Экспериментальное исследование развития креативности у детей старшего дошкольного возраста через организационную деятельность в области художественного творчества.
материал по рисованию (подготовительная группа)

Киндеева Ксения Александровна

Современное развитие экономики, культуры, социальной сферы, сама жизнь требуют, чтобы человек был наделен качествами активной, целеустремленной, инициативной, творческой личности, способной к самостоятельной созидательной деятельности. Я считаю, что задачей дошкольного учреждения является формирование творчески активной и инициативной личности, ориентированного на участие в создании духовных и общественных ценностей. Ведущей целью дошкольного обучения становится формирование потребности учащихся в творческом саморазвитии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_isledovaniyu_kreativnosti.docx34.65 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментальное исследование развития креативности у детей старшего дошкольного возраста через организационную деятельность в области художественного творчества.

Современное развитие экономики, культуры, социальной сферы, сама жизнь требуют, чтобы человек был наделен качествами активной, целеустремленной, инициативной, творческой личности, способной к самостоятельной созидательной деятельности. Я считаю, что задачей дошкольного учреждения является формирование творчески активной и инициативной личности, ориентированного на участие в создании духовных и общественных ценностей. Ведущей целью дошкольного обучения становится формирование потребности учащихся в творческом саморазвитии. Наиболее актуальной проблемой становится необходимость построения такого учебно-педагогического процесса, где эффективно реализовывалась бы программа стимулирования мотивации творческого саморазвития учащихся. Изменения, происходящие в социальной сфере, расширяют возможности проявления личностного начала каждого творческого человека.

Анализ процесса творческой деятельности и творческого саморазвития личности показывает, что понимание творчества как вида человеческой деятельности характеризуется рядом существенных признаков: наличием противоречий и проблемных ситуаций; социальной и личностной значимостью; наличием условий для творчества, субъективных предпосылок, а также новизной и оригинальностью результата. Основой творческого саморазвития является созидательная творческая деятельность, сопровождающаяся качественными изменениями и характеризирующаяся целенаправленностью поиска оригинальных творческих идей и решений по самоизменению.

Для конкретизации поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи исследования:

1.Изучить и проанализировать специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2.Выявить уровень развития креативности у детей старшего дошкольного возраста.

3.Разработать и применить проект программы внеурочной деятельности в области художественного творчества, направленную на развитие креативности у детей старшего дошкольного возраста.

4. Выявить эффективность влияния дополнительной деятельности в области художественного творчества на развитие креативности у детей старшего дошкольного возраста.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МАДОУ «Детский сад №2 «Пчёлка» в подготовительной к школе группе.

После изучения различной научной литературы и работ. Наиболее ярко по моему мнению охарактеизовали личностные характеристики М. Воллаха и Н. Когана, которые рассматривали связь между интеллектом и креативностью. Они выявили четыре группы детей с разными уровнями развития интеллекта и креативности:

1. Люди, с высоким уровнем интеллекта и высокой креативностью, были уверены в своих способностях, имели адекватный уровень самооценки. Они обладали внутренней свободой и, вместе с тем, высоким самоконтролем. При этом они могут казаться маленькими детьми, а через некоторое время, если того требует ситуация, вести себя по-взрослому. Проявляя большой интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, но вместе с тем успешно приспосабливаются к требованиям своего социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий.

2. Дети с высоким уровнем интеллекта и низким уровнем креативности стремятся к школьным успехам, которые должны выразиться в форме отличной оценки. Они крайне тяжело воспринимают неудачу, можно сказать, что у них преобладает не надежда на успех, а страх перед неудачей. Они избегают риска, не любят высказывать публично свои мысли. Они не любят быть предоставлены самим себе и страдают без внешней адекватной оценки своих поступков, результатов учения или деятельности.

3. Дети, обладающие низким уровнем интеллекта, но высоким уровнем креативности часто попадают в позицию «изгоев». Они с трудом приспосабливаются к школьным требованиям, часто имеют увлечения «на стороне», где они в свободной обстановке могут проявить свою творческость. Они наиболее тревожны, страдают от неверия в себя.

4. Дети с низким уровнем интеллекта и творческих способностей внешне хорошо адаптируются, держатся в «середняках» и довольны своим положением. Они имеют адекватную самооценку, низкий уровень предметных способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью.

В старшем дошкольном возрасте закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов (внимание, восприятие,  память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу.

Креативные способности старших дошкольника проявляются в нестандартном мышлении и воображении, а также в качествах его личности и направлены на создание и обретение субъективно нового (степень новизны оценивается с точки зрения детского творчества) для активного познания и преобразования окружающего и внутреннего мира. Объективное изучение креативных способностей младших школьников должно включать одновременное рассмотрение следующих структурных компонентов: когнитивно-креативного (креативность, творческое мышление и воображение), мотивационно-личностного (познавательные потребности, независимость и критичность), эмоционального (экспрессивность, эмоциональная чувствительность и импрессивность) и деятельностного (творческая активность, настойчивость и смелость).

Результат креативного процесса старшего дошкольника – креативный продукт (с одной стороны – творческие разработки, поделки, результаты творческой деятельности как результат креативного процесса учащегося, и с другой – творческая личность старшего дошкольника, как результат влияния психолого-педагогического сопровождения и креативной среды).

За основу оценки уровня развития креативности у старших дошкольников исследуемой группы взята методика П. Торренса. Для достижения целей исследования были использованы три субтеста  П. Торренса, связанные с изобразительной деятельностью: «Нарисуй картинку», «Закончи рисунок»,»Линии».

