"Нетрадиционная техника изображения в художественно-изобразительном развитии детей дошкольного возраста"
статья по рисованию

Альбекова Гульсум Шагибаловна

Интересная статья о возможностях эстетического развития детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционные техники изображения в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста  

«Каждый ребенок – художник.   Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.»    Пабло Пикассо  

        Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и всех детей. Общение с искусством доставляет огромное удовольствие в жизни дошкольников.

        Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» по ФГОС ДО рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами национальной культуры Республики Башкортостан и решает следующие задачи:  

  • развитие творческих способностей  детей дошкольного возраста, раскрытие  творческого потенциала и личностных качеств, используя различные техники и жанры   изобразительного искусства.
  • формирование способности к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью с применением нетрадиционных техник изображения.
  •  обучение основам создания художественных  образов, формирование практических навыков  и умений в разных видах художественной  изобразительной деятельности.
  • приобщение к лучшим образцам регионального, отечественного и мирового искусства.

 Для реализации этих задач в работе с детьми используются программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы,  методические пособия «Рисование с детьми дошкольного возраста» Р.Г.Казаковой, «Развитие художественных способностей дошкольников», «Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С.Комаровой; по региональному компоненту – программа Академия детства» (авторы Азнабаева Ф.Г., Фаизова М.И., Агзамова З.А.),программа «Башкортостан – тыуган илем» (авторы:Азнабаева Ф.Г.,Альбекова Г.Ш.,Буранбаева А.Р.,Муртаева К.Ф.), методическое пособие «Ильгам», «Рисуем, фантазируя» под редакцией Ф.Г.Азнабаевой, где раскрыты нетрадиционные техники рисования детей с двух до десяти лет.

      Нетрадиционное рисование – это  искусство  изображать, не основываясь на традиции: это выбор оригинальных форм, способов, средств выразительного изображения.

        Виды нетрадиционного рисования детей дошкольного возраста (2-8 лет)  

-  по выбору материала (краски, карандаши, гуашь, тушь, восковые мелки, свечи, типографская краска, соль, уголь, сангина, постель, хна, глина, пластилин, песок, крупы, кофе, природный материал и др.);

      - по способу изображения (однослойные, многослойные);

      -по выбору средств (пальцы, ладошки, палочки, трубочки, тампоны, губки, трафареты, конверты с насадками и др.)

       -  по организации композиции (моносюжетные, коллаж);

       -по организации деятельности детей (индивидуальная, парами, подгруппами, конвейерная).

          А сейчас остановимся на  методике организации работы по овладению  нетрадиционными техниками рисования с детьми младшего дошкольного возраста мы используем:

  • •рисование пальчиками;
  • •оттиск печатками из картофеля, моркови, пенопласта; 
  • •рисование ладошками. 

        Для детей среднего дошкольного возраста предлагаем усложнить технику изображения:

  • •тычок жесткой полусухой кистью.
  • •рисование на сырой бумаге гуашью  
  • •печать пробками;
  • •восковые мелки + гуашь  
  • •свеча + акварель; 
  • •отпечатки листьев;
  • •рисование ватными палочками; 
  • •рисование тампонами 
  • •монотипия предметная

       В старшем дошкольном возрасте, учитывая их предрасположенность к различной художенственно-творческой деятельности добавляются новые техники с разными материалами:

  • •рисование солью, песком, манкой;  
  • •рисование мыльными пузырями; 
  • •рисование на  мятой бумаге; 
  • •кляксография с трубочкой; обычная
  • •монотипия пейзажная и фантастическая
  • •рисование на сырой бумаге мелом; 
  •   ниткография 
  • •граттаж цветной и черно-белый

          •пластилинография по контуру и намазыванием 

  • Набрызг         
  • Коллаж          

             Совместная деятельность педагога с детьми: 

Перечисленные виды техники нетрадиционного изображения выполняются в совместной деятельности педагога с детьми:

