Материалы и оборудование для изобразительной деятельности в детском саду
консультация по рисованию (старшая группа)

Материалы и оборудование для изобразительной деятельности в детском саду

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Материалы и оборудование для изобразительной деятельности в детском саду»

(рекомендации для воспитателей ДОУ) 

Старший воспитатель: Кулагина Н.А

1. РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Занятия по изобразительной деятельности требуют педагогически продуманного материального оснащения; специального оборудования, инструментов и изобразительных материалов.

К оборудованию относятся все те предметы, которые создают условия для проведения занятий – доски, мольберты, подставки и т. д.

 Инструменты - карандаши, кисточки, ножницы и пр., необходимые в процессе изображения, изобразительные материалы для создания изображения. Качество работ детей во многом зависит от качества материала. Разные виды изобразительной деятельности оснащаются по-разному.

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ для изодеятельности должны быть РАССОРТИРОВАНЫ И СЛОЖЕНЫ В ПОРЯДКЕ, каждый на определённом месте. Аккуратно разложенные материалы занимают мало места, лучше сохраняются, ими удобнее пользоваться.

ДЛЯ ЗАНЯТИЙ РИСОВАНИЕМ:

КАРАНДАШИ:

Для рисования детям нужен набор цветных карандашей.

В младших группах из 5 карандашей (красный, синий, зелёный, жёлтый, чёрный).

В средней группе из 6 цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый, чёрный, коричневый).

В старших группах добавляется оранжевый, фиолетовый, тёмно-красный, розовый, голубой, светло-зелёный.

КИСТИ:

Для рисования красками нужны круглые, волосяные кисти с мелким и эластичным ворсом (беличьи). Кисточки различают по номерам. Детям младших групп рекомендуется давать толстые кисти. Такая кисть, прижатая к бумаге, оставляет яркий, хорошо заметный след, облегчает передачу формы предмета. Детям средней группы и старших групп можно давать как тонкие, так и толстые кисти.

При проведении занятий по изо следует обращать особое внимание на то, умеют ли ваши дети правильно держать кисть; во время занятия и по окончании его, кладут ли дети кисти на подставки, которые лучше сделать из плотного картона.


Ни в коем случае нельзя разрешать детям оставлять кисти в банке с водой, т.к. волос кисти при этом загибается и расходится в разные стороны, теряя форму. Волосяные кисти будут долго служить и хорошо красить, если с ними бережно обращаться. Во время рисования акварелью краску набирают мелкими полукруглыми движениями, не нажимая на кисть, чтобы ворс не расходился веером. По окончании работы кисть тщательно промывают, чтобы остатки краски не засохли. Хранить кисточки рекомендуется в стаканах ворсом кверху.

КРАСКИ:

Для рисования применяют два вида водяных красок - гуашь и акварель. Для детей дошкольного возраста удобнее всего непрозрачные краски – гуашь. Гуашь нужно разводить до густоты жидкой сметаны, так, чтобы она держалась на кисточке и не капала с неё. Акварельные краски рекомендуются для детей старшей и подготовительной группы. В настоящее время акварель выпускается разных видов: твердая – в плитках, полумягкая – в фарфоровых формочках, мягкая – в тюбиках. На занятиях воспитатель учит детей навыкам правильного пользования акварельными красками: перед рисованием смачивать их, аккуратно набирать на кисточку, пробовать на пластиковой или бумажной палитре цвет, наносить негустым слоем, чтобы просвечивала бумага, и был виден цвет. Рисуя акварельными красками, контуры предметов дети должны сначала нарисовать простым карандашом.

БУМАГА:

Для рисования нужна достаточно плотная, немного шероховатая бумага. Не годится глянцевая бумага, на поверхности которой карандаш скользит, почти не оставляя следа, и тонкая бумага, которая рвётся от сильного нажима.

Детям младшей группы рекомендуется давать для рисования бумагу размером в писчий лист, что соответствует размаху детской руки.

