Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию "Золотая хохлома"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Конспект в старшей группе по художественно-эстетическому развитию "Золотая хохлома"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_hohloma.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию детей в старшей группе

«Русь мастеровая. Золотая Хохлома».

                                                                  Выполнила Макарова Е.В.

воспитатель 1 кв. категории

                                                           МАДОУ д/сад № 3

г. Тюмень, 2015г.

Конспект образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию детей в старшей группе

«Русь мастеровая. Золотая Хохлома».

Программные задачи:

  • Познакомить детей с хохломской росписью, ее историей, дать понятие для чего служит роспись, показать предметы, расписанные этой росписью.
  • Учить детей видеть и выделять характерные элементы росписи:  ягоды, цветы, завиток, травка, листики и т. д.

•   Учить,  самостоятельно выбирать колорит росписи.

  • Развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать элементы росписи на заданной площади.
  • Развивать чувство цвета, творчество, фантазию.
  • Воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладному искусству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.

Демонстрационный материал:

Хохломские изделия; аудиозапись русской народной музыки; видеоклип «Золотая хохлома» в исполнении М. Пахоменко; плакат «Элементы хохломской росписи»; бумажная тарелка с изображением хохломской росписи;

Раздаточный материал:

Тонированные бумажные тарелки, гуашь, кисти, банки с водой, салфетки, печатки-тычки;

Словарная работа:  кудрина, завитки, травка.

Предварительная работа:

  • Познавательный рассказ воспитателя о хохломских изделиях.
  • Рассматривание альбомов декоративно – прикладного искусства «Хохлома».
  • Рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства.

Ход образовательной деятельности:

Ребята! Сегодня мы с вами пойдем в музей. Там вы увидите, очень красивые вещи. (Под фонограмму мелодии русской народной песни, дети подходят к хохломским изделиям).

                          Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди — мастера!

Вот посмотрите,  в нашем музее выставка посуды.  Она изготовлена из дерева мастерами деревянных промыслов России. Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов  русских умельцев. Художественная резьба и роспись по дереву являются едва ли не самыми древними видами русского народного творчества. Эту посуду делали из мягких пород деревьев: липы, берёзы, ольхи.  Зародился один из деревянных промыслов в окрестностях города Нижний Новгород. Здесь находится село с весёлым названием Хохлома и поэтому изделия приобрели название Хохломские.  Хохлома! – какое странное и веселое слово. В нем и смех слышится и восхищенное - ОХ! И восторженное АХ!

Как волшебница жар-птица не выходит из ума

Чародейка, мастерица, золотая Хохлома.

Хохломская роспись — алых ягод россыпь

Отголоски лета в зелени травы.

Рощи-перелески, шелковые всплески

Солнечно-медовой золотой листвы.

У красы точеной сарафан парчовый,

По волнам узоров яхонты горят.

Что за чародеи хохлому одели

В этот несказанный праздничный наряд!

Роспись хохломская,  словно колдовская

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша Хохлома!

Резные ложки и ковши ты разгляди-ка,  не спеши.

Там травка вьется и цветы небывалой красоты.

Блестят они как золотые, как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки, здесь же каждый золотой

Красоту такую люди называют Хохломой.

Как же оно начиналось, это удивительное хохломское художество? Разное рассказывают старики.

Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица - Жар задела золотым крылом чашку с кашей – и чашка стала золотой. Это, конечно, легенда, сказка.

 А начало золотой росписи ведут от древних мастеров – живописцев. По словам мастеров, такая посуда не боится ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна всем.

Вырезанную вещь вначале покрывали слоем глины, затем пропитывали льняным маслом и несколько раз олифой. Очень важным изобретением хохломских мастеров было использование металлического порошка: оловянного, а позже – алюминиевого, которым изделие как бы припудривалось. После этого мастер кистью наносил рисунок, затем изделие вновь пропитывалось олифой и закаливалось в печи. Под воздействием жара олифа желтела и приобретала золотистый цвет. Роспись хохломских изделий полна неповторимого своеобразия и уходит корнями в прошлое. Вначале основной узор напоминал детское изображение солнца. Он назывался «рыжик», «ярило», «красное» и сохранился еще с языческих времен.

(Вносится плакат «Элементы хохломской росписи»).

Основной рисунок – колосья, ягоды, листья, цветы и, главное, трава. «Травка» - черно-красная трава по золотистому фону - считается классической для хохломского художника. Как же его правильно рисовать? На кончик кисти берем немного краски и ведем линию сверху вниз, но она не прямая, а слегка изогнута, как бы колышется от ветра.   Другой традиционный узор получил название «Кудрины» (от слова «Кудри» - вьющиеся волосы). Это цветочно-лиственный узор с округлыми широкими листьями, с завитками.

