статья
статья по рисованию (подготовительная группа)

Значение искусства в эстетическом  развитии человека.

Воспитание  творческой личности.

С детства человек включается в уникальную интегративную структуру – духовную культуру, которая формирует личность каждого независимо от того, насколько он сам влияет на нее. И вместе с тем духовная культура является достоянием любого члена общества.

Ребенок с рождения окружает мир вещей, несущий на себе отпечаток развития цивилизации как совокупности материальных ценностей и представлений социально – эстетического идеала.

Искусство – важнейший компонент духовной культуры. Оно включает в себя многие виды – литературу, живопись, музыку, театр и т.д.

В художественно – творческой деятельности детей эти виды искусства необходимо максимально синтезировать, чтобы создать у ребят целостную картину мира в его материальном и духовном единстве.

Процесс и результат художественно – творческой деятельности становится не столько целью, сколько способом познания мира и средством как глубокого эмоционального выражения чувств самого ребенка, так и постижения замыслов изучаемых им авторов различных художественных произведений. При этом художественно – творческая деятельность ребенка содержит все этапы познания, присущие взрослому: созерцание, размышление и практическая реализация идеи.

Общение с искусством воспитывает эстетический вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал, сопоставляя его с идеалом того или иного художника, композитора, писателя, соотносить ценностные ориентиры разных эпох и народов. Оно способствует совершенствованию чувств, очеловечиванию различных явлений жизни и природы.

Именно поэтому задача эстетического воспитания в образовании должна сводиться к постоянному развитию интеллектуального и чувственного начал в человеке.

Через приобщение к искусству активизируется творческий потенциал личности, и чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет его проявление по отношению к художественным ценностям мировой культуры, тем более развитым будет эстетическое сознание человека, что непременно скажется на расширении сферы  его духовных потребностей.

Каковы же возможности каждого  вида искусства в плане эстетического воздействия на человека? Каждый из них обладает своим художественно – образным языком, спецификой воссоздания действительности. Не все стороны жизни подвластны изображению, каком то одном виде искусства. То, что подвластно музыке, не всегда может выразить скульптура, то, что изображает литература, не может быть полностью выражено средствами живописи.

В живописи основные изобразительные задачи решаются с помощью линии, в музыке – с помощью мелодии; в живописи эмоциональное настроение картины достигается при помощи колорита, в музыке – при помощи лада; в живописи композиция существует как соотношение цветовых пятен, в музыке – как соотношение гармонических построений.

Художественно – творческая деятельность рождает у ребенка чувство сопричастности миру прекрасного, открывает пути освоения мира через его преображение.

 

Как помочь детям полюбить и понять музыку?

Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного,  умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, а «прекрасное пробуждает доброе». 

Воспринимая музыку, ребенок глубже чувствует  и осознает  окружающее. Оно будит его мысль и чувства, развивает творческую фантазию, формирует художественный вкус.

Но музыка – действенно средство воспитания лишь тогда, когда она осознанно воспринимается ребенком, когда он чувствует ее настроение.

Семья должна помочь детям полюбить музыку, понять ее. К сожалению, многие родители считают, что забота о музыкальном воспитании правомерна по отношению к одаренным детям или детям, у которых есть музыкальные способности, а если ребенок не испытывает интерес а к музыке, то и приобщать его к ней совсем необязательно.

Родителям нужно помнить, что невосприимчивых к музыке детей – нет.  Каждый нормальный, здоровый ребенок всегда эмоционально реагирует на музыку. К тому же главным является не само по себе обучение музыке, а воздействие музыкой на общее развитие и духовный мир ребенка. «Моцартом может быть только Моцарт … . Но Моцарт  может быть в каждом!»

Как воспитывать музыкальное восприятие у ребенка в семье? Как пробудить у детей интерес к музыке, умение не только слушать ее, но и слышать? Прежде всего, необходимо создать такие условия, при которых наилучшим образом будет формироваться художественный вкус ребенка.

Нельзя забывать и личном примере  взрослых, который выражается в собственном отношении к музыке. Если после концерта мама или папа увлеченно говорит прослушанное произведение – одно из лучших, то и ребенок начинает задумываться о том, понравилось ему или нет, а главное почему.  Чем раньше ребенка начинают приобщать к музыке,  тем успешнее идет его развитие в целом.

Родители должны постоянно интересовать, чем ребенок занимается на музыкальных занятиях: какие песни поет, какую слушает музыку. Интерес родителей к занятиям ребенка тем самым  поддерживает стойкий интерес и у самого ребенка к музыкальным занятиям, желанию музицировать. Дети, чьи родители знают детский репертуар (по информации в родительских уголках) чаще поют дома, двигаются под танцевальную или просто лирическую музыку, эти дети более коммуникабельны, раскрепощены, музыкальны.

