Дополнительная образовательная программа кружка «Радуга красок»
рабочая программа по рисованию (младшая группа) по теме

Симакова Ирина Михайловна

«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, «чем больше  мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», — утверждал   В.А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_raduga_krasok.docx96.46 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Алёнушка»

        

Дополнительная образовательная программа кружка

«Радуга красок»

http://u.jimdo.com/www44/o/s687753764e1d6f92/img/i078cc33b17b590bd/1352877733/std/image.jpg                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                                           Воспитатель:

Симакова И.М.

г. Городовиковск.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

«Рисунок придаёт вещам форму,

                                                                             Краска – жизнь.

                                                                       Она божественное дыхание,

                                                                     Которое всё оживляет».

Денни Дидро

Пояснительная записка

        Мир  маленького  человека  красочный, эмоциональный. Уже в самой сути ребёнка заложено стремление узнавать и создавать. Поэтому каждый ребёнок от рождения является творцом и при наличии благоприятных условий и направленного обучения может раскрыться творческий потенциал, заложенный в ребёнке от самой природой. 

      Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления о                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  т окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

   Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает  у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

   Ежедневный массаж кисти, пальчиковые упражнения ускоряют развитие речи. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь, развивает память, способствует автоматизации звуков и подготовке руки к письму.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

Актуальность:

«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, «чем больше  мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», — утверждал   В.А. Сухомлинский

    Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми,  далекими от реальности. Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

       Проанализировав авторские разработки, разработки программы кружка «Волшебная кисточка», различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. С этой целью был создан кружок по нетрадиционной технике рисования "Радуга красок".

     Программа рассчитана на три года обучения: 3-4 года (младшая группа), 4-5 лет (средняя группа), 5-6 лет (старшая группа). Программа предусматривает два НОД в месяц. НОД по программе «Радуга красок» направлена  на реализацию базисных задач художественно-эстетического развития детей. В сентябре и мае проводится мониторинг.

Новизной и отличительной особенностью программы «Радуга красок » по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные  и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных  эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в  качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Цель: формирование художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники изобразительной деятельности.

Задачи:

  • познакомить детей с нетрадиционными видами изобразительной техники («рисование пальчиками», «рисование ладошкой», «размывание краски пальцем», «тычкование», «печать», «оттиск»,  «печать», «монотипия», «кляксография», «граттаж», «набрызг», «ниткография» и др.);
  • научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствами материалами;
  • учить детей самостоятельно находить приёмы изображения как в отдельных видах изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование), так и при их интеграции (объединении);
  • развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов; 
  • развивать способность к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции);
  • развивать познавательные и творческие способности детей;
  • воспитывать у детей личностную позицию, как при восприятии произведений изобразительного искусства, так и в процессе самостоятельного творчества;
  • воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, творческую самореализацию;
  • воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
  • поощрять стремление детей к изобразительной деятельности через нетрадиционные техники выполнения работ.

Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:

- Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности                                для воспитания и развития творческих способностей детей);

- Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции);

- Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);

- Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу,   нельзя миновать предыдущий);

- Принцип динамичности (от самого простого до сложного);

- Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и    способов изображения, разнообразие материала);

- Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);

- Принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода);

- Принцип сотрудничества (совместная работа со специалистами детского сада, родителями);

- Принцип интегративности (синтез искусств).

Виды и техники нетрадиционного рисования.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

 Для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), оттиск печатями из картофеля, рисование тычками из поролона, ватными палочками, тычок жесткой полусухой кистью.

Детей среднего дошкольного возраста: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (ниткография).

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники: рисование песком; рисование мыльными пузырями; рисование мятой бумагой; рисование по сырому; кляксография с трубочкой; печать по трафарету; монотипия предметная; кляксография обычная; пластилинография.

Методы проведения: словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет), наглядные, практические, игровые.

Форма занятий: тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.

Ожидаемый результат работы кружка: 

1.Способствует развитию мелкой моторики рук; обострению тактильного восприятия; улучшению  цветовосприятия; концентрации внимания; повышению уровня воображения и самооценки.

2.Расширение и обогащение художественного опыта.

