Дополнительная образовательная программа "Путешествие цветных ладошек"
рабочая программа по рисованию (средняя, старшая, подготовительная группа)

Меркурьева Елена Александровна

В дополнительной образовательной программе «Путешествие цветных ладошек» (далее – Программа) определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, предусмотрено формирование необходимых представлений, умений, навыков в процессе обучения и их развитие в свободной деятельности. В программе разработана тематика занятий, определены уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретенные детьми к концу года обучения на занятиях. Модифицированная программа дополнительного образования «Путешествия цветных ладошек» является программой художественно-эстетического развития детей 4-7 лет, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению направлена на формирование эстетического отношения к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_18-19_gg_-_kopiya.docx122.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Радуга»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА 

 «Путешествие цветных ладошек»

для развития творческих способностей детей

среднего и старшего дошкольного возраста 

2018-2019 учебный год

Разработчик:

педагог дополнительного образования:

Меркурьева Елена Александровна

п. Тазовский

2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.Пояснительная записка……………………………………………………

3

1.1. Направленность программы..................................................................................

3

1.2. Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность

4

1.3. Цель  и  задачи Программы...................................................................................

5

1.4. Основные формы и  режим занятий……………………....................................

6

1.5.Ожидаемые  результаты освоения программы и  способы

определения их результативности..............................................................................

7

2. Учебно-тематический план программы………………………………….

10

3. Содержание программы…………………………………………………..

11

3.1. 1-й год обучения (возраст 4 -5 лет) ……………………......................................

11

3.2. 2-й год обучения (возраст 5- 6 лет) ……..............................................................

14

3.3. З-й год обучения (возраст 6-7 лет) ………..........................................................

18

4. Методическое обеспечение программы…………………………………

22

4.1. Педагогические условия для реализации программы ………………………

22

4.2. Перечень средств обучения, оборудования.........................................................

22

4.3. Программно-методическое обеспечение.............................................................

23

5. Список использованной литературы……………………………………

25

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1.  Направленность программы

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в желании что-то создавать своими руками.  В настоящее время развитие творческих способностей и самостоятельности детей является социально значимой для общества. В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат. Занятия прикладным творчеством способствуют развитию фантазии, воображения, творческой и самостоятельной деятельности ребенка, воспитанию трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя чего-то нового.

В дополнительной образовательной программе «Путешествие цветных ладошек» (далее – Программа) определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, предусмотрено формирование необходимых представлений, умений, навыков в процессе обучения и их развитие в свободной деятельности. В программе разработана тематика занятий, определены уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретенные детьми к концу года обучения на занятиях.

Модифицированная программа дополнительного образования «Путешествия цветных ладошек» является программой художественно-эстетического развития детей 4-7 лет, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению направлена на формирование эстетического отношения к окружающему миру.

Программа  разработана  на  основе   следующих  нормативных  документов:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 "О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей";
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

Программа разработана на основе авторской парциальной программы художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности «Цветные ладошки» И.А. Лыковой  и, в частности, раздела данной программы «Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолёте и в машине времени» и рассчитана на 3 года обучения.

Программа направлена на:

  • Развитие творческих способностей детей, фантазии, художественного вкуса;
  • Приобретению навыков и умений работы с различными материалами;
  • Организацию детей в совместной деятельности с педагогом;
  • К стимулированию творческой активности, самостоятельности.

Программа предназначена для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста в условиях конкретного ДОУ – «Детский сад «Радуга»». Набор обучающихся носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.

1.2. Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании детей. Являясь наиболее доступным для детей, изобразительное искусство обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью.

В программе определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, предусмотрено формирование необходимых представлений, умений, навыков в процессе обучения и их развитие в свободной деятельности. В программе разработана тематика занятий, определены уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретенные детьми к концу года обучения на занятиях.

Неизменным в программе осталось: концептуальная основа, принципы и содержание методологической установки программы И.А. Лыковой, указывающей на самоценность изобразительного искусства как процесса и результата художественного творчества, посредством которого ребёнок познаёт окружающий мир и себя в этом мире (И.А. Лыкова), а так же основное целеполагание и задачи занятий изобразительным искусством в ДОУ.

Модифицированная программа так же сохраняет основную идею тематического планирования занятий в ИЗО студии по И.А. Лыковой и основывается на методических рекомендациях И.А. Лыковой.

Новым в модифицированной программе является концентрический способ её построения: один и тот же учебный материал изучается воспитанниками в течение трёх лет трижды, но при этом повторное изучение предполагает усложнение и расширение содержания образования, углубление и конкретизацию отдельных его элементов. Программа рассчитана на занятия с детьми 3-х возрастных групп по трём концентрам, разработанным с учётом специфики возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их потребностей и интересов:

  • 1-й концентр – для детей 4-5 лет (средняя группа) – ознакомительный этап, на котором происходит начальное знакомство с нетрадиционными техниками рисования, особенностями и возможностями изобразительного искусства, с изобразительными формами самовыражения;
  • 2-й концентр – для детей 5-6 лет (старшая группа) – развивающий этап, на котором происходит овладение различными техниками изобразительного искусства на более высоком уровне, овладение выразительными средствами изобразительной деятельности, способами самовыражения посредством художественного образа;
  • 3-й концентр – для детей 6-7 лет (подготовительная группа) – исследовательский этап, на котором воспитанникам предоставляется максимальная свобода выбора методов, способов, приёмов самовыражения в изобразительной деятельности, в воплощении творческих замыслов.

Такое построение программы позволяет воспитаннику приступить к обучению с любого концентра, так как учитывает накопленный ребёнком практический опыт (занятия по ИЗО в группах в соответствии с ООП) и возрастные особенности.

Так же, отличительной чертой  модифицированной программы является то, что практикуются темы по овладению нетрадиционными видами изодеятельности.

  • Воспитанники 1-го концентра знакомятся с такими техниками, как рисование пальчиками; рисование ладошками; печать поролоном, мятой бумагой, шаблонами, пробками; тычок жёсткой полусухой кистью; рисование ватными палочками.
  • Воспитанники 2-го концентра знакомятся с такими техниками, как рисование восковыми мелками + акварель; рисование свечой + акварель; отпечаток листьев; рисование мыльными пузырями; кляксография; пластилинография; монотопия.
  • Воспитанники 3-го концентра знакомятся с такими техниками, как монотопия пейзажная; граттаж; скатывание бумаги; набрызг; ниткография, рисование по мокрому листу.

Кроме того модифицированная программа предусматривает введение ряда тем регионально-национального компонента.

Актуальность модифицированной программы состоит в том, что она является комплексной по набору техник работы с различными материалами и предполагает овладение основами разнообразной творческой деятельности, даёт возможность каждому воспитаннику открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного творчества, проявлять и реализовывать свои творческие способности, применяя полученные знания и умения в реальной жизни, стимулирует творческое отношение к труду.

Программа акцентирует внимание не только на овладение системой дополнительных знаний, но и на воспитательный и нравственный аспекты в работе с воспитанниками. Программа составлена с учетом требований ФГОС ДО и возрастных особенностей детей и предлагает комплекс различных видов ИЗО деятельности (изобразительное искусство, аппликация, лепка, прикладное творчество, конструирование из бумаги), т.е. является парциальной, что способствует развитию разных граней детского творчества.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она дает возможность овладеть широким набором техник изобразительного творчества, что позволит разбудить в каждом ребенке стремление к художественному самовыражению и творчеству.

1.3. Цель,  задачи и принципы реализации Программы

Целью программы является формирование творческих способностей, художественного вкуса, развитие эстетических чувств и представлений в процессе художественно-творческой деятельности.

Задачи программы:

Образовательные:

  • Знакомить с нетрадиционными техниками изобразительного искусства как возможностями творческого самовыражения;
  • Формировать эстетическое отношение к изобразительному искусству как отражению жизни во всём ее многообразии, к окружающей действительности в целом и к самому себе как части мироздания. (И.А. Лыкова).

Развивающие:

  • Развивать эстетическое восприятие как эмоционально-интеллектуальный процесс «эстетического переживания пережитого». (И.А. Лыкова)
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук, глазомер;
  • Способствовать развитию внимания, пространственного воображения и фантазии;
  • Развивать образное восприятие, творческую активность;  
  • Расширять коммуникативные способности, умение работать в коллективе.

 Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к самостоятельному творчеству;
  • Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
  • Воспитывать аккуратность, бережное и экономное использование материалов;
  • Воспитание трудовой культуры воспитанников.

Основные дидактические принципы реализации программы:

  • доступность и наглядность;
  • последовательность и систематичность обучения;
  • путь от простого к сложному;
  • принцип тематических циклов;
  • индивидуального подхода.

1.4. Основные формы и режим занятий

Основные принципы программы «Путешествие цветных ладошек»:

  1. Учёт возрастных возможностей детей. При выборе тематики и содержания занятий для детей средней, старшей и подготовительной к школе группы учитывались доступность для восприятия приемов изобразительного творчества детьми данного возраста и возможности детей для реализации художественно-изобразительных задач в рисовании, лепке, аппликации.
  2. Интеграция различных видов детской деятельности. Занятия включают в себя познавательный (приобретение знаний), игровой (создание игровой ситуации, инсценировки, пантомимы, настольный театр и т.п.) и художественно-продуктивный (лепка, роспись) компоненты. Также на занятиях организуется речевая деятельность детей: описание предметов народного творчества, придумывание коротких сказок об изображаемом персонаже, рассказ о собственной деятельности (предстоящей или состоявшейся), высказывание эстетических оценок о произведениях народного искусства и детских работах.
  3. Активное включение детей в изобразительную деятельность. На занятиях по изобразительной деятельности ребенок является не объектом обучения, а полноправным и активным участником процесса творчества. Для того чтобы подготовить детей к восприятию и активному включению в собственно художественную деятельность каждое занятие начинается с организационного момента, направленного на активизацию внимания и пробуждение интереса к предстоящей деятельности.
  4. Индивидуальный подход к детям. Данный принцип реализуется в организации индивидуальной работы с каждым ребенком в процессе коллективных занятий, в учете индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов детей в процессе создания художественных образов.

  1. Бережное и уважительное отношение к детскому творчеству. Реализация данного принципа способствует осознанию ребенком ценности собственной деятельности и ее результатов, что, в свою очередь, стимулирует появление потребности в самореализации через творчество. Детские работы активно включаются в жизнь детского сада: оформление выставок, украшение групповых комнат, используются в оформлении к детским праздникам, используются в сюжетно-ролевых и дидактических играх со сверстниками, становятся «дорогими» подарками родным и друзьям. Для полноценной реализации данного принципа проводится соответствующая работа с родителями воспитанников. Очень важно, чтобы ребенок чувствовал бережное и уважительное отношение к своему творчеству и дома, в кругу семьи. Детские работы должны не только вызывать естественное восхищение со стороны близких, но и найти практическое применение: украшение интерьера квартиры, использование по назначению (разделочная доска, солонка, гриб-копилка, елочные украшения и т.д.)

Организация занятий

Программа «Путешествие цветных ладошек» рассчитана на детей 4-7 лет, продолжительность обучения - 3 года, но не исключает начало обучения с любого концентра. Программа реализуется с 15 сентября по 31 мая, по одному занятию в неделю в средних группах, всего 36 занятий в год и по два занятия в старших и подготовительных группах, всего 72 занятия в год. В начале года проводится диагностическое обследование воспитанников на предмет уровня усвоения программы,

Продолжительность занятий:

  • 1. Первый год обучения, дети 4-5 лет (средняя группа) - 20 мин.
  • 2. Второй год обучения, дети 5-6 лет (старшая группа) - 25 мин.
  • 3. Третий год обучения, дети 6-7 лет (подготовительная группа) - 30 мин.

Группы формируются в течение первых двух недель сентября из расчета не более 12 человек в группе из детей одной возрастной категории сугубо по интересам воспитанников и их родителей в количестве не менее 52 человек. Форма занятий – групповая, по подгруппам, по индивидуальному образовательному маршруту, который разрабатывается в процессе обучения воспитанников на основе интересов и потребностей ребёнка, а также индивидуальные консультации. Занятия проводятся в специализированном кабинете во второй половине дня.

Формы и методы контроля:

  • Диагностика проводится (2 раза в год) в начале года и в конце, по результатам которой корректируется индивидуальная работа с детьми на следующий год обучения (Приложение 1);
  • Сотрудничество с родителями и приглашение их на совместную деятельность.
  • Участие в выставках детского сада и муниципальных конкурсах.

1.5. Ожидаемые результаты освоения программы

и  способы определения их результативности

В результате освоения дополнительной образовательной программы ребенок 1-го года обучения знает и умеет:

  • Рисует по образцу и показу предметы, узоры, явления природы, растения, животных и др.;
  • Проявляет эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного и декоративно-прикладного искусства;
  • Самостоятельно занимается изобразительной деятельностью и выделяет конкретную цель («Хочу нарисовать машину, сделать коллаж» и т.д.);
  • Изображает знакомые предметы и явления (бытовые, природные, социальные), самостоятельно находит и воплощает в рисунке, коллаже, фигурке, конструкции простые сюжеты на темы окружающей жизни, художественной литературы, любимых мультфильмов, предавая при этом свое отношение к окружающему миру;
  • В создаваемых образах передает доступными графическими, живописными и пластическими средствами различные признаки изображаемых объектов (форма, пропорции, цвет, фактура, характерные детали), уверенно владеет разными художественными техниками; начинает понимать «язык искусства»;
  • Выражает свои представления, переживания, чувства, мысли доступными изобразительно-выразительными и конструктивными средствами; проявляет эстетические эмоции и чувства при восприятии произведений разных видов и жанров искусства.

В результате освоения дополнительной образовательной программы ребенок 2-го года обучения знает и умеет:

  • В самостоятельной изобразительной деятельности выделяет конкретную цель («Хочу нарисовать машину» и т.д.); рисует несложные сюжеты по замыслу;
  • Правильно использует материалы и инструменты;
  • Проявляет эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений изобразительного искусства;
  • С интересом овладевает разными художественными техниками;
  • С помощью педагога в рисовании передает форму, пропорции предметов (соотносит их по величине);
  • Рисует по образцу и показу предметы, узоры, явления природы, растения, животных и др.;
  • Увлеченно рассматривает произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
  • Самостоятельно создает выразительные образы различных объектов;
  • Экономно расходует материалы.

В результате освоения дополнительной образовательной программы ребенок 3-го года обучения знает и умеет:

  • Выполнять работу в технологическом порядке;
  • Подбирать необходимые виды бумаги и инструменты;
  • Самостоятельно использует различные приемы при работе с бумагой;
  • Подбирать цветовую гамму. В рисовании умеет располагать предметы на всем листе бумаги; передает расположение предметов вдали и вблизи, располагая их на широкой полосе земли «ближе» и «дальше»;
  • Определяет для себя конкретную цель, не выпускает ее из виду во время работы и возвращается к ней в случае прерванной работы, доводит ее до конца, фиксирует конечный результат в речи;
  • Проявляет эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений изобразительного искусства;
  • В рисовании передает форму предмета, пропорции и динамику;
  • По собственной инициативе рисует, создает подарки родным, предметы украшения интерьера и пр., используя освоенные технологии изодеятельности.

Для определения результативности ожидаемых результатов освоения дополнительной образовательной программы проводится педагогической диагностика освоения программы каждым воспитанником. В диагностике используются специальные задания, с помощью которых можно отследить изменения и определить необходимую дополнительную работу с каждым ребенком по реализации программы.

Система оценки достижений воспитанников направлена на выявление следующего:

  • в какой степени ребенок освоил технологии, умение пользоваться необходимым оборудованием;
  • какова степень освоения ребенком навыков и практических умений в различных видах аппликаций,
  • в какой степени у ребенка сформированы изобразительные навыки и умения и как он применяет их в самостоятельной творческой деятельности.

