Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные способы рисования
проект по рисованию

Газенкампф Светлана Игоревна

Проектная деятельность 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc383.49 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные способы рисования»

Оглавление:

1.Пояснительная записка.

1.1.  Условия формирования проекта

1.2. Актуальность и перспективность проекта

1.3. Новизна проекта.

1.4. Тип проекта.

1.5. Сроки реализации проекта.

1.6. Адресность проекта.

1.7. Теоритическая база проекта.

1.8. Трудоёмкость проекта

2.Целепологание.

2.1. Цель проекта.

2.2. Задачи проекта.

3.Ожидаемые результаты проекта.

4.Стратегия реализации проектной идеи. 

4.1.Технологии.

4.2.Модель деятельности.

4.3.Основные принципы развития детского творчества.

4.4.Дополнительные стимулы.

5.Этапы реализации.

6.Мониторинг проектной деятельности

7. Продукты проекта

8. Дальнейшее развитие проекта

9.Список литературы и интернет сайтов.

1.Пояснительная записка

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:

во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;

во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения;

в-третьих, развитие творческого потенциала у подрастающего поколения.

 В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой. Поэтому тему свою считаю актуальной.

1.1. Условия формирования проекта

В.А. Сухомлинский писал: “Общение с искусством – одна из больших радостей жизни”. Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только “особо” одаренных, но и всех детей.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.

Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, обсуждение с коллегами в образовательном учреждении и в рамках районного методического объединения привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Изучив методическую литературу, я сделала вывод, что использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.

Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

1.2. Актуальность и перспективность проекта

На занятиях, по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует (смешивает краску с мыльной пеной, на изображенный предмет цветными мелками наносит гуашь). При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге.

 Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии:

личностно – ориентированные (проблемные вопросы и   ситуации);

коммуникативные (эвристическая беседа и диалог, расширение и активизация словаря);

игровые (оригинальность сюжета, мотивация);

педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха, пауза).

1.3. Новизна проекта

        Ребенок живет в огромном реальном мире, в котором многое для него пока еще недосягаемо в силу его возрастных особенностей. Мы, взрослые являемся посредниками между окружающим миром – миром природы, людей, вещей, искусства – и нежной хрупкой, эмоциональной отзывчивой на все новое, удивительное, яркое душой ребенка.

        Рисование – язык внутреннего мира, интересно, приносит радость от ощущения гармонии мира, в котором мы родились. Ребенок, рисуя, ищет как лучше достичь желаемого результата. Роль воспитателя – педагога при этом, состоит не только в том, чтобы дать определенные умения и навыки. Главное помочь детям увидеть мир, пережить в месте с ними красоту, вселить в них уверенность в свои силах и зажечь огонек радости творчества.

        Часто воспитатели и педагоги боятся предоставлять ребенку множество материалов для рисования. Предлагают карандаш, кисти и краски. Еще известный художник В. А. Фаворский отмечал: «Когда ребенок обращается к искусству, ему дают обычно карандаш, краску и бумагу, это несомненно ошибка; необходимо дать ребенку всевозможные материалы. Пусть он рисует на бумаге, на стене, делает рисунок к занавескам в своей комнате, рисунок для своего платья, делает для себя костюмы из газет».

        Новизна проекта состоит в том, чтобы через использование нетрадиционных техник рисования в качестве основных форм проведения занятий по рисованию в дошкольном возрасте сформировать творческую личность и помочь ребенку найти «вдохновение» для творчества в окружающем мире.

           Нетрадиционные техники рисования ранее использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. На мой взгляд, их использование возможно и необходимо взять за основу для организации творческой деятельности воспитанников.

           Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе нетрадиционного рисования зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Нетрадиционные техники изображения способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца.

1.4.Тип проекта

 информационно-практико-ориентированный, долгосрочный.

1.5.Сроки реализации проекта: 2019- 2022 г.

1.6.. Адресность проекта

 Проект адресован  на взаимодействие педагогов  МКДОУ д/с № 175  с   детьми. Данный педагогический проект может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям, учителям начальных классов.

1.7. Теоретическая база проекта

Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне.

Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения.

Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей.

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память.

О нетрадиционных техниках рисования, системе построения занятий можно узнать из следующих источниках

1. Е. Н.Лебедева “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников”

2. А. А. Фатеева “Рисуем без кисточки”.

3. О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко “Волшебные ладошки”, “Волшебные краски”.  

4. Мэри Энн, Ф. Колль “Рисование красками”.

5. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин “Увлекательное рисование методом тычка” .

6. А. М. Страунинг “Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности”.

7. Педагогический опыт, опубликованный в журналах “Дошкольное воспитание”.

8. Перспективный план работы по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования (приложение№1).

1.8. Трудоемкость проекта

Данную работу может провести любой заинтересованный воспитатель дошкольного учреждения, педагог дополнительного образования, учитель. Многие рекомендации могут использовать также родители и другие участники образовательного процесса.

Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека, видеотека, мольберты.

Трудности при применении данного опыта нетрадиционных техник рисования могут заключаться в:

 - планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

 - подборе оборудования и материалов;

- применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;

 - разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.

2.Целепологание.

2.1.Целью проекта  является развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

2.2. Задачи проекта

1.Формирование умения детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.

2.Развиватие эстетических чувств формы, цвета, ритма, композиции, творческой активности, желания рисовать.

3.Формирование у детей творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования.

4.Вовлечение родителей в совместную творческую деятельность с детьми, повышение их педагогической компетентности в области художественно-эстетического развития  детей.

5. Повышение профессионального уровня и педагогическойкомпетентности педагогов  по формированию художественно–творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;

3.Ожидаемые результаты проекта.

