проект" Формирование коммуникативных навыков дошкольников через совместную художественно-творческую деятельность детей и родителей "
проект по рисованию (старшая группа)

Тасакова Татьяна Леонидовна

Изобразительное творчество – процесс захватывающий и эмоционально насыщенный, несмотря на внешнее спокойствие и сосредоточенность. Детский интерес к данному виду деятельности обусловлен естественной потребностью в самореализации, в неоднократном переживании ярких впечатлений, необходимостью присвоения опыта, полученного в повседневной жизни. Все это и определяет значимость изобразительного творчества для развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_izo_2016-2018.docx126.12 КБ

Предварительный просмотр:

                                               

                                    МДОУ детский сад «Чебурашка»

   Проект

" Формирование коммуникативных навыков

 дошкольников через совместную

 художественно-творческую деятельность

детей и родителей "

Подготовила воспитатель:

Тасакова Татьяна Леонидовна

  г.Качканар

Актуальность

Детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Поэтому построение отношений дошкольного учреждения с семьями на основе сотрудничества и взаимодействия имеет большое значение для осуществления полноценного педагогического процесса.

С целью повышения педагогической культуры родителей в дошкольных учреждениях используются не только традиционные формы взаимодействия (собрания, конференции, «день открытых дверей», стендовая информация), но и нетрадиционные, в ходе которых родители занимают активную творческую позицию, приобретают опыт совместной деятельности с ребенком. Одной из таких форм взаимодействия является детско-родительский клуб. В МДОУ «Детский сад «Чебурашка» действует клуб «Разноцветный мир творчества», на занятиях которого дети и родители участвуют в совместной художественно-творческой деятельности.

Изобразительное творчество – процесс захватывающий и эмоционально насыщенный, несмотря на внешнее спокойствие и сосредоточенность. Детский интерес к данному виду деятельности обусловлен естественной потребностью в самореализации, в неоднократном переживании ярких впечатлений, необходимостью присвоения опыта, полученного в повседневной жизни. Все это и определяет значимость изобразительного творчества для развития ребенка.

С годами этот интерес угасает, и, став взрослыми, большинство людей забывает о том, что когда-то они были художниками. На занятиях клуба родители получают возможность вернуться в мир детства и вновь почувствовать живительную силу изобразительного творчества. В процессе создания продукта творчества родители получают возможность понять, что переживает ребенок в процессе творчества, тем более что детские переживания в несколько раз ярче и острее, чем у взрослого человека.

Ценно и то, что такие встречи позволяют родителям понаблюдать за своим ребенком в обычной для него обстановке, за его действиями и поведением в контексте практической деятельности и реальных взаимоотношений с окружающими. Сравнение своего ребенка со сверстниками выявляет в нем что-то ранее не замеченное или оттеняет черты, казавшиеся само собой разумеющимися.

И для дошкольников присутствие родителей является большим эмоциональным фактором, чем присутствие чужих людей. Близкий взрослый вызывает у ребенка целую гамму переживаний; например, стремление проявить себя и заслужить одобрение.

В ходе делового общения родителей и детей становятся очевидными стиль взаимоотношений в семье, знание психологических особенностей ребенка, умение создать благоприятную атмосферу для творческой деятельности. Таким образом, педагог не только получает информацию об особенностях семейного воспитания, но и может ненавязчиво, не акцентируя внимания на педагогических ошибках родителей, показать пример более продуктивного, не угнетающего личность и творчество ребенка, поведения.

Принципы проекта

Проект «Разноцветный мир творчества» разработан в соответствии со следующими принципами:

  • Учет возрастных возможностей детей. При выборе тематики и содержания занятий учитываются художественно-творческие возможности детей старшего дошкольного возраста. Данный принцип обуславливает и сюжетно-игровой характер занятий, так как для старших дошкольников еще актуальна игровая мотивация деятельности. Поэтому каждое занятие предполагает наличие определенной сюжетной линии, использование игровых приемов.
  • Активное включение детей и родителей в изобразительную деятельность. Дети и их родители должны стать полноправными и активными участниками процесса творчества.
  • Сотрудничество и взаимодействие. В процессе деятельности родитель и ребенок создают один общий продукт, в процессе работы над которым им необходимо договариваться, совместно планировать последовательность и содержание работы, помогать друг другу, что способствует формированию позитивных, бережных взаимоотношений.
  • Успешность. Данный принцип реализуется благодаря использованию нетрадиционных техник рисования, которые, по сути, не требуют специальных умений и навыков, каждая техника в той или иной степени несет в себе элемент «сюрприза» и позволяет создать выразительные образы с наименьшими затратами.
  • Обратная связь. Каждая встреча клуба заканчивается беседой с родителями, в ходе которой выясняются их впечатления от состоявшейся деятельности, формулируются выводы об эффективности использованных техник рисования для развития детей.

Интеграция образовательных областей

Проект создает широкие возможности для интеграции всех образовательных областей.