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

№п/п

Тема раздела

Количество часов

1-й концентр

(1-й год обучения)

2-й концентр

(2-й год обучения)

3-й концентр

(3-й год обучения)

1

Путешествие с палитрой

«Цветной мир» (вводные занятия)

2

1

1

2

Путешествие босиком

«Мир семьи»

8

15

10

3

Путешествие в тапочках

«Мир детства»

5

15

8

4

Путешествие в сандалиях

«Жаркие страны»

4

4

6

5

Путешествие в валенках

«Холодные страны»

5

14

12

6

Путешествие в бескозырке

 «Мир моря»

4

6

12

7

Путешествие в машине времени

«Древний мир»

-

-

6

8

Путешествие в скафандре

«Мир космоса»

-

6

6

9

Путешествие на ковре-самолёте

 «Мир сказки»

8

11

11

Итого:

36

72

72

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 

3.1. 1-й год обучения (возраст 4-5 лет)

п/п

Тема занятия

Дата

Вид изобразительной деятельности

Задачи

I. Путешествие с палитрой «Цветной мир» (вводные занятия)

1

Краски для радуги (по И.А. Лыковой).

11-14.

09

Вводное занятие

Знакомство с принадлежностями художника, материалами для изобразительного творчества, расположением кабинета, правилами работы детей в ИЗОстудии.

2

Как мальчик стал художником (по И.А. Лыковой).

25-28.

09

Рисование-экспериментирование

Знакомство с цветами спектра, получение новых цветов и оттенков путём смешивания красок, рисование спектра.

II. Путешествие в тапочках «Мир семьи»

3-4

Бабушка рядышком с дедушкой.

02-13.

10

Рисование с помощью шаблона

Освоение техники рисования фигуры человека на основе готовых форм (круг, овал, вытянутый прямоугольник), передача движения.

5

Перчатки и котятки (по И.А. Лыковой).

16-20.

10

Рисование декоративное с элементами аппликации

Создание оригинальных образов на основе силуэта своей руки (по мотивам литературного произведения).

6

Вечерний свет в окошках (по И.А. Лыковой).

23-27.

10

Рисование по представлению пальчиками

Знакомство с техникой рисования пальчиками, самостоятельный поиск выразительно-изобразительных средств для передачи впечатлений о вечерних окнах.

7

Такие разные часы (по И.А. Лыковой).

30.10-

3.11

Лепка с элементами конструирования с помощью шаблона для вырезания форм

Создание образов бытовых предметов в детской дизайн-деятельности по мотивам декоративно-прикладного искусства.

8-9

Колыбелька (ненецкая) (по И.А. Лыковой).

06-17.

11.

Лепка миниатюр в спичечном коробке

Поиск способов лепки миниатюрных игрушек (пеленашек) и вариантов преобразования спичечного коробка в колыбельку, знакомство с жизнью и бытом коренных народов Севера.

10

Посуда для праздничного стола.

20-24.

11.

Лепка с элементами декоративного украшения

Освоение техники пластической лепки, создание образов бытовых предметов в детской дизайн-деятельности, развитие фантазии.

III. Путешествие босиком «Мир детства»

11

Друг детства (по И.А. Лыковой).

27.11-

01.12

Рисование с натуры (плюшевый медвежонок)

Освоение этапов рисования с натуры. Знакомство с эскизом, как этапом планирования работы, передача цветом фактуры материала.

12

Аквариум в нашем садике.

04-08.

12

Коллективное рисование ладошками

Знакомство с техникой рисования ладошкой, развитие группового сотворчества в изобразительной деятельности.

13-

14

Новогодние игрушки (по И.А. Лыковой).

11-22.

12

Бумагопластика, конструирование

Создание ёлочных игрушек из бумаги и бросового материала в детской дизайн-деятельности.

15.

Новогодняя ёлка.

25-29.

12

Рисование в технике тычок ватной палочкой

Знакомство с новой техникой рисование, создание оригинального образа новогодней ёлки.

IV. Путешествие в сандалиях «Жаркие страны»

16

Черепахи и змеи ползают в пустыне (по И.А. Лыковой).

08-12. 01

Аппликация

Творческое применение различных аппликативных техник

17

Кактусы зацвели (по И.А. Лыковой).

15.01-

19.01

Лепка сюжетная, коллективная

Создание творческой композиции «Кактусы зацвели», развитие навыков сотворчества.

18

Корабли пустыни (караван идёт) (по И.А. Лыковой).

22-26.

01

Рисование в технике печать.

Знакомство с явлением контраста, освоение рациональных способов изображения нескольких одинаковых животных и техники печати шаблонами.

19

Полосатая зебра (по И.А. Лыковой).

29.01-02.02

Аппликация

Создание оригинальных образов зебры в полосатой тельняшке из готовых форм (овалы разного размера, тонкие полоски бумаги).

V. Путешествие в валенках «Холодные страны»

20

Житель тундры в теплой одежде.

5-9.02

Рисование

Создание образа коренного жителя тундры, орнаментирование одежды с помощью геометрических элементов.

21

Северное сияние.

12-16.

02

Освоение техники кляксография

Создание художественного образа на основе собственных впечатлений

22

Дуют ветры в феврале…

19-23.

02

Аппликация

Создание поздравительной открытки к 23 февраля для пап, дедушек, братьев.

23

Стойбище в тундре.

26.02-

02.03

Конструирование из бумаги (коллективная работа).

Создание сюжетной композиции на основе обогащения представлений о жизни людей в тундре, формирование навыков сотворчества, изготовление чума из бумаги, палочек, пластилина.

24

Зимние цветы из бумаги.

5-9.03

Конструирование

Создание подарка для мамы своими руками.

VI. Путешествие в бескозырке «Мир моря»

25

Я рисую море – голубые дали (по И.А. Лыковой).

12-16.

03

Рисование

Экспериментирование с бытовыми предметами для изображения волн (моря) разными способами.

26

По морям, по волнам… (по И.А. Лыковой)

19-23.

03

Аппликация

Создание сюжетной композиции по замыслу, свободные сочетание художественной техник (аппликация и рисование).

27-

28

На дне морском (по И.А. Лыковой).

26.03-

6.04

Лепка сюжетная

Создание сюжетной композиции на основе обогащения представлений о морских обитателях (раковины, крабы, звёзды).

VII. Путешествие на ковре-самолёте «Мир сказки»

29

Бабушкины сказки (по И.А. Лыковой).

09-13.

04

Лепка сюжетная по мотивам народных сказок

Лепка сказочных персонажей по мотивам русских народных сказок, развитие способностей к сюжетосложению.

30

Домик с трубой и сказочник-дым (по И.А. Лыковой).

16-20.

04

Рисование-фантазиро-вание

Создание оригинальных контурных рисунков в технике «Живая линия» (линия не прогулке).

31

Три поросёнка с друзьями (по И.А. Лыковой).

23-27.

04

Рисование кисть+ ватные палочки +отпечаток пробками.

Создание композиции по мотивам английской сказки, освоение новых техник и их сочетание с традиционными, развитие фантазии.

32

Лужи-тучи для весёлых поросят (по И.А. Лыковой).

30.04-

04.05

Аппликация-мозаика

Свободное сочетание аппликативных техник: вырезывание по контуру, обрывная и модульная мозаика.

33

Ягода-голубика.

07-11.

05

Лепка сюжетная

Создание пластической композиции по мотивам ненецкой сказки, сочетание техник лепки и конструирования.

34

Вкусный сыр для медвежат (по И.А. Лыковой).

14-18.

05

Аппликация с элементами конструирования

Творческое сочетание техник аппликации и конструирования на основе математического представления о части и целом.

35

Фантастические цветы (по И.А. Лыковой).

21-25.

05

Рисование по замыслу

Развитие творческого воображения – свободное применение и комбинирование знакомых художественных техник.

36

Радуга-дуга (по И.А. Лыковой).

28-30.

05

Рисование по замыслу

Создание собирательного образа сказочной радуги, развитие творческого воображения и фантазии.

3.2. 2-й год обучения (возраст 5-6 лет)

I. Путешествие с палитрой «Цветной мир» (вводные занятия)

п/п

Тема занятия

Дата

Вид изобразительной деятельности

Задачи

1

Путешествие в мир красок (по И.А. Лыковой).

11-15.

09

Рисование по замыслу, диагностика

Формирование представлений о различных техниках рисования, воплощение фантазийных замыслов.

II. Путешествие в тапочках «Мир семьи»

2-3

Мои домашние питомцы.

18-22.

09

Рисование по представлению

Создание образа домашнего питомца по представлению, передача фигуры животного в движении.

