Педагогический проект по художественно-эстетическому воспитанию "Сине-голубое чудо Гжели"
проект по рисованию (старшая, подготовительная группа) на тему

Таюнда Татьяна Моризовна

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sine-goluboe_chudo_gzheli.docx504.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Комплекс средняя общеобразовательная школа-детский сад»

                                                       

https://img-fotki.yandex.ru/get/6803/32379926.30/0_10b061_2540ab6c_XL.png

       

Подготовила:

педагог

дополнительного

образования

                                                                        Т.М.Таюнда

                                             

2017-2018учебный го

Паспорт проекта

Тип проекта:         Краткосрочный (1 неделя), групповой, творческий.

Автор проекта: педагог дополнительного образования        

                             Таюнда Т.М.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет, воспитатели групп, специалисты, родители.

Возрастная категория: 5-7лет.

Ресурсы проекта: наглядно - дидактический материал «Гжельские узоры», музыкальный центр, мультимедийный проектор, обучающие презентации, подборка видеозаписей и аудиозаписей, ноутбук, художественная литература по теме «Народные промыслы России».

                                                  Структура проекта

 Актуальность: 

  Сегодня, в век компьютеризации и высоких технологий, когда жизнь идет в таком стремительном ритме, особенно важно уделять время для развития тонких струн души ребенка: доброты и чуткости, радости и творчества. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, творчески проявить себя в ней, нужно понять его историю и конечно же культуру. Существенным содержанием русской культуры является народное декоративно-прикладное искусство, созданное на протяжении многовековой истории. Поэтому очень важно формировать у дошкольников не только художественный вкус, но и приобщать к искусству и художественно-творческой деятельности, активному освоению эстетического пространства, используя богатейшее наследие нашего народа.

Проблема: недостаточная осведомленность дошкольников о русской культуре и традициях, декоративно-прикладном искусстве и его составляющих- народных промыслах.

Цель: формирование и развитие нравственного, духовного и творческого потенциала ребенка, на основе культуры и творчества русского народа.

Задачи:

  • познакомить детей с русским народным декоративно - прикладным  промыслом «Гжель»;
  • обогатить впечатления детей произведениями современных поэтов и композиторов (по данной тематике), русской лирической музыкой;
  • создать условия для развития чувств нравственности и патриотизма, творчества на примере русской народной культуры.

Ожидаемые результаты: сформировать умения выделять характерные особенности гжельского промысла (материал, цвет, форму). Развить навыки создания декоративных композиций с элементами гжельской росписи. Расширить предпосылки к самостоятельной творческой деятельности. Воспитать интерес к народной культуре, уважение к труду народных мастеров, патриотическую гордость за богатую талантами Россию.

Этапы проекта

I Подготовительный этап

  1. Подбор дидактической и методической литературы об истории возникновения  гжельской росписи и ее мастерах;
  2. Подбор аудио и видео материалов о народном промысле Гжель;
  3. Составление плана работы по проекту, целью которого является вызвать интерес детей к народному искусству.

II Основной этап

1) Работа с детьми

Образовательные:  формировать умение различать особенности цвета, узора, материала и передавать это в своих работах.

Развивающие: развивать умение составлять декоративные композиции по собственному замыслу, используя элементы гжельской росписи (точка, капелька, листик, роза, веточка, завиток, волнистые и прямые линии).

Воспитательные:  воспитывать чувство патриотизма и гордости за талант и творческое наследие своего народа.

Социально – коммуникативное развитие: подвижная игра «Чудо-птица»; дидактическая игра «Гжельские узоры».

Познавательное развитие: беседа на тему «Гжель чудо-роспись русских мастеров»; непосредственная образовательная деятельность «Голубая сказка Гжели».

Речевое развитие:           

чтение художественной литературы о мастерах и народном промысле; разучивание стихов о Гжели; заучивание слов песни «Гжель», знакомство   с   творчеством  композитора Ю. Синявского.

Художественно – эстетическое развитие: 

рисование на тему «Сине-голубое чудо»; аппликация на тему «Чудо- цветок», разучивание песни «Гжель» муз. У. Гнездиловой, слушание песни «Незабудковая Гжель» муз. Ю.Чичкова, сл. П. Синявского.

