Презентация опыта работы Подготовила: воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 136 г. Калининград Токарева Ольга Николаевна Тема: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста».
учебно-методический материал по рисованию (средняя группа)

Токарева О.Н.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник

  • Способствует снятию детских страхов;
  • Развивает уверенность в своих силах;
  • Развивает пространственное мышление;
  • Учит детей свободно выражать свой замысел;
  • Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  • Учит детей работать с разнообразным материалом;
  • Развивает чувство композиции, ритма, фактурности и объёмности;
  • Развивает цветовосприятие;
  • Развивает мелкую моторику рук;
  • Развивает творческие способности, воображение.
  • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Презентация опыта работы

 Подготовила:  воспитатель   МАДОУ   ЦРР  д/с № 136   г. Калининград Токарева   Ольга   Николаевна
   Тема моего опыта работы
«Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста».
  - Как вы думаете, что может обозначать слово нетрадиционно?
Нетрадиционно:

  • Не основываясь на традиции.
  • Не придерживаясь традиций.
  • Происходя не в силу установившейся традиции. Отличаясь оригинальностью.
    -Что подразумевается под словосочетанием «нетрадиционное рисование»?
    Нетрадиционное рисование – 
        Искусство изображать  не основываясь на традиции.

   Дети с самого раннего возраста  пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. 
   Моя работа в кружке «Весёлые краски» заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды в кружке  учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлен на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возраст-ным особенностям детей. Сколько дома ненужных,  интересных вещей  (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д), а ведь дети даже  не догадываются, что этими предметами можно рисовать. Вышли   погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки деревьев и кустарников, камушки, семена растений.  Всеми этими предметами обогатили уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. 
   Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник

  • Способствует снятию детских страхов;
  • Развивает уверенность в своих силах;
  • Развивает пространственное мышление;
  • Учит детей свободно выражать свой замысел;
  • Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  • Учит детей работать с разнообразным материалом;
  • Развивает чувство композиции, ритма, фактурности и объёмности;
  • Развивает цветовосприятие;
  • Развивает мелкую моторику рук;
  • Развивает творческие способности, воображение.
  • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Проанализировав рисунки дошкольников,  пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Этим можно на много повысить интерес дошкольников к  рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. 
Составила перспективный план работы по каждой возрастной группе, написала краткие конспекты занятий для детей разного дошкольного возра. 
  Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
    Познакомившись с методической литературой  различных авторов, таких как:  А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», И.А. Лыковой - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Т.Н. Дороновой - «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей», Р.Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду», я нашла очень много интересных идей и поставила перед собой следующие
задачи:

* Познакомить дошкольников поближе с нетрадиционным рисованием.

* Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.

* Сформировать у детей технические навыки рисования.

* Научить создавать свой неповторимый образ  в рисунках,  используя раз-

  личные техники нетрадиционного рисования.

   Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям. 
    Во время работы я столкнулась с проблемой, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. 
   Особенно это заметно в средней группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы не достаточно. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Стимулом побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. И мне удалось найти то, что нужно. Я воспользовалась опытом работы своих коллег в области обучения детей рисованию. А позже переработала его, внесла свои коррективы.    
    Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе. Я представлю некоторые техники нетрадиционного рисования, которые использую в своей работе с детьми.

«Кляксография»

   Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 4-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.


«Тычок  жесткой полусухой кистью»  

 Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом,  заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. 


«Рисование пальчиками» 

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются влажной салфеткой, затем гуашь легко смывается.

 
«Рисование ладошкой» 

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью большой кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются мокрой салфеткой, затем гуашь легко смывается.

«Оттиск  мятой бумагой» 
   Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и тычками  наносят краску на лист бумаги.


«Восковые мелки + акварель»

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным. 

«Набрызг»
    Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть или зубная щётка, кусочек плотного картона   либо  стека. Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть или щётку, проводит стекой или картоном по щётке или кисти движением на себя, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист гуашью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу. 


«Отпечатки листьев»

 Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками с тыльной стороны, там, где хорошо видны прожилки на листочке,  затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. 

«Загадочные рисунки»

   Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется альбомный лист  и складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 - 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри листа. Следует затем поводить внутри листа  этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть лист. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают дети. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной деятельностью  будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Этот способ изображения очень хорошо использовать при рисовании бутонов цветов (тюльпанов).

«Метод волшебного рисунка» 

    Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем кистью или  поролоном краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. Не нужно беспокоиться, если при рисовании начнут крошиться свечи или мыло. Это зависит от их качества.

«Метод  монотипии»

  Два слова об этом, к сожалению редко используемом, методе. И напрасно. Потому что он таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане или оргстекле, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане или стекле  рисуют  краской с помощью кисточки. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан или стекло  изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Я в своей работе часто использую другой метод монотипии. Альбомный лист складывается вдвое, на верхней части дети рисуют предмет или сюжет. Затем нижняя часть листа смачивается чистой водой кистью или поролоном, закрывается верхней частью и прижимается ладошками. Раскрываем лист и видим отпечатавшийся рисунок с верхней части листа. Остаётся только дорисовать необходимые детали.


«Рисование на мокрой бумаге»

 До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например: если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты или кусочек поролона, отжать их  и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов. 

«Рисование ватными палочками»

    Это ещё один любимый детьми способ рисования. Берётся ватная палочка,  сухая опускается в гуашь и методом тычка создаётся изображение. Этот способ даёт детям быстро,  аккуратно и чётко нарисовать или украсить  предмет. Для каждого цвета берётся новая палочка, работа выполняется в быстром темпе, так как вата на палочке быстро размокает от краски  приходит в негодность, поэтому педагог внимательно следит за работой детей и при необходимости напоминает о смене палочки.


Используемая литература:

1. А.В. Никитина  «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»;

2. И.А. Лыкова  «Методическое пособие для специалистов дошкольных

     образовательных учреждений»;

3. Т.Н. Доронова «Природа, искусство и изобразительная деятельность

    детей»;

4.  Р.Г. Казакова  «Изобразительная деятельность в детском саду»;

5. Толковый словарь:  Т.Ф. Ефремова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

   Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и ...

на тему: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста"...

Тема: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Виды техники нетрадиционного рисования»

Тема: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Виды техники нетрадиционного рисования»...