Дидактическая игра "Времена года"
учебно-методическое пособие по рисованию (старшая группа)

Папилова Надежда Николаевна

Дидактическая игра "Времена года" по ознакомлению детей с живописью для детей 5 - 7 лет, которая включает 3 дидактические игры под названиями "Найди друзей", "Что перепутал художник?", "Собери пейзаж".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra_vremena_goda.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Времена года»

по ознакомлению детей с живописью.

 (для детей 5-7 лет, количество участников от 1-4 детей)

Если видишь на картине, нарисована река,

Живописные долины и дремучие леса,

Белокурые берёзки или старый крепкий дуб,

Или вьюга, или ливень, или солнечный денёк.

Нарисованным быть может или север, или юг.

И любое время года мы в картине разглядим.

Не задумываясь, скажем: называется пейзажем!

Можно сколько угодно стоять, например, перед прекрасным произведением искусства и ничего не увидеть и не почувствовать. Чтобы этого не произошло, мы должны открывать в детях чувство восприятия красоты.

Но для этого мы сами должны уметь замечать красоту, быть способными её чувствовать, эмоционально переживать.  Дети через нас, взрослых, постигают мир, учатся видеть, слышать, чувствовать, понимать. Чем больше мы способны на это, тем больше умеют дети.

Первые яркие, радостные впечатления откладываются в них на всю жизнь, поэтому мы должны окружать детей красивыми образами. Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Актуальность выбранной темы состоит в том, что живопись даёт простор для детской фантазии и возможность разнообразной деятельности детей.

Один из жанров живописи, используемый в группе детского сада является пейзаж. Он определяется одним из самых эмоциональных, самых лирических жанров изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или изменённой человеком природы.

Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляю дидактическую игру  для ознакомления детей с пейзажной живописью.

Художественно-дидактическая игра, может быть использована  для постижения нового в области изобразительного искусства, а так же и для повторения,  закрепления уже имеющихся у детей знаний.

При ознакомлении с новым игровым действием, то есть с дидактической игрой,  возможен пробный ход, в процессе которого мы с детьми знакомимся с правилами игры («Приложение №1).

И знакомство начинается в первом варианте игры «Найди друзей», где детям  предлагаются подмалёвки" 4 времён года  с вырезанными силуэтами (деревьев, кустов, облаков, солнца), из которых нужно найти объекты, которые между собой связаны по взаимному расположению заданного сюжета, с объединённым единым содержанием.

Цель игры заключается в обогащении и закреплении словарного запаса, связанной речи, сообразительности.

При этом дети учатся устанавливать взаимосвязи между объектами при создании сюжетной картины для соответствия времени года, развивая внимание и логическое мышление.

Чтобы убедиться в том, что дети поняли игровое действие и задачу игры, можно в дальнейшем допустить умышленную ошибку, тем самым активизировать их мыслительную деятельность («Приложение 2»).

Что и происходит во втором варианте игры под названием  «Что перепутал художник?», где дети рассматривают и  определяют, что на картинке изображено неправильно, обосновывают свой выбор и  объясняют все ошибки художника, развивая внимание, связную речь, творческие способности, воображение, сообразительность, чувство юмора.

 Цель игры: побуждать детей к речевой активности, размышлениям и высказываниям. При этом обогащать и закреплять словарь детей.

В организации третьего варианта игры «Собери  пейзаж» («Приложение 3») можно предложить детям прослушать стихотворение  или загадку о времени года, определить, когда это бывает и придумать картину природы, соответствующую этому времени года («Приложение 4»).

Во время этого варианта игры дети учатся составлять композиции по собственному замыслу или  по заданному сюжету, закрепляя знания  о сезонных изменениях в природе, о составных элементах пейзажа, как виде живописи, закреплять знания о художниках, работающих в этом жанре. 

       Во всех вариантах игры при составлении картин для детей звучит фрагмент музыки из альбома П.И.Чайковского «Времена года». Затем рассматриваем вместе с детьми полученные картины, определяем правильность составленной композиции. Фишку получает тот ребёнок, который справился с задачей, правильно выбрал силуэты. Дополнительные фишки может получить ребёнок, который расскажет о художниках, работающих в этом жанре, сможет назвать их картины.

Дидактическая игра «Времена года» во всех трёх вариантах помогает  детям не только потренировать своё логическое мышление, но и вдоволь насмеяться, над неправильно выбранными частями пейзажей и сюжетов.

Дидактическая игра создаёт условия для развития каждого ребёнка к самостоятельной творческой деятельности и оценке её результатов. Игра активизирует познавательные процессы и способствует лучшему усвоению эстетических знаний, умений и навыков, способствуют умственному и нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=788398

«Приложение 1»

Вариант 1 «Найди друзей». 

Цель: Обогатить и закрепить словарный запас, связную речь, сообразительность, чувство юмора.

Задачи: 

Учить детей устанавливать взаимосвязи между объектами при создании сюжетной картины для соответствия времени года.

Развивать внимание и логическое мышление, творческие способности, воображение.

Материал: «подмалёвки» различных времён года, мелкий разрезной материал цветных изображений деревьев, облаков, цветов, солнца, трав, отражающие сезонные изменения в природе.

