Комплексно-тематическое планирование по ИЗО.
учебно-методический материал по рисованию (подготовительная группа) на тему

В помощь воспитателям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risovanie.docx51.82 КБ

Предварительный просмотр:

Сентябрь

3-я неделя.

Тема: «Части тела и лица».

НОД: «Я и мое тело».

Литература: Колдина Д.Н., с.65.

Программное содержание: учить схематично рисовать фигуры людей, соблюдая пропорции. Упражнять в передаче положения и движения людей. Формировать образное восприятие.

Материал и оборудование: альбомные листы, простые карандаши. Карточки со схематично нарисованными людьми в разных позах.

Методические приемы: беседа, рассматривание образцов, показ, объяснение, индивидуальная помощь.

Совместная деятельность с детьми: рассматривание плаката «Части тела и лица», дидактическая игра «Части тела», загадывание загадок о частях тела и лица,

Совместная деятельность с родителями: рассматривание энциклопедической литературы, пальчиковые упражнения, рисование членов семьи.

3-я неделя.

Тема: «Части тела и лица».

НОД: «Портрет Буратино».

Литература: Бондаренко Т.М., стр.474.

Программное содержание: учить детей рисовать портрет, дать понятие «портрет в фас» и «в профиль», учить видеть особые отличительные черты и изображать их в рисунке, закреплять приемы рисования акварельными красками.

Материал и оборудование: альбомный лист, акварельные краски, кисти, вода, салфетки, кукла Буратино, картинки с изображением Буратино в фас и профиль.

Методические приемы: рассматривание, объяснение приемов рисования, слушание аудиозаписи с песенкой про Буратино из к/ф «Буратино».

Совместная деятельность с детьми: чтение сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино», рассматривание иллюстраций в книге, дидактическая игра «Назови основные части тела», разучивание ФМК «Буратино потянулся».

Совместная деятельность с родителями: просмотр кинофильма (или мультфильма) «Приключения Буратино», уточнение названий частей тела и лица в беседе с детьми, рассматривание и чтение энциклопедии «Человек».

4-я неделя.

Тема: «Осень».

НОД: «Ветка рябины (с натуры)».

Литература: Бондаренко Т.М. стр. 420

Программное содержание: учить детей рисовать с натуры ветку рябины, передавая особенности ее строения (форму частей, строение ветки, листа, ягод), окраски и расположения в пространстве. Показать способы обследования натуры. Развивать координацию в системе «глаз-рука». Вызвать у детей эмоциональные переживания, связанные с личным опытом восприятия осенних явлений, интерес к ним.

Материал и оборудование: альбомный лист, краски, кисть, вода, салфетки, натуральная ветка рябины.

Методические приемы. Беседа. Рассмотреть ветку рябины, уточнить ее особенности, активизируя детей, подумать о расположении на листе бумаги. Вспомнить приемы работы акварелью. При анализе готовых работ добиваться развернутого обоснованного выбора того или иного рисунка.

Совместная деятельность с детьми: беседа о лиственных деревьях, рассматривание в сравнении. Чтение стихотворения О. Высоцкой «Рябина», наблюдение за рябиной на прогулке, рассматривание открыток и иллюстраций, дидактическая игра «С какой ветки эта детка», беседа «За что я люблю осень».

Совместная деятельность с родителями: прогулки по лесу, парку, наблюдение за деревьями осенью, сбор осенних листьев, чтение стихов об осени.

4-я неделя.

Тема: «Осень».

НОД: «Осеннее дерево под ветром и дождем».

Литература: Бондаренко Т.М., стр.429.

Программное содержание. Учить предавать в рисунке пейзаж поздней осени, ее колорит. Развивать представление о том, что через подбор красок можно передать в рисунке определенную погоду и настроение. Формировать представление о нейтральных цветах (черный, белый, серый, темно-серый, светло-серый), использовать эти цвета при создании картины поздней осени. Учить изображать дерево под ветром и дождем. Воспитывать умение видеть изменения в окружающей природе.

Материал и оборудование. альбомный лист, краски, кисть, вода, салфетки. Две репродукции или книжные иллюстрации с изображением ясного и хмурого дня. Детские рисунки.

Методические приемы: беседа, рассматривание, объяснение приемов рисования, частичный показ.

Совместная деятельность с детьми: наблюдения на прогулке при разных погодных условиях, рассматривание репродукций с картин и иллюстраций, беседа о деревьях, дидактическая игра «Узнай по силуэту».

Совместная деятельность с родителями: прогулки в лес, парк, сбор гербария, беседы об изменениях в природе осенью, чтение стихов А. Пушкина, А. Фета, Ф. Тютчева об осени, рисование деревьев в ветреную и дождливую погоду.

Октябрь

1-я неделя.

Тема: Огород. Овощи».

НОД: «Вкусные дары щедрой осени (овощи)».

Литература: Бондаренко Т.М. стр. 413.

Программное содержание: учить передавать в рисунке форму, цвет и характерные особенности овощей. Работать над композицией рисунка – равномерно располагая предметы по всему листу бумаги, находить для предмета величину, соответствующую величине данного листа бумаги. Закрашивать предметы по форме широкими закругленными линиями, держа кисть плашмя. Уточнить представление детей о натюрморте, вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на предложенную тему, желание изображать овощи, развивать творческую активность, образное мышление.

Материал и оборудование: натуральные овощи или муляжи овощей, альбомный лист, краски, кисти, вода, салфетка.

Методические приемы: рассматривание овощей (или муляжей), обследование, объяснение приемов рисования.

Совместная деятельность с детьми: рассматривание предметных картинок, муляжей, отгадывание загадок об овощах, дидактически игры «Узнай на ощупь», «Узнай по вкусу», чтение стиха Ю. Тувима «Овощи».

Совместная деятельность с родителями: сбор овощей вместе с детьми, участие детей в приготовление овощных блюд, беседы о труде людей осенью, чтение стиха В. Коркина «Что растет на нашей грядке?».

1-я неделя.

Тема: «Огород. Овощи».

НОД: «Что созрело в огороде»

Литература: Швайко Г.С. стр. 15.

Программное содержание. Познакомить детей с новым жанром живописи – натюрмортом; дать представление о том, какие предметы изображаются на натюрмортах. Познакомить с репродукциями натюрмортов. Учить детей делать набросок простым карандашом, закрашивать предметы по форме широкими закругленными линиями, держа кисть плашмя.

Материал и оборудование: репродукция картины с изображением натюрморта, предметные картинки с изображением овощей, натуральные овощи или муляжи. Бумага, простые карандаши, акварельные краски, кисти, вода, салфетка, Методические приемы: рассматривание, объяснение приемов рисования, вопросы, напоминание.

Совместная деятельность с детьми: рассматривание репродукций, предметных картинок, иллюстраций, заучивание стихов об овощах, беседа «Кто выращивает овощи для людей?», дидактическая игра «Сад – огород», лепка овощей.

Совместная деятельность с родителями: раскрашивание овощей в книжках-раскрасках, наблюдение детей за приготовлением пищи с использованием овощей, совместное посещение овощных магазинов.

2-я неделя.

Тема: «Сад - фрукты».

НОД: «Что созрело в саду»

Литература: Швайко Г.С. стр. 16.

Программное содержание: учить передавать в рисунке характерную форму и окраску знакомых фруктов, растущих в наших садах и на юге, развивать композиционные умения; развивать умение работать над замыслом (мысленно представить содержание своего рисунка до начала работы), продолжать вырабатывать навыки закрашивания карандашом.

Материал и оборудование: предметные картинки с изображением фруктов, натуральные фрукты или муляжи, лист бумаги в виде круга, цветные карандаши.

Методические приемы: рассматривание, беседа, показ приемов закрашивания объяснением, подсказки.

Совместная деятельность с детьми: рассматривание предметных картинок, иллюстраций, разучивание считалки «Апельсин», лепка фруктов, целевая прогулка в сад на территории детского сада.

Совместная деятельность с родителями: наблюдение детей за приготовлением компотов, варенья, посещение магазинов и рынка для покупки фруктов, раскрашивание овощей, поездка в деревню.

2-я неделя.

Тема: «Сад - фрукты».

НОД: «Вкусные дары щедрой осени (фрукты)».

Литература: Бондаренко Т.М. стр. 415.

Программное содержание: содействовать формированию понятия «натюрморт», учить передавать в рисунке характерную форму и окраску фруктов, развивать композиционные умения (расположение предметов), эстетическое восприятие.

Материал и оборудование: репродукция натюрморта, натуральные фрукты (или муляжи), альбомный лист, акварельные краски, кисти, вода, салфетка.

Методические приемы: рассматривание репродукции, предметных картинок, фруктов (или муляжей), обследование, показ приемов рисования, подсказки.

