершенствовать диалогическую речь

 «Художественно – эстетическое развитие» (Декоративное рисование)

  • формировать у детей умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров

Материал: посылка, письмо, оригинальные образцы  дымковской  игрушки, выполненные мастерами промысла, дымковские игрушки выполненные детьми, гуашь, кисти, силуэты коня из бумаги. 

Ход занятия

Воспитатель:

       Ребята, сегодня мне с утра почтальон принес для вас вот эту посылку. Интересно, что там? Давайте посмотрим.

Здесь письмо для вас и какие-то игрушки.

       Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Фея Красок! Я хочу рассказать вам о родине этих удивительных глиняных игрушках. (Воспитатель достает дымковские игрушки и ставит на стол, звучит тихая музыка и она читает дальше).

        Давным-давно, когда еще не родились не вы, не ваши мамы и папы, ни даже ваши бабушки и дедушки, за дремучими лесами, за зелеными полями, жили-были люди на берегу красивой русской реки Вятки. Жили они в селе, растили хлеб в поле, собирали в лесу грибы и ягоды, ловили рыбу и купались в реке Вятке. Стали люди замечать на берегу реки глину. Это была удивительная глина, из нее можно было лепить. Вот и научились люди лепить разные игрушки, а лепили зимой, когда в поле не было работы. Каждое утро люди вставали, растапливали печи, смотрели, как из труб домов вьется дымок, поэтому и назвали свое село Дымково. Вылепленные игрушки обжигали в печах для прочности и красили в белый цвет, подобно белым сугробам за окном. Расписывали игрушки различными узорами, веселыми цветами, продавали их в разных городах и селах. А по имени этого села игрушки стали называть дымковскими. Надеюсь, вам было интересно. До свидания! Фея Красок.

Воспитатель:

Понравились вам дымковские игрушки? Давайте мы их рассмотрим!

Все игрушки знатные,

Складные да ладные,

Они повсюду славятся,

И вам они понравимся!

- Посмотрите, хороша эта девица-душа:

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво, барышня уж так красива!

-А вот другая девица-душа тоже очень хороша,

Клетчатая юбочка, фартук полосатый,

На полосках точки и вокруг – кружочки.

-Как лебедушка плывет, и ребеночка несет.

 А эта девица зовется Водоноска.

За колодезной водицей Водоноска-молодица

Как лебедушка плывет, ведра красные несет.

-А вот Ваня простота на скамеечке сидит,

Балалаечкой бренчит,

А какие у Ванюши и рубашка, и штаны,

Просто диво, хороши!

-А вот индюк нарядный, весь такой он складный,

У большого индюка все расписаны бока,

Посмотрите – пышный хвост у него совсем не прост!

-Посмотрите: этот конь с всадником вместе

Ускачет верст за двести! (всадник на коне).

-А вот барашек-свисток, левый рог – завиток,

Правый рог – завиток, на груди – цветок.

Физкультминутка.

Мы как в музее побывали, очень многое узнали (шагаем на месте)

Хорошо всё рассмотрели и, конечно, поумнели,  (развести руки,

дотронуться до головы)

Но пора нам отдохнуть, разомнёмся снова в путь (шагаем)

Для начала мы с тобой крутим только головой,

Корпусом вращаем тоже, это мы, конечно, сможем.

А теперь мы приседаем, мы прекрасно понимаем-

Ноги нужно укреплять, 1, 2, 3, 4, 5. (приседаем)

Напоследок потянулись, вверх и в стороны, прогнулись!

Воспитатель:

-Ребята, а теперь вы все садитесь и скорее мне скажите,  как называются эти игрушки? (Ответы детей)

-А из чего сделаны дымковские игрушки? (Ответы детей)

-Народные умельцы-мастера лепили игрушки из глины, потом обжигали в печи, покрывали молоком с мелом. А народные художницы расписывали эти игрушки.

-Какими красками расписаны дымковские игрушки? (синий, красный, жёлтый, зелёный, чёрный)

-Да, все игрушки расписаны яркими красками.