      Взаимодействие друг с другом - создание коллективных работ    групповые  «Мастерские», где дети, сотрудничая производят общий продукт  («Лоскутная пластика - Корама», «Художественный войлок», «Бусы для мам», «Кошельки для сюжетно-ролевой игры», «Сумбуля (печатание из листьев, веточек, набрызг)»)
   занимательные показы (кляксография «Зимний лес» , ниткография «Животный мир Башкортостана», монотипия фантастическая

« Народные сказки»

    свободная художественная деятельность с участием педагогов (рисование цветным песком, кляксография «Мои эмоции, мои фантазии»),

-   индивидуальная работа с детьми по всем  нетрадиционным техникам,  

-  рассматривание произведений живописи (выставка местного художника  М. Гафарова, организованная в детском саду),

-     сюжетно-игровая ситуация («Собери портрет художника» и другие) 

-    художественный досуг (атрибуты к башкирским народным сказкам (коллаж, рисование мятой бумагой, цветной граттаж), к Новогоднему балу украшение костюмов и масок ),

-     экспериментирование  с материалом (цветной песок для рисования, мыльные пузыри, пена для бритья «Динопарк». «Зооленд», рисование восковыми мелками, свечой плюс акварель «Аквариум», «Цветы для девочек», «Птицы у кормушки» т.д.) 

-     конкурсы детских работ  («Добрые и злые персонажи башкирских и русских сказок в разной технике по выбору детей», ) 

                         (Выставка)        

                Результаты детских работ по нетрадиционной технике изображения постоянно оформляются выставками, например «Родной Баймак» (использование крупы, соли, песка),  «Батыры из волшебных сказок» (использование коллажа, набрызга, тампонирования, кляксографии), «Портреты наших мам» (пластилинография, коллаж, живопись ладонью и многие другие), которые формируют у них уверенность в своих возможностях, воспитывают положительные и доброжелательные отношения к окружающему миру и эстетическое  отношение к художественным образам.

    Дети с удовольствием и с большим старанием оформляли паспарту  своих работ  для выставки.

              (Взаимодействие с семьей)

-       После увиденных работ детей, выполненных разными техниками  на выставке родитель- художник  Зульфия Утяева изъявила желание научить детей новому варианту по граттажу. На мастер - классе  получили новые навыки, так же оформили выставку  совместных работ с детьми. 

-       Граттаж  знакомит ребенка с основами композиции, дает представление о физических свойствах веществ (краски, воск, тушь), развивает воображение и мелкую моторику рук, комплексно воздействует на ребенка, способствуя скорейшему его развитию.

    Был проведен семинар – практикум «Волшебная пена»  для родителей   рисование пеной для бритья. По инициативе родителей составлена композиция «Инопланетянин».

            Наблюдения за эффективностью рисования в детском саду  приводят  к выводу о необходимости использования нетрадиционных техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. 

         Изобразительная деятельность позволяет интегрировать разнообразные виды деятельности: музыкальной, восприятие художественной литературы, трудовой, конструктивной, познавательно –

исследовательской.  

       Интеграция помогает ребенку видеть богатство и разнообразие мира, слияние искусств, их взаимодополнение способствуют более глубокому, эмоциональному раскрытию художественного образа.

       Именно в этом путь формирования не только художественных, изобразительных и литературных, но и интеллектуальных способностей ребенка, основы его нравственного воспитания и социального развития.

       Все выделенные в стандарте образовательные области необходимы для всестороннего развития ребенка на всех этапах дошкольного детства, но, пожалуй, именно область «Художественно- эстетическое развитие» обладает таким мощным потенциалом, который объединияет все области и интегрирует их в воспитательно- образовательном процессе.

              Показатели эффективности  деятельности педагогов ДОУ по ФГОС ДО видите на слайде:

  • учет психолого-возрастных и индивидуальных особенностей
  • построение образовательного процесса на основе взаимодействия, ориентированного на интересы и возможности  ребёнка и учитывающего социальную ситуацию  развития
  • поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности
  • возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения

Таким образом, нетрадиционные техники изображения в ДОО: 

  • способствуют  снятию детских страхов, развивает уверенность своих силах;
  • развивают пространственное мышление и учат детей свободно выражать свой замысел;
  • побуждают детей к творческим поискам и решениям, к полету фантазии;
  • учат детей работать с разнообразным материалом;
  • развивают чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, чувство фактурности и объемности;
  • во время работы дети получают эстетическое удовольствие;
  • развивают мелкую моторику рук.

       Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность,  которая удивляет и восхищает детей, помогает выполнять работы индивидуально, парами, подгруппой, конвейером, неординарно, нестандартно, на новый лад, оригинально, своеобразно.

      Нетрадиционное рисование – это искусство изображать, не основываясь на традиции.

    Спасибо за внимание!

 

 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нетрадиционные техники изображения в художественно – эстетическом развитии детей дошкольного возраста

Слайд 2

Рисование печатками Берется ластик, на торце рисуется задуманный рисунок, срезается все не нужное. Затем он прижимается к подушке с краской, а после к листу бумаги .

Слайд 3

Тычок жесткой полусухой кистью

Слайд 4

Рисование на сырой бумаге гуашью Лист бумаги мочат с помощью губки. На сырую бумагу кистью накладываются гуашевые пятна. Получаются разноцветные клумбы, букеты цветов или праздничный салют.

Слайд 5

Рисование свечой или восковыми мелками На листе бумаги ребенок рисует свечой или восковыми мелками. Далее берется большой тампон с краской, водится по листу, на цветном фоне появляется рисунок.

Слайд 6

Рисование ватными палочками Сначала рисунок предлагаемый педагогом обводится по контору, затем в краски обмакивают ватные палочки и заполняют контур

Слайд 7

Рисование тампоном Сначала вырезается трафарет, затем прижав его пальцем к листу бумаги, обводится по контору частыми, легкими прикосновениями тампона. Трафарет осторожно убирается.

Слайд 8

Рисование солью, песком и разными крупами Нарисовать рисунок с помощью трафарета или шаблона. Нанести кистью слой клея и пока клей не высох, насыпать сверху густым слоем крупу, соль или песок. После этого дать картинке просохнуть, встряхнуть, чтобы неприклеянные крупинки осыпались.

Слайд 9

Рисование мыльными пузырями В полиэтиленовый стаканчик положить немного пищевой краски или гуаши, добавить немного детского шампуня, воды. Все это тщательно перемешать и при помощи соломинки подуть в стаканчик с раствором краски, вспенить его до образования стойкой пены. Затем взять листок бумаги и опустить на пену. Пузыри начнут лопаться и оставлять следы на бумаге. Взять стаканчик с другой краской и проделать то же самое. Затем отложить листочки бумаги для того, чтобы краска на них высохла. Внимательно рассмотреть и дорисовать.

Слайд 10

Рисование на мятой бумаге Бумага сначала комкается, затем разглаживается. На этой бумаге можно сделать рисунок с помощью разных материалов .

Слайд 11

Кляксография с трубочкой Пластиковой ложкой зачерпывается краска или тушь, выливается на лист, делая небольшое пятно (каепльку). Затем это пятно раздувается из трубочки так. Чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются .


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных техник аппликации и рисования в развитии детей дошкольного возраста.

Работа с нетрадиционными техниками аппликации и рисования позволяет развивать трудовые умения и навыки, формирует воображение и эмоционально-положительное отношение к деятельности....

"Значение нетрадиционных техник рисования в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста"

Рисование - один из путей развития детской личности, но у многих детей в школьном возрасте интерес к рисованию угасает. О выявлении причин угасания интереса к изобразительной деятельности и об одном и...

Нетрадиционные техники рисования, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста

Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей дума...

«Нетрадиционные техники рисования, их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Нестандартные способы рисования всегда проходят весело, эмоционально и креативно. Результат такого творчества получается красивым и необычным, даже если у ребенка нет художественных нав...

ПРОЕКТ «ВОЛШЕНАЯ ТКАНЬ» (НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР)

Использование технологий росписи по ткани в педагогической работе с детьми дошкольного возраста с ОНР....

Сценарий семинара – практикума для родителей «Нетрадиционные техники рисования. Их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Сценарий семинара – практикума для родителей «Нетрадиционные техники рисования. Их роль в развитии детей дошкольного возраста»   Цель: раскрыть значение нетрадици...