СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ "Формирование основ цветоведения у детей дошкольного возраста" и мастер-класс "Лаборатория цвета"
консультация

Павлючик Марина Владимировна

Цель:

просвещение педагогов в вопросах организации и проведении изобразительной деятельности детей.

 

Задачи:

  • Уточнять представления воспитателей о цветоведении, о дидактических играх и упражнениях по цветоведению и колористике в детском саду,
  •  Упражнять в технике смешивания красок.
  • Учить составлять схемы смешивания цветов и цветовой круг.

Слайдовое сопровождение семинара здесь    https://yadi.sk/i/A6F8vOOTQJoKjA

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_osnov_tsvetovedeniya.docx63.05 КБ
Файл krossvord.pptx221.34 КБ
Файл mk_laboratoriya_tsveta.docx207.62 КБ
Файл mk_slaydy.pptx1.32 МБ

Предварительный просмотр:

НМР ДОБУ «Центр развития ребенка – детский сад «Родничок»

Взаимодействие с воспитателями

Семинар-практикум

«Формирование основ цветоведения у детей дошкольного возраста»

Педагог дополнительного образования

Павлючик М.В.

П.г.т. Пойковский

2018 г.

Цель:

просвещение педагогов в вопросах организации и проведении изобразительной деятельности детей.

Задачи:

  • Уточнять представления воспитателей о цветоведении, о дидактических играх и упражнениях по цветоведению и колористике в детском саду,
  •  Упражнять в технике смешивания красок.

Оборудование и материалы:

  • Слайды

У руководителя семинара:

  • Флажки, карандашницы для флажков.
  • Дидактические игры по цветоведению

На столах у участников:

  • Бумага, простые карандаши.
  • Заготовки флажков, шаблоны, гуашь, кисти, палитры, стаканчики с водой, влажные салфетки.

Ход семинара-практикума:

Слайд 1

Приветствие участников семинара-практикума.

Слайд 2

«Дошкольник,  осваивая окружающий мир,  культуру общества,  в том числе и цветовую культуру,  должен овладеть определёнными эталонами цвета,  т. е. научиться видеть мир во всём многообразии цвета  и систематизировать то,  что видит,  и то,  с чем он действует».

Практик дошкольной педагогики, Наталья Валентиновна Нищева, говорит о том, что с первых дней жизни к ребёнку поступает колоссальная цветовая  информация, и  при нормальном речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определённой последовательности.

Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета – красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляется зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно ребенку становится доступно все многообразие цветовых тонов спектра.

Слайд 3

Цветоведение – Психология  восприятия цвета: способность человека воспринимать, идентифицировать и называть цвета.

Цветоведение включает:

  • Физическую теорию цвета,
  • Теории цветового зрения,
  • Теорию измерения и количественного выражения цвета.
  • Субъективный аспект восприятия цвета.

Естественно, что дошкольник не должен владеть теоретическими знаниями, но чтобы сформировать у него представления об основах цветоведения, воспитателю необходимо обладать элементарными знаниями об этой науке.

Педагогу очень важно правильно владеть терминологией цветоведения, чтобы, не подыскивая беспомощно аналогии и подходящие слова, грамотно донести до детей знания в процессе непосредственной образовательной деятельности и через дидактические игры.

Слайд 4

Для начала разберемся с особенностями восприятия цвета детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

На слайде вы видите шесть предметов. Если спросить малыша, какого цвета эти предметы, то он каждый из них определит, как красный. Ребенок еще не может проанализировать насыщенность, яркость цвета, определить его оттенок. В словаре пока еще отсутствуют и соответствующие слова.

Средний дошкольник уже может выделить из этой группы предметы красного и «темно-красного» цвета, т.е. глаз ребенка уже может уловить разницу в насыщенности и яркости цвета, но еще не улавливает тонкие нюансы, оттенки цвета. Словарь так же не располагает нужными словами.

Старший дошкольник уже может дифференцировать оттенки цвета и готов к пополнению словаря нужными словами: малиновый, вишневый, рубиновый, пурпурный, алый, гранатовый.

Предложить педагогам вспомнить и назвать другие оттенки красного цвета.

Слайд

5-8

Задание 1. «Цветовой волейбол»

Участники семинара условно делятся на две команды (каждая сидит за отдельным столом).

