Кружок "Секреты народных мастеров. Дымковская игрушка"
рабочая программа по рисованию (средняя группа) на тему

Головлёва Наталья Григорьевна

Рабочая программа кружка "Секреты народных мастеров. Дымковская игрушка". Данный материал поможет наладить работу по ознакомлению с творчеством русского народа в средней группе. Дымковская глиняная игрушка представляет блестящую ху­дожественную и педагогическую страницу в народном творче­стве. Более «детскую» игрушку трудно придумать.Задачей воспитателя является создание условий, направлен­ных на развитие художественных способностей детей, вообра­жение и образное мышление, которые способствуют приобще­нию детей к народной дымковской игрушке, помогают закре­пить технические навыки, полученные ранее, учат анализировать и сравнивать и, используя народный промысел «Дымков­ская игрушка», оптимизировать процесс развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка

«Секреты народных мастеров

(Дымковская игрушка)»

Средняя группа.

Пояснительная записка

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки.

А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.

Дымковская глиняная игрушка представляет блестящую художественную и педагогическую страницу в народном творчестве. Более «детскую» игрушку трудно придумать, но, разумеется, она только в отдельных образах может заинтересовать детей: конюхи, петухи, наездники, барыни и т. д.

Истоки творческих сил человека восходят к детству - той поре, когда творческие появления во многом непроизвольны и жизненно необходимы.

Первостепенное значение имеет сама потребность в художественном творчестве. Она возникает при особом эмоциональном отношении к окружающему, когда за формой предметов и явлений дети открывают вызывающее у них отклик внутреннее содержание. При достаточном богатстве таких впечатлений для ребенка становится возможным и желание выразить свои личные переживания в создаваемых им самим образах.

Задачей воспитателя является создание условий, направленных на развитие художественных способностей детей, воображение и образное мышление, которые способствуют приобщению детей к народной дымковской игрушке, помогают закрепить технические навыки, полученные ранее, учат анализировать и сравнивать и, используя народный промысел «Дымковская игрушка», оптимизировать процесс развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.

Задачи, решаемые при обучении детей декоративному рисованию:

1. Познакомить детей с дымковской игрушкой и вызвать у них интерес к этому виду народного творчества.

2.  Создать условия для приобщения детей и родителей к народному творчеству при помощи дымковской игрушки.

3.  Сформировать навыки технического исполнения дымковской росписи.

4.  Сформировать у детей отношение к цвету как важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса.

Педагогические средства, рекомендованные для решения задач:

1. Беседы.

2. Чтение художественной литературы.

3. Дидактические игры.

4. Специально организованное обучение в форме занятий.

5. Работа с родителями.

С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Изучая близкое и родное творчество своих земляков, детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.

Из всего многообразия русских народных промыслов именно «дымка», на мой взгляд, разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка.

Работу планируется начать с создания условий для приобщения детей и родителей к народной культуре. Детей воспитывает всё, и, прежде всего, то, что их окружает. Сначала ведётся подбор познавательной  литературы  о народном промысле «дымка», об особенностях дымковских узоров, об истории этого промысла, уточняются методы и приемы, используемые при ознакомлении детей с этим промыслом и обучении их росписи.

  Обучение детей начинается с рассматривания дымковских игрушек и их изображений, по ходу делаются необходимые пояснения, чтобы помочь детям разобраться в особенностях дымковской росписи.

Дымковская игрушка поражает детей своей яркостью, ни с чем не сравнимой красотой, красочностью. Контрастные сочетания, яркие цвета, нанесенные по белому фону, пробуждают в детях интерес к «дымке», вызывают желание самим научиться так расписывать.

Работа по обучению детей рисованию дымковским узором проводится в следующей последовательности:

1. Знакомство детей с дымковской игрушкой.

2. Формирование у детей навыки рисования дымковских узоров.

Реализации поставленных задач способствует составлению перспективного плана, который отражает последовательность работы.

Работа проводится с группой во второй половине дня.

Первое занятие направлено на углубленное знакомство детей с дымковской игрушкой. Детям показываются изделия, красочные иллюстрации. С огромным интересом, затаив дыхание, дети слушают рассказ воспитателя, ведь каждую игрушку можно представить ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты, стихи.