2) Работа с родителями

Пополнение музея студии «Бабушкин сундучок» экспонатами по теме проекта;

Выставка детских работ для родителей на тему «Гжельские узоры».

III Заключительный этап

 Продукт проекта: изготовление альбома «Голубая сказка Гжели»; поделки «Гжельский сервиз»; оформление выставки творческих работ детей на тему «Гжельские узоры».

Литература:

1. Веракса Н. Е., КомароваТ. С., Васильева М.А. От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Т. С.Комарова, М. А.Васильева. М.:Мозаика-Синтез,2011.-336с.

2. Мишакова В., Родное подмосковье [ Текст] В. Мишакова // Ребенок в детском саду. СПб.: 2003№5.- с63.

3. Боброва М. А, Небесная лазурь: [ Текст ] М. А Боброва// авторская сказка/

Дошкольное воспитание. СПб.:2006.№ 2.- с20.

Наглядно - дидактический материал                                                                     1.Вохринцева С.Н., Гжель: познавательная и обучающая книжка-раскраска для детей дошкольного возраста/ С. Н. Вохринцева/-Е.: Издательство Страна фантазий, 2005.- 8с.

2. Лыкова И.А., Небесная гжель: альбом для детского художественного творчества детей 3-7лет: наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей / И. А. Лыкова.-М.:Издательский дом Карапуз,2008.-10с.

3. ЧижковаТ.Н., Дорофеева А.Н, Гжель: наглядно-дидактическое пособие для детей 3-7лет/ Т. Н Чижкова, Т.Н. А. Н.Дорофеева -М. Мозаика-Синтез, 2003.-10с.

Музыкальный материал

1. Зарецкая Н.В., Роот З.Я., Гжель// Праздники в детском саду: праздники, песни, танцы// М.:Айрис-пресс,2006.-152с.

2. Музыка и аранжировка В. Андреева, исп. Фолькгруппа русского национального театра «Гжель – весна»/ авторская постановка хореографической зарисовки У.Гнездиловой.

3. Лебедушка, Прялица, Сударушка // русские лирические мелодии в исполнении оркестра народных инструментов им. Н. Осипова// аудио запись М.: Издательство детских образовательных программ.- весть –ТДА,2005.

4.Чичков Ю.М., Синявский П., Незабудковая гжель: сборник Ромашковая Русь: песни для детей и юношества.- М.: Издательство Советский композитор,1990.- с.74-77.

Интернет ресурсы

1.Ода Гжели //Учебный фильм//www. u *****/pages/video/12708

2.Сказочная гжель: [Текст] Занятие в старшей группе c4 //«*****»

3.Этапы Гжельской росписи// Учебный фильм// files. school-collection. *****

4.Народные промыслы: стихи, частушки, загадки//http:*****

                                               

                                                                    Приложение

Конспекты

НОД «Сине- голубое чудо», декоративное рисование.

Цель: ознакомление детей с искусством гжельских мастеров.

Задачи:

формировать умения и навыки выделять характерные особенности промысла (материал, цвет, форма) и середину композиции (цветок-роза);

закреплять умения использовать в работе две кисти(тонкую и широкую), рисовать концом кисти, всем ворсом, способом примакивания;

развивать творческие способности, стремление самостоятельно создавать красоту;

воспитывать любовь к народным традициям и народному творчеству, на примере народного промысла - гжель.

Материалы и оборудование:

иллюстрационный материал по теме «Гжель»; экспонаты украшенные гжельской росписью; трафареты для росписи; гуашь белого и синего цветов, баночки с водой, кисти, салфетки;запись песни «Незабудковая Гжель», музыка Ю. Чичкова.

Ход занятия:

Вводная часть

Педагог: Ребята, а вы любите сказки? (ответы детей) .Сегодня я хочу вас пригласить в одну из сказок.