Таблица 1

Образовательные области

Компоненты образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • формирование основ безопасного поведения в процессе творчества.

Познавательное развитие

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Речевое развитие

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Художественно-эстетическое развитие

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства, мира природы;
  • становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  • реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие

  • координация движений, крупной и мелкой моторики обеих рук.

Цели и задачи проекта

Цель:

Взаимодействие педагогов детского сада и семьи для полноценной реализации процесса  социализации  детей  в образовательном процессе через творческую деятельность. 

Данные цели осуществляются через решение следующих задач:

Образовательные:

  • Уточнить представления родителей об особенностях личности своего ребенка.
  • Показать ценность художественно-изобразительной деятельности для развития дошкольника.
  • Расширить представления детей и родителей о разнообразии техник рисования, художественных материалов и оборудования.
  • Учить создавать выразительные образы посредством нетрадиционных техник рисования.

Воспитательные:

  • Способствовать укреплению и оптимизации взаимоотношений между детьми, родителями и педагогом.
  • Развивать гуманистическую направленность поведения: социальные чувства, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.
  • Обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и взаимодействия со взрослыми.
  • Способствовать формированию положительной самооценки, уверенности в себе.
  • Воспитывать интерес к изобразительному творчеству.

Развивающие:

  • Развивать психические процессы: восприятие, образное мышление, внимание, память, воображение, речь.
  • Развивать творческую активность.
  • Развивать ориентировку в пространстве.
  • Развивать зрительно-моторную координацию.
  • Развивать коммуникативные навыки.

Модель организации

Проект «Разноцветный мир творчества» разработан для организации совместной художественно-творческой деятельности педагога, родителей и детей дошкольного возраста в условиях конкретного МДОУ «Детский сад  «Чебурашка»» г.Качканар

Проект рассчитан на два года реализации. Занятия проводятся один раз в два месяца во вторую половину дня

Набор участников носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей. Состав участников не постоянен, что позволяет охватить данной деятельностью в течение учебного года большее количество детей и родителей.

В разделе «Содержание проекта» представлено краткое описание содержания работы с детьми и родителями на занятиях.

В разделе «Учебно-методическое обеспечение проекта» описаны структура занятий, методы и приемы организации совместной художественно-творческой деятельности детей и родителей, перечислены технические средства обучения, художественно-изобразительные материалы и оборудование, используемые на занятиях, описаны особенности их применения. 

Автором проекта разработаны тематический план совместной художественно-творческой деятельности педагога, родителей и детей), конспекты занятий и их мультимедийное сопровождение . 

Ожидаемые результаты

Реализация проекта «Разноцветный мир творчества» позволяет добиться следующих результатов:

  1. Образовательный эффект.
  • Углубление представлений родителей об особенностях личности своего ребенка.
  • Успешная социализация воспитанников.
  • Осознание родителями ценности художественно-изобразительной деятельности для развития дошкольника.
  • Расширение у детей и родителей представлений о разнообразии техник создание продукта изодеятельности, художественных материалов и оборудования.
  • Знание приемов изображения и умение создавать выразительные образы посредством нетрадиционных техник.
  1. Воспитательный эффект.
  • Укрепление и оптимизация взаимоотношений между детьми, родителями и педагогом.
  • Укрепление интереса к изобразительному творчеству.
  • Стимуляция эстетических и нравственных чувств.
  1. Развивающий эффект.
  • Развитие психических процессов: восприятие, образное мышление, внимание, память, воображение, речь.
  • Развитие творческой активности.
  • Развитие ориентировки в пространстве.
  • Развитие зрительно-моторной координации.
  • Развитие коммуникативных навыков.

После каждого занятия оформляется выставка творческих работ детей и родителей в сопровождении информационного листа, в котором излагается содержание встречи, демонстрируются фотоматериалы

В конце учебного года проводится анкетирование родителей, которое позволяет выявить мнение участников о занятиях, о ценности изобразительной деятельности для развития детей, определить какие новые знания получили родители

Данный проект, разработан как одной из форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников, может быть эффективен лишь в контексте комплексного подхода в обучении и воспитании дошкольников, при условии планомерной и систематической работы на занятиях по изобразительной деятельности, осуществляемой в соответствии с основной программой воспитания и обучения. Так же данный проект позволяет решать проблемы повышения педагогической культуры родителей, способствует совершенствованию  семейного воспитания.

Содержание проекта

Содержание работы с родителями и детьми 5-6 лет

Тема «Рисуем пластилином. Волшебные превращения осенних листочков в деревья»

Программное содержание. Привлечь детей и взрослых к изобразительному искусству, сделать их активными участниками совместной творческой деятельности. Формировать у детей и родителей позитивные, бережные взаимоотношения. Учить создавать выразительные образы в технике рисования пластилином. Развивать восприятие, образное мышление, внимание, воображение, речь, творческую активность.