Участники обеих команд поочередно называют оттенки заданного цвета, выигрывает та группа, которая назовет больше оттенков. Победитель получает один флажок.

Слайд

9-10

Примеры дидактических игр на дифференциацию оттенков цвета

«Мороженое», «Подбери заплатку», «Прачечная», «Посади божью коровку на цветок», «Собери клубочки в корзинку»

Слайд 11

Физика цвета.

Цвет — качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов.

Электромагнитные волны, которые излучает предмет (например, солнце) это и есть свет. От длины волны зависит цвет. Так же цвет зависит от того кто его воспринимает. Люди видят цвет не так как животные. Например, ультрафиолетовый спектр или инфракрасный нам не под силу увидеть, в отличие собак или пчел. Даже разные люди могут цвет определять по-разному, краснее или синее.

Увидеть цветовой спектр можно через призму, пучок света как бы расщепляется на отдельные составляющие его волны, каждая из которых имеет свою длину, поэтому и воспринимается нашим глазом по-разному.

Слайд 12

Цвета делятся на хроматические и ахроматические. Хроматические (радуга) это и есть цвет, а ахроматические это его отсутствие (белый, серый, черный)

Весь цветовой спектр можно составить из трех основных цветов. Красный, желтый, синий. Смешивая между собой основные цвета, у нас получится спектр, который мы видели через призму.

Слайд 13

Иерархия цвета

Первичные цвета – основные (красный, синий, желтый)

Вторичные цвета – составные, получаются от смешения двух основных (оттенки оранжевого, зеленого, фиолетового цветов)

Третичные цвета – сложные цвета, получаемые от смешения трех основных цветов в различных пропорциях (все оттенки коричневого, некоторые оттенки оранжевого, зеленого и фиолетового)

Слайд 14

Примеры дидактических игр

«Красочная лаборатория», «Гусеница», «Потерялся малыш», «Разложи по порядку»

Слайд 15

Задание 2 «Разложи по порядку»

От каждой команды участвуют по одному игроку.

Задание: на скорость выстроить хроматический ряд. Команда, чей игрок первым справится с заданием,  получает один флажок.

Слайд 16

Характеристики цвета.

  • Цветовой тон — характеристика цвета, отвечающая за его положение в спектре: любой хроматический цвет может быть отнесён к какому-либо определённому положению в цветовом спектре. Оттенки, имеющие одно и то же положение в спектре (но различающиеся, например, насыщенностью и яркостью), принадлежат к одному и тому же тону. При изменении тона, к примеру, синего цвета в зелёную сторону спектра он сменяется голубым, в обратную — фиолетовым.
  • Светлота. Одинаково насыщенные оттенки, относимые к одному и тому же цвету спектра, могут отличаться друг от друга степенью светлоты. К примеру, при уменьшении светлоты синий цвет постепенно приближается к чёрному, а при увеличении — к белому.
  • Насыщенность, яркость — степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического, «глубина» цвета. Два оттенка одного тона могут различаться степенью блёклости. При уменьшении насыщенности каждый хроматический цвет приближается к серому.

Слайд 17

Теплые и холодные цвета

Иногда изменение цветового тона соотносят с «теплотой» цвета. Так, красные, оранжевые и жёлтые оттенки, как соответствующие огню и вызывающие соответствующие психофизиологические реакции, называют тёплыми тонами, голубые, синие и фиолетовые, как цвет воды и льда — холодными. Следует учесть, что восприятие «теплоты» цвета зависит как от субъективных психических и физиологических факторов (индивидуальные предпочтения, состояние наблюдателя, адаптация и др.), так и от объективных (наличие цветового фона и др.). Самым тёплым цветом является оранжевый, самым холодным — синий. Следует помнить, что понятие «теплоты» цветов относительно, особенно для оттенков зеленого и фиолетового, т.к. они образуются от смешения одного теплого и одного холодного основного цвета. «Теплота» третичных цветов так же зависит от того, в какой пропорции смешаны составляющие его цвета.

Слайд 18

Задание 3 «Составь букет»

От каждой команды участвуют по два игрока.

Задание: на скорость собрать букет из теплых/холодных цветов. Команда, чьи игроки первыми справятся с заданием, получает один флажок.