Детям средней группы и старших групп для изображения отдельных предметов рекомендуется бумага в половину писчего листа, но можно использовать и целый лист. Для сюжетного рисования следует давать бумагу большего формата. Заготавливая бумагу для рисования, воспитатель должен учитывать строение и размер изображаемого предмета.

Для занятий по ИЗО и самостоятельно – художественной деятельности детей рекомендуется использовать:

Прессованный уголь, сангину, пастель, цветные восковые мелки, цветные мелки, фломастеры.

УГОЛЬ – это крупный стерженёк длиной 10-12см диаметром 5-8мм. Это мелкий, ломкий, крошащийся и пачкающийся материал, поэтому его следует обернуть в фольгу. Уголь оставляет на бумаге матово-чёрный след. Углём лучше работать на ворсистой бумаге, задерживающую угольную пыль, например, на обойной, обёрточной, рисовальной бумаге. Закрепить рисунок, выполненный углём, можно слегка подслащённой водой, нанесённой на бумагу лёгкими вертикальными движениями с помощью ватного тампона. 

САНГИНА – прессованная в виде палочек (без деревянной оправы) природная глина, содержащая безводную окись железа коричневого цвета.

Хорошо её использовать для изображения кустов, деревьев, животных, человека на уже приготовленном фоне. 

ЦВЕТНЫЕ ВОСКОВЫЕ МЕЛКИ - имеет вид цветных стержней. Преимущество их состоит в том, что они могут дать линию почти карандашной толщины. Поэтому рисунок восковыми мелками выполняется без применения простого карандаша. 

ЦВЕТНЫЕ МЕЛКИ – используются для рисования на доске в свободное от занятий время. Для стирания мела с доски нужно иметь две тряпочки – сухую и слегка увлажнённую. Сухой устраняют ошибки, а влажной в конце стирают рисунок с доски. 

ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ЛЕПКОЙ. ПЛАСТИЛИН – это искусственная пластическая масса, приготовленная из глины, воска, сала, красок и др. добавок. Пластилин можно использовать во всех возрастных группах. Он мягок и подвижен, долго не твердеет, однако при повышении температуры размягчается и плавится. Не рекомендуется перед лепкой долго мять его в руках. Перед работой с пластилином его слегка подогревают, помещая коробки ближе к источнику тепла. У детей старших групп должны быть индивидуальные коробки пластилина, за состоянием которых дети должны следить, раскладывая оставшийся пластилин по цветам. Во всех возрастных группах дети используют стеки — специальные палочки из пластмассы, из дерева или из металла. Можно использовать те, которые имеются в коробке с пластилином. 

ГЛИНУ готовят задолго до занятий, для того чтобы она выстоялась, загустела и была в таком состоянии, когда она не прилипает к рукам. Готовую глину хранят в пластмассовом ведре с крышкой или закрывают мокрой тряпкой, полиэтиленовой пленкой; можно хранить глину во влажной тряпке в полиэтиленовом пакете. Для лепки глиной необходимо ставить на стол небольшие блюдца с водой или влажную тряпочку, которой дети пользуются при примазывании одной части предмета к другой, при сглаживании поверхности формы.

ДЛЯ ЗАНЯТИЙ АППЛИКАЦИЕЙ нужны:

  • подносы и плоские коробочки для готовых форм, бумаги, обрезков бумаги,
  • клеёнка или дощечка 20 15 для намазывания форм клеем,
  • тряпочка, салфетки,
  • баночки для клея,
  • подставки для кисти,
  • кисточки щетинные,
  • ножницы с тупыми концами.

Для аппликационных работ используют белую и цветную бумагу различных сортов, а для фона более плотную бумагу. Части предметов вырезывают из тонкой бумаги, лучше всего глянцевой, т.к. она имеет яркий цвет, приятна на ощупь.

Во 2-й младшей группе дети выполняют коллажи из готовых форм.

В средней группе дети учатся вырезать ножницами части, из которых складывается целое изображение.

В старшей группе детям дают заготовки цветной бумаги, а в подготовительной к школе группе детям предлагают набор цветной бумаги для самостоятельного подбора цвета бумаги и формата.

В качестве основы используют цветной картон и полукартон.