Совместная деятельность с детьми: рассматривание художественных репродукций натюрмортов, отгадывание загадок о фруктах, дидактические игры «Чудесный мешочек», «Узнай по запаху», разучивание считалки «Апельсин», чтение сказки «История одной яблоньки» К. Ушинского.

Совместная деятельность с родителями: сбор фруктов вместе с детьми, участие детей в приготовление фруктовых салатов, чтение произведений Л. Акима «Яблоко», У. Рашида «Наш сад», раскрашивание фруктов в книжках – раскрасках.

3-я неделя.

Тема: «Деревья. Грибы».

НОД: «Осенняя береза».

Литература: Бондаренко Т.М., стр.424

Программное содержание: учить детей располагать предметы на широкой полосе земли «ближе» и «дальше». Учить передавать в рисунке строение дерева – соотношение частей по величине и их расположение относительно друг друга; упражнять в рисовании концом кисти тонких веток и листвы приемом вертикального мазка. Передавать характерные признаки березы, вызвать эстетическое переживание от восприятия красоты осеннего дерева.

Материал и оборудование: изображение дерева с осенней листвой, альбомный лист, закрашенный на 1/3 зеленой краской, акварельные краски, кисти, вода, салфетка.

Методические приемы: рассматривание картинок, иллюстраций, показ способов рисования, напоминание, подсказки.

Совместная деятельность с детьми: наблюдение за березой на прогулке, отгадывание загадок о различных видах деревьев и о грибах, рассматривание муляжей и картинок о грибах, дидактическая игра «Съедобные – несъедобные», чтение художественных произведений о деревьях и грибах.

Совместная деятельность с родителями: прогулки в лес и парк, подбор открыток, фотографий, иллюстраций, сбор листьев с разных деревьев, беседы о деревьях и грибах.

3-я неделя.

Тема: «Деревья. Грибы».

НОД: «В грибном царстве, лесном государстве».

Литература: Швайко Г.С., с.28, Бондаренко Т.М., с.417.

Программное содержание: уточнить представление детей о строении грибов, об основных частях, учить в рисунке передавать характерные особенности, вызвать эстетическое переживание от восприятия красоты природы. Продолжать учить детей изображать в одном рисунке много предметов, располагая их в ряд на одной линии и связывая единым содержанием. Продолжать учить решать композиционные задачи. Развивать эстетическое и художественное восприятие, образное и творческое мышление, желание разгадывать загадки и изображать грибы, подчеркнуть индивидуальность каждого гриба.

Материал и оборудование: бумага ½ альбомного листа, краски, кисти, вода, салфетка. Муляжи грибов, предметные картинки.

Методические приемы: Беседа. Обследование. Активизация внимания (вопросы, характеристика предмета). Уточнение строения, показ способов действия. Указания в процессе рисования.

Совместная деятельность с детьми: рассматривание муляжей и картинок о грибах, дидактическая игра «Съедобные – несъедобные», чтение художественных произведений о деревьях и грибах. Чтение стихов, сказок, загадок о грибах. Раскраски, обводки, трафареты. Беседа «Для кого и для чего нужен мухомор». Чтение. Сутеев. Под грибом.

Совместная деятельность с родителями: прогулки в лес и парк, подбор открыток, фотографий, иллюстраций, сбор листьев с разных деревьев, беседы о деревьях и грибах. Поход в лес. Сбор грибов. Приготовление блюд из грибов. (По возможности.)

4-я неделя.

Тема: «Перелетные птицы».

НОД: «Летят перелетные птицы»

Литература: Бондаренко Т.М., стр.433.

Программное содержание: учить рисовать перелетных птиц в полете, развивать творческие способности, воспитывать бережное отношение к природе.

Материал и оборудование: альбомный лист, простой карандаш, краски, кисти, вода, салфетка, картинки с изображением птиц.

Методические приемы: беседа, рассматривание, объяснения, напоминание о последовательности выполнения, индивидуальная помощь.

Совместная деятельность с детьми: наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций, картинок, чтение сказок Г.Х. Андерсона «Дюймовочка», «Гадкий утенок», дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы», слушание аудиозаписи «Голоса птиц».

Совместная деятельность с родителями: наблюдение за птицами во время прогулок в лес или в парк, беседа о птицах, изготовление птиц из природного материала, изготовление кормушек для птиц, отгадывание загадок о птицах.

4-я неделя.

Тема: «Перелетные птицы».

НОД: «Сказочная птица»

Литература: Третьякова И.Г. стр. 85.

Программное содержание: учить создавать изображение птицы, использую контур обведенной руки, учить придавать знакомому предмету новый образ с помощью дополнительных деталей. Воспитывать любовь к птицам. Упражнять в прорисовывании элементов украшения. Развивать наблюдательность и воображение, творческие способности.

Материал и оборудование: образцы рисунков с использованием контура обведенной руки на каждого ребенка, цветные карандаши, фломастеры.

Методические приемы: беседа, показ образцов, объяснение, напоминание (о способах украшения).

Совместная деятельность с детьми: наблюдение за птицами во время прогулок, рассматривание иллюстраций, картинок с изображением птиц, чтение сказок «Дюймовочка», «Гадкий утенок» Г.Х. Андерсона и других произведений, изготовление птиц из природного материала, пальчиковые упражнения.

Совместная деятельность с родителями: наблюдение за птицами во время прогулок, чтение художественной литературы о птицах, пальчиковые упражнения, раскрашивание птиц в книжках – раскрасках, беседы о птицах.

Ноябрь

1-я неделя.

Тема: «Одежда».

НОД: «Русская народная одежда».

Литература: Колдина Д.Н., стр.34, Комарова Т.С., с.144.

Программное содержание: продолжать знакомить детей с историей и особенностями русского народного костюма. Показать красоту вышитых изделий. Учить рисовать русскую народную одежду, передавая её характерные особенности. Развивать уважение к народной культуре.

Материал: изображения русского народного костюма, кукла в русском народном костюме, альбомные листы, простой карандаш, цветные карандаши, фломастер.

Методические приемы: беседа, рассматривание, объяснение, индивидуальная помощь.

Совместная деятельность с детьми: беседа «Русский костюм», «По одежке встречают», рассматривание вышитых узоров на одежде, полотенцах, дидактическая игра «Назови части одежды», рассматривание журналов мод.

Совместная деятельность с родителями: посещение краеведческого музея, рассказы родителей о том, как люди жили раньше, рисование и раскрашивание предметов одежды.

1-я неделя.

Тема: «Одежда».

НОД: «Ателье мод».

Литература: Волчкова В.Н., Степанова И.В., стр.87.

Программное содержание: познакомить детей с работой швейных ателье, учить рисовать предметы одежды, самостоятельно придумывать узоры и украшать одежду в одном стиле и цвете. Формировать чувство композиции и ритма. Развивать эмоционально-эстетическое чувство, вкус, расширять знания детей об одежде.

Материал: журналы мод, картинки с изображением людей в разной одежде, альбомные листы, простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, акварельные краски.

Методические приемы: беседа, рассматривание, объяснение последовательности действий, индивидуальная помощь, подсказки.

Совместная деятельность с детьми: вырезывание кукол из бумаги и одежды для них, с/р игра «Ателье», рассматривание методического пособия «Цветик-семицветик» (образцы тканей»,

Совместная деятельность с родителями: посещение магазинов одежды, покупка одежды, наблюдения за прохожими во время прогулок, рассматривание иллюстраций с изображением людей в разной одежде.

2-я неделя.

Тема: «Обувь, головные уборы».

НОД: «Украшение кокошника».

Литература: Третьякова Н.Г., стр.91.

Программное содержание: учить при построении узора принимать во внимание пространственные отношения между его элементами, соблюдать симметрию и ритм. Развивать творческое мышление детей, закреплять изобразительное умение, упражнять в рисовании предметов круглой и овальной формы.

Материал: иллюстрации с изображением женщин в кокошниках, силуэтное изображение кокошников, простой карандаш, акварельные краски, фломастеры.

Методические приемы: рассматривание иллюстраций, показ выполнения отдельных элементов узоров, индивидуальная помощь, подсказка.

Совместная деятельность с детьми: беседа «Какие бывают головные уборы и обувь», с/р игра «Магазин», «Семья», чтение стихотворения П. Мокшанцева «Сапожок».

Совместная деятельность с родителями: рассматривание иллюстраций с изображением людей в разных головных уборах и обуви, раскрашивание головных уборов и обуви в книжках-раскрасках, покупка головных уборов и обуви.

2-я неделя.

Тема: «Обувь, головные уборы».

НОД: по замыслу: «Волшебный круг, волшебный овал».

Литература: Третьякова Н.Г., стр. 47.

Программное содержание: учить выполнять орнамент на заданной форме, чередуя элементы узора. Познакомить детей с работой штампами (картофельными клише). Учить самостоятельно придумывать узоры. Формировать чувство композиции и ритма. Учить подбирать характерную цветовую гамму. Воспитывать аккуратность в работе. Развивать творческое мышление детей, закреплять изобразительное умение, упражнять в рисовании предметов круглой и овальной формы.