4-5

В гостях у милой бабушки.

25-29.

09

Рисование с элементами аппликации

Создание картинок в смешанной технике (рисование+аппликация) по впечатлениям о проведённом отпуске.

6

За чаем не скучаем. (по И.А. Лыковой).

2-6.10

Аппликация силуэтная

Освоение новой техники аппликации – вырезывание по нарисованному или воображаемому контуру, создание сюжета на основе представления о домашнем уюте, вырезывание силуэтов бытовых предметов и людей (профиль).

7

Мои любимые домашние растения.

2-6.10

Рисование фантазийное

Знакомство с техникой кляксография, развитие творческого восприятия мира, фантазии.

8-9

Красивые подсвечники (по И.А. Лыковой).

9-13.10

Лепка из синтетической глины, роспись

Создание образов бытовых предметов по мотивам народного декоративно-прикладного искусства.

10

Узорчатые полотенца (по И.А. Лыковой).

16-20.

10

Аппликация

Создание образов красивых домашних вещей с ленточным орнаментом, развитие чувства ритма и композиции.

11

Копилка с монетками (по И.А. Лыковой).

16-20.

10

Лепка на готовой форме

Создание образов функциональных бытовых предметов на основе готовой формы (банки, коробки, упаковки).

12-

13 и 14-

15

Копилка с монетками (по И.А. Лыковой).

23-27.

10 и

30.10-3.11

Лепка на готовой форме

Создание образов функциональных бытовых предметов на основе готовой формы (банки, коробки, упаковки).

16

Моя мама самая лучшая.

6-10.11

Рисование

Знакомство с портретным жанром, соблюдением пропорций.

III. Путешествие босиком «Мир детства»

17

Наши любимые игрушки (по И.А. Лыковой).

6-10.11

Лепка

Создание пластических образов по замыслу с передачей особенностей внешнего вида любимых игрушек и своего к ним отношения.

18-

19

Посмотри в своё окно (по И.А. Лыковой).

13-17.

11

Рисование по замыслу

Поиск «видов» за окном и самостоятельный выбор изобразительно-выразительных средств для создания пейзажа.

20

Весёлые портреты (по И.А. Лыковой).

20-24.

11

Аппликация с элементами бумажной пластики

Продолжение знакомства с портретным жанром и освоение изобразительно-выразительных средств бумажной пластики.

21

Как мы были маленькими (по И.А. Лыковой).

20-24.

11

Лепка сюжетная

Самостоятельный поиск способов изображения фигуры спящего человека (малыша) в кроватке.

22-

23

Детки из чума (кукла в ненецкой национальной одежде).

27.11-

01.12

Рисование с натуры

Знакомство с национальной одеждой коренных народов Севера, изображение ненецких детей в национальной одежде, ненецкий орнамент и его применение.

24-

25

Наша группа

4-8.12

Рисование ладошками

Создание коллективного портрета (динамических образов) группы на основе ладошки.

26-

27

Зимние забавы детей

11-15.12

Рисование ватными палочками

Знакомство с новой техникой в изобразительной деятельности, составление сюжета

28-

29

Новогодние игрушки

18-22.12

Бумагопластика, конструирование

Создание оригинальных ёлочных украшений.

30-

31

Красавица-ёлка

25-29.12

Рисование и аппликация

Фантазийное изображение новогодней ёлки в детской дизайн-деятельности, самостоятельный подбор изобразительных средств.

IV. Путешествие в сандалиях «Жаркие страны»

32

Жираф заболел (по И.А. Лыковой).

9-13.01

Лепка

Создание оригинальных образов заболевшего жирафа с акцентом на длинной шее (шарф, компресс. воротник).

33

Весёлые обезьянка на пальмах (по И.А. Лыковой).

9-13.01

Аппликация с элементами конструирования

Создание коллективной аппликации «Остров в море» с ловкими, быстрыми обезьянками на стройных пальмах.

34-

35

Пёстрые попугаи на дереве (по И.А. Лыковой).

15-19.01

Рисование, освоение техники «отпечаток листьями»

Создание панно «Тропическое дерево» с разноцветными попугаями в разных позах на нём.

V. Путешествие в валенках «Холодные страны»

36-

37

Птичий базар.

22-26.01

Лепка

Лепка птиц Севера в движении и создание коллективной композиции с использованием элементов конструирования.

38

Лето в тундре.

29.01-

02.02

Рисование пейзажное в технике «монотопия»

Знакомство с новой техникой изобразительного искусства, развитие чувства прекрасного от общения с природой.

39

Животные тундры зимой.

29.01-

02.02

Аппликация (коллаж)

Создание сюжетной композиции в технике коллаж, расширение возможностей бумажной пластики.

40-

41

В гостях у народов Севера.

5-9.02

Лепка с элементами конструирования

Конструирование из природного материала (мох, ветки, сухие листья и др.)

42-

43

Мороз-художник.

12-16.02

Рисование с помощью техники «ниткография»

Узоры на окнах, деревья в инее – реализация сказочного замысла. Знакомство с новой техникой исполнения, развитие наблюдательности.

44-

45

Зимние праздники.

19-23.02

Аппликация, конструирование из бумаги

Создание тематической открытки-подарка к 23 февраля, применение знакомых техник в бумагопластике и аппликации.

46-

47

Необычные валенки.

26.02 –

2.03

Декоративное панно (аппликация из сукна)

Создание композиции по замыслу в детской дизайн-деятельности.

48 –

49

Праздник 8 марта.

5-7.03

VI. Путешествие в бескозырке «Мир моря»

50-

51

Морские коньки играют в прятки (по И.А. Лыковой).

12-16.03

Аппликация с элементами детского дизайна

Развитие владения техникой аппликации – вырезывание по нарисованному или воображаемому контуру.

52-

53

Стайка дельфинов (по И.А. Лыковой).

19-23.03

Аппликация

Освоение новой техники аппликации – симметричное вырезывание по нарисованному или воображаемому контуру.

54-

55

Рыбки играют, рыбки сверкают (по И.А. Лыковой).

26-29.03

Рисование декоративное с элементами аппликации и письма

Свободное сочетание разных изобразительных техник, включение элементов письма в оформление рыбок.

VII. Путешествие в скафандре «Мир космоса»

56

Летающие тарелки и пришельцы из космоса (по И.А. Лыковой).

2-6.04

Рисование мыльными пузырями

Знакомство с новой техникой рисования, создание оригинальных образов космических объектов по замыслу, развитие навыков творчества.

57

Звёзды и кометы (по И.А. Лыковой).

2-6.04

Аппликация из цветной бумаги, ткани и фольги

Создание панорамной композиции в технике коллаж из разных материалов, вырезывание звёзд по опорной схеме.

58-

59

В далёком космосе (по И.А. Лыковой).

9-13.04

Лепка рельефная (панорама)

Совершенствование техники рельефной лепки, передача пластики, движения и колорита космических объектов.

60-

61

Встреча на Луне.

16-20.04

Рисование в технике свеча+акварель

Знакомство с новой техникой рисования, создание оригинальных образов космических летательных аппаратов, фантазийных пейзажей по представлению.

VIII. Путешествие на ковре-самолёте «Мир сказки»

62-

63

Тили-тили-тили бом (по И.А. Лыковой).

23-27.04

Лепка сюжетная

Создание коллективной композиции по мотивам народной потешки – лепка персонажей с передачей движения.

64-

65

Жар-птица (по И.А. Лыковой).

30.04 – 4.05

Аппликация с элементами рисования и письма

Развитие творческого воображения – свободное применение и комбинирование знакомых художественных техник.

66

Перо Жар-птицы (по И.А. Лыковой).

7-11.05

Рисование с элементами письма

Свободное сочетание разных изобразительных техник, включение элементов письма в оформление перьев жар-птицы.

67

Змей Горыныч (по И.А. Лыковой).

7-11.05

Лепка сюжетная по замыслу

Лепка сказочных персонажей в движении по мотивам русских народных сказок, творческое сюжетосложение.

68-

69

Избушка на курьих ножках (по И.А. Лыковой).

14-18.05

Аппликация сюжетная

Создание образа сказочной избушки, самостоятельный выбор изобразительно-выразительных средств.

70-

71

Сказочное болото для Царевны Лягушки (по И.А. Лыковой).