«В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревушка Гжель. Давным-давно жили там смелые, да умелые мастера. Собрались они однажды стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской разных оттенков. Сами жители любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

Рисовали умельцы на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек. Стал каждый мастер свое умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки курочки, а на крышке петушок красуется. Другой сделал масленку в виде кита. На спине вылепил сказочный город с башенками и церквушками. Третий мастер слепил сахарницу в виде сказочной рыбки. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Гжельские мастера большие фантазеры. Одни чашки у них стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные - фигурные. Лепили мастера животных и птиц: петуха с пышным хвостом, кошку - задиру, мышку - норушку. А еще любили в этой деревушке делать часы. Форма у них непростая, причудливая. Расписаны они цветами, а на макушке петушок. Кажется, сейчас прокукарекает «Пора спать!» У каждого мастера был свой любимый узор, которым он всех радовал. А красочка у них была одна…голубая».

Основная часть

Педагог: Посмотрите, какие красивые предметы создавали мастера. Всего два цвета, а как красиво! Обратите внимание, ребята, почти на всех работах присутствует элемент росписи - роза, завиток в виде петельных линий, цветок из дугообразных линий. Красиво, правда! А хотите и вы попробовать себя в роли мастеров? (ответы детей). Давайте сначала разомнемся.

Физминутка «Чудо-птицы»

Чудо – птицы прилетели                  (взмах, руки вверх),

Прилетели к нам из Гжели               (опустить руки).

На ветвях они присели                     (присели),

Вдруг вспорхнули, улетели             (встать и улететь).

Педагог: Отдохнули немного, а теперь за работу. Я вам принесла белый чайный сервиз. Давайте его предметы украсим гжельскими узорами. В центре нарисуем любимый цветок гжельских мастеров «гжельскую розу» (воспитатель проводит показ последовательности рисования розы). Не забудьте сделать узор и по краю блюдца или чашечки, чайничка. А чтобы работа у вас ладилась да спорилась, я вам включу музыку.

  Дети выполняют работу самостоятельно, педагог ненавязчиво корректирует по необходимости их действия.

Рефлексия

Педагог: Посмотрите, какая красота у вас получилась! Вы настоящие умельцы! Скажите, ребята, с какой росписью мы сегодня познакомились? А какие вы запомнили основные элементы этой росписи?(ответы детей).

Педагог: Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в мир сказки. А закончить хочу такими строчками:

«Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь,

Известно всем в народе ее названье- Гжель!

Гордятся в Гжели жители небесной синевой,

Не встретите на свете вы красоты такой.

Голубизну небесную, что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашу легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый,

И в каждом отражается сторонушка родимая.

Ее трава шелковая, ее цветы весенние

И мастерство волшебное, достойно восхищения!»

 

НОД «Чудо-цветок», аппликация.

Цель: ознакомление детей с искусством гжельских мастеров.

Задачи:

способствовать формированию умений и навыков выделять характерные особенности данного промысла (материал, цвет, форму) и создавать композицию, используя аппликацию из бумаги голубого и белого

цвета;

развивать цветовосприятие, умение видеть и выделять элементы узора: точки, прямые и волнистые линии, цветы, листья;

упражнять в использовании метода обрывания для обогащения впечатлений и развития мелкой моторики пальцев рук;

формировать интерес к народной культуре и уважение к труду народных мастеров, патриотическую гордость за богатую талантами Россию.

Материалы и оборудование:

предметы, украшенные гжельской росписью, дидактическая игра «Найди похожую посуду», игровое упражнение «Назови и покажи», листы бумаги с силуэтами посуды, с изображениями гжельских цветов, цветная бумага (синяя и голубая), кисть для клея, клей, салфетки.

Ход занятия:

Вводная часть

Педагог: Ребята! На прошлом занятии мы с вами познакомились с новым видом росписи. С каким, кто мне скажет? (гжельская роспись). А какие изделия расписывали мастера? (посуду) Какие слова можно подобрать, говоря об этой посуде? (нежная, тонкая, изящная, нежно-голубая). Вся посуда разная, а что в ней общего? (украшена сине-голубым узором, на белом фоне) Из чего делали мастера такую посуду? (из глины).

