Организация НОД в области "Художественно-эстетического развития" (рисование) в подготовительной группе детского сада на тему " РОСПИСЬ ДЫМКОВСКИМ УЗОРОМ"
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа)

Хазова Татьяна Наумовна

Знакомство детей с народной культурой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_dymkovskaya_igrushka.docx24.78 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ДЕКОРАТВНОМУ РИСОВАНИЮ

НА ТЕМУ «РОСПИСЬ ДЫМКОВСКИМ УЗОРОМ »

подготовительная группа

Цель: Знакомство детей с народной культурой, воспитывать эстетическое отношение к предметам народных промыслов.

Задачи:

1Обучающие задачи:

знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки;

приобщать детей к истокам русской культуры;

закреплять знания детей о дымковской игрушке, историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров;

формировать умение  выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины);

формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу.

2 Развивающие задачи:

 развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;

развивать активную речь детей в процессе сравнения, анализа элементов росписи дымковских игрушек, в поиске идентичных элементов;

 развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи: круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, а также технику прорисовки овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки. Развивать чувство симметрии, ритма;

 обогащать словарь детей: Вятка, дымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись.

3 Воспитательные задачи:

 воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров;

 способствовать проявлению положительных эмоций.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Предварительная работа: рассматривание дымковских игрушек и беседы о них; чтение и заучивание стихотворений о дымковских игрушках,  рассматривание альбома с дымковскими игрушками, рисование элементов дымковского узора.

Материалы и оборудование

Демонстрационный: оригинальные дымковские игрушки, презентация «Дымковская игрушка», проигрыватель с записями русских народных мелодий.

Раздаточный: трафареты-бумажные фигурки дымковских игрушек, карточки- образцы с элементами дымковской росписи, гуашь, кисточки, ватные палочки, стаканчики с водой.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран.

Детей встречает воспитатель в русском народном костюме. Под тихую русскую народную музыку дети заходят в группу. Садятся на стульчики.

Ход занятия:  

Воспитатель:  Здравствуйте, гости дорогие. Проходите, присаживайтесь.

Веселая, белая глина

Кружочки, полоски на ней

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы

А ну назовите меня!

Дети: Дымковская игрушка.

Воспитатель:   Правильно, это все о дымковской игрушке.  

Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в Дымково, чтобы узнать, какие игрушки делаются в Дымково, как расписываются дымковские фигурки и научиться самим расписать их. Закройте глаза, и мы перенесемся с вами на берега реки Вятки. (Слайд №2)

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нет цвета дымного,

А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы! (В. Феофанов)

Воспитатель: Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? Мы с вами познакомимся с дымковскими глиняными игрушками. Родился в заречной большой слободе Дымково близ города Вятка. В давние времена жители этой слободы от мала, до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки. В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой. Возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника «Свистопляска». Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья». Что же это за игрушки, давайте посмотрим? (Слайд №3)

II. Основная часть 

1.Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Красноногий, желторогий,

Мчится глиняный олень. (Слайд №4)

2.Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка,

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост,

У него совсем не прост,

Точно солнечный цветок,

Да алее гребешок. (Слайд №5)

3. Дымковская барышня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах. Посмотри, как хороша,

Эта девица-душа,

Щечки алые горят,

Удивительный наряд. (Слайд №6)

4. Даже кони в праздничных нарядах.

Кони глиняные мчатся,

На подставках, что есть сил.

И за хвост не удержатся,

Если гриву упусти. (Слайд №7)

Воспитатель: Что общего у всех этих игрушек?

Дети: У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.

Воспитатель: А как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку?

Дети: Белой. На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются. Воспитатель: А сможете предположить, откуда взяли мастера белый цвет? Дети: Они взяли от снега, у зимы. Игрушки же лепили зимой!!!

Воспитатель: Правильно! Белый фон взяли мастера от заснеженных полей, когда зимой все вокруг белым - бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Почему их раскрасили в яркие цвета?

Дети: Потому что, они делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками.

Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

Дети: Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.

Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках? (Слайд №8)

Дети: На игрушках – (кружочки, точки линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы)

Воспитатель: Какие образы можно увидеть в Дымковских игрушках? (Слайд №9)

Дети: Лошадка, петушок, олень, баран, барышня.

Воспитатель: Наиболее, распространённые сюжеты: (няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.)

