Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в старшей группе по теме: «Путешествие в прошлое одежды»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Захарченко Ирина Михайловна

Знакомство с русским народным костюмом через интеграцию различных видов деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_proshloe_odezhdy.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №79 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников Калининского района Санкт-Петербурга

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в старшей группе по теме:

«Путешествие в прошлое одежды»

Использованные педагогические  технологии: технология художественной росписи по ткани, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии, технология личностного ориентирования.  

Подготовила

Воспитатель ГБДОУ №79

Захарченко Ирина Михайловна

Санкт-Петербург

2019 год

Цель: Знакомство с русским народным костюмом через интеграцию различных видов деятельности.

Задачи:

Образовательные

1)        Познакомить детей с историей возникновения одежды, с элементами народного костюма.

2)        Дать детям представление о значении художественной вышивки на народном костюме.

Развивающие

1)        Обогатить словарный запас детей за счет включения новых слов: кокошник, ларец, сундук, онучи.

2)        Развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности: познавательной, художественной, продуктивной.

Воспитательные

1)        Воспитывать любовь к народной культуре, формировать интерес, эмоциональную отзывчивость.

 

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, слушание музыкальных произведений, чтение произведений устного народного творчества (загадки, потешки, сказки) Обращение к сказкам народов мира (например, «Кто сшил Видеку рубашку» словенская сказка)

Материальное обеспечение:

Компьютер, проектор, демонстрационная доска для показа слайдов, куклы в русских национальных костюмах, красочная коробка  -  «ларец» для сюрпризного момента, иллюстрации из русских народных сказок, фломастеры и шаблоны с изображенными на них предметами одежды из ткани для художественной росписи на каждого ребенка.

1.        Сюрпризный момент.

Под звучание народной музыки  ребята располагаются рядом с «посылкой».

 

Воспитатель:

Здравствуйте ребята, сегодня  мы отправимся с вами в необычное сказочное  путешествие…

 У сказки чистая душа,

Как ручеек лесной.

Она приходит не спеша,

В прохладный час ночной.

Родной народ ее творец,

Народ – хитрец, народ – мудрец.

В нее мечту свою вложил,

Как золото в ларец.

Посмотрите, к нам из сказки пришла посылка, давайте посмотрим, что в этом чудесном «ларце»

Дети открывают коробку и достают  кукол в народных костюмах, рассматривают их.

2.        Беседа.

Воспитатель:

-Ребята, что вы можете сказать о наших «гостях» из ларца-посылки?

Дети:

-Это куклы, сказочные герои, Аленушка, Иванушка. Они пришли к нам из сказки. Мы встречаем их в сказках, книгах. Мы любим этих сказочных героев, они добрые, хорошие.

Воспитатель:

-А  что вас привлекает в их одежде?

Дети:

-Яркий красивый сарафан, нарядная рубашка.

Воспитатель:

-А сейчас мы носим такую же одежду?

Дети:

-Да, но она не похожа на одежду сказочных героев. Она современная.

Воспитатель:

-Правильно, молодцы. Сегодня мы с вами отправимся в необычное «Путешествие  в прошлое одежды»

«Эй, честные господа,

К нам пожалуйте сюда,

Проходите, не стесняйтесь,

Все увидеть постарайтесь…»

(Куклы –герои приглашают ребят на презентацию)  

3.Презентация на тему: «Путешествие в прошлое одежды» Из истории русского народного костюма.

Слайд №1

Куклы-герои предлагают ребятам рассмотреть «волшебный ларец» и поясняют, что раньше не было шкафов, а одежда хранилась таких сундуках:

Слайд №2

Затем ребятам предлагается «достать» из сундучка один из предметов народной одежды:

Воспитатель:

-Посмотрите, ребята, что это за одежда?

Дети:

-Платье, сарафан.

Воспитатель:

- А кто носил такую одежду?

Дети:

-Девочки, мамы.

Воспитатель:

-Какая она?

Дети:

- Нарядная, красивая, новая…

Слайд №3

Воспитатель:

«Посмотри, как хороша

Эта девица-душа,

Щечки алые горят,

Удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Девица так красива…»

-Посмотрите, ребята, это нарядный головной убор – кокошник. Обычно девочки и женщины носили платочки и ленты, а кокошник надевали в праздник .

Слайд №4

Воспитатель:

-Скажите, пожалуйста, ребята, во что одет мальчик?

Дети:

-Рубашка, штаны, поясок.

Воспитатель:

-Рассмотрите, какая рубашка?

Дети:

-Красивая,  нарядная, белая, с узорами…

Воспитатель:

-Верно. Раньше рубашки украшали вышивкой, которая делала рубашку  нарядной, праздничной. А еще в старину узоры на рубашке служили своеобразной защитой, оберегали от врагов.

Воспитатель

-А что еще необычное вы заметили в одежде мальчика?

Дети:

- На штаны намотаны белые «тряпочки»

Воспитатель:

- Молодцы, вы очень наблюдательны! Эти «тряпочки» назывались «онучи» и наматывали их для того, чтобы штанишки не пачкались внизу.  Раньше люди очень бережно относились к своей одежде. А как вы относитесь к своей одежде?

Дети:

-Аккуратно, бережно, хорошо…

Воспитатель:

-Молодцы, ребята! Что-то мы с вами засиделись. В народе говорят: «Делу –время, потехе час»

«Мы красиво нарядились,

Вкруг себя оборотились,

Вышли песенки попеть,

На людей посмотреть,

Вышли дружно поиграть,

Себя людям показать!»

4.        Физкультминутка.

Под звучание народной музыки детям предлагается поиграть в известные им народные игры «Ручеек» «Змейка» и т.д. по выбору.

Описание народных игр:

«Ручеек»

Играющие выстраиваются парами друг за другом. Каждая пара,

взявшись за руки, поднимает их вверх (образует «ворота»). Последняя пара проходит через строй играющих и становится впереди. И так далее. Игра проводится в быстром темпе. Играют, пока не надоест.

«Змейка»

С помощью считалки выбирается ведущий «змейка». Играющие разбегаются и замирают на месте. «Змейка» по очереди подходит к каждому со словами:

«Я змея, змея, змея,

Я ползу, ползу, ползу,

Хочешь быть моим хвостом?»

Играющий отвечает: «Да, конечно же, хочу»

«Змея»

- Ну, цепляйся за меня…

Играющие по очереди цепляются за «хвост» змейки, а в конце игры пытаются догнать свой хвост.

5.        «Наша творческая мастерская»

Воспитатель:

-Сегодня, ребята, мы совершили путешествие в прошлое одежды. Что вам особенно запомнилось из народной одежды?

Дети:

-Нарядный сарафан, красивая вышивка на одежде, красивый кокошник, праздничная рубашка. Очень понравились узоры на одежде…

Воспитатель:

-  А сейчас, ребята, я вам предлагаю тоже стать настоящими мастерами и рукодельницами, ведь недаром говорят:

«Красна птица опереньем, а человек – рукоделием»  

Дети приглашаются за столы, где для каждого ребенка приготовлены фломастеры и шаблон с одеждой для художественной росписи по ткани. Детям предлагается «расшить» рубашку или сарафан по предложенному образцу.

В заключении  занятия подводятся итоги и оформляется выставка детских работ «Наш Вернисаж»

Приложения:

•        Список использованной литературы

1.         Аникин В.П.

Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. –М.: Учпедгиз, 1957

2.        Народное искусство в воспитании детей /Под ред. Т.С. Комаровой. –М.: Педагогическое общество России, 2000

3.        Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в средней группе. Воронеж.: ТЦ «Учитель»2006

4.        Лыкова, И. А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста / И.А. Лыкова. - М., 2000.

5.        Приобщение детей к истокам русской народной культуры /О.Л.Князева, М.Д.Маханева.-Изд. «Детство-Пресс» С-Пб 2010 год

•        Интернет-ресурсы

www.forchel.ru

www.maaam.ru

www.nsportal.ru

•        Музыкальное сопровождение

СD диск «Русский фольклор для малышей» (Русский сборник 2002 год mp3)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми второй младшей группы на тему: "Путешествие в страну сказок"

Данный материал предназначен для детей второй младшей группы, а также может использоваться для групп кратковременного пребывания. Дети очень любят сказки поэтому с удовольствием с вами поиграют....

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в старшей группе на тему: «Поможем птицам зимой».

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в старшей группе. Тема: «Поможем  птицам  зимой». 1. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественн...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике в старшей группе на тему "Путешествие в космос"

Данная образовательная деятельность расширит знания детей о космосе, активизирует познавательный интерес, словарный запас по теме «Космос»....

Сценарный план непосредственно-образовательной деятельности с детьми в старшей группе по теме: «Путешествие в осенний лес».

Цель: развитие у детей любознательности познавательной мотивации; закрепить знание детей о временах года осени и лете....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной логопедической группы на тему: «Путешествие с паровозиком из Ромашково»

Конспект предназначен для детей подготовительного возраста, посещающих группу компенсирующей направленности. Конспект могут использовать в своей работе учителя-логопеды, воспитатели как итоговое занят...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми второй младшей группы на тему: «Путешествие в страну сказок»

Форма деятельности : путешествиеЦель деятельности:развивать эмоциональную отзывчивость на литературные произведения и интерес к художественному слову;активизировать речь детей, побуждая повторять...