Слайд 19

Контрастные цвета.

Цвета спектра, противоположные друг другу, называются контрастными. Сочетание контрастных цветов выглядит нарядно, создает эффект праздничности, контрастные цвета усиливают яркость друг друга.

Слайд 20

Задание 4 «Новогодние флажки»

Участникам семинара-практикума предлагается сделать новогодние флажки, используя полученные знания.

Последовательность выполнения работы:

  1. Обвести в центре флажка один из шаблонов. Флажок уже разделен на две половины линией сгиба.
  2. Раскрасить флажок таким образом, чтобы фон флажка состоял из двух контрастных друг другу цветов, например: одна половина красная, другая – зеленая.
  3. Силуэт в центре раскрасить выбеленными оттенками фоновых цветов. Например: розовым и салатовым. Для этого фотонные цвета смешиваются с белилами на палитре.

Слайд 21

Кроссворд

  1. В физической оптике электромагнитное излучение, воспринимаемое человеческим глазом.
  2. Непрерывный ряд цветных полос, расположенных в порядке убывания длины волны; получается путем разложения луча белого света на составные части.
  3. Небольшое, часто едва заметное различие в цвете, светлоте или насыщенности цвета.
  4. Цвет, получаемый в результате смешения двух основных цветов.
  5. Характер взаимосвязи всех цветовых элементов изображения, его цветовой строй.
  6. Инструмент для смешивания красок.
  7. Сравнительная степень отличия от темного.
  8. Самый холодный цвет спектра.
  9. Колорит картины И. Левитана «Золотая осень».
  10. Орган чувств, воспринимающий цвет.
  11. Характеристика цветов, приближенных к чистому спектру, противоположность блеклости.
  12. Ярко выраженная разница между цветами, противоположными в спектре.
  13. Один из основных цветов, участвующий в образовании оранжевого и фиолетового.
  14. Колорит гжельской росписи.
  15. Коричневый в иерархии цветов.
  16. Свойство предметов вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отраженных лучей.

Источники:

  1. Гнайкова Н. В. Формирование у детей дошкольного возраста цветовосприятия и цветоразличения в условиях ДОУ // Молодой ученый. — 2017. — №11.1. — С. 14-17. — URL https://moluch.ru/archive/145/40627/ 
  2. Луконина А.И. «Развитие цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественного творчества» https://docplayer.ru/28771471-Razvitie-cvetovospriyatiya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-processe-hudozhestvennogo-tvorchestva.html 

  3. Особенности цветовосприятия у детей дошкольного возраста https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00127371_0.html 

  4. Виктория Латка. Основы цветоведения простыми словами. http://www.viktoria-latka.com/osnovy-cvetovedeniya-prostymi-slovami/ 

  5. Цветоведение. Урок 17. https://artatac.ru/uroki_risovaniia/tsvet-uroki_risovaniia/tsvetovedenie.html 

  6. Словарь специальных терминов. http://cosmograph.ru/culture/beda/termin.php 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ц 1 В 11 12 Е 2 3 Т 16 О 13 14 9 4 В 15 10 Е 5 6 Д 7 Е Н 8 И Е Я Р К О С Т Ь К О Н Т Р А С Т Т Ё П Л Ы Й Г Л А З К Р А С Н Ы Й Х О Л О Д Н Ы Й Т Р Е Т И Ч Н Ы Й Ц В Е Т С В Е Т С П Е К Т Р О Т Т Е Н О К С О С Т А В Н О Й К О Л О Р И Т П А Л И Т Р А С В Е Т Л О Т А С И Н И Й


Предварительный просмотр:

НМР ДОБУ «Центр развития ребенка – детский сад «Родничок»

Взаимодействие с воспитателями

Мастер-класс

«Лаборатория цвета»

Педагог дополнительного образования

Павлючик М.В.

П.г.т. Пойковский

2018 г.

Цель:

просвещение педагогов в вопросах организации и проведении изобразительной деятельности детей.

Задачи:

  • Уточнять представления воспитателей о цветоведении.
  • Упражнять в смешивания красок.
  • Учить составлять схемы смешивания цветов и цветовой круг.