Посмотрите вокруг. В нашей студии есть гжельская посуда?

Дидактическая игра «Найди похожую посуду».

Педагог: А давайте рассмотрим посуду. Какими узорами украшают мастера свои изделия? (растительными - цветы, трава). А какие элементы гжельской росписи вы знаете? Давайте будем называть элемент и показывать его на посуде.

Дидактическое упражнение «Назови и покажи».

Основная часть

«Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,

Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

Сотворили это чудо не за тридевять земель,

Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.

Синеглазая посуда, как весною небеса.

Вазы, чайники и блюда, так и светят на столе!

Из расписанной посуды есть вкусней и веселей!»

Педагог: Какие вы у меня молодцы, ребята. Как много уже знаете. Каким же узором украшают мастера серединку своих изделий? (гжельской розой). А в жизни разве роза бывает синей? (ответы). Наверное, эта роза сказочная. Старые люди говорят так: (звучит русская лирическая мелодия)

В далекой стране, где всегда царит лето, у одного купца была жена. В ее саду росло много красивых роз разного цвета - и белые, и красные, и розовые. Вот однажды собрался купец за товаром в разные страны. Собирая в дорогу мужа, жена дала ему розу и попросила беречь ее: «Она никогда не завянет, потому что я очень люблю тебя! - сказала она. И купец уехал. Он долго путешествовал и заехал в Россию. А у нас холодная зима. Роза от мороза не завяла, а просто посинела. Когда гжельские мастера увидели эту необычную розу, очень удивились и захотели нарисовать ее на своей посуде. Когда купец вернулся домой, он подарил жене красивую росписную посуду с синей розой.

Давайте и мы, ребята, сделаем посуду с красивой синей розой. Но сначала разомнемся.

Физминутка «Сервиз»

Вот большой стеклянный чайник,        (надуть живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник.             (другая рука изогнутая, как носик).

Вот фарфоровые чашки                         (присесть, одна рука на поясе)

Очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца                       (кружатся, рисуя руками круг),

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки                           (потянуться, руки сомкнуть над головой),

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос -

Он посуду нам принес                             (сделать большой круг).

Теперь можно и приступить к работе. Каждый лепесток нашей сказочной розы будем делать из отдельного кусочка бумаги, обрывая его. Но помните, каждый синий лепесток имеет голубой оттенок.

  Педагог проводит показ выполнения и дети приступают к самостоятельной работе (звучит тихая музыка).

Рефлексия

Педагог: Какая красивая посуда у вас получилась. Понравилось вам быть в роли мастеров? Люди говорят: «Хорошая работа два века живет».

Напомните мне, о какой росписи мы сегодня говорили? Какие у этой росписи основные элементы? Как еще называют эту роспись?

Педагог: Вы у меня большие молодцы. Спасибо вам за работу.

 

                       Беседа «Гжель - чудо роспись русских мастеров».

  В одной деревушке с названием Гжель, которая находится недалеко  от  Москвы,  живут мастера, которые делают удивительную посуду с небесными узорами. Они  делают её из особой глины, найденной в этих местах, которая  при  обжиге  становится  белой.

  Откуда же произошло название деревни? В названии этой  деревушки  слышится  слово «жечь». Жители  деревни с радостью называют себя «гжельцами» и говорят, что  нигде нет такого синего неба, как у них над крышами домиков, таких чудесных цветов и такой голубой речки. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь и в туман светилась посуда небесным цветом и напоминала о  ласковом лете.

  Почему же Гжель так полюбилась людям? Да потому, что сделана она с любовью и в первую очередь за её необыкновенный цвет. Он всегда бело-синий, яркий и прямо какой-то звонкий, как будто колокольчик на морозе звенит «дзинь-дзинь! дзинь-дзинь!» Далеко слышно колокольчик, далеко видно узор на посуде. То сильнее нажимает художник на кисточку, то слабее, то всем ворсом ведёт узор, то самым кончиком. Будто не художник одной -  единственной краской рисует, а дирижёр целым оркестром управляет. Палочка дирижёра помогает рождаться звукам, а кисточка художника - красочным узорам.