Материал: альбомные листы, Витрина» магазина с трикотажными изделиями. Предметные картинки. Бумажная шапочка заданной формы. Акварельные краски. Кисточки. Салфетки. Вода. Журнал мод.

Методические приемы: игра «На что это похоже?», вопросы, индивидуальная помощь, подсказки.

Совместная деятельность с детьми: рисование из геометрических фигур, выкладывание узоров из геометрических фигур, вырезывание предметов округлой формы, штриховка кругов и овалов. С/ролевые игры «Семья», «Ателье», «Магазин» Головные уборы». Д/игра «Назови элементы г/уборов», «Третий лишний». Трафареты, штриховка, обводка, раскраски. Наблюдение «Во что одеты прохожие». Д/игра «Докончи узор». Обратить внимание на пространственные отношения между его элементами, соблюдать симметрию и ритм. Выкладывание из гречки контура шапочки. Украшение узором из риса, гороха, фасоли.

Совместная деятельность с родителями: рисование в тетрадях в клетку кругов и овалов, вырезывание кругов и овалов и составление из них узоров.

3-я неделя.

Тема: «Домашние животные»

НОД: «Козленок»

Литература: Колдина Д.Н., с.46.

Программное содержание. Продолжать учить намечать силуэт животного на четырех лапах, передавая его позу и строение. Познакомить с новым способом передачи изображения – штрихом – петелькой. Показать возможности безотрывных круговых движений при передаче фактуры кудрявого меха козленка.

Материалы. ½ альбомных листов, простые карандаши, цветные карандаши, фломастеры.

Методические приемы. Беседа по сказке «Волк и семеро козлят». Загадка В. Степанова. Беседа. Активизация внимания (вопросы, характеристика предмета). Уточнение строения, показ способов действия. Упражнение в изображении.

Совместная деятельность с детьми. Д/игра «Назови детенышей». «Кто где живет?». С/р. игра «Скотный двор». Чтение стихов, сказок, загадок о домашних животных. Раскраски, обводки, трафареты по теме «Домашние животные». Рисование по точкам.

Совместная работа с родителями. наблюдение за домашними животными (по возможности).

3-я неделя.

Тема: «Домашние животные»

НОД: «Конь»

Литература: Швайко Г.С., с.49.

Программное содержание. Учить расписывать шаблон по народным (дымковским) мотивам, использовать разные элементы росписи: точки, мазки, полоски. Подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки. Использовать в узоре элементы дымковской росписи, располагать узор вдоль ног, шеи, на теле. Использовать разное положение кисти при рисовании.

Материалы Дымковская игрушка (конь). Бумажные силуэты. Бумага, краски, кисти, салфетки, вода, подставка для кисти.

Методические приемы Рассматривание дымковской игрушки, выделение характерных элементов росписи. Беседа. Активизация внимания (вопросы, характеристика предмета). Уточнение строения, показ способов действия. Упражнение в изображении.

Совместная деятельность с детьми. Рисование элементов дымковской росписи. Д/игра «Назови детенышей». «Кто где живет?». С/р. игра «Скотный двор». Чтение стихов, сказок, загадок о домашних животных. Раскраски, обводки, трафареты по теме «Домашние животные». Рисование по точкам.

Совместная работа с родителями. Наблюдение за домашними животными.

4-я неделя.

Тема: «Дикие животные»

НОД: «Ежик с кленовым листком на спине»

Литература: Бондаренко Т.М., с.460, Третьякова Н.Г., с.30.

Программное содержание. Продолжать учить детей передавать в рисунке несложный сюжет; учить выразительно передавать в рисунке образы животных, передавая их характерные особенности. Упражнять в соблюдении относительных размеров изображаемых животных. Закреплять технические навыки и умения рисования. Учить рисовать ежа, создавая изображение из прямой и округлой формы. Развивать фантазию, воображение, творчество. Учить детей рассказывать о своих рисунках и рисунках товарищей.

Материалы. Иллюстрации. Предметные картинки. Игрушки. Альбомный лист, краски, кисть, вода, салфетки,

Методические приемы. Отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, предметных картинок. Активизация внимания (вопросы, характеристика предметов). Указания в процессе рисования.

Совместная деятельность с детьми. Рисование и лепка животных, рассматривание иллюстраций с изображением». Изготовление масок зверей.

Совместная работа с родителями. Рассматривание иллюстраций в энциклопедии. Чтение художественных произведений.

4-я неделя.

Тема: «Дикие животные»

НОД: «Лиса»

Литература: Третьякова Н.Г., с.94.

Программное содержание. Учить рисовать животных, используя опорный рисунок-схему. Закреплять умение рисовать графическими материалами. Развивать умение видеть в общей форме форму отдельных частей тела. Воспитывать желание рисовать на данную тему дома.

Материалы. Образцы-схемы. Карандаши. Альбомные листы.

Методические приемы. Рассмотреть образцы-схемы. Уточнить строение. Назвать части. Вспомнить способы изображения. Направлять внимание, подсказывать в процессе рисования.

Совместная деятельность с детьми. Чтение стихов, сказок, загадок о диких животных. Раскраски, обводки, трафареты по теме «Дикие животные». Рисование по точкам. Беседа «Как животные зиму проводят». «Лесные обитатели». Д/игра «Узнай предмет по описанию». учить узнавать предмет по его половине, различать силуэтные и контурные изображения предметов. Изготовление зверюшек из бросового материала.

Совместная деятельность с родителями. Чтение стихов, сказок, загадок о диких животных.

Декабрь

1-я неделя.

Тема: «Зима».

НОД: «Идет волшебница – зима!».

Литература: Недорезова О.В., Бондаренко Т.М. стр. 456.

Программное содержание: продолжить знакомить детей с разными видами пейзажа, воспитывать наблюдательность в рисунках, интерес к явлениям природы и их отображению в рисунках, совершенствовать владение различными приемами рисования и закрашивания.

Материал: бумага, акварельные краски, зимние пейзажи Шишкина, Саврасова, стихи А.С. Пушкина о зиме.

Методические приемы: чтение стихов, рассматривание пейзажей, вопросы, объяснение, индивидуальная помощь.

Совместная деятельность с детьми: прослушивание аудиозаписи музыки П.И. Чайковского «Времена года», чтение художественных произведений о зиме, дидактическая игра «Когда это бывает?», беседа «За что я люблю зиму», вырезывание из бумаги снежинок, опыты со снегом.

Совместная деятельность с родителями: отгадывание загадок о зиме, просмотр мультфильмов, рассматривание иллюстраций, наблюдение за зимними явлениями во время прогулок.

1-я неделя.

Тема: «Зима».

НОД: «Рисуем разных снеговиков».

Литература: Швайко Г.С. с. 100.

Программное содержание: продолжать учить детей несложного сюжета – изображению места действия и персонажа, развивать творческие способности, упражнять в различных приемах работы кистью.

Материал: бумага серого и голубого цвета, гуашь, образцы (рисунки) разных снеговиков, игрушечный снеговик или снеговик, сделанный из трех ватных дисков.

Методические приемы: рассматривание снеговиков, вопросы, объяснение, подсказка.

Совместная деятельность с детьми: разучивание стихов и песен о зиме, рассматривание репродукций и картинок о зиме, наблюдение за зимними явлениями в природе, лепка снеговиков из снега во время прогулок.

Совместная деятельность с родителями: наблюдение за снегом во время прогулок, игры со снегом, рассматривание иллюстраций о зиме.

2-я неделя.

Тема: «Мебель».

НОД: «Украсим кукольную мебель».

Литература: Швайко Г.С. с. 132.

Программное содержание: учить детей самостоятельно и творчески применять умения и навыки, полученные на предшествующих занятиях, учить детей украшать детали мебели, видеть зависимость узора от формы украшаемого предмета.

Материал: кукольная мебель, бумажные детали мебели, фломастеры, образцы узоров.

Методические приемы: рассматривание кукольной мебели, образцов узоров, объяснение, подсказка, напоминание.

Совместная деятельность с детьми: сюжетно-ролевые игры «Семья», «Мебельный магазин», дидактические игры «Укладываем куклу спать», «Назови части мебели», «Один – много», беседа «Береги мебель».

Совместная деятельность с родителями: чтение русской народной сказки «Маша и медведь», игры с игрушечной мебелью, раскрашивание мебели в книжках-раскрасках.

2-я неделя.

Тема: «Мебель».

НОД: «Рисуем то, что умеем».

Литература: Казакова Р.Г. стр. 5, 6, 7, 15.

Программное содержание: вызывать у детей интерес к рисованию с использованием нетрадиционной техники «Тычок», рисование пальцами, ладошкой, оттиск смятой бумагой, развивать творчество.

