Дополнительная общеобразовательная программа по обучению для детей дошкольного возраста изобразительной деятельности
методическая разработка по рисованию (старшая группа)

Дополнительная общеобразовательная программа по ИЗО.Старшая группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_po_izo.docx33.23 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная программа

по обучению детей дошкольного возраста

изобразительной деятельности

Возрастная группа:старшая

воспитатель Фаррахова Л.Ф

2018год

Основанием названия программы « Умелые ручки» является программа «Цветные ладошки» автора Лыковой  И.А.; Изобразительная деятельность в детском саду.

        Программа реализуется в виде кружковой работы с детьми и называется кружок «Умелые ручки», который является дополнительной образовательной деятельностью для детей старшей группы.

        Программа разработана воспитателем на основе программы «Цветные ладошки». Автор Лыкова И.А.М.: Карапуз-дидактика, 2009. - 208 с.

Сроки реализации программы – программа рассчитана на 1 год

Обучение проводится 1 раз в неделю, во вторую половину дня

Возраст детей в кружке «Волшебные ручки», участвующих в реализации данной программы - 5-7 лет.

Занятия проводятся один раз в неделю во вторник 16.00-16.25

Продолжительность занятий 25 минут.

Программа кружковой работы составлена в соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Актуальность

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Знакомство с искусством, приобщение детей к художественной деятельности является одним из признанных в педагогике путей формирования личности, развития ее задатков и качеств. Главное условие художественно-эстетического образования дошкольников: опора на возрастные и психические особенности, учет потребностей и интересов ребенка.

Цель программы: - способствовать повышению художественно – эстетической культуры, овладению и совершенствованию специальных знаний, умений и навыков.

Задачи :

- Развивать самостоятельность, творчество, индивидуальность детей, художественные способности, путем экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных техник;

- Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

- Формировать художественное мышление и нравственные черты личности, эмоциональную отзывчивость к прекрасному;

- Способствовать эстетическому воспитанию средствами декоративно-прикладного искусства;

Новизной и отличительной особенностью программы кружка ручного труда - является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Перспективный план работы кружка «Умелые ручки»

п/п

Тема

Содержание

Количество занятий

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

1

Лето красное прошло(Рисование)

Создание беспредметных (абстрактных) композиций; составление летней цветовой палитры

1

2

Веселые человечки(Лепка)

Лепка фигуры человека разной формы: девочка из конуса, мальчик из цилиндра; передача несложных движений

1

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

1

Листочки на окошке (аппликация)

Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги к картону, создавать изображение листопада, продолжать знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный).

1

2

«По грибы пойдем» (лепка)

Продолжать учить детей лепить разные по форме грибы, передавать их характерные признаки.

Закрепить прием приглаживания.

1

3

Цветные зонтики(аппликация)

Вырезание купола зонтика приемом закругления уголков у квадрата или прямоугольника; оформление края «зубчиками» и «маковками»

1

4

Осенние листья

( рисование)

Изображение листьев пальчиком и кистью способом примакивания. Продолжать знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный).

1

5

Кто под дождиком промок

 ( лепка)

1

1

«Золотая хохлома»

( рисование)

Знакомство детей с «золотой хохломой», рисование узоров из растительных элементов (травка, Кудрина, ягоды, цветы) по мотивам хохломской росписи

1

2

«Белая березка» (рисование)

Рисование осенней березки по мотивам лирического стихотворения; гармоничное сочетание разных изобразительных техник

1

3

«Лиса-кумушка»

(рисование)

Создание парных иллюстраций к разным сказкам: создание контрастных по характеру образов одного героя; поиск средств выразительности.

1

4

«Чудесные превращения кляксы»

(рисование)

Свободное экспериментирование с разными материалами и инструментами:  опредмечивание - «оживление» необычных форм.

1

«Белая береза под моим окном…»

(рисование)

Изображение зимней (серебряной) березки по мотивам лирического стихотворения; гармоничное сочетание разных изобразительных техник.

1

 «Волшебные снежинки»

(рисование)

 Построение кругового узора из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или по концентрическим кругам.

1

 «Еловые веточки»

(рисование)

 Рисование еловой ветки с натуры; создание коллективной композиции «рождественский венок» Учить детей рисовать пушистый мех животного с помощью жесткой кисти.

1

 «Кошка с котятами» (рисование)

 Учить составлять композицию, учитывая передний и задний план. Развивать наблюдательность, самостоятельность.

Я

Н

В

А

Р

Ь

«Мы поедем, мы помчимся»

(лепка)

Создание сюжетных композиций из отдельных лепных фигурок с привлечением дополнительных материалов.

1

1

«Зимние забавы» (лепка)

«Заснеженный дом»

( аппликация с элементом рисования)

Составление коллективной сюжетной  композиции из фигурок, вылепленных на основе цилиндра надрезаем стекой.

Создание выразительного образа заснеженного дома, творческое применение разных техник аппликации.

1

1

«На арене цирка» (лепка)

Уточнение и активизация способа лепки в стилистике народной игрушки- из цилиндра, согнутого дугой и надрезного с двух концов.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

«Наша группа» (рисование)

Отражение в рисунке личных впечатлений о жизни в своей группе детского сада;

1

«Шляпа фокусника» (аппликация)

Учить детей составлять коллективную композицию из аппликативных элементов на основе объединяющего образа (шляпы). Воспитывать навыки сотрудничества в коллективном творчестве, чувство ответственности за общее дело.