3.Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

4.Сформируются навыки трудовой деятельности: активность и самостоятельность детей в изодеятельности; умение находить новые способы для художественного изображения;

5.Умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Предполагаемый результат:

Дети: развитие интегративных качеств: сравнивают  предметы,  выделяя  их  особенности  в  художественно-изобразительных  целях; плавно  и  ритмично изображают формообразующие линии; изображают предметы по памяти; используют цвет для  создания различных образов; создают композиции на листах бумаги разной формы; передают настроение в творческой работе; используют разные приёмы нетрадиционного рисования; развёрнуто комментируют свою творческую работу.

 Методические рекомендации:

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

-Проведение выставок детских работ

-проведение открытого мероприятия

-проведение мастер-класса среди педагогов

-проектная деятельность

-участие в городских и областных выставках и конкурсах в течение года

        Ожидаемые результаты:

Дети будут знать:

- о разнообразии техник нетрадиционного рисования

- о свойствах и качествах различных материалов;

- о технике безопасности во время работы.

Дети будут уметь:

- планировать свою работу;

- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;

- анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;

- создавать индивидуальные работы;

- использовать различные техники и способы создания рисунков;

- аккуратно и экономно использовать материалы.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

Тематическое  планирование с детьми  младшей группы

на сентябрь 2017 – май 2018 год

№ п/п

Тема занятия

Нетрадиционые техники

Программное содержание

Оборудование

Сентябрь

«Свитер для моих друзей»

Рисование пальчиками, оттиск пробкой.

Продолжать  знакомить с техникой рисования пальчиками. Познакомить с техникой печатания пробкой. Показать прием получения отпечатка. Учить составлять элементарный узор, наносить рисунок по возможности на всю поверхность бумаги. Воспитывать аккуратность.

Шаблоны или силуэты свитеров разного цвета, эскизы свитеров с различными узорами.

«Весёлые мухоморчики»

Рисование пальчиками        

Продолжать  знакомить с техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. Закрепить умение ровно закрашивать шляпку гриба, окунать кисть в краску по мере необходимости, хорошо её промывать. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа грибочков. 

Шаблоны мухоморов разной формы, алая, малиновая и оранжевая гуашь, кисти, белая гуашь, салфетки, муляжи или иллюстрации мухоморов.

Октябрь

«Забавные рыбки»

Восковые мелки и акварель.

Упражнять в рисовании предметов овальной формы. Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Учить тонировать лист разными цветами акварелью. Развивать цветовосприятие. Воспитывать аккуратность.

Лист формата А4, восковые мелки, акварель, кисти, эс

кизы, иллюстрации.

«Ягодки и яблочки на тарелочке»

Оттиск  пробкой, печаткой из картофеля» (круги разной величины)

Закрепить технику  печатания  печаткой  из картофеля, познакомить с приёмом печатания ватной  палочкой. Учить рисовать ягоды и яблоки, рассыпанные по тарелке, используя контраст размера и цвета. Развивать чувство композиции. Воспитывать интерес и желание рисовать нетрадиционными способами.

 

Круг из тонирован-

ной бумаги, гуашь в мисочках желтого, красного, фиолетового, зеленого цветов, различные печатки, салфетки, муляжи ягод и яблок.

Ноябрь

«Рябинка»

Рисование

пальчиками

Учить рисовать на  ветке  ягоды (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить  данные  приёмы  рисования. Развивать цветовосприятие, чувство композиции. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

Лист  бумаги с нарисованной веточкой, зеленая и желтая гуашь, кисти, оранжевая и красная гуашь, в мисочках, салфетки.

«Любимое  домашнее животное»

Тычок жесткой полусухой кистью

Познакомит с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью – учить имитировать шерсть животного, т.е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. Воспитывать аккуратность.

Вырезанные из бумаги фигурки домашних животных (котенок, щенок, кролик), жесткая кисть, гуашь черного, коричневого, серого цветов.

Декабрь

«Перчатки»

Оттиск печатками из картофеля, пробкой, рисование пальчиками.

Упражнять детей в технике  печатания. Закрепить умение украшать предмет несложной  формы, нанося  рисунок по возможности  равномерно на  всю

 поверхность. Воспитать у ребенка художественный вкус. 

Вырезанные из бумаги рукавички разных форм и размеров, печатки, гуашь в мисочках, выставка рукавичек, салфетки.

«Елочка пушистая, нарядная». 

Тычок жесткой полусухой кисточкой, рисование пальчиками.

Упражнять в технике рисования тычком полусухой, жесткой кистью. Продолжать  учить использовать такое  средство  выразительности, как  фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками.

