Методические рекомендации и презентация на тему "Ознакомление детей дошкольного возраста с народным и декоративно-прикладным искусством"
презентация к уроку по рисованию (средняя группа)

Давыдова Мария Андреевна

Мини-проект по теме "Народное и декоративно-прикладное искусство"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством (на примере средней группы) Подготовила воспитатель ГБОУ Школа № 920 Давыдова М.А .

Слайд 2

Задачи художественно-эстетического развития дошкольников согласно ФГОС

Слайд 3

Понятие « народное искусство »

Слайд 4

Понятие « декоративно-прикладное искусство »

Слайд 5

Многообразие народных промыслов Дымковская игрушка Каргопольская игрушка Филимоновская игрушка

Слайд 6

. Матрешки Богородская росписная игрушка «Курочки»

Слайд 7

. Городецкие доски Жостовские подносы Хохломская посуда Гжель

Слайд 8

Народное искусство как средство воспитания дошкольника

Слайд 9

Задачи ознакомления дошкольников с народными промыслами 1 . Сформировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства; понимание его особенностей; желания знать искусство местного края. 2. Сформировать у детей желания заниматься подобной деятельностью по предложению взрослых и по собственной инициативе. 3. Сформировать обобщённые знания и умения : - различать стили наиболее известных видов декоративной росписи (хохломской, дымковской, городецкой , жостовской и др.); - освоить характерные элементы, колорит и композиции. 4. Научить создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах; воспитывать при этом чувства формы, ритма, симметрии. 5. Воспитывать активность, самостоятельность, инициативу при создании выразительных узоров.

Слайд 10

Ознакомление дошкольников с народными промыслами с учетом возраста Возраст ДПИ по ФГОС Формы работы с детьми (продуктивная НОД) Вторая младшая группа Дымковская игрушка Рисование основных элементов росписи Средняя группа Дымковская игрушка Филимоновские игрушки, Городецкие изделия Рисование на силуэтах игрушек: птичка, козлик, конь. У крашение их узорами. Создание композиций. Старшая группа Городец, Полхов-Майдан, Гжель, народные игрушки -городецкая, богородская, бирюльки, фарфор, керамика, скульптура малых форм, ДПИ региона Декоративное рисование и лепка. Рисование изображений по росписям, составление узоров. Лепка по типу народных игрушек- дымковской, филимоновской, каргопольской, роспись гуашью, украшение налепами и рельефом Подготовительная группа Городец, Полхов-Майдан, Гжель, народные игрушки -городецкая, богородская, бирюльки, фарфор, керамика, скульптура малых форм, ДПИ региона Декоративное рисование и лепка: рисование-узоры по мотивам городецкой, гжельской, хохломской, жостовской, мезенской росписей, Лепка-глина, создание налепов и рельефов

Слайд 11

Методика ознакомления дошкольников с народными промыслами

Слайд 12

Основные принципы обучения дошкольников декоративному рисованию Принцип Содержание Доступность Обучение декоративному рисованию на основе искусства близкого и родного края Наглядность Обучение декоративному рисованию с применением подлинных предметов - образцов данного искусства Системность и последовательность Взаимосвязь всех видов декоративно-художественной деятельности (рисование, лепка, аппликация) Взаимосвязь теории и практики Процесс обучения предполагает связь: знание -> чувства -> активное действие (собственно изобразительная деятельность). Сознательная активность Определение степени самостоятельности детей и творчества

Слайд 13

Основные методы ознакомления дошкольников с народными промыслами Методы Содержание Наглядные Просмотр иллюстраций, образцов Использование очерчивающего жеста Показ последовательности рисования (образец воспитателя) Словесные Беседа, рассказ о видах искусства, об истории возникновения промысла Игровые Создание сюжета, внесение игрушки Практические Выполнение эскизов, зарисовок Упражнение в рисовании сложных элементов Сочетание различных видов деятельности Метод символического моделирования Использование схем и пиктограмм Дидактические игры «Выложи узор», «Сложи пазл » Рефлексивные Применение разноцветных сигнальных карточек Использование смайликов Вопрос-ответ

Слайд 14

Дымковская игрушка: история и элементы росписи

Слайд 15

Творчество детей средней группы: декоративное рисование

Слайд 17

Творчество детей средней группы: аппликация

Слайд 18

Информационный стенд для родителей ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА Ды́мковская игрушка — русская народная игрушка. Зародилась она около четырёхсот лет назад в слободе Дымково вблизи города Вятка (ныне город Киров). Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка. Вначале были свистульки. Лепили их женщины и дети зимой, а весной продавали на ярмарках. Сейчас в городе Кирове есть художественные мастерские дымковской игрушки. Делают игрушки из глины, сушат их, затем обжигают в печи, чтобы глина стала крепкой. Затем игрушку белили мелом, разведённым на молоке, сейчас используют современные краски. Цвета на дымковской игрушке очень яркие: красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие, малиновые. Узор очень простой: кружочки, круги, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки… Дымковская игрушка очень нарядная. Когда игрушки раскрасят, на них «сажают золото». Листочки золота очень тонкие, легче пуха. Кого лепят мастерицы? Это водоноски, барыни и барышни, няньки с детьми, индюшки, бараны, олени, петухи, наездники… Самая большая коллекция дымковской игрушки находится в Кировском областном краеведческом музее. Желаю вам приятного путешествия в город Киров.