Формирование у детей дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;

Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;

Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;

Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Стратегия реализации проектной идеи.

4.1.Технологии:

Сущность проекта: процесс художественно-эстетического, экологического воспитания дошкольников строится на основе формирования у детей знаний о многообразии техник отражения реального мира на листе бумаги с использованием нетрадиционных техник рисования в сочетании с другими методами и приемами обучения и воспитания. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по особенному смотреть на все их окружение, прививать любовь ко всему живому.  Формы организации и проведения занятий  - это беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения.

Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.

 Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

 от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

 от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

 от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

 от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

 от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

 от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования.

 В работе с дошкольниками используются разные нетрадиционные техники  рисования (приложение№2):

“Монотипия”

“Печатание листьями”

“Рисование нитками”

“Печатание бумагой”

“Рисование мыльной пеной”

“Рисование методом наката”

“Рисование ребром картона”

“Рисование с помощью соли”

“Рисование методом напыления”

“Рисование кляксами”

“Клеевая техника”

“Рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами”

“Рисование ногами”

“Рисование по кругу”

“Мятый рисунок”

“Рисование по клейстер”

“Рисование по стеклу”

“Рисование методом тычка”

“Печатание спичечным коробком”

“Оттиск поролоном”

“Пуантилизм”

Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу “зла” и “добра”. На занятиях нетрадиционной техникой рисования нужно научить растущего человечка думать, творить,

4.2.Модель деятельности

В творческой деятельности ребенка следует выделять три основных этапа, каждый из которых, в свою очередь, может быть детализирован и требует специфических методов и приемов руководства со стороны взрослого.

 Первый – возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена и самим ребенком или предложена воспитателем (конкретное же ее решение определяется самим ребенком. Чем старше дети и чем богаче их опыт в изобразительной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает их замысел.

 Второй этап – процесс создания изображения детьми. Изображение по теме, названной воспитателем, не лишает ребенка возможности проявить творчество, помогая направить его воображение, разумеется, если при этом воспитатель не регламентирует изобразительное решение. Значительно большие возможности возникают тогда, когда создается изображение по замыслу детей, когда задается лишь направление выбора темы, содержания изображения. Деятельность ребенка на этом этапе требует от него овладения способами изображения, выразительными средствами, которые специфичны для рисования.

 Третий этап – анализ результатов. Он тесно связан с двумя предыдущими этапами, является их логическим продолжением и завершением. Просмотр и анализ созданного детьми должны осуществляться при максимальной активности, что позволяет детям полнее осмыслить результат деятельности.

4.3.Основные принципы развития детского творчества:

* Принцип поэтапности (от простого к сложному)

* Принцип динамичности (техника понятна и освоена в совершенстве)

* Принцип сравнений (разнообразие вариантов и поиск новых техник и материалов)

* Принцип выбора (творческое взаимодействие взрослого и ребёнка)

4.4.Дополнительные стимулы:

1.Игра является основным видом деятельности детей.

2.Сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие.

3.Просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми.

4.Музыкальное сопровождение.

5.Эмоциональное объяснение способов действий и показ приемов изображения.

5.Этапы реализации:

1 этап –организационно - диагностический

Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий. Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.

2 этап - формирующий

Цель: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проводили занятия по проекту.

3 этап-обобщающий

Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности знаний детей. Анализ и подведение итогов работы. Третий этап включает в себя презентацию проекта.

6.Мониторинг проектной деятельности

Содержание психолого-педагогической работы с детьми 3-7 лет по освоению образовательной области «Художественное творчество» предполагает

формирование навыков и умений передавать общие признаки и некоторые характерные детали образа, относительное сходство по форме, цвету, величине, используя цвет как средство передачи предметного признака; умение изображать живые объекты, игрушки, используя изображение из пятен обобщенных округлых форм; изображать обобщенный образ предмета (например, здание: пол, крыша, стены, окна);

развитие творческого воображения.

Следовательно, диагностику овладения детьми изобразительной деятельностью необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям:

анализ продуктов детской деятельности;

выявление уровня творческого развития.

Диагностику рекомендуется проводить по следующим методикам(Приложение № 3):

Тест «Дорисовывание» Е. П. Торренса.

«Налей воду в кувшин».

«Составь букет для Снегурочки и Солнышка».

«Собери радугу». 

7. Продукты проекта

        1) Выставка рисунков

        2) Информационные папки – передвижки

        3) Мастер-классы, консультации, буклеты  для родителей и педагогов

8. Дальнейшее развитие проекта

После завершения проекта откроется возможность его дальнейшего развития. Проект определит те области деятельности, которые нуждаются в проведении изменений в соответствии с современными требованиями.

Дальнейшая реализация проекта позволит продолжить работу по формированию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования:

Оказать помощь педагогам, испытывающим трудности в профессиональной деятельности по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»;

Моделирование новых форм взаимодействия с родителями по вопросам развития художественно-творческих способностей дошкольников;

Обобщение и распространение педагогического опыта на различных уровнях.

9. Список литературы и интернет сайтов.

1 Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования //Дошкольное образование. – 2010 - №18

2 Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство«Скрипторий 2003»,2013.

3 Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство«Скрипторий 2003»,2013.

4 Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007

5 Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыками умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.

6 Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2007.

7 Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml

8 Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованыз родителей.-СПб.:КАРО,2010.

9 Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные заняти в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.

10 Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Проведение диагностики развития художественно - творческих способностей детей.

Средства диагностики результатов.

Предлагается диагностирование детей по следующим методикам:

1) Для исследования образной креативности (воображения, творческого мышления) использовался тест «Дорисовывание» Е. П. Торренса. Он позволит изучить параметры творческого мышления.