  Гжельская посуда хороша необыкновенно! Посуда у мастеров выходит белоснежная, а узор на ней одной единственной синей  краской. Но узор этот настолько удивительный, что хочется смотреть на него снова и снова.

 Гжельская  посуда  хороша  необыкновенно! Слава о ней разлетелась по всей  земле и не только у нас в стране, но и в далёких заморских краях. И в туманной  Англии, и в солнечной  Италии, и в элегантной  Франции, и в загадочной Японии  многие люди пьют чай из сине-белых чашек, а чай наливают из гжельских чайников. А чашки у мастеров самой различной формы, некоторые в форме коня, льва или  рыбы - даже сразу не поймёшь, что это чашка или фигурка.

  Узоры на гжельской посуде тоже самые разные. Но самый любимый- чайная  роза, которая так и называется «гжельской». Розы тоже не похожи одна на другую. Одни крупные и сочные, другие миниатюрные и изящные, третьи - бутоны, а  четвёртые - целые букеты из роз. Самые опытные мастера украшают посуду диковинными птицами, рыбами, неслыханными зверями, а то и сценки из жизни  людей изобразят: чаепитие, гуляние, посиделки, хороводы. Кроме роз и  другие цветы  встречаются - ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны, а рядом с ними - птицы, рыбы, деревья и даже целые города.

 Делают в Гжели не только посуду, но и другие полезные предметы - часы,  подсвечники, шкатулки. И расписывают знаменитыми небесными узорами.       

                                             «Нежно-голубое чудо» 

                                    Авторская сказка М. Бобровой.

        История эта случилась в рождественский сочельник. Жила в одной деревне с удивительным названием Гжель бедная женщина. Муж у неё умер, и чтобы прокормить свою единственную дочь, женщине приходилось  горшки  глиняные обжигать да на рынке их продавать. Чуть свет, она уж на ногах: печь  затопит, за работу берётся. Да и дочка Настенька такая умница уродилась, и пол подметет, и хлеб замесит, и на колодец за водой сбегает. Так вдвоём они и жили, а вдвоём любая работа спорится. Наступила зима, да такая суровая, с ветрами сильными, метелями - завирухами, морозами лютыми. И надобно же было случиться большому несчастью. Заболела Настенька, лежит, с постели встать не может. Какие только доктора не смотрели девочку, а вылечить не смогли. Приближалось Рождество. Снегу намело столько, что сугробы до самых окон доставали, деревья в лесу стояли в белых кружевах, снежинки весело кружились, поблескивая разноцветными искорками. По всему было видно, что природа радовалась наступающему празднику - Рождеству Христову. Только в доме у Настеньки не до праздника, с каждым часом ей становилось все хуже и хуже. Матушка не знала, чем порадовать дочку, как облегчить её страдания. «Настенька, скоро праздник придёт - веселье, радость принесёт. Может, это тебе силы придаст?» -  говорит матушка. «Не до праздника мне, матушка, не до веселья. А вот есть у меня заветное желание - хочется мне голубые васильки да колокольчики в руках подержать, на нежную красоту их полюбоваться!» - отвечает Настенька. «Да где ж я тебе среди зимы васильки да колокольчики отыщу? Подожди, придёт весна, появятся и васильки и колокольчики!»

 Ничего не ответила Настенька, только грустнее ещё стала. А этот разговор матушки с дочерью услышала звёздочка юная, которая только что на небе зажглась. Стало ей жалко Настеньку. И решила она помочь больной  девочке, тем более что, как известно, под Рождество всякие чудеса случаются. Разукрасила звёздочка оконное  стекло такими причудливыми узорами, что ни в сказке сказать, ни пером описать! Чего там только не было! И васильки, и колокольчики, и волшебные птицы ягоды клюют. Всю ночь трудилась звёздочка, но так и не успела закончить свою работу: ночь к концу подошла. Тогда обратилась звёздочка за помощью к ясному солнышку: «Солнышко-батюшка, время моё закончилось, не успела я Настенькино желание до конца выполнить... Помоги мне, надели силой волшебные узоры мои сказочные, ты же все можешь!» Солнышко согласилось и осветило своими волшебными лучами узоры дивные, и заиграли они весело! Да и Дед Мороз от Солнышка не отстал:  разукрасил узоры чудные в нежно-голубой цвет. Как увидела матушка такое чудо, так руки сами к краскам потянулись...

