Проект по художественно-эстетическому направлению
проект по рисованию (старшая группа) на тему

Пахомова Лариса Борисовна

«Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования» детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_netradtitsionnye_tehniki_risovaniya.docx104.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка» корпус 2, г.Горняк, Локтевский район, Алтайский край.

Проект

по художественно-эстетическому направлению

 «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования»

детей старшего дошкольного возраста

http://novojilova.dmdou3.edumsko.ru/uploads/3000/5306/persona/articles/251709/netraditsionnyie-sposobyi-risovaniya-dlya-detey.jpg

                                                                                                                                                                               

                                                                              Подготовила:  воспитатель МБДОУ

«Детский сад «Сказка» корпус 2 

Пахомова Л.Б

                                                         

                                                          г. Горняк

2018г

Наименование проекта

«Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования»                                                                                                        

Составитель проекта

Воспитатель Пахомова Лариса Борисовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад «Сказка» корпус 2

Вид проекта

творческий

Цель проекта

Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования

Задачи проекта 

-Познакомить с нетрадиционными  техниками рисования (пуантилизм, Эбру, монотипия, рисование пальчиками, тычкование и т.д.), учить применять их в изодеятельности.

- Развивать  навыки применения  технических  приемов работы  с различными материалами.

 - Приобщать  родителей  к знакомству с  нетрадиционными техниками рисования, оказывать поддержку в совместном творчестве с детьми.

Образовательная область

 «Художественно-эстетическое»

Срок и этапы реализации проекта

Сентябрь – май

Сентябрь – май

1 этап – подготовительный:

 сентябрь

2 этап – основной:

октябрь – апрель

3 этап – заключительный:

май

1. Изучение, анализ научно-исследовательской и методической литературы, интернет – ресурсов, подбор программно-методического обеспечения, наглядно-демонстрационного  материала по данной теме.
2. Разработка содержания проекта.
3. Планирование деятельности, направленной на реализацию проекта.
4. Опрос родителей.

1. Создание условий, способствующих  развитию творческих способностей .
2. Формирование навыков изодеятельности.

3. Организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.

1. Диагностика эффективности проекта.

2. Презентация проекта на различных уровнях.

Ожидаемые результаты реализации проекта

В результате выполнения проекта будет достигнуто:

- сформированы знания  у детей о нетрадиционных техниках рисования.

-овладения детьми технических приемов  работы  с различными материалами.

- привиты умения к  самостоятельному  применению нетрадиционных техник рисования.

-повысится  профессиональный  уровень и педагогическая компетентность педагога.

-повысится  компетентность родителей  по теме применения нетрадиционных техник, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Целевые группы проекта

Дети,  воспитатели, родители.

Актуальность.

 «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» (Р.Г. Казакова, Т.И.Сайганова, Е.М.Седова, В.Ю.Слепцова, Т.В.Смагина (2004) К.К.Утробина, Г.Ф.Утробин (2001))

На современном этапе развития нашего общества, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка. Наиболее эффективным средством её решения  является  изобразительная деятельность детей в детском саду.

НОД  по изодеятельности способствует: развитию творческих способностей, наблюдательности, воображения, художественного мышления и памяти детей.

Однако у детей  навыки и умения еще  не до конца сформированы, и это мешает им в своих рисунках выражать задуманное, поэтому рисунки  у детей часто получаются неузнаваемыми,и, вследствие этого, у многих детей  исчезает желание рисовать.

 Но применение нетрадиционных техник  позволяет ребенку  отойти от предметного изображения и  выразить в рисунке свои чувства и эмоции, что вселяет уверенность ребёнка в своих силах , тем самым, развивает творческие способности.

 Нетрадиционное рисование основано на  фантазии, оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не  рисунок или поделка, а развитие личности.

 И для того чтобы дети занимались таким творчеством, необходима  поддержка со стороны взрослых. Поэтому в проекте  нужно делать акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей. 

-Материально-техническое обеспечение проекта: краски и вода для «Эбру», гуашь, ватные диски и палочки, штампы, бумага.