Материал: Испытуемому предлагают лист бумаги с нарисованными двумя рядами одинаковых контурных изображений (2 ряда по 4 кружка) и просят придумать и изобразить как можно больше предметов и вещей.

2) «Налей воду в кувшин». Оценивалось умение работать кистью (правильно держать, набирать краску, соблюдение последовательности работы с краской) .

3) «Составь букет для Снегурочки и Солнышка» (Подбери тёплые и холодные цвета)

4) «Собери радугу» (знание основных и вспомогательных цветов, умение смешивать цвета).

А так же проводится анализ детских работ с целью:

1. Оценки творчества в рисунке (оценивалась по критериям) :

самостоятельность замысла;

оригинальность изображения;

стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

2. Разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

многоцветная или ограниченная гамма – цветовое решение соответствует замыслу и характеристики изображаемого;

преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;

безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами) .

3. Уровень самостоятельности:

выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;

требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;

необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РИСОВАНИЯ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Фамилия, имя ребенка

Компоненты рисования

Содержание рисунка

Замысел

Технические умения и навыки

Средства выразительности

октябрь

апрель

октябрь

апрель

октябрь

апрель

октябрь

апрель

1

2

3

4

5

Условные обозначения: В - высокий уровень, С - средний уровень, Н - низкий уровень.

Критерии к оценке изучения особенностей рисования у детей дошкольного возраста

Компоненты рисования

Возраст детей

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Содержание рисунка

Изображают простые предметы и явления действительности (идет дождь).

Изображают простые предметы и явления действительности (идет дождь). Изображают несложные объекты, связывая их единым сюжетом («Цыплята гуляют в траве»), а также животных, сложные предметы и человека.

Изображают сказочные, бытовые, общественные сюжеты, разнообразные предметы. Рисуют по мотивам литературных и музыкальных произведений.

Замысел

Замысел неустойчив, меняется в процессе рисования.

Замысел создают до начала рисования, формулируя его в речи. В соответствии с ним выбирают формат и цвет бумаги, изобразительные и выразительные средства. Замыслы устойчивы и разнообразны

Технические умения и навыки

Аккуратно пользуется краской, правильно держит карандаш и кисть. Используют прямые, округлые, наклонные, длинные, короткие пересекающиеся линии, штрихи, мазки.

Закрашивают рисунки кистью, карандашом. Наносят штрихи и мазки по всей форме, не выходя за контур. Проводят широкие и узкие линии. Изображают круглую, овальную, треугольную, прямоугольную форму.

Смешивают краски. Совершенствуются разнообразные способы рисования предметов и явлений окружающей действительности, на основе чего изображенные объекты приобретают сходство с реальными.

Средства выразительности

Подбирают цвет, соответствующий предмету. Главное в рисунке выделяют пространственным изображением объектов на листе бумаги. Относительно правильно передают пропорции. Постепенно в рисунках появляется детализация предметов

Для создания выразительного образа применяют сочетание цветов. При изображении сложных предметов правильно передают в рисунке расположение частей и их соотношение по величине. Располагают объекты в ряд на одной горизонтальной линии на всем листе. Главное в рисунке выделяют с помощью цвета, величины, пространственного расположения. Передают некоторые индивидуальные признаки объектов (котенок полосатый и пестрый) и отдельные признаки сказочности предмета или ситуации (необычность формы, цвета деталей, расположения в пространстве).

Для отображения особенностей объектов, своего настроения и отношения к изображаемому используют разнообразие цветов и цветовых сочетаний. Правильно передают форму, пропорции, расположение частей и окраску предметов. Располагают изображения, а всем листе бумаги, на одной полосе, ближе и дальше. К 6,5-7 годам выделяют близкий, средний и задний план, линейную перспективу. В рисунке отражают связи между изображенными объектами.


Результаты диагностики считаются точкой отчета для прогнозирования особенностей развития ребенка и подбора оптимального содержания обучения и воспитания.

Приложение №2

Картотека нетрадиционных способов рисования.

Тычок жёсткой полусухой кистью.

Возраст: любой

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жёсткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата, либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками.

Возраст: от двух лет.

Средство выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой.

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск пробкой.

Возраст: от трёх лет.

Средство выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и пробка.

Оттиск печатками из картофеля.

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.

Обрывание бумаги.

Возраст: от трёх лет.

Средства выразительности: фактура, объём.

Материалы: салфетки или цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, кисть, плотная бумага, либо цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребёнок отрывает от листа бумаги кусочки небольшого размера или длинные полоски. Затем рисует клеем то, что хочет изобразить (малышам педагог выполняет один рисунок на всех), накладывает кусочки бумаги на клей. В результате изображение получается объёмным. Путем обрывания можно также изготовить крупные части изображения, например, туловище, лапки и голову паука. У них не ровные края, поэтому паук выглядит мохнатым. В данном случае части изображения намазываются клеем и наклеиваются на основу. Этот вид работы используется на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

Скатывание бумаги.

Возраст: от трёх лет.

Средства выразительности: фактура, объём.

Материалы: салфетки, либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнёт в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облако, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Оттиск поролоном.

Возраст: от четырёх лет.

Средство выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способы получения изображения: ребёнок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочки и поролон.

Оттиск пенопластом.

Возраст: от четырёх лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

Способы получения изображения: ребёнок прижимает пенопласт к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются мисочки и пенопласт.

Оттиск печатками из ластика.

Возраст: от четырёх лет.

Средство выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка с пропитанной гуашью подушечкой, акварельные краски, плотная бумага

любого цвета и размера, печатка из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или лезвия) или карандаши с ластиком на конце.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает ластик к пропитанной гуашью подушечке и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета меняется мисочка и печатка.

