Сообщение для воспитателей из опыта работы «КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ»
учебно-методический материал по рисованию (подготовительная группа)

Вершкова Светлана Алексеевна

Этот материал актуален для воспитателей углубленно работающих по методике  обучения детей изодразительной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_iz_opyta_raboty.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

                -  -

СООБЩЕНИЕ   ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

«КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ»

                                                                

                                                                 

                   Составила:  воспитатель ГБОУ Школа №2075 ДО№2

                                                                                     Вершкова С. А.

                                

2018 г.


        Художественная деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. В художественном развитии дошкольников центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа (в рисунке, лепке, аппликации), который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью. Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности.

        Изучение психологического механизма развития способности восприятия художественных образов, привело к выводу о взаимосвязи видимых свойств образа с имеющимся у ребенка эстетическим опытом. Полнота и точность образа восприятия зависят от овладения детьми выразительными средствами (эстетическими эталонами), которые ребенок присваивает также как всю духовную культуру, и от уровня владения операциями по соотнесению их со свойствами художественного объекта.

        Особенности возраста обусловливают необходимость подкрепления любого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением, проигрыванием… Без этого ребенку сложно раскрыть задуманный образ, объяснить желаемое действие.  В силу возрастных особенностей маленький ребенок легко перевоплощается, активно общается и быстро включается в игру, увлекаясь придуманным образом и действием. Поэтому любой вид продуктивной творческой работы детей целесообразно обогащать и поддерживать другими видами художественной деятельности (словом, жестом, игровой ситуацией).

        Интеграция видов художественно-эстетической деятельности в дошкольном детстве имеет естественных характер. Дети дошкольного возраста часто самостоятельно интегрируют виды изобразительной деятельности. Особенно ярко это проявляется в деятельности экспериментирования с художественными материалами (бумагой, пластилином), инструментами (карандашами, кисточками, стеками) и в процессе освоения способов создания  образа и средств художественной выразительности. Дошкольники разных возрастов с увлечением рассматривают и обследуют натуру, предложенную для рисования или лепки, изучают «на глаз» и тактильно (ощупывая руками) художественные материалы, формы поверхности; осваивают самыми разными приемами особенности бумаги, красок, пастели, восковых мелков, ткани, природного материала.

        Нами составлен перспективный план комплексных занятий по всем возрастным группам. По составлению данного перспективного плана использовалась программа И. А. Лыковой  «Изобразительная деятельность в детском саду», в ней предусмотрен комплексный подход к занятиям по изобразительной деятельности начиная  со второй младшей группы. В основном это сочетание лепки с аппликацией или  рисования с аппликацией.

        Например,  «Дождь, дождь!»,        

                          «Колобок на окошке»,

                          «Курочка Ряба».

        В программе «Воспитание и обучение в детском саду»  под редакцией М. А. Васильевой не предусмотрены задачи комплексного подхода, но в разделе предметного и сюжетного рисования подготовительной группы есть задача -  учить соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа.

        Определяя комплексный подход занятий по изодеятельности, мы поставили перед собой следующие задачи:

  • Развивать у детей способность передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках (изображать солнце, цветок, птичку в рисунке, аппликации, лепке);
  • Учить детей сочетать различные техники изобразительной деятельности (графика, живопись, пластика) и конструирование на одном и том же занятии, когда одни детали вырезают и наклеивают, другие лепят, третьи прорисовывают, четвертые конструируют из бумаги (например, сюжеты «наш аквариум» и т.д.).

        При составлении перспективного плана  нами было определено по одному комплексному занятию  раз в квартал, а именно:

1

2

3

Младшая

группа

«Дождь, дождь!»

«Колобок на окошке»

«Ручеек и кораблик»

Средняя

группа

«Полосатый коврик для кота»

«Храбрый мышонок»

«Курочка Ряба»

Старшая

группа

«Золотые березы»

«Снеговики в шапочках и шарфиках»

«По морям, по волнам»

Подготовительная

группа

«Летят перелетные птицы»

«Белый медведь и северное сияние»

«В мире животных»

Задачи комплексного подхода можно варьировать по-разному, в зависимости от уровня сформированности изобразительных умений и навыков детей .

Например, на занятии по теме «Воробьи в луже» можно использовать следующие варианты:

  1. тучки, солнце, лужи – дети рисуют гуашью, а птиц вырезают из бумаги;
  2. тучки, солнце, лужи – дети вырезают из бумаги, а птиц рисуют гуашью.

        Данный перспективный план составлен на основе пройденного материала. Так, например,  в младшей группе были проведены занятия по обучению  рисования прямых линий,   а по  аппликации – по обучению наклеиванию округлых форм.  В итоге на комплексном занятии на тему «Дождь, дождь!» дети  наклеивали готовые формы тучек, а капли рисовали цветным карандашом.