Материал: кисти, бумага, гуашь, салфетки, смятая бумага, блюдечки.

Методические приемы: беседа, показ воспитателем разных способов рисования нетрадиционным метолом, объяснение, индивидуальная помощь.

Совместная деятельность с детьми: рассматривание образцов рисунков с использованием нетрадиционной техники, пальчиковые упражнения (для развития мелкой моторики).

Совместная деятельность с родителями: предоставить детям в свободное пользование краски и цветные карандаши.

3-я неделя.

Тема: «Транспорт».

НОД: «Автобус».

Литература: Бондаренко Т.М., с. 449.

Программное содержание: учить детей изображать отдельные виды транспорта, передавать форму основных частей, деталей, их величину и расположение. Закреплять технические навыки рисования карандашами. Учить закрашивать рисунки, используя разный нажим на карандаш для получения оттенков цвета.

Материал: белая бумага ½ альбомного листа, цветные карандаши, иллюстрации с изображением автобусов.

Методические приемы: беседа, вопросы, рассматривание иллюстраций, показ, уточнение последовательности, напоминание, подсказка.

Совместная деятельность с детьми: наблюдение за транспортом во время прогулок, игры с транспортом, игра–импровизация «Мы – шоферы!», беседа «На чем люди передвигаются?», обводка транспорта по шаблонам и его штриховка.

Совместная деятельность с родителями: чтение художественных произведений о транспорте, просмотр мультфильмов, рассматривание игрушечного транспорта, раскрашивание транспорта в книжках-раскрасках.

3-я неделя.

Тема: «Транспорт».

НОД: «Какие автомобили привозят продукты в магазин».

Литература: Швайко Г.С., с. 108.

Программное содержание: учить детей изображать различные виды транспорта, их форму, строение, пропорции (соотношение частей по величине). Закреплять умение рисовать крупно, располагая изображение посередине листа, рисовать легко контур простым карандашом и закрашивать цветными. Развивать умение оценивать свою работу. Развивать воображение.

Материал: бумага ½ альбомного листа, цветные карандаши, простой графитовый карандаш, иллюстрации и игрушки.

Методические приемы: беседа, рассматривание, объяснение, уточнение, напоминание, поощрение. Игра «Мы шоферы».

Совместная деятельность с детьми: рассматривание картинок с изображением разных автомобилей, наблюдение за транспортом во время прогулок, знакомство с трудом взрослых, сюжетно-ролевые игры с транспортом, чтение книг, отгадывание загадок о транспорте.

Совместная деятельность с родителями: наблюдение за транспортом на улице, игры с игрушечным транспортом, раскрашивание транспорта в книжках-раскрасках, чтение книг о транспорте.

4-я неделя.

Тема: «Новый год».

НОД: «Сказочный дворец Деда Мороза и Снегурочки».

Литература: Бондаренко Т.М., с.453.

Программное содержание: учить изображать сказочное архитектурное сооружение с использованием холодной гаммы красок, учить проявлять самостоятельность и творческие способности в выборе архитектуры дворца, декоративных украшений.

Материал: альбомный лист, акварельные краски, кисти, вода, простые карандаши, образцы рисунков сказочных дворцов.

Методические приемы: беседа, показ рисования декоративных украшений, объяснение, напоминание, совет, индивидуальная помощь.

Совместная деятельность с детьми: рассматривание иллюстраций, открыток с изображением сказочных дворцов, чтение сказок «Снегурочка», «Морозко».

Совместная деятельность с родителями: прогулки по улицам города, наблюдение за внешним оформлением (дизайном) зданий, чтение сказок, просмотр мультфильмов «Снежная королева» и «12 месяцев».

4-я неделя.

Тема: «Новый год».

НОД: «Новогодняя елка».

Литература: Швайко Г.С., стр. 102, Третьякова И.Г., стр. 59.

Программное содержание: закреплять умение отражать в рисунке праздничные впечатления. Упражнять в рисовании фигур детей в движении. Учить передавать в рисунке образ новогодней елки, равномерно распределять украшения по всему дереву, закреплять умение изображать ель с постепенно удлиняющимися ветками.

Материал: бумага, гуашь, кисти, вода, салфетки, иллюстрации с изображением новогодних елок.

Методические приемы: рассматривание, вопросы, показ приемов рисования, объяснение, подсказка.

Совместная деятельность с детьми: разучивание стихов и песен о елке, беседа «Скоро, скоро Новый год», наблюдение за ёлками во время прогулок по территории детского сада, подготовка к праздничному утреннику.

Совместная деятельность с родителями: рассматривание новогодних открыток, наблюдение за новогодними украшенными ёлками в городском парке на Советской площади, чтение художественных произведений о Новогоднем празднике.

Январь

2-я неделя.

Тема: «Наш город. Дом и его части».

НОД: «Я и мой дом».

Литература: Бондаренко Т.М., с. 450.

Программное содержание: закрепить знания детей об основных частях здания (стена, крыша, окно, дверь, балкон и т.д.), показать детям возможность рисования различных строений (из бревен, кирпичей и т.д.), закреплять приемы рисования цветными карандашами. Закреплять умение оформлять свой замысел, композиционно располагать изображение на листе бумаги. Учить детей оценивать выразительное решение темы.

Материал: простые и цветные карандаши, фломастеры, ½ альбомного листа, иллюстрации и картинки с изображением различных зданий.

Методические приемы: беседа, обсуждение, рассматривание, объяснение, напоминание.

Совместная деятельность с детьми: экскурсии и целевые прогулки по улицам города, рассматривание зданий во время прогулок, беседы о городе Саранске, рассматривание открыток, иллюстраций с изображением различных домов и зданий.

Совместная деятельность с родителями: понаблюдать за домами и зданиями во время прогулок. Подобрать и рассмотреть иллюстрации.

2-я неделя.

Тема: «Наш город. Дом и его части».

НОД: «Улица города».

Литература: Бондаренко Т.М., с. 452.

Программное содержание: передавать в рисунке впечатление от окружающей жизни, передавать в рисунке форму, строение, части одноэтажного, многоэтажного дома. Находить отличительные признаки одного здания от другого (форма, этажность, материал, назначение и т.д.), развивать творческое воображение, закреплять приемы рисования красками.

Материал: альбомный лист бумаги, акварельные краски, вода, кисти, салфетки. Картинки и открытки с изображением городских улиц.

Методические приемы: вопросы, рассматривание, объяснение, индивидуальная помощь.

Совместная деятельность с детьми: рассматривание книг, альбомов о городе Саранске, беседы о городе Саранске, целевая прогулка по улице Комарова, наблюдение за внешним оформлением (дизайном) зданий.

Совместная деятельность с родителями: прогулки по улицам города, рассматривание открыток, иллюстраций с изображением городских улиц.

3-я неделя.

Тема: «Профессии».

НОД: «Пожарная машина спешит на помощь».

Литература: Бондаренко Т.М., с. 447.

Программное содержание: учить детей создавать сюжетную картинку «Пожар», учить рисовать огонь, дым, пожарную машину, пожарных, воспитывать уважением к смелым пожарным, закреплять правила пожарной безопасности.

Материал: предметная картинка с изображением пожарной машины, альбомный лист, акварельные краски, кисти, вода, салфетки.

Методические приемы: чтение отрывка из стиха С. Маршака «Пожар», беседа, объяснение, рассматривание, индивидуальная помощь.

Совместная деятельность с детьми: игры с пожарной машиной, беседа о правилах пожарной безопасности, чтение книги С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» и «Пожар».

Совместная деятельность с родителями: чтение стихов и рассказов о пожаре и пожарных, рассматривание иллюстраций с изображением пожаров, беседа «Спички – это не игрушка».

3-я неделя.

Тема: «Профессии».

НОД: «Веселый клоун».

Литература: Бондаренко Т.М., с. 470.

Программное содержание: развивать умение передавать в рисунке образ человека труда, изображая фигуры людей в характерной профессиональной одежде, с необходимыми атрибутами. Учить детей передавать веселое настроение человека, учить изображать улыбающегося человека, создать детям хорошее настроение. Учить детей оценивать свои рисунки в соответствии с заданием.

Материал: ½ альбомного листа, акварельные краски, фломастеры, кисти, вода, иллюстрация или картинка с изображением веселого клоуна.

Методические приемы: беседа, рассматривание, показ приемов рисования лица человека, напоминание.

Совместная деятельность с детьми: рассмотреть подбор картинок с изображением человеческого лица в разных эмоциональных состояниях, беседа «Цирк – это интересно, цирк – это весело!», рассказы детей о впечатлениях после посещения цирковых представлений.

Совместная деятельность с родителями: посещение цирковых представлений, просмотр мультфильмов, рассматривание картинок и иллюстраций о цирковых клоунах.

4-я неделя.

Тема: «Орудия труда».

НОД: «Профессии, которые мне нравятся».