Воспитать аккуратность, самостоятельность.

Маленькая елочка, вырезанная из плотной бумаги, зеленая гуашь, жесткая кисть, гуашь красного или оранжевого цвета в мисочке, салфетки.

Январь

«Веселый снеговичок»

Тычок жесткой полусухой кистью.

Упражнять в технике тычка полусухой жесткой кистью. Продолжать учить использовать такое  средство  выразительности,  как  фактура.

Вырезанный из бумаги снеговичок (2 круга разной величины) серого или голубого цвета, белая гуашь, жесткая кисть, красный и черный маркеры.

«Зимний лес»

 Рисование пальцами, сангиной, углем

Закрепит умение рисовать деревья большие и маленькие сангиной, углем. Упражнять в рисовании прямых линий со средним нажимом на палочку сангины или угля, чтобы линия была хорошо видна и чтобы мелок не сломался. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

½ альбомного листа, тарелки с углем, салфетки.

Февраль

«Животное из сказок»

Тычок жёсткой полусухой кистью

Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Вырезанные из бумаги силуэты животных (медведь, лиса, заяц и т.д), гуашь разных цветов, жесткая кисть, иллюстрации.

«Чашка для папы»

Оттиск печатками (пробкой, картофель), рисование пальчиками, печать по трафарету.

Учить рисовать чашки различной формы (прямоугольной, полукруглой), украшать их узором (основное украшение –печать по трафарету, дополнительные –печатание печатками). Развивать воображение, творчество. Воспитывать аккуратность.

Вырезанные из бумаги чашки разной формы и размера, разноцветная гуашь в мисочках, печатки, салфетки, выставка посуды.

Март

«Мимоза для  мамы»

Рисование пальчиками.

Упражнять в рисовании  пальчиками, скатывании шариков из  салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки  наклеивания. Воспитывать интерес к творческой изобразительной деятельности.

Открытки из цветной бумаги с нарисованной веточкой, вырезанные листья мимозы, салфетки (4х4см), гуашь желтая, клей.

«Встреча с колобком»

Обрывание бумаги.

Развивать эстетические чувства передачей художественного сказочного образа в аппликационной технике; учить обрывать бумагу разной жёсткости. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Жёлтые салфетки. Клей ПВА, подносы, вырезанные из бумаги глаза, нос и рот для Колобка.

Апрель

«Весёлые божьи коровки»

Рисование кистью, пальчиками

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность). Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

 Салфетки, бумага светло- и тёмно-зелёного цветов, чёрная гуашь в мисочках.

«Жили у бабуси два веселых гуся»

Рисование ладошкой.

Продолжать учить использовать ладонь как изобразительное средство: окрашивать ее краской и делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Закрепить умение дополнять  изображение деталями. Воспитывать у детей самостоятельность.

Нарисованное на листе бумаги озеро, белая, серая, зеленая гуашь, кисти, карандаши для  дорисовывания деталей.

  Май

«Гусеницы в траве»

.

Рисование пальчиками.

Совершенствовать технику пальчикового рисования (туловище гусеницы), не оставляя просветов между мазками. Дорисовывание недостающих деталей фломастерами (лапки, травка, солнышко). Воспитывать бережное отношение к природе, расширять знания о насекомых.

½ альбомного листа, гуашь зеленого, желтого, красного цвета, салфетки, кисти.

«Волшебный дождик»

Рисование свечой

Познакомить с техникой рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской.Затем каждый получает волшебную картинку – лист уже нанесенными свечкой рисунком и аккуратно закрашивают её. Воспитывать интересс, желание рисовать.

Свеча, тушь синего цвета, листы плотной бумаги. Пол-листа бумаги с уже нанесёнными свечой рисунками

Программа образовательной деятельности

кружка «Радуга красок» 2017 – 2018 год

Тема: «Свитер для моих друзей»

Цель: Продолжать  знакомить с техникой рисования пальчиками. Познакомить с техникой печатания пробкой. Показать прием получения отпечатка. Учить составлять элементарный узор, наносить рисунок по возможности на всю поверхность бумаги. Воспитывать аккуратность.

Тема: «Весёлые  мухоморчики»

Цель: Продолжать  знакомить с техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. Закрепить умение ровно закрашивать шляпку гриба, окунать кисть в краску по мере необходимости, хорошо её промывать. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа грибочков. 