        На занятиях по аппликации дети старшей группы научились вырезать и наклеивать кораблик из бумаги, комбинируя приемы силуэтной и рельефной аппликации. На занятиях по рисованию научились рисовать море, правильно смешивая краски,  подбирая фон бумаги, и сочетания красок для передачи колорита. На комплексном занятии дети показали разные варианты комплексного рисования и аппликации: дети вырезали и наклеивали кораблики, используя приемы силуэтной и рельефной аппликации, а море изображали красками, сочетая разные цвета.

        Составлять данные занятия можно в различной вариации, комбинируя элементы аппликации и рисования в зависимости от уровня навыков детей.        

        Перед проведением занятия в средней группе по теме «Курочка Ряба» с детьми была проведена большая предварительная работа. Рассматривались иллюстрации из русских народных сказок, был проведен показ настольного театра «Курочка Ряба», читались потешки, русские народные сказки, загадывались загадки. На занятиях по лепке дети лепили курочку, на занятиях по аппликации – учились вырезать туловище и голову курочки способом последовательного закругления четырех углов прямоугольника, а на занятиях по рисованию – учились рисовать петушка, дополняя изображение деталями (трава, цветы, солнце и т.д).

        При проведении комплексного занятия детям было предложено изобразить сказочный сюжет – «Курочка Ряба» снесла золотое яичко, при помощи аппликации и элементов рисования.

        В подготовительной группе перед проведением комплексного занятия «В мире животных» дети рассматривали иллюстрации о животных, плакаты из серии «Животный мир», атлас «Животные разных континентов». Провели беседы на тему «Животный и растительный мир разных континентов», изготовили макет «Зоопарк». Проводились дидактические игры: «Зоологическое лото», «Кто, где живет», «Назови по описанию» и тд.

        На занятиях по рисованию дети научились изображать животных – жирафа, слона, крокодила, кенгуру, белого медведя и тд., используя в  работе различные материалы – акварель, гуашь, пастель, цветные карандаши, фломастеры. А на занятиях по аппликации дети  научились работать с разной бумагой – цветной, тонкой и  белой бумагой, а также применять разные   приемы для передачи выразительного образа (сминать, комкать, рвать бумагу на мелкие кусочки).

На занятиях по лепки дети научились приему пластилинографии (размазывание пластилина по горизонтальной поверхности листа в соответствии с задуманным изображением).

результатом проведенной работы является проведение комплексного занятия «В мире животных», на котором использовались три вида изобразительной деятельности.

Работа по изодеятельности, а особенно по использованию комплексного подхода проходит в тесном взаимодействии с воспитателями.

        Для воспитателей были проведены консультации на тему «Значение предварительной работы для эффективного создания образа», «Ты и твой цвет», «Развитие изобразительного творчества под влиянием литературных произведений и формирование чувства цвета».

        Также была проведена значительная работа с родителями детей по следующим направлениям:

  • Беседы по темам

     «Как развить воображение детей»,

     «Развитие творчества».

  • Консультации по темам:

      «Обучение детей технике рисования животных»,

          «Пластилинография».

        Подводя итоги работы по теме  комплексного подхода в изодеятельности  можно сделать следующие выводы:

  • все дети способны рисовать, лепить, делать аппликации по замыслу;
  • дети могут использовать различные материалы для создания выразительного образа;
  • способны начинать и доводить работу до конца;
  • систематическая  работа с использованием разных видов изобразительной деятельности на одном занятии является непременным условием развития творческих способностей у детей;
  • создание условий для свободной самостоятельной деятельности также является залогом развития творчества, воображения и самовыражения.

        У детей не бывает удач или неудач в работе. Они умеют рисовать, лепить, вырезать, мастерить всегда, сегодня - так а завтра  - не хуже или лучше, а просто иначе.

        Оценка взрослого обязательно должна содержать элемент понимания или одобрения (в педагогике это называется «положительным подкреплением»), чтобы не разрушить уверенности в себе, своих способностях и не потерять интерес к изодеятельности.

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы «Методы и приёмы обучения изобразительной деятельности детей раннего возраста».

Методика обучения детей изобразительной деятельности в раннем возрасте имеет свою специфику. Она ...

Сообщение для воспитателей из опыта работы «Организация уголка природы в подготовительной группе».

Данное сообщение из опыта работы по организации уголка природы в подготовитльной группе может быть полезен воспитателям ДОУ....

Из опыта работы: «Комплексный подход по созданию комфортных условий для успешной адаптации»

Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша –это  сильное стрессовое состояние. Ему предстоит приспособи...

Статья из опыта работы «Комплексный подход в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.»

Статья из опыта работы«Комплексный подход в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.»...