Литература: Казакова Р.Г., с. 96.

Программное содержание: развивать умение передавать в рисунке образ человека труда, изображая фигуры людей в характерной профессиональной одежде, с необходимыми атрибутами. Закреплять умение рисовать основные части простым карандашом, аккуратно закрашивать рисунки.

Материал: иллюстрации и картинки людей разных профессий, атрибуты разных профессий (игрушечные или картинки), альбомные листы, цветные карандаши, фломастеры.

Методические приемы: рассматривание, вопросы, объяснение последовательности действий, показ некоторых приемов работы.

Совместная деятельность с детьми: д/и «Кому это нужно», «Кто что делает», чтение стихотворения С. Михалкова «А что у вас?».

Совместная деятельность с родителями: рассказы родителей о своих профессиях, чтение художественных произведений о профессиях.

4-я неделя.

Тема: «Орудия труда».

НОД: «Кем ты хочешь быть?».

Литература: Комарова Т.С., с. 178

Программное содержание: учить детей передавать в рисунке представление о труде взрослых, изображая фигуру человека в характерной профессиональной одежде, с необходимыми орудиями труда, закреплять умение рисовать основные части простым карандашом, аккуратно закрашивать свои рисунки.

Материал: альбомные листы, цветные и простой карандаш, иллюстрации и картинки с изображением людей разных профессий с необходимыми атрибутами.

Методические приемы: беседа, напоминание некоторых способов рисования, подсказки, вопросы, индивидуальная помощь.

Совместная деятельность с детьми: беседа «Все работы хороши, выбирай на вкус», с/р игры «Больница», «Почта», д/и «Найди пару».

Совместная деятельность с родителями: совместное с детьми посещение больницы, магазина и других общественных мест работы взрослых, разговоры на тему «Где и кем ты хочешь быть, когда вырастешь?

Февраль

1-я неделя.

Тема: «Зимующие птицы»

НОД: «Сова»

Литература: Третьякова Н.Г., стр. 48.

Программное содержание. Учить рисовать сову несложным, конструктивным способом, используя геометрические фигуры, предавая образ ночной, хищной птицы отмечать отличительные особенности (клюва и глаз, размер туловища и характер окраски). Развивать умение видеть в общей форме форму отдельных частей тела. Упражнять в использовании изобразительных средств (мазка, цвета). Учить детей рассказывать о своих рисунках и рисунках товарищей. Воспитывать желание рисовать на данную тему дома.

Материалы. Иллюстрации. Предметные картинки. Загадки. Бумага, краски, кисти, салфетки, вода, подставка для кистей.

Методические приемы. Чтение отрывка из книги В. Бианки «Лесные разведчики. Отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, предметных картинок. Уточнение строения, показ способа действия, пояснение.

Совместная деятельность с детьми. Чтение стихов, сказок, загадок о зимующих птицах. Раскраски, обводки, трафареты по теме «Зимующие птицы». Рисование по точкам. Д/игра «Узнай предмет по описанию». учить узнавать предмет по его половине, различать силуэтные и контурные изображения предметов. Лепка, рисование птиц.

Совместная деятельность с родителями. Чтение энциклопедии.

1-я неделя.

Тема: «Зимующие птицы»

НОД: «Сорока-белобока»

Литература: Бондаренко Т.М., с.438.

Программное содержание. Учить детей отличать одну птицу от другой, отмечать отличительные особенности (клюва и глаз, размер туловища и характер окраски). Развивать умение видеть в общей форме форму отдельных частей тела. Упражнять в использовании изобразительных средств (мазка, цвета). Учить детей рассказывать о своих рисунках и рисунках товарищей. Воспитывать желание рисовать на данную тему дома.

Материалы. Книга В. Сутеева «Это что за птица?». Иллюстрации. Загадки. Бумага, краски, кисти, салфетки, вода, подставка для кистей.

Методические приемы. Рассматривание иллюстраций. Объяснение. Анализ. Пример-показ. Указания в процессе рисования.

Совместная деятельность с детьми. Чтение стихов, сказок, загадок о зимующих птицах. Раскраски, обводки, трафареты по теме «Зимующие птицы». Рисование по точкам. Д/игра «Узнай предмет по описанию». учить узнавать предмет по его половине, различать силуэтные и контурные изображения предметов. Лепка, рисование птиц.

Совместная работа с родителями. чтение худ. лит-ры. Наблюдение за птицами на прогулке. Изготовление кормушек.

2-я неделя.

Тема: «Домашние птицы».

НОД: «Цыплята».

Литература: Колдина Д.Н., с. 44.

Программное содержание: учить создавать сложную композицию, закреплять умение рисовать силуэт цыпленка простым карандашом, учить передавать пушистость цыпленка, используя зигзагообразную штриховку.

Материал: альбомные листы, простой карандаш, фломастеры, цветные карандаши.

Методические приемы: загадки, объяснение, показ зигзагообразной штриховки, индивидуальная помощь.

Совместная деятельность с детьми: разучивание потешки «Петушок, петушок, золотой гребешок», ФМК «Вышла курочка гулять», самостоятельное рисование домашних птиц, беседа «Какую пользу приносят домашние птицы».

Совместная деятельность с родителями: поездки в деревню, чтение художественных произведений о домашних птицах, просмотр мультфильмов.

2-я неделя.

Тема: «Домашние птицы».

НОД: «По замыслу».

Литература: Комарова Т.С., с. 164.

Программное содержание: учить детей выбирать содержание своего рисунка, продумывать композицию, цветовое решение, закреплять технические навыки рисования красками.

Материал: акварельные краски, простой карандаш, альбомный лист.

Методические приемы: беседа, вопросы, подсказки, индивидуальная помощь.

Совместная деятельность с детьми: наблюдения на прогулках, чтение художественных произведений, беседы, с/р игры.

Совместная деятельность с родителями: просмотр мультфильмов, наблюдения во время прогулок по улицам города, по лесу, во время посещения парка им. А.С. Пушкина, беседы, чтение книг.

3-я неделя.

Тема: «День защитника Отечества».

НОД: «Солдат на посту».

Литература: Комарова Т.С., с. 116.

Программное содержание: учить детей рисовать человека, передавая характерные особенности костюма, позы, закреплять умение располагать изображение на листе бумаги, рисовать крупно, воспитывать интерес и уважение к людям военной профессии.

Материал: простой карандаш, цветные карандаши, бумага, иллюстрации, на которых нарисованы солдаты.

Методические приемы: рассматривание иллюстраций (уточнить одежду и позу солдата), вопросы, объяснение, подсказки.

Совместная деятельность с детьми: разучивание стихов и песен о российской Армии, рассматривание альбомов «Будущие защитники родины».

Совместная деятельность с родителями: беседы о людях военных профессий, чтение художественных произведений о защитниках родины.

3-я неделя.

Тема: «День защитника Отечества».

НОД: «Наша армия родная».

Литература: Комарова Т.С., с. 172.

Программное содержание: учить передавать в рисунках образы солдат, моряков, летчиков, их жизнь и службу, упражнять в рисовании и закрашивании рисунков цветными карандашами.

Материал: бумага, цветные карандаши, иллюстрации и картинки с изображением людей военных профессий.

Методические приемы: беседа, вопросы, объяснение, индивидуальная помощь.

Совместная деятельность с детьми: лепка и рисование военной техники, рассматривание альбома «Наша армия родная», игры с военной техникой.

Совместная деятельность с родителями: чтение художественных произведений о российской армии, раскрашивание военной техники в книжках – раскрасках.

4-я неделя.

Тема: «Посуда. Продукты питания».

НОД: «Тарелочка».

Литература: Комарова Т.С., с. 91.

Программное содержание: учить располагать узоры на круге, заполняя середину и края, развивать глазомер, чувство ритма, закреплять навыки рисования красками.

Материал: листы бумаги в форме круга на каждого ребенка, краски, вода, салфетка, 2-3 образца, иллюстрации, на которых нарисована посуда.

Методические приемы: рассматривание, объяснение, уточнение, напоминание.

Совместная деятельность с детьми: рассматривание посуды, сюжетно – ролевые игры «Семья», «Магазин», лепка посуды, раскрашивание посуды в книжках-раскрасках, дидактическая игра «Из чего это сделано?».

Совместная деятельность с родителями: игры с посудой, отгадывание загадок о посуде, наблюдение за приготовлением пищи.

4-я неделя.

Тема: «Посуда. Продукты питания».

НОД: «Украшение кружки элементами гжельской росписи».

Литература: Бондаренко Т.М., стр.484

Программное содержание: учить детей приемам рисования элементов гжельской росписи, закреплять умение рисовать концом кисти и всей кистью, поддерживать интерес к народному творчеству.

Материал: вырезанные из бумаги силуэты кружек, голубой и белый цвет гуаши, кисть, карточки с элементами росписи, гжельская посуда.