21-25.05

Лепка рельефная декоративная

Знакомство с изразцом как видом декоративно-прикладного искусства, лепка по его мотивам.

72

Сказки моего народа.

28-29.05

Рисование сюжетное (восковые мелки+акварель)

Знакомство с сочетанием техник рисования, создание собирательного образа сказок народов мира, фантазийный сюжет по представлению.

3.3. 3-й год обучения (возраст 6-7 лет)

I. Путешествие с палитрой «Цветной мир» (вводное занятие)

п/п

Тема занятия

Дата

Вид изобразительной деятельности

Задачи

1

Путешествие с палитрой

 (по И.А. Лыковой).

11-15.09

Рисование цветовой гаммы

Экспериментирование с цветом.

II. Путешествие в тапочках «Мир семьи»

2-3

Кто-кто с нами рядом живёт (домашние питомцы )

 (по И.А. Лыковой).

18-22.09

Рисование с натуры

Развитие приёмов реалистичного рисования домашних животных с натуры (фотографии), развитие восприятия.

4-5

Наши бабушки и дедушки.

25-29.09

Лепка-экспериментирование

Экспериментирование с пластическим образом – поиск способов лепки частей человеческого тела из солёного теста и дизайна с помощью различных материалов.

6-7

Мама милая моя.

2-6.10

Рисование с натуры (фотографии)

Осуществление творческого замысла домашнего очага, главным персонажем которого является мама.

8-9

За праздничным столом.

9-13.10

Аппликация, коллаж

Творческий поиск изобразительно-выразительных средств для создания макета домашней обстановки во время праздника.

10

Красивые салфетки для кафе

(по И.А. Лыковой).

16-20.10

Рисование декоративное

Создание образов красивых домашних вещей с центрическим орнаментом, развитие чувства ритма и композиции.

11

Красивая посуда для детского кафе

(по И.А. Лыковой).

16-20.10

Лепка модульная из колец

Освоение оригинального способа лепки посуды из столбиков, замыкающихся в кольца.

III. Путешествие босиком «Мир детства»

12 -13

Что-что с нами рядом растёт (комнатные растения)

(по И.А. Лыковой).

23-27.10

Рисование с натуры

Знакомство со спецификой реалистичного рисования комнатных растений с натуры, развитие восприятия.

14-

15

Мои друзья-товарищи.

30.10-3.11

Рисование человека с натуры

Развитие приёмов реалистичного рисования портрета человека, знакомство с выразительными средствами в изображении лица человека.

16-

17

Кто работает в детском саду?

6-10.11

Аппликация, рисунок, коллаж

Творческая мастерская по замыслу: развитие творческих способностей и фантазии.

18-

19

 Детская площадка (по И.А. Лыковой).

13-17.11

Аппликация сюжетная с элементами лепки

Творческий поиск изобразительно-выразительных средств для создания макета детской игровой площадки.

IV. Путешествие в валенках «Холодные страны»

20-

21

Полярное сияние. Белый мишка на льдине любуется полярным сиянием. (по И.А. Лыковой).

20-24.11

Рисование пастелью. Торцевание.

Освоение нового художественного материала (пастель), создание колористических нефигуральных композиций.

22-

23

Каслание на оленях.

27.11-

01.12

Лепка коллективная с применением природного материала

Лепка оленей и людей в движении и создание коллективной композиции с использованием элементов конструирования, расширение представлений о жизни коренных народов.

24-

25

Зимний двор.

4-8.12

Пластилинография

Знакомство с новой техникой изобразительности, создание сюжетной композиции в технике пластилинография, расширение возможностей изобразительного творчества.

26-

27

Арктическая экспедиция (по И.А. Лыковой).

11-15.12

Аппликация коллективная

Изображение фигуры человека в движении и экипировке, формирование навыков сотворчества.

28-

29 и

30-

31

Снеговики и ёлки.

18-22.12

25-29.12

Поделки из бросового материала

Знакомство с техникой конструирования из различных материалов, развитие воображения при поиске изобразительных средств и декорирования.

V. Путешествие в сандалиях «Жаркие страны»

32-

33

Топают по Африке слоны, носороги и бегемоты (по И.А. Лыковой).

8-12.01

Лепка

Создание оригинальных образов крупных животных на основе обобщённого способа лепки.

34-

35

Мишка-коала на эвкалипте в Австралии (по И.А. Лыковой).

15-19.01

Аппликация сюжетная

Создание коллективного панно «Австралийский эвкалипт» с силуэтами мишек коал на ветках (в разных позах).

36-

37

Кенга и крошка Ру (по И.А. Лыковой).

22-26.01

Рисование в технике граттаж

Знакомство с новой техникой рисования, творческий поиск изобразительно-выразительных средств для передачи особенностей животного мира жарких стран.

 

VI. Путешествие в бескозырке «Мир моря»

38-

39

Плавают по морю киты и кашалоты (по И.А. Лыковой).

29.01- 2.02

Лепка коллективная

Создание пластичных образов на основе обобщённого способа ле пки из конуса или овоида(яйца)

40

Чудесные раковины (по И.А. Лыковой).

5-9.02

Рисование с натуры

Создание реалистичного природного образа с натуры.

41-

43

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет (по И.А. Лыковой).

5-9.02 и 12-16.02

Лепка рельефная (пластилинография)

Освоение лепки пластилиновой живописи, передача пластики и колорита морских волн.

44 –

45

Зимние праздники. 23 февраля

19-23.02

Аппликация сюжетная, бумагопластика.

Создание поздравительной открытки своими руками.

46-

47 и 48-

49

Мамин праздник – 8 марта.

26.02 -2.03

И

5-9.03

Аппликация сюжетная, бумагопластика.

Создание объемной открытки, праздничных цветов из различных видов бумаги, расширение творческих возможностей.

VII. Путешествие в машине времени «Древний мир»

50-

51

Наскальная живопись (по И.А. Лыковой).

12-16.03

Художественное экспериментирование

Создание оригинальных контурных рисунков в большом масштабе, развитие творческого воображения.

52

Динозаврики (по И.А. Лыковой).

19-23.03

Лепка сюжетная

Моделирование фигурок динозавров по представлению, создание сюжетной композиции «Это было давным-давно».

53

Папортниковый лес (по И.А. Лыковой).

19-23.03

Аппликация с элементами бумажной пластики

Создание многоплановой коллективной композиции.

54 –

55

Динозавры и динозаврики (по И.А. Лыковой).

26-30.03

Аппликация силуэтная

Вырезывание фигурок разных динозавров с помощью шаблона или трафарета, создание сюжетных композиций.

VIII. Путешествие в скафандре «Мир космоса»

56-

57

Покорители космоса – наши космонавты (по И.А. Лыковой).

2-6.04

Лепка сюжетная

Моделирование фигуры человека в движении и характерной экипировке.

58

Звёздное небо.

9-13.04

Рисование способом набрызга

Освоение новой техники рисования, самостоятельный поиск сюжета и изобразительно-выразительных средств для передачи впечатлений о космическом пространстве.

59

На далёкой, неизведанной планете (по И.А. Лыковой).

9-13.04

Рисование по замыслу

Создание оригинальных сюжетных композиций по замыслу, развитие творческого воображения.

60-

61

Инопланетяне приземлились.

16-20.04

Аппликация сюжетная из готовых форм

Создание оригинальных сюжетных композиций по замыслу, развитие творческого воображения, передача образа в движении.

 

IX. Путешествие на ковре-самолёте «Мир сказки»

62-

65

Оформление книжки-самоделки (по И.А. Лыковой).

23-27.04 и 30.04- 4.05

Знакомство с книжной графикой

Оформление книжек-самоделок, знакомство со структурой детской художественной книги и спецификой её оформления.

66

Оттиски и отпечатки (по И.А. Лыковой).

7-11.05

Экспериментирование в изодеятельности

Экспериментирование с разными художественными материалами, знакомство с техникой «принт».

67

Там ступа с Бабою Ягой идет-бредёт сама собой (по И.А. Лыковой).

7-11.05

Рисование по мокрому листу

Экспериментирование с акварельными красками, трансформация образа Бабы Яги в ступе (выглядывает, прячется, сгорбилась и т.п.)

68-

69

Терем-теремок (по И.А. Лыковой).

