«Художественное творчество через различные виды изобразительной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
статья по рисованию

Ягодкина Елизавета Павловна

«Художественное творчество через различные виды изобразительной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_yagodkina_e.p.docx19.68 КБ

Предварительный просмотр:

Художественное творчество

через различные виды изобразительной деятельности

в соответствии с требованиями ФГОС ДО

(статья)

(https://prosveshhenie.ru/obuchenie/konferencii/material?n=48807)

Ягодкина Е.П., воспитатель/педагог ДО

высшей квалификационной категории

МБДОУ «ЦРР ДС № 18 «Теремок»

Думаю, что многие педагоги согласятся со мной «не талантливых детей нет». Творческие способности – это индивидуальные особенности человеческих качеств, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе преобразования дошкольного образования. Решение ее должно начаться именно в дошкольном детстве. Наиболее эффективным средством достижения этого является изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Одной из задач художественно - эстетического развития согласно ФГОС ДО является реализация самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста (изобразительной, конструктивно - модельной, музыкальной).

Реализация образовательной программы художественно – эстетического развития детей дошкольного возраста требует от педагогов постоянного совершенствования своего педагогического мастерства.

Систематизирующим методом в художественно – эстетической деятельности является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: изобразительного, декоративного, конструктивного. Развитие творческих способностей осуществляется в продуктивной деятельности: рисовании, лепке, аппликации, конструировании.

Изобразительная деятельность является одной из самых любимых видов деятельности детьми старшего дошкольного возраста.

Аристотель отмечал, что занятия изобразительной деятельностью способствуют гармоничному развитию личности детей старшего дошкольного возраста. Занятия художественной деятельностью создают основу для всестороннего развития личности.

Изобразительная деятельность, пожалуй, единственная область, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима для развития индивидуальных творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Каждый из детей, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включая свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом заключается суть детского изобразительного творчества, которое проявляется не только тогда, когда дети самостоятельно придумывают тему своего рисунка, лепки, аппликации, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение и другие выразительные средства, внося интересные дополнения. Взрослому важен результат деятельности, а для детей первостепенное значение имеет сам процесс.

Занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию воображения, наблюдательности, художественного, наглядно - образного и словесно - логического мышления и памяти детей, умению эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках.

Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми старшего дошкольного возраста в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию. Развивать творческие способности старших дошкольников – задача взрослого. А это значит, что руководство изобразительной деятельностью требует от педагога переориентироваться в выборе методов организации занятий по разным видам деятельности детей: перейти от репродуктивных методов к творческим, исследовательским методам. В процессе наблюдения, рассматривания картин, предметов, игрушек дети знакомятся с объектами и явлениями окружающего материального мира, познают их основные структурные, типичные характерные и индивидуальные свойства и качества. Практикуют многократное (повторное рассматривание игрушки или предмета, систематическое наблюдение изменений в природе) наблюдение и рассматривание предметов, учитывая индивидуальные и возрастные возможности детей дошкольного возраста. С целью активизации изобразительной деятельности детей целесообразно использование диалога, поисковых вопросов, приемов акцентирования деталей, синтеза искусств (чтение стихотворений, интересных описаний, музыкальных фрагментов, усиливающих воспринимаемый образ). Обследование как организованный целенаправленный процесс системного и разнообразного «деятельного» познания объекта способствует формированию отчетливых представлений о свойствах и качествах предметов. Ценной для художественной деятельности, развития точности восприятия, некоторых моторных умений является организация разнообразного тактильно-двигательного и зрительного обследования. В начале освоения деятельности важным является предоставление детям так называемых обобщенных способов создания изображения, на основе которых дети смогут создавать достаточно большое число рисунков. Например, круг можно несколькими деталями «превратить»  в медведя, кошку, зайца. Краткая (3–5 минут), содержательная и эмоциональная беседа часто используется для активизации и конкретизации имеющегося опыта, вызывания ассоциаций, углубления понимания («Веселые и грустные краски осени», «Как художник пишет картины?», «О чем рассказывает линия горизонта в картинах?»). Важно, чтобы информация была целесообразной, порционной, представленной в интересной образной форме, с перспективой на последующую продуктивную деятельность. Использование образов художественной литературы (выразительных и понятных для детей стихов, загадок, потешек, фрагментов сказок) способствует настрою на предстоящую работу, стимулирует ассоциативное мышление, активизирует фантазию детей.