  И расцвели нежно-голубые цветы на кувшинах, и на блюдцах, и на чашках... И радовалась Настенька, глядя на красоту такую сказочную, радовалась несказанно, а радовавшись, постепенно поправлялась. А вскоре и совсем выздоровела. С тех самых пор и занялись жители деревушки изготовлением и росписью посуды, потому, что всем захотелось создавать такую красоту. А посуду, расписанную нежно – голубой краской, ласково называют «Небесно-голубая Гжель». Жители деревушки с радостью называют себя гжельцами и говорят, что нигде нет такого синего неба, как у них над крышами домиков, таких чудесных цветов и такой голубой речки. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь и в туман светилась посуда небесным цветом и напоминала о ласковом лете.

 

Легенды-сказки «Откуда в Гжели синий цвет».

  «Пошли как-то девушки, живущие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя - и небо синее в ней. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы - травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду.»

 «В далёкой стране, где всегда царит лето, у одного купца была жена. В её саду росло много красивых роз разного цвета - и белые, и красные, и розовые. Вот однажды собрался купец за товаром в разные страны. Собирая в дорогу мужа, жена дала ему розу и попросила  беречь её: «Она никогда не завянет, потому что я очень люблю тебя!» - сказала она. И купец уехал. Он долго путешествовал и заехал в Россию. А у нас холодная зима. Роза от мороза не завяла, а просто посинела. Когда гжельские мастера увидели эту необычную розу, очень удивились и захотели нарисовать её на своей посуде. Когда купец вернулся домой, он подарил жене красивую расписную посуду с синей розой.»

 

Стихотворения о Гжели

«Сине-белая посуда, расскажи-ка, ты откуда?

Видно издали пришла и цветами расцвела

Голубыми, синими, нежными, красивыми…

Так, что глаз не оторвать, ах какая благодать!»                                                                                                            

 С. Вахрушев

«Здесь рисуют девицы белые картинки,

Голубой узор на них, словно паутинка.

Эти синие цветы мы в узоры заплели.

Синих красок карусель называют всюду Гжель!                  

П. Синявский

«Рядом с осинками в синих косынках                                     

Синие гроздья на синих рябинках                                      

Синие зори и синие птицы -                                    

С этой красою ничто не сравнится                                    

Звонкими волнами кружатся краски,                                     

Чтобы блестели анютины глазки.                                      

Льётся узор под рукой мастерицы,                                      

Чтобы нигде он не мог повториться!»                                                                                                        

 

«Взял мастер в руки кисть и в синь небес макнул.

Взамен холста взял белизну просторов наших русских

И полились узоры, вензеля, вспорхнули птицы, зацвели сады…

Вдруг зазвенела синяя капель, явилось чудо русской нам зимы,

С таким же звонким званьем - Гжель!»        

                                                                                                      

«Сколько сказочных мест у России,

Городов у России не счесть,

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем есть!  

Велика Россия наша

И талантлив наш народ,

Об искусниках-умельцах -

На весь мир молва идёт!»

«Гжель»

Из глубины веков до наших дней,
Старанием мастеров умелых,
Русь украшает чудо-Гжель
Узором синим в платьях белых.
Весеннее украсят утро
Чудесной гжели нежные букеты,
И лёгким ветерком как будто,
На нас подует жарким летом.
Порой осенней в ярких красках
Природы милого творенья,
К нам гжель приходит снежной сказкой,
Зимы, предвидя приближение.
Ну а зимой, холодной, вьюжной,
Согреет нас огнём камин,
В котором,жаркий пламень дружит с узором сине-голубым.