Слайд 19

Информационный стенд для детей: мини-музей

Слайд 20

Список литературы 1. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.Я. Шпикаловой , Г.А. Поровской . – М.: Гуманит . Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 272 с. 2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М.: Академия, 2000. 3. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста. – М.: ООО Издательство Скрипторий 2000, 2003. – 128 с . Вохринцева С. Россиночка . Дымковская игрушка. Учимся рисовать. Рабочая тетрадь (4-5 лет, 6-9 лет). - М.: Страна Фантазий, 2017 Касьянова Л.Г. Ознакомление дошкольников с народными промыслами и ремеслами // Дошкольное воспитание. 2017. № 10 Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М.: Просвещение, 1985. – 195 с.

Слайд 21

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ



Предварительный просмотр:

Слайд 2 Задачи художественно-эстетического развития. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет задачи художественно-эстетического развития (вы видите их на слайде), одной из важнейших является развитие основ личности ребенка и присвоение детьми через искусство нравственно-эстетических ценностей своего народа. Незаменимым средством формирования духовного мира детей является народное искусство.

Слайд 3 Понятие «народное искусство». Народное искусство – это создаваемые народом на основе коллективного творческого опыта и национальных традиций поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Народные художественные промыслы включают в себя роспись по дереву, по фарфору, глиняная игрушка, матрешка, подносы, лаковая миниатюра и др.

Слайд 4 Декоративно-прикладное искусство. Декоративно-прикладное искусство – область декоративного искусства, где создаются художественные изделия, имеющие практическое назначение в быту и отличающиеся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т.д.). В основу декоративно-прикладного искусства легли элементы народного творчества.

Слайд 5-7 Многообразие народных промыслов. В полной мере представить разнообразие и красоту народных промыслов при ознакомлении детей с народным декоративно-прикладным искусством мне помогают специально подготовленные и отобранные мною материалы в виде презентаций.

Слайд 8 Народное искусство как средство воспитания дошкольника. Необходимым условием построения современной системы художественно-эстетического воспитания личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство многофункционально, высокие художественные достоинства содержания и формы народного искусства при одновременной доступности его детям делают его незаменимым средством воспитания ребёнка.

Слайд 9 Задачи ознакомления детей с народными промыслами. При ознакомлении детей с народными промыслами ставятся следующие задачи: Первая, вторая и третья задачи предусматривают ознакомление детей с определённым видом народного декоративно-прикладного искусства, его характерными признаками – материалом, особенностями росписи, историей промысла. Четвёртая и пятая задачи предусматривают обучение детей приёмам декоративного рисования. При этом точное повторение всех элементов росписи - не главное. Задача воспитателя – это не подготовка будущих мастеров дымковской, городецкой или другой росписи, а приобщение ребёнка к истокам народного искусства, в результате которого дети, усвоив некоторые навыки, могут составить узор и почувствовать радость народного творчества. Все задачи, представленные на данном слайде, могут быть конкретизированы по возрастным группам.

Слайд 10 Возрастные ступени ознакомления. ФГОС определяет основные направления работы с детьми по ознакомлению их с народными промыслами. Формы работы с детьми, а также методы и приемы, которые использует педагог, продиктованы возрастными особенностями ребенка.

Слайд 11 Методика ознакомления детей с народными промыслами: Исходя из поставленных задач, методика работы с детьми предполагает работу в двух направлениях: 1.Общевоспитательная работа по материалам народного промысла; 2. Специальное обучение детей соответствующей деятельности на занятиях. Оба направления тесно взаимосвязаны. Внутри каждого направления между отдельными занятиями, между всеми видами и формами работы также существует тесная связь. Первоначальный процесс приобщения детей к художественной культуре необходимо строить на хорошей эмоциональной основе, добиться от детей удивления, восхищения, радости от общения с искусством. Специальное обучение включает в себя организацию мини-музеев, выставок изделий народных мастеров. Дополнением к такой работе с детьми может быть просмотр фильмов, презентаций, художественных альбомов, открыток на соответствующие темы. Чтение литературы, раскрывающей в доступной форме историю промысла, также будет полезно детям. После накопления знаний можно провести беседу обобщающего характера и приступить к собственно изобразительной деятельности.

Слайд 12 Основные принципы обучения детей декоративному рисованию. Основной принцип любого обучения – это его наглядность и доступность, поэтому обучение дошкольников декоративному рисованию должно строиться на основе искусства близкого и родного края с применением подлинных наглядных образцов. Важным условием успешного обучения является взаимосвязь всех видов декоративно-художественной деятельности (рисования, лепки, аппликации). Процесс обучения предполагает связь: знание -> чувства -> активное действие (собственно изобразительная деятельность). Одновременно усложнение программного материала идет по линии определения степени самостоятельности   детей и творчества.