«Завитки» - рисуются плавным, неотрывным концом кисти с легким нажимом в середине элемента.

«Листочек» - это чаще всего стилизованный лист смородины. Листочки и цветы начинают выполнять с изображения стебельков, затем рисуют основную форму листочка или цветка. Далее прорисовывают жилки на листьях и тычинки у цветов.

«Ягодки» - для рисования ягод бруснички, смородинки и рябинки, используют печатку-тычок (ватную палочку), чтобы ягода была вся ровная, круглая, аккуратная. А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью. После высыхания красной краски ягоды "разживляют" желтым цветом.  (Все элементы узора дети прорисовывают в воздухе)

А вот посмотрите, какие красивые деревянные ложки? Простые русские люди ели щи и кашу деревянными ложками. Их вырезали из липы. Ложка получалась лёгкая, красивая и не нагревалась от горячей пищи.

В старину русские люди ложку носили при себе в особых футлярах или за поясом. Без своей ложки в гости не ходили. Но в России ложка ещё и музыкальный инструмент. Музыканты – ложечники играют, постукивая ими, друг о друга, и звучит задорная плясовая мелодия.  (Видеоклип «Золотая хохлома»  в исполнении М. Пахоменко»).

Ребята, посмотрите, у меня тоже есть тарелочка. (Показать тарелку с узором).

Мир волшебной хохломы

Удивляя, прорастая,

Как-то празднично жива

Молодая, непростая,

Чёрно-красная трава.

Листья рдеют, не редея

От дыхания зимы.

Входим в царство Берендея -

В мир волшебной Хохломы.

- Каким узором украшена тарелка?

- Как вы узнали, что хохломским?

- Посмотрите, по краю тарелки нарисована линия. Это кайма.

- Из чего состоит узор на тарелке? (Из ветки с ягодами, листками, завитков и травки).

- Какая ветка? (Изогнутая).

- Как расположены на ветке ягоды и листики?

- Где расположены завитки и травка?

- Назовите цвета, которыми нарисованы элементы узора.

- Порядок рисования элементов узора таков: по краю изделия рисуют кайму, затем в центре тарелки слегка изогнутую ветку; на ней изображают ягоды, листья (по три) затем на всех свободных местах на ветке изображают завитки и тоненькую изогнутую травку.

- В каком порядке следует рисовать элементы узора?

Физминутка.

На лугу растут цветы

Небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты.

Ветер дует иногда,

Только это не беда.

Наклоняются цветочки

Опускают лепесточки.

А потом опять встают

И по- прежнему цветут.

Очень красиво у нас тут. Но вот, смотрю, на столах здесь лежат и незаконченные изделия. И я ребята знаю, почему они незакончены.

Это изделия для ярмарки. Ярмарка скоро, а работы еще много. Не поможете ли вы мастерам?  Как на Руси водится — вместе дело спорится, а врозь хоть брось. Что ж, ребята, тогда вы сейчас превратитесь в хохломских мастеров.  Посмотрите, для каждого мастера приготовлено рабочее место со всем необходимым. Вы сейчас подумайте, как вы будет расписывать, какой узор появится на ваших тарелках,  проходите и садитесь.

Самостоятельная деятельность детей.

Ай да умельцы! Ай да молодцы! Какие красивые у вас получились изделия. (После окончания работы расписанные силуэты раскладываются и проводится анализ детских работ).

- Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках ее красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы. Истинными произведениями искусства становятся эти предметы - красивой формы, удобные в пользовании, мастерски исполненные. К ним относится и «хохлома».

Эти изделия становятся как бы символом пожелания благополучия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности художественно-эстетического развития по декоративному рисованию в старшей группе «Хохломские узоры» с презентацией «Золотая хохлома»

Конспект образовательной деятельности художественно-эстетического развития по декоративному рисованию в старшей группе «Хохломские узоры» с презентацией «Золотая хохлома»Цель: обобщить и закрепить зна...

Проект по художественно-эстетическому развитию "Золотая хохлома"

Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством...

Конспект образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию "Золотая хохлома"

Конспект разработан для детей подготовительной группы. дети знакомятся с народным декоративно - прикладным искусством - Хохлома, в творческой деятельности учатся наносить узоры на раннее подготовленны...

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе "Золотая хохлома"

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.Цель: Приобщение детей...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию "Хохлома"

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию "Хохлома" в подготовительной к школе группе....

Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию:"Золотая хохлома"

Развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании; воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров. ...

Презентация по художественно-эстетическому развитию "Золотая хохлома"

Презентация по художественно-эстетическому развитию "Золотая хохлома"...