Дети смотрят видео на экране, воспитатель параллельно рассказывает. (Слайд №10) 

Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз, она рождается, ее лепят из красной глины. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и примазывают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. А когда рождается третий раз?

Дети: В третий раз игрушка рождается, когда ее белят и расписывают красками.

Воспитатель: Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающее еще большую нарядность игрушке. Так она рождается третий раз. Красивые яркие, нарядные игрушки продают на ярмарке. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может быть, двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.

Физкультминутка 

Мы игрушки расписные, (Стойка прямо, небольшие покачивания плечами) Хохотушки вятские (Улыбка друг другу с поворотом)

Щеголихи слободские, (Поворот вокруг себя)

Кумушки посадские. (Небольшие приседания)

У нас ручки крендельком (Показ рук вперед, на пояс)

Щёчки будто яблочки, (Легкие прикасания к своим щекам)

С нами издавна знаком (Стойка прямо)

Весь народ на ярмарке. (Поклон)

Воспитатель: Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать трафареты дымковской игрушки (см. Приложение №1)

Для того чтобы начать работу необходимо: Выбрать рисунок-шаблон, с которым вы будете работать: Дымковская барышня, лошадка, уточка… Воспитатель: раздает напечатанные трафареты всей группе. Сегодня вы приобщитесь к мастерицам Дымковской игрушки. Мы будем украшать игрушку узорами. Вспомните элементы узоров при росписи дымковских игрушек и продумайте свой узор, состоящий из шаблонных элементов. Воспитатель: Раздает каждому ребенку набор карточек «Элементы Дымковской росписи» Давайте вспомним еще раз.

– Какие основные элементы геометрического орнамента чаще встречаются на игрушках? (Круги, овалы, клетка, полоска, точки, штрихи) Посмотрите на экран. (слайд11) На экране расположены схемы с элементами Дымковской росписи.

- Дымковскую игрушку расписывают (элементы): кружками, кольцами, полосками, змейками. Обращайте внимание на карточки розданные вам с этими элементами. А теперь, посмотрите на экран.

– Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга. в ряд; в шахматном порядке; в клетке между линиями.

– Обратите внимание на точки: между кольцами; на кольцах; по краю колец. – На цветовое сочетание элементов в узорах.

 Цвета - используемые в Дымковской игрушке это (стандартно) красный, оранжевый, желтый, малиновый, синий, голубой, изумрудный, зеленый и в очень небольшом количестве коричневый и черный.

Включить спокойную русскую народную музыку.

Воспитатель:  Предлагаю начать.

Дети обводят фигурку па трафарету.

Дети расписывают выбранные фигурки.

 Управляя процессом, художественной деятельностью детей воспитатель советует и оказывает помощь индивидуально.

4.Заключительная часть. 

Воспитатель: Ребята, а теперь скажем волшебные слова «Закрываем мы глаза, вот такие чудеса, мы теперь не мастера, а теперь мы дети!»

Дети закрывают глаза и говорят слова.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть мастерами? Какие замечательные работы получились у всех!

- А вам нравятся ваши работы?

- Какая вам понравилась больше всех?

- Расскажите чем?

- Какие цвета использовали?

- Какие элементы узора?

Очень хорошо, что  вы помните народные ремесла наших предков и продолжаете их искусство в современной жизни. Вятские мастерицы научили вас дымковскому искусству украшать игрушки. Не зря говорят в народе: «Умелец да рукодельник себе и другим людям радость приносит». Оттого и любим мы народные игрушки, что столько в них доброты и веселья. В конце занятия устраивается выставка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность, образовательная область Коммуникация" в подготовительной группе детского сада на тему: «Музей почтовых принадлежностей»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада на тему: «Музей почтовых принадлежностей»  (с использованием интерактивной доски)...

Опыт организации предметно – развивающей среды гражданско-патриотической направленности в подготовительной группе детского сада.

статья  описывает опыт построения предметно-развивющей среды в группе детского сада по гражданско-патриотическому воспитанию....

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной  группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей  подготов...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) для детей старшей группы детского сада

Память о блокаде – это очень трудная память. Об этом почти невозможно вспоминать, трудно писать, сложно рассказывать. Однако мы все понимаем, как важно сохранить эту историю, донести ее до новых...

Тематическое планирование в подготовительной группе детского сада по теме недели "До свидания, детский сад!"

Тематическое планирование в подготовительной группе детского сада по теме недели "До свидания, детский сад!"...