Деятельность детей и родителей. Участники занятия знакомятся в процессе коммуникативной игры «Компот». Дорисовывают образы из приготовленных заранее шаблонов. Проводится динамическая пауза в форме физминутки «Тучи по небу плывут». Далее участники знакомятся с техникой рисования пластилином, дополняют свой рисунок в данной технике. Каждая пара составляет небольшой рассказ о своей работе, опираясь на предложенные педагогом вопросы, родители фиксируют высказывания детей. Дети представляют свои работы остальным участникам занятия. Руководитель раздает родителям небольшие шаблоны листьев деревьев и просит написать на них одним словом мнение о сегодняшней встрече. Родители приклеивают их на свой рисунок. С родителями проводится заключительная беседа.

2. Тема «Осень в городе»

Программное содержание. Привлечь детей и взрослых к изобразительному искусству, сделать их активными участниками совместной творческой деятельности. Формировать у детей и родителей позитивные, бережные взаимоотношения. Познакомить участников встречи с техникой рисования крупой, по мокрой бумаге акварельными красками, техникой рисования свечой. Развивать восприятие, образное мышление, внимание, воображение, речь, творческую активность.

Деятельность детей и родителей. Участники занятия знакомятся в процессе коммуникативной игры «Давайте поздороваемся». Педагог демонстрирует технику рисования с помощью слайдов. Дети и родители вместе рисуют осеннюю картину с помощью техники, которую выберут совместно с ребенком. Каждая пара составляет небольшой рассказ о своей работе, опираясь на предложенные педагогом вопросы, родители фиксируют высказывания детей. Динамическая пауза проходит в форме игры малой подвижности «Салки в круге», с участием игрового персонажа Каляки Маляки. Далее дети представляют свои работы Каляке Маляке и остальным участникам занятия. Педагог демонстрирует технику рисования свечой, предлагает участникам нарисовать свечой на маленьких листах бумаги солнышко, если им понравилось рисовать по мокрой бумаге, или тучку – если не понравилось, а потом раскрасить акварелью. Листочки вывешиваются на мольберте. В заключение дети получают «волшебные» кусочки свечи с пожеланиями творческих успехов. С родителями проводится заключительная беседа.

3. Тема «Волшебница-Зима»

Программное содержание. Привлечь детей и взрослых к изобразительному искусству, сделать их активными участниками совместной творческой деятельности. Формировать у детей и родителей позитивные, бережные взаимоотношения. Познакомить участников занятия с техникой рисования крупой, макаронными изделиями, печатью ватными палочками, мятой бумагой, самостоятельно выбирать их для работы. Развивать восприятие, образное мышление, внимание, воображение, зрительно-моторную координацию, речь, творческую активность.

Деятельность детей и родителей. Участники занятия играют в игру «Чем наряжают елку?» Педагог демонстрирует техники составления рисунков макаронными изделиями, крупой, печать мятой бумагой, ватными палочками, печатками из овощей, используя реальный показ способа действия. Дети и родители вместе на выбор украшают новогодние игрушки, загрунтованные силуэты елочек, фон работы в предложенных техниках. Динамическая пауза проходит в форме игры малой подвижности «Заморожу!». Каждая пара составляет небольшой рассказ о своей работе, опираясь на предложенные педагогом вопросы, родители фиксируют высказывания детей. Далее дети представляют свои работы остальным участникам занятия. Завершает занятие сюрпризный момент «Сладкая елка», дети угощаются конфетами. С родителями проводится заключительная беседа.

4. Тема «Сказочный зимний город» (манка)

Программное содержание. Привлечь детей и взрослых к изобразительному искусству, сделать их активными участниками совместной творческой деятельности. Формировать у детей и родителей позитивные, бережные взаимоотношения, умение работать в коллективе. Продолжать знакомить участников встречи с техникой рисования крупой. Развивать восприятие, образное мышление, внимание, память, воображение, зрительно-моторную координацию, речь, творческую активность.

Деятельность детей и родителей. Участники занятия знакомятся в процессе сюрпризного момента «Волшебная манка»: написанные заранее свечой имена детей проявляются при раскрашивании акварелью; дети, чьи имена проявились, представляют остальным своих родителей Динамическая пауза проходит в форме игры малой подвижности «Сделайте, пожалуйста». Каждая пара составляет небольшой рассказ об общей работе, опираясь на предложенные педагогом вопросы, родители фиксируют высказывания детей. Далее дети представляют свой рассказ своей картине. В заключение дети получают волшебные мешочки с окрашенной крупой с пожеланиями творческих успехов. С родителями проводится заключительная беседа.

4. Тема  Удивительная монотипия «Мастерская Данилы Мастера»

Программное содержание. Привлечь детей и взрослых к изобразительному искусству, сделать их активными участниками совместной творческой деятельности. Формировать у детей и родителей позитивные, бережные взаимоотношения. Познакомить участников встречи с техникой рисования «Монотипия»  Развивать образное мышление, воображение, зрительно-моторную координацию, речь, творческую активность.

