Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Детство начинается с кукол»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Перевертнева Наталия Ивановна

Цель: формирование представлений об истории создания кукол,  изготовленных из различных материалов,  через  интегрированную работу в центрах активности детей посредством изобразительной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_detstvo_nachinaetsya_s_kukol_perevertneva_n.i.docx40.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка – детский сад «Фантазия»

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

по художественно-эстетическому

 развитию детей старшего

дошкольного возраста

Тема:  «Детство начинается с кукол»

                                                                      Подготовила

                                                                      воспитатель:

                                                                      Перевертнева Н.И.

г. Пыть-Ях

2017г.

Цель: формирование представлений об истории создания кукол,  изготовленных из различных материалов,  через  интегрированную работу в центрах активности детей посредством изобразительной деятельности.

Задачи:

образовательные

  1. формировать  первичные представления детей  о многообразии предметного окружения;
  2.  формировать представления о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей;
  3. закреплять навыки самостоятельного выбора элементов декора и использования в своей творческой работе.

развивающие

  1. развивать ретроспективный взгляд на предметы, желание познавать  историю создания кукол;
  2. продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу (что нужно делать), способы ее достижения (как делать);
  3. развивать умение поддерживать беседу;
  4. развивать координацию движений, образное мышление, двигательную память, мелкую моторику рук;
  5. развивать  детское творчество в процессе продуктивной деятельности;
  6. развивать умение обобщать и делать элементарные выводы. 

воспитательные

  1. воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение взаимодействовать в команде;
  2. воспитывать трудолюбие, усидчивость, настойчивость, целеустремленность в достижении конечного результата;
  3. воспитывать умение радоваться собственными достигнутыми результатами и результатами своих товарищей.  

Предварительная работа:

  1. подготовка презентации «В прошлое кукол»;
  2. подготовка  материалов для центров активности;
  3. разучивание игр «Будем знакомы», «Солнце светит…», «Разноцветная игра», пальчиковой гимнастики «Я здороваюсь везде…», дыхательного  упражнения «Насос»;
  4. рассматривание иллюстраций;
  5.  чтение познавательной литературы.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, фонограмма, эмблемы-метки для   обозначения центров активности, куклы герои центров, «чудесная коробочка», кукла Акварелька.

Центр изобразительной деятельности «Волшебная кисточка»: вырезанный силуэт дымковских игрушек, гуашь, кисточки, ватные палочки, рабочие дощечки, образцы элементов росписи, скульптуры малых форм с дымковской росписью, салфетки, фартуки.

 Центр конструирования «Мастерилка»:  картон, заготовки деталей аппликации,  схема-алгоритм «Тюльпан», рабочие дощечки, клей, влажные салфетки.

Центр грамоты «Говори-читайка»: мнемотаблица стихотворения «Катины игрушки»,  листы бархатной бумаги с изображением  силуэта игрушек, шерстяная нить.

Ход непосредственной образовательной деятельности

Вводная часть (2-3мин)

Звучит фонограмма № 1 (дети входят в группу)

Воспитатель

- Здравствуйте, ребята,  меня зовут Наталия Ивановна, я работаю  воспитателем в детском саду «Фантазия»,  и сегодня пришла  поиграть  с вами.

Нам поможет волшебный мячик.

Игра «Будем знакомы»  (игра - приветствие)

Дети передают мяч, называя свое имя.

Воспитатель

 – Мне приятно с вами познакомиться, теперь я знаю ваши имена. Скажите, какое у вас было дома настроение, когда вы собирались  в детский сад? (ответы детей)

Воспитатель

 – Вы хотите, чтобы настроение было хорошим, радостным?

 ( ответы детей)

Утренний сбор

Воспитатель 

– Послушайте стихотворение и выполняйте движения со мной.

 Солнце светит над землёй, разгоняя тучи                поднять руки, помахать

 Улыбнёмся мы с тобой, миру станет лучше            повороты друг к другу    

                                                                                       показать весь мир      

Ведь в улыбке вся краса – набухают почки              хлопки руками

Улыбнутся небеса – расцветут цветочки.                 поднять руки, показать

                                                                                       цветок

- Улыбнитесь друг другу.