Светлана Ледкова

«Гжель»

Незатейливый узор из оттенков краски,
Глина белая, фарфор -атрибуты сказки!
Словно детская рука на кусочках глины
Рисовала в три мазка синие картины.
Чашек круглые бока расписав в колечки,
В лепестки и облака - изразцы для печки,
Голубые кружева, кобальтовый иней,
Будто вьюга намела завитушки линий.
Налепила для игры синие фигурки,
Для забавы детворы зайцев и свистульки.
Скрыта в лёгкости мазка тайна чудо - глины.
На Руси живёт века промысел старинный.
Поколенья мастеров бело-синей Гжели -
Чародеи двух цветов, наши Боттичелли!

(Автор неизвестен).

«Далеко до лета, за окном метель,

Но не пугает это жителей посёлка Гжель.

Любы им просторы, укрытые в снега,

Да бескрайность неба цвета василька.

Мастера-умельцы делают посуду:

Чашки и тарелки -настоящим чудом!

На фарфоре белом, как среди снегов

Распустились синие облака цветов.

Словно белый иней их припорошил,

От морозов лютых спрятать поспешил.

Голубая роза расцвела зимой!

Вместе с чашкой розу принесу домой.

В жаркий летний полдень чашку я возьму -

Непременно в зиму сразу попаду!

Почувствую прохладу заснеженных равнин,

Да увижу неба чарующую синь,

И услышу снова, как поёт метель

Вот какое чудо мне подарит Гжель!»

 

«Поверить трудно: неужели,

Всего два цвета? Чудеса!

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

Какие розы и пионы

На чашках пишут мастера.

И сине-белые бутоны,

Прекрасны нынче, как вчера!»

Л. Куликова

«Чудо с синими цветками, голубыми лепестками,

Синими цветочками, нежными виточками.

На белом фарфоре, как на заснеженном поле,

Из-под белого снежочка, растут синие цветочки.

Неужели, неужели, вы не слышали о Гжели?

 

«Синие птицы по белому небу, море цветов голубых,

Кувшины и кружки - быль или небыль?

Изделия рук золотых. Синяя сказка -

Глазам загляденье, словно, весною капель!

Ласка, забота, тепло и терпенье -

Русская, звонкая Гжель!»

 

«За столом сидели бабушка и дед,

Пили чай из Гжели часто, много лет.

Чайник, чашки, кружки согревали нас,

Милые зверушки радовали глаз.

Но пришёл с подружкой внук к себе домой.

Ходики с кукушкой, скатерть с бахромой…

Может, и дичают где-то там вдали,

Только в Гжель он чаю для неё налил.

Сколько б ни летели миллионы дней,

Мы без нашей Гжели, словно без корней.

Белизны и сини нежные цветы,

Это всё  Россия - мама, папа, ты!»

 

«Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь,

Известно всем в народе её названье - Гжель!

Гордятся в Гжели жители небесной синевой,

Не встретите на свете вы красоты такой.

Голубизну небесную, что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашу легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый,

И в каждом отражается сторонушка родимая:

Её трава шелковая, её цветы весенние

И мастерство волшебное, достойно восхищения!»

 

«Гордятся в Гжели жители небесной синевой.

Не встретите на свете вы красоты такой!

Голубизну небесную, что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашечку легко перенесла».

 

«В тихом Подмосковье речка Гжелочка бежит.

Вдоль этой речки деревенька стоит.

Заросли ивы вдоль речки растут

Умельцы в той деревне живут.

Расписную посуду они мастерят,

Синим по белому чудо творят».

П. Синявский

 

«Есть в Подмосковье такое местечко:                    

Белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе                    

Слышится эхо волшебных мелодий.                      

И светлеет вода родниковая,                                

И дыхание ветра слышней.                                  

Расцветает Гжель васильковая,                           

Незабудковая Гжель!»        

«Что может быть прекрасней Гжели?                                   

Её фарфоровых изделий

И чайников, и самоваров, кружек,

И блюд, забавнейших игрушек?

Лепных побелок расписных

Горшочков, чашечек чудных?

Своими мы руками

Готовили их сами!»

Н. Кутузова

 

«Кто придумал это слово,

Это слово немудрено?