Деятельность детей и родителей. Педагог показывает техники монотипии,  демонстрирует на слайдах варианты изображений. Дети и родители на выбор вместе рисуют каменный цветок или картину пеной для бритья, используя предложенные техники. Каждая пара составляет небольшой рассказ о своей работе, опираясь на предложенные педагогом вопросы, родители фиксируют высказывания детей. Далее дети представляют свои работы остальным участникам занятия. С родителями проводится заключительная беседа.

Содержание работы с родителями и детьми 6-7 лет

1.Тема Мастер класс «Сказка осенних листьев»                                  

Цель: познакомить детей и родителей с новым видом техники рисования "печать листьями";развивать цветовосприятие;  воображение и мышление.

Задачи:
Обучающие:
- формировать социальные навыки (навыки совместных групповых действий, желание сотрудничать и взаимодействовать с детьми и взрослыми).
- повысить эмоционально-положительный фон, создавая благоприятные условия;
Развивающие:
- развивать речь, коммуникативные качества;
- воображение, фантазию;
- память;
- мелкую, артикуляционную моторику.
Воспитательные:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость детей;
- любовь к художественным произведениям;
- доброжелательные отношения друг к другу.

Оборудование: альбомный лист, краски, кисточки, салфетки, емкости с водой, сухие листья.

2. Тема Мастер класс для родителей «Чудеса из соленого теста»  

Актуальность: мастер-класс проводится для укрепления эмоционально-позитивных межличностных отношений детей и родителей в процессе изготовления поделок.

Цель работы: 

  1. Повышение уровня педагогической культуры родителей.
  2.  Достижение оптимального уровня взаимодействия детского сада и семьи через созданную систему сотрудничества и партнерства.
  3. Научить использовать возможности соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей, укрепления связи дошкольного учреждения с семьей

Задачи работы:

1. Установление единства в воспитании детей;

2. Педагогическое просвещение родителей;

3. Изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;

4. Ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения,

5. Заинтересовать и вовлечь родителей в совместную досуговую деятельность с детьми;

6.Знакомство с нетрадиционной техникой лепки – тестопластика;

7.Использование теста для развития творческих способностей детей.

8.Познакомить с рецептами приготовления теста, о способах его окраски, применении дополнительных инструментов и приспособлений ;

9.Вызвать интерес к данному виду деятельности.

10.Развивать мелкую моторику и гибкость пальцев;

11.Умение работать в команде.

3. Мастер-класс для родителей "Фантазии из солёного теста"

4. Мастер-класс для родителей «Необычное в обычном. Монотипия»   

Программное содержание. Привлечь детей и взрослых к изобразительному искусству, сделать их активными участниками совместной творческой деятельности. Формировать у детей и родителей позитивные, бережные взаимоотношения. Познакомить участников встречи с техникой рисования в технике монотипия, с использованием пены для бритья, акварельной монотипии. Развивать восприятие, образное мышление, внимание, воображение, зрительно-моторную координацию, речь, творческую активность.

Деятельность детей и родителей. Участники занятия знакомятся в процессе коммуникативной игры «Компот». Педагог демонстрирует технику акварельной монотипии,  монотипии пеной для бритья, демонстрирует работы, выполненные в этой технике. Дети вместе со своими родителями создают одну работу. Динамическая пауза проходит в форме игры малой подвижности «Коснись синего». Каждая пара составляет небольшой рассказ о своем рисунке в свободной форме. Далее дети представляют свои работы остальным участникам занятия. На память о занятии дети получают авторские работы педагога в технике монотипии, оформленные в рамки. С родителями проводится заключительная беседа.

5.Тема «Таинственные планеты»

Программное содержание. Привлечь детей и взрослых к изобразительному искусству, сделать их активными участниками совместной творческой деятельности. Формировать у детей и родителей позитивные, бережные взаимоотношения, умение работать в коллективе. Познакомить участников встречи с техниками рисования акварелью по мятой бумаге с использованием крупной соли; закреплять навыки работы в технике набрызг. Развивать восприятие, образное мышление, внимание, воображение, зрительно-моторную координацию, речь, творческую активность.

Деятельность детей и родителей. Участники занятия знакомятся в процессе коммуникативной игры «Я возьму с собой в полет», отгадывают цепочку загадок о космосе. Педагог демонстрирует технику рисования акварелью по мятой бумаге и набрызг, используя показ способа действия. Все участники занятия создают одну общую картину космоса. Динамическая пауза проходит в форме игры малой подвижности «Парашют». Каждая пара составляет небольшой рассказ об «открытых ими планетах», опираясь на предложенные педагогом вопросы, родители фиксируют высказывания детей. Далее дети представляют свои работы остальным участникам занятия. С родителями проводится заключительная беседа.