( дети по показу педагога выполняют движения, согласно тексту)

Воспитатель

- Изменилось  ваше настроение? (ответы детей)

- Да, а сейчас  у вас хорошее настроение, потому, что вы в детском саду встретились со своими друзьями.

Слайдовая презентация.

Слайд №1  (изображение коробки)

Воспитатель

 - Ребята, кто прислал чудесную коробку? (ответы детей) 

Слайд  №2 (изображение исчезающей коробки)

Воспитатель

 -  Посмотрим, что в ней? (достаёт куклу «Акварельку», письмо,  загадки)

Воспитатель

 - Это «куколка-Акварелька», письмо от ребят детского сада «Родничок» и загадки. Прочитаем  письмо?

Текст письма (читает педагог) 

«Ребята, мы вам посылаем  чудесную коробочку с  куклой – Акварелькой, которая  живёт в нашей группе в центре творчества,  она   любит с нами рисовать, лепить, делать аппликацию. А  ещё  она любит играть с куклами. Скоро праздник «День кукол» и Акварелька хочет поздравить своих кукол-подружек и подарить им подарки. Как же быть Акварельке? Где  взять столько подарков?»

Может, вы подскажете, как помочь ребятам и  Акварельке  (ответы детей)

Воспитатель

- Да, ребята мы с вами поможем Акварельке сделать подарки для кукол.

Воспитатель

- А вы любите играть? Какими игрушками вы любите играть? А с куклами любите играть? (ответы детей). А все ли куклы одинаковые? (ответы детей).  Да,  куклы все разные. Вы знаете, из чего раньше делали кукол? (ответы детей)

Воспитатель

- Давайте, заглянем в прошлое кукол, и вы  узнаете, из чего их делали. А узнаете вы об этом, если отгадаете загадки.

- В прошлом мы окажемся,  если произнесем волшебные слова.

Игра – превращение

Три раза топнем,

Три раза хлопнем.

Друг другу подмигнём,

Вокруг себя мы повернём,

В прошлое попадём.

( дети выполняют движения по тексту и показу воспитателя)

Звучит фонограмма №2

Основная часть  (20 мин)

Воспитатель

 - Вот  мы и оказались  в прошлом, присаживайтесь (дети садятся на индивидуальные подушечки)

Просмотр слайдовой презентации «В прошлое кукол»

Слайд № 4 (изображение русской деревни 19 века )

Слайд № 5 (изображение  вопросительного знака)

Воспитатель:

- Слушайте первую  загадку.

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.    (Дерево)

(ответы детей)

Слайд № 6 (изображение деревянных кукол)

Звучит фонограмма № 3

«Я кукла деревянная. Давным-давно, когда люди жили в пещерах, одевались в шкуры, ходили на охоту, готовили еду на огне, маленькие дети скучали, им нечем было заняться. И вот тогда, подобрав обыкновенную палочку, взрослый показал ребёнку, как можно забавляться-кормить, качать, укладывать спать палочку. Вот так и появилась на свет первая кукла-палочка - деревянная. Давным-давно, когда ещё не было ни пластмассы, ни стекла, ни красок, ни искусственных волос, дети играли деревянной куклой. Вот такой».

Воспитатель

- На что она похожа? (ответы дети) Да, она похожа на бревнышко. Интересно играть такой куклой? (ответы дети) Да, она совсем не похожа на современную куклу. У неё нет ни рук, ни ног, она не красочная.

Слайд № 7 (изображение  вопросительного знака)

Воспитатель

 - Позже  люди придумали  другую куклу. А из какого материала  она была  сделана, вы узнаете, если отгадаете вторую загадку.

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги,

Чтобы сделать миску, вазу,

Она понадобиться сразу.     (Глина)

(ответы дети)

 Слайд № 7 (изображение глиняных  кукол)

Звучит фонограмма № 4

«Я - глиняная кукла. Спустя много лет человек догадался, что можно добывать глину. Если добавить в неё  воды, она пригодна для лепки. Лепили разную посуду,  а для игры любимым детям взрослые лепили кукол и раскрашивали угольками. Вскоре придумали раскрашивать глиняных кукол красками. Мы стали яркие и красивые. Эти куклы сохранились и до наших дней, но ими не играют. Они служат для украшения».

