Портрет женщины - матери
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Цель:

- Воспитание чувства любви к матери через приобщение к произведениям искусства, в которых главным является образ женщины-матери.

- Закрепление знаний о жанре портрета.

- Закрепление знаний о жанре натюрморт, пейзаж.

- Вызывание у детей желания нарисовать портрет мамы, передать в рисунке некоторые черты ее облика (цвет глаз, волос, прическу).

- Обучение правильно, располагать части лица, туловища.

- Привитие любовь к близким.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ois_portret_zhenshchiny_materi.docx31.78 КБ

Предварительный просмотр:

«Образ женщины – матери»

(портрет)

Цель:

- Воспитание чувства любви к матери через приобщение к произведениям искусства, в которых главным является образ женщины-матери.

- Закрепление знаний о жанре портрета.

- Закрепление знаний о жанре натюрморт, пейзаж.

- Вызывание у детей желания нарисовать портрет мамы, передать в рисунке некоторые черты ее облика (цвет глаз, волос, прическу).

- Обучение правильно, располагать части лица, туловища.

- Привитие любовь к близким. 

Словарная работа:

Портрет,  автопортрет,  погрудный, миниатюра, профиль, анфас, фас, жизнерадостная, доброжелательная, исполнительная, длинноволосая, коротковолосая, белолицая, круглолицая, чернобровая, большеглазая , голубоглазая, кареглазая и т.д.

Дидактическая игра, настроение: «Какая,  моя мамочка?»

Материал:

Подборка репродукций картин художников разных эпох и народов, воспевающих образ женщины–матери: О. Ренуар «Мадам Шерпантье со своими детьми», Лукас Старший «Мадонна с младенцем под яблоней», Леонардо да Винчи «Мадонна Лита»,  Б. Кустодиев «Утро», А. Венецианов «На пашне» и другие. Подборка репродукций должна подчеркивать разное эмоциональное состояние женщин на картинах — тревогу, спокойствие, радость, фотографии мам.

Различный изобразительный материал: лист бумаги формат А-4,  карандаши, восковые мелки.

Ход ОИС:

Воспитатель: Ребята сегодня я предлагаю вам отправиться в МИР ИСКУССТВА, и попробовать себя в роли художников.

Прежде чем отправиться в мир красок, я вам предлагаю отгадать загадку.

Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь из нас,

Или принц в плаще старинном, или вроде верхолаз,

Летчик или балерина, иль Вовка, твой сосед.

Обязательно картина называется …..(портрет)

Дети: Портрет

Воспитатель: Ребята, а какие виды портрета вы знаете? (ответы детей)

Портреты бывают:

- Погрудный

- Портрет головы

- По пояс

- В полный рост

Портреты рисуют в профиль, анфас.

Автопортрет – изображение художником самого себя.

Воспитатель: А какие вид искусств вы еще знаете?

Дети: натюрморт, пейзаж.

Воспитатель: А как вы думаете они отличаются друг от друга?
Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы.                                                                                                                

Воспитатель: А чей портрет мы нарисуем - попробуйте отгадать:

Кто вас, дети крепко любит? 

Кто жалеет, кто целует,

Кто заботится, ласкает

Нежно на руках качает,

Песни добрые поет,

Утром в детский сад ведет?

Слово «мама» - одно из самых древних на земле и почти одинаково звучит, на разных языках народов мира.  Все люди почитают и любят своих мам. Во многих странах отмечается День Матери, и наша страна Россия тоже отмечает, этот праздник. Люди поздравляют своих мамочек, приезжают к ним в гости, дарят подарки, садятся все вместе за праздничный стол и пробуют приготовленное мамами угощение.

Сегодня мы будем рисовать портрет самого дорогого и любимого для всех человека – портрет своей мамы. Вы знаете, какие у вашей мамы глаза, цвет волос, какая прическа, любимое платье и украшение.

Воспитатель: А кто-нибудь знает, стихотворение о маме? (дети рассказывают стихи Вика, Аделина)

Рассматривание и беседа по картине:

Воспитатель: Прежде, чем нарисовать портрет мамы, я вам предлагаю рассмотреть репродукции картин, посвященных теме нашей беседы. Рисуя портрет, художники передают черты лица, цвет кожи, глаз, губ, волос. По лицу мы можем узнать о характере, настроении человека. Мы любуемся его прической, одеждой, украшениями.

Воспитатель: (слайд 1) Предлагаю вашему вниманию репродукцию картины замечательного русского художника А. Васнецова «На пашне. Весна», написанной очень давно. Рассмотрите ее внимательно и ответьте на следующие вопросы:

- Кого вы видите на картине?