Оборудование и материалы:

  • Слайды
  • Набор схем смешивания цветов (образец)

На столах у участников:

  • Заготовки схем смешивания цветов (по 3 на каждого участника) и цветового круга ( по 1 на каждого участника)
  • Гуашь (желтый лимонный, желтый темный, алый, рубиновый, голубой темный, синий светлый), кисти, палитры, стаканчики с водой, влажные салфетки.

Ход мастер-класса:

Слайд 1

Приветствие участников мастер-класса.

Слайды 2-3

На прошедшем семинаре-практикуме мы с вами узнали о том, что такое цветоведение, выяснили, насколько важны представления о цвете для развития изобразительной деятельности дошкольников. Чтобы освежить полученные знания и вспомнить терминологию я предлагаю вам решить кроссворд.

Кроссворд

  1. Свойство предметов вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отраженных лучей.
  2. В физической оптике электромагнитное излучение, воспринимаемое человеческим глазом.
  3. Непрерывный ряд цветных полос, расположенных в порядке убывания длины волны; получается путем разложения луча белого света на составные части.
  4. Ярко выраженная разница между цветами, противоположными в спектре.
  5. Характер взаимосвязи всех цветовых элементов изображения, его цветовой строй.
  6. Цвет, получаемый в результате смешения двух основных цветов.
  7. Коричневый в иерархии цветов.
  8. Колорит гжельской росписи.
  9. Небольшое, часто едва заметное различие в цвете, светлоте или насыщенности цвета.
  10. Самый холодный цвет спектра.
  11. Инструмент для смешивания красок.
  12. Сравнительная степень отличия от темного.

Слайд 4

Нам известно, что имея всего три основных цвета: красный, желтый и синий, можно получить практически все цвета и оттенки спектра. Однако на практике ни в одном наборе красок, будь то гуашь или акварель, мы не найдем эти цвета в чистом виде. Например, в наших наборах гуаши есть две красные краски (рубиновая и алая), две желтые (светлая лимонная и темная желтая) и две синие (темно голубая и светло синяя). Если внимательно посмотреть на эти краски, то можно увидеть, что одна из этих пар более холодная, а другая – более теплая. Конечно, эти сравнения относительны.

Предложить воспитателям определить, какая краска в каждой паре относительно холоднее, а какая – относительно теплее.

Так, из красных: рубиновая краска относительно холоднее алой, из желтых: лимонная – относительно холоднее темной желтой, а голубая – относительно холоднее светлой синей.

С чем это связано? С тем, что в состав гуаши каждого основного цвета уже входит какая-то доля дополнительного. Поэтому при смешивании мы будем получать разные оттенки, например: зеленый, полученный от смешения лимонного и голубого будет существенно отличаться от зеленого, полученного от смешения темно желтого и светло синего.

Сегодня мы с вами проведем эксперименты по смешиванию этих красок и заодно составим схемы смешивания цветов, которые помогут нам понять природу составных цветов и разобраться в технике их получения. Эти схемы можно будет использовать в дальнейшем в работе с детьми.

Слайд 5

Практическая деятельность (экспериментирование)Слайд1.JPGСлайд2.JPGСлайд3.JPG

Воспитателям предлагается рассмотреть заготовки схем смешивания.

Последовательность выполнения работы:

  1. Закрасить кружочки «слагаемые» соответствующими цветами.
  2. Смешать на палитре цвета «слагаемые» и раскрасить кружок «сумму» полученным цветом.
  3. Сравнить полученные оттенки и выбрать наиболее чистый.

Совет: для чистоты эксперимента берите равное количество краски при смешивании. Много краски брать не следует, достаточно – до середины ворса кисти № 2.

Слайд 6

Цветовой спектр

Теперь, когда мы знаем, какие именно цвета необходимы для получения чистых оттенков оранжевого, зеленого и фиолетового, мы может сделать цветовой спектр-подсказку. В нем сектора основных цветов мы разделим пополам и заполним каждую из них соответствующим цветом. Лимонная и светло голубая стремятся к зеленому, темножелтая и алая  - к оранжевому, светлосиняя и рубиновая – к фиолетовому.

Практическая часть

Заполнить цветовой спектр.

