«Методы и приёмы изобразительной деятельности, формирующие творческие способности детей»
консультация по рисованию

Булавенко Ирина Николаевна

 «Методы и приёмы изобразительной деятельности, формирующие творческие способности детей»

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Методы и приёмы изобразительной деятельности, формирующие творческие способности детей»

Сказкотерапия. Арттерапия. Цветотерапия.

Сказкотерапия.

Основной метод, который я применяю в своей работе для развития творческого потенциала детей и развития их творческих способностей, это сказкотерапия.

В.А. Сухомлинский называл сказку, игру, фантазию животворным источником детского мышления, благородных чувств и стремлений. Ведь именно «через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится сферой духовной жизни ребенка, средством выражения мыслей и чувств – живой реальностью мышления. Без сказки – живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребенка, - невозможно представить детского мышления и детской речи как определенной ступени развития человеческого мышления и речи» (Сухомлинский В.А., 1982).

Сказка будит не только эстетические, нравственные, интеллектуальные чувства, но и является источником раскрытия и развития творческих способностей ребенка. Сказка, «являясь творением могучего таланта народа», влияет на душу и сердце ребенка, раскрывая его творческий потенциал, ведь в каждом сказочном образе – игра творческих сил народного духа.

Сказкотерапия – процесс активизации ресурсов, потенциала личности.

Сказкотерапия это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные стороны личности,  нечто нереализованное, может реализоваться мечта; а главное, в ней появиться чувство защищенности и аромата Тайны…

Наделяя обычные предметы сказочными и волшебными свойствами, активизируя свое воображение, мы действительно начинаем совершать обычные действия необычным способом. А это значит, мы начинаем творить, становимся самыми настоящими Волшебниками.

Являясь сгустком человеческой мудрости, опыта, результатом работы человеческого сознания и подсознания, сказка помогает ребенку через интуицию и фантазию открыть в себе творческое начало.

Кроме того, язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Слушая сказку, ребенок покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий, стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем.

Слушая сказки, ребенок приобретает знания о способах проявления созидательной творческой силы. Устный рассказ и чтение вслух обладают удивительными свойствами. Они исцеляют душу, придают ребенку силы и формируют его личность, а также стимулируют детскую фантазию, склонную к образному мышлению.

 Обладая удивительным зарядом энергии, сказки развивают чувственное восприятие и воображение, учат творчески мыслить, активно общаться, бороться со страхами, верить в добро, приоткрывают дверь в непознанное. А самое главное – сказка, живущая внутри каждого человека, способна развивать сокровища его души.

Для сказкотерапии были сшиты различные сказочные персонажи (куклы, которые надеваются на руку). Используется много сказочных вещей: волшебная палочка, исполняющая желания детей; Обруч, дающий магическую силу и выдержку. Есть «волшебное кольцо», которое может перенести в любую сказку. Эти вещи такие удивительные, красивые, блестящие, что даже сомнения не возникает, что это действительно волшебные предметы. А еще есть «волшебный цветок», который дает нам волшебную силу для путешествия в сказочную страну и много других удивительных вещей. Вместе со сказочными героями мы путешествуем по разным сказкам, попадаем в разные сказочные миры.

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка будит его фантазию, развивает воображение.

На занятиях я использую сказки, героями которых являются художественные принадлежности: кисти, карандаши, баночки с красками и т.д.  Благодаря сказкам дети узнают о многих художественных терминах, например, теплые и холодные цвета, основные и составные цвета и т.д.

Арттерапия

Арттерапия – это терапия творческим самовыражением и познание себя через искусство. Арттерапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребности человека в самоактулизации – раскрытии всего спектра своих возможностей и утверждении им собственного способа бытия  в мире.

Арттерапия вызывает положительные эмоции, помогает человеку преодолеть апатию и безынициативность, дает жизненную активность и творчество. Арттерапия – это необыкновенная возможность выразить себя через искусство и стать творцом собственной жизни, погрузившись в волнующий мир творчества и реализации собственных возможностей.