Правила игры: детям на столе нужно найти объекты, которые между собой связаны по взаимному расположению заданного сюжета (осенний, летний, зимний, весенний), с объединённым единым содержанием.

«Приложение 2»

Вариант 2. «Что перепутал художник?»

Цель игры: побуждать детей к речевой активности, размышлениям, высказываниям.

Задачи: 

Обогащать и закреплять словарь детей.

Развивать у детей внимание, логическое мышление, связную речь, творческие способности, воображение, сообразительность, чувство юмора.

Материал: «подмалёвки» различных времён года, мелкий разрезной материал цветных изображений деревьев, облаков, цветов, солнца, трав, отражающие сезонные изменения в природе.

Правила игры: Предложить детям рассмотреть и  определить, что на картинке изображено неправильно, обосновать свой выбор и  объяснить все ошибки художника.

«Приложение 3»

Вариант 3. «Собери  пейзаж».

Цель: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе, о составных элементах пейзажа, как виде живописи, закрепление знаний о художниках, работающих в этом жанре. Совершенствовать восприятие пространства, времени и цвета.

Задачи:

Учить детей составлять композиции по собственному замыслу или  по заданному сюжету (осенний, летний, зимний, весенний), с объединённым единым содержанием,  выделяя главное.

Развивать наблюдательность детей, творческую фантазию, быстроту мышления, мелкую моторику мышц рук, скоростные качества.

Активизация словаря: "пейзаж", "живопись", "времена года".

Материал: «подмалёвки» различных времён года, мелкий разрезной материал цветных изображений деревьев, облаков, цветов, солнца, трав, отражающие сезонные изменения в природе.

Правила.

Воспитатель раскладывает перед детьми "подмалёвки" 4 времён года и подносы с вырезанными силуэтами деревьев, кустов, облаков, солнца. Детям предлагается прослушать стихотворение  или загадку о времени года, определить, когда это бывает и придумать картину природы, соответствующую этому времени года.

«Приложение 4»

Стихи.

Четверо художников,

Столько же картин.

Кто же те художники?

Догадайся сам, один!    

Белой краской выкрасил

Все подряд один.

Лес и поле белые,

Белые луга.

У осин заснеженных

Ветки, как рога….    (зима)

У второго – синее

Небо и ручьи.

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

На снегу прозрачные

Льдинки – кружева.

Первые проталинки,

Первая трава    (весна)

На картине третьего

Красок и не счесть:

Жёлтая, зелёная,

Голубая есть…

Лес и поле в зелени,

Синяя река,

Белые, пушистые

В небе облака   (лето)

А четвёртый золотом

Расписал сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды…

Всюду бусы – ягоды

Зреют по лесам  (осень)

Загадки о временах года

В лесу, где берёзки столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

                                                                         (весна)

Земляника покраснела,

Повернётся к солнцу боком — вся нальётся алым соком.

                                                                                (лето)

Листья клёна пожелтели, в страны юга улетели

Быстрокрылые стрижи. Что за время, подскажи?

                                                                             (осень)

Красногрудый, чернокрылый, любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине он появится опять.

                                                                             (зима)

Папа в поле — сев идёт, и у мамы 100 забот:

Посадить картошку надо, сделать грядки под рассаду.

                                                                            (весна)

В небе радуга играет, листья дождичком помыты.

 Солнце в небесах играет, все цветы росой омыты.

                                                                           (лето)

На ручей рябой и пёстрый за листком летит листок,

И струёй сухой и острой набегает холодок.

                                                                          (осень)

Дни становятся короче,  ночи все длинней, длинней.

На поля и на луга легли белые снега.

                                                                           (зима)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой макет «Времена года» пособие для дидактических игр по изучению времен года

Игровой макет «Времена года»пособие для дидактических игр по изучению времен годаОписание работы:Макет «Времена года» может быть использован в следующих образовательных об...

Приложение к «Авторской идеи в моей педагогической практике» «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» на конкурс "Педагог года - 2017" в номинации "Воспитатель года"

Приложение к «Авторской идеи в моей педагогической практике»    «Сенсорное развитие детей младшего  дошкольного возраста    посредством дидактических игр» на конкурс "Педагог ...

Игровой макет «Времена года» пособие для дидактических игр по изучению времен года

Макет «Времена года» может быть использован в следующих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое ...

Картотека дидактических игр по временам года в первой младшей группе (2-3 года)

Картотека дидактических игр по временам годав первой младшей группе (2-3 года)ОсеньДидактическая игра «С какого дерева листок?».  Цель. Предложить детям рассмотреть опавшие листья, вы...

Дидактическое пособие для ДОУ своими руками. Дерево "Времена года". Игра времена года.

Описание: Данная разработка будет интересна педагогам дошкольного образования, родителям и детям. Многофункционального дидактического пособия предполагает возможность его использования в работе с...

Музыкально-дидактические игры для детей старшего возраста. Примерное планирование освоения музыкально – дидактических упражнений и игр детьми подготовительной группы на занятиях в течение учебного года (с сентября по май)

Перечень музыкально-дидактических игр для детей старшего возраста (подготовительной группы).ФПАГМЕНТЫ ЗАНЯТИЙ   1. Узнай песню по двум звукам 2.Бубенчики 3.Музы...