Конечно,  у родителей могут быть свой музыкальный вкус, который формировался под воздействием социума, но нельзя ограничивать собственного ребенка. Важно иметь дома в своей фонотеке музыкальные произведения разных жанров, возможно, самые известные, которые более понятны и интересны большинству. У ребенка должен быть выбор и возможность формировать свой собственный музыкальный вкус.  Если таких произведений дома нет, то родители могут обращать внимание ребенка на концерты, которые транслируются по телевидению. Это не только серьезная классическая, русская народная музыка. Есть концертные произведения для маленьких: музыкальные сказки, оперно – балетные утренники (для детей и с участием детей). 

Дети дошкольного возраста, вместе с родителями, могут посещать театр. В это возрасте они уже вполне готовы к восприятию детских спектаклей: оперы, балета, мюзикла. При этом важно, чтобы родители: высказывались  свои впечатления об увиденном;  интересовались мнением ребенка; поясняли сюжет спектакля; обсуждали выразительные  средства, с помощью которых артисты передали образы.

Для самостоятельных занятий музыкой дома нужно создавать условия, при которых ребенок имеет возможность проявить свои музыкальные способности. Это могут быть детские музыкальные игрушки, музыкальные инструменты (барабан, металлофон, бубен). Нужно поощрять самостоятельные занятия музыкой ребенка (даже если оно не очень удачное и раздражат слух). Если ребенок издает резкие, громкие звуки, объяснить, что это отрицательно влияет на слух, снижаю его чувствительность и восприимчивость. Взрослый может показать, как правильно держать инструмент, как и какие звуки  должен извлекать музыкальный инструмент, чтобы было красиво и нравилось окружающим.

Если ребенок поет, то поддержать его (петь можно не зная слов, только мелодию). Голосовой аппарат у ребенка только формируется, связки слабые и хрупкие, гортань нежная. Но спокойное (не надрывное, громкое) пение развивает связки, учит владеть тембром и силой голоса .

Русские люди всегда славились своей музыкальной восприимчивостью (не зависимо от сословия). Кто - то играл на гармони, свирели, пел задушевные  или залихватские песни, а кто - то приглашал для своих детей музыкантов и репетиторов. Праздник или выезд в оперу всегда был событие. Люди заранее готовились «душой и телом».

Дети приходят в этот мир «чистыми». Они в праве требовать от нас открытия для них нового и неизведанного. Мы – окружающие их взрослые заполняем их духовностью, нравственностью, формируем детскую  личность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_iskusstva_v_esteticheskom_razvitii_cheloveka.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Значение искусства в эстетическом  развитии человека.

Воспитание  творческой личности.

С детства человек включается в уникальную интегративную структуру – духовную культуру, которая формирует личность каждого независимо от того, насколько он сам влияет на нее. И вместе с тем духовная культура является достоянием любого члена общества.

Ребенок с рождения окружает мир вещей, несущий на себе отпечаток развития цивилизации как совокупности материальных ценностей и представлений социально – эстетического идеала.

Искусство – важнейший компонент духовной культуры. Оно включает в себя многие виды – литературу, живопись, музыку, театр и т.д.

В художественно – творческой деятельности детей эти виды искусства необходимо максимально синтезировать, чтобы создать у ребят целостную картину мира в его материальном и духовном единстве.

Процесс и результат художественно – творческой деятельности становится не столько целью, сколько способом познания мира и средством как глубокого эмоционального выражения чувств самого ребенка, так и постижения замыслов изучаемых им авторов различных художественных произведений. При этом художественно – творческая деятельность ребенка содержит все этапы познания, присущие взрослому: созерцание, размышление и практическая реализация идеи.

Общение с искусством воспитывает эстетический вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал, сопоставляя его с идеалом того или иного художника, композитора, писателя, соотносить ценностные ориентиры разных эпох и народов. Оно способствует совершенствованию чувств, очеловечиванию различных явлений жизни и природы.

Именно поэтому задача эстетического воспитания в образовании должна сводиться к постоянному развитию интеллектуального и чувственного начал в человеке.

Через приобщение к искусству активизируется творческий потенциал личности, и чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет его проявление по отношению к художественным ценностям мировой культуры, тем более развитым будет эстетическое сознание человека, что непременно скажется на расширении сферы  его духовных потребностей.

Каковы же возможности каждого  вида искусства в плане эстетического воздействия на человека? Каждый из них обладает своим художественно – образным языком, спецификой воссоздания действительности. Не все стороны жизни подвластны изображению, каком то одном виде искусства. То, что подвластно музыке, не всегда может выразить скульптура, то, что изображает литература, не может быть полностью выражено средствами живописи.

В живописи основные изобразительные задачи решаются с помощью линии, в музыке – с помощью мелодии; в живописи эмоциональное настроение картины достигается при помощи колорита, в музыке – при помощи лада; в живописи композиция существует как соотношение цветовых пятен, в музыке – как соотношение гармонических построений.