Бумагу-основу можно тонировать в нужный цвет.

Ножницами дети работают под руководством воспитателя, который обязан следить за правильным пользованием ими и контролировать технику безопасности.

Обрезки бумаги, которые можно использовать повторно в качестве мелких деталей, следует собирать в красивую коробку и выставлять ее как на занятии, так и для творческой деятельности вне занятий.

На первой же встрече детей с ножницами надо познакомить их с некоторыми правилами:

  • давать ножницы друг другу только кольцами вперёд,
  • ставить ножницы в стакан только кольцами вверх
  • не использовать ножницы как указку
  • не размахивать ножницами
  • соблюдать осторожность при пользовании ими.

Занимаясь с детьми, не забывайте об одном очень важном моменте

О КУЛЬТУРЕ ТРУДА.

Красивые, со вкусом оформленные вещи помогают воспитанию бережливости, аккуратности. Даже самые простые поделки, выполненные изящно, добротно и положительно воздействуют на чувства детей, создают определённое настроение, вызывают эстетические эмоции, влекут к завершению начатого дела, к бережливости, к аккуратности. Особо бережно дети относятся к тому, что они сделали своими руками.

В групповой комнате детского сада необходимо выделить место для «Уголка творчества». Для этого отводится хорошо освещённая часть групповой комнаты, по возможности удаленной от игрового уголка. На открытых полочках должны находиться принадлежности для рисования, лепки и аппликации.

В младших группах в свободное пользование детям даются только цветные карандаши. Детям старших групп могут быть предоставлены все материалы.  


2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ УГОЛКОВ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППАХ

Цель: Создать в группе обстановку для творческой активности детей, способствовать возникновению и развитию самостоятельной художественной деятельности у детей дошкольного возраста.

УСЛОВИЯ ОФОРМЛЕНИЯ УГОЛКОВ:

1. Расположение зоны изобразительного творчества: доступность, эстетичность, подвижность

2. Использование детского дизайна в оформлении.

3. Наличие материалов по изобразительной деятельности: бумага, картон (разного цвета, размера и формы) – младший возраст, глянцевая, с тиснением, гофрированная, прозрачная, блестящая бумага, картон, ватман, наклейки, ткани, нитки, ленты, самоклеющаяся пленка. Восковые и акварельные краски, мелки, гуашь, восковые мелки, фломастеры разной толщины, цветные карандаши, графитные карандаши, наборы шариковых ручек, угольные карандаши, сангина. Глина, пластилин, тесто, наборы для детского творчества (например «Гипсовый барельеф»).

4. Наличие инструментов: кисти различные (круглые, беличьи, щетинистые), ножницы, палитра, доски для лепки, печатки, штампики, валик, палочки, поролон, клише, трафареты, клей.

5. Наличие дидактического материала для развития изобразительных умений и навыков и соответствие его возрастным особенностям (на работу с цветом, работу с линией, на развитие композиционных умений).

6. Различная техника изобразительного творчества (образцы, альбомы с образцами, алгоритмами, моделями и схемами).

7. Книжки-раскраски, репродукции картин (различных видов изобразительного искусства – живопись (пейзаж, натюрморт, портретная живопись), графика, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, альбомы, энциклопедии и пр.

8. Уголок художественного ручного труда (образцы тканей, швов и др. материал)

9. Оборудование: стенд для выставки детских работ, клеенчатые скатерти, подносы, банки, подставки, губки, салфетки. Инвентарь для уборки рабочего места.



Предварительный просмотр:

«Материалы и оборудование для изобразительной деятельности в детском саду»

(рекомендации для воспитателей ДОУ) 

Старший воспитатель: Кулагина Н.А

1. РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Занятия по изобразительной деятельности требуют педагогически продуманного материального оснащения; специального оборудования, инструментов и изобразительных материалов.

К оборудованию относятся все те предметы, которые создают условия для проведения занятий – доски, мольберты, подставки и т. д.

 Инструменты - карандаши, кисточки, ножницы и пр., необходимые в процессе изображения, изобразительные материалы для создания изображения. Качество работ детей во многом зависит от качества материала. Разные виды изобразительной деятельности оснащаются по-разному.