При рассматривании с детьми дымковских игрушек или иллюстраций, обращается внимание, во-первых, на особенности дымковской росписи (насколько она проста), во-вторых, на умение выражать полученные впечатления от восприятия этих изделий; в-третьих, необходимо подчеркнуть яркость и разнообразие цветов, используемых в росписи дымковских игрушек, так ребёнок эмоционально отзывчив к цвету.

Целью рассматривания изделий дымковских  мастеров и их иллюстраций является приобщение детей к народному творчеству и выделение элементов дымковской  росписи.

На этом же занятии проходит знакомство детей с элементами данной росписи, дети учатся рисовать: прямую линию (держа кисточку вертикально от листа бумаги) и точку-горошину (тычком).

Всё это вызывает у дошкольников интерес к дымковским игрушкам, чувство радости от встречи с прекрасным. После занятия они могут поделиться впечатлениями об увиденном и порадоваться своим первым положительным результатам.

Возможно, что после проведения этого занятия не каждый ребенок справиться с поставленной задачей. Поэтому планируется проводить с детьми индивидуальную работу вне занятий, используя дидактические игры «Обведи элемент», в которой дети обучаются технике исполнения данных элементов, «Обведи и раскрась», которая помогает развивать мелкую моторику пальцев рук, закрепить с детьми цветовую гамму, которую используют в дымковской росписи. Вся индивидуальная работа проводится с учетом возможностей и способностей каждого ребенка.

На следующем занятии проходит знакомство детей с новыми элементами - волнистая линия, круги, а также закрепляется цветовая гамма. Больше внимания планируется обратить на технику рисования. Перед тем как изобразить какой-либо элемент росписи на бумаге, обязательно рисовать его в воздухе.

По ходу занятия следить за правильным положением кисти, напоминать, чтобы не брали много воды и т. д., поощрять детей. Чуткое, внимательное и терпеливое отношение к ребенку поможет быстрее справиться с трудностями.

Далее проводятся занятия согласно перспективному плану:

• Знакомство с дымковской игрушкой.

• Волшебные лошадки.

• Распишем наряды козлятам.

• Домашние животные.

• Сказочные птицы.

• Блюдца с узорами.

Целью данных занятий является обучение технике рисования дымковской росписи тычком и кистью, знакомство с элементами росписи, роспись плоскостных силуэтов.

При знакомстве детей с тем или иным элементом необходимо помочь детям почувствовать всю красоту и неповторимость узора, обращать внимание на индивидуальность каждого узора, каждой детали, и тогда, от занятия к занятию, дети будут рисовать отдельные элементы все более и более уверенно.

Не стоит забывать о том, что не все дети могут сразу проявить интерес к рисованию узоров, поэтому необходимо дать время заинтересоваться народной игрушкой, ее узорами и красотой.

Большую помощь в приобщении детей к прекрасному могут оказать прогулки. Ведь наблюдения за природой доставляют детям большую радость и удовольствие, оставляя часто неизгладимый след в их жизни, сознании.

На основе этих впечатлений закладываются зачатки любви к родному краю, русской природе, нашему народному творчеству.

Целевые прогулки проводятся как предварительная работа по подготовке к занятию. Наблюдения можно организовать со всей группой детей в утренние или вечерние часы. Основным методом в процессе наблюдения является беседа.

Дети учатся не только наблюдать за объектами живой природы, но и зарисовывать их палочкой на земле, а впоследствии карандашами, красками на бумаге. Природа способствует умственному развитию детей, их восприятию и отношению к цвету как к важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса. Если приучить любоваться яркими красками природы (неба при закате и восходе, замысловатой формой снежинок, красотой ярко-желтых, красных осенних листьев и т. д.), у ребенка развивается художественный вкус, он глубже может познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками. Это поможет формировать у детей отношение к цвету как к важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса.

У дошкольников неустойчивая память, слабо развита мелкая моторика пальцев рук. Поэтому необходимо медленно двигаться от простого к сложному, первые элементы росписи начинать рисовать пальцем, а затем уже тычком и кистью. В процессе обучения технике рисования учить детей подбирать и сочетать цвета друг с другом соответственно белому фону.