14-18.05

Лепка сюжетная (коллективная композиция)

Создание инсталляции  по сюжету сказки А.С. Пушкина, развитие способности к композиции и сюжетированию.

70-

71

Тридцать три богатыря (по И.А. Лыковой).

21-25.05

Рисование, пейзажная монотопия.

Знакомство с новой техникой рисования, развитие творческого воображения.

72

Русалочка в подводном царстве (по И.А. Лыковой).

28-30.05

Рисование с элементами аппликации

Экспериментирование с различными техниками на основе аппликативной детали (хвост).

4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

4.1 Педагогические условия для реализации программы

  • Создание художественно-развивающей среды в детском саду (изобразительная студия);
  • Разработка занятий по развитию детских художественных способностей средствами нетрадиционных художественных техник рисования и их апробация;
  • Взаимодействие с родителями и педагогами.

Кроме основных занятий практикуются следующие формы работы: беседы, консультации, мастер - классы, семинар-практикум, анкетирование, выставки и др.

Применяется использование элементов педагогических технологий: 

  • «Методы и приемы ТРИЗ технологии» (Альтштуллер Г.С.);
  • «Технология развивающего обучения» (Эльконин – В.В. Давыдов);
  • «Теория индивидуализации обучения» (И.М. Волков);
  • «Современные информационные технологии, сдоровьезберегающие технологии» («Я рисую успех и здоровье» Арт-терапия для всех. М. Шевченко).

4.2. Перечень средств обучения, оборудования

Перечень оборудования

Техническое обеспечение

1. Интерактивная доска QOMO QWB300EM-DP - 1 шт;

2. Компьютер - 1 шт.;

3. Мультимедийный проигрыватель - 1 шт.

Изделия декоративно-прикладного творчества

Народное и декоративно-прикладное искусство:

  • коллекция народных игрушек;
  • коллекция кукол в народных костюмах;
  • коллекция изделий народных промыслов (гжель, хохлома, городец, дымковская и каргопольская игрушка);
  • коллекция материалов (дерево, керамика, металл, ткань, войлок, соломка, бумага);

Книжная графика (иллюстрации):

  • детские книги;
  • папки.
  • Живопись (в форме видеотеки):
  • Айвазовский И. (картины с изображением моря);
  • Боровиковский В., Крамской И., Василенко В. (портреты);
  • Васильев В., Волков Е., Шишкин И. (пейзажи);
  • Васнецов В., Врубель М. (герои сказок);
  • Куинджи А., Писахов С., Мунхалов А. (картины северной природы).

Материалы и инструменты

  • Образцы готовых работ;
  • Схемы последовательного выполнения работы;
  • Шаблоны;
  • Конспекты занятий;
  • Альбомы иллюстраций работ по разным видам аппликаций;
  • Шаблоны, трафареты, схемы;
  • Фонотека.
  • Материалы и оборудование, необходимые для занятий с детьми:
  • Мольберты, кисти трех размеров (беличьи или колонковые), палитра, салфетки, стаканчики-непроливайки;
  • Простые и цветные карандаши (12 цветов), фломастеры, мелки (восковые, пастельные, меловые), гуашь (не менее 6 цветов), акварель (8-12 цветов);
  • Альбомная и цветная бумага различной фактуры, картон, ватман, клей, клеевые кисточки;
  •  Пластилин, солёное тесто, стеки;
  • Геометрические тела, предметы для натуры и обследования (пирамидка в цвета радуги, мягкие игрушки: котёнок, медвежонок, зайчонок и др);
  • Тычки разных размеров, поролон, трубочки для коктейля;
  • Природный материал, разноцветные пуговицы и шнурки, обрезки цветной ткани, ватные палочки, диски, зубные щётки.

4.3 Программно – методическое обеспечение

  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.        
  2. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  3. Комарова Т.С.Детское художественное творчество. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  4. Комарова Т.С.Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  6. Комарова Т.С.Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе  группа.М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  7. Комарова Т.С. , Зацепина М.Б.Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  8. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания.М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  9. Куцакова Л.В.Творим и мастерим. Ручной труд  в детском саду и дома.М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  10. Куцакова Л.В.Конструирование и ручной труд в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  11. Лыкова И.А. «Цветные ладошки». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности. М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014.
  12. Лыкова И.А. «Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолёте и в машине времени». Конспекты занятий в ИЗОстудии. М.: Издательский дом «Цветной мир», 2015.
  13. Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Дополнительные программы и технологии

  1. Грибовская А.А.Народное искусство и детское творчество. М.: Просвещение, 2004.
  2. Гре Ольга Модульная аппликация. М.: Аст-Пресс, 2013.
  3. Дорожин Ю. Искусство детям. М.: «Мозаика-Синтез»,2013
  4.  Кудрявцев Е.В.  Игрушки из картона. М.: Аст-Пресс, 2013.
  5. Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. М.: Аст-Пресс, 2014.
  6. Саллинин Е.В. Занятия по изобразительной деятельности. СПб.: КАРО, 2015.
  7. Свербута А.В. Секреты аппликации. М.: «ЭКСМО», 2012.
  8. ШвайкаГ.С.Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2008.

Литература для детей

  1. Позина Е. «Времена года в стихах, рассказах и загадках. М.: «Стрекоза», 2007.
  2. Табенкова А.Л., Боголюбская М.К. Хрестоматия по детской литературе. М. Просвещение, 1988.
  3. Лыкова И.А. Журнал «Рисуем натюрморт». М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2001 г.
  4. Лыкова И.А. Альбом «Цветные хвостики». М.:Издательский дом «КАРАПУЗ», 2001 г.
  5. Лыкова И.А.// Альбом «Пестрые крылышки». М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2001 г.
  6. Курочкина Н.А. «Знакомим с натюрмортом». Учебно-наглядное пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005 г
  7. Курочкина Н.А. «Знакомим с книжной графикой». Учебно-наглядное пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005 г.
  8. Курочкина Н.А.// «Знакомим с пейзажной живописью". Учебно-наглядное пособие. СПб.:  ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005 г.

5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.        
  2. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  3. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  4. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  6. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе  группа.М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  7. Комарова Т.С. , Зацепина М.Б.Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  8. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания.М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  9. Лыкова И.А. «Цветные ладошки». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности. М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014.
  10. Лыкова И.А. «Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолёте и в машине времени». Конспекты занятий в ИЗОстудии. М.: Издательский дом «Цветной мир», 2015.

Приложение 1

Организация проведения диагностики развития изобразительных и творческих способностей детей

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ (ДЕТИ 4-5 ЛЕТ)

Рисование

Диагностическое задание: «Дерево»

Задачи:

  • Выявить умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции;
  • Умение располагать изображение на всем листе;
  • Изучить знания детей о формах предметов (квадратная, круглая), величине и расположении частей;
  • Изучить знания детей о цветах и их оттенках.

Материалы: цветные карандаши, альбомный лист.

Инструкция: ребенку предлагается нарисовать дерево по образцу. Обратить внимание на пропорции, композицию и цвет.

Критерии оценки

ФИ ребенка

Умеет располагать изображение в центре листа

Умеет передавать форму предмета

Использует цвета и их оттенки, соответствующие нарисованному изображению

Умеет передавать строение предмета (как расположены части)

Рисует ровные линии с умеренным нажимом на карандаш

Итого

Подведение итога:

Низкий уровень – 1.0 – 1.4;

Средний уровень – 1.5 – 2,4;

Высокий уровень – 2,5 – 3.

Низкий уровень: композиция не продумана, носит случайный характер, пропорциональность передана неверно, цвет передан неверно. Линии рисунка слабые, не регулирует силу нажима. Необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого.

Средний уровень: в композиции есть незначительные искажения, Есть незначительные искажения в передаче формы, пропорции преданы верно. Линии рисунка слитные, регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура. Требуется незначительная помощь со стороны взрослого.

Высокий уровень: умеет располагать изображение по центру листа, форма передана верно, соблюдены пропорции предмета. Линии слитные, регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура. Выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога.

Лепка

Диагностическое задание: «Грибы»

Задачи:

  • Выявить умение лепить предметы круглой и овальной формы, умение сглаживать поверхность вылепленного предмета;
  • Умение делить кусок пластилина на несколько частей;
  • Изучить степень освоения детьми способов и приемов лепки (раскатывание, сплющивание, оттягивание).

Материалы: пластилин, доски для лепки, стеки.

Инструкция: ребенку предлагается вылепить грибы по образцу. Обратить внимание на характерные особенности, пропорции.

Критерии оценки

ФИ ребенка

Умеет лепить предметы круглой формы, пользуется приемами вдавливания середины шара для получения полой формы

Умеет сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета

Использует стеку для создания узоров

Использует приемы оттягивания и прищипывания мелких деталей

Использует различные приемы лепки (раскатывание прямыми и кругообразными движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами)

Итого

Критерии оценки:

1 –не сформировано;

2 –сформировано частично (с помощью педагога);

3 –сформирован.

Подведение итога:

Низкий уровень – 1.0 – 1.4;

Средний уровень – 1.5 – 2,4;

Высокий уровень – 2,5 – 3.

Низкий уровень: лепит недостаточно целенаправленно, ведущая роль в лепке принадлежит взрослому, технические навыки недостаточно сформированы, затрудняется в соединении частей в единый образ. Не стремится лепить, пропорции не соблюдены.

Средний уровень: целенаправленно лепит, часто прибегая к помощи взрослого, технические навыки недостаточно сформированы: оттягивание деталей из целого куска, соединяет части, прижимая и примазывая их; сглаживает поверхность формы, делает предметы устойчивыми, умеет лепить мелкие детали, пользуясь стекой.

Высокий уровень: целенаправленно лепит, прибегая к помощи взрослого и самостоятельно; использует знакомые технические умения: оттягивание деталей из целого куска, соединяет части, прижимая и примазывая их; сглаживает поверхность формы, делает предметы устойчивыми, пропорциональными. Умеет лепить мелкие детали.

Аппликация

«Укрась тарелочку»

Задачи:

  • Выявить умение пользоваться ножницами;
  • Изучить умение разрезать бумагу по линиям;
  • Выявить умение использовать шаблоны.

Критерии оценки

ФИ ребенка

Уверенно пользуется ножницами

Знает основные геометрические формы

Разрезает бумагу по нанесенным меткам

Умеет пользоваться шаблонами

Самостоятельно дополняет изделие

Итого

Критерии оценки:

1 –не сформировано;

2 –сформировано частично (с помощью педагога);

3 –сформирован.

Подведение итога:

Низкий уровень – 1.0 – 1.4;

Средний уровень – 1.5 – 2,4;

Высокий уровень – 2,5 – 3.

Низкий уровень: не уверенно пользуется ножницами, не знает основные геометрические фигуры;

Средний уровень: хорошо владеет ножницами, аккуратно приклеивает все части аппликации. Знает основные геометрические фигуры, с помощью взрослого может пользоваться шаблонами;

Высокий уровень: хорошо владеет ножницами, аккуратно приклеивает все части аппликации. Знает геометрические фигуры, самостоятельно умеет пользоваться шаблонами, умеет разрезать бумагу по линиям сгибам и нанесенным меткам.

2-ОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (ДЕТИ  5 - 6 ЛЕТ)

Рисование

Задачи:

Диагностическое задание: «Фрукты»

  • Выявить умение передавать форму и строение предмета;;
  • Умение располагать изображение на всем листе (композиционное решение);
  • Изучить знания детей о формах предметов (квадратная, круглая), их пропорциях в изображении;
  • Изучить знания детей о передаче цветового решения, и умение использовать цветовую гамму.

Материалы: цветные карандаши, альбомный лист.

Инструкция: ребенку предлагается нарисовать несколько фруктов. Обратить внимание на пропорции, композицию и цвет.

Критерии оценки

ФИ ребенка

Умеет располагать изображение в центре листа (композиция)

Умеет передавать форму предмета, его строение,  характерные особенности

Использует  цвета и их оттенки, соответствующие нарисованному изображению

Умеет передавать строение предмета (как расположены части)

Рисует ровные линии с умеренным нажимом на карандаш

Итого

Подведение итога:

Низкий уровень – 1.0 – 1.4;

Средний уровень – 1.5 – 2,4;

Высокий уровень – 2,5 – 3.

Низкий уровень: композиция не продумана, носит случайный характер, пропорциональность передана неверно, цвет передан неверно. Линии рисунка слабые, не регулирует силу нажима. Цвет предметов передан неверно, есть отступления от реальной окраски. Необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого.

Средний уровень: в композиции есть незначительные искажения, Есть незначительные искажения в передаче формы, пропорции преданы верно. Линии рисунка слитные, регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура. Цвет передан верно. Раскрашивает за пределами контура. Требуется незначительная помощь со стороны взрослого.

Высокий уровень: умеет располагать изображение по центру листа, форма передана верно, соблюдены пропорции предмета. Линии слитные, регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура. Многоцветная и ограниченная гамма: цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого. Выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога.

Лепка

Диагностическое задание: «Зоопарк для кукол»

Задачи:

  • Отрабатывать обобщенные способы создания изображения животных в лепке.
  • Выявить умение образ животного в лепке;
  • Изучить степень освоения детьми способов и приемов лепки (вытягивание частей из целого куска, соединения частей).

Материалы: глина (пластилин), доска для лепки, стека (на каждого ребенка)

Инструкция: ребенку предлагается вылепить животное по желанию. Обратить внимание на пропорции, характерные особенности, передачу динамики объекта.

Критерии оценки

ФИ ребенка

Умеет лепить из глины, пластилина и пластической массы с натуры и по представлению знакомые предметы и передавать их характерные особенности

Умеет лепить фигуры человека и животных в движении

Умеет лепить мелкие детали; пользуясь стекой, наносить рисунок

Умеет обмакивать пальцы в воду, чтобы сгладить неровности вылепленного изображения

ИТОГО:

Критерии оценки:

1 –не сформировано;

2 –сформировано частично (с помощью педагога);

3 –сформирован.     

Подведение итога:                                     

Низкий уровень – 1.0 – 1.4;

Средний уровень – 1.5 – 2,4;

Высокий уровень – 2,5 – 3.

Низкий уровень: лепит недостаточно целенаправленно, ведущая роль в лепке принадлежит взрослому, технические навыки недостаточно сформированы, затрудняется в соединении частей в единый образ. Не стремится лепить, пропорции не соблюдены.

Средний уровень: целенаправленно лепит, часто прибегая к помощи взрослого, технические навыки недостаточно сформированы: оттягивание деталей из целого куска, соединяет части, прижимая и примазывая их; сглаживает поверхность формы, делает предметы устойчивыми, умеет лепить мелкие детали, пользуясь стекой, наносит рисунок; знает и соблюдает последовательность лепки и пропорции с помощью взрослого.

Высокий уровень: целенаправленно лепит, прибегая к помощи взрослого и самостоятельно; использует знакомые технические умения: оттягивание деталей из целого куска, соединяет части, прижимая и примазывая их; сглаживает поверхность формы, делает предметы устойчивыми, пропорциональными. Умеет лепить мелкие детали; пользуясь стекой, наносит рисунок, обозначает глаза, складки на одежде, шерсть животного и т.п.

Аппликация/ Прикладное творчество

Диагностическое задание: «Загадки»

Задачи:

  • Выявить умение работать с бумагой, составлять изображение по частям, из разных фигур;
  • Изучить умеет ли ребенок пользоваться ножницами, аккуратно наклеивать аппликацию;
  • Выявить владение техникой симметричного и многослойного вырезания.

Материалы: наборы цветной бумаги, клей, кисть для клея, ножницы, картон белого цвета для наклеивания (А4)

Инструкция: создать изображение, используя только геометрические фигуры.

Критерии оценки

ФИ ребенка

Умеет создавать изображения (разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников), создавать из этих фигур изображения разных предметов

Умеет вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой. Знаком с приемом обрывания

Умеет создавать из бумаги объемные фигуры: делить квадратный лист на несколько равных частей

ИТОГО:

Критерии оценки:

1 –не сформировано;

2 –сформировано частично (с помощью педагога);

3 –сформирован.

Подведение итога:                                      

Низкий уровень – 1.0 – 1.4;

Средний уровень – 1.5 – 2,4;

Высокий уровень – 2,5 – 3.