Оттиск смятой бумагой.

Возраст: от четырёх лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка с пропитанной гуашью подушечкой, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает смятую бумагу к подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняют мисочку и смятую бумагу.

Восковые мелки + акварель.

Возраст: от четырёх лет.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остаётся не закрашенным.

Свеча + акварель.

Возраст: от четырёх лет.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребёнок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остаётся белым.

Печать по трафарету.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка с пропитанной гуашью подушечкой, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной плёнки..

Способы получения: ребенок прижимает тампон из поролона к пропитанной гуашью подушечке и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет берутся другие тампоны и трафарет.

Монотипия предметная.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способы получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После этого, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

«Знакомая форма – новый образ».

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: изменчивость знакомой формы.

Материалы: простой карандаш, бумага, различные предметы, которые можно обводить (ножницы, подносы, стаканчики, ложки, кукольная одежда).

Можно обводить ладошки, ступни, кулачки, фигуру.

Способ получения изображения: ребёнок обводит карандашом выбранный предмет. Затем превращает его во что-то другое путём дорисовывания и раскрашивает любыми подходящими материалами. При обведении ступни ребёнок снимает обувь и ставит ногу на лист. Если обводится фигура, к стене крепится ватман, один ребёнок прислоняется к нему, другой его обводит.

Черно – белый граттаж.

( грунтованный лист )

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

Материалы: полукартон, либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, чёрная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом, либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Кляксография обычная.

Возраст: от пяти лет.

Средство выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь, либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с трубочкой.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь, либо жидкое разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография ниточкой.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь, пластиковая ложечка, нитка средней толщены.

Способ получения изображения: ребёнок опускает нитку в краску, отжимает её. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один её конец свободным. После этого с верху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

Набрызг.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жёсткая кисть, кусочек плотного картона, либо пластика (5 на 5см.).

Способ получения изображения: ребёнок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

Отпечатки листьев.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, листья различных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.

Способ получения изображения: ребёнок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка.

Каждый раз берётся новый лист. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Тиснение.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифлёный картон, пластмасса, монетки и т. д.), простой карандаш.

Способ получения изображения: ребёнок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифлёной поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.

Цветной граттаж.

Возраст: от шести лет.

Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью, либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

Монотопия пейзажная.

Возраст: от шести лет.

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение, пространство, композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь, либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребёнок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотопии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Рисование цветным клейстером.

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: Листы бумаги, кисти, мучной клейстер в мисочках, окрашенный гуашью.

Способ получения изображения: дети рисуют кисточками а также в технике предметной монотипии или кляксографии, используя вместо краски цветной клейстер.

Коллаж

Возраст: от пяти лет.

это изображение на бумаге, не только рисованное (кистью, пером, палочкой, мелом, воском и т.п.), но созданное также с помощью монтажа кусочков различных цветных и черно-белых материалов. Коллаж: само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько выше указанных т.е при выполнение коллажей дети использую ранее полученные навыки и умения нетрадиционных техник рисования. Пробуждается фантазия ребенка и занятие пре в ращается в увлекательную игру.

Использование изоленты в детском творчестве

Возраст: от пяти лет.

Используя обычную изоленту даже совсем маленький ребенок сможет изготовить симпатичные аппликации:

Необычный способ рисования получится, если аппликацию из изоленты раскрасить красками, а после того как краска высохнет, изоленту аккуратно снять с рисунка. С помощью этой нетрадиционной техники рисования можно рисовать как абстрактные картины: так и обычные.

Рисование на мятой бумаге.

Возраст: от трёх лет.

Технология рисования: эта техника интересна, тем, что в местах изгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивной, темной - это называется эффектом мозаики. Рисовать по мятой бумаге очень просто. Перед рисованием аккуратно мнем бумагу, потом аккуратно разглаживаем и начинаем рисовать.

Материал: мятая бумага, гуашевые краски, кисти, салфетки.

Приложение№1

Перспективное планирование по нетрадиционной технике рисования.

Старшая группа (2019-2020 г.)

Месяц (неделя)

Тема

Программное содержание

Вид работы

Сентябрь

(1 неделя)

Разработка проекта

Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.предварительная работа с детьми и родителями.

Подбор методической литературы по теме проекта, выбор оборудования и материалов.

Сентябрь

(2 неделя)

Диагностика.

По замыслу.

Развивать у детей видение художественного образа и замысла будущей картины. Учить создавать изображения путем использования различных предметов не боясь экспериментировать.

Освоение техники «отпечатывание различными предметами», путем экспериментирования.

Сентябрь

(3 неделя)

«Воздушные шары»

Закрепить представления детей о цветовом многообразии, ознакомить с хроматическими (основными) и ахроматическими цветами. Расширить знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов их получения.

Освоение смешивания основных цветов краски для получения новых оттенков, более сложных.

Сентябрь

(4 неделя)

«Компоты и варенье»

Познакомить детей с новым видом изобразительной технике – печатание фруктами. Упражнять в печатании. Развивать чувства композиции световосприятие, память, наблюдательность. Обобщить знания о фруктах и ягодах.

Освоение техники печатание фруктами (оттиск).

Октябрь

(1 неделя)

«Волшебный лес»

Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени. Познакомить с новым видом изобразительной техники – «печать листьями».Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы.Развивать чувства композиции, цветовосприятия.

Освоение техники печатания листьями.

Октябрь

(2 неделя)

«Пестрый котенок»

Познакомить детей с техникой рисования тычком (пуантилизм). Учить рисовать гуашью с помощью ватной палочки, смешивать краски и получать различные оттенки цвета. Развивать чувство прекрасного.