Учебно-методическое обеспечение программы

Структура и методика проведения занятий

Структура занятий включает в себя три составные части и предполагает использование следующих методических приемов:

  1. Вводная.
  • Встреча участников..
  • Занятия начинается в игровой форме. (Игры «Компот», «Суп» и др.) Коммуникативная игра призвана раскрепостить детей и родителей, сблизить участников встречи, создать положительный эмоциональный настрой.
  1. Основная.
  • Объяснение задания. Педагог рассказывает участникам, в чем будет заключаться их творческая задача. При этом используются игровые ситуации, привлекаются игровые персонажи (куклы, рисованные персонажи, педагоги ДОУ в образе сказочных героев). Педагог демонстрирует необходимые наглядные средства: собственные рисунки и работы детей, иллюстрации, слайды. Для активизации внимания и мышления участников могут быть использованы загадки и художественное слово.
  • Показ нетрадиционной техники рисования. Педагог демонстрирует участникам новые приемы изображения, показывает способы использования нетрадиционных материалов и оборудования. При этом может быть использован как реальный (полный или частичный) показ способа действия, так и показ посредством слайдовой презентации. В некоторых случаях к показу способов действия привлекаются дети.
  • Совместная деятельность детей и родителей. Дети и родители совместно (в паре) выполняют одну работу, используя предложенные техники. Педагог по необходимости оказывает практическую помощь, направляет и регулирует деятельность. По завершении работы детям и родителям предлагается придумать название для своей картины и написать его в углу листа. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа, в сочетании с изобразительной деятельностью она способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Данная часть занятия проходит в сопровождении спокойной музыки, что стимулирует процесс творчества участников деятельности.
  • Динамическая пауза может пройти в форме игры малой или средней подвижности, физминутки, танца. Помимо своей основной функции, эта часть занятия дает время, для того, чтобы созданные работы подсохли, и их можно было разместить на стене для всеобщего обозрения.
  1. Заключительная.
  • Интервью с художниками. Дети и родители составляют небольшой рассказ о своей картине с опорой на вопросы, предлагаемые педагогом, либо по собственному усмотрению, при этом родители стимулируют инициативу ребенка и записывают его высказывания. Затем дети рассказывают о своих картинах остальным участникам, при необходимости обращаются за помощью к родителям.
  • «Сюрприз». В заключение дети получают какой-либо памятный подарок-сюрприз. «Волшебный» кусочек свечи, шоколадная елочная игрушка, ракушка с самого дна морского или авторские работы педагога – все это может стать памятным подарком для детей. Такое завершение занятия способствует закреплению положительного впечатления от проделанной работы, ведь всем приятно получать подарки, а детям особенно.
  • Заключительная беседа с родителями. Эта часть занятия проводится уже в отсутствие детей. Родителям предоставляется возможность высказать собственное мнение по поводу приобретенного опыта, задать возникшие в ходе работы вопросы, выяснить и сформулировать значимость использованной на занятии техники рисования для развития ребенка.

Технические средства обучения

В качестве наглядного материала к данной программе автором разработаны слайдовые презентации в программе Microsoft Power Point (Приложение 4). Данные средства обучения обладают рядом преимуществ:

  • Образный тип информации, понятный дошкольникам, формирующий  у них систему мыслеобразов.
  • Доступность для восприятия достаточно большой аудиторией.
  • Последовательность и системность информации.
  • Наглядность и эффектность подачи материала.
  • Возможность акцентирования внимания аудитории на определенном объекте и динамичной смены визуальной информации.
  • Легкость возврата к предыдущей информации.
  • Удобство в использовании звукового ряда: музыкальное сопровождение, голосовые записи, звуки природы и т.д.
  • Возможность копирования, исправления и дополнения материала.
  • Транспортабельность и простота хранения.

Актуальность использования мультимедийной наглядности обусловлена и тем, что она обеспечивает рост интереса детей к знаниям, повышение уровня познавательных возможностей. Кроме того, благодаря высокой скорости обновления демонстрационного материала на экране значительно экономится время на занятии.

Для воспроизведения музыкального сопровождения используется так же магнитофон и серия аудиокассет «Волшебные голоса природы».

Оборудование и материалы для рисования

  1. Бумага

Бумага для рисования должна быть плотной и немного шероховатой. На занятиях по данной программе используется бумага формата А3 и А4. На бумаге А3 родитель и ребенок создают одну общую работу, а бумага А4 используется в работе над коллажами. Для рисования акварелью в технике «по мокрому слою» используется акварельная бумага, для монотипии – мелованная.

  1. Простые карандаши

Простые карандаши средней мягкости («ТМ», «НВ») используются для рисования эскизов, набросков и подписи рисунков.

  1. Фломастеры

Двусторонние фломастеры (с тонким и толстым стержнем) используются на занятиях для дополнения образов, выполненных в нетрадиционных техниках (кляксография, рисование полусухой жесткой кистью и т.д.)

  1. Восковые мелки

Восковые мелки могут быть использованы как самостоятельно, так и в сочетании с последующим раскрашивание акварелью. Большие поверхности можно раскрашивать боковой стороной мелка, поверхность от этого становится рябоватой. Таким же образом можно осуществить тиснение, если под бумагу предварительно положить какой-либо плоский предмет, силуэтное изображение из картона, или предмет с ярко выраженной фактурной поверхностью.