Художественно – творческая деятельность рождает у ребенка чувство сопричастности миру прекрасного, открывает пути освоения мира через его преображение.

Как помочь детям полюбить и понять музыку?

Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного,  умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, а «прекрасное пробуждает доброе».  

Воспринимая музыку, ребенок глубже чувствует  и осознает  окружающее. Оно будит его мысль и чувства, развивает творческую фантазию, формирует художественный вкус.

Но музыка – действенно средство воспитания лишь тогда, когда она осознанно воспринимается ребенком, когда он чувствует ее настроение.

Семья должна помочь детям полюбить музыку, понять ее. К сожалению, многие родители считают, что забота о музыкальном воспитании правомерна по отношению к одаренным детям или детям, у которых есть музыкальные способности, а если ребенок не испытывает интерес а к музыке, то и приобщать его к ней совсем необязательно.

Родителям нужно помнить, что невосприимчивых к музыке детей – нет.  Каждый нормальный, здоровый ребенок всегда эмоционально реагирует на музыку. К тому же главным является не само по себе обучение музыке, а воздействие музыкой на общее развитие и духовный мир ребенка. «Моцартом может быть только Моцарт … . Но Моцарт  может быть в каждом!»

Как воспитывать музыкальное восприятие у ребенка в семье? Как пробудить у детей интерес к музыке, умение не только слушать ее, но и слышать? Прежде всего, необходимо создать такие условия, при которых наилучшим образом будет формироваться художественный вкус ребенка.

Нельзя забывать и личном примере  взрослых, который выражается в собственном отношении к музыке. Если после концерта мама или папа увлеченно говорит прослушанное произведение – одно из лучших, то и ребенок начинает задумываться о том, понравилось ему или нет, а главное почему.  Чем раньше ребенка начинают приобщать к музыке,  тем успешнее идет его развитие в целом.

Родители должны постоянно интересовать, чем ребенок занимается на музыкальных занятиях: какие песни поет, какую слушает музыку. Интерес родителей к занятиям ребенка тем самым  поддерживает стойкий интерес и у самого ребенка к музыкальным занятиям, желанию музицировать. Дети, чьи родители знают детский репертуар (по информации в родительских уголках) чаще поют дома, двигаются под танцевальную или просто лирическую музыку, эти дети более коммуникабельны, раскрепощены, музыкальны.

Конечно,  у родителей могут быть свой музыкальный вкус, который формировался под воздействием социума, но нельзя ограничивать собственного ребенка. Важно иметь дома в своей фонотеке музыкальные произведения разных жанров, возможно, самые известные, которые более понятны и интересны большинству. У ребенка должен быть выбор и возможность формировать свой собственный музыкальный вкус.  Если таких произведений дома нет, то родители могут обращать внимание ребенка на концерты, которые транслируются по телевидению. Это не только серьезная классическая, русская народная музыка. Есть концертные произведения для маленьких: музыкальные сказки, оперно – балетные утренники (для детей и с участием детей).  

Дети дошкольного возраста, вместе с родителями, могут посещать театр. В это возрасте они уже вполне готовы к восприятию детских спектаклей: оперы, балета, мюзикла. При этом важно, чтобы родители: высказывались  свои впечатления об увиденном;  интересовались мнением ребенка; поясняли сюжет спектакля; обсуждали выразительные  средства, с помощью которых артисты передали образы.

Для самостоятельных занятий музыкой дома нужно создавать условия, при которых ребенок имеет возможность проявить свои музыкальные способности. Это могут быть детские музыкальные игрушки, музыкальные инструменты (барабан, металлофон, бубен). Нужно поощрять самостоятельные занятия музыкой ребенка (даже если оно не очень удачное и раздражат слух). Если ребенок издает резкие, громкие звуки, объяснить, что это отрицательно влияет на слух, снижаю его чувствительность и восприимчивость. Взрослый может показать, как правильно держать инструмент, как и какие звуки  должен извлекать музыкальный инструмент, чтобы было красиво и нравилось окружающим.

Если ребенок поет, то поддержать его (петь можно не зная слов, только мелодию). Голосовой аппарат у ребенка только формируется, связки слабые и хрупкие, гортань нежная. Но спокойное (не надрывное, громкое) пение развивает связки, учит владеть тембром и силой голоса .

Русские люди всегда славились своей музыкальной восприимчивостью (не зависимо от сословия). Кто - то играл на гармони, свирели, пел задушевные  или залихватские песни, а кто - то приглашал для своих детей музыкантов и репетиторов. Праздник или выезд в оперу всегда был событие. Люди заранее готовились «душой и телом».

Дети приходят в этот мир «чистыми». Они в праве требовать от нас открытия для них нового и неизведанного. Мы – окружающие их взрослые заполняем их духовностью, нравственностью, формируем детскую  личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...