Ребенок эмоционально отзывчив к цвету. Он не равнодушен к прекрасным сочетаниям от нежных мягких до ярких, звучных, радующих глаз красок. «Чувство... цвета является популярнейшей формой эстетического чувства вообще» (К. Маркс.)

Эстетическое восприятие цвета связано с эмоциональным откликом и основано на эстетическом переживании ребенка. Ребенок воспринимает цвет непосредственно, искренне, увлеченно. Это очень ценное качество, которое надо не только беречь, но и поддерживать, развивать в процессе обучения, так как оно является условием развития эстетического вкуса и художественного восприятия цвета у дошкольников. Так постепенно можно переходить к творчеству.

Методическое обеспечение:

После того как технические навыки у детей будут сформированы, начать развивать у детей творческое воображение, используя в свободное от занятий время дидактические игры, развивающие воображение, память, творчество, умение анализировать.

 Парные картинки.

Задачи: продолжить знакомить детей с дымковской игрушкой; выделять и называть элементы; развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.

 Декоративное домино.

Задачи: знакомить детей с элементами различных росписей, выделяя элементы дымковской росписи; уметь находить пару; развивать внимание, умение анализировать. 

• Собери целое.

Задачи: закреплять знания детей о «дымке»; учить собирать из нескольких частей целое; развивать мышление, творческое воображение.

• Найди пару.

Задачи: продолжить знакомить детей с русскими народными росписями; выделять из них «дымку»; развивать внимание, мышление, зрительную память, умение анализировать.

Эти игры помогут детям придумывать новые композиции, дети самостоятельно, без помощи воспитателя научатся рисовать различные узоры. Расписывая бумажные шаблоны, дети по своему желанию смогут подбирать элементы росписи, цветовую гамму.

В течение обучения детей организуются выставки детских работ с целью показать родителям успехи их детей в освоении дымковской росписи.

На родительском собрании планируется провести беседу с родителями на тему «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье», в которой показать значение воспитания эстетического вкуса в развитии личности ребенка. И поэтому первая задача семьи - развить у ребенка эстетическое восприятие всего окружающего мира.

На следующем родительском собрании рассказать об истории дымковской игрушки, ее мастерах, чтобы родители смогли понять и оценить всю красоту этих глиняных: изделий, расписанных яркими красками. Такая предварительная работа с родителями поможет сильнее заинтересовать детей, так как родители, поняв важность этой работы, в свою очередь, дома могут рассматривать вместе с детьми иллюстрации, книги, рекомендованные им педагогом. Все это способствует развитию интереса и желания у детей самим научиться расписывать «дымковских» лошадок, птичек, барышень и наездников...

Эффективной формой работы с родителями станут домашние задания, в которых родители окажут неоценимую помощь, рисуя дома с детьми дымковские узоры и играя в дидактические игры. С детьми проводятся различные по характеру типы занятий: занятия по сообщению детям новых знаний, целью которых является постановка перед детьми познавательных задач, расширение и уточнение знаний.

Эти занятия, занимая основное место в процессе обучения (так как дети на них знакомятся с историей развития и особенностями дымковской росписи, учатся рисовать элементы), проводятся в форме беседы или просто знакомства с новым элементом, обязательно с рассматриванием данного элемента на дымковских игрушках, иллюстрациях с изображением дымковских игрушек. В конце учебного года проводится вечер развлечения для родителей и детей, на котором подводится итог проделанной работы.

И хотя работы детей могут быть далеки от совершенства, их росписям будут присущи все характерные признаки «дымки», а главное - дети прикоснутся к искусству, искусству подлинно народному.

Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично. Красота нужна и дорога всем, но прежде всего она необходима детям.

В ходе реализации задач необходимо отслеживать результаты детей. Для этого проводится промежуточная диагностика по определенным критериям анализа и оценки созданных детьми изображений, которая показывает рост интереса детей к народному творчеству, повышение художественной, творческой активности у детей.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

по ознакомлению детей с русским народным творчеством

(дымковская игрушка)

Средняя группа

п/п

Мероприятия

Дата

1

2

3

Сентябрь

1

Подбор литературы о народном промысле «дым-

В течение года

ка», иллюстраций и поделок (дымковских изделий).

2

Изготовление плоскостных силуэтов, расписанных

1,2-я неделя

 под «дымку».