  1. Пастель

Пастель – мягкие цветные мелки, завернутые в бумагу. Для работы пастелью подходит рыхлая шероховатая бумага, которая не позволяет порошку пастели осыпаться.

Сухой пастелью можно рисовать как по сухой, так и по мокрой бумаге. Сухая пастель может использоваться в сочетании с карандашами и акварелью.

Масляная пастель немного напоминает восковые мелки, но обладает меньшими водоотталкивающими свойствами. Можно рисовать как концом мелка, так и его боковой стороной. Так же можно втирать пигмент пастели в бумагу с помощью пальцев, получая полупрозрачное размытое пятно. Масляная пастель хорошо сочетается с гуашью и акварелью, но рисовать ею лучше по сухой бумаге и лишь потом смачивать лист для акварели.

  1. Акварель

Акварель – прозрачная краска на водной основе. Необходима для рисования в техниках: рисование по мокрой бумаге, кляксография с трубочкой, в сочетании с рисованием свечой и восковыми мелками.

  1. Гуашь

Гуашь – это непрозрачные кроющие краски, легко накладывающиеся слоем на слой. Рисовать гуашью легче, чем акварелью т.к., благодаря своей густоте, она не растекается, что особенно важно для рисования в некоторых техниках.

  1. Палитра

Палитра – небольшая тонкая доска прямоугольной, овальной или круглой формы, на которой смешивают краски.

  1. Кисти

Круглые беличьи кисти №10 и № 5 используются для закрашивания фона, рисования крупных элементов.

Круглые беличьи кисти № 2 нужны для прорисовки мелких элементов.

Жесткие щетинные или синтетические кисти (можно малярные) необходимы для рисования полусухой кистью способом «тычок».

  1. Стаканчики для воды

Для промывания кисти во время работы используются устойчивые пластмассовые прозрачные стаканчики. Стаканчики должны быть достаточно прочными, чтобы не дать трещину от удара при падении.

  1. Салфетки

Под рукой у участников во время работы должна быть матерчатая салфетка (вытереть руки, кисть и т.д.)

  1. Жидкое мыло

Жидкое мыло используется для техник рисования мыльными пузырями, монотипии с мыльной пеной и граттаж. Для работы лучше использовать гипоалергенное мыло для мытья посуды.

  1. Поролоновые губки

Поролоновые губки используются для того, чтобы убирать излишки воды с бумаги перед рисованием акварелью, а так же для нанесения мыльной пены на поверхность для монотипии.

  1. Трубочки для коктейля

Трубочки для коктейля используются для раздувания клякс в технике кляксографии и для вспенивания мыльного раствора. Трубочки должны быть индивидуальными для каждого участника и обрабатываться дезинфицирующим раствором после занятия (либо использоваться единожды).

  1. Прочные хлопчатобумажные нитки

Прочные хлопчатобумажные нитки средней толщины и длиной 30-40 см. используются в технике рисования кляксография с ниточкой. Для каждого цвета нужны отдельные нити.

  1. Чайные ложки

Чайные ложки нужны для выкладывания мыльной пены и жидкой краски на бумагу (техники рисования мыльной пеной, обычная кляксография и кляксография с трубочкой).

  1. Большая емкость для воды

Для рисования акварелью по мокрому слою, бумагу окунают в емкость с водой, раскладывают на поверхности стола и промакивают поролоновой губкой.

  1. Морская соль

Если крупную морскую соль (желательно бесцветную) рассыпать на еще влажном акварельном рисунке, то после высыхания она оставляет на поверхности полуразмытые пятна, что придает изображению фактурность и дополнительную выразительность.

  1. Парафиновые свечи

Можно нарисовать изображение кусочком парафиновой свечи, а затем раскрасить рисунок акварелью (по сухому или по мокрому слою). Эта техника рисования хорошо сочетается с восковыми мелками и масляной пастелью.

Так же парафиновые свечи нужны для грунтовки бумаги в технике граттаж, когда весь лист натирается свечой, затем заливается мыльным раствором туши или гуаши.

  1. Зубные щетки и расчески

Набираем щеткой достаточно густую гуашь и  проводим ею по зубьям расчески, направленной на лист бумаги, по направлению от себя. Движения должны быть резкими и энергичными. Краска разбрызгивается на бумагу.

  1. Штемпельные подушки

Штемпельные подушки представляют собой кусочки поролона размером чуть больше ладони взрослого человека, выложенные в невысокие пластиковые коробочки или подносы. Поролон пропитывается краской и затем используется в техниках рисования различными печатками и для печати ладонью или пальцами.

  1. Ножницы

Ножницы должны быть с прямыми концами, не тугими и наточенными. Используются при изготовлении коллажей.

  1. Клей

В работе над коллажем лучше использовать клей карандаш.