Воспитатель

 - Вы узнали этих кукол? (ответы дети) Это дымковские куклы. Их делают  в деревне Дымково. Глиняной  игрушкой  неудобно играть, она хрупкая.

Воспитатель

- Прошло много лет, человек  придумал другую куклу – тряпичную.

Слайд № 8  (изображение тряпичных  кукол)

Звучит фонограмма № 5

«Я - тряпичная кукла. Сначала человек научился делать нитки, а потом научился ткать. Ткать – этот значит переплетать нитки, в результате получается ткань. Вот мамы и бабушки у вас вяжут, тоже получается ткань, но только трикотажная. Из ткани люди шили себе одежду, а для детей кукол. Ткань сшивали мешком, набивали во - внутрь сухой травой, ватой, зерном и украшали».

Воспитатель

- Вы хотели бы  с ней поиграть? (ответы дети) Тряпичная кукла быстро пачкалась, ее нельзя было раздевать и одевать.

Воспитатель

-И много лет спустя, человек изобрел пластмассу  и научился делать из нее  различные предметы  и конечно же,  куклу.

Слайд № 9 (изображение современных  кукол)

Звучит фонограмма № 6

«Из пластмассы человек придумал таких кукол, которые сами ходят, танцуют, говорят, поют. У них сгибаются руки, ноги, голова поворачивается и наклоняется. Можно  сделать и маленькую куклу-пупса, и большую куклу с искусственными волосами».

Воспитатель

 - Как можно играть с куклой из пластмассы? (ответы дети) 

 - Ребята, вот мы отгадали загадки  и узнали, из чего раньше делали кукол, из какого материала делают сейчас. Теперь нам нужно вернуться обратно в настоящее. Говорим волшебные слова.

Игра – перемещение

Три раза топнем,

Три раза хлопнем.

Друг другу подмигнём

Вокруг себя мы повернём

И в группу попадём.

( дети выполняют движения по тексту и показу воспитателя)

Звучит фонограмма № 2

Воспитатель 

- Вот мы вернулись  в группу. Кукла Акварелька совсем загрустила, давайте развеселим ее  и подарим ей музыкальный подарок.   Дети, встанем   в круг  и повторим движения.  

Исполняется музыкально-ритмический танец «Разноцветная игра»

Воспитатель

 - Акварельке стало веселее и можно приступать к изготовлению  подарков для кукол-подружек. Какой бы подарок вы сделали на праздник?

(ответы детей)

Реклама центров

Воспитатель

- Ребята, сегодня у нас работают 3 центра. В центре «Волшебная кисточка» с вами будет работать Акварелька, а помогать буду я. Это силуэты дымковских  игрушек, краски гуашь, их нужно расписать красивым узором. Этот материал, будет находиться в центре «Волшебной кисточки».

- В центре «Мастерилка» вас ждет Данила-Мастер. Помогать будет мама Эмили Серсенбиевой, Наида Саидовна. Можете использовать цветную гофрированную бумагу, картон, клей, для поздравительной  открытки «Ваза с цветами».

- В центре «Говори-читайка» встретит вас Катюшка-болтушка. Помогать  будет Наталья Сергеевна. Для кукол можно рассказать стихотворение, его можно выучить с помощью мнемотаблицы, картинки к этому стихотворению  можно выложить из ниток.

- Ребята, выбирайте,   какой  подарок вы хотите приготовить, чтобы помочь куколке Акварельке. Делайте свой выбор. Выбирайте центр, в котором хотите сделать подарок.

(дети выбирают центр активности)

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности

Слайд № 10

Звучит фонограмма № 8

Описание деятельности педагога и детей в центрах активности

Центр активности изобразительной деятельности «Волшебная кисточка» 

Дети расписывают силуэты дымковских игрушек, используют элементы росписи: круги, волнистые линии, точки. На мольберте  находятся образцы элементов  росписи. Для снятия мышечного напряжения педагог предлагает выполнить  пальчиковую гимнастику  «Я здороваюсь везде…».