Здесь и терапия рисованием, и музыкотерапия и многое другое. Занятия творчеством не только дают возможность человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, но и помогают справиться с тревогой, избавиться от страхов и немотивированной агрессии. Такие занятия, конечно, не сделают всех художниками или музыкантами, однако почувствовать радость творчества, увидеть и полностью раскрыть свои творческие способности на занятиях арттерапией сможет каждый.

На своих занятиях я использую упражнения с элементами арттерапии

Цветотерапия

С самого рождения нас окружает множество различных цветов и их оттенков.

С давних времен известно воздействие цвета на организм человека. Цвет влияет на физиологические системы, активизируя или подавляя их деятельность, цвет создает то или иное настроение, внушает определенные чувства и мысли, благодаря цвету достигается лечебный эффект. Влияние цвета на нашу жизнь трудно переоценить.

Изучив  многочисленную литературу по цветотерапии, я выделила те цвета, которые благоприятно влияют на мыслительную деятельность и развитие творческих способностей.

Красный – повышает поисковую активность, любознательность. Вызывает преобладание эмоций интереса, любопытства.

Желтый – благотворно влияет на творческую деятельность. Помогает легче воспринимать новые идеи  и принимать различные точки зрения. Он способствует лучшей самоорганизации и концентрации мысли. Повышает познавательный интерес у детей.

Голубой – связан с интеллектом и умением умиротворять с помощью слов. Честность и искренность также связаны с голубым цветом. С помощью голубого можно отрешиться от внешнего мира и, оставшись наедине со своими мыслями, созерцать и спокойно размышлять.

Зеленый - цвет концентрации, точного контроля, способности к анализу, логики и ясной памяти.

Оранжевый – способствует мыслительному процессу, как желтый цвет. Так же как стакан апельсинового сока, тонизирует и заряжает энергией на весь день. Повышает творческий потенциал.

Фиолетовый – это цвет вдохновения, который свойственен целителям и творческим личностям. Он поможет научиться принимать все происходящее со спокойным сердцем, успокоить душу и напитать ее энергией вдохновения. Фиолетовый объединяет тело и мышление, материальные потребности с потребностями души. Из людей с преобладанием фиолетового цвета в ауре получаются умелые целители, а если они занимаются творчеством, то их произведения отличаются естественностью и языком, который понятен каждому.

Воздействие цвета на ребенка осуществляется через зрительное восприятие, кожные рецепторы и создаваемые воображением образы цвета. Я активно применяю эти свойства цвета для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста. Для этого на занятиях я использую разнообразные материалы: цветные крышки из-под пластиковых бутылок, цветные ленточки, цветные деревянные брусочки, цветные геометрические фигуры, палочки, нитки, платочки, палочки, однотонные куски ткани разных размеров, цветные шары, цветное тесто, цветные карандаши и краски


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методы и приёмы ТРИЗ, способствующие развитию творческой активности детей"

"Методы и приёмы ТРИЗ, способствующие развитию творческой активности детей" (консультации для воспитателей)...

Использование нетрадиционных методов работы с бумагой для развития творческих способностей детей дошкольного возраста

В статье описана работа по нетрадиционным техникам работы с бумагой в детском саду. С помощью разнообразия техник происходит  развитие творческих способностей детей, оказывающее влияние на непрер...

Использование современных технологий, методов и приёмов изобразительной деятельности.

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных к...

Сообщение на тему: «Значение метода проектов в развитии познавательных и творческих способностей детей»

Мы живём в стремительно развивающемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшн...

Использование методов и игр ТРИЗ, для развития творческих способностей детей

Приёмы и игры ТРИЗ, один из методов системного анализа с применением дидактического пособия «Кольца Луллия»....

«Развитие творческой деятельности и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ технологий и театральной деятельности»

Творчество является важнейшей характеристикой личности, и формировать его необходимо у ребенка с самого раннего возраста. Следовательно, особое место в развитии творчества имеет именно дошкольный возр...