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ для изодеятельности должны быть РАССОРТИРОВАНЫ И СЛОЖЕНЫ В ПОРЯДКЕ, каждый на определённом месте. Аккуратно разложенные материалы занимают мало места, лучше сохраняются, ими удобнее пользоваться.

ДЛЯ ЗАНЯТИЙ РИСОВАНИЕМ:

КАРАНДАШИ:

Для рисования детям нужен набор цветных карандашей.

В младших группах из 5 карандашей (красный, синий, зелёный, жёлтый, чёрный).

В средней группе из 6 цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый, чёрный, коричневый).

В старших группах добавляется оранжевый, фиолетовый, тёмно-красный, розовый, голубой, светло-зелёный.

КИСТИ:

Для рисования красками нужны круглые, волосяные кисти с мелким и эластичным ворсом (беличьи). Кисточки различают по номерам. Детям младших групп рекомендуется давать толстые кисти. Такая кисть, прижатая к бумаге, оставляет яркий, хорошо заметный след, облегчает передачу формы предмета. Детям средней группы и старших групп можно давать как тонкие, так и толстые кисти.

При проведении занятий по изо следует обращать особое внимание на то, умеют ли ваши дети правильно держать кисть; во время занятия и по окончании его, кладут ли дети кисти на подставки, которые лучше сделать из плотного картона.


Ни в коем случае нельзя разрешать детям оставлять кисти в банке с водой, т.к. волос кисти при этом загибается и расходится в разные стороны, теряя форму. Волосяные кисти будут долго служить и хорошо красить, если с ними бережно обращаться. Во время рисования акварелью краску набирают мелкими полукруглыми движениями, не нажимая на кисть, чтобы ворс не расходился веером. По окончании работы кисть тщательно промывают, чтобы остатки краски не засохли. Хранить кисточки рекомендуется в стаканах ворсом кверху.

КРАСКИ:

Для рисования применяют два вида водяных красок - гуашь и акварель. Для детей дошкольного возраста удобнее всего непрозрачные краски – гуашь. Гуашь нужно разводить до густоты жидкой сметаны, так, чтобы она держалась на кисточке и не капала с неё. Акварельные краски рекомендуются для детей старшей и подготовительной группы. В настоящее время акварель выпускается разных видов: твердая – в плитках, полумягкая – в фарфоровых формочках, мягкая – в тюбиках. На занятиях воспитатель учит детей навыкам правильного пользования акварельными красками: перед рисованием смачивать их, аккуратно набирать на кисточку, пробовать на пластиковой или бумажной палитре цвет, наносить негустым слоем, чтобы просвечивала бумага, и был виден цвет. Рисуя акварельными красками, контуры предметов дети должны сначала нарисовать простым карандашом.

БУМАГА:

Для рисования нужна достаточно плотная, немного шероховатая бумага. Не годится глянцевая бумага, на поверхности которой карандаш скользит, почти не оставляя следа, и тонкая бумага, которая рвётся от сильного нажима.

Детям младшей группы рекомендуется давать для рисования бумагу размером в писчий лист, что соответствует размаху детской руки.

Детям средней группы и старших групп для изображения отдельных предметов рекомендуется бумага в половину писчего листа, но можно использовать и целый лист. Для сюжетного рисования следует давать бумагу большего формата. Заготавливая бумагу для рисования, воспитатель должен учитывать строение и размер изображаемого предмета.

Для занятий по ИЗО и самостоятельно – художественной деятельности детей рекомендуется использовать:

Прессованный уголь, сангину, пастель, цветные восковые мелки, цветные мелки, фломастеры.

УГОЛЬ – это крупный стерженёк длиной 10-12см диаметром 5-8мм. Это мелкий, ломкий, крошащийся и пачкающийся материал, поэтому его следует обернуть в фольгу. Уголь оставляет на бумаге матово-чёрный след. Углём лучше работать на ворсистой бумаге, задерживающую угольную пыль, например, на обойной, обёрточной, рисовальной бумаге. Закрепить рисунок, выполненный углём, можно слегка подслащённой водой, нанесённой на бумагу лёгкими вертикальными движениями с помощью ватного тампона. 