  1. Двусторонний скотч

Двусторонний скотч так же используется для создания коллажей.

  1.  Мука, крахмал, мелкая соль, растительное масло
  2. Пена для бритья
  3. Лак для волос

Используется для фиксации изображения, выполненного сухой пастелью (в 3 слоя с расстояния 20 см.), и поверхности граттажной работы (1 слой до процарапывания, 1-2 слоя – после).

  1. Печатки-тычки

Для нетрадиционного рисования характерно использование различных импровизированных печаток-тычков: ватные палочки, поролоновые тампоны, мятая бумага, пробки, печатки из овощей и пр.

Список литературы.

  1. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
  2. Дрезнина М.Г., Куревина О.А. Навстречу друг другу (Программа совместной художественно-творческой деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста) – М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 248 с.
  3. Р.Г.Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники». – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с. – Вместе с детьми.
  4. Савельева Татьяна Васильевна. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей. http://festival.1september.ru/articles/414842/
  5. Коммуникативные игры. http://www.tvoyrebenok.ru/kommunikativnie_igri.shtml

План совместной художественно-творческой деятельности педагога, родителей и детей старшего дошкольного возраста

Дата

Возрастная группа

Тема занятия

Техники рисования

Сентябрь

Старшая

«Волшебные превращения осенних листочков в деревья»

Пластилинография

Подготовительная

«Сказка осенних листьев»

Штамповка листьями

Октябрь

Старшая

«Осень в городе»

Рисование крупой

Ноябрь

Подготовительная

«Чудеса из соленого теста»

Тестопластика

Декабрь

Старшая

«Чудеса из макарон», «Волшебница Зима»

Аппликация из макарон

Январь

Подготовительная

"Фантазии из солёного теста"

Тестопластика

Февраль

Подготовительная

«Необычное в обычном».

Монотипия.

Март

Старшая

«Зимний пейзаж»

Рисование манкой.

Апрель

Подготовительная

«Таинственные планеты»

Рисование по мятой бумаге, набрызг, коллаж.

Май

Старшая

«Подводный мир»

Кляксография с трубочкой и ниточкой.

Нетрадиционные техники рисования в детском саду

Тип

Вид

Возраст

Средства выразительности

Оборудование

Способ получения изображения

Примерная тематика

Оттиск и печать

Пальцами и ладонью

От 2 лет

Пятно, точка, короткая линия, цвет, силуэт.

Широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, влажные салфетки.

Ребенок опускает в гуашь пальчик или ладонь и делает отпечаток на бумаге. Ладонь можно раскрасить с помощью кисти (с пяти лет).  Рисовать можно одним или несколькими пальцами, и левой и правой руками. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Любая.

Пробкой

От 3 лет

Пятно, фактура, цвет

штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного, гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

Декоративное рисование, каменистое дно, елочные игрушки...

Печатками из картофеля

От 3 лет

Пятно, фактура, цвет.

мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.

Ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

Декоративное рисование, каменистое дно, рыбки, еловый лес, фрукты, цветы…

Поролоном

От 4 лет

Пятно, фактура, цвет.

штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага, кусочки поролона.

Ребёнок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Пушистые или колючие животные, облака, одуванчики.

Смятой бумагой

От 4 лет

Пятно, фактура, цвет.

штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага, смятая бумага.

Ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.

Пушистые и колючие животные, облака, кроны деревьев

Жесткой полусухой кистью

Любой

Фактура, цвет.

Жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата, либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон.

Пушистые или колючие животные, ели, трава,

Листьями

От 5 лет.

Фактура, цвет.

Бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисть.

Ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки листьев можно дорисовать кистью.

Букеты, пейзажи, перья птиц, чешуя у рыб…

Кляксография

Обычная

От 5 лет.

Пятно.

Бумага, тушь или жидко разведённая гуашь, ложечка.

Ребёнок зачёрпывает гуашь ложечкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Любая

С трубочкой

От 5 лет.

Пятно, линия.

Бумага, тушь или жидко разведённая гуашь, ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Ребёнок зачёрпывает ложечкой краску и выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем дует на это пятно из трубочки так, чтобы её конец  не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Деревья, трава, цветы, волосы человека, корралы, солнце…

С ниточкой

От 5 лет.

Пятно

Бумага, тушь или жидко разведённая гуашь, ложечка, нитка средней толщины.

Ребёнок опускает нитку в краску, отжимает её. Затем на листе бумаги выкладывает изображение, оставляя один её конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

Розы, фантастический или подводный пейзажи…

Рисование мыльной пеной

От 5 лет

Пятно, фактура, цвет.

Белая бумага, гуашь или цветная тушь, жидкое мыло, пластиковый стаканчик, трубочка, чайная ложка.

Ребенок смешивает в стаканчике жидкое мыло с небольшим количеством воды, добавляет в раствор гуашь или тушь и раздувает пену с помощью трубочки. Затем чайной ложкой выкладывает пену на бумагу. В образовавшихся пятнах угадывается образ и дорисовывается кистью, карандашами или фломастерами.

