Рабочая программа дополнительного образования художественно - эстетической направленности «Приключения кляксы» Программа предназначена для детей 5-7 лет
рабочая программа по рисованию

Комарова Татьяна Станиславовна

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. В нетрадиционном рисовании нет правильных или неправильных изображений, линий, сочетаний цветов, но есть момент неожиданности, вариативности, маленького чуда, своего собственного. Эти яркие моменты только усиливают интерес к нетрадиционным способам рисования и вызывают неослабевающее желание творить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klyaksa_6-7_let.docx33.82 КБ
Файл prilozheni1.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ясли – сад №15 «Солнышко» с.Новопокровка» Кировского района

Республики Крым

ПРИНЯТО                                                             Утверждаю:

Протокол педагогического совета                       заведующий МБДОУ

№___от____________20___ г.                             «Ясли – сад №15 «Солнышко»                    

                                                                                   с.Новопокровка»

                                                                                  ________Шпак Е.В.

                                                                                  «___»___________2019г.

                                                                                   Приказ №_____

Рабочая программа

дополнительного образования

художественно - эстетической направленности

«Приключения кляксы»

Программа предназначена для детей 5-7 лет

на 2019 - 2020 учебный год

Срок реализации программы 1 год

                                                                                                    Воспитатель

Комарова Т.С.

                                                     

                                                     

                                           с. Новопокровка

                                                      2019

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка………………………………………………………...…3

Цель программы ……………………………………………………………….....3

Задачи…………………………………………………………………………..….3

Актуальность программы……………………………………………………...…4

Практическая значимость программы………………………………………...…4

Педагогическая целесообразность…………………………………………….…5

Виды и техники нетрадиционного рисования…………………………………..6

Структура занятия. Используемые методы………………………………..……6

Интеграция с образовательными областями………………………………...…..7

Методические рекомендации………………………………………….…………8

Ожидаемые результаты………………………………………………………...…8

Список использованной литературы…………………………………….…..…10

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Приключения кляксы» разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 - ФЗ, ФГОС ДО от 17 октября 2013г №1155, в дополнение к основной образовательной программы МБДОУ «Ясли-сад №15 «Солнышко» с.Новопокровка,  а также с учётом примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

      Занятия проводятся во второй половине дня 1 раз в неделю в течение 30 минут.

     Настоящая программа рассчитана на один учебный год – со 2 сентября по 29 мая.

Программа предназначена для дополнительного образования и развития детей 6-7лет.

 

Цель программы:

Развитие интегративных качеств дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования.

Программа разработана как специализированная для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию.

Задачи:

Совершенствование  условий для развития детской индивидуальности средствами нетрадиционного рисования: обогащение развивающей среды, способствующей возникновению и развитию самостоятельной художественной деятельности; создание современной игровой предметно - развивающей среды для развития интегративных качеств дошкольников; превращение ребёнка в активного участника образовательного процесса, дать возможность самому принимать решения и делать выводы при ознакомлении с произведениями искусства; Получение и закрепление знаний и навыков в области изобразительной деятельности, формирование основ художественного вкуса. Взаимодействие с семьями воспитанников в вопросах приобщения дошкольников к искусству.

Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки Казаковой Р.Г. , Давыдовой Г.Н., Комаровой Т.С., Лыковой И. А., Никитиной А.В, Утробина К.К., Утробин Г.Ф. различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития их интегративных качеств. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Приключения кляксы» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

 

Актуальность программы

       Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. В нетрадиционном рисовании нет правильных или неправильных изображений, линий, сочетаний цветов, но есть момент неожиданности, вариативности, маленького чуда, своего собственного. Эти яркие моменты только усиливают интерес к нетрадиционным способам рисования и вызывают неослабевающее желание творить. Нетрадиционное рисование способствует снятию у детей общего напряжения, боязни «А вдруг не получится?» и дарит детям радость от собственной успешности, поднимает самооценку. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Увлекаясь нетрадиционными техниками рисования, дошкольники не только занимаются изобразительной деятельностью, но и экспериментируют с материалами, красками, знакомятся с их свойствами, способностью взаимодействовать между собой; самостоятельно подбирают и используют новые техники и приспособления для нетрадиционного рисования. Таким образом, занятия плавно перетекают в детскую опытническую деятельность, что является ярким примером интеграции образовательных областей и способствует формированию гармоничной, интеллектуально развитой, любознательной, социально адаптированной личности, способной к анализу окружающей действительности.

Практическая значимость программы

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности

Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"

Педагогическая целесообразность.

Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.

Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе:

  • Развивает уверенность в своих силах.
  • Способствует снятию детских страхов.
  • Учит детей свободно выражать свой замысел.
  • Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
  • Учит детей работать с разнообразными художественными,природными и бросовыми материалами .
  • Развивает мелкую моторику рук.
  • Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
  • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
  • Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных техник нетрадиционного рисования.

