Конспект занятия «Мезенские узоры» Подготовительная группа
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Вострокнутова Светлана Павловна

Цель и задачи: 

Знакомство с Мезенской росписью. История, традиции, художественные приемы.

Познакомить с технологией выполнения элементов мезенской

росписи.

Дать знания детей об особенностях мезенской росписи; учить передавать композицию на разных геометрических формах.

Прививать и воспитывать любовь к традициям народного искусства, дать знания по истории декоративного искусства Русского Севера и России в целом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kon_zan_mezenskaya_rospis.docx16.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Мезенские узоры»

Подготовительная группа

Цель и задачи: 

Знакомство с Мезенской росписью. История, традиции, художественные приемы.

Познакомить с технологией выполнения элементов мезенской

росписи.

Дать знания детей об особенностях мезенской росписи; учить передавать композицию на разных геометрических формах.

Прививать и воспитывать любовь к традициям народного искусства, дать знания по истории декоративного искусства Русского Севера и России в целом.

Материал и оборудование: деревянные изделия, украшенные мезенской росписью, вода, кисти, гуашь, салфетки, полосы бумаги, простые карандаши, образцы элементов мезенской росписи.

Ход.

Здравствуйте, дети. Посмотрите, какая красота у нас в зале.

Все рассматривают изделия с Мезенской росписью.

Это Мезенская роспись. Вам нравится? (ответы детей)

Садитесь поудобнее я расскажу вам о том, где родилась эта великолепная ропись. На далеком севере, среди болот и непроходимых лесов течет широкая и полноводная река Мезень. На высоком берегу ее расположено большое село Палащелье. Сурова жизнь обитателей села. Река часто выходит из берегов, грозя затопить деревни. Вокруг села дикие леса, в которых бродят голодные хищники. Вместе с тем река и лес кормят человека: в лесу много пушных зверей, дикой птицы, а в реке крупная и мелкая рыба не переводится круглый год. Кроме того, хорошие природные условия позволяли местным жителям разводить коней и оленей. Именно здесь возникла мезенская роспись. Еще ее называют палащельской, по названию села Палащелье. Происхождение этого живописного промысла остается загадкой: старики не помнят, когда и кто принес его в деревню. На самом старом из найденных предметов стоит дата 1854 год, в это время промысел был очень известен. Вот, посмотрите какая красота. Как ковром покрывает ее рисунок. Из бересты или дерева изготовляли изделия – туески, лукошки, короба и, конечно прялки. Занимались росписью только мужчины. Старожилы говорят, что доходами с росписи деревянных предметов кормилось здесь все население. Каждый мастер сам их делал, сам и расписывал. Работали целыми семьями. А украшенные росписью предметы везли на ярмарки и базары, и они расходились по огромной территории северного края. Расписывали двумя красками, которые добывали здесь же: красно-коричневую получали из красной береговой глины, черную краску делали из сажи. Сначала с помощью деревянной палочки или кисти, сделанной из пряди волос, работали красным цветом. Затем красный узор обводили черной краской глухариным пером.

Давайте ещё раз подойдём к выставке и внимательно рассмотрим все изделия.

 Исследователи этой росписи угадывают в расчерченных прямоугольниках распаханные и засеянные пашни, заливные луга, в уточке и коне – знаки солнца. Все дело в образах, навеваемых близкой и знакомой природой. Что видите? Назовите узнанные вами вещи. (ответы детей)

 Какие элементы росписи вы можете назвать? (ответы детей)

Вы правы, в росписи множество завитков, крестиков, звёздочек, кружков, птиц, коней.

Какие цвета используются в Мезенской росписи? (ответы детей)

Хотите сами попробовать нарисовать узор на полосе? (ответы детей)

Дети садятся за приготовленные столы.

 Воспитатель показывает детям таблицу элементов Мезенской росписи и образцы геометрических орнаментов в полосе с простыми элементами.

Дети самостоятельно выбирают элементы и составляют узор.

Воспитатель напоминает последовательность рисования орнамента на полосе, помогает детям, нуждающимся в помощи.

Все работы раскладываются на столах.

 Воспитатель подводит итог.

 С какой росписью мы сегодня познакомились?

 Назовите элементы росписи. (ответы детей)

 Какие элементы вам больше всего понравились, и вы их нарисовали? (ответы детей)

Я предлагаю вам устроить вставку ваших работ.








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечения"ГЖЕЛЬКИЕ УЗОРЫ" подготовительная группа. Автор: ГАЯНОВА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА

Оформление зала:стена оформлена по мотивам сюжета "чаепитие", в центре деревянная полочка, на ней салфетка с гжельским узором и гжельский чайник. По обе стороны полочки фигурки барышень с чашкам...

Интегрированное занятие «Русские узоры» (подготовительная группа)

Задачи:Расширять знания детей об особенностях шалей г. Павловский Посад, интерес к искусству оформления Павлопосадских шалей.Учить детей составлять узоры для оформления шали ,использовать в росп...

Интегрированное занятие «Русские узоры» (подготовительная группа)

Задачи:Расширять знания детей об особенностях шалей г. Павловский Посад, интерес к искусству оформления Павлопосадских шалей.Учить детей составлять узоры для оформления шали ,использовать в росп...

Интегрированное занятие «Русские узоры» (подготовительная группа)

Задачи:Расширять знания детей об особенностях шалей г. Павловский Посад, интерес к искусству оформления Павлопосадских шалей.Учить детей составлять узоры для оформления шали ,использовать в росп...

Интегрированное занятие «Русские узоры» (подготовительная группа)

Задачи:Расширять знания детей об особенностях шалей г. Павловский Посад, интерес к искусству оформления Павлопосадских шалей.Учить детей составлять узоры для оформления шали ,использовать в росп...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....