Этапы реализации проекта

Период

Мероприятия

Задачи

Подготовительный этап

Сентябрь

1неделя

Изучение, анализ научно-исследовательской и методической литературы, интернет – ресурсов, подбор программно-методического обеспечения, наглядно-демонстрационного  материала по данной теме.

Повысить  личностную

компетентность.

2 неделя

Разработка содержания проекта:

 «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования» 

Определить цель, задачи, основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты.

3 неделя

Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта

Определить объем и содержание работы.

4 неделя

Анкетирование родителей по выявлению у детей интереса к нетрадиционным техникам рисования.

(приложение1)

Выявить компетентность родителей по вопросу развития у дошкольников изобразительных навыков.

Основной этап

Октябрь

1 неделя

НОД  «Волшебные цветы»

 Познакомить с техникой нетрадиционного рисования (Эбру) –учить работать с красками на воде, активизировать словарь, развивать фантазию.

2 неделя

Совместная деятельность педагога и детей в индивидуальной форме «Осенний ковер»

Закреплять  технику нетрадиционного рисования (Эбру), активизировать словарь, развивать мелкую моторику рук.

3 неделя

 Буклет для родителей:

 « Техника «Эбру»»

Познакомить родителей  с основами техники «Эбру»

4 неделя

Совместная деятельность в индивидуальной форме
«Коврик для котенка»

Развивать творческое воображение, учить применять новый прием в технике «Эбру»

Ноябрь

1 неделя

НОД « Золотая рыбка»

Познакомить с техникой нетрадиционного рисования  пуантилизм,
активизировать словарь, развивать мелкую моторику.

2 неделя

Консультация для родителей: «Рисование нетрадиционным  способом «Пуантилизм»

Продолжать знакомить родителей  с основами  рисование нетрадиционными способами

3 неделя

НОД «Ёжик»

Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук.

4 неделя

Мастер – класс для родителей  по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми  дошкольного возраста»

Познакомить родителей  с основами изобразительной деятельности с использование нетрадиционных техник рисования

Декабрь

1 неделя

НОД «Одуванчики»

Знакомить рисованием ватной палочкой,
развивать мелкую моторику, активизировать словарь.

2 неделя

Совместная деятельность педагога и детей в индивидуальной форме «Мандалы –круговые узоры, симметричные и разноцветные»

 

Закреплять нетрадиционное рисование (способом рисованием ватной палочкой),
активизировать словарь по теме, развивать мелкую моторику.

3 неделя

НОД «Зимнее дерево»

Совместная деятельность педагога и детей в индивидуальной форме «Ёлочка  зеленая»

Познакомить с техникой нетрадиционного рисования  

« Отпечатка».

Закреплять  технику нетрадиционного рисования
активизировать словарь по теме, развивать творческое воображение,
развивать мелкую моторику пальцев рук.

4 неделя

 Оформление художественной выставки

 « Наши работы»

Продолжать знакомить детей с понятием «выставка», её назначение;
побуждать детей принимать в ней  активное участие, вызвать интерес к рисованию нетрадиционным способом,
привлечь родителей к совместной продуктивной деятельности.

Январь

1 неделя

Развлечение «Разноцветный мир»

Закрепить навыки рисования с использованием нетрадиционных техник в процессе выполнения игровых творческих заданий,
активизировать словарь по  теме, развивать мелкую моторику пальцев рук.

2 неделя

Совместная деятельность педагога и детей в индивидуальной форме:

«Необычные звери»


 

Познакомить с техникой нетрадиционного рисовании акварельная техника рисования – кляксография.

Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве 

3 неделя

Консультация для родителей оформление в папках передвижках «Акварельная техника рисования»

Продолжать знакомить родителей  с основами изобразительной деятельности нетрадиционными способами рисования

4 неделя

Совместная деятельность педагога и детей в индивидуальной форме «Пышные пионы»                   

Познакомить с техникой –мыло+краска.

Развивать творческое воображение,
память, мелкую моторику пальцев рук.

Февраль

1 неделя

НОД: «Галстук для папы»

Закрепить умение украшать галстук узором, используя элементы техникой нетрадиционного рисования (способом примакивания);
активизировать словарь по теме, развивать мелкую моторику.