САНГИНА – прессованная в виде палочек (без деревянной оправы) природная глина, содержащая безводную окись железа коричневого цвета.

Хорошо её использовать для изображения кустов, деревьев, животных, человека на уже приготовленном фоне. 

ЦВЕТНЫЕ ВОСКОВЫЕ МЕЛКИ - имеет вид цветных стержней. Преимущество их состоит в том, что они могут дать линию почти карандашной толщины. Поэтому рисунок восковыми мелками выполняется без применения простого карандаша. 

ЦВЕТНЫЕ МЕЛКИ – используются для рисования на доске в свободное от занятий время. Для стирания мела с доски нужно иметь две тряпочки – сухую и слегка увлажнённую. Сухой устраняют ошибки, а влажной в конце стирают рисунок с доски. 

ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ЛЕПКОЙ. ПЛАСТИЛИН – это искусственная пластическая масса, приготовленная из глины, воска, сала, красок и др. добавок. Пластилин можно использовать во всех возрастных группах. Он мягок и подвижен, долго не твердеет, однако при повышении температуры размягчается и плавится. Не рекомендуется перед лепкой долго мять его в руках. Перед работой с пластилином его слегка подогревают, помещая коробки ближе к источнику тепла. У детей старших групп должны быть индивидуальные коробки пластилина, за состоянием которых дети должны следить, раскладывая оставшийся пластилин по цветам. Во всех возрастных группах дети используют стеки — специальные палочки из пластмассы, из дерева или из металла. Можно использовать те, которые имеются в коробке с пластилином. 

ГЛИНУ готовят задолго до занятий, для того чтобы она выстоялась, загустела и была в таком состоянии, когда она не прилипает к рукам. Готовую глину хранят в пластмассовом ведре с крышкой или закрывают мокрой тряпкой, полиэтиленовой пленкой; можно хранить глину во влажной тряпке в полиэтиленовом пакете. Для лепки глиной необходимо ставить на стол небольшие блюдца с водой или влажную тряпочку, которой дети пользуются при примазывании одной части предмета к другой, при сглаживании поверхности формы.

ДЛЯ ЗАНЯТИЙ АППЛИКАЦИЕЙ нужны:

  • подносы и плоские коробочки для готовых форм, бумаги, обрезков бумаги,
  • клеёнка или дощечка 20 15 для намазывания форм клеем,
  • тряпочка, салфетки,
  • баночки для клея,
  • подставки для кисти,
  • кисточки щетинные,
  • ножницы с тупыми концами.

Для аппликационных работ используют белую и цветную бумагу различных сортов, а для фона более плотную бумагу. Части предметов вырезывают из тонкой бумаги, лучше всего глянцевой, т.к. она имеет яркий цвет, приятна на ощупь.

Во 2-й младшей группе дети выполняют коллажи из готовых форм.

В средней группе дети учатся вырезать ножницами части, из которых складывается целое изображение.

В старшей группе детям дают заготовки цветной бумаги, а в подготовительной к школе группе детям предлагают набор цветной бумаги для самостоятельного подбора цвета бумаги и формата.

В качестве основы используют цветной картон и полукартон.

Бумагу-основу можно тонировать в нужный цвет.

Ножницами дети работают под руководством воспитателя, который обязан следить за правильным пользованием ими и контролировать технику безопасности.

Обрезки бумаги, которые можно использовать повторно в качестве мелких деталей, следует собирать в красивую коробку и выставлять ее как на занятии, так и для творческой деятельности вне занятий.

На первой же встрече детей с ножницами надо познакомить их с некоторыми правилами:

  • давать ножницы друг другу только кольцами вперёд,
  • ставить ножницы в стакан только кольцами вверх
  • не использовать ножницы как указку
  • не размахивать ножницами
  • соблюдать осторожность при пользовании ими.

Занимаясь с детьми, не забывайте об одном очень важном моменте

О КУЛЬТУРЕ ТРУДА.