Методические приемы: беседа, рассматривание гжельской посуды, объяснение, подсказки.

Совместная деятельность с детьми: рассматривание открыток, альбомов, лепка посуды, сюжетно-ролевая игра «Семья», дидактические игры «Назови правильно», «Что изменилось?» (с предметами посуды).

Совместная деятельность с родителями: чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе», игры с детской посудой, рассматривание посуды, раскрашивание посуды в книжках - раскрасках.

Март

1-я неделя.

Тема: «Книги. Бумага, изготовление, виды».

НОД: «Сделаем для малышей книжки-картинки».

Литература: Швайко Г.С., с. 153.

Программное содержание: учить детей самостоятельно выбирать содержание картинок для книжки, согласовывать размер изображаемого предмета с величиной страницы, развивать творческие способности, вызвать желание сделать приятное малышам.

Материал: 2-3 книжки для детей младшего дошкольного возраста, карточки с силуэтным изображением предметов, наборы цветной бумаги, ножницы, клей, книжки-ширмы, сделанные детьми заранее (или книжки – самоделки из 6-8 страниц с цветной обложкой.

Методические приемы: рассматривание, вопросы, объяснение приемов вырезывания, индивидуальная помощь.

Совместная деятельность с детьми: рассматривание и чтение книг, беседа «Что за прелесть эти сказки?», дидактическая игра «Сказки просят, а сейчас вы, друзья, узнайте нас».

Совместная деятельность с родителями: чтение книг (из серии «Читаем по слогам»), рассматривание книг разной тематики (энциклопедии о животных, птицах, космосе и т.д.)

1-я неделя.

Тема: «Книги. Бумага, изготовление, виды».

НОД: «Обложка для книги сказок».

Литература: Комарова Т.С., с. 174.

Программное содержание: учить передавать особенности построения рисунка или орнамента на передней и задней обложке книги. Учить детей выбирать содержание своего рисунка, продумывать композицию, цветовое решение, закреплять технические навыки рисования красками.

Материал: акварельные краски, простой карандаш, альбомный лист.

Методические приемы: беседа, вопросы, подсказки, индивидуальная помощь.

Совместная деятельность с детьми: чтение художественных произведений, беседы.

Совместная деятельность с родителями: просмотр мультфильмов, чтение худ. лит-ры.

2-я неделя.

Тема: «Моя семья. Мамин праздник».

НОД «Портрет мамы».

Литература: Швайко Г.С. с.90, Бондаренко Т.М., стр.476.

Программное содержание: развивать художественное восприятие образа человека. Продолжать учить передавать в рисунке черты лица. Вызвать желание нарисовать портрет своей мамы (голову и плечи), передать в рисунке некоторые черты ее облика (цвет глаз, волос). Воспитывать любовь к своим близким.

Материал: женские портреты, ½ альбомного листа, цветные карандаши, краски, кисточки, вода, салфетки.

Методические приемы: беседа о маме, рассматривание портретов, показ способов рисования глаз, носа, рта, советы, напоминание, индивидуальная помощь.

Совместная деятельность с детьми: чтение стихов Е. Благининой «Посидим в тишине», «Вот какая мама», «Мамин день», рассматривание фотографий мам, разучивание стихов о маме, беседа «Моя мама».

Совместная деятельность с родителями: чтение художественной литературы о мамах, рисование мам.

2-я неделя.

Тема: «Моя семья. Мамин праздник».

НОД: «Папа (или мама) гуляют со своим ребенком по улице (или в сквере)».

Литература: Комарова Т.С. стр. 150

Программное содержание: закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать относительную величину ребенка и взрослого. Учить располагать предметы на листе соответственно содержанию. Упражнять в рисовании контура простым карандашом, в закрашивании цветными карандашами.

Материал: альбомный лист, простой и цветные карандаши, семейные фотографии.

Методические приемы: беседа, вопросы, объяснение, индивидуальная помощь.

Совместная деятельность с детьми: игра «Кто какой» - подбор признаков к членам семьи, рассматривание сюжетных картинок о семье, чтение рассказа В. Воронковой «Сыновья», дидактическая игра «Подбери признаки» (какая семья).

Совместная деятельность с родителями: рассматривание семейных альбомов.

3-я неделя.

Тема: «Весна».

НОД: «Ранняя весна».

Литература: Бондаренко Т.М., с. 485.

Программное содержание: развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие весенней природы, учить располагать сюжет на всем листе бумаги, закреплять представления детей о пейзаже.

Материал: репродукция картины И. Левитана «Март», бумага, краски, кисти, вода, простой карандаш.

Методические приемы: сюрпризный момент, рассматривание (картины), вопросы, напоминание, индивидуальная помощь.

Совместная деятельность с детьми: наблюдение на прогулках, рассматривание репродукций картин и иллюстраций, чтение стихов Ф. Тютчева «Весенние воды», Токмаковой И. «Весна», дидактическая игра «Когда это бывает?».

Совместная деятельность с родителями: отгадывание загадок о весне, чтение художественных произведений о весне, наблюдения за весенними явлениями природы во время прогулок.

3-я неделя.

Тема: «Весна».

НОД: «Пришла весна и птицы прилетели».

Литература: Комарова Т.С. стр. 131

Программное содержание: учить детей передавать в рисунке картины природы, упражнять в красивом расположении изображения на листе, развивать эстетическое восприятие.

Материал: краски, бумага, кисти, вода, картинки и иллюстрации о весне.

Методические приемы: отгадывание загадок, рассматривание, объяснение последовательности рисования, индивидуальная помощь.

Совместная деятельность с детьми: беседа «Весна – краса», разучивание пословиц о весне, слушание аудиозаписи «Голоса птиц», дидактическая игра «Бывает – не бывает», наблюдения на прогулках

Совместная деятельность с родителями: изготовление скворечников, отгадывание загадок о весне, чтение художественных произведений о весне.

4-я неделя.

Тема: «Рыбы».

НОД: «На дне морском».

Литература: Бондаренко Т.М., с. 489.

Программное содержание: учить изображать обитателей подводного мира, закреплять навыки рисования красками, развивать воображение, учить доводить начатое дело до конца.

Материал: альбомный лист, краски, кисточки, вода, картинки с изображением обитателей подводного мира.

Методические приемы: отгадывание загадок, рассматривание, вопросы, объяснение приемов рисования (чешуя, хвост, плавники и пр.), напоминание.

Совместная деятельность с детьми: чтение стихотворения И. Токмаковой «Рыбки», беседа «Кто живет под водой», лепка рыб, обводка рыб по шаблону и раскрашивание, заучивание названий некоторых рыб: рыба-еж, рыба-пила и т. д.

Совместная деятельность с родителями: посещение рыбных магазинов, рассматривание картинок с изображением рыб.

4-я неделя.

Тема: «Рыбы».

НОД: «Рыбы в аквариуме».

Литература: Третьякова Н.Г. стр. 42, Швайко Г.С. стр. 14

Программное содержание: учить детей рисовать рыб в аквариуме, правильно передавать их строение (туловище, хвост, плавники), развивать творческие способности.

Материал: картинки, иллюстрации с изображением рыб, игрушечные рыбки, ½ альбомного листа, краски, кисти, вода.

Методические приемы: рассматривание, беседа, объяснение, индивидуальная помощь, подсказка.

Совместная деятельность с детьми: штриховка бумажных силуэтов рыб, игра «Карась и щука».

Совместная деятельность с родителями: чтение художественных произведений об обитателях подводного мира, лепка рыб.

Апрель

1-я неделя

Тема: «Животные жарких стран»

НОД: «Животные жарких стран»

Литература: Бондаренко Т.М., с.466.

Программное содержание. Вызвать интерес, эмоциональный отклик на предложенную тему, желание изображать животных жарких стран, закрепить умение рисовать животных, учить рисовать простым карандашом, передавая характерные признаки, отрабатывать передачу формы и пропорций.

Материалы: альбомный лист, акварель, кисти, вода, палитра, салфетки. Предметные картинки.

Методические приемы. Беседа. Рассмотреть иллюстрации с изображением животных. Уточнить строение. Назвать части. Вспомнить способы изображения. Направлять внимание, подсказывать в процессе рисования.

Совместная деятельность с детьми. Раскраски, обводки, трафареты по теме «Животные жарких стран». Рисование по точкам. Д/игра «Узнай предмет по описанию». Учить узнавать предмет по его половине, различать силуэтные и контурные изображения предметов. Изготовление животных из бросового материала.

Совместная работа с родителями. Рассматривание энциклопедии, чтение худ. лит-ры.

1-я неделя

Тема: «Животные жарких стран»

НОД: «Животные далеких стран»

Литература: Недорезова О.В., с.77, Третьякова Н.Г., с.94.

Программное содержание. Закрепить знания детей о животных жарких стран. Продолжать закреплять навыки рисования животных. Развивать творческую активность, воображение, образное мышление. Желание разгадывать загадки.