Репродуктивные методы включают упражнения, работу с наглядными пособиями, стимулирующую многократное повторение осваиваемого материала. В младшем и среднем дошкольном возрасте в упражнениях происходит освоение и развитие умений, при этом они принимают вид «формообразующих» заданий (готовящих «руку» к созданию простых форм) и игр - имитаций с предметами.

В старших группах упражнения необходимы в процессе создания сложных элементов (например, узоры по мотивам народных промыслов) в рисовании, освоении новых способов вырезания, приемов оригами. Исследовательские, эвристические методы проблемного изложения, как отмечает Т.С. Комарова, относительно развития изобразительной деятельности часто используются в единстве. Данные методы активизируют самостоятельный поиск детьми старшего дошкольного возраста интересного выразительного образа, самобытных решений в создании изображения (цветовое, композиционное решение; сочетание изобразительных техник). Ряд исследователей (Т.С. Комарова, И.А. Лыкова) используют термин «художественное экспериментирование», подразумевающий активное экспериментирование в работе с изобразительными материалами, инструментами, освоение различных изобразительных техник (кляксография, ниткография, рисование пластилином, пальцевая и ладонная техника, оттиски, лепка из различных материалов). Выделяют разные по направленности методы эстетического развития и воспитания (Н.А. Курочкина) развития и воспитания художественно - эстетической восприимчивости окружающего мира и произведений искусства, опыта насмотренности:

-наблюдения за окружающей природой, социальными событиями, рассматривания произведений, сравнения и сопоставления их, синтез искусств;

-развития и воспитания элементов эстетического отношения к действительности: беседы и образные интересные рассказы о произведениях искусства, творчестве художников, скульпторов, дидактические сказки эстетической и художественной направленности, реальные и виртуальные экскурсии, образовательные прогулки, игровые методы и приемы;

-развития художественно - творческой деятельности: экспериментирование, упражнения, показ способа обследование и создания, освоения способов действительности;

-развития эстетических способностей, творческих умений и проявлений, способов самостоятельной деятельности.

Широко применяются задания, игровые упражнения, развивающие синестезию, воображение, вкус, ассоциирование, способность воспринимать выразительность. Тематические центры в разновозрастных группах - обязательное условие для гармоничного всестороннего развития детей дошкольного возраста. Богатство их содержания вместе с подходящим оформлением позволят детям дошкольного возраста получать большой опыт во время пребывания в ДОО.

Одним из любимых занятий и младших, и старших дошкольников является рисование, которое способствуют творческому развитию детей дошкольного возраста. А найти себе подходящее занятие дети могут в уголке ИЗО деятельности или центре продуктивной деятельности, которые специально для этой цели оборудуются педагогами ДОО.

Таким образом, хочется заметить, что для организации изобразительной деятельности в ДОО необходимо выполнение специальных особых условий, использование разнообразных методов и приемов и форм работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста средствами различных видов изобразительной деятельности в ДОО

На данном этапе  педагогического пути длиной в пять месяцев в своей работе я постаралась проанализировать  все изученные мною материалы по теме, разработать на основании  изученного соб...

Разностороннее развитие ребенка в Изобразительной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Презентация для использования изобразительной деятельности в дошкольном возрасте – содействие развитию личности. Изобразительная деятельность служит средством расширения, закрепления и осмысления...

Тема: «Развитие творческих способностей у детей через различные виды изобразительной деятельности»

Годы работы с дошкольниками дали мне возможность убедиться в том, что изобразительная деятельность, включающая рисование, аппликацию, лепку, именно в совокупности, способствует разностороннему развити...

Развитие творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО"...

Работа методического объединения педагогов-стажистов ДОУ "Создание условий для организации всех видов детской деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО"

Документы, подтверждающие руководство работой методического объединения педагогов-стажистов ДОУ в 2020-2021 учебном году...

Перспективное планирование во второй младшей группе по теме самообразования Социально – коммуникативное и эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста через произведения художественной литературы и различные виды игровой деятельности»

Перспективное планирование во второй младшей группе по теме самообразования Социально – коммуникативное и эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста  через произведения худо...