Новизной и отличительной особенностью программы «Приключения кляксы» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Виды и техники нетрадиционного рисования.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

Так, в работе с детьми подготовительной группы я использую следующие техники нетрадиционного рисования:

  • рисование солью;
  • рисование восковыми мелками и акварелью;
  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография с ниточкой;
  • кляксография с трубочкой;
  • печать по трафарету;
  • «расчесывание краски»;
  • монотипия предметная;
  • монотипия пейзажная;
  • кляксография обычная;
  • гратаж;
  • набрызг.

Структура занятия. Используемые методы.:

В познавательно-исследовательской деятельности используются разнообразные приемы повышения активности ребенка – образность, эмоциональность, значимость и необходимость участия каждого в деятельности.

Познавательно-исследовательская деятельность происходит поэтапно:

Водная часть или организационный момент.

Цель: привлечь внимание детей, создать мотивацию.

Используются методические приемы:

Художественное слово – стихи, загадки, сказки; Прослушивание аудиозаписей – звуков природы, животных.

Основная или практическая часть, включает в себя знакомство с нетрадиционной техникой рисования, выполнение практической деятельности с детьми, индивидуальные уточнения техники в процессе рисования.

Используются приемы:

Рассматривание иллюстраций; Показ приемов и этапов работы; Определение этапов работы; Внесение дополнений в общую композицию.

Заключительная часть.

Цель: способствовать развитию речевой и двигательной моторики рук.

Методические приемы:

Проведение тематической подвижной игры; Просмотр рисунков в игровой форме – выбери самую веселую, необычную композицию; Слушание песенки или стихотворения.

Каждый этап заканчивается физминуткой, которая способствует развитию координации речи и движений.

Таким образом, можно сделать вывод, что в структуре занятий используются информационно-рецептивный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательские методы.

Доступность использования нетрадиционных техник рисования, определяется возрастными особенностями дошкольников и складывается из принципов:

От простого к сложному Принцип наглядности – создана развивающая среда в группе в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, построена с учетом принципов интеграции образовательных областей; Принцип индивидуализации – обеспечение развития каждого ребенка; Социализация– развитие личности, креативности.

Интеграция с образовательными областями.

«Познание»

Развивает познавательно-исследовательскую деятельность; Формирует сенсорные представления;

Расширяет кругозор, развивает личностные качества;

«Коммуникация»

Способствует расширению словарного запаса, помогает формированию устной речи, ее развитию и обогащению;

«Социализация»

Приобщает к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

Воспитывает стремление договариваться друг с другом, уступать товарищам;

«Труд»

Формирует у детей умение работать индивидуально и создавать коллективные композиции, трудолюбие;

Закрепляет навыки владения кисточкой и другими материалами;

«Художественная литература»

Развивает литературную речь, приобщает к словесному искусству;

«Музыка»

Способствует эмоциональному восприятию

«Физическая культура»

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья у детей.

Методические рекомендации

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. Большое внимание в моей программе уделено сезонным изменениям в природе. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы

Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы:

  • Проведение выставок детских работ;
  • Проведение открытого мероприятия;
  • Проведение мастер-класса для педагогов;
  • Проведение консультаций для родителей.

Ожидаемые результаты:

посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:

  • обеспечению эмоционального благополучия;
  • развитию творческих способностей;
  • активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
  • развитию мелкой моторики рук;
  • обострению тактильного восприятия;
  • улучшению цветовосприятия;
  • концентрации внимания;
  • повышению уровня воображения и самооценки;
  • расширение и обогащение художественного опыта;
  • формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом;
  • сформируются навыки трудовой деятельности;
  • умение находить новые способы для художественного изображения;
  • умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности;
  • развитие творческих способностей.

Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения   любые доступные средства.

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Казакова Р.Г.Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционныетехники, планирование, конспектызанятий. ТЦ Сфера, 2006.
  2. Самолдина К.А. Полихудожественный подход к воспитанию дошкольника. // Новосибирск, НИПКиПРО, 2007г.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.
  3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
  4. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 2013
  5. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. 2007г.
  6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2016.
  7. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. 2016г.
  8. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. Рисуем и познаем окружающий мир. 2097г.



Предварительный просмотр:

Приложение №____

Перспективный план Кружка «Приключения кляксы»