Освоение техники пуантилизм.

Октябрь

(3 неделя)

«Красная смородина»

 Воспитывать эстетически-нравственное отношение к природе через изображение ее образа в собственном творчестве. Расширять знания и представления детей об окружающем мире, познакомить с внешним видом красной смородины.

Формировать чувство композиции и ритма. Учить объединять разные техники в одной работе. (Техника тычка, печатание листьями.)

Освоение навыка совмещения, объединения двух техник в одной работе (пуантилизм и печатание листьями).

Октябрь

(4 неделя)

«Подводный мир»

Познакомить детей с техникой рисования мыльными пузырями. Продолжать учить детей работать с гуашью.

Воспитывать интерес к творчеству. Способствовать развитию - творческого воображения, мышления, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, глазомера, внимания.

Освоение техники рисования мыльными пузырями. (Заготовка фона для бедующего коллажа).

Ноябрь

(1 неделя)

«Разноцветные рыбки»

Вызвать интерес к рисованию акварельными карандашами. Стремиться передавать образ рыбки, добиваться выразительного образа. Познакомить детей с техникой коллаж. Закрепить умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. Развивать аккуратность, самостоятельность.

Освоение навыка рисования акварельными карандашами, техники коллаж.

Ноябрь

(2 неделя)

«По замыслу»

Развивать у детей видение художественного образа и замысла будущей картины. Развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение. Закрепить умение рисовать ладошками и пальцами

Рисование ладошками, пальцами.

Ноябрь

(3 неделя)

«Рисуем по шаблону»

Расширять представление детей о строении сложных предметов, развивать способность находить взаимосвязь главного и второстепенного. Научить детей смотреть на одну и ту же форму с разных сторон, помочь увидеть многообразие предметов, развивать воображение. Обучать способам изображения разных объектов приемом обрисовывания готовых шаблонов разных геометрических форм.

Развивать координацию движений, мелкую моторику рук.

Освоение рисования по шаблону.

Ноябрь

(4 неделя)

«Невидимый зверек»

Познакомить детей с техникой рисования свечей. Продолжать учить рисовать по шаблону. Закреплять умение использовать различные материалы,представление о композиции, сочетании цветов. Развивать воображение, творчество, самостоятельность в выборе сюжета.

Освоение техники рисования свечкой.

Декабрь

(1 неделя)

 «Снегири на ветках»

Познакомить детей с техникой рисования тычок жесткой полусухой кистью. Учить рисовать снегирей. Закрепить знания о зимующих птицах нашей родины. Воспитывать любовь и заботливое отношение к птицам, представление о том, что все в природе взаимосвязано, чувство ответственности за окружающий мир.

Освоение техники рисования тычком сухой, жесткой кистью.

Декабрь

(2 неделя)

«Зимние узоры»

Познакомить детей со способами изображения как монотипия (отпечаток), рисованием ниточками. Показать выразительные возможности, особенности рисования данными способами.

Развивать воображение, образное мышление, цветовосприятие, творческие способности детей. Вызвать интерес, отзывчивость, эмоциональный отклик к творческой деятельности.

Продолжить освоение техники монотипия.

Декабрь

(3 неделя)

«Письмо для деда мороза»

Создать предпраздничное нестроение. Учить изображать детей свои желания и эмоции через рисунок, самостоятельно выбирать и выполнять работу в понравившейся технике.

Самостоятельная работа детей.

Декабрь

(4 неделя)

«В лесу родилась елочка»

 Продолжать учить детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с новым необычным изобразительным материалом. Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания.

Освоение техники набрызг

Январь

(2 неделя)

«Волшебница зима»

 Познакомить с нетрадиционной техникой рисования манной крупой. Учить новым способам получения изображений. Развивать внимание, мышление. Воспитывать аккуратность при работе.

Освоение технике рисования – манной крупой.

Январь

(3 неделя)

«Сказочный зимний лес»

Продолжать учить детей самостоятельно передавать сюжет зимнего пейзажа с использованием нетрадиционных техник рисования. Развивать интерес детей к изобразительному творчеству посредством использования нетрадиционных техник рисования. Учить рисовать оттиском капустного листа. Учить задумывать и включать в рисунок знакомые предметы (елочки, снеговиков).

Освоение техники – оттиск (капустный лист).

Январь

(4 неделя)

«Семья снеговиков»

Познакомить детей с техникой рисования оттиск тканью. Создать радостное, предпраздничное настроение, вызвать положительные эмоции у детей. Продолжать развивать фантазию и образное мышление.

Освоение технике рисования оттиск тканью.

Февраль

(1 неделя)

«Музыкальный рисунок» 

Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования. Совершенствовать умение соотносить цвет с музыкой, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (темп, динамику, ритм и др.) Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном. Развивать композиционные навыки в компоновке общего панно.

Работа детей по впечатлениям от прослушанной музыки. Выбор техники по желанию детей.

Февраль

(2 неделя)

«Разноцветное небо»

Упражнять детей в рисовании по мокрой бумаге. Развивать чувство цвета, формы и композиции. Воспитывать желание восхищаться явлениями природы.

Освоение техники рисования по мокрой бумаги.

Февраль

(3 неделя)

«Соленое море»

Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения.

Продолжать развивать фантазию и воображение детей.

Закрепить навыки рисования красками, умение смешивать на палитре краску для получения нужного оттенка.

Освоение техники рисования с солью по сырой краске.

Февраль

(4 неделя)

«Красивые картинки из разноцветной нитки»

Продолжать учить детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с новой техникой - ниткография (рисование нитью). Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания, развивать фантазию, творческое мышление.

Освоение техники рисования – ниткография.