Выявление исходного уровня развития креативности у детей младшего школьного возраста

Цель: выявить уровень развития  креативности у детей старшего дошкольного возраста исследуемой группы.

Анализируя результаты тестирования по методики П. Торренса мною было , что результаты распределились следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Результаты диагностики креативности детей по методике П.Торренса

Дети

Критерии

Уровень креативности

 беглость

гибкость

оригинальность

название

1  Дима

5

3

16

11

низкий

2  Настя

9

7

17

16

средний

3  Илья

6

6

16

16

низкий

4  Никита

8

7

18

15

низкий

5  Ангелина

4

3

12

13

низкий

6  Саша

9

9

19

16

средний

7  Сабина

3

3

11

10

низкий

8  Катя

6

5

13

11

низкий

9  Лена

8

7

17

12

низкий

10 Андрей

5

4

14

11

низкий

11 Даша

9

8

18

16

средний

12 Глеб

8

6

12

14

средний

Итого

80

68

183

161

-//-

Графически результаты по данной методике представлены на рисунке 2-3:

Рис. 2. Распределение критериев креативности по методике П. Торренса  у детей исследуемой группы на констатирующем этапе эксперимента

Анализируя структуру можно отметить, что среди авторских критериев в экспериментальном классе, исследуемых по методике Торренса преобладает фактор оригинальности (37%). Следующим идет фактор разработанности (33%) беглости (16%) и гибкости (14%).

Можно отметить, что большинство детей с затруднением отвечают на вопросы связанные с моделированием ситуации. То же самое можно сказать о заданиях на усовершенствование.

Сводные результаты по 3 субтестам представлены в таблице 2:

Таблица 2

Сводные результаты исследования креативности у детей исследуемой группы на констатирующем этапе

Дети

Субтесты

Уровень креативности

1

2

3

1  Дима

низкий

низкий

низкий

низкий

2  Настя

средний

средний

средний

средний

3  Илья

низкий

низкий

низкий

низкий

4  Никита

низкий

средний

низкий

низкий

5 Ангелина

низкий

низкий

низкий

низкий

6 Саша

средний

средний

средний

средний

7 Сабина

низкий

низкий

низкий

низкий

8 Катя

низкий

низкий

низкий

низкий

9 Лена

низкий

средний

средний

низкий

10 Андрей

средний

низкий

низкий

низкий

11 Даша

средний

низкий

средний

средний

12 Глеб

средний

средний

средний

средний

В среднем по методике Торренса учащиеся набрали 41 балла, что свидетельствует о низком уровне креативности учащихся (рис. 3).

Рис. 3. Соотношение уровней развития креативности у детей исследуемой группы на этапе констатирующего эксперимента

Для достижения поставленной цели в процессе работы были решены следующие задачи.

1.Изучина и проанализирована специальная психолого-педагогическая литература по проблеме исследования. Выявлено, что креативность – системное (многоуровневое, многомерное) психическое образование, которое не только включает интеллектуальный потенциал, но и связано с мотивацией, эмоциями, уровнем эстетического развития, экзистенциальными, коммуникативными параметрами, компетентностью и т. д. Креативность функционирует как единая целостная система.

2.Подобрана диагностика (диагностическая методика Е.П. Торренса) и выявлен уровень развития креативности у детей старшего дошкольного возраста исследуемой группы. Констатирующий этап показал, что после проведения всех запланированных субтетстов по заявленной методике высокого уровня креативности в группе зафиксировано не было. У 4 детей (34%) отмечен средний уровень. Более половины дошкольников (8 чел. 66%) показали низкий уровень развития креативности.

3. В формирующий части исследования был разработан и апробирован проект программы по дополнительной деятельности в области изобразительного творчества. Был разработан перспективный план занятий. На занятия дети включались в поисковую деятельность, были свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов, выборе художественных материалов.

4. Изучено влияние дополнительной деятельности в области художественного творчества на развитие креативности у детей младшего школьного возраста и доказано, что использование дополнительной деятельности в области художественного творчества, действительно будет способствовать эффективному развитию креативности у детей младшего школьного возраста при соблюдении следующих условий:

- если будет использована форма дополнительной деятельности –на занятиях по изобразительному творчеству

- если используются определенные приемы изобразительной деятельности (материалы и способы его применения);

- если учащиеся самостоятельно будут составлять композицию рисунка и подбирать материалы.

Таким образом, выдвинутая гипотеза доказана, все задачи решены и цель исследования достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность /Методическая разработка/

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возрастачерез изобразительную деятельность/Методическая разработка/  Программные задачи:-продолжать формировать интерес детей ...

конспект занятия по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через дизайн-деятельность "Козлятушки-ребятушки"

Занятие для детей старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей через дизайн-деятельность....

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

В данной статье рассматриваются методы и приемы, позволяющие преодолеть ребенку страх и неуверенность, обогатить свой жизненный опыт, а так же научиться взаимодействию с сверстниками....

Опытно-экспериментальная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

Опытно-экспериментальная работа«Развитие познавательной активности  детейстаршего дошкольного возрастачерез экспериментальную деятельность»...

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

долгосрочный проэкт по математическому развитию старших дошкольников. Включает в себя 3 этапа....

"Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"

На этапе дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, формируются первоосновы его мышления, сознания, закладываютс...

Консультация для педагогов на тему «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

В речевом развитии ребёнка раннего возраста главной задачей воспитателя выступает стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной раб...