- Как одета изображенная художником женщина?

- Что она делает?

- Почему ребенок находится здесь же, на поле?

- Почему эта женщина вынуждена работать в поле и брать с собой ребенка?

- Представьте, что ребенок заплакал: почему?

Дети: Скорее всего он проголодался. - А  как вы думаете что сделает мама?

Дети: Мама оставит свою тяжелую работу, чтобы покормить его.

Дети рассматривают и отвечают на вопросы.

Воспитатель:  (слайд 2) Сейчас посмотрим на другую репродукцию картины. Перед вами «Мадонна Лита» великого итальянского художника Леонардо да Винчи. ( Слово «Мадонна» означает «Богоматерь. Мама Бога»)Вглядитесь в лицо матери:

- Какое оно?

Что выражает взгляд этой женщины?

Дети: Взгляд у мамы ласковый, нежный, мама любуется своим малышом.

Воспитатель: О чем она сейчас думает? 

Дети: Во время кормления мысли должны быть добрые, и тогда доброта мамы передастся малышу не только с нежным взглядом, но и с молоком.

Воспитатель: А может мама мечтает о будущем своего малыша? Каким она его представляет?

Воспитатель: Обратите внимание на руки.  Как они держат малыша? Дети: Осторожно, бережно, нежно.

Воспитатель: Художник изобразил малыша голеньким. А как вы думаете, не холодно ли ему? Почему?

Дети: Руки мамы теплые, уютно на руках у мамы, она крепко его обнимает.

Воспитатель: Можно сказать, что младенец и его мама счастливы?

Дети: Малышу спокойно, надежно на руках у мамы. Ему даже голенькому хорошо. Он лежит, сосет грудь, а сам играет ножками. Но, в то же время другой ручкой держит грудь мамы – так ему спокойнее.

Воспитатель: А когда малыш спать захочет, как мама его успокоит? Может быть, эта мама поет своему малышу такую же колыбельную, какую ваши мамы пели вам, когда вы были маленькими? Можете напеть мамину песню?

Дети напевают песенку.

Воспитатель: Ребята обратите внимание как другие знаменитые художники изображали на своих картинах образ - матери. (Портрет мадам Шарпантье с детьми - Пьер Огюст Ренуар (слайд 3), «Мадонна с Младенцем под яблоней» Лукаса Кранаха Старшего (слайд 4), Кустодиев Борис Михайлович "Утро." (слайд 5))

Воспитатель:  Прежде, чем рисовать портрет мамы, мы повторим, где нужно рисовать части тела:

Воспитатель: Какой формы голова? Обведите пальцем голову.

Дети: круглая, овальная, треугольная, квадратная.

 Воспитатель: Положите руку на лоб. Глаза у человека расположены ниже лба, на середине лица.

 Воспитатель: Какой они формы?

Дети: Овальные, с острыми углами.

 Внутри глаза цветной кружок и маленький черный зрачок.

Воспитатель: Какие глаза у     вашей мамы?

Дети: синие, голубые, зеленые, карие, серые …. 

Воспитатель: А еще можно ласково говорить?

Дети: синеглазая, голубоглазая, зеленоглазая, кареглазая…

Воспитатель: Не забываем про ресницы.

Воспитатель: А что находится над глазами?  

Дети: Брови – это дугообразные полосы.

Воспитатель: Нос у человека, такого же цвета, что и лицо. Поэтому нужно рисовать только кончик носа посередине расстояния от глаза до конца лица.

Ниже носа расположены губы. Посмотрите друг на друга. Видите, что верхняя губа по форме отличается от  нижней. На верхней как бы две волны, а на нижней одна.  

Воспитатель: Покажите подбородок. Где он расположен?.

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим друг на друга, и расскажем:

- Где расположены глаза?

Дети: по середине лица.

- Губы?

Дети: посередине от кончика носа до подбородка.

- Нос?

Дети: по середине от глаз до конца лица или подбородка.

Воспитатель: Сейчас мы проведём с вами физкультминутку. Повторяем за мной.

«Мамам дружно помогаем»

Мамам дружно помогаем:

Сами в тазике стираем,

И рубашки, и носочки

Для сыночка и для дочки.

(Наклоны вперед, движение руками, имитирующие полоскание)

Через двор растянем ловко,

Для одежды три веревки.

( Потягивание – руки в стороны)

Светит солнышко – ромашка,

Скоро высохнут рубашки.

( Потягивание – руки вверх)

Теперь тихонько садитесь и мы с вами еще немножко поиграем.

Дидактическая игра -  настроение «Какая,  моя мамочка?»