Март

(1 неделя)

«Пейзаж у озера»

Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства.

Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой изображения пейзажа — монотипией, показать ее изобразительные особенности, закрепить понятие о симметрии. Подвести детей к тому, что пейзаж можно рисовать не только с натуры, а придумать его самому. Развивать умения детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом.

Продолжать знакомится с техникой рисования – монотипия(пейзажная).

Март

(2 неделя)

«Превращение ладошки»

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество.

Рисование ладошками.

Март

(3 неделя)

«Подарок маме»

Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техник. Развивать чувство композиции

и ритма.

Самостоятельная работа детей.

Март

(4 неделя)

«Весенняя фантазия»

Упражнять в рисовании методом размывания краски на стекле и оттиска стекла на лист бумаги. Определить какими красками пользуется «Весна», развивать фантазию, воображение.

Освоение техники рисования – оттиск стеклом.

Апрель

(1 неделя)

«Весеннее дерево»

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «кляксография». Учить совмещать две техники в одном изображении (клаксография и пуантилизм).

Закреплять умение пользоваться знакомыми видами техники, для создания изображения, развивать цветовосприятие, чувство композиции, умение делать выводы. Развивать дыхательную систему, воображение и мышление.

Освоение техник рисования – кляксография, пуантилизм.

Апрель

(2 неделя)

«Планеты»

Закрепить умения детей в технике коллаж. Совершенствовать умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. Развивать аккуратность, самостоятельность.

Заготовить детали для будущего коллажа, упражнять в вырезании.

Апрель

(3 неделя)

«Космические дали»

Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данной технике и технике коллаж. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги. Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу.

Освоение техники коллаж. Продолжить осваивать набрызг.

Апрель

(4 неделя)

«Праздничная верба»

Рассказать почему верба является символом Пасхи, пополнить знания о празднике. Познакомить детей с новым материалом для рисования (пастель). Учить рисовать вербу по затонированой бумаге пастелью.

Рисование пастелью.

Май

(1 неделя)

«Праздничный салют»

Познакомить детей с новой техникой рисования – восковые мелки + акварель. Уточнить и пополнить знания детей о предстоящих праздниках (1, 9 мая), учить рисовать праздничный салют, соблюдать правила композиции и цветовой колорит.

Освоение техники рисования – восковые мелки + акварель.

Май

(2 неделя)

«Одуванчики - пушистое чудо природы»

Продолжить развивать у детей художественно-творческие способности с помощью техники - «набрызг». Обучать особенностям изображения объектов с помощью техники «набрызг», развивать мелкую моторику, цветовосприятие, эстетические восприятие,

воспитывать бережное отношение к природе средствами искусства.

Продолжить осваивать технику – набрызг (многослойный).

Май

(3 неделя)

Диагностика.

Закреплять умение детей рисовать понравившейся техникой. Развивать интерес к самостоятельной художественной деятельности. Воспитывать эстетические чувства, усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

Самостоятельная работа, техника рисования по выбору детей.

Итоговое мероприятие: Выставка рисунков за год «Детство. Творчество. Радость»

Перспективное планирование работы с родителями

Старшая группа (2019-2020 г.)

Месяц

Тема

Форма работы

Сентябрь

«Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»

Анкетирование

Октябрь

«Роль нетрадиционногорисования в развитии детей

старшего дошкольного возраста»

Родительское собрание

Ноябрь

Мастер-класс «Рисуем осенние деревья с детьми» с использованием нетрадиционных техник рисования

Родительское собрание

Декабрь

 «Нетрадиционные техники рисования с детьми»

Памятки

Январь

«Рисуем вместе с детьми»

Буклеты для

родителей

Февраль

«Необычными вещами мырисуем без труда»

Папка - передвижка

Март

«Несколько советов поразвитию творческих

способностей детей»

Памятки

Апрель

«Наш семейный портрет»

Совместный рисунок родителей и детей

Май

«Увлекательное рисование»

Анкетирование.

Выставка  детских рисунков,

выполненных в

нетрадиционных

техниках.

.

Перспективный план работы  с педагогами

(2019 – 2020 г.)

Сентябрь

Памятка «Руководство самостоятельной изобразительной деятельностью детей»

Октябрь

Консультация «Нетрадиционное рисование, как средство развития творчества у детей»

Ноябрь

Уголок ИЗО. Нетрадиционные материалы (ознакомительная экскурсия для воспитателей в группу).

Декабрь

Составить каталог на методическую литературу по теме.

Январь

Изучить опыт педагогов по данной теме.

Февраль

Открытый показ НОД в старшей группе «Кактус для Лунтика» с использованием техники выдувания..

Март

Круглый стол «Художественные техники рисования в старшей группе».

Апрель

Семинар – практикум «Знакомство с нетрадиционными техниками рисование в ДО и их роль в развитии дошкольного возраста».

Май

Отчет по проделанной работе по проекту

Перспективное планирование по нетрадиционной технике рисования.

Подготовительная группа (2020-2021 г.)

Месяц

Тема

Программное содержание

Вид работы

Сентябрь

(1 неделя)

Разработка плана мероприятий по проекту

Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.предварительная работа с детьми и родителями.

Подбор методической литературы по теме проекта, выбор оборудования и материалов.

Сентябрь

(2 неделя)

Диагностика.

По замыслу.

Развивать у детей видение художественного образа и замысла будущей картины. Учить создавать изображения путем использования различных предметов не боясь экспериментировать.

Освоение техники «отпечатывание различными предметами», путем экспериментирования.

Сентябрь

(3 неделя)

«Вишневый сад»

Продолжить учить детей делать «оттиск листьями», создавать законченный вид изображению, путем дорисовывания отдельных элементов, кистью. Развивать чувства композиции, цветовое восприятие.