Тема: «Забавные рыбки»

Цель:Упражнять в рисовании предметов овальной формы. Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Учить тонировать лист разными цветами акварелью. Развивать цветовосприятие.

Тема: «Ягодки и яблочки на тарелочке»

Цель: Закрепить технику  печатания  печаткой  из картофеля, познакомить с приёмом печатания ватной  палочкой. Учить рисовать ягоды и яблоки, рассыпанные по тарелке, используя контраст размера и цвета. Развивать чувство композиции. Воспитывать интерес и желание рисовать нетрадиционными способами.

Тема: «Рябинка»

Цель: Учить рисовать на  ветке  ягоды (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить  данные  приёмы  рисования. Развивать цветовосприятие, чувство композиции. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

Тема: «Любимое  домашнее животное»

Цель: Познакомит с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью – учить имитировать шерсть животного, т.е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. Воспитывать аккуратность.

Тема:  «Перчатки»

Цель: Упражнять детей в технике  печатания. Закрепить умение украшать предмет несложной  формы, нанося  рисунок по возможности  равномерно на  всю  поверхность. Воспитать у ребенка художественный вкус. 

Тема: «Елочка пушистая, нарядная». 

Цель: Упражнять в технике рисования тычком полусухой, жесткой кистью. Продолжать  учить использовать такое  средство  выразительности,  как  фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Тема: «Веселый снеговичок»

Цель: Упражнять в технике тычка полусухой жесткой кистью. Продолжать учить использовать такое  средство  выразительности,  как   фактура. Воспитывать самостоятельность.

Тема: «Зимний лес»

Цель: Закрепить умение рисовать большие  маленькие деревья сангиной, углем. Упражнять в рисовании прямых линий со средним нажимом на палочку сангины или угля, чтобы линия была хорошо видна и чтобы мелок не сломался. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Тема: «Животное из сказок»

Цель: Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

Тема: «Чашка для папы»

Цель: Учить рисовать чашки различной формы (прямоугольной, полукруглой), украшать их узором (основное украшение –печать по трафарету, дополнительные –печатание печатками). Развивать воображение, творчество. Воспитывать аккуратность.

Тема: «Мимоза для  мамы»

Цель: Упражнять в рисовании  пальчиками, скатывании шариков из  салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки  наклеивания. Воспитывать эстетическое отношение к образу мамы  через изображение цветов в различных техниках.

Тема: «Встреча с Колобком»

Цель: Развивать эстетические чувства передачей художественного сказочного образа в аппликационной технике; учить обрывать бумагу разной жёсткости. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Тема: «Весёлые божьи коровки»

Цель: Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность). Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

Тема: «Жили у бабуси два веселых гуся»

Цель: Продолжать учить использовать ладонь как изобразительное средство: окрашивать ее краской и делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Закрепить умение дополнять  изображение деталями. Воспитывать самостоятельность.

Тема: «Гусеницы в траве»

Цель: Совершенствовать технику пальчикового рисования (туловище гусеницы), не оставляя просветов между мазками. Дорисовывание недостающих деталей фломастерами (лапки, травка, солнышко). Воспитывать бережное отношение к природе; расширять знания о насекомых.

Тема: «Волшебный дождик»

Цель: Познакомить с техникой рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Затем каждый получает волшебную картинку – лист уже нанесенными свечкой рисунком и аккуратно закрашивают её. Воспитывать интерес и желание рисовать нетрадиционными способами.

Список детей обучающихся в кружке

 «Радуга красок»

1. Андрюшкина Злата

2. Абдулатипова Райсад

3. Буджалов Бату

4. Горяев Чингис

5. Долдунов Бата

6. Жидкова Алина

7. Зубова Вероника

8. Кащенко Алина

9. Какушкина Милана

10. Лежнев Радион

11. Тарасова Алина

12. Холоденко Кирилл

13.Чугункина Саглара

14. Цекева Милана

15. Цыгаменко Милана

Мониторинг эффективности работы с детьми

Методы и приёмы мониторинга

Для достижения основной  цели обследование детей, оно проходило в форме диагностики в начале и в конце учебного года (сентябрь, май) и строилось на основе коммуникативного подхода к развитию художественной деятельности через нетрадиционные техники. Использовала разнообразные, в том числе, игровые приемы.