1

«Папин портрет»

( рисование)

Рисование мужского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека

1

«Галстук для папы» (аппликация)

Показать способы изготовления галстука из цветной бумаги (и/или ткани) для оформления папиного портрета. Подвести к пониманию связи формы и декора на сравнении разных орнаментальных мотивов. Объяснить особенности устных поздравлений

1

М

А

Р

Т

«Солнышко нарядись»

( рисование)

Рисование солнышка по мотивам декоративно-прикладного искусства и книжной графики (по иллюстрациям к народным потешкам и песенкам).

1

«Нежные подснежники»(Аппликация)

Воплощение в художественной форме своего представления о первоцветах ;поиск средств выразительности.

1

«Солнышко покажись» (лепка)

Создание солнечных (Рельефных) образов пластическими средствами по мотивам декоративно – прикладного искусства

1

«Солнечный цвет» (рисование)

Экспериментальное (опытное) освоение цвета; расширение цветовой палитры «солнечных» оттенков.

1

А

П

Р

Е

Л

ь

«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет» (рисование)

Познакомить детей с новым приёмом лепки - цветовой растяжкой (вода, небо), показав его возможности для колористического решения темы и усиления её эмоциональной выразительности;

1

«Стайка дельфинов» (аппликация)

Учить детей самостоятельно и творчески отражать представление о морских животных разными изобразительно-выразительными средствами. Активизировать технику силуэтной аппликации или вырезания по нарисованному контуру. Развивать чувство формы и пропорций. Воспитывать эстетическое отношение к природе.

1

«Топают по острову слоны и носороги» (лепка)

Создание образов крупных животных на основе общей исходной формы.

1

«Морская азбука» (рисование)

«Радуга-дуга» ( рисование)

Изготовление коллективной азбуки на морскую тему: рисование морских растений и животных, названия которых начинаются на разные буквы алфавита

Самостоятельное и творческое отражение представлений о красивых природных явлениях разными изобразительно- выразительными средствами.

1

М

А

Й

«Мы на лугу ходили, мы лужок лепили» (лепка)

Лепка луговых растений и насекомых по выбору с передачей характерных особенностей их строения и окраски; придание поделкам устойчивости.

1

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов

Мониторинг детского развития и образовательного процесса проводится в мае.

Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка и формируются в соответствии с ФГОС

С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе.

Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализа продуктов детской деятельности.

 Методика диагностики

п/п

Критерии

1

Самостоятельно создает выразительные образы различных объектов и явлений окружающего мира на основе сформированных представлений о них, при этом старается передать не только основные признаки (форму, цвет, пропорции, фактуру) изображаемых объектов, но и различные взаимосвязи между ними, а также свое личное отношение.

2

В разных видах изобразительной деятельности стремится к воплощению развернутых сюжетов; в декоративно-оформительской деятельности создает изделия, гармонично сочетающие форму, декор и назначение предмета.

3

Самостоятельно создает конструкции из разнообразных по форме, величине, материалу и фактуре строительных деталей и других материалов (природных и бытовых, готовых и неоформленных); свободно сочетая и адекватно взаимозаменяя их, в соответствии с конструктивной задачей или своим творческим замыслом; понимает способ и последовательность действий, самостоятельно планирует работу и анализирует результат.

4

Успешно применяет освоенные художественные техники и способы, свободно сочетает их для реализации своих творческих замыслов; по своей инициативе осваивает новые техники (монотипия, коллаж, мозаика, граттаж, декупаж, квиллинг, папье-маше, оригами, киригами и др.) и различные изобразительно-выразительные средства; интересуется изобразительным и декоративно-прикладным искусством; замечает красоту и гармонию в окружающем мире.

Оценка уровня развития:

0 баллов- данная характеристика не сформирована, а ее появление носит случайный характер (низкий уровень);

1 балл – характеристика предполагает периодическое проявление, зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка ит.д. (средней уровень);

2 балла- проявляющаяся характеристика является устойчиво сформированной. Не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т.д. (высокий)

        Результаты мониторинга образовательного процесса заносятся в общую таблицу, где указываются все результаты уровня овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Средства, методы и формы обучения детей старшего дошкольного возраста изобразительной деятельности».

В материале раскрывается дифференцирование методов, средств, приёмов обучения с  учётом возраста детей, их знаний и опыта....

Советы для родителей детей дошкольного возраста «Изобразительная деятельность дошкольников»

Дома следует продолжать работу по изобразительной деятельности, начатую в детском саду. Создайте для ребёнка условия: выделите место для рисования, лепки, подберите разный материал (гуашь, акварель, ф...

Использование игровых приемов в обучении детей раннего возраста изобразительной деятельности

Общепризнанно, что первые годы жизни ребёнка самые ценные для его будущего развития. Особенно значимым является ранний возраст. Это возраст бурного развития ребенка, период быстрого формирования всех ...

Советы для родителей детей дошкольного возраста «Изобразительная деятельность дошкольников»

Цель: Развитие творческого потенциала личности.Задачи:-Познакомить с техниками  рисования.- Развивать фантазию, воображение-Рисование,  превратить в настоящее семейное увлечениеСоветы для ро...

Дополнительная образовательная программа «Обучение чтению» детей дошкольного возраста

Дополнительная образовательная программа  «Обучение чтению» детей дошкольного возраста....