Так же можно накрыть стаканчик с вышедшей за края пеной листком бумаги, получится пятно круглой формы. Из нескольких таких кругов можно изготовить аппликацию произвольной тематики.

Животные, волосы человека, листва деревьев, цветы, каменистая поверхность и пр..

Граттаж  

Черно-белый

От 5 лет

Линия, штрих, контраст.

Полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь (гуашь), жидкое мыло (примерно 1 капля на ст.ложку туши), палочка с заточенным концом.

Натрите лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него нанесите тушь с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапайте рисунок.

Любая

Цветной

От 5 лет

Линия, штрих, цвет.

Цветной  полукартон либо плотная бумага, предварительно раскрашенная акварелью (можно использовать глянцевые обложки старых журналов), свеча, широкая кисть, гуашь (любого цвета), жидкое мыло, палочка с заточенным концом.

Последовательность выполнения работы та же, что и в черно-белом граттаже.

Кроме того, на загрунтованном свечой листе можно нарисовать рисунок гуашью, разведенной жидким мылом. А мелкие детали процарапать палочкой после высыхания

Любая

Рисование по мокрой бумаге

От 5 лет

Пятно, цвет.

Белая бумага, емкость с водой, поролоновая губка, акварель, кисть.

Ребенок окунает лист бумаги в емкость с водой и раскладывает его на столе, убирает лишнюю влагу губкой. По мокрому листу наносится рисунок акварелью – получаются расплывающиеся пятна. Мелкие детали дорисовываются после высыхания.

Волшебные цветы, таинственные пейзажи, туман, подводный мир, и др.

Восковые мелки + акварель

От 4 лет

Цвет, линия, пятно, фактура.

Восковые мелки, плотная бумага, кисть, акварель.

Ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов (можно предварительно смочить лист водой). Рисунок мелками остается незакрашенным.

Любая.

Свеча + акварель

От 5лет.

Цвет, линия, пятно, фактура.

Свеча,  плотная бумага, кисть, акварель.

Ребенок рисует свечой на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов (можно предварительно смочить лист водой).

Любая.

Набрызг

От 5 лет.

Точка, фактура.

Бумага, гуашь, жесткая кисть (зубная щетка), расческа.

Ребенок набирает краску на кисть или щетку, проводит ею по зубьям расчески, направленной на лист бумаги,  по направлению от себя. Движения должны быть резкими и энергичными. Краска разбрызгивается на бумагу.

Снегопад, звездное небо, конфетти, салют и т.п.

Монотипия

Обычная

От 5 лет.

Пятно, цвет, симметрия.

Плотная бумага, кисти, гуашь или акварель.

Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (симметричного). Пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Мелкие детали дорисовываются.

Симметричные предметы, пейзаж на берегу реки.

С мыльной пеной

От 5 лет

Пятно, цвет, фактура.

Плотная бумага, кисти, гуашь или акварель, палитры, жидкое мыло, поролоновая губка для взбивания пены, кусок орг.стекла или пластика по размеру листа бумаги.

Ребенок смешивает краски с мыльной пеной на палитре, затем наносит ими рисунок на лист пластика. Количество пены может варьироваться. Пока краски не высохли, накладывает сверху лист бумаги и аккуратно его разглаживает. Лист снимается, на нем отпечаток рисунка. Можно дать рисунку на пластике высохнуть, а лист бумаги перед печатью слегка смочить водой.  Мелкие детали дорисовываются.

Любая.

Рисование на мятой бумаге

От 5 лет.

Пятно, цвет, линия, фактура.

Белая плотная бумага, емкость с водой, поролоновая губка, акварель, кисть.

Ребенок сминает лист бумаги, вновь распрямляет его и смачивает водой. Разглаживает с помощью губки, убирая излишек воды. Рисунок наносится акварелью, в местах сгибов краска выглядит ярче и темнее, что придает рисунку эффект витража или фрески.

Любая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие у детей коммуникативных качеств, через театральную деятельность.

развитие коммуникативных качеств через театральную деятельность!младший и старший дошкольный возраст....

Доклад на тему "Формирование коммуникативных компитенций через игровую технологию в работе воспитателя.

Доклад предназначен для воспи тателей и может быть использован в качестве выступления на заседании педагогического совета....

Творческая презентация "Развитие коммуникативных навыков через театрализованную деятельность"

Опыт работы по теме "Развитие коммуникативных навыков через театрализованную деятельность"написан в стихах собственного сочинения и отражает крадко актуальность данной темы,цели,задачи,формы работы с ...

Развитие коммуникативных способностей через театрализованную деятельность

Театрализованная деятельность помогает не только развивать коммуникативные способности  ребенка, но и способствует всестороннему развитию. В данной работе был обобщён и представлен опыт по развит...

Презентация: "Развитие коммуникативной компетентности через коммуникативные игры"

Развитие коммуникативной компетентности через коммуникативные игры....