Освоение техники «оттиск листьями» в усложнённом виде.

Сентябрь

(4 неделя)

«Пейзаж»

Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства.

Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой изображения пейзажа — монотипией, показать ее изобразительные особенности, закрепить понятие о симметрии. Подвести детей к тому, что пейзаж можно рисовать не только с натуры, а придумать его самому. Развивать умения детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом.

Продолжать знакомится с техникой рисования – монотипия (пейзажная).

Октябрь

(1 неделя)

«Осенний букет»

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «набрызг». Усложнение работы за счет наложения набрызгадруг на друга используя разные оттенки цвета. Развивать у детей внимание, мышление, цветовое восприятие. Воспитывать аккуратность при работе.

Освоение техники «набрызгмногослойный».

Октябрь

(2 неделя)

«Синичка на ветки»

Учить детей самостоятельно отображать образ синички сидящей на ветки, используя простой карандаш. Продолжать знакомить с техникой «пуантилизм». Развивать чувство композиции, цветовое восприятие.

Продолжать знакомить с техникой «пуантилизм».

Октябрь

(3 неделя)

«Город»

Познакомить детей с новой техникой, рисование кусочками картона. Учить рисовать полосками картона, составлять законченый сюжет; закрепить умение набирать краску на картон и изображать предметы. Развивать чувства композиции.

Освоение техники рисования кусочками картона.

Октябрь

(4 неделя)

«Сказочная рыбка»

Познакомить детей с новой техникой создания изображений - «мозаика». Учить детей самостоятельно отображать образ рыбки, используя простой карандаш. Далее используя кусочки цветной бумаги и клей, учить создавать мозаичную композицию. Воспитывать аккуратность при работе.

Освоение техники «мозаика».

Ноябрь

(1 неделя)

«Рыжая лисичка»

Продолжать знакомить детей с техникой «тычок жесткой кистью». Усложнение работы за счет подбора и использование разных оттенков цвета, и наложение их друг

на друга, выделяя света, и тени. Развивать воображение, образное мышление, цветовое восприятие, творческие способности детей. 

Продолжать знакомить с техникой «тычок сухой, жесткой кистью».

Ноябрь

(2 неделя)

«Пингвины в Артике»

Познакомить детей с новой техникой – «тампонирование». Учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке облик птиц. Умение применять в одной работе разные техники. Познакомить с пингвинами, средой их обитания. Развивать воображение, творчество.

Освоение техники «тампонирование».

Ноябрь

(3 неделя)

«Северное сияние»

Продолжать знакомить детей с техникой «ниткография». Развивать цветовое восприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания, развивать фантазию, творческое мышление.

Продолжать знакомить с техникой «ниткография».

Ноябрь

(4 неделя)

«Зимние цветы»

Совершенствования двух техник - «примакивание кистью», и рисование ватными палочками. Учить создавать рисунок пользуясь ощущениями от просматриваемых картин. Закреплять умение пользоваться знакомыми видами техники, для создания изображения, развивать цветовое восприятие, чувство композиции.

Совершенствование техник «пиримакивание кистью», рисование ватными палочками.

Декабрь

(1 неделя)

«Снежинка»

Познакомить детей с новой техникой рисования – «граттаж». Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. Продолжать развивать фантазию и воображение детей.

Освоение техники «граттаж».

Декабрь

(2 неделя)

«Мастерская Деда Мороза»

(Делаем заготовки новогодних шаров)

Продолжать знакомить детей с техникой монотипия. Воспитывать интерес к творчеству. Способствовать развитию - творческого воображения, мышления, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, глазомера, внимания.

Продолжать знакомить с техникой «монотипия». (Заготовки для бедующего коллажа).

Декабрь

(3 неделя)

«Мастерская Деда Мороза»

Рисуем фон для завершения работы. Соединяем фон и

заготовки новогодних шаров. Учить создавать целостность композиции.

Освоение техники «коллаж».

Январь

(2 неделя)

«Зимний узор на окне»

Учить детей пользоваться новой техникой. Развивать воображение и творчество.

Освоение новой техники рисования – рисование свечой.

Январь

(2 неделя)

«Мишка на севере»

Продолжать совершенствовать технику «пуантилизм». Учить рисовать гуашью с помощью ватной палочки, смешивать краски и получать различные оттенки цвета. Развивать чувство прекрасного.

Совершенствование техники «пуантилизм».

Январь

(2 неделя)

«Зимний лес»

Закрепить умение рисовать мыльными пузырями

Продолжать развивать фантазию и воображение детей.

Закрепить навыки рисования красками, умение смешивать на палитре краску для получения нужного оттенка.

Освоение техники рисования мыльными пузырями.

Февраль

(1 неделя)

«Кактус»

Учить детей рисовать с помощью техники «выдувания». Создать радостное, настроение, вызвать положительные эмоции у детей. Продолжать развивать фантазию и образное мышление.

Рисование техникой «выдувания».

Февраль

(2 неделя)

«Необычный букет»

Познакомить детей с техникой одного мазка. Научить рисовать цветы за один мазок, путем набирание на кисть двух контрастных красок. Развивать цветовое восприятие,

умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания, развивать фантазию, творческое мышление.

Освоение техники «одного мазка».

Февраль

(3 неделя)

«Сказка о глупом мышонке»

Познакомить детей с техникой «пластилинография». Научить создавать картины рисуя пластилином, расширить знания детей о пластилине и его возможностях. Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное.

Освоение техники «пластилинография».

Февраль

(4 неделя)

«Пушистый котенок»

Продолжать учить рисовать пастелью по затонированой бумаге. Учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции.

