Занятие по художественно-эстетическому развитию «Зимние пейзажи»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Беткер Людмила Владимировна

НОД по рисованию «Зимние пейзажи»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по художественно-эстетическому развитию «Зимние пейзажи» подготовительная группа

Цель: научить детей рисовать зимние пейзажи, используя художественное слово, слушание музыки.

Задачи

  • Образовательные:
  • обогащение эмоционально-эстетического восприятия дошкольников через поэтическое слово, музыку, живопись;
  • обобщение и систематизация знаний детей о зиме;
  • освоение новых техник рисования (гжельский теневой  мазок, ситчик, завиток, точки, усики)
  • Развивающие: развитие творческого воображения, фантазии, мышления, умения видеть, чувствовать, обсуждать явления природы.
  • Воспитательные: воспитание положительного взаимоотношения у детей, чувства дружбы и ответственности.

Предварительная работа: рассматривание пейзажей о зиме, слушание музыкальных произведений о зиме, рисование зимних узоров, деревьев, наблюдения за деревьями природой во время прогулок, разучивание стихов русских и советских поэтов, чтение произведений о зиме.

Методы и приемы: сюрпризный момент. Художественное слово. Использование схем, эксперимент, рассматривание картин, вопросы. Слушание музыки

Средства создания образовательной среды: «Волшебная палочка», магнитофон, эаудиозапись “ Метель”, музыка П.И.Чайковского «Времена года», Вивальди «Зима»; снежинки, схемы, емкость с солью, ложки, живописные пейзажи в технике Гжель, картина, нарисованная свечой; клеёнки, кисти № 6или 8 белка, гуашь синего цвета, керамические или пластмассовые доски для размешивания краски, , салфетки, стаканчики с водой, литы А4 на каждого ребенка

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ритуал начала занятия

Дети становятся полукругом на коврике.

Воспитатель: Давайте встанем в круг и вспомним музыкальную игру (дети встают в круг, берутся за руки), “Здравствуй друг”. Мы будем передавать волшебную палочку по кругу, желая друг другу здоровья(Педагог ласково пропевает имя, стоящего справа от него ребёнка и передаёт ему палочку и так по кругу).

Воспитатель: Здравствуйте, всем привет!

Вхождение в тему

Воспитатель: Ребята, поднимите руку, кто из вас любит путешествовать?

Ответы детей.

Воспитатель: Сегодня нас ждет увлекательное путешествие… 
Друзья, Вам интересно, куда же мы отправимся? Мне тоже. А для того, что бы узнать маршрут нужно выполнить задание. Мы должны с вами разделится на 4 группы (группы формируются по желанию детей). А теперь каждая группы выполняет небольшие задания. И мы узнаем, куда отправится в путешествие. Согласны.

Тогда отгадайте, какое время года спрятано в этих схемах.

Дети: Зима

Воспитатель: Совершенно верно. Мы отправимся в царство к Волшебнице Зиме! Но чтобы оказаться в её снежных владениях, надо отгадать загадки. 1 группа детей отгадывает

Невидимкой, осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне… 
(мороз)

В белом бархате деревья –
И заборы и деревья.
А как ветер нападет,
Этот бархат опадет … 
(иней)

Бел, да не сахар.
Ног нет, а идёт.
На всех садится,
Никого не боится… 
(снег)

Явилась вслед за осенью
Я по календарю.
Я самый лучший праздник вам
На радость подарю!
А землю белым снегом я
Укутала сама.
Ребята, отгадайте-ка,
Ну, кто же я? 
(Зима)

Воспитатель: А вот и сама красавица зима! Она приглашает нас отправиться в путешествие по чудесному зимнему лесу. Посмотрите, какая красота! 2 группа изображает хруст снега ( мнут листики бумаги и шуршат, 3 группа изображает вой ветра))

Показываю картину И Шишкина. «Зима»  включаю музыку сопровождении звуков ветра и хруста снега. 4 группа отвечает на вопросы.

Воспитатель: Кажется, непогода разыгралась.

Воспитатель: Какие звуки вы слышите в зимнем лесу?

Дети: Вой ветра, скрип деревьев, хруст снега.

Воспитатель: Как можно описать словами зимний воздух?

Дети: Тихий, прохладный, колючий, звенящий, хрустальный, прозрачный.

Воспитатель: Как живут звери зимой? 

Дети: Некоторые животные зимой спят. Это медведь, еж, барсук, бурундук. Другие животные заняты зимой добычей корма? (заяц, лиса, волк, кабан)

Воспитатель: Как вы думаете, о чем могут вести беседы зимой птицы

Дети: Холодно, голодно.

Воспитатель: Какой бывает зимний ветер?

Дети: Холодный, ледяной, порывистый

Воспитатель: С давних времен в народе существовало деление ветров на добрые и злые. Так, благоприятный, слабый ветерок называли «святым воздухом», а холодный ветер с севера называли «сиверкой». Когда становилось холодно, так и говорили: «Сиверка подул» Покажите, как дует слабый ветерок. А теперь сильный (дети имитируют). Все изображают вой ветра и порывы ветра

Физминутка

Сейчас мы превратимся с вами в ветер. 
Ветер дует ледяной 
(Дети машут руками.)
И вздымает снега тучу 
(Приседают, потом встают, разводят руки в стороны)
Он суровый и могучий. 
(Дети крутят руками.)
Зайцы прячутся в кустах. 
(Имитируют)
Даже хитрая лиса 
Притаилась и сидит, 
(дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают.)
Ну, а снег летит, летит. 
(Дети машут руками.)