Я здороваюсь везде,

Дома и на улице,

Даже «здравствуй» говорю –

Я соседской курице.

(дети выполняют движения по показу педагога)

Центр активности конструирования «Мастерилка»

Дети выполняют оригами по схеме-алгоритму «Тюльпаны», расположенных на подставках. Для снятия усталости родитель предлагает выполнить гимнастику для глаз.

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, вверх и вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть будем лучше сразу.

(повтор 2 раза, дети выполняют по показу родителя)

Центр активности  грамоты «Говори-читайка»

Дети с педагогом разучивают стихотворение  «Катины игрушки» по мнемотаблице.

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят.

Два медведя, Буратино,

И  веселый Чиполлино,

И котёнок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

Продолжают работу,  выполняя упражнение «Изонить», опираясь на схему-трафарет с изображением силуэтов игрушек.

Педагог предлагает выполнить дыхательную гимнастику  Е. Антоновой-Чалой «Насос».

Это очень просто - покачай насос ты.

Направо,  налег… руками скользя,

Назад  и вперед наклоняться нельзя

Это очень просто - покачай насос ты.

(повтор 4-6 раз, дети  стоят, скользя руками вдоль туловища, наклон вправо-влево, поочередно, наклоняясь, выдох с произнесением звука  «с-с», выпрямится- вдох)

Заключительная часть (3мин)

Итоговый сбор (по сигналу свистульки педагог приглашает детей на место итогового сбора) 

Презентация работ детьми

Воспитатель

- Ребята,   подойдите  ко мне, и мы вместе посмотрим, какие подарки у вас получились. Кто работал в центре «Волшебная кисточка». Расскажите, какой подарок вы приготовили? (ответы детей)

- В центре «Говори-читайка», ребята выучили стихотворение. Расскажите нам его. (Дети читают стихотворение по мнемотаблице).

 Покажите, какие картинки у вас получились с помощью нитей.

-  Кто работал в центре «Мастерилка»?  Покажите, что получилось у вас?

  ( дети презентуют свои работы)

-Как вы думаете,  подружкам Акварельки понравятся ваши подарки?

(ответы детей)

- Ребята, вы молодцы.

Рефлексия (1-2мин)

Воспитатель

- Что вам больше всего понравилось? (ответы детей)

-Что вам показалось наиболее сложным, трудным? (ответы детей)

-Чтобы вы хотели  узнать о куклах? (ответы детей)

- Полюбуйтесь своими работами, покажите друг другу и Акварельке, я подготовлю коробку для ваших работ. Ребята, здесь лежит сюрприз для вас.

(педагог достает подарок мелки, раздает детям)

Воспитатель

- Я и Акварелька прощаемся с вами. Вы ребята молодцы. Спасибо вам и взрослым. До  свидания.

Звучит фонограмма № 1

Используемая литература

1. О.В. Дыбина   Что было до…  ООО «ТЦ Сфера» , 2010;

2. Т.С.Комарова  Изобразительная деятельность в детском саду     Старшая группа    «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2014;

3. Т.С.Комарова  Развитие художественных способностей дошкольников «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по рисованию для детей раннего возраста МБДОУ № 12 Тема: «Мимоза»

Занятие с детьми раннего возраста  по изодеятельности с использованием приемов  нетрадицинной  техники рисования...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ИЗО для детей старшего возраста «Рыбки-мобили»

Непосредственно образовательная деятельность – рисование.Образовательные области: Познание. Коммуникация. Художественное творчество....

Конспекты непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей раннего возраста от 1,5 до 3-х лет

Конспекты непосредствено образовательной детяельности по развитию речи детей раннего дошкольного возраста...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП для детей старшего возраста по теме: «Цветик - семицветик» Воспитатель Лищенко М.В.

1.Учить выкладывать числовой ряд до 10 и соотносить цифры с количеством предметов.2. Совершенствовать навыки прямого и обратного счета, с любого заданного числа. Закреплять знания о геометрических фиг...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по лепке для детей подготовительного возраста в логопедической группе. Тема: Композиция «Подснежники».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по лепке для детей подготовительного возраста в логопедической группе.Тема: Композиция «Подснежники»....