Материалы: 1/2 альбомного листа, акварель, кисти, вода, палитра, салфетки. Предметные картинки. Загадки по теме.

Методические приемы: беседа по теме. Уточнить строение. Назвать части. Вспомнить способы изображения. Направлять внимание, подсказывать в процессе рисования.

Совместная деятельность с детьми. Учить узнавать предмет по его половине, различать силуэтные и контурные изображения предметов. Беседа о животном и растительном мире пустыни. Рассматривание иллюстраций. Вопросы поискового характера. Д/игры. «Узнай животное по описанию», «Чей, чья, чье, чьи», «Кто где живет?», «Назови детенышей». Игра «Хорошо-плохо». «Назови одним словом». Пантомима «Каких животных мы знаем».

Трафареты, обводки, штриховка, раскраски, рисование по точкам.

Совместная работа с родителями. Рассматривание энциклопедии, чтение худ. лит-ры, посещение зоопарка.

2-я неделя

Тема: «Животные холодных стран»

НОД: «Что мы больше всего любим рисовать»

Литература: Комарова Т.С., с.88.

Программное содержание. Учить детей задумывать содержание своего рисунка, вспомнить необходимые способы изображения, воспитывать интерес к процессу рисования, аккуратность.

Материалы: альбомный лист, карандаши, фломастеры.

Методические приемы. Беседа о животных Севера. Напомнить способы изображения. Направлять внимание, подсказывать в процессе рисования.

Совместная деятельность с детьми. Беседа о животных севера. Рассматривание иллюстраций. Вопросы поискового характера. Д/игры. «Узнай животное по описанию», «Назови одним словом», «Чей, чья, чье, чьи», «Кто где живет?», «Назови детенышей».

Совместная работа с родителями. Рассматривание энциклопедии, чтение худ. лит-ры.

2-я неделя

Тема: «Животные холодных стран»

НОД: «Пингвины в Антарктиде»

Литература: Бондаренко Т.М., с.464.

Программное содержание. Закрепить знания детей о животных холодных стран. Продолжать закреплять навыки рисования животных. Учить рисовать пингвина. Развивать творческую активность, воображение, образное мышление.

Материалы: 1/2 альбомного листа, акварель, кисти, вода, палитра, салфетки. Иллюстрации с изображением пингвина.

Методические приемы. Беседа. Уточнить строение. Назвать части. Вспомнить способы изображения. Направлять внимание, подсказывать в процессе рисования.

Совместная деятельность с детьми: учить узнавать предмет по его половине, различать силуэтные и контурные изображения предметов. Беседа о животном и растительном мире Севера. Рассматривание иллюстраций. Вопросы поискового характера. Д/игры. «Узнай животное по описанию», «Назови одним словом». Пантомима «Каких животных мы знаем».

Совместная работа с родителями. Рассматривание энциклопедии, чтение худ. лит-ры, посещение зоопарка.

3-я неделя

Тема: «Лес»

НОД «Зайчик под елочкой»

Литература: Швайко Г.С., с.79.

Программное содержание. Продолжать учить детей передавать в рисунке несложный сюжет; соблюдать элементарные пропорции между предметами; закреплять технические навыки рисования разных по форме и строению предметов; учить выстраивать композицию.

Материалы. Квадратные листы, акварель, кисти, вода, палитра, салфетки. Иллюстрации с изображением зайцев, елочек.

Методические приемы. Рассматривание иллюстраций. Объяснение. Анализ. Пример-показ. Указания в процессе рисования.

Совместная деятельность с детьми. Рассмотреть ели на участке. Познавательное сообщение «Что такое лес». Рассматривание иллюстраций. Вопросы на уточнение знаний. Предметные картинки с изображением растений и животных леса.

Совместная работа с родителями. Поход в лес (по возможности). Посадка деревьев. рассматривание энциклопедии, чтение худ. лит-ры, посещение зоопарка.

3-я неделя

Тема: «Лес»

НОД: «Сказочный лес»

Литература: Колдина Д.Н., с.16.

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с жанром пейзажа. Учить создавать в рисунке образ волшебного леса, используя необычное строение деревьев, сказочные узоры. Развивать эстетическое и художественное восприятие, образное и творческое мышление.

Материалы. Альбомный лист, акварель, кисти, вода, палитра, салфетки. Иллюстрации Васнецова Ю.

Методические приемы. Рассматривание иллюстраций. Объяснение. Анализ. Пример-показ. Указания в процессе рисования.

Совместная деятельность с детьми. Чтение сказок, рассматривание иллюстраций, знакомство с художниками-иллюстраторами.

Совместная работа с родителями. Рассматривание иллюстраций, чтение худ. лит-ры.

4-я неделя

Тема: «Насекомые»

НОД: «Не обижайте муравья»

Литература: Волочкова В.Н., Степанова Н.В., с.40, Казакова Р.Г., с.80.

Программное содержание. Научить детей рисовать муравья, учить передавать в рисунке части и пропорции. Развивать глазомер, воспитывать аккуратность.

Материалы: акварель, кисти, вода, палитра, салфетки. Иллюстрации с изображением насекомых.

Методические приемы. Беседа. Активизация внимания (вопросы, характеристика предмета). Показ способов действия. Указания в процессе рисования.

Совместная деятельность с детьми. Наблюдение за насекомыми на прогулке (участок, клумба, огород). Загадки по теме. Рассматривание иллюстраций. Вопросы на уточнение знаний. Познавательное сообщение воспитателя о насекомых. Зарисовка жизненного цикла муравья. Знакомство с моделью существенных признаков насекомых.

Совместная работа с родителями. Чтение энциклопедии. Наблюдение за насекомыми в природе.

4-я неделя

Тема: «Насекомые»

НОД: «Чудесные бабочки»

Литература: Казакова Р.Т., с.19,117.

Программное содержание. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования; закрепить представление о симметрии как средстве выразительности образа; учить передавать в рисунке части и пропорции.

Материалы. Силуэты бабочек, иллюстрации с изображением бабочек, акварель, кисти, вода, палитра, салфетки.

Методические приемы. Предварительное наблюдение. Беседа. Рассматривание, уточнение. Объяснение на образце. Показ способов действия.

Совместная деятельность с детьми. Наблюдение за насекомыми на прогулке (участок, клумба, огород). Загадки по теме. Рассматривание иллюстраций. Вопросы на уточнение знаний. Познавательное сообщение воспитателя о насекомых.

Совместная работа с родителями. Чтение энциклопедии. Наблюдение за насекомыми в природе.

Май

1-я неделя

Тема: «День Победы»

НОД: «День Победы»

Литература: Недорезова О.В., с.97.

Программное содержание. Обогатить знания детей о великом и светлом празднике Дне Победы. Уточнить знания о ВОВ. Военные и трудовые победы. Активизировать знания о российской Армии, воспитывать патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа. Формировать умение строить композицию рисунка.

Материалы. Акварель, кисти, вода, палитра, салфетки. Иллюстрации по теме. Аудиозапись Д. Тухманов. День Победы.

Методические приемы. Беседа. Активизация внимания (вопросы, характеристика предмета). Показ способов действия. Указания в процессе рисования.

Совместная деятельность с детьми. Чтение художественных текстов на военную тематику. Ю. Коваль «Путешествие на границу». З. Александрова «Дозор». А. Барто «На заставе». Л. Кассиль «Твои защитники». С. Михалков «Наши защитники». Выставка солдатской атрибутики (гимнастерка, пилотка, ремни, погоны). Рассматривание «Плакаты военного времени». Рассматривание иллюстраций об Армии. Беседа с целью уточнения знаний об Армии – защитнице нашей Родины. Заучивание: Е. Благинина «Шинель», «День Победы».

Совместная работа с родителями. Конкурс совместных рассказов «Страницы войны в нашей семье». Фотовыставка «Как служили наши папы». Посетить могилу неизвестного солдата. Изготовление одежды для кукол: моряки, солдаты.

1-я неделя

Тема: «День Победы»

НОД: «Солдат на посту»

Литература: Комарова Т.С., с.117.

Программное содержание. Научить детей рисовать человека, передавая характерные особенности костюма, позы; учить передавать в рисунке части и пропорции; закрепить умение рисовать крупно, упражнять в аккуратном закрашивании. Воспитывать патриотические чувства

Материалы. Бумага в ½ альбомного листа, цветные карандаши. Иллюстрации по теме.

Методические приемы. Беседа. Активизация внимания (вопросы, характеристика предмета). Показ способов действия. Указания в процессе рисования.