Воспитатель: Откуда же берется снег?

Дети: Он подает из тучи.

Воспитатель: Снежинки образуются из мелких ледяных кристалликов в облаках. Внутри облака ледяные кристаллики растут за счет перехода пара в твердые кристаллы льда.. Во время очень сильных морозов ледяные кристаллики выпадают на землю в виде "сверкающей алмазной пыли». И на земле образуется слой очень пушистого снега, состоящего из тоненьких ледяных иголочек. Посмотрите, сколько ветер снега надул, а вот и снежинки залетели, пока они не растаяли, скорей ищите две одинаковые. Дети ищут, но не находят. (Рассыпаю на палас снежинки). Складывают снежинки в сугроб прямо на паласе.

Воспитатель: Оказывается, двух одинаковых снежинок не бывает. Ребята, а что общего у всех снежинок? (Ответы детей)

Воспитатель: Совершенно верно, у всех снежинок шесть лучиков, но похожих нет, мороз постарался.

Все снежинки одинаковы на цвет –
Но близнецов, поверьте, нет.
Найти похожих здесь нельзя –
Мороз старался, и не зря.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите знать, почему снег хрустит под ногами? (Ответы детей)

Воспитатель: Волшебница Зима приглашает нас в лабораторию «Снеговичок» 

Опыт “Почему снег хрустит?”

Воспитатель: Возьмем крупную соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в емкость, . 
Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз).

Результат. Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли). Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день.

Вывод: Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит.

Физминутка  «Снежинка, сосулька, снежки»

Снежинка- дети показывают ладони с  растопыренными пальцами

Сосулька- ладони ребром и пальцы сжать

Снежки- показать кулачки. Во время игры можно путать детей

2 часть - Продуктивная

Воспитатель: Присаживайтесь», на стульчики,  которые для вас приготовила хозяйка – зима.

Воспитатель: Посмотрите на картины, изображающую зиму. Как преобразилась земля!

А лес стоит загадочный,
А лес стоит таинственный,
Безмолвна тишина…

Поет зима- аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка….

Зимний лес, что шапкой принакрылся чудной?

И заснул под нею

Чутко, непробудно…

. Воспитатель: Посмотрите, как много здесь картин. К какому жанру они относятся.

Дети: Это пейзажи.

Воспитатель: Правильно, давайте назовём картины и их авторов.

Дети: В верхнем левом углу пейзаж Ивана Ивановича Шишкина «Зима в лесу». В нижнем левом углу – «Зимний сон» Аполлинария Михайловича Васнецова. В верхнем правом углу картина «Февральская лазурь» Игоря Эммануиловича Грабаря, а в нижнем правом – «Зима» Алексея Кондратьевича Саврасова. Дети могут рассказать стихи, которые возникли у них в голове при рассматривании картин

Воспитатель: Какой тон преобладает в зимних пейзажах?

Дети: Холодный.

Воспитатель: А чем отличается изображение деревьев на переднем плане от изображения на заднем плане.

Дети: Тем, что они более четко видны, крупнее размером.

Воспитатель: Сейчас мы с вами приступим к рисованию зимних пейзажей.. Теперь я  белый лист бумаги превращу в зимний пейзаж, (Предварительно  я рисую воском картину, затем раскрашиваю ее гуашевыми красками. ) Обьясняю технику гжельского мазка. Он многоцветен, с переходом цвета ”. И на столе у вас тоже все по зимнему. Белые листы бумаги. Вы сейчас начнете превращать их в пейзажи.

Дети рисуют пейзажи под музыку П.И. Чайковского из цикла «Времена года. По окончании рисования дети рассматривают рисунки.

Анализ работ

Воспитатель: Дети, какие вам работы понравились и почему? (ответы детей) Молодцы, ребята, зимние пейзажи получились замечательные. Думаю, волшебница зима осталась довольной. Скажите, дети, что вам понравилось на занятии? (ответы детей) А что нового для себя вы услышали? (Ответы детей). Но вот и закончилось наше путешествие. Возьмите на память о нашей зимней прогулке снежинки.

Снежинки взяли (наклоняются) 
К сердцу прижали 
(прижимают руки к груди)
И людям отдали 
(протягивают ладони и слегка дуют на воображаемые снежинки).

– Улыбнитесь. Наше занятие окончено.

.Список использованных источников

  1. Л.А.Каменева «Как знакомить дошкольников с природой», М., 1983
  2. Детская энциклопедия: Я познаю мир./ Под ред. Хинн О. М.:АСТ, 1996.
  3. Детская энциклопедия: Мир моря./Под ред. Валери Ле Дю М.:ИД «Махаон», 2008
  4. И.А.Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа.
  5. Е.А Ульева «Времена года. Зима», М., Вако, 2014

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность (художественно эстетическое развитие) "Зимний пейзаж"

Природа – могучий источник познания. Природа играет большую роль в сознании ценностей искусства. Описанию и воспеванию ее...

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования «Хвостик для петушка»

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования Тема: «Хвостик для петушка», 2-ая млад...

конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом

Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе на тему: Зимний пейзаж

Конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционной техники рисования...

Конспект интегрированного Художественно эстетического – речевого НОД «Зимние пейзажи»

Цель: Развитие всех компонентов речи, закрепление достигнутого уровня речевого развития....

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе "Зимний пейзаж"

Занятие по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования "фроттаж"...