Чтобы они получились еще наряднее – добавляли золотую краску.

А еще дымковские игрушки отличаются и своим узором.

-Какие узоры в их росписи вы увидели? (колечки, кружочки, точки, волны, полоски)

- А вы умеете рисовать прямые линии сверху – вниз? (прорисовываем в воздухе)

- Слева – направо? (прорисовываем в воздухе)

- Точки? (прорисовываем в воздухе)

- Колечки? (прорисовываем в воздухе)

- Круги? (прорисовываем в воздухе)

 

- Ребята как вы думаете что, по вашему мнению, мог означать круг? (Солнце)

- что могла означать волнистая или ломаная линия? (Воду).

- А что же могла означать клетка? (Поле)

Каждое изображение, используемое в дымке это передача природы окружающая человека

У дымковской игрушки есть свои цвета,  есть свой орнамент, своя форма, которая придает игрушке индивидуальность, что делает ее не похожей на другие игрушки.

- Оказывается, вы тоже сможете нарисовать дымковский узор? Фея Красок приготовила для каждого из  вас силуэт коня  из бумаги, хотите попробовать их расписать дымковским узором?

Показ рисования. Показ образца.

- Помните! Кружочки не должны наталкиваться друг на друга, иначе будет некрасиво, они должны повторяться, чередоваться.

-А помогут рисовать вам ваши ручки.

Пальчиковая игра

Вот помощники мои

Их, как хочешь, поверни!

Так и эдак, эдак-так,

Не обидятся никак!

Можешь пальцы сосчитать:

1,2,3,4,5

1,2,3,4,5

10 пальцев - пара рук! Вот твоё богатство, друг!

1, 2, 3, 4, 5 начинаем мы играть!

Вправо, влево повернись,

В мастеров все превратись!

-А чтобы мастерам было интереснее расписывать игрушки, я включу русскую народную мелодию, ведь музыка всегда помогала людям в любой работе.

     

 Самостоятельная работа детей.

(Воспитатель обращает внимание на осанку, на количество набранной краски, о правильном смывании в воде краски с кисти.)

По мере окончания детских работ воспитатель организует выставку. Дети рассматривают работы. Воспитатель дает оценку работам.

 - Потрудились мы на славу, расписали «Дымку» сами,

Говорят о ней повсюду: «Удивительное чудо!»

Используемая литература:

  1. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005.
  2. Соломенникова О.А. Радость творчества. Москва. Мозаика-синтез, 2005.
  3. Грибовская. Обучение дошкольников декоративному рисованию. Лепке. Аппликации. Издательство: М.: Скрипторий 2003,2013.
  4. И.А. Лыкова « Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа. Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. М: «Карапуз – дидактика», 2009
  5. Вохринцева С. В. Дымка. Книжка-раскраска. Изд-во «Страна фантазий» Екатеринбург. 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в средней группе по теме «Русская народная игрушка»

Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию детей средней группы...

Интегрированное занятие в средней группе на тему:" В госте к весне"

Интегрированное занятие в средней группе на тему:" В госте к весне"...

Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе на тему: «В гостях у Царицы Природы» с использованием инновационных технологий

Конспект  открытого интегрированного занятия в средней  группе  на тему: «В гостях у Царицы Природы» с использованием инновационных технологий Цель: обобщить знания дет...

Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе на тему: «В гостях у Царицы Природы» с использованием инновационных технологий

Конспект  открытого интегрированного занятия в средней  группе  на тему: «В гостях у Царицы Природы» с использованием инновационных технологий Цель: обобщить знания дет...

Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе на тему: «В гостях у Царицы Природы» с использованием инновационных технологий

Конспект открытого интегрированного занятияв средней  группе на тему: «В гостях у Царицы Природы»с использованием инновационных технологий...

Конспект интегрированного занятия в средней группе на тему «В гости к леснику»

Цель:развивать активность и любознательность детей среднего возраста в процессе познавательной деятельности....