3

Изображение основных элементов дымковской

3-я неделя

росписи в порядке усложнения.

4

Оформление группы

В течение года

Работа с родителями

5

Доклад «Художественно-эстетическое воспитание

 детей в семье»

4-я неделя

Октябрь

1

Рассматривание иллюстраций и изделий дымковских

 мастеров.

1-я неделя

2

Беседа о «дымке».

2-я неделя

3

Д/и «Парные картинки».

2, 3-я неделя

4

 «Знакомство с дымковской игрушкой».

4-я неделя

Работа с родителями

Беседа с родителями «О значении дымковской

4-я неделя

5

игрушки в жизни детей»

Ноябрь

1

Д/и «Обведи элемент».

1-я неделя

2

Чтение стихов о дымковских игрушках.

1,2-я неделя

3

Д/и «Обведи и раскрась».

3-я неделя    

4

Рисование «Волшебные лошадки».

3-я неделя

Работа с родителями

5

Выставка детских работ

3-я неделя

Декабрь

1

2

3

Заучивание стихотворения «Няня».

Беседа с детьми о «дымке».

Д/и «Парные картинки».

Рисование «Распишем наряды козлятам».

Д/и «Обведи элемент».

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

4

5

Работа с родителями

6

Выставка детских работ.

3-я неделя

7

Консультация для родителей «Народные игры

в семье»

4-я неделя

Январь

1

Заучивание загадки о «дымке».

2

Закрепление в свободной деятельности рисования

«тычком».

2-я неделя

3

Беседа с детьми «Из чего делают дымковские

игрушки».

2-я неделя

4

Закрепление цветовой гаммы, используемой в

рисовании дымковских узоров.

3-я неделя

5

Д/и «Обведи рисунок».

3, 4-я неделя

Работа с родителями

6

Доклад на родительском собрании «Влияние

4-я неделя

народных промыслов («дымка») на эстетическое

воспитание детей дошкольного возраста»

Февраль

1

Рисование «Блюдца с узорами».

1-я неделя

2

Д/и «Домино».

1-я неделя

3

Заучивание стихотворения «Водоноска».

2, 3-я неделя

4

Повторение стихотворения «Няня».

3-я неделя

5

Рассматривание иллюстраций: дымковские изделия

 в свободной деятельности.

4-я неделя

Работа с родителями

6

Рекомендации родителям.

4-я неделя

7

Закрепление дома освоенных элементов «дымки»

Март

1

Рассматривание «дымки», обследование и закре-

1-я неделя

пление изученного: из чего делают «дымку».

2

Рисование  «Домашние животные».

2-я неделя

3

4

5

Закрепление в свободной деятельности: рисова-

ние кистью.

2, 3-я неделя

Чтение различных стихов о «дымке».

Д/и «Собери целое».

3-я неделя

3, 4-я неделя

Работа с родителями

6

Выставка детских работ

2-я неделя

Апрель

1

Д/и «Продолжи рисунок».

1-я неделя

2

Рисование «Сказочные птицы».

2-я неделя

3

Д/и «Найди пару».

3, 4-я неделя

4

Д/и «Собери целое».

3, 4-я неделя

5

Заучивание стихотворения «Дым идет из труб

столбом».

4-я неделя

Работа с родителями

6

Выставка детских работ

2-я неделя

Май

1

Заготовка плоскостных силуэтов.

1-я неделя

2

Роспись различных силуэтов в свободной деятельности.

2, 3-я неделя

3

Развлечение «Ярмарка» (итоговое занятие).

3-я неделя

4

Д/и по желанию детей.

4-я неделя

5

Повторение выученных стихотворений.

4-я неделя

Работа с родителями

6

Рекомендации родителям

4-я неделя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Русские народные промыслы: дымковская игрушка."

Презентация "Русские народные промыслы: дымковская игрушка."...

"Народный промысел - Дымковская игрушка"

Получить в детстве начало эстетического воспитания - значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству....

Презентация "Народные промыслы. Дымковская игрушка"

Дымковская игрушка - глиняная скульптура, отдельный вид искусства. Для нее характерно определенное обеливание и яркая роспись....

Проект: Народные промыслы. Дымковская игрушка

Проект: Народные промыслы. Дымковская игрушка...