Красивые, со вкусом оформленные вещи помогают воспитанию бережливости, аккуратности. Даже самые простые поделки, выполненные изящно, добротно и положительно воздействуют на чувства детей, создают определённое настроение, вызывают эстетические эмоции, влекут к завершению начатого дела, к бережливости, к аккуратности. Особо бережно дети относятся к тому, что они сделали своими руками.

В групповой комнате детского сада необходимо выделить место для «Уголка творчества». Для этого отводится хорошо освещённая часть групповой комнаты, по возможности удаленной от игрового уголка. На открытых полочках должны находиться принадлежности для рисования, лепки и аппликации.

В младших группах в свободное пользование детям даются только цветные карандаши. Детям старших групп могут быть предоставлены все материалы.  


2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ УГОЛКОВ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППАХ

Цель: Создать в группе обстановку для творческой активности детей, способствовать возникновению и развитию самостоятельной художественной деятельности у детей дошкольного возраста.

УСЛОВИЯ ОФОРМЛЕНИЯ УГОЛКОВ:

1. Расположение зоны изобразительного творчества: доступность, эстетичность, подвижность

2. Использование детского дизайна в оформлении.

3. Наличие материалов по изобразительной деятельности: бумага, картон (разного цвета, размера и формы) – младший возраст, глянцевая, с тиснением, гофрированная, прозрачная, блестящая бумага, картон, ватман, наклейки, ткани, нитки, ленты, самоклеющаяся пленка. Восковые и акварельные краски, мелки, гуашь, восковые мелки, фломастеры разной толщины, цветные карандаши, графитные карандаши, наборы шариковых ручек, угольные карандаши, сангина. Глина, пластилин, тесто, наборы для детского творчества (например «Гипсовый барельеф»).

4. Наличие инструментов: кисти различные (круглые, беличьи, щетинистые), ножницы, палитра, доски для лепки, печатки, штампики, валик, палочки, поролон, клише, трафареты, клей.

5. Наличие дидактического материала для развития изобразительных умений и навыков и соответствие его возрастным особенностям (на работу с цветом, работу с линией, на развитие композиционных умений).

6. Различная техника изобразительного творчества (образцы, альбомы с образцами, алгоритмами, моделями и схемами).

7. Книжки-раскраски, репродукции картин (различных видов изобразительного искусства – живопись (пейзаж, натюрморт, портретная живопись), графика, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, альбомы, энциклопедии и пр.

8. Уголок художественного ручного труда (образцы тканей, швов и др. материал)

9. Оборудование: стенд для выставки детских работ, клеенчатые скатерти, подносы, банки, подставки, губки, салфетки. Инвентарь для уборки рабочего места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности организации изобразительной деятельности в детском саду".

Опыт дошкольного учреждения   по организации продуктивной деятельности детей, строящейся  в партнерстве с  включенным в  нее взрослым....

Материалы и оборудование для центра экспериментирования в детском саду.

Перечень оборудования и материалов для экспериментирования....

Здоровьесберегающие технологии на занятии по изобразительной деятельности в детском саду.

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Физкультминутки для малышей...

Консультация Методы и приемы проведения непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности в детском саду

консультация для молодых специалистов "Методы и приемы проведения НОД по рисованию "1. Виды НОД по рисованию: предметное рисование; сюжетное рисование.2. Примерный план конспекта НОД  по рис...

«Материалы и оборудование для занятий по изобразительной деятельности в детском саду»

Консультация для воспитателейЗанятия по изобразительной деятельности требуют педагогически продуманного материального оснащения; специального оборудования, инструментов и изобразительных материалов. К...

Консультация для воспитателей «Материалы и оборудование для занятий по изобразительной деятельности в детском саду».

Занятия по изобразительной деятельности требуют педагогически продуманного материального оснащения; специального оборудования, инструментов и изобразительных материалов. К оборудованию относятся все т...

Перспективный план Развитие речи И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе» Подготовительная к школе группа

Перспективный план по развитию речи в подготовительной к школе группе. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду». Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельнос...