Итоги работы по изобразительной деятельности. 2019-2020 учебный год
материал

Корнеева Елена Ивановна

Вот и еще один год позади, который требует подведения итогов. Каждый человек мечтает видеть своего ребенка здоровым, талантливым, умным, удачливым, а самое главное - счастливым! Уверена, невозможно быть счастливым, если не стремишься к созиданию, не имеешь желания творить прекрасное. Учить этому надо с раннего возраста, развивая образное восприятие и пространственное мышление. Описываю содержание работы за год. успехи и достижения своих воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogi_raboty_izo_19-_20g.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №65»

Итоги работы

по изобразительной деятельности

2019–2020 учебный год

Педагог дополнительного образования

по изобразительной деятельности

Корнеева Е.И.

г. Курск, 2020 г.

Вот и еще один учебный год позади, который требует подведения итогов.

Каждый человек мечтает видеть своего ребенка здоровым, талантливым, умным, удачливым, а самое главное – счастливым! Счастье многогранно и многолико, но, уверена, невозможно быть счастливым, если не стремишься к созиданию, гармонии, не имеешь желания творить прекрасное. Учить этому следует с раннего возраста, развивая образное восприятие и пространственное мышление.

В 2019 – 2020 учебном году я проводила занятия по изобразительной деятельности в группах общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет (группа №5), для детей 4-5 лет (группа №4) и в группах комбинированной направленности для детей 5-6 лет (группа №3) и детей 6-7 лет (группа №2) – по 2 занятия в неделю.

В своей работе, используя программу И.А. Лыковой «Цветные ладошки» и дополнительный материал, составила свою программу художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Разноцветный мир», которую старалась комплексно направить на практическое воплощение новых идей и подходов в содержании художественно-эстетической деятельности детей, придания ей развивающего и творческого характера.

Не нарушая общей направленности программы «Цветные ладошки», старалась учитывать специфику ее реализации, поскольку подхожу к каждой группе детей, каждому ребенку индивидуально. Считаю, что только такой подход сможет обеспечить развитие индивидуальности ребенка, а также способствовать развитию инициативы и творчества педагога.

В своей программе учитывала возрастные и психологические особенности развития детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. На каждом занятии решались обучающие, развивающие и воспитывающие задачи. Основную задачу в формировании изобразительной деятельности видела в пробуждении интереса детей к ней и ее результатам. Считаю, что с этой задачей справилась успешно, так как у детей заметно улучшилось эмоционально-эстетическое отношение к занятиям изобразительной деятельностью, появился интерес к ней и ее результатам. Дети с большим нетерпением ожидали этих занятий, что выражалось в постоянных вопросах: «А когда вы еще к нам придете?», «Когда мы еще будем заниматься?».

Для меня важно было не просто научить детей рисовать, лепить, вырезать, а формировать их эстетический вкус, эстетическое восприятие, свое отношение к изображаемому предмету. Но самое главное, чего я пытаюсь добиться – это вызывать у детей живой интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интересно придумать его и как можно лучше выполнить, развивать творчество детей в процессе изобразительной деятельности, их воображение.

Одним из важных условий организации педагогической работы по формированию изобразительной деятельности стало создание организованной предметной среды, которая способствует развитию интереса к изобразительной деятельности, накоплению опыта рисования, повышению самостоятельности и творчества детей, а также налаживанию их взаимодействия в процессе изобразительной деятельности. С этой целью в каждой группе были организованы уголки детского творчества, где дошкольники могли самостоятельно выбирать различные изобразительные средства (карандаши, фломастеры, цветные ручки, краски, мелки, пластилин), рассматривать готовые изображения и поделки, использовать трафареты, книжки-раскраски и др. При создании уголков учитывались индивидуальные особенности детей, их желания и возможности.

Дети приносили из дома любимые краски, карандаши, книжки-раскраски, пластическую массу, чтобы все могли ими воспользоваться. Материал, находящийся в уголках детского творчества, варьировался в зависимости от изобразительных возможностей детей и периодически обновлялся по мере появления у них новых навыков. В уголках творчества устраивались выставки детских работ для родителей, для ребят из других групп. Наличие в группе поделок, аппликаций, рисунков использовалось для украшения группы, раздевалки.

Иногда приходится слышать, что детей радуют любые их рисунки, потому что творят они для себя и мнение окружающих их не волнует. Но ведь это не так. Ребенок, как показывает мой многолетний опыт работы с детьми, чутко реагирует на замечания товарищей, оценку педагога, семьи. Похвала радует детей, вызывает у них хорошее настроение, положительное отношение к деятельности. И я стараюсь не скупиться на эту оценку, ведь она вызывает у ребенка чувство уверенности, поддерживает интерес к художественно-творческой деятельности. Даже четырехлетний ребенок хорошо понимает свое неумение, и оно огорчает его.

Общественную направленность изобразительная деятельность приобретает тогда, когда дети создают что-то для других (поделки, игрушки, изображения в подарок малышам; подарки папам и мамам к праздникам, ко дню рождения сверстников и т.п.). В этом случае дети испытывают особое чувство ответственности, стремятся выполнить рисунок, лепку, аппликацию как можно лучше. Это способствует формированию чувства долга, коллективизма, внимания и заботы о других ребятах, близких людях.

Существенное влияние на нравственное воспитание детей оказывает коллективный характер занятий по изобразительной деятельности, заключающийся в том, что дети занимаются все вместе, создавая каждый свое изображение, затем сообща рассматривают и оценивают все выполненные работы.

В процессе изобразительной деятельности воспитываю у детей нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ воспитываю умение объединиться для общего дела, договориться о выполнении общей работы, стремление помочь другу.

Не забываю и о том, что в процессе изобразительной деятельности формируется отношение детей к труду и умение трудиться. Существует мнение, что рисование, лепка, аппликация являются для детей лишь игрой, забавой. Однако без применения трудового усилия изображение создать невозможно.

На занятиях по изобразительной деятельности я старалась создавать благоприятные условия для развития речи детей, осуществления свободного, естественного речевого общения по поводу деятельности и ее результата. На занятиях накапливала и обогащала словарный запас детей, развивала связную речь, правильное произношение. Особое внимание на это обращала в группах комбинированного обучения для детей с нарушениями речи (группа №3 и группа №2). Так, например, на аппликации предлагала детям объяснить для сверстников последовательность приемов изготовления объемного листочка. При этом обращала внимание на правильность построения фразы, согласование частей речи, окончания слов. Речевая и умственная работа в головках детей в это время происходила колоссальная. Дети не только запоминали последовательность изготовления поделки путем ее проговаривания, но и учились правильно говорить, мыслить операциями.

А ведь речевое сопровождение процесса изображения позволяет ребенку осознать то, что он рисует, лепит, вырезает, последовательно строить этот процесс. Называя, что он рисует и что будет изображать после, ребенок как бы планирует свою деятельность.

В процессе занятий изобразительной деятельности развивала мелкую мускулатуру рук, координацию движений руки и глаза (при этом использовала пальчиковую гимнастику), ручную умелость; это облегчит в дальнейшем овладение детьми письмом в школе.

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ними.

Рисование – одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.

Тематика рисунков в разных возрастных группах была разнообразна. Ребята рисовали все, что их интересует, соответственно возрасту: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т.д.

На занятиях я использовала, в основном, цветные карандаши, фломастеры, , акварельные и гуашевые краски. В подготовительной к школе группе использовала еще восковые мелки (темы: «Осьминог», «Облака», «Волшебная мозаика»). В младшей и средней группах использовала такие инструменты для рисования, как: тычки, ватные палочки, пальчики, тампоны. Новые материалы расширяют изобразительные возможности детей, облегчают закрашивание больших поверхностей и крупных форм.

Восприятие окружающей жизни – основа методики обучения изобразительной деятельности. Поэтому все образы, с которыми связываются линии, круги, точки, должны быть ранее восприняты детьми младшей группы, и не только зрительно, но и в активной деятельности («Вьюга-завируха», «Серпантин», «Сороконожка» и т.п.). В процессе занятий малыши были активны, в их сознании продолжал жить образ, который они воплощали в рисунке.

В некоторых случаях, когда нельзя показать детям предмет, использовала картинку или хорошо выполненный рисунок взрослого. В группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет (группа №5) в качестве специального приема использовала художественное слово. Главным образом применяла его с целью привлечения интересов и внимания детей к теме занятия, возникновения эмоционального настроя.

У детей 4-5 лет группы общеразвивающей направленности (группа №4) более развита способность более осознанного восприятия, умения различать и сравнивать предметы между собой в процессе их детального обследования. Поэтому в средней группе большое место занимала натура (гриб, неваляшка – хорошо знакомый предмет несложной формы с ясно выделяющимися частями).

По содержанию используемые в этой группе картины, конечно, разнообразнее, чем для детей 3-4 лет, поскольку богаче сама тематика рисунков: кроме изображения отдельных предметов, рисовали и сюжетные сцены («Мышь и воробей», «Кто-кто в рукавичке живет?», «Как розовые яблоки на ветках снегири»).

Бывало дети проявляли инициативу и создавали что-то свое. Я же старалась одобрить их работу, при анализе обратить внимание всех детей на то, что каждый из них смог бы тоже придумать что-нибудь интересное. Например, на образце линии нарисованы зеленой краской (тема «Красивые салфетки»), мазки – красные, а ребенок изменил цвета. Это значит, что он не только усвоил программный материал и у него закрепилось умение, но самое главное то, что процесс рисования становится не простым подражанием.

В группе комбинированного обучения для детей 5-6 лет (группа №3) много внимания уделяла развитию самостоятельного творчества детей. Творческая работа воображения может быть основана на богатстве опыта. Поэтому вопрос о развитии восприятия детей являлся центральным. На занятиях использовалась и более сложная натура (ваза с ветками тополя, опора на фотографию папы и мамы, еловые веточки, игрушки, изображающие разные предметы). В этой группе дети пытались изображать несложные движения живых объектов. Необходимость изменить форму при рисовании заставляла детей более внимательно всматриваться в натуру, сравнивать с ней рисунок («Наша группа», «Белая береза» и др.). Например, при рисовании по теме «Веселый клоун», использовала прием моделирования плачущих, сердитых, смеющихся лиц.

Для расширения знаний детей о строении собственного тела рассматривали картинки с фигурами детей и взрослых людей, выполняли действия с куклами. Широко использовала такой прием: на доске рисовала действия детей, а они демонстрировали изображенные движения. Затем эти изображения включала в сюжетное рисование. Так занятие по теме «Зимние забавы» начиналось с наблюдения детей друг за другом, показывающими движения (метание снежков, катание кома снега, катание на санках, лыжах и т.п.). Один ребенок застывал в какой-то позе, другие дети называли его действия.

Рисование предварялось работой по совершенствованию композиционных навыков, затем дети приступали к выполнению изображений.

Наряду с рисунками, выполняемыми детьми совместно с педагогом и самостоятельно, использовала смешанную технику: аппликация и рисование, что поддерживало интерес детей на протяжении всей работы.

Дошкольники 5-6 лет создавали рисунки, поделки по собственному замыслу на различную тематику, связанную с их жизнью в семье: «Этот день Победы», «Мой папа бравый солдат», «Масленица». Дети приносили свои рисунки в детский сад, после коллективного обсуждения организовывалась выставка детских работ. Проводимая работа вызвала интерес и у родителей дошкольников. Они приносили из дома работы детей, выполненные как самостоятельно, так и совместно с родителями (Зайдулина Алина, Князев Саша, Дышловая Маша, Одоевских Маша, Макланов Никита и др.). Из этих работ была сделана выставка «Вместе с папой, вместе с мамой».

В изобразительном искусстве всякий рисунок начинается с легкого наброска. Поэтому в группе комбинированного обучения для детей с нарушениями речи для детей 6-7 лет (группа №2) учила воспринимать объект в целом, выделяя самое характерное в его формах, сделать самостоятельно набросок и только после этого приступать к передаче точных форм и деталей.

Рисование с натуры с детьми 6-7 лет помогает развить чувство композиции при передаче пространства. Дети очень быстро овладели умением располагать предметы на большом пространстве вблизи и вдали при рисовании окружающей природы. Детям очень нравились занятия с новыми способами изображения («по-мокрому», путем отражения изображения, размывания красок). Поощряла в работах ребят выдумку, фантазию, способность мыслить самостоятельно.

Лепка является разновидностью скульптуры. Дошкольникам доступно овладение приемами работы лепки с мягкими пластическими материалами – глиной, пластилином, соленым тестом.

Разнообразие тематики связано с тем, что лепка выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка. В лепке передача движения облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом. Передавая пространственные соотношения, объекты дети расставляют друг за другом, ближе, дальше от центра композиции.

Начиная с младшего возраста, лепили с детьми рельефные изображения, панно, миниатюры. Для таких поделок использовала бросовый материал: разноцветные тарелки-подложки из-под фруктов, овощей, пластиковые крышки от сметаны, мороженого, спичечные коробки. Дети делали такие работы, что иначе как чудом не назовешь.

Панно детей 5-6 лет, 6-7 лет оригинальны по форме, насыщены по колориту, выстроены композиционно («Солнышко смеется», «Лебедушка», «Петушок», «Нежные подснежники»). Во многих панно дети творчески выразили себя, а самое главное – они все были увлечены работой, довольны ее результатами. Конечно, юным творцам необходима помощь педагога. И я помогала им выбрать сюжет, фон картины, подсказывала, как сделать мелкие детали, обогатить ими композицию, расположить их на ограниченной поверхности (пластмассовая крышка).

С младшего дошкольного возраста учила детей осваивать различные формы: шар, цилиндр, диск, различать их, ориентироваться в величине этих форм, составлять из них несложные фигурки, композиции («Птенчики в гнездышке», «Ягодки на тарелочке», барельеф «Мостик», «Неваляшка»).

В группе общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет (груп-   па №4) большое внимание уделяла правильной передаче пропорций. Для этого показывала, как делить кусок пластилина, чтобы получилось нужное количество частей определенного размера, как проверить их длину. В качестве дополнительного материала использовали зубочистки, трубочки для коктейля, зернышки, перышки, нитки, листочки. Дети этого возраста умеют резать стекой пластилин.

Дети 5-6 лет (группа №3) уже в состоянии проанализировать строение, форму предметов. Многие способы лепки детям знакомы. Учила лепить не только из отдельных частей, но и из целого куска. Дети этого возраста уже могут на глаз определять, сколько потребуется пластилина для частей.

В группе комбинированного обучения для детей с нарушениями речи для детей 6-7 лет (группа №2) большое внимание уделяла обучению детей планировать свою работу, обдумывать заранее изображение формы предмета и его динамику. Это необходимо для развития детской самостоятельности и творческой активности. Во время наблюдения и рассматривания разных предметов предлагала детям внимательно присмотреться к форме, пропорции, положению частей и действию, фактуре, некоторым деталям и дополнительным предметам, усиливающим характеристику образа. Движение в лепке дается детям легче, чем в рисунке, так как они реально действуют с частями предмета и им не нужно прибегать к условным способам изображения, как в рисунке.

В каждой возрастной группе чередовала пластический материал. Любили дети занятия по лепке из соленого теста. А из глины лепили народные игрушки (филимоновская, дымковская, кожлянская).

Аппликация – один из видов прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов (одежды, мебели, посуды) при помощи прикрепления к основному фону вырезанных декоративных или тематических форм. Изображение в аппликации обладает большой условностью по сравнению с рисунком. Для аппликации характерна более обобщенная форма, почти без деталей. Овладению процессом аппликации помогает вырезывание без наклеивания (дети режут бумагу, изготовляя для игры билеты, флажки, учатся пользоваться ножницами).

После занятия аппликацией у детей возникало чувство удовлетворения от работы, появлялось желание сделать еще что-нибудь, и обязательно замечательное. Моя задача – не допустить создания «промежуточных» работ, сделанных кое-как, работ, которые с легкостью, без сожаления можно порвать или выбросить. Я старалась, чтобы каждая работа имела законченный вид, даже если это маленькая божья коровка на зеленом листе или гриб в траве.

Работая с бумагой, я заметила, что у многих детей развивается фантазия, творчество, конструктивное мышление, сообразительность; они лучше усваивают знания об окружающем мире; обогащается их словарь. Руки детей становятся более ловкими, совершенствуется координация движения пальцев и кистей рук.

Дети сами убеждаются, какой удивительный материал бумага! Работая с ней, замечают, что она пластична, готова принять любую форму; что лист бумаги послушен их рукам, и они могут создать фантастический мир, где есть все: облака, дома, деревья, птицы, животные…

В группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет (группа №5) используется наклеивание готовых форм (декоративное – из геометрических и растительных форм; предметное – из отдельных частей и силуэтов). Показывая последовательность выполнения аппликации, каждое свое действие сопровождала объяснением.

В группе общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет (группа №4) дети составляют аппликации, пользуясь как готовым, так и самостоятельно вырезанным материалом. В этой группе были задания, где образец не точно повторяется детьми. При этом самостоятельность детей проявлялась в решении вопросов, не связанных с основной учебной задачей. Так, если основными на занятии являются композиционные задачи, то выбор цвета предоставляла детям. В начале года небольшое количество детей умело пользоваться ножницами, остальные же даже держать их правильно не могли. Поэтому обучение правильному пользованию ножницами в этой группе требовало особого внимания. Это первый сложный инструмент, который попал в руки детей. Для закрепления навыков пользования ножницами давала рекомендации воспитателям и родителям: чтобы облегчить первые попытки, давать детям бумагу в виде узких полосок (шириной 3-4 см), которая разрезается двумя движениями ножниц.

В группе комбинированного обучения для детей с нарушениями речи для детей 5-6 лет (группа №3) основной задачей обучения аппликации является овладение разнообразными приемами вырезывания. Наиболее сложно для детей этого возраста вырезывание симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое. Освоение этого приема требует развитого восприятия и аналитического мышления (умения расчленить предмет на 2 половины и вырезать).

Новым освоенным приемом для детей 6-7 лет является силуэтное вырезывание. В некоторых случаях предлагала силуэтное вырезывание по заранее нарисованному контуру. Более сложный прием вырезывания – из бумаги, сложенной в несколько раз (салфетки, снежинки, цветы).

В группе комбинированного обучения для детей 6-7 лет с нарушениями речи (группа №2) продолжала учить детей сюжетной аппликации. Новым для детей было – это соблюдение последовательности в расположении и наклеивании форм (сначала общий фон (небо, земля), затем предметы дальнего, среднего и переднего планов («Осенний натюрморт в корзине», «Кудрявые деревья», «Тридцать три богатыря»)).

Во всех возрастных группах проводила занятия коллективные и по замыслу самих детей. Готовыми работами оформлялись помещения. Периодически проводились тематические выставки групповые и общесадовские.

Для поддержания интереса детей к художественно-творческой деятельности, развития эстетического вкуса, знакомства с различными способами и средствами изображения дети старших дошкольных групп посещали городские выставки детского творчества, где в книге отзывов выразили свои впечатления.

К городской выставке-конкурсу детского творчества воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений «Золотой ларец» вместе с детьми 6-7 лет (группа №2) сделали коллективную работу «Несем мы прадедам и дедам цветы с поклоном в День Победы», посвященную 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. Старалась, чтобы каждый ребенок принял посильное участие в работе. В итоге работа получилась масштабная, со множеством деталей, выполненных в различных техниках.

Совместная работа принесла всем нам огромное удовольствие, радость от общения. У детей появилась ответственность за успех дела, сформировались целенаправленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, чувство гордости за своих героев, свой край.

А сколько было радости, когда наша коллективная работа «Несем мы прадедам и дедам цветы с поклоном в день Победы» заняла Гран-При в январе 2020 года на выставке-конкурсе детского творчества воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений «Золотой ларец».   В 2019-2020 учебном году привлекала и родителей к совместному творчеству с детьми. Они принимали активное участие в выставках рисунков и декоративно-прикладного творчества в детском саду:

- «Овощной калейдоскоп» (из овощей, фруктов,природного материала),

- «Мышка – символ 2020 года» (новогодняя игрушка на праздничную елку),

- «8 февраля – день освобождения города Курска»,

- «Все цветы для тебя, любимая мама!»,

в которых приняла участие большая часть детей и родителей каждой группы.

В рамках сотрудничества с пожарной частью №4 города Курска вместе с детьми 5-7 лет (группы №4 и№2) в преддверии дня защитника Отечества сделали поздравительные открытки, которые во время экскурсии вручили личному составу ПЧ №4.

Активно участвовали дети 5-7 лет совместно с родителями в городских акциях и выставках:

- «Космический Новый год» в Курском Дворце пионеров и школьников,

 - «Единство семьи – единство народа» - городском конкурсе семейного рисунка, проводимого  городским центром социальных программ «Спектр»,

- «Дед мороз - Единоросс» - конкурсе детских рисунков на сайте Курского регионального отделения партии «Единая Россия»,

- «Моя большая КосмоСемья» - конкурсе поделок и рисунков к дню космонавтики.

       В заключение хочется отметить, что для успешной работы по обучению детей изобразительной деятельности необходим определенный набор материалов и инструментов в достаточном количестве. С помощью педагогов и родителей к учебному году они были приобретены, в течение года пополнялись и дополнялись. Воспитатели групп с пониманием и ответственностью относились к подготовке занятий, к рекомендациям по индивидуальной работе с детьми.

Поэтому считаю, что только хорошо спланированная и слаженная работа всего коллектива ДОУ дает положительные результаты в художественно-творческом развитии дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка по итогам педагогического мониторинга на начало 2019-2020 учебного года

В сентябре 2019 года проводился мониторинг по образовательной области  «Физическое развитие» ООПДО в ГБДОУ № 1, АООПДО в ГБДОУ № 1. В процессе педагогического мониторинга было ...

Отчет педагога по изобразительной деятельности Папуловой О.В. о работе изостудии «Затейники» за 2019-2020 учебный год

Деятельность кружка «Затейники» организована как бесплатная дополнительная образовательная услуга, реализующая приоритетное направление по художественному творчеству детей, в частности рис...

Отчет о работе по самообразованию за 2019-2020 учебный год по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности"

В 2019-2020 учебном году я работаю над темой «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности», которая продолжает быть актуальна в наш...

Конспект педсовета «Итоги работы дошкольного учреждения за 2019 – 2020 учебный год»

Анализ фактического состояния воспитательно-образовательной работы, объективная оценка результатов педагогического процесса, определяющих факторов, влияющих на качество итоговых результатов....

Перспективный план работы с родителями на 2019 – 2020 год учебный год (подготовительная к школе группа)

Цель: создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей, обеспечение права родителей на уважение и ...

Кружковая работа "Крошки-ладошки" по изобразительной деятельности 2019-2020

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21388581","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21388584","attributes":{"alt":"","class"...

Подведение итогов работы педагогического коллектива за 2019/2020 учебный год/ итоговый педагогический совет.

Сценарий педагогического совета содержит полный анализ работы за учебный год....