Низкий уровень: умеет создавать изображения с помощью взрослого, не умеет вырезать симметричные, многослойные изображения. Затрудняется в преобразовании геометрических фигур.

Средний уровень: умеет создавать изображения, часто прибегая к помощи взрослого. Владеет техникой симметричного, силуэтного, многослойного и ажурного вырезания. Хорошо владеет ножницами, аккуратно приклеивает все части аппликации.

Высокий уровень: умеет создавать изображения (разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат – в 2 и 4 треугольника, прямоугольник в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники), создает из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции, свободно владеет ножницами, аккуратно приклеивает все части аппликации.

3-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ (ДЕТИ 6-7 ЛЕТ)

Рисование

Задачи:

Диагностическое задание: «Пейзаж»

  • Выявить умение рисовать изображение по памяти;;
  • Умение располагать изображение на всем листе (композиционное решение);
  • Изучить знания детей о формах предметов (квадратная, круглая), их пропорциях в изображении;
  • Изучить знания детей о наборе материалов, которые дети могут использовать в рисовании, соединять в одном рисунке разные материалы.
  • Выявить умение владения карандашом при выполнении линейного рисунка.

Материалы:  восковые карандаши, акварельные краски, кисти, акварельная бумага.

Инструкция: ребенку предлагается пейзаж по памяти. Обратить внимание композицию и цвет, выбор материалов для рисования.

Критерии оценки

ФИ ребенка

Умеет располагать изображение в центре листа (композиция)

Умеет передавать форму предмета, его строение,  характерные особенности

Использует  цвета и их оттенки, соответствующие нарисованному изображению

Умеет дополнять изображение, использует различные материалы для рисования

Рисует ровные линии с умеренным нажимом на карандаш

Итого

Низкий уровень: композиция не продумана, носит случайный характер, пропорциональность передана неверно, цвет передан неверно. Линии рисунка слабые, не регулирует силу нажима. Цвет предметов передан неверно, есть отступления от реальной окраски. Необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого.

Средний уровень: в композиции есть незначительные искажения, Есть незначительные искажения в передаче формы, пропорции преданы верно. Линии рисунка слитные, регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура. Цвет передан верно. Раскрашивает за пределами контура. Умеет дополнять рисунок по образцу педагога. Требуется незначительная помощь со стороны взрослого.

Высокий уровень: умеет располагать изображение по центру листа, форма передана верно, соблюдены пропорции предмета. Линии слитные, регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура. Многоцветная и ограниченная гамма: цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого. Выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога. Умеет дополнять рисунок, используя различные материалы для рисования.

Лепка

Диагностическое задание: «Персонаж любимой сказки»

Задачи:

  • Выявить умение создавать объемный образ, соблюдая пропорции, характерные особенности, движения;
  • Изучить степень освоения детьми способов и приемов лепки (налеп, углубленный рельеф, сглаживание формы);
  • Выявить умение использования постамента для объединения образов в сюжетной лепке.

Критерии оценки

ФИ ребенка

Умеет передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов

Умеет создавать скульптурные группы из двух – трех фигур

Использует разные способы лепки; умеет из глины расписывать пластину

ИТОГО:

Критерии оценки:

1 –не сформировано;

2 –сформировано частично (с помощью педагога);

3 –сформирован.

Подведение итога:                                      

Низкий уровень – 1.0 – 1.4;

Средний уровень – 1.5 – 2,4;

Высокий уровень – 2,5 – 3.

Низкий: лепит различные предметы, часто прибегая к помощи взрослого, технические навыки недостаточно сформированы. Не может передать характерные особенности предмета, движение, позу, не соблюдает пропорции. Затрудняется в создании скульптурных групп.

Средний: лепит различные предметы, прибегая к помощи взрослого, передает их форму, пропорцию, характерные особенности, движение; для создания образов использует разнообразные приемы (налеп, углубленный рельеф, создает узоры стекой); передает форму предмета, пропорции, позу, характерные особенности движения человека и животных, создает выразительные образы. Затрудняется в создании скульптурных групп.

Высокий: свободно лепит различные предметы, передавая их форму, пропорцию, характерные особенности, движение; для создания образов использует разнообразные приемы (налеп, углубленный рельеф, создает узоры стекой); передает форму предмета, пропорции, позу, характерные особенности движения человека и животных, создает выразительные образы. Умеет создавать скульптурные группы (2-3 фигуры).

Диагностическое задание: Аппликация с натуры «Цветы в вазе»

Задачи:

  • Выявить умение симметричного, силуэтного и многослойного вырезания;
  • Изучить умение передавать форму, колорит и композицию с натуры;
  • Выявить умение преобразовывать геометрические фигуры.

        Материалы: альбомные листы, тонированные светло-желтой или светло-зеленой акварелью, цветная бумага, ножницы, клей

        Инструкция: рассмотреть натуру, рассмотреть строение цветка. Выполнить аппликацию, передавая характерные особенности натуры

Критерии оценки

ФИ ребенка

Умеет составлять узоры и декоративные композиции; изображать птиц, животных по замыслу и по мотивам народного искусства

Знает приемы вырезания   предметов из бумаги, сложенной вдвое и более частей

Применяет разные способы вырезания, обрывания бумаги, наклеивания изображений. Знает мозаичный способ изображения

Создает объемные игрушки в технике оригами

ИТОГО:

Критерии оценки:

1 –не сформировано;

2 –сформировано частично (с помощью педагога);

3 –сформирован.

Подведение итога:                                      

Низкий уровень – 1.0 – 1.4;

Средний уровень – 1.5 – 2,4;

Высокий уровень – 2,5 – 3.

Низкий уровень: умеет создавать изображения с помощью взрослого. Затрудняется в преобразовании геометрических фигур, создании изображений с натуры и по представлению. Неаккуратность в наклеивании аппликации.

Средний уровень: умеет создавать предметные и сюжетные изображения с натуры и по представлению, иногда прибегая к помощи взрослого. Умеет составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных элементов. Затрудняется использовать различные приемы вырезания, обрывания бумаги. Владеет ножницами, не всегда аккуратно наклеивает части аппликации.

Высокий уровень: умеет создавать предметные и сюжетные изображения с натуры и по представлению. Умеет составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных элементов. Использует различные приемы вырезания, обрывания бумаги. Свободно владеет ножницами, умеет аккуратно наклеивать все части аппликации.

1. Если в группе количество детей, имеющих «Высокий уровень» составляет 100%, в графе «Итог» результат отмечается желтым цветом или буквой «В», что означает «высокий уровень».

2. Если в группе количество детей, имеющих «Высокий уровень» и «Достаточный уровень» в сумме составляют свыше 50%, в графе «Итог» результат отмечается зеленым цветом или буквой «Д», что означает «Достаточный уровень».

3. Если в группе количество детей, имеющих «Достаточный уровень» составляет свыше 50%, в графе «Итог» результат отмечается зеленым цветом или буквой «Д», что означает «достаточный уровень».

4. Если в группе количество детей, имеющих «Недостаточный уровень» составляет 50% и выше, в графе «Итог» результат отмечается синим цветом или буквой «Н», что означает «недостаточный уровень».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фантазии из цветных ладошек

КОНСПЕКТ    ЗАНЯТИЯ ПО  АППЛИКАЦИИ  В  СТАРШЕЙ  ГРУППЕ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Цветные ладошки» Возрастной состав детей 4-7 лет

Дополнительная образовательная программа «Цветные ладошки» (далее Программа) имеет художественно-эстетическую направленность, разработана н...

Дополнительная образовательная программа по художественному творчеству «Умелые ручки». Разработана на основе программы И.А. Лыковой « Цветные ладошки».

Перспективный план составлен с опорой на педагогические технологии:•          И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», « Цветные лад...

Дополнительная образовательная программа "Цветные ладошки"

Дополнительная образовательная программа имеет художественно-эстетическую напрвленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у воспитанников х...

Презентация "Чудесные превращения цветных ладошек "

Данный материал будет интересен воспитателям для творческой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста: изготовление интересных поделок из  бумаги,  в основе которых лежит изображен...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Цветные ладошки» (старшая группа)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Цветные ладошки» (старшая группа)...