2 неделя

Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области  художественное творчество в индивидуальной форме:

«Зимний лес»

Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги». Обогащать речь эстетическими терминами, активизировать словарь по  теме, развивать мелкую моторику.

3 неделя

 НОД «Осминожки»

Совместная деятельность педагога и детей в индивидуальной форме:

« Солнышко лучистое»

Продолжать  знакомить с пальчиковой техника рисования.

Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук.

4 неделя

Совместная деятельность педагога и детей в индивидуальной форме

«Зимние картины»

 

Познакомить с техникой Граттаж (воскография)
Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук.

Март

1 неделя

НОД
«Ромашки»

Познакомить с техникой нетрадиционного рисования пластилинография;
активизировать словарь по теме; развивать мелкую моторику.

2 неделя

Совместная деятельность педагога и детей в индивидуальной форме
«Открытка для мамы»

Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками, для
украшения  цветами открытки для мамы.
Развиваем мелкую моторику рук.

3 неделя

Совместная деятельность педагога и детей в индивидуальной форме  «Щенок»

Продолжить знакомить детей с техникой нетрадиционного рисования пластилинография. Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук.

4 неделя

Совместная деятельность педагога и детей в индивидуальной форме
рисование  «Цветы в вазе»

Продолжить знакомить детей со способом рисования сухой кистью методом тычка, развивать изобразительные навыки и умения.

Апрель

1 неделя

НОД «Бабочка»

Продолжать знакомить с техникой нетрадиционного рисования. Знакомство с техникой –Монотипия. Активизировать словарь по теме; развивать мелкую моторику пальцев рук.

2 неделя

Совместная деятельность педагога и детей в индивидуальной форме «Рыбки в аквариуме»

Закреплять  навык складывания листа пополам, на одной стороне рисовать рисунок, на другой получать его отражение. Активизировать словарь по теме, развивать мелкую моторику пальцев рук.

3 неделя

Оформление художественной выставки

«Волшебный мир акварели»

Побуждать детей принимать активное участие,
привлечь родителей к совместной продуктивной деятельности,
вызвать интерес к рисованию

нетрадиционным способом.

4 неделя

Совместная деятельность педагога и детей в индивидуальной форме «Волшебные узоры»

Продолжать знакомить с техникой нетрадиционного рисования «Ниткопись»
Развивать творческое воображение, память,
мелкую моторику пальцев рук.

Завершающий этап

Май

1 неделя

Развлечение «Волшебство приходит в гости»

Закрепить навыки рисования с использованием нетрадиционных техник в процессе выполнения игровых творческих заданий

2 неделя

Участие воспитанников в международном конкурсе рисунка

Представить опыт детей на международном конкурсе.

4 неделя

Оформление художественной выставки: «Мир глазами детей»

Продолжать знакомить детей с понятием «выставка», её назначение;
побуждать детей принимать в ней  активное участие, вызвать интерес к рисованию нетрадиционным способом,
привлечь родителей к совместной продуктивной деятельности.

Диагностическая карта (нетрадиционные техники рисования)  

 

Имя ребенка

Оттиск

Монотипия

Эбру

Пуантилизм

Набрызг

Метод тычка

Пальчиковая живопись

Граттаж

Отпечатка

Мятая бумага

Предметная

Пейзажная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«-»  не освоили  технику                           «+»  освоение техники

Заключение

Проект «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования» направлен на развитие творческого воображения у детей старшего  дошкольного возраста.

Детей очень привлекают   нетрадиционные материалы, чем  они разнообразнее, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изодеятельности, но и способствует развитию творческого воображения. В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками:  эбру, тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошками,  смятой бумагой и другими. Детям очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными и украшают  наш детский сад.

Список литературы.