Рисование постелью.

Март

(1 неделя)

«Букет»

Учить создавать цветочную композицию на сырой бумаге, дорисовывать отдельные детали изображения кистью. Развивать воображение и творчество.

Рисование по мокрой бумаге.

Март

(2 неделя)

«Бабочки»

Продолжать знакомить детей с техникой «набрызгмногослойный». Учить выполнять работу в два этапа: заготовка фона, нанесение изображения на фон. Развивать внимание, мышление. Воспитывать аккуратность при работе.

Продолжать знакомить с техникой «набрызгмногослойный».

Март

(3 неделя)

«Нежные цветы»

Продолжить знакомить детей с техникой использования восковых мелков и акварели. Познакомить детей с витражом. Учить придавать рисунку эффект витража, рисовать цветы используя шаблоны. Соблюдать правила композиции и цветовой колорит.

Продолжать знакомить с техникой акварель + восковые мелки.

Март

(4 неделя)

«Цветы в корзине»

Закрепить умение рисовать техникой «печать». Проявлять внимательность, воспитывать усидчивость,

целенаправленность.

Освоение техники «печать»

Апрель

(1 неделя)

«Весенние дерево»

Учить детей использовать две техники в одной работе, восковые мелки + акварель и небрызг. Продолжать обучать особенностям изображения объектов с помощью техники «набрызг», развивать мелкую моторику, цветовое восприятие, эстетические восприятие.

Использование двух техник, восковые мелки + акварель и небрызг.

Апрель

(2 неделя)

«Ночной город»

Продолжать знакомить детей с нетрадиционным рисованием. Учить создавать яркое, насыщенное изображение на темной бумаге. Продолжать развивать фантазию и образное мышление.

Рисование мелом на тонированной бумаге.

Апрель

(3 неделя)

«Морские просторы»

Продолжать знакомить детей с техникой «монотипия». Подвести детей к тому, что эта техника бывает дух видов, предметная и пейзажная, и использовать ее можно по-разному. Развивать умения детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом.

Продолжать знакомить с техникой «монотипия».

Апрель

(4 неделя)

«Цветение яблони»

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «кляксография». Учить совмещать две техники в одном изображении (клаксография и пуантилизм).

Закреплять умение пользоваться знакомыми видами техники, для создания изображения, развивать цветовое восприятие, чувство композиции, умение делать выводы. Развивать дыхательную систему, воображение и мышление.

Освоение техник рисования – кляксография, пуантилизм.

Май

(1 неделя)

«Праздничный салют»

Продолжать знакомит детей с техникой «граттаж». Учить самостоятельно наносить изображение. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.

Продолжать знакомить с техникой «граттаж».

Май

(2 неделя)

«Радуга над поляной»

Совершенствование техники «тычок жесткой, сухой кистью». Развивать воображение, образное мышление, цветовое восприятие, творческие способности детей. Вызвать интерес, отзывчивость, эмоциональный отклик к творческой деятельности.

Продолжать знакомить с техникой «тычок жесткой, сухой кистью».

Май

(3 неделя)

Диагностика.

Закреплять умение детей рисовать понравившейся техникой. Развивать интерес к самостоятельной художественной деятельности. Воспитывать эстетические чувства, усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

Самостоятельная работа, техника рисования по выбору детей.

Итоговые мероприятия: Фотовыставка «По страницам нашего творчества»

Перспективное планирование работы с родителями

Подготовительная  группа (2020-2021 г.)

Месяц

.Тема

Форма работы

Сентябрь

 «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности».

Анкетирование

Октябрь

 «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей»

Консультация

Ноябрь

 «Рисование  нетрадиционными способами»

Папки-передвижка

Декабрь

 «Рисуем без кисточки»

Мастер – класс

Январь

 «Зимние художества в нетрадиционной технике»

 Консультация

Февраль

«Как развивать творчество».

Буклеты для родителей

Март

 «Рисовать- это важно!»

Консультация

Апрель

 «Творим вместе»

Выставка совместных работ

Май

1. «Подведение итогов проекта. Результаты работы»

2.«Мы любим рисовать!»

1. Родительское собрание. Анкетирование.

2.Выставка с творческими работами детей

Перспективный план работы  с педагогами

(2020 – 2021 г.)

Сентябрь

Анкетирования«Нетрадиционное ИЗО в вашей группе»

Октябрь

Памятка «Нетрадиционные техники рисования с детьми»

Ноябрь

Экскурсия в группу  «Как и чем оборудовать уголок нетрадиционной изодеятельности»

Декабрь  

Семинар – практикум  на тему: «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии креативности детей дошкольного возраста»

Январь

Открытый показ НОД с использованием нетрадиционных техник рисования

Февраль

Круглый стол: «Делимся опытом»

Март

Мастер-класс для воспитателей «Рисуем мыльными пузырями»

Апрель

Выступление на семинаре для воспитателей на тему: "Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми с ОВЗ"

Май

Представление опыта  работы на тему: «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные способы рисования»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования»

«Развитие творческих способностей детейчерез нетрадиционные  техники рисования»...

Творческий отчет (из опыта работы) «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования»

На организованной деятельности по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эсте...

План по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования»

Актуальность темы.Художественное творчество - один из любимых видов детской деятельности. Развивать творческие способности дошкольника задача взрослого. А это значит, что руко...

Мастер - класс "Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования - "цветная соль""

Цель данного мастер - класса - расширить представления педагогов о развитии творчества детей через обучение рисованию цветной солью...

Перспективное планирование по теме "Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования, детей старшего дошкольного возраста" с картотекой

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для ...

Педагогический опыт "Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные способы рисования"

quot;Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные способы рисования"...