Мама смеётся - веселая

Мама грустит – грустная

Мама плачет – плаксивая

Мама улыбается – улыбчивая

Мама злиться – злая, итд.

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте нарисуем портреты ваших любимых мам, которые мы им подарим. Но вначале вспомните, какого цвета глаза у ваших мам, форма лица,  какая прическа.

Постарайтесь нарисовать из красивыми, чтобы мамам понравилось.

Дети приступают к рисованию.

ИГОГ ЗАНЯТИЯ.

Какие красивые портреты получились у вас. Как вы думаете, узнают ли ваши мамы себя на портрете? (ответы детей, по каким качествам и отличительным чертам).

Рисовать портрет непросто:

Сначала делали наброски.

Потом краски мы смешали

И лицо нарисовали.  

Вот глаза и нос, и губы.

Над глазами брови-дуги.

Пышные волосы, ресницы на веках

– Вот и готов портрет человека.

И мама, глядя на рисунок

Улыбнется вам в ответ:

- Вот спасибо! Мне приятно

Получить такой портрет.  

Каждый из вас старался нарисовать портрет своей мамы, и все мамы на портретах получились очень красивыми. Мамы будут очень довольны. Молодцы.

"Как вызвать интерес ребенка к художественно – творческой деятельности"

Актуальной задачей в настоящее время является развитие у дошкольников художественно-творческих способностей.  Поэтому, развитие творческих способностей у дошкольника  не может рассматриваться только в рамках детского сада.  Процесс развития творческих способностей детей родители могут видеть непосредственно в детском саду,  каждый его успех в творчестве и в личностном плане.  Для этого организуются выставки творческих работ детей (рисунки, поделки), благодаря чему ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно. 

          Большое значение для развития творческих способностей детей  имеет семья. Красота во всем, что окружает детей дома, вызывает чувство радости, уверенности, укрепляет привязанность детей к родителям.
          Хорошо, если ребенок в семье имеет возможность развивать свои художественно-творческие способности: рисовать, лепить и т.д.

В процессе разнообразной деятельности формируются эстетические чувства ребенка, его творческие способности, развивается талант. Внимание к любому проявлению ребенком интереса, к какому – то виду деятельности со стороны родителей обязательно, особенно если этот интерес носит устойчивую форму. В таком случае детей надо поощрять, всячески стимулировать развитие их творческих способностей.      

Неиссякаемым источником художественных способностей детей является природа. Правильно делают те родители, которые во время прогулки ведут разговор об окружающем. Ребенок умеющий любоваться цветами и животными, их окраской и повадками, развивает способность видеть прекрасное и у него возникает   желание отобразить в своих рисунках, поделках.                                 
           Литература, музыка, живопись, народное творчество должны быть постоянным спутниками детей в семье.                                              

         Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. В.Л. Сухомлинский говорил: «Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира,  а живут в этом мире, входят в него, наслаждаются этой красотой».

     Развитие творческих способностей детей  начинается с создания наилучших условий, в первую очередь необходимо подготовить физические условия. Здесь подразумевается подготовка необходимых материалов для творчества, и отведение времени для игры с ними. Следует создавать такие условия, чтобы ребенок понимал, что за свои творческие эксперименты, он не будет наказан. Лучше поощрять и подбадривать, ведь для малыша воспринимать  новые знания может быть трудно.  Обязательно надо давать возможность детям проявлять инициативу.

Не стоит превращать процесс рисования  в обязательную деятельность, иначе  они будут в тягость.   Пусть обучение проходит в атмосфере любви и уважения, тогда ничто не помешает получать новые навыки.    Поступающая информация должна быть доступна детям, соответствовать возрасту и способностям. Не надо гнаться за количеством познанного материала, ваша цель – развить способности ребенка.

    Второе, что нужно для успешного развития – это системность художественной деятельности.  Если заниматься с детьми от случая к случаю, то они вряд ли поймут, что от них хотят. Кусочки знаний должны складываться у детей в общую взаимосвязанную картинку.   Самое важное условие раскрытия творческих способностей детей - это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха». Такая задача требует от взрослого особого внимания.

         При выполнении заданий детям могут оказываться разные виды помощи: кому-то из них достаточно одобряющей улыбки, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, некоторым нужна совместная работа с взрослым. В любом случае общение должно строиться таким образом, чтобы каждый ребенок мог публично порадоваться результату своего собственного или совместного с взрослым творчества.

Примерные  задания:

-  Построй дом для воображаемого существа из имеющегося материала (щепки, кусочки ткани , картон, пластилин и т. п.).

- Нарисуй птичку акварелью, гуашью, восковыми мелками. Слепи ее из глины и раскрась. Попробуй сделать такую же из пластилина,

теперь выполни птичку в технике аппликации.

-  Вот фигура. Дорисуй ее так, чтобы она на что-то походила.

-  Вот несколько одинаковых шариков из пластилина, нитки, спички, пуговки, сухие веточки. Что можно сделать, чтобы ни один шарик не походил на другой?

- «Оживший рисунок». Придумай как можно оживить рисунок. Такие задания стимулируют творческий процесс, развивают способности.

Правила для родителей:

1. Ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое физическое и психическое пространство.

2. У ребенка не должно быть недостатка в художественном материале: цветных карандашах, фломастерах, красок, бумаге и т.д.

3. Сюжет рисования не должен подвергаться критике.

4. Детские рисунки нужно повесить в удобном месте и попросить ребенка прокомментировать их.

5. Нужно предлагать все, о чем ребенок любит говорить и говорить  с ним обо всем, что он любит.

Как организовать детское творчество дома?

Создавая детям условия для занятий рисованием, лепкой, аппликацией родители формируют у них устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развивают их способности.

Место

Место, где ребенок рисует, должно быть хорошо освещено. Свет должен падать с левой стороны, если ребенок правша, и наоборот, если левша. Следите за осанкой ребенка. Проверьте, соответствуют ли стол и стул росту ребенка.

Материалы:

Гуашь - основной материал для рисования красками в младшем дошкольном возрасте, и акварель в старшем. Банка для воды, кисти     № 1, 3, 5, 6. мягкая тканевая салфетка для высушивания  кисти. Простой карандаш, восковые мелки, фломастеры, маркеры, специальный альбом для рисунков, листы бумаги для рисования.


Эстетическое воспитание ребенка происходит не только в детском саду, но и дома с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Не что иное, как окружающая среда, его родители не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Поведение окружающих, настроение, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании. А потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье. В нашем учреждении ежегодно планируется совместная деятельность с родителями воспитанников, отвечающая интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов.

Работа ведется в трех направлениях:

- работа с коллективом ДОУ по организации новых форм взаимодействия с семьей,

- повышение педагогической культуры родителей;

- вовлечение родителей в деятельность ДОУ, обмену опытом

Консультативная работа проводится в следующих направлениях: здоровьесбережение, познавательное, художественно-эстетическое через формы деятельности: наглядно-информационные, досуговую деятельность, совместная деятельность, индивидуальную работу.

Формы работы с родителями (родительские собрания, консультации, анкетирование по разным вопросам, семинары, дни открытых дверей, утренники, оформление информационных стендов, буклетов, так и нетрадиционные формы (защита семейных проектов, участие родителей в творческих конкурсах и массовых мероприятиях, выставка родительских работ по изо деятельности, организация работы родительского комитета, традиционный день рождения ДОУ, общение в группах «В контакте» интернета) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник в старшей группе "Образ Пресвятой Богородицы-прообраз женщины матери"

Цель:1.Формировать творческие и музыкальные способности детей старшего дошкольного возраста;2.Развивать через музыкальные средства выражения эмоционально-волевые качества;3.Воспитывть любовь и у...

«Образ Пресвятой Богородицы- прообраз женщины – матери»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад комбинированного вида № 1 «Сказка» п. Джубга    Занятие на тему:«Образ Пресвятой Богородицы- прообраз женщины –...

"Образ Пресвятой Богородицы прообраз женщины-матери"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 «Сказка» п. Джубга муниципального образования Туапсинский район.     П...

Тематическая разработка НОД подготовительной группы в ДОУ "Земная жизнь Пресвятой Богородицы".("Образ Пресвятой Богородицы - прообраз женщины матери"), посвященному дню Материи в России.

Познакомить детей с событиями, произошедшими в земной жизни Пресвятой Богородицы; формирование умения понимать смысл основных благодетелей: послушания, смирения, любви; воспитывать в детях необходимос...

Сценарий общешкольного праздника "Земная жизнь Пресвятой Богородицы" (Образ Пресвятой Богородицы – прообраз женщины – матери. «Нет тебя дороже») , посвящённый Дню Матери в России.

Цели для команды детей:  -  Выполнение задания на уровне выступления об основных событиях земной жизни Богородицы.Задачи:  Формирование у учащихся  представлений о земной жизни Пре...

Презентация "Портреты женщин"

Презентация к непосредственно образовательной деятельности по рисованию с элементами аппликации в подготовительной  группе на тему: «Портрет мамочки»....