Во время выполнения работы детьми, наблюдала за их настроением, активностью, умением пользовать материалами и инструментами, умением применять полученные ранее знания и навыки работы в нетрадиционных техниках рисования.

Цель проведения:

  • Выявить уровень художественного развития детей
  • Выявить возможности свободного выбора ребёнком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения.

Обследование проводилось по следующим направлениям:

  1. Цветовое восприятие: ребёнок видит яркость и нарядность цвета и его оттенков.
  2. Рисование предметное: ребёнок изображает предметы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования знакомых материалов и инструментов.
  3. Рисование сюжетное: ребёнок передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, используя знакомые нетрадиционные техники.
  4. Рисование декоративное: ребёнок украшает силуэт игрушек с помощью знакомых нетрадиционных техник

    Методика проведения:

  • Оборудуется место для подгруппового занятия с детьми
  • На столе размещаются различные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми
  • Предложить детям назвать всё, что они видят, рассказать, как можно пользоваться, и выбрать, что они будут использовать в работе для реализации своего замысла.
  • По ходу фиксировать: выбор ребёнка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов техник, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.

Для анализа была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений.

Уровни овладения навыками и умениями в рисовании с использованием нетрадиционных техник:

Низкий (1 балл)

  • интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо выражен
  • эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого
  • ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности
  • узнаёт и радуется знакомым образам в рисунке
  • основным свойством при узнавании является форма, а уже затем – цвет
  • ребёнок рисует только при активной помощи взрослого
  • знает изобразительные материалы и инструменты, но не хватает умения пользоваться ими
  • не достаточно освоены технические навыки и умения

Средний (2 балла)

  • у ребёнка есть интерес к восприятию эстетического в окружающем
  • он выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения, внешние признаки эмоциональных состояний
  • знает способы изображения некоторых предметов и явлений
  • правильно пользуется материалами и инструментами
  • владеет простыми нетрадиционными техниками с частичной помощью взрослого
  • проявляет интерес к освоению новых техник
  • проявляет самостоятельность

Высокий (3 балла)

  • ребёнок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки
  • быстро усваивает приёмы работы в новых нетрадиционных техниках
  • владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования
  • передаёт в рисунках некоторое сходство с реальным объектом
  • обогащает образ выразительными деталями, цветом, используя знания о нетрадиционных техниках
  • умеет создать яркий нарядный узор
  • может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат, пользуясь нетрадиционными техниками

Список литературы:

  1. И. А. Лыкова. «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва 2007г.
  2. Т. С Комарова, А. И Савенков; «Коллективное творчество

дошкольников», Москва 2005г.

  1. Т.Г. Казакова. «Изобразительная деятельность в художественном развитии дошкольников», Москва «Педагогика» 1983г.

4. А.А Фатеева. «Рисуем без кисточки»

5. Т.Н Давыдова. «Рисуем ладошкам»

6.        Р.Г Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками» Творческий центр, Москва 2008г.

7.Т.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва 2007г.

8.  Е. Немешева. «Ладошки». Москва Айрис Пресс 2011г

9. Н.И. Васильева. «Нарисуй пальчиками» Стрекоза 2011 год, «Солнечная полянка», «Забавные зверушки», «Друзья зверята», «Игрушки»

10.А.В. Никитина. «Нетрадиционные техника рисования в детском саду»

11. Журналы «Дошкольное воспитание», «Воспитатель», «Ребенок в детском

12. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет» И. А. Лыкова, Москва 2007г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Радуга красок"

Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность. Изобразитель...

Программа кружка Радуга красок

Программа кружка Радуга красок...

Рабочая программа кружка «Радуга красок» по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для детей младшей группы

Рабочая программа по изобразительной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Данная программа подойдет в качестве дополнительного образования по изодеятельности с использованием нетрадици...

Программа кружка "Радуга красок" по нетрадиционной технике рисования во второй младшей группе

Программа разработана с целью развития у детей второй младшей группы художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования. Задачами данной программы являтся знакомство с р...

Программа кружка "Радуга красок"

Учебно-тематический план выстроен с учётом рекомендаций программы «от Рождения до школы» и дополняет содержание образовательной области «Художественное творчество», т.е. для проведения специально орга...

Рабочая программа кружка "Радуга красок"

Рабочая программа кружка нетрадиционных техник рисования "Радуга красок" для детей дошкольного возраста 4-7 лет....