Совместная деятельность с детьми. Чтение художественных текстов на военную тематику. Ю. Коваль «Путешествие на границу». З. Александрова «Дозор». А. Барто «На заставе». Л. Кассиль «Твои защитники». С. Михалков «Наши защитники». Выставка солдатской атрибутики (гимнастерка, пилотка, ремни, погоны), использование ее в с/ролевых играх. Рассматривание «Плакаты военного времени». Рассматривание иллюстраций об Армии. Беседа с целью уточнения знаний об Армии – защитнице нашей Родины. Заучивание: Е. Благинина «Шинель», «День Победы».

Совместная работа с родителями. Конкурс совместных рассказов «Страницы войны в нашей семье». Фотовыставка «Как служили наши папы». Посетить могилу неизвестного солдата. Изготовление одежды для кукол: моряки, солдаты.

2-я неделя

Тема: «Времена года. Лето»

НОД: «Круглый год»

Литература: Комарова Т.С., с.188.

Программное содержание. Обобщить и систематизировать представление о временах года по основным существенным признакам. Закрепить умение детей отражать в рисунке знания и впечатления о жизни природы, труде и отдыхе людей летом. Учить определять содержание рисунка по своему желанию. Учить рассказывать о том, что нарисовали.

Материалы. Альбомный лист, репродукции с картин художников с изображением пейзажа. Акварель, кисти, вода, палитра, салфетки.

Методические приемы. Беседа. Рассматривание, объяснение. Активизация внимания (вопросы,). Показ способов действия. Указания в процессе рисования.

Совместная деятельность с детьми. Наблюдение. Чтение художественной литературы. Заучивание примет, поговорок, стихов. Рассматривание картин о природе (пейзажи). Слушание музыкальных произведений по теме. Вопросы на уточнение знаний о погоде. Загадки по теме. Чтение русских народных песенок и закличек по теме.

Совместная работа с родителями. Пересадка комнатных растений. Работа на цветнике и огороде.

2-я неделя

Тема: «Времена года. Лето»

НОД: «За что мы любим лето»

Литература: Комарова Т.С., с.188.

Программное содержание. Создать условия для отражения в рисунке летних впечатлений. Учить рисовать простые сюжеты, предавая движение человека.

Материалы. Альбомные листы, акварель, кисти, вода, палитра, салфетки. Репродукции с картин художников с изображением пейзажа.

Методические приемы. Чтение стихотворения Я. Акима «Лето». Беседа. Рассматривание, объяснение. Активизация внимания (вопросы,). Показ способов действия. Указания в процессе рисования.

Совместная деятельность с детьми. Беседа о летних занятиях и развлечениях. Схематичное изображение человека с помощью счетных полочек. Рисование человечков полочками на песке или на земле. Наблюдение признаков наступления лета в природе. Календарь природы. Заучивание примет, поговорок, стихов. Рассматривание картин о природе (пейзажи). Слушание музыкальных произведений по теме. Вопросы на уточнение знаний о погоде. Чтение художественной литературы.

Совместная работа с родителями. Пересадка комнатных растений. Работа на цветнике и огороде.

3-я неделя

Тема: «Школа. Школьные принадлежности»

НОД: «До свиданья д/сад»

Литература: Недорезова О.В., с.102.

Программное содержание. Закрепить знание детей о жанре портрета, автопортрета. Упражнять в рисовании автопортрета, обратить внимание на прорисовку деталей.

Материалы. Простые карандаши. Альбомные листы, акварель, кисти, вода, палитра, салфетки. Зеркала. Макет самолета. Фотографии детей.

Методические приемы. Беседа. Объяснение, рассматривание, уточнение, подсказка.

Совместная деятельность с детьми. Рассматривание картины «Дети идут в школу». Лепка букв, цифр. Слушание песен о школе, разучивание.

Совместная работа с родителями. Посещение ближайшей школы. Беседа с учителем.

3-я неделя

Тема: «Школа. Школьные принадлежности»

НОД: «Букет для моей воспитательницы»

Литература: Казакова Р.Г., с.123.

Программное содержание. Продолжать учить передавать в рисунке форму и строение предмета. Обратить внимание на прорисовку деталей. Формировать эстетический вкус к составлению букетов. Учить использовать шаблоны, развивать чувство ритма, композиции.

Материалы. Простые карандаши. Ножницы. Альбомные листы, акварель, кисти, вода, палитра, салфетки. Шаблоны листьев и лепестков. Эскизы с изображением вариантов букетов.

Методические приемы. Беседа, показ, объяснение, рассматривание, уточнение, подсказка.

Совместная деятельность с детьми. Беседа «Я иду в школу». Целевая прогулка к школе. Д/игра «Что положим мы в портфель?»

Совместная работа с родителями. Посещение ближайшей школы. Беседа с учителем. Покупка школьных принадлежностей.

4-я неделя

Тема: «Цветы»

НОД: «Одуванчик»

Литература: Колдина Д.Н., с.80.

Программное содержание. Продолжать учить понимать и анализировать содержание стихотворения. Продолжать учить передавать в рисунке форму и строение предмета. Использовать разные техники (рисование тычком жесткой полусухой кистью). Воспитывать бережное отношение к растительному миру, чувство сопереживания и сопричастности природе, расширять кругозор.

Материалы. Альбомные листы, акварель, кисти, вода, палитра, салфетки.

Методические приемы. Чтение стихотворения О. Высотской «Одуванчик». Беседа, объяснение, показ, уточнение.

Совместная деятельность с детьми. Работа на цветнике, клумбе. Наблюдение, уход за цветами. Рассматривание предметных картинок, реальных предметов. Чтение художественной литературы.

Совместная работа с родителями. Работа на цветнике.

4-я неделя

Тема: «Цветы»

НОД: «Цветик-семицветик»

Литература: Колдина Д.Н., с.66.

Программное содержание. Продолжать учить понимать и анализировать содержание сказки. Продолжать знакомить детей с цветами радуги. Учить аккуратно закрашивать предмет гуашью, давая краске подсохнуть. Передавать разные цвета и оттенки, смешивая краски с белилами. Воспитывать эстетический вкус и чувство цвета.

Материалы. Гуашь, белила, простые карандаши, альбомные листы, кисти, вода, палитра, салфетки. Шаблоны листьев и лепестков. Нарисованный цветик-семицветик.

Методические приемы. Чтение стихотворения О. Высотской «Одуванчик». Беседа, объяснение, показ, уточнение.

Совместная деятельность с детьми. Работа на цветнике, клумбе. Наблюдение, уход за цветами. Рассматривание предметных картинок, реальных предметов. Чтение художественной литературы.

Совместная работа с родителями. Работа на цветнике.


Литература.

1.Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: И П Лакоценин С.С., 2009. – 666с.

2.Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в ст. гр. д/сада» ИЗО, В. 2006г.

3.Галанова А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М.: ТЦ Сфера, 2000. – 80с.

3.Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера,2005. – 128с.

4.Колдина Д.Н. рисование с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий. Издательство «Мозаика-Синтез», 2013г.

5.Комарова Т.С. занятия по изобразительной деятельности в д/саду. М.,2005г.

6.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир»,2014. – 216с.

7.Недорезова О.В. Конспекты занятий в под. гр. д/с., В. 2006г.

8.Третьякова Н.Г. Обучение рисованию детей 5-7лет в детском саду. Учебно-тематический план, формы и методы образования, конспекты занятий. – Ярославль: Академия развития,2009. – 128с.

9.Швайко Г.С. Занятия по ИЗО в д/саду. М., 2000г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Комплексно-тематический принцип планирования образовательного процесса в ДОУ »

Одним из важных положений ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования является то что:« Программа должна основываться на комплексно – тематическом построении образов...

Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками – одно из необходимых условий реализации ФГТ. При ра

Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой  Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с до...

ТЕМА. «Интеграция образовательных областей как средство реализации комплексно-тематического принципа планирования организации жизнедеятельности детей в ДОУ»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПРОСМОТРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИГРЫ  НА ТЕМУ: «Край любимый и родной – нет тебя красивей!» / К  РАЙОННОМУ МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ/...

Комплексно-тематическое календарное планирование на ноябрь в старшей группе ДОУ

Организация различных видов детской деятельности и деятельности в режимных моментах...

Комплексно-тематическое перспективное планирование по развитию мелкой моторики рук детей 3-4 лет

Комплексно-тематическое планирование включает в себя индивидуальные, фронтальные и групповые занятия с детьми в соответствии с тематикой недели. В работе используются такие направления как: выкладыван...

Комплексно-тематическое перспективное планирование по развитию мелкой моторики рук детей 5-6 лет (старшая группа)

Перспективное планирование на 1 учебный год по развитию мелкой моторики рук детей старшей группы детского сада. Включает в себя следующие виды деятельности: пальчиковые гимнастики, массаж рук, констру...

Комплексно-тематическое перспективное планирование по развитию мелкой моторики рук детей 6-7 лет (подготовительная группа)

Комплексно-тематическое перспективное планирование, включающее в себя пальчиковые гимнастики, графические задания, игры на развитие мелкой моторики, модульное оригами, массаж рук, оригами....