Слайд 7

Таким образом сегодня мы получили пособие по цветоведению, которое можно дополнить и другими схемами смешивания. Например, получение третичных цветов через смешивание контрастных, получение оттенков коричневого через смешивание его с другими цветами, получение пастельных оттенков через смешивание хроматических цветов с белым, приглушенных оттенков – через смешивание хроматических цветов с черным или серым. Теперь вы можете самостоятельно дополнить это пособие и использовать его в работе с детьми.

Источники:

  1. Гнайкова Н. В. Формирование у детей дошкольного возраста цветовосприятия и цветоразличения в условиях ДОУ // Молодой ученый. — 2017. — №11.1. — С. 14-17. — URL https://moluch.ru/archive/145/40627/ 
  2. Луконина А.И. «Развитие цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественного творчества» https://docplayer.ru/28771471-Razvitie-cvetovospriyatiya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-processe-hudozhestvennogo-tvorchestva.html 

  3. Особенности цветовосприятия у детей дошкольного возраста https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00127371_0.html 

  4. Виктория Латка. Основы цветоведения простыми словами. http://www.viktoria-latka.com/osnovy-cvetovedeniya-prostymi-slovami/ 

  5. Цветоведение. Урок 17. https://artatac.ru/uroki_risovaniia/tsvet-uroki_risovaniia/tsvetovedenie.html 

  6. Словарь специальных терминов. http://cosmograph.ru/culture/beda/termin.php 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НМР ДОБУ «Центр развития ребенка – детский сад «Родничок» Мастер-класс «Лаборатория цвета» Педагог дополнительного образования Павлючик М.В. П.г.т. Пойковский 2018 г.

Слайд 2

С О Х К К С О О П С О О Т Т Л Т С А С С П Н Л А Р О Т И Л В Ц В Е Т О В Е Д Е Н И Е В Е К Р Р Н Т Н Н И Т Т Е Т Т А И О И Ы О Й Р Л Т Р С Т Й Ч Й К А О Т Н Т Ы А Й Ц В Е Т С В Е Т С П Е К Т Р К О Н Т Р А С Т К О Л О Р И Т С О С Т А В Н О Й Т Р Е Т И Ч Н Ы Й Х О Л О Д Н Ы Й О Т Т Е Н О К С И Н И Й П А Л И Т Р А С В Е Т Л О Т А

Слайд 3

С О Х К К С О О П С О О Т Т Л Т С А С С П Н Л А Р О Т И Л В Ц В Е Т О В Е Д Е Н И Е В Е К Р Р Н Т Н Н И Т Т Е Т Т А И О И Ы О Й Р Л Т Р С Т Й Ч Й К А О Т Н Т Ы А Й

Слайд 5

Схемы смешивания цветов Для чистоты эксперимента берите равное количество красок для смешивания.

Слайд 6

Цветовой спектр рубиновый алый голубой синий лимонный тем. желтый

Слайд 7

Варианты схем смешивания красок Получение составных цветов через смешивание основных Получение пастельных оттенков через смешивание хроматических цветов с белым Получение приглушенных оттенков – через смешивание хроматических цветов с черным или серым Получение третичных цветов через смешивание контрастных Получение оттенков коричневого через смешивание его с другими цветами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практика. Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста.

Чемакина Валентина Семёновна, воспитательМБДОУ "Детский сад №12" г.Торжок.Практическая часть: «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста»Вторая младшая группа.Изучив программу «Раду...

«Воспитание основ коллективизма у детей дошкольного возраста»

Характерные для ребёнка любовь и стремление к подражанию находят в условиях жизни детского коллектива широкую арену для своего реального проявления. Внедрение в работу социо-игровой техноло...

Перспективный план по формированию основ ОБЖ у детей дошкольного возраста.

Данный план поможет систематизировать работу с детьми по формированию сохранения здоровья артикуляционного аппарата, слуховых, зрительных и обонятельных анализаторов ....

Методика формирования основ цветоведения у детей средней группы детского сада.

Сегодня одним из приоритетных направлений педагогики является задача развития творчества. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности...

Проект для детей младшей группы :Формирование основ безопасности жизни детей дошкольного возраста и их родителей.

Проект для детей младшей группы :Формирование основ безопасности жизни  детей дошкольного возраста и их родителей....

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Целью статьи является расширение  основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гр...

МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....