Гжелью раньше Гжель звалась,

Была пёстрой, а сейчас -

Это чудо синее

На блюдечке раскинуто.

Раз мазок, два мазок,

Завиток и точки…

Расцветут на белой глине

Синие цветочки».

В. Горичева

 

«В нашей мастерской чистота, уют, покой.                  

В печке обжигаются, на весь мир прославятся                          

Гжельские поделки: кошки, мышки, белки…                        

Под кисточкой волшебной мастериц          

Оживают стайки  разноцветных птиц.                                         

Машут лепестками волшебные цветы.            

Гжельские картины чудесной красоты!»

Н. Кутузова

 

«Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,

Все нарядны и красивы, расписные, все в цветах!

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

Сотворили это чудо не за тридевять земель,

Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.

Синеглазая посуда, как весною небеса.

Вазы, чайники и блюдца так и светят на столе!

Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!»

 

«Сине-голубые  розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые, каждый удивится!

Чудо на фарфоре - синяя купель.

Это называется просто роспись…Гжель.»     

                                          Консультация для родителей

«Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».

                                           Получить в детстве начало эстетического воспитания -

                                         значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного,                                                                    

                                           умение понимать и ценить произведения искусства,                          

                                           приобщаться к художественному творчеству.

                                                                                                              Н.А. Ветлугина.

 

 Эстетическое воспитание в детском саду - это ежедневная работа во всех видах деятельности ребёнка. Никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, умеющего видеть и чувствовать прекрасное.

 Решение вопросов эстетического воспитания на занятиях по изобразительной деятельности не приведёт к желаемым результатам. Поэтому необходимо стараться учить детей увидеть прекрасное в природе, слышать музыку, чувствовать в поэзии и в результате передавать увиденное посредством изображения.

 С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.

 Начинать работать по приобщению детей дошкольного возраста к народному искусству, можно обратиться к народному промыслу. Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению - искусство народное. И кому, как не детям близки и понятны многие работы народных мастеров декоративной росписи, будь то дымковские глиняные игрушки, хохломские стульчики и ложки, загорские матрёшки и т. п. Малыши воспринимают их глубже и полнее, чем большие полотна живописи и скульптуру, и это очень помогает в формировании художественного вкуса детей и руководстве их художественной деятельностью.

 Перед началом работы нужно изучить материалы, касающиеся истории той или иной росписи, уточнить методы и приёмы, используемые при ознакомлении детей дошкольного возраста с этим промыслом.

 Практический материал можно сделать самостоятельно. Это плоскостные и объёмные изделия, а самое главное - нарисовать основные элементы росписи в порядке их усложнения.

 Детям нужно рассказать, что даже самый сложный узор состоит из простейших элементов: круг, дуга, точки, горошины, прямая и волнистая линия, листик, цветок, завиток и т.д. Вначале следует показать, как нарисовать несложный узор, а затем предложить детям сделать это самим. Постепенно дети должны усвоить элементы росписи.

 Знакомя детей с изделиями, надо представить каждую вещь ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты. Всё это вызовет у дошкольников интерес к народному искусству, чувство радости от встречи с прекрасным.

 Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа.

 Ознакомление с народным декоративно-прикладным искусством оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает любовь к родному краю.

 Очень точно об этом сказал В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончащие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения необходимы для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие рук с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с искусством живописи"

Художественное образование и воспитание средствами искусства – неотъемлемая часть достойного образования. «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасн...

Педагогический проект Формирование художественно – эстетического интереса у детей через использование сказок (во второй младшей группе).

1. Цели: Развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства;раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей. 2. Задачи:·...

Педагогический проект по художественно-эстетическому развитию воспитанников 1старшей группы «Пластишка» (лепка из соленого теста)

В проекте представлены материалы на учебный год для  по лепке из соленого теста для детей старшей группы с целью развития мелкой моторики, воображения и эстетического вкус. А также методика ...

Презентация педагогического проекта «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с жанрами живописи»

Тема проекта: «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с жанрами живописи».Участники: дети старшей логопедической группы № 11, воспитатель, младший во...