Слайд 13 Основные методы ознакомления с народными промыслами. В процессе ознакомления детей с народными промыслами используются следующие методы: наглядные, словесные, игровые, практические, метод символического моделирования и рефлексивные. Все эти методы и приёмы применяются в контексте занятий в разнообразном сочетании, обусловленном общей целью и задачами обучения и воспитания детей определенной возрастной группы.

Слайд 14 Дымковская игрушка: история и элементы росписи. Далее хочется остановиться на своем опыте ознакомления детей с народным декоративно-прикладным искусством в средней группе.  В этом возрасте происходит первое знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством посредством дымковской игрушки, знакомство с основными и самыми простыми элементами дымковской росписи. Возникновение дымковской игрушки связывают с весенним праздником «Свистунья», к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее праздник потерял свое значение, а промысел получил дальнейшее развитие.

Слайд 15-16 Творчество детей средней группы-декоративное рисование

При обучении декоративному рисованию в средней группе ставятся общие задачи:

  • формировать у детей умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров;
  • учить детей располагать узор на бумаге той или иной формы,
  • выделять элементы узора: мазки, точки, кольца, круги, прямые линии 

У каждого вида народного искусства свои сочетания цветов и оттенков, и на это воспитатель должен обратить внимание детей. Например, у дымковской игрушки используют такие цвета, как красный, синий, зелёный, жёлтый и др., которые ярко выделяются на белом фоне; в узоре присутствует чёрный цвет – маленькие точки, чёрточки, украшающие крупные элементы. Педагог объясняет, что красота зависит от повторения одних и тех же элементов одного цвета.

Чтобы занятия были эффективнее, составление узора лучше связать с украшением вещи. Так, дети расписывают коврик (полоску) для дымковской куклы, используя один из элементов узора – круги, украшенные так, как дети видели на дымковской игрушке. Затем, можно предложить украсить платочек элементами – кругами и мазками или овалами, чередуя их, и ввести в них чёрточки, точки. Надо дать ребёнку возможность самому выбрать цвет для элементов узора и их украшений. Для росписи детям можно давать силуэты животных, фигурки барышень, платья, фартуки, вырезанные из бумаги.

Слайд 17 Аппликация-дымковская лошадка. В системе обучения народному искусству важна взаимосвязь всех видов деятельности: от применения художественного слова до лепки или аппликации. На слайде представлен фотоотчет с занятия по декоративной аппликации «Дымковская лошадка».

Слайд 18 Информационный стенд для родителей. Воспитание и развитие ребенка, в том числе и творческое, невозможно без участия родителей. Чтобы родители стали единомышленниками и создавали необходимые условия для творческого развития своих детей, необходимо увлечь и оказать им необходимую методическую помощь. Можно оформить информационный стенд для родителей по изучаемому виду народного промысла. Родители могут оказать помощь в подборе наглядного материала для мини-музея «Народные промыслы».

Слайд 19 Информационный стенд для детей: мини-музей народных промыслов. Создание мини – музеев – одно из методов ознакомления детей с народным искусством. Такие выставки расширяют кругозор, обогащают предметно – развивающую среду новыми формами работы с детьми и их родителями. Все экспонаты можно трогать руками и играть с ними: посвистеть в свистульки, поиграть на деревянных ложках, поиграть с тряпичной куклой или зайчиком на пальчик, разобрать и собрать несколько раз деревянную матрешку. Это никогда не надоедает детям, ведь они не только играют и наблюдают, они прикасаются к нашей истории, учатся видеть и ценить красивые вещи.

Слайд 20 Заключение. Подводя итоги, следует отметить, что народное искусство в силу своих особенностей близко, понятно и доступно дошкольнику; оно обладает большими воспитательными возможностями в области нравственного и эстетического воспитания. Художественную деятельность в сфере декоративного искусства следует рассматривать не как цель, а как средство решения важной задачи: развитие основ личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации: Значение пальчиковых игр для детей дошкольного возраста.

В моей работе, представлена  классификация пальчиковых игр,  группы игровых упражнений, а также  рекомендации и этапы разучивания игр....

Ветошева В.И., Митяева И.И. ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ГАРМОНИИ. Методические рекомендации по оптимизации психоэмоционального состояния детей дошкольного возраста и их родителей: практическое пособие для педагогов-психологов детских образовательных учреждений.

Пособие может быть полезно психологам-практикам, работающим в детских дошкольных учреждениях, специалистам по социальной работе, а также студентам-психологам и студентам педагогических вузов. Работа в...

Методические рекомендации по развитию звуковысотного слуха детей дошкольного возраста

В данных рекомендациях говорится о роли распевок на музкальных занятиях в ДОУ....

Методическая разработка "Методические рекомендации по развитию позитивного взаимодействия детей дошкольного возраста в играх с правилами"

Методическая  разработка " Методические рекомендации по развитию позитивного взаимодействия детей дошкольного возраста в играх с правилами"...

Методические рекомендации по формированию патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Методические рекомендациипо формированию патриотического воспитания детей дошкольного возраста...

Методические рекомендации "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"

Методические рекомендации содержат краткую характеристику понятия - эмоциональный интеллект, компетенции эмоционального интеллекта, методы формирования эмоционального интеллекта у детей дошкольного во...