  1. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду/Т. С. Комарова, Н.П. Сакулина,пособие для воспитателей. – 2-е изд. и доп. – М.: Просвещение,1982.– 208 с.
  2. Волчкова, В.Н. Развитие и воспитание детей  дошкольного возраста»»  / В.Н.Волчкова, Н.В. Степанова, практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ « Учитель», 2001. – 392с.
  3. Давыдова, Н.А. Комплексно-тематическое планирование по программе « Детство» / Н.А.Давыдова, Е.А.Лысова, Е.А. Луценко и др. – Волгоград: Учитель, 2013. – 279с.
  4. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду /Г.Н.Давыдова, Скрипторий, 2003.
  5. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенк /Л. А. Венгер,  Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М.:«Просвещение», 2005.
  6. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество /Т.С.Комарова.– М. :Мозаика-Синтез, 2005.
  7. Субботина Л. Развитие воображения у детей Л.Субботина. – Ярославль, 1998.
  8. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду  А.В. Никитина. – Каро, 2007.
  9. Уроки рисунка»/АкваЭксперт.Ру/http://graphic.org.ru/video.html
  10.  Техники эбру/http://ru.dokusu.com/ebru-sanati-teknikleri Краски для эбру/http://ru.dokusu.com/ebru-sanat-malzemeleri
  11.  Татьяна Кириллова «Искусство росписи по воде»/http://www.ebru-art.ru/index.html
  12. Окульская Л. В. Нетрадиционная техника рисования эбру.  Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 62-URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10385/

Приложение1

Анкета для родителей

по выявлению у детей интереса к нетрадиционным техникам рисования. Уважаемые родители! Изобразительное искусство является важным источником развития эмоций, социального опыта и творчества детей. Для выявления у воспитанников интереса к нетрадиционным техникам рисования и эффективной организации работы с ними по изобразительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.

1. Чем ваш ребенок любит заниматься дома (рисовать, лепить, вырезать из бумаги и т.д.)? _____________________________________________________________________

2. Как вы считаете, есть ли у вашего ребенка способности к изобразительному творчеству? ______________________________________________________________________

3. Имеется ли у ребенка специальное место для занятий изобразительной деятельностью и хранения соответствующих материалов? __________________________________________

4. Рисует ли кто-то из членов семьи? _____________________________________________________________________

5. Обращается ли к вам ребенок за помощью в процессе рисования (необходим совет по теме, выбору материалов, расположению рисунка на листе и т.д.)? _____________________________________________________________________

6. Рассматриваете ли вы с ребенком иллюстрации детских книг, обращаете ли внимание на работу художников-иллюстраторов? _____________________________________________________________________

7. Считаете ли вы необходимым осуществлять руководство детской изобразительной деятельностью? _____________________________________________________________________

8. Какими изобразительными материалами любит рисовать ребенок (карандашами, гуашью, акварелью, углем, пастелью, восковыми мелками, фломастерами...)? _____________________________________________________________________

9. С какими нетрадиционными техниками рисования вы знакомы? _____________________________________________________________________ 

10.  Использует ли ребёнок в рисовании нетрадиционные способы (пальцем, ладошкой, другими предметами)? _______________________________________________________________

11. Ребенок пользуется любыми из имеющихся у него материалов для рисования, когда сам пожелает, или по вашему разрешению? ____________________________________________

12. Какие темы наиболее часто ребенок отражает в рисунках? _____________________________________________________________________

13. Рассказывает ли ребенок о своем рисунке? _____________________________________________________________________

14. Как используются детские работы дома (собираются в специальную папку, устраиваются мини-выставки, периодически рассматриваются совместно с ребенком, др.)? _____________________________________________________________________

15. Как вы оцениваете результаты изобразительного творчества вашего ребенка? _____________________________________________________________________

19. Хотели бы вы получить мастер – класс по использованию нетрадиционных техник рисования?____________________________________________________________

Благодарим за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ по художественно-эстетическому направлению Тема: «Золотая хохлома»

Формирование и развитие основ художественной культуры ребёнка через народное декоративно - прикладное искусство....

Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования» детей старшего дошкольного возраста

Актуальность. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» На современном этапе развития...

Проект по художественно-эстетической направленности «Зимние фантазии» с использованием песочного стола

Проект по художественно-эстетической направленности «Зимние фантазии» с использованием песочного стола...

Проект по художественно – эстетическому направленю в подготовительной группе "Весенние мотивы".

Весна – это очень интересное и удивительное время года. Весной легко и свежо дышится, появляется солнышко, по которому мы так истосковались за зиму. Весной можно ощутить, найти и увидеть много в...

Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования»

Проект  по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования»...