Период

Тема/ техника нетрадиционного рисования

Источник

1

«Музыкальный рисунок» разнообразие линий

Г.Н. Давыдова ч.2 стр.30

2

«Я шагаю по ковру из осенних листьев» оттиск листьями

Р.Г. Казакова стр. 105, Утробина К.К. 42

3

«Осенние мотивы» раздувание краски

Г.Н. Давыдова ч.1 стр.26

4

«Золотая осень» набрызг, печать листьями

Р.Г. Казакова стр.102

5

«Зачем человеку зонт» печать по трафарету

Р.Г. Казакова стр. 101

6

«Дары осени» оттиск штампом, печать по трафарету

Г.Н. Давыдова ч.1 стр119

7

«Хмурая, поздняя осень» монотипия, восковые мелки, акварель

Р.Г. Казакова стр. 104

8

«Мое любимое дерево осенью» монотипия, рисование пальчиками

Утробина К.К стр. 42                     Р.Г. Казакова стр. 84

9

«Животные, которых я сам придумал» кляксография, обведение ступни, кисти руки

Р.Г. Казакова стр. 108

10

«Я люблю пушистое» тычок жесткой, полусухой кистью

Р.Г. Казакова стр. 110 Утробина К.К стр. 45

11

«Плюшевый медвежонок» оттиск поролоном, смятой бумагой

Г.Н. Давыдова ч.2 стр.17

Утробина К.К стр.32

12

«Украсим платье (свитер)» оттиск поролоном, ватными палочками

Р.Г. Казакова стр. 43

13

«Зимние напевы» восковые мелки, акварель

Г.Н. Давыдова ч.2 стр.5

14

«Моя любимая погода зимой» набрызг, печать, тычок

Р.Г. Казакова стр.111

Утробина К.К стр.48

15

«Необычная посуда» оттиск поролоном, печать по трафарету

Р.Г. Казакова стр. 120

Утробина К.К стр. 49

16

«Дед Мороз» рисование солью

Г.Н. Давыдова ч.2 стр.38

17

«Витражи для окошек в избушке Зимушки - Зимы» витраж

Г.Н. Давыдова ч.1 стр. 45

18

«Верблюд в пустыне» расчесывание краски

Г.Н. Давыдова ч.2 стр.11

19

«Мой портрет» черно – белый граттаж, акварель + восковые мелки

Р.Г. Казакова* стр.5

20

«Красивые картинки из разноцветных ниток». Рисование нитками

Н.Г. Давыдова ч.2

стр.34

21

«Я в подводном мире». Рисование ладошкой, восковые мелки + акварель.

Р.Г. Казакова стр.107

22

«Необычные машины». Оттиск пробкой и печатками.

.

Р.Г. Казакова стр.124

23

«По замыслу» (различные нетрадиционные техники)

Р.Г. Казакова*стр.11

24

«Сказочные цветы» Различные нетрадиционные техники

Р.Г. Казакова *стр.8

25

   «Открытка для мамы (мамины любимые цветы)». Печать по трафарету, рисование пальчиками.

Р.Г. Казакова*стр.23

Утробина К.К стр.53

26

«Филин». Тычок полусухой жесткой кистью

Р.Г. Казакова *стр.17

Утробина К.К стр.52

27

«Ветка с первыми листьями (с натуры)». Оттиск печатками, тычок

Р.Г. Казакова *стр.18

Утробина К.К стр. 37

28

«Волшебный карандашик». Различные нетрадиционные техники

Г.Н.Давыдовач.1 стр 54

29

«Березка». Различные нетрадиционные техники

Г.Н.Давыдовач.1стр 105

30

«Космический пейзаж». Граттаж.

Г.Н.Давыдовач.1 стр100

31

«Рисуем по шаблону». Печать по шаблону

Г.Н. Давыдова ч.1стр 57

32

«Мое любимое дерево весной» монотипия, рисование пальчиками

Р.Г. Казакова стр. 84

Утробина К.К

33

«Пейзаж у озера». Монотипия, тычок

Н.Г.Давыдовач.1 стр. 31

Утробина К.К стр. 54

34

     «Праздничный салют над городом». Различные нетрадиционные техники

Г.Н. Давыдова ч.1 стр 41

Утробина К.К стр. 10

35

«По замыслу»

Р.Г. Казакова*стр. 15

Утробина К.К стр. 29

36

Бабочки, которых я видел летом». Монотипия, обведение ладошки и кулака.

Р.Г.Казакова, стр 106)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности: «Весёлые ладошки!»

Рабочая  программадополнительного  образованияхудожественно-эстетическойнаправленности:«Весёлые ладошки!» Программа дополнительного образования   художественно-эстетической...

Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности: «Весёлые ладошки!»

Рабочая  программадополнительного  образованияхудожественно-эстетическойнаправленности:«Весёлые ладошки!» Программа дополнительного образования   художественно-эстетической...

Рабочая программа дополнительного образования художественно - эстетической направленности «Волшебная паутинка»

Программа художественно-эстетической направленности «Волшебная изонить» является модифицированной программой дополнительного образования для детей дошкольного возраста и нацелена на обеспечение самооп...

Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности: «Весёлые ладошки!»

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования художественно - эстетической направленности «Мир красок»

Программа дополнительного образования художественно - эстетической направленности «Мир красок» по ознакомлению детей с видами изобразительного искусства – графика, живопись в те...

Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей 5 - 7 лет «Маленькие художники».

Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей 5 - 7 лет «Маленькие художники». ...

Рабочая программа дополнительного образования Художественно-эстетической направленности «ШИШКОЙ, МАКОМ, КОЛОСОЧКОМ - МЫ РИСУЕМ НА ЛИСТОЧКАХ»

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребен...